Классический балет, как жанр, ставит перед собой задачи передачи эмоционального содержания и эстетического восприятия через гармоничное сочетание музыки, танца и драматургии. Он стремится создать идеализированный образ человека, проявляя красоту движений и техническое мастерство исполнителей, что подчеркивает высокую художественную ценность произведений.
Кроме того, классический балет выполняет образовательную функцию, формируя у зрителя понимание балетного языка и культурных традиций. Он позволяет зрителям погружаться в мир искусства, выражая универсальные темы, такие как любовь, трагедия и борьба, тем самым обогащая их культурный опыт и эмоциональный интеллект.
Культурный ход: в чем смысл балета?
Искусство балета занимает особое место среди других танцевальных жанров, ибо он является одним из первых, возведенных человечеством в ранг "искусства". Его техника и правила могут помочь каждому танцору в совершенствовании других стилей танцевания, не обязательно при этом стремиться стать прима-балериной или премьером. Балет — важнейший жанр в мире танца, так как он лежит в основе большинства других танцев. Без него движения в других стилях танца не могли бы выполнены с такой грацией и выразительностью.
Это может показаться невероятным, но изучение балета полезно как для фанатов хип-хопа, так и для любителей чечетки. Это танцевальное искусство уделяет особое внимание дисциплине, усердию и внимательности, что значительно помогает танцорам в освоении других стилей танца. Поверьте или нет, базовые балетные движения, такие как плие и тондю, часто встречаются в контемпорари, джазе, народных танцах и не только!
Что такое балет?
Балет — это вид классического академического танца, основанный на установленных пяти позициях ног и использующий словарь движений, разработанный с 17 века, который имеет свое начало в королевских танцах. Это театрализованное выступление — оно представляется на сцене перед аудиторией с использованием костюмов, декораций и освещения. Оно может рассказывать историю или выражать мысль, концепцию или эмоцию. Балетный танец может быть волшебным, захватывающим, провоцирующим или тревожным.
И в 21 веке балет все еще в значительной степени зависит от иерархической структуры театра и оперы. Благодаря сложной дележке труда, театр обеспечивает балетную труппу всем необходимым для бесперебойной работы, начиная от билетной кассы и заканчивая организацией репетиций, от бухгалтерии до продажи еды и сувениров в антрактах, от отделов рекламы и связей с общественностью до драматургии, освещения для декораций и костюмов.
Вместе с классическим репертуаром до наших дней дошел и еще один важный аспект балета: система звезд и строгая иерархия, в которой существует четкое разделение между примами и премьерами, солистами и кордебалетом. Зрители восхищаются и боготворят выдающихся танцоров и прославленных хореографов в самых известных труппах.
Галина Уланова в балете «Жизель»
Фото: ТАСС
Исчезновение славы танцора происходит быстро, однако некоторые звезды навсегда останутся в памяти публики. Среди них русские балерины Галина Уланова, Майя Плисецкая и Наталья Дудинская; кубинка Алисия Алонсо; датчанин Эрик Брун и американка Мария Толчиф.
Возможности выразительности окружающего мира в балете бесконечны, поскольку он способен передать эмоции и разрешить жизненные противоречия. Балет всегда прославляет в человеке прекрасное, способствует развитию добрых и благородных чувств.
также музыкальное воплощение идеи.
Свершившись соединении сюжета и музыки, возникает музыкальная драматургия, которая служит основой для создания хореографии балета. При написании музыки для балета необходимо тесное сотрудничество между композитором и балетмейстером, чтобы определить характер будущей хореографии.
Каждый из этих танцев делится на сольный, ансамблевый и массовый (кордебалет), базируясь на народном танце.
Классический танец
Классический танец — это система танцевальных движений, которая развивалась в течение многих веков и у различных народов, и является одним из основных средств выражения в балете. По словам хореографа Л. Д. Блока, классический танец представляет собой систему художественного мышления, которая формирует выразительность движений, характерных для танцевальных выступлений человека на различных этапах культуры. В классическом танце эти движения представлены не в исходной форме, а в абстрактной формуле (Блок, 1987, с.16).
Идея «классического танца» появилась в России в конце 19 века как результат выделения отдельных стилей танца и разделения танцовщиков на «классических» и «характерных» (см. Характерный танец ); постепенно этот термин стал широко используемым, заменяя ранее употреблявшиеся определения («серьезный», «благородный», «академический» и т. д.).
Система классического танца была сформирована путем отбора наиболее выразительных и эстетически ценных движений из различных повседневных и рабочих поз и действий человеческого тела. Огромное влияние на развитие этой системы оказало искусство Древней Греции , в частности образцы древнегреческой хореографии, запечатленные в скульптуре и вазовой живописи.
В Италии в 15 веке начали формироваться уникальные особенности классического танца. Танцмейстеры 16-17 веков предприняли первые попытки систематизировать театрализованный танец и создать специфическую терминологию, в частности, в трудах Ф. Карозо и Ч. Негри. В дальнейшем развитии и становлении системы классического танца большое влияние оказала Франция и труды Королевской академии танца, в которых была разработана специфическая терминология.
Профессиональное развитие народного, бального и сценического танца привело к дифференциации и обобщению их выразительных средств. В классическом танце традиционно используется французская терминология.
Система классического танца строится на различных группах движений, которые объединены общими признаками. Например, группы приседаний (плие), прыжков (жете), вращений (пируэт, тур, фуэте), положений корпуса (аттитюд, арабеск) и другие. В теории классического танца разработаны понятия о различных позициях и движениях, а Виртуозная техника, которая служит средством создания художественных образов балетного спектакля.
В 19 веке русская школа играла значительную роль в развитии классического танца, став основой для создания многих балетных школ по всему миру, следуя итальянской и французской школам.
Как учебное направление, классический танец представляет собой танцевальную гимнастику, необходимую для развития выразительных средств танцора. К. Блазис, А. Бурнонвиль, С. Вигано, Ж.-Ж. Новерр, Ж. Перро, М. И. Петипа, Ф. Тальони, М. Тальони, Э. Чеккетти и другие внесли значительный вклад в его развитие.
Редакция театра, кино, танца
Классический танец
Классический балет представляет собой основной выразительный инструмент искусства балета. Эта система движений была разработана в Италии в конце XVI века и получила свое дальнейшее развитие во Франции. Основы классического танца формируются через экзерсис, который является основой для занятий балетом как начинающих учеников, так и профессиональных артистов. Обучение профессиональных танцоров включает в себя знание музыкальной культуры, истории, литературы и сценической драматургии.
С детства дети проходят гимнастическую подготовку, так как технические навыки в балете прошлого времени продолжают развиваться. Балет является высшим проявлением хореографии (от греческих слов choreia — танец и grapho — писать), где танцевальное искусство достигает уровня музыкально-сценического представления.
В истории балета сформировались разнообразные формы музыкально-хореографических произведений: дуэт (па-де-де), групповые и массовые танцы (па-детруа, па-де-катр, гранд па). Обычно музыка для балета создается специально композитором на основе либретто, иногда выбирается из уже существующих музыкальных произведений.
Термин "Балет" охватывает как многоактные спектакли, так и одноактные миниатюры, а также отдельные танцевальные сцены в оперных постановках. Танцы и сцены, созданные балетмейстером, исполняются артистами балета, среди которых балерина и первый танцовщик, солисты, корифеи, кордебалет. Балет разнообразен: сюжетный — классический повествовательный многоактный балет, драмбалет; бессюжетный — балет-симфония, миниатюра. По жанру балет может быть комическим, героическим, фольклорным.
Зарождение и развитие балета
Искусство балета возникло в период Возрождения. К концу XIV века началось различие между обыденными и театрализованными танцами. Процесс развития театрального танца, начавшийся в Италии и распространившийся в другие страны, привёл к появлению балета в XV-XVI веках.
Вначале балет представлял собой отдельный танцевальный эпизод, встроенный в музыкальное представление или оперу. Во Франции, где балет был заимствован из Италии, он стал величественным дворцовым зрелищем. Началом эпохи балета во Франции и в мире считается 15 октября 1581 года, когда состоялось представление, которое считается первым балетом — «Комедийный балет королевы» (или «Цирцея»). Музыка первых балетов состояла из дворцовых танцев, входивших в старинную сюиту.
В эпоху правления Людовика XIV представления дворового балета достигли высшей степени великолепия, включая сценические эффекты, которые придали зрелищу характер феерии. Людовик XIV был активным участником танцев, и в 1653 году он выступил в роли Солнца в "Балете ночи", что привело к его прозвищу "Король-Солнце". В этом же балете выступал композитор Ж. Б. Люлли, который начал свою карьеру как танцор.
Изначально в балетную труппу входили только мужчины. Французские танцовщики отличались своей грацией и изяществом в исполнении. Итальянские танцовщики внесли новый стиль танца на сцену Парижской оперы — виртуозный, технически сложный и прыжковый стиль танца.
В Парижской опере XVII века был популярен особый жанр театрально-музыкального зрелища — оперы-балеты композиторов Ж. Б. Люлли, А. Кампра и Ж. Ф. Рамо.
В 1701 году во Франции была разработана система записи элементов классического танца. Специалисты в области мировой хореографии признают эти термины, и в настоящее время знание специальных терминов ускоряет процесс обучения.
Это уникальный язык танца, который позволяет общаться с хореографами, понимать специальную литературу, а также кратко записывать учебные комбинации, уроки, этюды, свободные упражнения и композиции. Большинство терминов непосредственно указывает на конкретные действия, выполняемые во время движения (вытягивать, сгибать, открывать, закрывать, скользить и т. д.), некоторые указывают на характер движения (fondu — тающий, gargouillade — журчащий, gala — торжественный), а другие — на конкретный танец, благодаря которому они появились (pas бурре, pas вальса, pas польки). Существуют также термины, в названии которых заложен определенный визуальный образ (например, кошки — pas de chat, рыбки — pas de poisson, ножницы — pas de ciseaux). Особенными являются такие термины, как entrechat royale (по легенде, авторство этого прыжка принадлежало Людовику XIV, в честь которого он и был назван "королевским") и sissonne, приписываемый изобретению Франсуа де Руасси, графу Сиссонскому, жившему в XVII веке.
В XVIII веке в странах Европы, таких как Англия, Австрия и Франция, балет прочно укоренился как самостоятельное искусство. Улучшение техники танца требовало изменений в женском костюме. Воздушная одежда в стиле античности, модная перед Французской революцией, стимулировала развитие балетной техники.
К к концу XVIII века балетный костюм стал гораздо легче и свободнее для движения, что внесло серьезный вклад в развитие техники танца. Стремясь сделать свой танец более грациозным, танцовщицы пытались становиться на пальцы ног, что привело к изобретению танцев на пуантах. В дальнейшем техника работы пальцев ног женского танца стала активно развиваться.
Женщины, которые играли главные роли в балетах, стали существами, которые привыкли жить в других мирах — лесных духов и сильфид. Они были вдохновлены персонажами кельтского и германского фольклора.
Французские художники-костюмеры И. Леконт, Э. Лами, П. Лормье создали образ танцовщицы в белом тюнике, который символизировал неземное существо с венком на голове и крылышками за спиной. Именно благодаря им возник термин «белый» или «белотюниковый» балет. Белый цвет символизирует абсолют, поэтому "белый балет" выражал романтическую тоску по идеалу, а балерина в арабеске стала его графическим образом. Роль кордебалетного танца увеличилась, и танец и пантомима стали единым целым, сочетая в себе сольный, кордебалетный и ансамблевый танец.
Для преобразования балета было нужно развить балетную музыку. Людвиг ван Бетховен сделал первую попытку симфонизации балета в своём произведении "Творения Прометея". Романтическое направление утвердилось в балетах "Жизель" и "Корсар" Адана. Балеты "Коппелия" и "Сильвия" Лео Делиба считаются первыми симфонизированными балетами.
Вместе с этим упростился подход к балетной музыке в произведениях Ч. Пуньи, Л. Минкуса, Р. Дриго. Музыка стала более мелодичной, ритмичной и использовалась лишь в качестве сопровождения для танца.
История балетного романтизма имеет свое особое направление в Дании. Датский романтический балет, известный как стиль "бидермайера", отличается земным и камерным подходом, вдохновленным фольклором. Здесь большое внимание уделяется пантомиме и мужскому танцу, в ущерб пальцевой технике, а женские роли играют второстепенную роль. Эти особенности сохраняются и в современном датском балете.
Романтический балет, окончательно утвердившийся во Франции в 1830-х годах, стал одним из вершин развития хореографического искусства. Он отображает идеализированное представление о человеке в романтических образах.
Когда реализм проник в другие сферы искусства, европейский балет столкнулся с кризисом и упадком. Он утратил свою смысловую и цельную основу, уступив место феерии (в Италии) и мюзик-холлу (в Англии). Во Франции он перешел к консервации изживших себя схем и методов.
В начале XX века хореографическое искусство на Западе находится в состоянии упадка. Классический балет как жанр фактически прекращает свое существование. На его место приходят различные ритмопластические танцы. В каждой стране они имеют свое собственное название: в одной — это современный танец, в другой — выразительный, свободный, художественный, ритмопластический и так далее. Но их всех объединяло одно — их авторы отвергали классический танец как устаревший и неспособный выражать современные темы и образы.
Современный классический балет все еще пользуется спросом. В оперных театрах по-прежнему постановлены классические произведения великих балетмейстеров мира, которые постоянно изменяются и обогащаются новыми идеями от каждого режиссера. Благодаря этому классическое наследие сохраняется актуальным и в наше время. На основе классических произведений создаются новые уникальные работы, которые затрагивают современные проблемы общества, делая балетное искусство увлекательным для зрителей.
История классического танца и балета в России
В Россию классический танец пришел в первой половине XVIII века. В 1738 году была основана первая танцевальная школа (позже ставшая Академией русского балета имени А. Я. Вагановой). Русский классический танец синтезировал в себе элементы французской и итальянской школ исполнительства.
В Преображенском селе под Москвой 8 февраля 1673 года царь Алексей Михайлович устроил первый балет. Это было представление "Балет об Орфее и Эвридике" (1673 г., музыка Г. Шютца, хореограф Н. Лим, Комедиальная Хоромина в селе Преображенском, Москва).
В 1773 году в Москве открылась балетная школа, которая стала основой для будущей Московской академии хореографии. Московская балетная труппа была более независимой, чем петербургская, и отличалась более демократичным и поэтичным стилем. Различия сохранились и в последующие годы: ленинградский балет всё еще отличается классической строгостью и академизмом, в то время как московский балет более известен своей бравурностью, мощными прыжками и атлетизмом.
В 1783 году в Санкт-Петербурге открылся первый публичный театр — Большой (Каменный), который в будущем стал императорским Мариинским театром. В 1803 году его балетная труппа отделилась от оперной и заняла особое место среди других жанров театра.
В начале XIX века русское балетное искусство достигло своего творческого расцвета и сформировалось как национальная школа. Особенность исполнительского искусства русских танцовщиц наиболее точно определил А. С. Пушкин, который описал танец своей современницы А. И. Истоминой как "душой исполненный полет". Балет получил особое признание среди прочих видов театрального искусства.
Поддерживаемый государственными субсидиями, он был подчинен дирекции императорских театров. В 1825 году в Москве был открыт Большой театр, где балетная труппа получила технически оснащенную сцену, а Ведущую танцовщицу, педагога и хореографа преромантического направления Ф. В. Гюллен-Сора. К началу 1830-х годов и московская, и петербургская балетные труппы выступали в хорошо оборудованных театрах. Русский балет органично воспринял зародившийся в Западной Европе романтизм. К середине 30-х годов спектакли отличались величием и стройностью, высоким мастерством и слаженностью ансамбля.
После 1917 года в России балет остался значительным центром национального искусства. Несмотря на эмиграцию выдающихся деятелей балета, русская балетная школа сохраняла свою актуальность и продолжала формировать новых исполнителей. Энергия стремления к новой жизни, революционная тематика и возможность творческих экспериментов вдохновляли балетных мастеров и побуждали их к смелым шагам.
В то же время сохранялись традиции предшественников, искусство исполнения продолжало оставаться академичным. Руководитель труппы Большого театра Горский перерабатывал балеты классического наследия, создавая свои собственные сценические версии («Лебединое озеро», 1920; «Жизель», 1922). Ф. В. Лопухов, возглавивший в 1920-х годах петроградскую труппу, являлся знатоком классического наследия и талантливо восстанавливал старый репертуар. Он поставил первую танцсимфонию «Величие мироздания» (1922), аллегорически изображал революцию («Красный вихрь», 1924), обращался к традиции народных жанров («Пульчинелла», 1926; «Байка про лису…», 1927).
В 1920 году Мариинский и Большой театры получили статус академических театров и были переименованы в ГАТОБ и ГАБТ. С начала двадцатых годов начали работать также музыкальные театры в Свердловске, Перми, Саратове, Горьком, Куйбышеве, а В столицах союзных республик. С середины пятидесятых годов возникли балетные школы при Пермском и Свердловском театрах.
В 1930-х годах сформировалась новая школа исполнительства, которой были свойственны, с одной стороны, лиризм и психологическая глубина, с другой, — героическая манера танца, экспрессия и динамика.
Тем не менее, несмотря на достижения, монополия в одном направлении в балетном театре привела к искусственному однообразию. Многие виды спектаклей, такие как одноактные постановки, бессюжетные и симфонические балеты, исчезли из театральной практики. Танцевальные формы и язык были объединены, поскольку в постановках использовался исключительно классический танец, и лишь иногда — народно-характерный.
В начале пятидесятых годов стала ощущаться необходимость балетных реформ. В 1956 году балетная труппа Большого театра впервые выступила за границей, в Лондоне, что имело огромный успех, но также показало отставание советской хореографии от западной.
В конце 80-х и начале 90-х годов количество гастролей за рубежом увеличилось как у балетных трупп крупнейших оперно-балетных театров, так и у небольших коллективов, созданных с коммерческими целями. С 1970-х годов русские артисты, понимая свою ненужность в устаревшем и бедном репертуаре театров, все чаще начали работать за границей. Нуреев был первым, кто был вынужден остаться за рубежом, за ним последовали Макарова, Барышников; позднее, когда такая практика стала законной, Григорович, Виноградов, Плисецкая, Васильев и другие начали работать за границей, иногда постановщиками спектаклей и даже возглавляя балетные труппы в США и Европе. Многие молодые русские танцовщики работают в зарубежных коллективах.
В современной эпохе русский балет ориентирован на философские вопросы. Художники-балетмейстеры в своих произведениях затрагивают темы человеческого бытия, проникают в глубины человеческой психики, благодаря чему русский балет занимает ведущие позиции на мировой арт-сцене.
Список литературы:
- М. М. Фокин. Против течения. — Искусство, 1961.
- «Русский Балет» — Энциклопедия русского балета. — «Ожившие картины» — балет Гордеева на музыку Баха
- «Балет как синтетическое искусство». — В. В. Ванслов. О музыке и балете
- 4.1981 — Балет. Энциклопедия . — Балет. Энциклопедия, 1981.
- 5.1997 — Русский балет. Энциклопедия / Редакторы Е.П.Белова , Г.Н.Добровольская , В.М.Красовская , Е.Я.Суриц , Н.Ю.Чернова . — БРЭ, «Согласие», 1997.
- Издание 2012 года: «Энциклопедия Балет» / Е.П. Белова, А.А. Фирер. —2010. — М., 2011 — 2012.
Музыка
Петипа создал намного больше произведений, чем мы можем видеть на современной сцене. Каждый сезон он обязан был представлять новый балет. Тогдашние балетные композиторы писали километры музыки. Их балеты после революции были забыты первыми — как лишенные художественной ценности, к тому же написанные иностранцами, в основном Цезарем Пуни и Людвигом Минкусом.
В советское время их деятельность считалась неудачной: не гении, не оригинальны, шаблонны. Однако умение работать в рамках шаблона ценилось во времена Петипа. Балетная музыка требовала особых навыков, знаний и опыта, и была отдельной профессией.
Музыка в балете должна была отчетливо передавать жесты персонажей, их эмоциональные движения, иметь четкий правильный ритм, правильный размер, длительность, характер; она должна была быть острой и запоминающейся. И, самое главное, удобной для танцоров: учитывать и подчеркивать прыжки, вращения, позы. Кроме того, балеты нужно было писать быстро — императорский театр работал как фабрика.
Классический балет был остроактуальным искусством, как ни сложно в это поверить. "Дочь фараона" Петипа была сочинена, когда газеты активно обсуждали строительство Суэцкого канала в Египте. Индийская "Баядерка" возникла в ответ на новое обострение российско-английской политики в 1870-х. Современность всегда стремилась быть исключительной в исполнении.
Во времена Петипа не принято было поднимать ноги выше 90 градусов — вертикальные шпагаты современных балерин нарушали тогдашнюю хореографию. Эта физкультурная эстетика возникла в советские 1930-е годы и вновь ожила в 1970–80-е годы благодаря успехам фигурного катания и художественной гимнастики. Также изменился облик танцовщиц.
Любимые балерины Петипа были маленькими, мускулистыми и крепкими. Все изменилось с появлением Анны Павловой. В детстве ее дразнили "шваброй", и даже технически Павлова всегда танцевала на грани провала, но ее талант превратил ошибки в стиль, а худобу — в правило.
Петипа обнаружил, что у него есть разнообразие вкусов, что позволяет ему оценить и Павлову: он включал ее в число своих любимых балерин. После успеха Павловой, и другие балерины начали худеть. В конце ХХ века, во времена славы французской балерины Сильви Гиллем, балерины начали "расти". Теперь длинные фигуры, стройные тела и высокий рост — обязательные требования для профессионалов в этой области.
Как не прослыть невеждой
— Важно различать танцовщиков балета и балерин.
— Не следует аплодировать в антре, не зная, что представление еще не закончилось.
— Определенно не стоит хлопать в такт фуэте.
— Не отказывайтесь от приглашения посетить «Спящую красавицу» со словами: «Спасибо, я уже был».
— Не используйте слово «носочки».
Источники
- Вазем Е. О. Записки балерины Санкт-Петербургского Большого театра, 1867–1884.
Подписи к слайдам:
Исполнитель: Анна Данилова, 3 класс, МБОУДО «Федоровская ДШИ», Хореографическое отделение, Классический балет XIX века
Искусство балета зародилось в XVI веке в Италии. Во Франции балет стал пышным придворным зрелищем. 15 октября 1581 года стал началом балетной эпохи во Франции и во всем мире, когда был поставлен первый балет с названием «Комедийный балет королевы» (или «Церцея») итальянцем Бальтазарини.
Мари Рамберг (1888-1982) — будущая звезда балета, родилась в Польше, в еврейской семье. В 1912-1913 годах она танцевала с Русским балетом, участвуя в его главных постановках. Балерина приняла активное участие в создании национального балета в Англии.
Анна Павлова (1881-1931) родилась в Санкт-Петербурге. В 1906 году она уже была ведущей балериной театра, но настоящая слава пришла к ней в 1907 году, когда она восхитила всех в миниатюре "Умирающий лебедь". Начиная с 1910 года, Павлова начала гастролировать, и её мировая слава только увеличивалась после участия в Русских сезонах в Париже. Анна Павлова
Матильда Кшесинская (1872-1971) с раннего детства мечтала танцевать. Её отличала фирменная русская пластика, в которой были заметны нотки итальянской школы. Именно Матильда стала любимицей балетмейстера Фокина, который задействовал её в своих работах "Бабочки", "Эрос", "Эвника". Говорят, что Кшесинская была фавориткой самого императора Николая II
Мария Сергеевна Суровщикова (15 [27] февраля 1836 года— 4 [16] марта 1882 года) была юной студенткой Петербургского театрального училища и с удивительным талантом дебютировала на сцене императорского Петербургского театра ещё во время обучения. После окончания учебы в 1854 году, она стала постоянным членом балетной труппы в Петербурге. Вскоре Мария вышла замуж за Мариуса Петипа, который также был танцором труппы.
Балет включает в себя различные жанры — от эпических и лирических до драматических. Это могут быть эпические балеты, лирическо-драматические произведения, балеты-поэмы, балеты-сказки, комедии, драмы, симфонические балеты, актовые и неактовые спектакли, а также балетные миниатюры и даже оперы-балеты.
Благодарим за внимание!
Предварительный просмотр:
История классического балета XIX века
Ученица третьего класса МБОУДО «Федоровская ДШИ»
1) Понятие балета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
2) Балетная история . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
3) Великие балерины . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
4) Разновидности балета . . . .
В XVI веке балет возник в Италии как сценическое выражение объединенного действия или настроения, эпизод в опере. Во Франции придворный балет стал пышным торжественным зрелищем, заимствованным из Италии. 15 октября 1581 года считается началом балетной эпохи во Франции и во всем мире, с постановкой первого балета «Комедийный балет королевы» (или «Церцея») итальянцем Бальтазарини.
Русский балет начал свою историю в 1738 году, когда благодаря прошению господина Ланде появилась первая в России школа балетного искусства — Санкт-Петербургская Академия танца имени Агриппины Яковлевны Вагановой, известная на весь мир. Российские правители всегда поддерживали развитие танцевального искусства.
Михаил Федорович был первым из российских царей, который создал новую должность плясун на своем дворе. Иван Лодыгин стал первым плясуном. Ему было поручено не только танцевать самому, но и обучать этому ремеслу других. Он имел под своим руководством двадцать девять юношей. Первый театр появился во времена царя Алексея Михайловича.
В то время стало обычаем показывать между актами пьесы сценический танец, который называли балетом. Позже, по указу императора Петра Первого, танцы стали обязательной частью дворцового этикета. В 30-е годы XVIII века дворянская молодежь была обязана изучать танцы.
Начало расцвета балета пришлось на период романтизма. Уже в 30-х годах XVIII века французская балерина Камарго укоротила юбку и отказалась от каблуков, что позволило ей ввести в свой танец заноски. К концу XVIII века балетный костюм стал намного легче и свободнее, что способствовало бурному развитию техники танца.
Стремясь придать своему танцу больше воздушности, балерины стали вставать на кончики пальцев, что привело к изобретению пуант. В последующем техника работы на пальцах активно развивалась в женском танце. Первой, кто использовала танец на пуантах как средство выразительности, была Мария Тальони.
Мари Рамберг (1888-1982). Звезда, известная своим настоящим именем Сивия Рамбам, родилась в Польше в еврейской семье. С детства она любила танцы и отдавалась своему увлечению. Мари обучалась у танцовщиц из парижской оперы, и её талант заметил Дягилев.
В 1912-1913 годах она танцевала вместе с Русским балетом, принимая участие в главных постановках. После переезда в Англию в 1914 году, Мари продолжила обучение танцам. В Лондоне она открыла собственную балетную школу, став первой в городе, всего в 22 года.
Мария организовала собственную компанию (1926) и первую постоянную балетную группу в Великобритании (1930), сделав ошеломительный успех. Выступления Марии Рамберг стали настоящей сенсацией благодаря привлечению к работе талантливых композиторов, художников и танцоров. Она приняла активное участие в создании национального балета в Англии, и её имя навсегда вошло в историю искусства.
Анна Павлова (1881-1931) родилась в Санкт-Петербурге, где смогла поступить в театральное училище и в 1899 году поступила в Мариинский театр. Она исполняла партии в классических постановках — "Баядерка", "Жизель", "Щелкунчик".
У Анны Павловой было великолепное естество, и она непрестанно совершенствовала свое мастерство. К 1906 году она уже была ведущей балериной театра, но ее настоящая слава пришла в 1907 году, когда она поразила публику своим выступлением в миниатюре "Умирающий лебедь". С 1910 года Павлова начала гастролировать и стала мировой знаменитостью после выступлений в Парижских русских сезонах.
В 1913 году она в последний раз выступила в Мариинском театре и затем собрала собственную группу, переехала в Лондон и начала гастроли по всему миру со своими подопечными, исполняя классические балеты Глазунова и Чайковского. Танцовщица стала легендой еще при жизни и умерла во время гастролей в Гааге.
Матильда Кшесинская (1872-1971). Несмотря на свое польское имя, она родилась в Санкт-Петербурге и всегда считалась русской балериной. С самого детства она мечтала стать танцовщицей, и никто из её родных не препятствовал ей в этом желании. Матильда успешно окончила Императорское театральное училище и присоединилась к балетной труппе Мариинского театра.
Там она прославилась блестящими выступлениями в "Щелкунчике", "Млады" и других спектаклях. Кшесинская была известна своей фирменной русской пластикой, в которую проникали нотки итальянской школы. Именно она стала любимицей балетмейстера Фокина, который включил её в свои произведения "Бабочки", "Эрос", "Эвника".
В 1899 году Эсмеральда сделала новое имя на сцене, играя в одноименном балете. Начиная с 1904 года, Кшесинская начала гастролировать по Европе и была признана первой балериной России, названной "генералиссимусом русского балета". Её называли фавориткой самого императора Николая II. Историки отмечают, что помимо таланта у нее был железный характер и твердая позиция.
Именно ей приписывают увольнение директора Императорских театров, князя Волконского. Революция сильно повлияла на балерину, и в 1920 году она покинула страну. Кшесинская переехала в Венецию, где продолжала заниматься своим искусством. В 64 года она даже выступала в лондонском Ковент-Гардене. А после смерти легендарная балерина была похоронена в Париже.
Мария Сергеевна Суровщикова (15 [27] февраля 1836 года— 4 [16] марта 1882 года) — Юная Мария поступила в Петербургское театральное училище. Её учительницей была Дарья Лопухина. Она впервые вышла на сцену императорского Петербургского театра, когда ещё училась в училище, и после окончания учебы в 1854 году была принята в петербургскую балетную труппу.
Вскоре она вышла замуж за танцора труппы Мариуса Петипа. Сам будущий прославленный балетмейстер писал в своих мемуарах: «В 1854 году я женился на девушке Марии Суровщиковой, самой грациозной личности, которую можно сравнить только с Венерой». Выступления Суровщиковой — Петипа в Париже и Берлине пользовались большим успехом. Супруги также совершили гастрольные поездки. В 1861—1862 годах они выступали вместе в Риге, Берлине и Париже.
Разные виды балетных постановок проявляют свою уникальность через то, как они связаны с литературой, театром и музыкой, отражаясь в специфических особенностях их содержания и формы.
Изначальная форма балета, такая как интермедии или дивертисменты, входила в оперные и драматические представления, преимущественно мифологического характера. Однако эти исторические разновидности потеряли свое значение после возникновения в 18 веке балета как самостоятельного хореографического представления. В процессе развития балета его формы менялись, приобретая свои особенности в разные эпохи в зависимости от доминирующего художественного направления (см. Барокко, Классицизм, Романтизм).
Так как балет обычно имеет литературную основу, на его жанр накладываются характеристики, присущие литературе (см. Драматургия балета). Существуют эпические балеты ("Пламя Парижа"), лирические ("Шопениана") и драматические ("Лауренсия"). Чаще всего эти виды смешиваются, что приводит к появлению лирико-эпических балетов ("Каменный цветок"), лирико-драматических ("Лебединое озеро"), эпико-драматических ("Спартак"). Иногда балеты также описываются более конкретными литературными жанрами, например, балет-поэма "Бахчисарайский фонтан", балет-роман "Утраченные иллюзии" Асафьева, балет-сказка "Золушка" и другие.
Балет, как вид театрально-сценического искусства, был подразделен на трагедию («Отелло», «Ромео и Джульетта»), комедию («Тщетная предосторожность», «Коппелия») и драму («Медный всадник», «Ангара» Эшпая).
Хореографическое действие балета строится на основе единства драматургии и музыки (музыкальной драматургии). Однако в этом единстве могут преобладать различные акценты. Так появляются разнообразные виды балета: балет-пьеса («Партизанские дни» Асафьева, «Сердце гор») и балет-симфония, основанная, как правило, на симфоническом произведении.
Танцы балетных произведений подразделяют на сюжетные и бессюжетные (например, "Шопениана"), танцевальные и пантомимные ("Карьера мота"), также различают балеты многоактные (например, "Спящая красавица"), одноактные ("Паганини") и балетные миниатюры ("Триптих на темы Родена"). Существует также жанр оперы-балета ("Млада"), однако он не получил широкого распространения.
Советский балет обладает большим разнообразием жанров. Особенно важную роль в нем играет спектакль, органически сочетающий в себе черты балета-пьесы и балета-симфонии, воплощающий жизнь в хореографическом действии, разворачивающемся на основе музыкальной драматургии (постановки Григоровича и других).
Известные балеты XIX века
Балет в трех действиях и шести картинах с музыкой Александра Глазунова, созданный Мариусом Петипа (1898), Лидией Пашковой и Мариусом Петипа на основе рыцарской легенды. Премьера состоялась 7 января 1898 года.
Балет в четырех действиях и семи картинах с завершением в апофеозе Мариуса Петипа, с музыкой Людвига Федоровича Минкуса. Впервые поставлен 23 января 1877 года в Мариинском театре в Петербурге.
Феерический балет в трех действиях с прологом и апофеозом, с музыкой Петра Чайковского, созданный по сказкам Шарля Перро, хореография Мариуса Петипа (1890), Либретто Ивана Всеволожского и Мариуса Петипа, представлен публике в 1890.
Фантастический балет в трех действиях и четырех картинах, с музыкой Петра Чайковского, хореография Мариуса Петипа и Льва Иванова (1895), Либретто Владимира Бегичева и Василия Гельцера, премьера состоялась 4 марта 1877 года.
Балет под названием "Жизель" (полное название "Жизель, или Вилисы", по-французски Giselle, ou les Wilis)
Считается "фантастическим балетом" в двух действиях (1841) от французского композитора Адольфа Адана, с либретто Анри де Сен-Жоржа.
1) Наиболее известные балерины — molomo.ru›inquiry/famous_ballerina.html
Задачи классики балетного жанра
Каково определение балета и какова его история?
Как сказала Галина Уланова: "Мы не просто танцуем, мы говорим языком танца".
Балет — уникальный и многогранный жанр искусства, который не оставит никого равнодушным. Первое упоминание о балете относится к Италии, а жанр сам расцвел во Франции. Однако Россия также гордится своим вкладом в развитие балета, особенно в XIX веке, когда П.И. Чайковский создал подлинный образец русского спектакля.
Подробнее об истории балета и его значении в культурном обогащении человека вы можете узнать на нашей странице.
Что такое балет?
Балет — это жанр музыкального театра, который объединяет несколько различных видов искусства. Танец, музыка, живопись, драматическое и изобразительное искусство переплетаются, чтобы создать слаженное и волнующее зрелище на театральной сцене. Слово "балет" происходит от итальянского и означает "танец".
Когда появился балет?
Первое упоминание о балете возникает в XV веке, когда придворный учитель танцев Доменико да Пьяченца предложил объединить несколько танцев для очередного бала, написав к ним торжественный финал и назвав это балетом.
Однако сам жанр возник немного позднее в Италии, и точкой отсчета считается 1581 год. Именно в этот период в Париже Бальтазарини поставил свой спектакль на основе танца и музыки. В XVII веке стали популярны смешанные представления (опера-балет), где большее внимание уделялось музыке, а не танцу. Только благодаря работе балетмейстера из Франции Жан Жоржа Новера жанр приобрел классические черты с собственным «хореографическим языком».
История жанра балета в России
Известно, что в феврале 1673 года при дворе царя Алексея Михайловича было представлено первое исполнение "Балета об Орфее и Эвридике". Огромный вклад в развитие жанра внес Шарль-Луи Дидло, талантливый балетмейстер. Однако основным реформатором считается знаменитый композитор П.И. Чайковский. Именно в его творчестве началось формирование романтического балета.
Чайковский уделял особое внимание музыке, превращая ее из сопровождающего элемента в мощный инструмент, который помогал танцу тонко выражать эмоции и чувства. Композитор изменял форму балетной музыки и создавал единое симфоническое развитие.
Значительное влияние на развитие балета оказали творчество таких композиторов, как А. Глазунов («Раймонда»), И. Стравинский («Жар-птица», «Весна священная», «Петрушка»), а также работа балетмейстеров М. Петипа, Л. Иванова, М. Фокина. В новом веке выделяется творчество С. Прокофьева, Д. Шостаковича, Р. Глиэра, А. Хачатуряна. В XX веке композиторы начинают искать новые пути для преодоления устаревших стереотипов и устоявшихся правил.
Кто такая балерина?
Балериной раньше называли далеко не всех, кто танцевал в балете. Это было самое высшее звание, которое могла получить танцовщица после многих лет работы в театре и накопления артистических заслуг. Поначалу все выпускницы Театрального училища начинали как кордебалетные танцовщицы, за исключением редких солисток. Некоторым удавалось достичь звания балерины уже через несколько лет работы, а некоторые даже перед уходом на пенсию.
Основные составляющие
Основные элементы балета включают в себя классический танец, характерный танец и пантомиму. Классический танец возник во Франции и отличается невероятной пластичностью и изяществом. Сольные танцы известны как вариации и адажио. Примером может служить знаменитое Адажио из балета "Лебединое озеро" П. И. Чайковского.
Кроме того, эти номера могут входить в состав ансамблевых танцев.
Помимо солистов, участвуют в действии и кордебалет, который отвечает за создание массовых сцен. Часто танцы кордебалета имеют характерный стиль. Например, "Испанский танец" из "Лебединого озера". Под этим термином понимаются народные танцы, включенные в постановку.
Фильмы о балете
Искусство балета нашло свое отражение в кинематографе и стало популярным видом искусства. Существует множество прекрасных кинокартин о балете, которые можно разделить на три большие категории:
- Документальные фильмы – это запечатленная балетная постановка, которая позволяет познакомиться с творчеством великих танцоров.
- Фильм-балет – такие картины также показывают сам спектакль, но уже не на сцене. Например, лента «Ромео и Джульетта» (1982) режиссера Пауля Циннера, где главные роли исполнили знаменитые Р. Нуреев и К. Фраччи; «Сказка о коньке-горбунке» (1961), где главную роль исполнила Майя Плисецкая.
- Фильмы о балете, погружающие зрителей в мир этого искусства, часто показывают события на фоне постановки или рассказывают о жизни в театре. Одним из примеров таких картины является "Авансцена" — американский фильм режиссера Николаса Хитнера, вышедший в 2000 году.
- Отдельного упоминания заслуживают биографические фильмы: "Марго Фонтейн" (2005 год), "Анна Павлова" и другие.
Особое внимание заслуживает фильм 1948 года "Красные башмачки" режиссеров М. Пауэла и Э. Прессбургера, в котором зрители погружаются в мир балета через спектакль по мотивам известной сказки Андерсена.
В 2001 году режиссер Стивен Долдри представил общественности свой фильм «Билли Эллиот», рассказывающий историю 11-летнего мальчика из шахтерской семьи, который мечтает стать танцором и удачно поступает в Королевскую Балетную школу.
Фильм Алексея Учителя «Мания Жизели» (1995) познакомит зрителей с жизнью Ольги Спесивцевой, известной как Красная Жизель, легендарной русской танцовщицы.
В 2011 году вышел фильм Даррена Аронофски «Черный лебедь», показывающий жизнь балетного театра изнутри.
Современное и будущее искусство балета
Современный балет отличается от классического уникальным стилем, экспрессивной одеждой и освобожденной хореографией. В отличие от классики, модерн более акробатичен и свободен в движениях, зависящих от выбранной концепции спектакля.
Постановщик выбирает хореографию, основываясь на выбранной теме. В современных постановках используются элементы национальных танцев, современной пластики и ультра-современных танцевальных стилей. Интерпретация тоже осуществляется в новом ключе, например, в известной постановке Мэтью Борна "Лебединое озеро" девушки были заменены на мужчин.
Творчество хореографа Б. Эйфмана – это настоящая философия в мире танца, так как каждый его балет несет в себе глубокий смысл. Еще одной тенденцией в современном спектакле является размытость жанров, и более правильно его можно охарактеризовать как многожанровый. Он более символичен, по сравнению с классическим, и полон цитат и отсылок. Некоторые постановки используют монтажный принцип построения, состоящий из отдельных фрагментов (кадров), которые вместе образуют цельное произведение.
Кроме того, современная культура проявляет огромный интерес к ремейкам, и балет здесь не исключение. Многие режиссеры стремятся показать классический вариант с новой стороны, что вызывает интерес у зрителей. Новые интерпретации приветствуются, и чем они более оригинальны, тем больший успех им предсказан.
Пантомима – это искусство выразительной игры с помощью жестов и мимики
Современные постановки балетов расширяют установленные рамки, добавляя к классическим компонентам гимнастические и акробатические элементы, а также современные танцы (модерн, свободный танец). Эта тенденция началась еще в XX веке и продолжает оставаться актуальной.
Танец – это искусство, которое сплетает в себе грацию, движение и музыку. Невозможно остаться равнодушным к выразительным выступлениям балетных артистов под звуки классической музыки. Представьте, какое великолепие принесет балет в ваш праздник, сделав его по-настоящему незабываемым.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Балет «Лебединое озеро»
Задачи классики балетного жанра
Хореографические произведения, созданные в прошлом, обладающие неизменной художественной ценностью и продолжающие свое существование в настоящем, как в форме самостоятельных постановок, так и воплощенные при создании новых балетных спектаклей (см. Традиции).
С первых лет Советской власти перед социалистической художественной культурой встала задача бережного сохранения и творческого использования классического балета, защиты его от посягательств "левых" деятелей, ошибочно объявивших классический балет чуждым современности и ненужным народу. Эта задача была успешно решена в истории советской хореографии. Лучшие произведения классического балета (работы балетмейстеров Ф. Тальони, Ж. Перро, А. Сен-Леона, М. И. Петипа, Л. И. Иванова, М. М. Фокина, А. А. Горского и др.) составили основу репертуара советских балетных театров, где они получили новую жизнь. Классический балет — основа школы классического танца.
В творческих постановках балетов К. н. решается проблема сохранения его высоких художественных ценностей при современном осмыслении его идей и образов. Это подразумевает уважение к классическому наследию и одновременно творческую интерпретацию. Примером такого органичного сочетания могут служить постановки балетов: "Жизель" (1944, Большой театр, балетмейстер Л. М. Лавровский), "Спящая красавица" (1973, там же, балетмейстер Ю. Н. Григорович) и другие.
В лучших постановках Константина Никитенко новое звучание приобретает не только балет в целом, но и благодаря искусству исполнителей по-новому, созвучно современности раскрываются все его образы. Таким образом, Марией Тимофеевной Семёновой был раскрыт глубокий драматический и гуманистический смысл в образах Одетты — Одиллии и Никии, Галиной Сергеевной Улановой — Одетты — Одиллии и Жизели, Константином Михайловичем Сергеевым — Зигфрида и Альберта, Вахтангом Михайловичем Чабукиани — Солора и Базиля и другими.
Балет. Энциклопедия, Советская энциклопедия, 1981