Классицизм в литературе: хронология и основные этапы развития (XVII-XVIII века)

Классицизм в литературе: хронология и основные этапы развития (XVII-XVIII века)

Классицизм как литературное направление существовал примерно с середины XVII века до конца XVIII века. В европейской литературе это время охватывает период с 1630-х годов, когда начали активно формироваться его основные идеи, до конца 1790-х годов, когда классические каноны стали постепенно заменяться романтизмом.

В России классицизм получил развитие в XVIII веке, достигнув своего наивысшего расцвета в 1750-1790-х годах, когда такие авторы, как Денис Фонвизин и Александр Сумароков, формировали основные художественные принципы этого направления. Классицизм в данной стране оставил значительное влияние на последующие литературные эпохи.

В какой период времени существовало литературное направление классицизм укажите хронологические рамки

8(800) 333 58 91

  • Подготовка к ЕГЭ-2015 по литературе
  • Литературные течения и направления
  • Историко-литературный процесс

Историко-литературный процесс

Историко-литературный процесс — это совокупность значительных изменений в литературе. Литература постоянно развивается, каждая эпоха приносит новые художественные открытия. Понятие "историко-литературного процесса" означает изучение закономерностей развития литературы. Развитие литературного процесса определяется творческим методом, стилем, жанром, литературными направлениями и течениями.

Изменения в литературе происходят непрерывно, но значительные перемены случаются не каждый год и даже не каждое десятилетие. Обычно они связаны с серьезными историческими событиями, такими как смена исторических эпох, войны, революции, и появление новых общественных сил. Основные этапы развития европейской литературы включают античность, средние века, Возрождение, Просвещение, девятнадцатый и двадцатый века.

Формирование и развитие историко-литературного процесса зависит от множества факторов, в том числе от исторической ситуации (социально-политический строй, идеология и т. д.), воздействия литературных традиций и художественного опыта других народов. Например, на творчество Пушкина значительное влияние оказало творчество его предшественников, как в русской литературе (Державин, Батюшков, Жуковский и другие), так и в европейской (Вольтер, Руссо, Байрон и другие).

Литературный процесс представляет собой сложную систему литературных взаимодействий, включая формирование, функционирование и смену различных литературных направлений и течений.

Источник: Словарь литературоведческих терминов. — М.: Просвещение, 1974.

Литературное течение – это устойчивый круг основных особенностей литературного творчества, который характеризует выбор явлений реальности и принципов художественного изображения у писателей в определенный исторический период.

Источник: Литература. 8 класс: Учебная хрестоматия для школ и классов с углубленным изучением литературы, гимназий и лицеев. — М.: Дрофа, 2000.

Литературное течение – это конкретно-историческое проявление творческого метода в художественной системе, а также произведения, созданные на основе этого метода. Творческий метод – это основные принципы отбора и воспроизведения действительности в произведении.

Направления: комедия, басня, сатира.

Смешивание жанров было запрещено.

— Древнее искусство — это источник вдохновения для классицизма, поэтому все идеалы античности воплощаются в этом новом направлении.

— Основная цель классицизма — воспитание нравственных чувств долга и ответственности.

— Основной конфликт в произведениях классицизма — борьба между чувствами и разумом.

— Примат государственных интересов над личными: воспитание гражданских чувств, патриотизма.

— Подчеркивание важности разума и рациональности.

Каждый персонаж в литературе часто являлся воплощением определённого качества, будь то порок или добродетель, таким образом, характеры героев были чётко разделены на положительных и отрицательных, не получая развития и не наделяясь индивидуальными чертами. Они лишь служили ориентиром для читателей.

Жанр литературного произведения определяет его форму и тему.

Гармония, логичность, чистота языка, строгость и конкретность — важные критерии оценки литературного произведения.

Представители классицизма в мировой литературе

  • Ж.-Б. Мольер – автор пьес "Мещанин по дворянстве", "Мизантроп", "Скупой" (Франция)
  • Ж. Расин – написал "Андромаха", "Митридат" (Франция)
  • И.В. Гёте – автор трагедии "Эгмонт" (Германия)
  • П. Корнель — создатель произведений "Гораций", "Сид"
  • Дж. Аддисон – написал трагедию "Катон" (Англия)

В России данное направление появилось только через сто лет после его возникновения в Европе. Это произошло во многом благодаря реформам, проведенным Петром I, который «продырявил окно в Европу», оказавши значительное влияние не только на промышленность, экономику и политику, но и на культуру.

Первый период

До этого времени основными произведениями, доступными для чтения русскому человеку, были исключительно религиозные и церковные тексты. В то время классицизм предполагал развитие мировой литературы, затрагивающей социальные темы и проблемы. Первыми образцами этого стиля стали произведения зарубежных авторов в переводе.

Однако вскоре в России появились свои классицистические писатели — А.Д. Кантемир, А.П. Сумароков и В.К. Тредиаковский. Благодаря их творчеству активно развивались жанры сатиры и оды.

Второй период – 1730-1770-е гг

В России наступил самый блестящий период классицизма, когда основным его сторонником был выдающийся мыслитель М.В. Ломоносов. Он нацелен был на развитие родного языка и отечественной литературы, стремясь четко разграничить их на мирскую и духовную.

Третий период – конец XVIII века

В эпоху А.Н. Радищева, Д.И. Фонвизина и Г.Р. Державина царствовал классицизм, они были его последними представителями в России.

И даже они, хоть и начинали нарушать строгие правила, уже явно свидетельствовавшие о кризисе этого литературного направления.

↑ Представители классицизма

Западная литература отличается выдающимися представителями классицизма, такими как французские драматурги П.Корнель, Ж.Расин, Ж.-Б.Мольер и баснописец Лафонтен.

В то время как в России, главными представителями классицизма были В.Тредиаковский, М.В. Ломоносов, А.Сумароков, а самым популярным жанром классицизма была ода, автором которой считается римский поэт Гораций (65-8 до н.э.), написавший оду "Памятник".

  1. Гуковский Г.А. О русском классицизме // Поэтика.
  2. Курилов A.C. О сущности понятия ≪классицизм≫ и характере литературно-художественного развития в эпоху классицизма // Русский и западноевропейский классицизм. Проза.
  3. Лебедева О.Б. Русская высокая комедия XVIII века: Генезис и поэтика жанра.
  4. Пумпянский Л.В. К истории русского классицизма // Контекст
  5. Серман ИЗ. Русский классицизм: Поэзия. Драма. Сатира.
  6. Ю.В. Стенник. Развитие жанра трагедии в русской литературе.
  7. П.Э. Лион, Н.М. Лохова. Литературное творчество для старшеклассников и поступающих в вузы.
  8. Г.Г. Хазагеров, И.Б. Лобанов. Основные принципы литературной теории.
  9. М.В. Русакова, А.Л. Спектор. Учебное пособие по теории литературы.
  10. О.И. Федотов. Основы литературной теории.

Классицизм в литературе: хронология и основные этапы развития (XVII-XVIII века)

Результаты оценки "ЗАЧЁТ" готовы!

Сборник заданий для практических занятий. Основные отрывки, темы и проблемы произведений, включенных в школьную программу.

Тест для 9 класса Классицизм с ответами

Классицизм – это литературное течение, имеющее целью достоверное отображение реальности в её типичных чертах.

Классицизм – это литературное течение, основанное на воспроизведении образов и форм античного искусства.

Классицизм – это литературное течение, отмеченное подчеркиванием ценности духовной и творческой жизни личности, с признанием высочайшей ценности её независимости и свободы.

Классицизм – это литературное течение, проявляющее повышенный интерес к человеческим чувствам и взаимодействию личности с окружающим миром.

2. В какой период времени существовало литературное направление «Классицизм»?

А) В XVII – XIX веке

Б) В XVIII – XIX веке

В) В XVI – XVIII веке

Г) В XVII – XVIII веке

3. В какое время появился классицизм в искусстве России?

4. Какие признаки характерны для литературного направления "Классицизм"?

А) Привязанность языка, на котором написано художественное произведение, к разговорной речи.

Б) Неоднозначное отношение автора к героям.

В) Внимание к психологической реалистичности характеров.

+ Г) Герои ясно разделяются на положительных и отрицательных.

5. Кто считается основателем классицизма?

А) Фридрих Шиллер

В) Жан-Батист Расин

Г) Жан-Батист Мольер

6. Какая особенность присуща классицизму как литературному направлению?

+ А) Жесткое разделение жанров на высшие и низшие.

Б) Отказ от прямолинейности.

В) Усиленное внимание к человеческой личности.

Г) Изображение бунтарского характера, проявленного в определенных обстоятельствах.

7. Какие жанры относятся к периоду классицизма?

8. Где возникло литературное течение под названием «Классицизм»?

9. Кто из российских писателей стал пионером в литературе классицизма?

тест 10. Какой характер героя пытались создать представители классицизма?

А) Воплощающий все человеческие недостатки.

+ Б) Заслуживающий подражания.

В) Отважный романтик, готовый на все ради любви.

Г) «Маленького человека», угнетенного обществом.

11. Чем, по убеждению классицистов, можно получить полную картину мира и правильно её воспринять?

12. Кем из представителей русского классицизма была разработана силлабо-тоническая система стихосложения?

А) А.П. Сумароковым

+ Б) В.К. Тредиаковским

Г) Д.И. Фонвизиным

13. Кто автор оды «Фелица»?

А) В.К. Тредиаковский

14. Какой поэт возвеличил императрицу Елизавету Петровну в своей оде?

В) Василий Кириллович Тредиаковский

15. Где был популярен жанр оды до эпохи классицизма?

А) Древний Рим

+Б) Древняя Греция

16. Какие литературные жанры считались "низкими" в эпоху классицизма?

17. Какая русская литература стала первым этапом классицизма?

А) Древнерусская литература

Б) Литература Серебряного века

+ В) Литература петровского времени

Г) Литература Нового времени

18. Кто из русских классицистов сформулировал "Теорию трёх штилей"?

Б) Василий Кириллович Тредиаковский

19. Какие жанры относятся к "высоким", по "Теории трёх штилей"?

А) Ода, эпос, драма

Б) Ода, комедия, трагедия

+ В) Ода, трагедия, эпопея

Г) Ода, поэма, драма

20. При какой из императриц произошел классицизм в России во время процесса европеизации?

А) Елизаветы Петровны

В) Александры Фёдоровны

Г) Елизаветы Алексеевны

21. Чье творчество пришлось на расцвет русского классицизма?

В) М.В. Ломоносова

22. Кто учредил новую драматическую систему?

А) В.К. Тредиаковский

23. Какие ограничения включают в себя правила «Трех единств»?

+ А) Единство действия, места и времени

Б) Единство персонажей, речи и действия

В) Единство действия, музыки, времени

Г) Единство содержания, места и времени

24. Кто в России был первым открывателем определенного жанра?

25. Какие жанры, по мнению М.В. Ломоносова, должны относиться к среднему стилю?

+ А) Театральные произведения, драмы, элегии

Б) Драмы, трагедии, комедии

Творения для театра, басни, элегии

Героические поэмы, трагедии, элегии.

26. На чем, обычно, строится сюжет произведений классицизма?

А) На семейных проблемах

+ Б) На любовных интригах

В) На истории трагической любви

Г) На проблеме отношений между родителями и детьми

27. Как заканчивается комедия, написанная в период классицизма?

А) Зло побеждает добро

Б) Абсурдной ситуацией

+ В) Добро торжествует, зло наказано

Г) Издевательством над пороками

28. Кто впервые использовал термин "Забавный русский слог"?

Б) В.К. Тредиаковский

29. Как должен вести себя герой произведения классицизма?

А) Действовать в соответствии со своими личными интересами.

Отказ от личного благополучия, управление своими эмоциями и исполнение общественного долга

Пожертвовать всем во имя великой силы любви
Безвозмездно помогать нуждающимся
тест_30. Какие личности в первую очередь были прославлены в своих произведениях классическими писателями?

Классицизм как литературное направление

Классицизм, возникший и развившийся в Европе в 16-17 веках, обрел своё теоретическое обоснование в стихотворном трактате Николя Буало «Поэтическое искусство» (1674). Это было характерное литературное направление эпохи абсолютизма, в рамках которого творили великие Корнель, Расин, Мольер, Лафонтен. В России классицизм пришёл с некоторой задержкой, в начале второй трети 18 века.

После своей разработки русскими филологами и поэтами Кантемиром, Тредиаковским, Ломоносовым и Сумароковым в течение этого времени, классицизм начал терять свои позиции в пользу развивающегося сентиментализма и зарождающегося реализма. Тем не менее, он продолжал существовать в последней трети 18 века как ведущее литературное направление. Однако последние годы классицизма пришлись уже на начало 19 века, и он умер вместе с авторами, творившими в этом стиле в прошлом веке. Несмотря на попытки российских авторов вернуть классицизм к жизни, он уже был трансформирован и окончательно утратил свои позиции.

Европейский классицизм был основан на следующих принципах:

  • четкое разделение жанров, взятых из древнегреческой и древнеримской поэзии, на высокие и низкие — ода, элегия, эпистола, поэма и т. д. с одной стороны, сатира, комедия, басня — с другой;
  • избегание "низкого" стиля, грубых слов и описаний "подлости" — в центре внимания оказывались правители, дворяне, аристократы и т. д.
  • использование имен персонажей и фигур речи (обожествление — "О, Венера", "Зевс бросает молнии" и т. д.)
  • подражание великим поэтам древности — Виргилию, Овидию, Горацию, Гомеру и др.
  • Обязательно соблюдение триединства в драматургии: единство места (все события происходят в одном месте, показанном на сцене, информацию о других местах зрителю передают персонажи), единство времени (все события на сцене происходят за один день или даже в реальном времени, чтобы зритель и персонажи находились в одном временном потоке), единство действия (в представлении развивается только один сюжет, чтобы не запутать зрителя).
  • В драме персонажи должны быть выразительными — либо совершенно положительными (что ведет к "односторонности" таких персонажей, делая их похожими в различных произведениях — например, "София" из разных произведений), либо абсолютно порочными и злыми (отрицательные персонажи в свою очередь различаются: например, Простаков, Скотинин, Тартюф, сын Бригадира и т.д.)
  • и другие менее значимые элементы.

Однако стоит отметить, что не все эти основные правила всегда соблюдались как великими европейскими классицистами, так и русскими писателями.

В русской литературе классицизм претерпел значительные изменения, и это не случайно, что Кантемир говорил: «Что взял по-галльски, заплатил по-русски», а за ним последовали Тредиаковский и Сумароков, признавая, что часть своих идей о русском стихотворчестве они позаимствовали у Буало («Боало»), который в свою очередь вдохновился Горацием; но так же, как Буало не позаимствовал все у Горация, так и русские поэты не взяли все от Буало.

Сумароков в своей «Эпистоле о стихотворстве» перечисляет великих поэтов древности и современности, описывает основные жанры классицизма, их отличительные черты, заключая, что «всё хвально: драма ли, эклога или ода — // слагай, к чему тебя влечёт природа».

В итоге русский классицизм обозначается тремя отличительными чертами:

  1. Отчетливо проявленное гражданско-патриотическое восхищение, которое нашло отражение в обращении к сюжетам русской истории, хоть и с добавлением авторского воображения («Дмитрий Самозванец» Сумарокова, «Вадим Новгородский» Княжнина)
  2. Ярко выраженная сатирическая и обличительная тенденция, заложенная Кантемиром своими сатирами, продолженная успешно Сумароковым, а затем многочисленными сатирическими журналами, вышедшими после «Всякой всячины»
  3. Связь с народной культурой, фольклором — «песни» Сумарокова, даже ушедшие в народ, самый точный и выразительный разговорный народный язык, признанный Ломоносовым и Тредиаковским, на основе которого были созданы их трактаты о новом русском стихе, литературном языке и других темах.

Становление русского классицизма происходило в сложные времена, когда монархи пытались притворяться освещёнными и лидерами либерализма, в результате чего появились высокопарные оды Ломоносова, трагедии Сумарокова и сатирические журналы второй половины 18-го века. Все это отражает изменчивые отношения авторов с реальной властью.

Русский классицизм отличался тем, что многие писатели открыто выступали против жестокости помещиков, глупости их поступков, неравенства в обществе и нежелания дворянства служить России. Однако ни один из них не осмеливался критиковать самодержавную власть до появления Радищева, иначе полагаясь на то, что образованные дворяне, вдохновленные идеями Просвещения, преобразят правление царя в разумное и справедливое. Таким образом, видно, что писатели, пропагандирующие равенство, не предлагали устранить крепостничество.

В какой период времени существовало литературное направление классицизм укажите хронологические рамки

ВЫДВИНУТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

Классицизм – это стиль в искусстве, который характеризуется стремлением к повторению классических образцов и их идеалам. Классицизм в архитектуре, живописи и литературе отличается ясностью форм, гармонией и симметрией. Он вдохновлен образцами издревле-греческой и римской культуры и славится своим стремлением к совершенству.

Классицизм – это стиль в искусстве и литературе, зародившийся в XVII–XIX веках.

Одной из ключевых особенностей живописи классицизма является обращение к античности, которая воспринималась как символ золотого века культуры и образец идеальной социальной организации.

Термин "классицизм" происходит от латинского слова classicus, что означает "примерный" или "заслуживающий изучения в школах". Именно так называли древние произведения, изучавшиеся в учебных заведениях.

Интерес к античному искусству в Европе возник в эпоху Возрождения, в XVII веке. Художники начали копировать работы древнегреческих и древнеримских мастеров, заимствуя из их искусства сюжеты, композицию и приемы изображения фигур. Известными представителями классицизма в Европе были Никола Пуссен, Клод Лоррен и Жак-Луи Давид.

Живописцы стремились создать такие композиции, которые были бы умеренными и гармоничными, черпая вдохновение из античности.

Персонажей всегда изображали в выразительных позах, отражающих их чувства, их телосложение всегда было стройным и атлетичным.

Русский классицизм начал формироваться в 1760-ых годах, в период правления просвещенной монархии Екатерины II, когда идеи гражданственности и патриотизма стали широко распространяться. Основная цель искусства в то время заключалась в воспитании добродетелей и в развитии любви к Родине, в служении которой заключалось истинное счастье человека. Развитие теории и практики классицизма было неразрывно связано с деятельностью Академии художеств в Санкт-Петербурге.

Основные направления в искусстве русского классицизма включали в себя парадные портреты, исторические картины и работы с библейскими сюжетами. Этому стилю соответствуют такие произведения, как "Явление воскресшего Христа Марии Магдалине" от Александра Иванова, "Коронационный портрет Екатерины II" от Федора Рокотова, и "Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немцами" Григория Угрюмова. К классицизму также относятся работы Антона Лосенко, включая полотно "Владимир и Рогнеда". "Художник специально отклонился от исторической достоверности, чтобы подчеркнуть целомудрие и благородство русского князя", — отмечает искусствовед Мария Швец.

Классицизм был основным стилем в русском искусстве на протяжении многих десятилетий — он развивался и существовал параллельно с другими направлениями до конца 1810-х годов, после чего лег в основу живописи академизма.

Реализм

Характерная черта этого направления — описание типичных личностей в типичных жизненных ситуациях. Они показывают жизнь такой, какая она есть на самом деле, с героями, у которых есть как положительные, так и отрицательные черты.

Реализм также использовал сатирические методы, чтобы изобразить реальность.

Среди писателей и поэтов, работавших в рамках реализма, можно найти таких известных литераторов, как Лев Толстой, Иван Тургенев, Федор Достоевский и другие.

Модернизм

Символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм — все эти направления относятся к периоду модернизма, который процветал в Серебряном веке.

Давайте проведем краткий обзор литературных направлений модернизма.

Символизм характеризуется обращением к символу, который способен выразить основную идею произведения. Одним из ярких представителей этого направления был А. А. Блок.

Имажинизм включал широкое использование метафор и метафорических выражений. В этом направлении творчество А. Б. Мариенгофа и ранние произведения С. А. Есенина.

Акмеизм выделялся вниманием к деталям. В этом направлении были активны Н. С. Гумилев и ранние произведения А. А. Ахматовой.

Футуризм предполагал создание новых слов, оригинальное строение лирических произведений и отрицание литературной культуры прошлых лет. Самым ярким представителем футуризма был В. В. Маяковский.

Оцените статью
SPBINFO24.RU
Добавить комментарий