Классицизм — это литературное течение, возникшее в XVII-XVIII веках, характеризующееся стремлением к ясности, симметрии и соотношению формы и содержания. Основные принципы классицизма включают соблюдение литературных канонов, стремление к идеалу и сосредоточение на разумном, в отличие от эмоционального подхода, присущего романтизму. Авторитетными образцами классицистской литературы считаются произведения таких писателей, как Мольер и Расин во Франции или Фонвизин и Сумароков в России.
Классицизм подчеркивает важность правила единства действий, времени и места, что позволяет создать гармоничное произведение. В классической литературе часто прославляются высокие идеалы, такие как добродетель, честь и долг, а герои изображаются как образцы морали и благородства. Это течение оказало значительное влияние на развитие отечественной литературы и оставило яркий след в истории искусства.
Классицизм как литературное направление
Классицизм — это направление в искусстве, которое стремится к воссозданию идеальных форм, ориентируясь на классическую (античную) эстетику совершенства форм. Он проявляется в содержании через дидактизм и изображение не реальности, а идеала, а В использовании строгого канона и жанрового разделения. В философии классицизм проявляется через картезианство и приоритет разума над чувством. В период после классицизма наступает эпоха Просвещения и Великая Французская революция, и развивается романтизм.
Классицизм — это литературное течение, которое преобладало в России и Западной Европе с XVII по начало XIX века, и основывалось на подражании античным образцам в строгих стилистических нормах.
Период классицизма — вторая половина XVII века и первая треть XVIII века (к середине XVIII века в Западной Европе он уже утратил свою актуальность).
Главной исторической предпосылкой для возникновения классицизма было установление абсолютной монархии, одномановое правление монарха (короля, царя, императора) в европейских странах, особенно во Франции, где классицизм возник и достиг своего расцвета.
Одномановие требовало от всех граждан абсолютного подчинения монарху, а литература и искусство должны были воспитывать в этом. В свою очередь, правитель тщательно контролировал творчество художников, не допуская никакого проявления свободы мысли.
Древнее искусство было признано образцом искусства, античная эстетика в лице Аристотеля и Горация стали основой для классицистов. Они выдвинули принцип "подражания природе", что подразумевало строгое соблюдение непреложных правил. Примером этому служит "Поэтика" Аристотеля, на которую опирался Н.Буало в своем "Поэтическом искусстве".
Классицизм достигает своего расцвета в XVII веке во французской литературе; именно тогда Буало-Депрео сформулировал основные принципы в своей поэме "Поэтическое искусство" (1674). Основой классицизма стала картезианская философия, выводящая материальное существование из идеи ( "Я мыслю, следовательно, я существую"). Разум рассматривается как первичная и высшая духовная способность человека.
В классицизме мир делится на два уровня: эмпирический и идеологический.
Уровень эмпирического мира представляет собой хаос рассеянных материальных объектов и проявлений, над которыми существует общая идея мироздания и совокупность идеальных образов материальных объектов. Такая двойственная картина мира определяет такие аспекты классицизма, как концепция личности и типология конфликта.
Концепция личности в классицизме также двухуровневая: первый уровень — "естественный" человек, часть материального, эмпирического мира; второй — "общественный" человек, часть идеального мира, руководствующийся не страстями, а разумом. Это приводит к сложной и противоречивой концепции личности, поскольку "естественный" и "общественный" человек — это один и тот же характер, находящийся в ситуации выбора.
Принципы классицизма основаны на идеализации жизни, что означает, что в условиях абсолютизма все ограничено правилами, регламентом и тем, что полезно и необходимо для государства. Основная цель искусства заключается в выполнении своего долга перед государством. В этой связи основным конфликтом в литературных произведениях является противоречие между долгом и чувством, при этом главный герой подчиняет свои личные интересы интересам государства, и в случае нарушения этого баланса всегда несет наказание.
Рационалистические законы разума также подчинены классицизму; его основными категориями являются иерархичность и нормативность.
Для классицизма важным образцом была античная литература, которую они считали высшим проявлением искусства. Одним из основных принципов античной литературы, ценной для классицизма, было стремление к идеалу природы. Но природа в их понимании представлена как ухоженный сад, где все направлено на достижение красоты и хорошего вкуса. Классицистов не интересует правда, если она изображает что-то неприятное. Поэтому они предпочитают вероятность перед истиной.
↑ Жанры классицизма
Классицизм можно разделить на три основных жанра:
- Поднятые (ода, трагедия, эпос).
- Средние (идиллия, эклога)
- Низшие (сатира, комедия, басня).
В литературе установилась жесткая система жанров. Тексты, восхваляющие служение государю, относились к высоким жанрам – эпос, героическая поэма, ода (их тематика – государственная жизнь, исторические события, мифология, их персонажи – монархи, полководцы, мифологические существа, религиозные деятели), а также трагедия (в России трагедии на исторические темы писали А.Сумароков («Дмитрий Самозванец») и Я.Княжнин («Вадим Новгородский)). Тексты, рассказывающие о жизни простых людей, считались низшими (комедия, басня, сатира). Знаменитым создателем комедий был Д.Фонвизин, автор популярных комедий «Недоросль» и «Бригадир»; создателем басен в русской литературе был И.Крылов («Ворона и лисица», «Волк на псарне», «Слон и Моська»). Между высокими и низкими жанрами находились средние – проза, послание (эпистолы), научная поэзия.
Принцип "трех единств" — места, времени, действия — был утвержден классицистической драматургией с целью усиления строгости поэтики. Согласно этому принципу, все события в произведениях должны происходить в одном месте, в течение 24 часов и быть связаны с одной интригой, определяющей действия всех героев. Например, в комедии Фонвизина "Недоросль" все персонажи хотят жениться на Софье, а все события происходят в доме госпожи Простаковой.
Образы в классицистических произведениях были лишены индивидуальных черт и призваны запечатлеть устоичевые, неизменяющиеся родовые признаки, такие как тупоумие, скупость, деспотизм и т. д. Классицистический герой не эволюционирует, а автор всегда предстает как высоконравственная личность, ставящая перед собой дидактические цели.
Литературные образцы, на которые ориентировались писатели-классицисты, включают в себя эпопею Гомера и Вергилия, трагедии Эсхила, Софокла и других, оды Пиндара, комедии Аристофана, басни Эзопа, сатиру Горация и Ювенала.
В XIX веке работы, которые по-прежнему отражают эстетику классицизма включают анакреонтическую поэзию А. С. Пушкина и К. Н. Батюшкова, а также басни И. А. Крылова и "Горе от ума" А. С. Грибоедова. Элементы классицизма также прослеживаются в более поздних произведениях, например в "Вакхической песне", "Я памятник себе воздвиг нерукотворный" А. С. Пушкина, и следы традиционных комедийных характеров и ситуаций в "Грозе", "Лесе" А. Н. Островского.
История возникновения
Этот жанр возник благодаря определённым историческим обстоятельствам. В период абсолютизма, царившего в Европе, существовала целая идеология власти, при которой человек считался лишь подданным государства, а его главной целью было служение родине, гражданское мышление и готовность исполнить свой гражданский долг.
Именно это привлекало внимание в творениях классицизма — борьба между разумом и чувствами, между долгом и личными интересами. Здесь не находится психологической глубины в изображении персонажей, так как никто в то время не обращал внимания на чувства обычного человека. Более того, в этом направлении чаще всего отрицательными героями становились люди, живущие эмоциями, а положительными — те, кто руководствуется логикой и разумом, что позволяет им побеждать первых. Таким образом был сформирован идеал, к которому должен был стремиться каждый человек.
Основой, на которой возник классицизм, стала философская концепция Рене Декарта: "Я мыслю, следовательно, я существую". Эти слова утверждали, что миром правит разум, рационализм, осмысленность.
Особенности классицизма
Правило триединства:
1. Центральная мысль, на которой строится сюжет, должна быть основной, а второстепенные линии должны быть минимальными.
2. Действие происходит в одном конкретном месте, не выходя за его пределы.
3. Ограничение по времени действия — сутки.
Жанры высокой культуры: ода, трагедия, эпопея;
Жанры низкой культуры: комедия, басня, сатира.
Смешивание жанров не допускается.
— Античное искусство является основой и источником вдохновения для классицизма, в котором все античные идеалы воплощаются.
— Основная цель классицизма — воспитание нравственных чувств долга и ответственности.
— Основной конфликт в произведениях классицизма — борьба между чувствами и разумом.
— Воспитание гражданских чувств, патриотизма приоритетно над личными интересами в государственных делах.
— Поддержка разума и использование рационального подхода.
— Чёткое различие между положительными и отрицательными героями, где каждый персонаж символизирует определённое качество: негативное или позитивное (мужество, жадность и т.д.). Персонажи не развиваются, а представляют определённые образцы, которые служат ориентиром для читателей.
— Форма и тема описываются в зависимости от жанра.
— Важны гармония, логичность, ясность языка, строгость и конкретность.
Презентация "Классицизм как литературное направление" 8 класс
Поделившись материалом, вы получите ссылку для загрузки ниже.
Нажмите, чтобы закрыть
Получить код —>
Краткие описания слайдов:
- Термин "классицизм" происходит из латинского «classicus» и означает образцовый художественный метод в искусстве.
- Классицизм возник во Франции в XVII веке.
- Теоретик классицизма — Никола Буало.
Никола́ Буало́- Депрео́
- Классицизм — это направление в литературе и искусстве XVII — начала XIX веков, основанное на образцах античного (классического) искусства.
- Русский классицизм характеризуется национально-патриотической тематикой, связанной с изменениями в Петровскую эпоху.
Жанровое стремление к строгости
- Высокими жанрами считаются те, которые рассказывают о выдающихся событиях и людях — трагедия, оды, героические песни.
- Герои высших жанров — это значимые фигуры в мире искусства и политики, монархи, исторические личности, мифологические или библейские герои. Их описывают торжественным, возвышенным языком высокого стиля.
- В высших жанрах все видные личности только превозносятся, потому что насмешки над ними недопустимы.
- Низшие жанры описывают частную повседневную жизнь простых людей: буржуа, мещан, крестьян, слуг.
- Это может быть комедия, сатира, басня, написанная в разговорном стиле.
- Для каждого жанра характерен свой языковой стиль, соответственно высокий или низкий.
- Герои произведений классицизма — чаще всего это своего рода "шаблоны".
- Так, из произведения в произведение переносятся образы служанок-помощниц своей госпожи, мужественные герои.
- Это так называемые "типичные образы".
- Персонажи — это лица одной добродетели или одного порока.
- содержание сюжетов;
- нарушение жизненной правды: утопия, идеализация, отрыв от реальности в изображении;
- вымышленные образы, стереотипные характеры;
- назидательность произведения, жесткое разделение персонажей на положительных и отрицательных;
- использование сложного языка, непонятного обычному народу;
- обращение к высоким героическим моральным идеалам;
- общенациональная, гражданская направленность;
- установление иерархии жанров.
- Система воплощения образов.
- Принцип трех единств:
- единство времени;
- единство места;
- единство действия.
- время,
- место,
- действие
- Все происходит в течение 24 часов, в одном месте и вокруг одной сюжетной линии.
Принцип "трех единств":
- В литературе Западной Европы:
- Пьер Корнель (трагедии "Сид", "Гораций", "Цинна"),
- Жан Расин (трагедии "Федра", "Митридат"),
- Вольтер (трагедии "Брут", "Танкред"),
- Жан-Батист Мольер (комедии "Тартюф", "Мещанин во дворянстве"),
- Николя Буало (трактат в стихах "Поэтическое искусство"),
- Жан Лафонтен (басни).
(Мари Франсуа Аруэ)
(Жан Батист Поклен)
ЖАН де ЛАФОНТЕН
- В русской литературе:
- Михаил Ломоносов (стихотворение "Разговор с Анакреонтом", "Ода на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года"),
- Гавриил Державин (ода "Фелица"),
- Александр Сумароков (трагедии "Хорев", "Синав и Трувор").
- Я.Б. Княжнин (трагедии «Дидона»,«Росслав»),
- Д. Фонвизин (комедии «Бригадир», «Недоросль»).
Я.Б. Княжнин
- (Княжнин, Яков Борисович, 11 [22] сентября 1742, Иркутск – 1 [13] июня 1791, Санкт-Петербург) — русский драматург и поэт классицизма, автор трагедии «Дидона», которая оказала значительное влияние на развитие русской литературы.
1. Рождение классицизма в России
2. Важность жанров в классицизме
3. Основные принципы русского классицизма
4. Отличия русского классицизма от европейского
- Классицизм представляет собой культурное движение и стиль XVII — начала XIX веков, в котором учитываются античное (древнегреческое и древнеримское) искусство, а также античная литература и мифология, как образцы художественного выражения.
- Литературное направление классицизма начало формироваться в период Возрождения в Италии, но в целостной художественной системой оно стало во Франции в XVII веке.
- Наивысшая точка развития классицизма пришлась на конец XVIII века, во время правления Людовика XIV.
- Классицизм получил широкое распространение в Европе.
Строгое разделение жанров
в прозе — это торжественная речь,
в драматургии — это трагедия.
Самые высокие жанры
Комическое могло проявиться только в "низких" жанрах: басне, эпиграмме, комедии.
В литературных произведениях классицизма изображается общественная жизнь, история, деятели, военачальники, монархи. Встречаются мифологические и библейские сюжеты. Эпоха классицизма — это время просветленного абсолютизма: важно понятие служения государству, гражданского долга. Такие произведения обычно сочинялись александрийским стихом, в них запрещалось использование разговорной речи, и конкретные названия часто заменялись общими (например, вместо слова "волк" использовалось "зверь"). В классической литературе преобладают трагедия, эпопея, оды
В этих произведениях описывается повседневная жизнь обычных людей. Разрешалось использование прозы или разностопных стихов, бытовых деталей, разговорного стиля речи. Классицисты Франции: драматурги Корнель, Расин, Мольер, баснописец Лафонтен, автор трактата "Поэтическое искусство" Буало, Вольтер. В этой литературе преобладают комедия, сатира, басня
своей собственной русской православной культуре
Пространство и логика — два основополагающих принципа классицизма в России.
Первым классиком в России был
Антиох Дмитриевич Кантемир.
Князь Антиох Дмитриевич Кантемир (рум. Antioh Dimitrievici Cantemir;
10 [21] сентября 1708, Константинополь, согласно другим данным — Яссы —
31 марта [11 апреля] 1744, Париж) — русский поэт-сатирик и дипломат,
деятель раннего русского Просвещения. Самый крупный русский
поэт силлабической эпохи (до реформ Тредиаковского — Ломоносова).
Его творчество сыграло значительную роль,
в развитии русского литературного языка и стихосложения.
Младший сын молдавского господаря (правителя)
Дмитрия Константиновича Кантемира и Кассандры Кантакузен.
Родился в Константинополе (Стамбуле). Дмитрий Кантемир
Он стал союзником Петра в неудачной турецкой кампании и потерял свои владения на родине. В 1711 году семья Кантемира переехала в Россию, где его отец был удостоен княжеского титула.
Его первая сатира появилась в 1729 году — "На хулящих учение". Эта сатира имела сильный политический контекст, так как после смерти Петра I многие в России выступали против его реформ. Сатира была высоко оценена Феофаном Прокоповичем.
Невежество уж устроило свое место; То гордится под митрой, ходит в пышном платье, Оно судит за красивой оболочкой, подстрекает конфликты. Наука обезглавлена, в обломках украшена, Из всех благородных домов она разбросана в еретических упреках.
Всего Кантемир написал 9 сатир, последние 4 — за границей. В них, следуя просветительской традиции, он наставляет "что хорошо, а что плохо", обличает пороки и общественные, и человеческие.
Антиох Кантемир считал своей обязанностью как гражданина писать литературные произведения. В предисловии ко второй своей сатире он писал: «Я пишу все, что я пишу, обязан гражданский долг, защищая интересы моих соотечественников».
Так как сатиры Антиоха Кантемира были очень острыми, они не печатались за его жизни, хотя были известны по спискам. Первая публикация его сатир, переведенных на французский язык, произошла в 1749 году в Лондоне. В России его сатиры впервые были опубликованы только в 1762 году, которое было через 18 лет после смерти автора.
- Русская литература:
- М. Ломоносов (стихотворение «Разговор с Анакреонтом», «Ода на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»),
- Г. Державин (ода «Фелица»),
- Трагедии «Хорев», «Синав и Трувор» А. Сумарокова,
- Трагедии «Дидона», «Росслав» Я.Б. Княжнина,
- Комедии «Бригадир», «Недоросль» Д. Фонвизина.
Яков Борисович КНЯЖНИН
- Первый период: литература петровского времени; характеризуется переходным характером; основная особенность — интенсивный процесс «обмирщения» (то есть замена религиозной литературы светской литературой — 1689-1725 гг.) — предпосылки возникновения классицизма.
- Второй период: 1730-1750 гг. — эти годы характеризуются формированием классицизма, созданием новой жанровой системы, углубленной разработкой русского языка.
- Третий период: 1760-1770 гг. — дальнейшая эволюция классицизма, расцвет сатиры, появление предпосылок к зарождению сентиментализма.
- Четвертый период: 1775-1800 года, последние 25 лет — начало кризиса классицизма, формирование сентиментализма, усиление реалистических тенденций.
- Ломоносов вместе с Тредиаковским, Сумароковым, Фонвизиным и другими выдающимися писателями сыграли ключевую роль в развитии русского классицизма.
- В России классицизм имел свои особенности по сравнению с Западом. У нас не существовало такой же устойчивой традиции индивидуализма, как на Западе, особенно во время и после эпохи Возрождения. Поэтому в России классицизм ослаблял острые конфликты. В французской литературе, например, конфликт между долгом и страстью был безвыходным и разрешался трагически, в то время как в русской литературе этот же конфликт мог завершаться примирением разума и страстей или счастливым развитием событий. Иерархия жанров также отличалась. Как известно, драма была основным жанром французской литературы, а самым высоким жанром была трагедия. В России на первое место вышел лирический жанр, а в нем — торжественная, похвальная ода или высокая сатира, близкая к философской или нравоучительной оде. Державин даже назвал свое теоретическое произведение «Рассуждение о лирической поэзии, или об оде», выставив тем самым знак равенства между лирикой и одой.
Первый этап:
Василий Кириллович Тредиаковский, автор трактата «Новый и краткий способ к сложению российских стихов с определениями до сего надлежащих званий» (1735).
Михаил Васильевич Ломоносов написал «Письмо о правилах российского стихотворства», с приложением текста его первой торжественной оды «На взятие Хотина» (1739).
Александр Петрович Сумароков написал стихотворное дидактическое послание, впервые опубликованное в 1748 году отдельной брошюрой под названием «Две эпистолы (в первой предлагается о русском языке, а во второй о стихотворстве)», впоследствии объединенные им под названием «Наставление хотящим быти писателем» (1748).
Второй этап:
Третий этап:
- Прочитайте стихотворение
- В. К. Тредиаковского «Стихи похвальные России», которое стало классикой нового русского стихосложения.
Начну на флейте стихи печальны,
Бесполезно искать достойную России в дальних странах:
Потому что сегодня я думаю о ее доброте
Для размышлений о ней достаточно мудрости.
Россия — моя мать! Мой бесконечный свет!
Позволь мне, твое верное дитя,
Выражаю мою просьбу,
О, как ясно ты сидишь на прекрасном троне!
Ты — ясное солнце Российского неба!
Для других украшают все золотые скипетры,
И драгоценная порфира и митры;
Ты сама украсила скипетр,
И своим светлым лицом украсила венец.
О твоем возвышенном благородстве
Кто бы не знал в этом широком мире?
Ты — воплощение благородства:
Божественное, о, светлое производство.
В тебе верят все благочестивые,
К тебе не подпускают нечестивых;
В тебе нет двойственной веры,
К тебе не решаются приблизиться злодеи.
Твои люди все православные
И всюду славятся своим мужеством;
Такой мать достойны ее дети,
Везде готовы за тебя стати.
Какой ты, Россия, богата!
Где ты, Россия, не показала свою силу?
Ты — единое сокровище всех благ,
Всегда богата, источник славы.
Когда в тебе все звезды светят здоровьем!
И россияне громко кричат:
Живи, Россия! Живи, драгоценная!
Живи, надежда! Живи, благословенная.
Закончу я грустные стихи на флейте,
Про Россию, через страны далекие:
Мне бы понадобилось сто языков,
Чтобы прославить все то, что тебе дорого!
- Источник:
- Г.Фефилова. Литература. 9 класс. I полугодие
- Другие материалы
- Выполнила
- Бурмистрова Р.А.
Классицизм в русской литературе XVIII века
В России классицизм появился не так давно, в XVII веке, и пришёл вместе с европейским Просвещением только во времена Петра I.
/u000D
Развитие русского классицизма в этот период можно разделить на несколько этапов.
/u000D
Литература петровской эпохи стала первым этапом. Она была совсем другой, чем церковная литература, знакомая русским читателям. Сначала классицистическими были только переводные произведения европейских авторов, но вскоре и русские писатели присоединились к развитию этого стиля.
/u000D
Огромную роль в становлении русского классицизма сыграли А.Д. Кантемир, А.П. Сумароков и В.К. Тредиаковский. Они были активными реформаторами русского литературного языка и работали над созданием од и сатиры.
Сатиры Кантемира стали известны по всей стране.
Литературное творчество писателей 20-х годов XVIII века привело к росту популярности русского классицизма в период с 1730 по 1770 годы. М.В. Ломоносов, известный как "отец русской литературы", стал ключевой фигурой в развитии этого направления и русской литературы в целом. Он написал трагедии, поэмы и оды, разработал русский национальный язык и стремился освободить литературу от влияния церкви. Именно Ломоносов стал первым русским поэтом, выражающим идею русского национального самосознания, которая послужила основой для творчества писателей и поэтов XIX — XX веков.
Последняя четверть XVIII века считается финальным этапом развития русского классицизма, когда на смену этому направлению пришел сентиментализм.
Определение 3
Сентиментализм — это направление в литературе, которое появилось в противоположность классицизму и возвеличивало культ души. Писатели-сентименталисты стремились обратиться к эмоциям и переживаниям читателя.
Кризис классицизма был неизбежен. Последними русскими авторами-классицистами считаются А.Н. Радищев, Д.И. Фонвизин и Г.Р. Державин.
Эти писатели скорее разрушали, чем развивали идеи классицизма: в своих произведениях они начали нарушать классицистические правила.
Например, Фонвизин в своих комедиях не соблюдал принцип трёх единств, а Радищев добавлял в свои произведения психологизм, который был нехарактерен для классицизма.
Определение 4
Психологизм — это изображение богатого внутреннего мира героя, его мыслей, чувств и переживаний в произведении.
Некоторые классицистические произведения XVIII века:
- «Ода на день восшествия.», М.В. Ломоносов;
- «Памятник» — произведение Г.Р. Державина;
- «Недоросль» и «Бригадир» — произведения Д.И. Фонвизина;
- «На хулящих учения. К уму своему» — произведение А.Д. Кантемира;
- «Тилемахида» — произведение В.К. Тредиаковского;
- «Дмитрий Самозванец» — произведение А.П. Сумарокова;
- «Мот, любовью исправленный» — произведение В.И. Лукина;
- «Письма Эрнеста и Доравры» — произведение Ф.А. Эмина;
- «Елисей, или Раздражённый Вакх» — произведение В.И. Майкова;
- «Душенька» — произведение И.Ф. Богдановича.
Классицизм в русской литературе XIX века
В XIX веке классицизм уступил место сначала сентиментализму, а затем романтизму и реализму. Несмотря на то, что эти направления как-то связывались с классицистическими идеями (чаще всего отрицая их), сам классицизм стал в прошлом.
Классические идеи и черты постепенно исчезали из литературы. Произведения, которые считались классическими, были таковыми лишь формально, так как принципы этого направления часто использовались намеренно для создания комического эффекта.
В творчестве авторов начала века, например, у А.С. Пушкина, ещё можно увидеть следы классицизма. Неоклассицизм существовал дольше своего предшественника, но уже никогда не был ведущим литературным направлением.
Соблюдение законов «трех единств»: времени, места, действия У всех событий ограничение времени в 24 часа, происходят в одном месте и связаны с одной сюжетной линией.
Пьер КОРНЕЛЬ (1606—1684) Вольтер (Мари Франсуа Аруэ (1694-1778) Западноевропейская литература: П. Корнель (трагедии «Сид», «Гораций», «Цинна»), Ж. Расин (трагедии «Федра», «Митридат»), ЖАН де ЛАФОНТЕН Вольтер (трагедии «Брут», «Танкред»), (1621-1695) Ж.Мольер (комедии «Тартюф», «Мещанин во дворянстве»), Н. Буало (трактат в стихах «Поэтическое искусство»), Мольер (Жан Батист Поклен Ж. Лафонтен («Басни»). (1622-1673)
Яков Борисович КНЯЖНИН (1740 —1791) М.В.ЛОМОНО́СОВ (1711— 1765) Русская литература: М. Ломоносов (стихотворение «Разговор с Анакреонтом», «Ода на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»), Александр Петрович Сумаро́ ков Г. Державин (ода «Фелица»), (1717—1777) А. Сумароков (трагедии «Хорев», «Синав и Трувор»), Я.Б. Княжнин (трагедии «Дидона»,«Росслав»), Д. Фонвизин (комедии «Бригадир», Гаврила Державин «Недоросль»). (1743 — 1816)
(Фон-Визин, фон Ви́ зен, 3 [14] апреля 1745, Москва — 1 [12] декабря 1792, Санкт-Петербург) — русский литератор екатерининской эпохи, создатель русской бытовой комедии.
Сообщение о классицизме как о литературном течении 8 класс
8(800) 333 58 91
- Подготовка к ЕГЭ-2015 по литературе
- Литературные движения и направления
- Исторический литературный процесс
Исторический литературный процесс
Исторический литературный процесс представляет собой совокупность значимых изменений в литературе. Литература постоянно развивается, каждая эпоха приносит в искусство новые открытия. Изучение закономерностей развития литературы составляет понятие "исторический литературный процесс". Развитие литературного процесса определяется творческим методом, стилем, жанром, литературными направлениями и движениями.
Явное изменение литературы происходит не каждый год и даже не каждое десятилетие, а связано с историческими сдвигами, такими как смена эпох, войны, революции и появление новых общественных сил. Основные этапы развития европейского искусства определили специфику историко-литературного процесса: античность, средние века, Возрождение, Просвещение, девятнадцатый и двадцатый века.
Существует множество причин, которые влияют на развитие историко-литературного процесса. Прежде всего, это историческая обстановка, социально-политический строй, идеология и другие факторы. Влияние оказывают литературные традиции предшествующих эпох и художественный опыт других народов. Например, творчество Пушкина было серьезно повлияно творчеством его предшественников как в русской, так и в европейской литературе.
Литературный процесс представляет собой сложную систему взаимодействий между литературными направлениями и течениями. Он состоит из формирования, функционирования и смены различных литературных течений и направлений.
Источник: Словарь литературоведческих терминов. — М.: Просвещение, 1974.
Литературное направление представляет собой устойчивый и повторяющийся круг основных особенностей литературного творчества, характеризующийся как отбором явлений действительности, так и выбором средств художественного изображения у писателей в определенный исторический период.
Источник: Литература. 8 класс: Учебная хрестоматия для школ и классов с углубленным изучением литературы, гимназий и лицеев. — М.: Дрофа, 2000.
Литературное направление является конкретным историческим проявлением творческого метода в художественной системе, а также произведения, созданные на основе этого метода. Творческий метод представляет собой основные художественные принципы отбора и воспроизведения действительности в произведении.