Классицизм в архитектуре, хотя и основывается на античных традициях, иногда включает восточные мотивы, что придаёт ему уникальную экзотику. Эти мотивы могут проявляться в декоративных элементах, формах куполов или облика зданий, создавая контраст с строгими классическими пропорциями и симметрией.
Восточные элементы в классицизме служат не только декоративной целью, но и символизируют культурные обмены, происходившие в то время. Их использование подчеркивает стремление архитекторов к разнообразию и выразительности, расширяя границы строгости классического стиля.
Что такое Классицизм
Классицизм представляет собой стиль в искусстве, литературе и архитектуре (XVII — XIX века), характеризующийся простотой, сдержанностью и гармонией.
Этот стиль присутствует в различных сферах искусства.
Классицизм в литературе
Литературный классицизм представляет собой стиль, характерный для европейской литературы XVII-XVIII веков. Основная черта этого стиля заключается в уделянии внимания античной литературе и искусству. Писатели считали их идеальным эстетическим образцом и основой высокого Возрождения.
Классицисты также придерживались строгих языковых норм и правил, от которых не было никакой возможности отступить.
Известные представители классицизма в литературе:
- Никола Буало-Депрео (поэт и писатель, законодатель и теоретик классицизма);
- Пьер Корнель (поэт и драматург);
- Жан Расин (драматург);
- Жан-Батист Поклен (псевдоним Мольер, комедиограф);
- Жан де Лафонтен (баснописец);
- Франсуа VI де Ларошфуко (прозаик-моралист);
- Известный русский поэт и драматург — Александр Петрович Сумароков.
17) Характерные черты архитектуры классицизма. Ранний классицизм (ж.-б. Валлен-Деламот, а. Ринальди, ю. Фельтен: их постройки)
Начиная с половины 1760-х годов, русское барокко в архитектуре постепенно уступает место классицизму. Его корни уходят в древнегреческое и древнеримское искусство. Классицизм, как архитектурный стиль, в значительной степени обогащался за счет итальянского Возрождения, также опиравшегося на античность. Этот архитектурный стиль родился во Франции в XVII веке, но наиболее ярко он проявил себя в России, особенно в Петербурге. Это стало результатом глубоких социально-культурных изменений, происходивших в государстве, а также личных предпочтений Екатерины II.
Характеристиками архитектуры классицизма являются:
— геометрически правильные планы,
уравновешенность и строгая симметрия композиции;
— Важно сохранить целостность, ясность и простоту («благородная простота»), подчеркивающую культу Истины и Разума, в то время как «великолепие» остается одним из основных критериев оценки архитектуры;
— Форма должна быть монументальной и иметь крупномасштабность;
— Использование классических ордеров в качестве конструктивных элементов: ордер играет важную роль в формировании архитектурного образа, определяя масштаб, размеры и пропорции, причем элементы ордера выделяются белым цветом;
— Уменьшение светотеневых контрастов: предпочтение отдается плоскостному оформлению стен (пилястры вместо колонн) и сочетанию простых геометрических форм с силуэтной линейностью.
Архитектура Петербурга раннего классицизма (1760 –1780 гг)
Внешний вид классицистических зданий и интерьеров до сих пор несет в себе отпечаток барокко. Французский архитектор Ж.-Б.-М. Валлен-Деламот стал основоположником раннего петербургского классицизма. Его самым значительным произведением, созданным вместе с А.Ф. Кокориновым и Ю.М.
Фельтеном, является здание Академии художеств, построенное в 1764 – 1788 годах. Согласно последним исследованиям, предварительный проект здания также принадлежал ему.
Среди шедевров Валлен-Деламота также можно назвать Малый Эрмитаж, пристроенный к Зимнему дворцу в 1764 – 1775 годах, и Арку Новой Голландии (1765), через которую, по словам исследователей, "классицизм вошел в Петербург".
Еще одним интересным зданием на Невском проспекте, принадлежащим Деламоту, является католическая церковь Святой Екатерины, начатая им в 1762 году и завершенная А. Ринальди (освящена в 1786 году).
Один из наиболее заметных представителей раннего классицизма в России – А. Ринальди, приехавший из Рима. В Петербурге он был архитектором "малого" двора будущего императора Петра III – наследника великого князя Петра Федоровича. С 1762 года он был вызван стать придворным архитектором Екатерины II. Творчество Ринальди сочетает в себе черты барокко и классицизма.
Он создал Китайский дворец (1762-1768) и Катальную горку (1762-1774) в Ораниенбауме, ставшие уникальными произведениями русского рококо. В то же время он вместе с другими архитекторами своего времени разрабатывал принципы нового архитектурного стиля – классицизма. Одной из лучших работ Ринальди в стиле классицизма стал Мраморный дворец (1768-1785), получивший такое название из-за облицовки нижнего этажа гранитом и верхних этажей олонецким мрамором. Для дворца характерны целостность и масштабность, определяемые его архитектурным решением.
Среди известнейших творений Фельтена, которые представляют собой типичные образцы архитектуры раннего классицизма, следует отметить "здание в линию с Эрмитажем" (1775-1785) рядом с Малым Эрмитажем и Зубовский корпус, пристроенный в 1778-1784 годах к Екатерининскому дворцу в Царском селе.
Фельтен воплотил романтические настроения в таких своих произведениях, как Чесменский путевой дворец (1774-1777) и Чесменская церковь (1777-1780) – единый ансамбль, объединяющий традиции русской и западноевропейской средневековой архитектуры.
Фельтен сосредотачивался на разрешении крупных проблем градостроительства. Его участие было заметно в формировании главных площадей Петербурга: будущей Дворцовой и Сенатской, где возводился памятник Петру I, выполненный Фальконе. Памятник на огромной, пустынной площади у реки Невы сначала казался незначительным, но лишь после организации окружающего пространства его величие проявилось полностью.
Элементы классической архитектуры
- В архитектуре классицизма ордерность стала главной чертой. Если во времена Возрождения античные ордера и портики были просто стилистическим украшением, то сейчас они снова являются основой конструкции, как в древнегреческом зодчестве.
- Симметричная композиция – неотъемлемый элемент классической архитектуры, тесно связанный с ордерностью. Проекты частных домов и общественных зданий были симметричны относительно центральной оси, такая же симметрия просматривалась в каждом отдельном фрагменте.
- Правило золотого сечения (оптимальное соотношение высоты и ширины) определило гармоничные пропорции зданий.
- Основные методы декора: украшения в виде рельефов с медальонами, лепные растительные узоры, арочные проемы, оконные карнизы, греческие статуи на крышах. Чтобы подчеркнуть белоснежные декоративные элементы, выбирали цветовую гамму для отделки в светлых пастельных оттенках.
- Одной из особенностей классической архитектуры является оформление стен с применением ордерного членения на три горизонтальные части: нижняя – цоколь, середина – основное поле, верхняя – антаблемент. Карнизы над каждым этажом, оконные фризы, наличники различной формы, а Вертикальные пилястры создавали живописный рельеф фасада.
- Дизайн входа включал мраморные лестницы, колоннады и фронтоны с рельефами.
Эпоха классицизма придала новое значение античным канонам красоты и гармонии. Строгость и симметрия новой эстетики вытеснили барочную изысканность и нашли широкое применение не только в частном строительстве, но и в градостроительстве. Европейские архитекторы были первыми, кто внедрил этот подход.
Английский классицизм
Творчество архитектора Палладио оказало значительное влияние на принципы классической архитектуры Великобритании, особенно на работы выдающегося английского мастера Иниго Джонса. В начале 17 века он построил Дом Королевы, в котором использовал столбчатые порядки и сбалансированные пропорции. Также ему принадлежит постройка первого в столице регулярного плана площади – Ковент Гарден.
Другой английский архитектор, Кристофер Рен, стал известен как создатель собора Святого Павла, где применил симметричную структуру с двухъярусным портиком, двумя боковыми башнями и куполом.
При строительстве городских и загородных особняков в английском классицизме популярностью стали пользоваться особняки в стиле Палладио – компактные трехэтажные здания с простыми и ясными формами.
Нижний этаж был облицован грубым камнем, а второй этаж считался особенным — он объединялся с верхним (жилым) этажом с помощью большого фасадного портала.
Особенности классицизма в архитектуре Франции
Во второй половине семнадцатого века, при Людовике Четырнадцатом, наступил расцвет первого периода французской классики. Идеи абсолютизма, как разумной государственной организации, проявились в архитектуре через рациональные ордерные композиции и преобразование окружающего ландшафта по геометрическим принципам.
Наиболее значимыми событиями этого времени были возведение восточного фасада Лувра с огромной двухэтажной галереей и создание архитектурно-паркового ансамбля во Версале.
В XVIII веке во французской архитектуре произошел переход от рококо к строгому классицизму. Градостроительство и частное строительство стали более простыми и функциональными. Вместо вычурных форм средневековой застройки появился план, учитывающий инфраструктуру и производственные нужды. Дома стали многоэтажными и функциональными.
Колонны перестали быть просто украшением зданий — они стали конструктивными элементами, несущими нагрузку.
Примером архитектурного классицизма во французской архитектуре этого периода является церковь святой Женевьевы (Пантеон) по проекту Жака Жермена Суфло. Ее композиция логична, части сбалансированы, линии рисунка отчетливы. Мастер стремился в точности воссоздать детали античного искусства.
Русский классицизм в архитектуре
В эпоху правления Екатерины II в России произошло развитие классического архитектурного стиля. В начальные годы элементы античности все еще смешивались с барочным декором, но постепенно отходили на второй план. В проектах Ж.Б. Валлен-Деламота, А.Ф. Кокоринова и Ю. М. Фельтена барочный шик уступал главенствующую роль логичности греческого ордера.
Особенностью классического стиля в российской архитектуре позднего (строгого) периода стал окончательный отказ от наследия барокко. Это направление сформировалось к 1780 году и представлено работами Ч. Камерона, В. И. Баженова, И. Е. Старова, Д. Кваренги.
Активное развитие страны способствовало быстрой смене архитектурных стилей. Расширение торговли и открытие новых учебных заведений и промышленных предприятий требовали постройки новых зданий: гостиничных комплексов, ярмарочных площадей, банков и больниц.
В этих условиях сложные формы барокко показали свои недостатки: долгие сроки строительства, высокие затраты и необходимость привлечения большого количества квалифицированных мастеров.
Классицизм в архитектуре России с его логичными и простыми композиционными и декоративными решениями стал успешным ответом на экономические потребности той эпохи.
Примеры отечественной архитектурной классики
Архитектурный проект Таврического дворца, реализованный в 1780-х годах под руководством И.Е. Старова, отличается классическим стилем. Его скромный фасад с четкими и монументальными формами привлекает внимание, особенно тосканский портик, обладающий строгим дизайном.
Важный вклад в архитектуру Москвы и Санкт-Петербурга внес архитектор В.И. Баженов, создавший Дом Пашкова в Москве (1784-1786 гг.) и принявший участие в проекте Михайловского замка в Санкт-Петербурге (1797-1800 гг.).
Александровский дворец, построенный Д. Кваренги в 1792-1796 годах, привлекал внимание своим сочетанием гладких стен и величественной колоннады, выполненной в два ряда.
Здание Морского Кадетского корпуса, построенное Ф.И. Волковым в 1796-1798 годах, является примером образцового строительства зданий казарменного типа в классическом стиле.
Архитектурные особенности классики позднего периода
Переход от классицизма к ампиру в архитектуре называется александровским в честь императора Александра I. Проекты, созданные в период с 1800 по 1812 год, обладают следующими характеристиками:
- акцентированная стилизация в старинном стиле
- монументальность образов
- преобладание дорического ордера без лишних украшений
Замечательные проекты этого времени:
- архитектурная композиция стрелки Васильевского острова Тома де Томона с Биржей и Ростральными колоннами,
- Горный институт на набережной Невы А. Воронихина,
- здание Главного Адмиралтейства А. Захарова.
Строительные особенности стиля классицизм
В XIX веке происходит явное ускорение процесса развития архитектуры после распада великих исторических стилей, переживших века. Это становится очевидным при сравнении с предшествующим тысячелетним развитием. Если ранняя средневековая архитектура и готика охватывают около пяти веков, то ренессансу и барокко вместе — только половину этого срока. В то время как классицизму потребовалось неполное столетие, чтобы овладеть Европой и распространиться за океан.
С изменением взгляда на архитектуру, с развитием строительной техники и появлением новых типов сооружений в XIX веке, произошло существенное перемещение центра мирового развития архитектуры. Сейчас на первом плане находятся страны, которые не достигли высшей степени развития барокко. Величайший успех классицизм достигает во Франции, Германии, Англии и России.
Великий город на Неве — Санкт-Петербург. Возвышающаяся над ним Башня Адмиралтейства была построена в 1806 году.
Эпоха классицизма способствовала проведению археологических исследований, которые привели к открытиям об утонченных античных цивилизациях. Результаты работы археологических экспедиций, изложенные в обширных научных исследованиях, заложили теоретические основы движения, сторонники которого считали античную культуру апогеем в зодчестве, образцом абсолютной и вечной красоты. Распространению форм античной архитектуры способствовали многочисленные альбомы, содержащие изображения архитектурных памятников.
Типы сооружений стиля классицизм
В большинстве случаев, стиль архитектуры был определен тектоникой несущих стен и свода, который стал менее изогнутым. Основным элементом становится портик, а стены снаружи и внутри разделены небольшими столбиками и карнизами. Симметрия преобладает в композиции всего и деталей, объемов и планов.
Цветовая гамма характеризуется светлыми пастельными оттенками. Белый цвет используется для подчеркивания архитектурных элементов, символизирующих активную тектонику. Интерьер становится светлее, более сдержанным, мебель проста и легка, часто используются египетские, греческие или римские мотивы.
Идеи классицизма оказали значительное влияние на развитие градостроительства в конце XVIII и первой половине XIX века. Этот период характеризуется созданием новых городов, парков и курортов в соответствии с классическими принципами.
Особенности классицизма в архитектуре
Идея пропилеев Лео фон Кленце (1784-1864) основана на афинском Парфеноне. Это входные ворота на площади Кёнигсплатц, созданные в античном стиле. Кёнигсплатц находится в Мюнхене, Бавария.
Дворец королей в Мюнхене. Residenz München. Архитектором был Лео фон Кленце.
Философия архитектуры в период классицизма была поддержана археологическими исследованиями, открытиями в области развития и культуры античных цивилизаций. Результаты раскопок, изложенные в научных трудах и альбомах с изображениями, легли в основу стиля, сторонники которого признавали античность вершиной совершенства и образцом красоты.
Черты классицизма в архитектуре
Искусство классики олицетворяет культуру Древней Греции и Древнего Рима, архитектурные черты классицизма черпают свои мотивы в античных традициях. Они выражены в фасадах греческих храмов и римских сооружений с портиками, колоннадами, треугольными фронтонами, расчленением стен пилястрами и карнизами — элементами ордерной системы. Украшением фасадов служат гирлянды, урны, розетки, пальметты, меандры, бусы и ионики. Планы и фасады симметричны относительно главного входа. В окраске фасадов преобладает светлая палитра, при этом белый цвет используется для акцентирования внимания на архитектурных элементах, подчеркивающих тектонику строения.
Известен Таврический дворец в Санкт-Петербурге, постройка которого пришлась на 1780-е годы и была возведена под руководством архитектора И. Старова.
Архитектурные особенности классицизма включают в себя гармонию, порядок и простоту форм, геометрически точные объемы, ритм, сбалансированную планировку, четкие и спокойные пропорции, а также использование элементов ордера античной архитектуры, таких как портики, колоннады, статуи и рельефы на стенах. Особенностью классицизма в архитектуре различных стран стало сочетание античных и национальных традиций.
Особняк Остерли в Лондоне — это парк, выполненный в стиле классицизма. Здесь сочетаются традиционные элементы античной ордерной системы с отголосками готики, которую в Англии считали национальным стилем. Автор проекта — архитектор Роберт Адам. Строительство началось в 1761 году.
Архитектура классицизма основывалась на строгих нормах, которые позволяли воспроизводить здания по чертежам и описаниям известных архитекторов не только в центре, но и в провинциях. Местные мастера приобретали отгравированные копии образцовых проектов, созданных великими зодчими, и возводили по ним свои сооружения. Марина Калабухова
Архитектурный стиль: классицизм
Классицизм (от лат. classicus — образцовый) — стиль и художественное направление в европейском искусстве XVII—XIX вв. Основой классицизма служат идеи рационализма, сформировавшиеся одновременно с философией Декарта.
Искусство в рамках классицизма должно соответствовать строгим канонам, отражая порядок и логику вселенной. Классицизм интересуется только вечным и неизменным, стремясь выделить только существенные, типичные черты, отбрасывая случайные индивидуальные особенности. Эстетика классицизма придает большое значение воспитательной роли искусства в обществе. Многие архитектурные правила и каноны классицизма черпаются из древнего искусства.
Характерной чертой классицизма в архитектуре было стремление к использованию античных форм как образца гармонии, простоты, строгости, логической ясности и величия. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер, в пропорциях и формах близкий к античности. Главными чертами архитектуры классицизма в целом были регулярность планировки и четкость объемной формы. Классицизму присущи симметричные композиции, умеренное украшение и регулярная система планировки городов.
Архитектурный стиль классицизма был сформулирован в конце эпохи Возрождения великим венецианским мастером Палладио и его учеником Скамоцци. Принципы древнегреческого храмового строительства венецианцы использовали даже при возведении частных домов. В Англии палладианство было популярно, и местные архитекторы следовали принципам Палладио до середины XVIII века.
К концу эпохи позднего барокко и рококо, интеллектуалы континентальной Европы начали чувствовать утомление от изобилия декоративных элементов. Барокко, заложенное итальянскими архитекторами Бернини и Борромини, постепенно утончилось в стиле рококо, ориентированном на интерьер и декоративное искусство.
Однако для крупных градостроительных проектов эта эстетика становилась малоприменимой. Под Людовиком XV (1715-74) в Париже начали строиться ансамбли в "древнеримском" стиле, такие как площадь Согласия (арх. Жак-Анж Габриэль) и церковь Сен-Сюльпис. Во времена Людовика XVI (1774-92) такое "благородное сдержанное" стало основным направлением в архитектуре.
Самые величественные интерьеры в стиле классицизма были спроектированы шотландским архитектором Робертом Адамом, который вернулся на родину из Рима в 1758 году. По возвращении он был назначен королевским архитектором в 1762 году, но в 1768 году покинул эту должность, чтобы заняться архитектурой и строительством вместе со своим братом Джеймсом.
Итальянские археологические открытия оказали на него огромное влияние. В его интерпретации классицизм предстал как стиль, чьи интерьеры уступали по изысканности только рококо, что принесло ему популярность не только среди демократически настроенных кругов общества, но и среди аристократии.
Как и его французские коллеги, Адам призывал к полному отказу от деталей, лишенных конструктивной функции. Это вернуло архитектурному лепному декору (и архитектурным элементам в целом) строгость линий и выверенность пропорций.
При возведении церкви Сен-Женевьев в Париже французский архитектор Жак-Жермен Суффло продемонстрировал свою способность организовывать обширные городские пространства в стиле классицизма. Массивность его проектов предвещала мегаломанию наполеоновского ампира и позднего классицизма. В России архитектор Василий Иванович Баженов двигался в том же направлении, что и Суффло. Французские архитекторы Клод-Никола Леду и Этьен-Луи Булле шли даже дальше, разрабатывая радикальный визионёрский стиль с уклоном в абстрактную геометризацию форм. Во времена революции во Франции их аскетический гражданский пафос был мало востребован, и лишь модернисты XX века оценили полностью новаторство Леду.
Архитекторы Франции времен Наполеона черпали вдохновение в образах воинской славы, оставленных имперским Римом, таких как триумфальная арка Септимия Севера и колонна Траяна. По приказу Наполеона эти образы были перенесены в Париж в виде триумфальной арки Каррузель и Вандомской колонны. Для описания памятников воинского величия эпохи наполеоновских войн используется термин "имперский стиль" или ампир. В России выдающиеся мастера ампира — это Карл Росси, Андрей Воронихин и Андрей Захаров. В Британии соответствует ампиру "регентский стиль" (крупнейший представитель — Джон Нэш).
Эстетика классицизма способствовала развитию масштабных проектов по строительству городов и привела к систематизации застройки целых городов. В России практически все губернские и многие уездные города были перестроены в соответствии с принципами классицистического рационализма. Такие города, как Санкт-Петербург, Хельсинки, Варшава, Дублин, Эдинбург и другие, стали аутентичными музеями классицизма под открытым небом. На протяжении всего пространства от Минусинска до Филадельфии доминировал единый архитектурный стиль, уходящий своими корнями к Палладио. Обычная застройка осуществлялась с применением типовых проектов, представленных в альбомах.
После наполеоновских войн период классицизма соседствовал с романтически окрашенной эклектикой, включая в себя возвращение интереса к средневековью и моду на архитектурную неоготику.
Краткое описание архитектурного стиля классицизм
Особенности: стиль, которой вдохновлен античным наследием как нормой и идеальным образцом. Отличительные черты — умеренный декор и использование дорогих качественных материалов (натуральное дерево, камень, шелк и другие). Часто встречаются украшения скульптурами и лепниной.
Доминирующие цвета: насыщенные оттенки; зеленый, розовый, пурпурный с золотыми акцентами и небесно-голубой.
Линии: строгие вертикальные и горизонтальные линии; рельеф в круглом медальоне; плавный абстрактный узор; симметрия.
Форма: четкие и геометричные формы; статуи на крыше, ротонда; для стиля ампир — выразительные пышные монументальные формы.
Интерьерные элементы: умеренный декор; круглые и ребристые колонны, пилястры, статуи, античный орнамент, кассетный свод.
Архитектурные элементы: массивные, надежные, величественные, прямоугольные, арочные.
Оконные проемы: прямоугольные, вытянутые вверх, с простым оформлением.
Дверные проемы: прямоугольные, с панелями; с массивным двускатным порталом на круглых и угловатых колоннах; с изображениями львов, сфинксов и статуй.
При создании данной публикации и сборе фотографий были использованы материалы из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907) и информация с сайта wikipedia.org.
Классицизм в архитектуре и живописи Западной Европы. Отличительные черты стиля (авторы, произведения)
Наступила эпоха неоклассицизма, и русская ветвь также иногда относится к неоклассицистической.
Художники-классицисты, подобно живописцам Возрождения, видели идеал в античном искусстве. Их творчество было реакцией на смену ренессансных традиций маньеризма и барокко. Мастера-классицисты вернулись к простоте и гармонии Возрождения, усилив рациональный подход.
Классицизм. Никола Пуссен "Брак". Особенности этого стиля: ориентация на каноны античного искусства; строгие пропорции, стройность композиции; тяга к симметрии, упорядоченности; геометрическая простота и четкость линий, форм; опора на логику; гармония, отсутствие диссонансов и хаотичности; следование строгим правилам и канонам, лежащим в основе живописной и эстетической системы; стремление к.
Изображение людей, совершенно развитых, близких к идеалу анатомии; выбор высоких, вечных тем.
Классицизм. Никола Пуссен "Вознесение Девы Марии" Классицизм и барокко — вечные противоположности
Легко заметить, что классицизм — прямой антагонист барокко. Классицисты отклонялись от барочной
эстетики со всей ее хаотичностью и экспрессией. Их искусство холодно и рассудочно. У художников-классицистов
разум доминирует над чувствами, строгий идеал противостоит фантазии барочных форм. В
барокко высокий уровень драматизма, иногда доходящий до унижения, а в эстетике есть место трагическому и
ужасному. В классицизме — ничего подобного. У людей на картинах — скульптурные формы, композиции
сбалансированы, а драматизм напоминает театральную декламацию "высоким стилем". Классицизм. Никола
В истории европейского искусства долгое время сосуществовали два направления — классицизм и барокко.
Особенностью классицизма было разделение жанров на высокие и низкие. Высокими считались исторические, мифологические и религиозные сюжеты, в которых преобладали героические мотивы, а низкими — натюрморт, пейзаж и портрет, которые считались менее значимыми и бытовыми.
Этот принцип был заметен как в живописи, так и в литературе и драматургии эпохи классицизма.
Основателем классицизма считается Шарль Лебрен, который создал произведение "Вступление Александра в Вавилон".
Французский художник Никола Пуссен (Nicolas Poussin) считается стилистическим мастером, его картины на темы истории и мифологии, в основном связанные с античностью, изумительны своей геометрической точностью композиции и взвешенной колористической гармонией. Этот стиль классицизма продемонстрирован на примере картины Никола Пуссена "Аркадские пастухи".
Пейзажи другого французского художника — Клода Лоррена (Claude Lorrain) — приобрели большую известность, он прославился изображением окрестностей вечного города — Рима. Эти пейзажи получили название "антиквизированные", так как Лоррен изображал виды через историческую призму. На примере картины Клода Лоррена "Пейзаж с Аполлоном и Сивиллой Кумской" видно проявление классицизма.
Новый художественный язык идеально подходил для превозношения абсолютистской монархии, поэтому Версаль при короле-«солнце» Людовике XIV благосклонно принял эту модную живописную манеру. Все это иллюстрировано на картине.
На этом поле проявил себя известный придворный художник Шарль Лебрён (Charles Le Brun). Эпоха классицизма.
Шарль Лебрён создал "Конный портрет Людовика XIV" во второй половине XVIII века. В это время открытие фресок в Помпеях привело к наступлению эры неоклассицизма. Этот стиль обрел новое вдохновение, а его главным представителем стал Жак-Луи Давид (Jacques-Louis David) со своими драматичными и лаконичными полотнами, полными трагедии и героизма. Классицизм. Жак-Луи Давид создал "Смерть Марата".
Подписи к слайдам:
Классицизм в искусстве XVIII — XIX веков
Принципы классицизма заключались в изучении древности для понимания природы. Он поддерживал высокие эстетические стандарты, призывал к умеренности, спокойствию, и подчеркивал рациональность и логику. Великий портрет Дени Дидро О.Фрагонар
Основная цель классицизма заключалась в создании монументального искусства, олицетворяющего единение нации вокруг монарха
Основные черты классицизма: стремление к разуму, простоте, гармонии; объективное отражение реальности; соблюдение правильности и порядка; подчинение частного общему; признание древности как образца для живописи, архитектуры, музыки и театра
Характеристики каждого вида искусства были уникальны и отличались от других. Классицизм характеризовался четкостью, геометричностью, сбалансированностью объемов, портиками, колоннами, а также идеализированным изображением всего, что присутствует на картине и обращением к античной мифологии.
Одной из основ архитектурного языка классицизма был архитектурный ордер, ротонда, фронтон, портик. Примеры классицизма можно увидеть в Таврическом дворце Старова в России. Архитектурный ордер характеризовался гармонией вертикалей и горизонталей, что можно наблюдать в работах Луи Лево, Жюля Ардуэна-Мансара, Андре Ленотра во Франции, например, во Версале.
Классицизм Выражался через четкое разграничение планов, строгий рисунок и тщательное моделирование объема. Примером классицизма в живописи может служить "Царство Флоры" Никола Пуссена, который считается основоположником классицизма в живописи.
В литературе классицизм проявляется через четкое разделение на высокие (ода, трагедия, героическая песня) и низкие жанры (комедия, басня, сатира). Основной конфликт заключается в противостоянии чувства и долга. Отрицательные персонажи действуют под влиянием эмоций, в то время как положительные руководствуются разумом, что в итоге приводит к их победе. Классицизм идеализирует изображение жизни, и его основная цель заключается в улучшении общества и его нравов.
В русской литературе основоположниками классицизма были: Д. И. Фонвизин в жанре комедии; А. Д. Кантемир в сатире; А. П. Сумароков в басне; Г. Р. Державин и Ломоносов в оде.
Основные черты классицизма в музыке заключаются в связи содержания музыкальных произведений с миром человеческих чувств, которые не поддаются строгому контролю разума; в стройной и логической системе правил построения произведений; в совершенстве жанров: оперы, симфонии, сонаты. Эта ясная и чистая музыка, несущая покой и расслабление, на самом деле обладает глубоким содержанием, в котором можно обнаружить драматическую суть и трогательные чувства.
Великие музыканты классицизма внесли революцию в музыкальное искусство, осуществив реформу, провозглашающую три основных требования к сочинениям: правду, естественность и простоту. Среди них были Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт, Людвиг Ван Бетховен — великие представители венской классики.
Михаил Иванович Глинка известен как основоположник русской классической музыки, а также как первый отечественный композитор, добившийся признания за пределами России. А.П. Бородин, М.П. Мусоргский и П.И. Чайковский Внесли значительный вклад в развитие русского музыкального искусства.
Н.А.
Римский-Корсаков также считается важным представителем мировой классической музыки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебный фильм "Классицизм в дворцовом интерьере. Анфилада Александровского дворца".
В 2009 году состоялось восстановление статуса музея для Александровского дворца, после чего там были начаты работы по его реставрации. В 2010 году были открыты первые три парадных зала: Полукруглый, Портретный и Мраморная гостина.
Презентация к уроку литературы в 9 классе "Классицизм"
Этот материал презентации применим для изучения темы "Классицизм" на уроке литературы в 9 классе.
Презентация Классицизм как литературное направление
Здесь вы сможете найти презентацию, которая исчерпывающе расскажет о характерных особенностях литературного направления классицизм и особенностях русского классицизма.
Презентация к уроку литературы в 9 классе "Литература 18 века. Классицизм. Русский классицизм."
Первое занятие по литературе в 9 классе. Учитель рассказывает с интересными слайдами, чтобы ученики могли спокойно записать основные моменты. Продолжительность лекции 30-40 минут, в зависимости от
Архитектура классицизма
Информационное выступление о мировом искусстве для учеников одиннадцатого класса.
Классицизм
Концепция классицизма в искусстве имеет свои особенности. Основное внимание уделяется архитектуре, где этот стиль проявился наиболее выразительно. Примером удачного воплощения идеалов классицизма в садово-парковом искусстве может служить Версаль. Величественные сооружения, созданные в этом стиле, также можно увидеть на территории России.
презентация стиль в музыке (классицизм)
Восьмиклассники изучают стили в музыке на примере музыкального классицизма и выдающихся композиторов венской школы.