Кальвинизм: Основные черты и характеристики – Запишите в тетрадь

Кальвинизм: Основные черты и характеристики – Запишите в тетрадь

Кальвинизм, основанный на учении Жана Кальвина, подчеркивает абсолютное предопределение, согласно которому Бог заранее определяет, кто спасется, а кто окажется вне спасения. Эта концепция формирует понимание человеческой судьбы, подчеркивая немощь человека перед божественным волеизъявлением.

Кроме того, кальвинизм акцентирует внимание на важности личной веры и внутреннего призвания, отвергая практики, которые могли бы считаться заслугами для получения спасения. Практика Собраний и изучение Библии играют ключевую роль в жизни общины, что также отражает стремление к чистоте учения и практике христианства.

Кальвинизм

Кальвинизм возник в первой половине 16 века во Франции и назван в честь Жана Ковена, который получил образование в сфере теологии, литературы и права и был вдохновлен идеями протестантства, особенно Мартина Лютера. Переехав в Швейцарию, он чётко изложил основные догмы кальвинизма.

Кальвин исключил из своей церкви всё, что не соответствовало предписаниям Библии, создав одно из самых рациональных и немистических направлений христианства.

Кальвинизм отличается от католической церкви, в том числе отношением к Библии как к единственному и непогрешимому стандарту веры и жизни. Согласно кальвинистам, спасение или вечные муки в аду каждого человека предопределены Богом ещё до сотворения мира и изменить данную ситуацию невозможно. Крещение и причащение в кальвинизме являются знаками спасения, но не несут непосредственной спасительной силы.

Культовая практика кальвинизма проста и лишена почитания святых и реликвий. В церквях отсутствуют не только иконы, статуи и настенная живопись, но даже алтарь и крест не являются обязательными предметами. Службы в кальвинизме проводятся скромно — свечи не зажигаются, не звучит музыка, священнослужители не носят специальных одежд, выделяющих их из массы мирян.

Управление кальвинистскими церквями осуществляется пресвитериями, в которые входят священники и представители общин мирян.

Интересно, что в кальвинизме природа рассматривается как одно из божественных откровений, наряду с почитаемой Библией. Таким образом, непостижимый Замысел Божий, воплощённый в природе, закономерности и проявления которой человек должен изучать, чтобы приблизиться к пониманию божественной гармонии.

В краткой форме основные догматы кальвинизма выражены в виде "тюльпана" (от tulip):

  • T (Total Depravity) — полная испорченность (человек после Адамова мятежа стал полностью греховен);
  • U (Unconditional Election) — безусловное избрание (спасение зависит не от человека, а только от Бога);
  • L (Limited Atonement) — ограниченное искупление (Христос искупил своими муками спасение только тех, кто был изначально предопределён Богом);
  • Б (Благодать, неотразимая) — непреодолимая любовь Божия (неотразимое призвание);
  • Н (Неуклонность святых) — неуклонность святых (невозможность изменить избрание Божие).

Появившийся на почве острой борьбы между католицизмом и реформацией, кальвинизм был тесно связан с политикой. Сам Кальвин был сторонником теократической модели, при которой церковь покоряла себе государство. Борясь с католицизмом, Кальвин вопреки этому придерживался средневековых христианских принципов, таких как нетерпимость, абсолютное подчинение личностей церкви, практически аскетический моральный кодекс. Это нашло отражение в использовании террора и смертных казней в кальвинистских общинах за ересь и инакомыслие.

Кальвинизм сыграл значительную роль в противостоянии между протестантами (гугенотами) и католиками во Франции, что нашло отражение в различных художественных произведениях. Самым трагическим событием этого конфликта стала Варфоломеевская ночь 1572 года, когда погибло более 6 тысяч кальвинистов, а 200 тысяч гугенотов были вынуждены покинуть Францию, чтобы укрыться от преследований.

В настоящее время существуют три основные формы кальвинизма:

Первые две формы отличаются по месту возникновения (реформирование — континентальная Европа, пресвитерианство — Британские острова), а конгрегационализм имеет свои особенности в управлении.

В настоящее время количество последователей кальвинизма оценивается примерно в 60 миллионов человек, проживающих в различных странах Европы, Америки, Азии и Африки. Наибольший процент кальвинистов отмечается в Швейцарии (38%), Нидерландах (25%) и Венгрии (19%).

С 1970 года действует Всемирный альянс реформаторских церквей, который объединяет основную массу кальвинистских церквей по всему миру. Центр альянса находится в Женеве, Швейцария.

Сегодня кальвинизм является одной из авторитетных протестантских церквей и оказывает серьезное политическое и религиозное влияние в различных странах.

Поделиться с друзьями

Деятельность Жана Кальвина

Родившийся в 1509 году на севере Франции, этот богослов был активным проповедником еще с ранних лет благодаря своему обучению в Парижском университете, которое началось в 14 лет. В своей учебе Жан изучал римское право, юриспруденцию, теологию и гуманитарные дисциплины.

Кальвинизм: Основные черты и характеристики – Запишите в тетрадь

В 1532 году он создал свой первый научный труд, который был комментарием к трактату римского философа Сенеки. Тот же год он завершил обучение в Университете Орлеана и принял протестантизм. Это привело к конфликту с католической церковью в 1532-1534 годах, в результате чего Жан был вынужден скрываться на юге Франции, а затем пробыл некоторое время при дворе Маргариты Наваррской.

Первым его теологическим трудом стал "Сон души". В 1535 году, после написания этого произведения, он покинул родину из-за преследования протестантов. Его следующим трудом было "Наставление в христианской вере", выпущенное в Базеле в 1536 году.

В период пребывания в Базеле он занимался переводом Библии на французский язык. В 1536 году Жан Кальвин посетил итальянский город Феррара, где убедил герцогиню Рене присоединиться к реформационному движению. Того же года он прибыл в Женеву, где протестантизм только начинал побеждать. В этом городе он написал "Катехизис". После недолгого пребывания в Страсбурге, он вернулся в Женеву в 1541 году.

Постепенно он ввел в городе строгий порядок, и к 1555 году избавился от своих противников. Его управление в Женеве стало напоминать теократическую диктатуру. Он основал Женевскую академию для подготовки проповедников, но в то же время запретил театры и даже запретил использование зеркал. Жан Кальвин скончался в 1564 году.

Суть кальвинизма

Вероисповедание кальвинистов основано на идее суверенитета Бога и учении о предопределении. Кроме этого, они истолковывают Библию исключительно на основе ее содержания и склонны к рационализму. Кальвинисты отвергают созывы и синоды, которые прошли с апостольских времен. Монашества и брака для церковного духовенства в кальвинизме нет. В церквях предполагается устранение обрядности, а также использования музыки, свечей и икон.

Кальвинизм интересен тем, что взгляды его приверженцев повлияли на формирование пресвитерианства, а также различных протестантских деноминаций — баптистов, методистов, пятидесятников.

Последователи кальвинизма были не только в Швейцарии, но В Англии, в Речи Посполитой (коронный гетман Ян Тарновский), Трансильвании, а В Шотландии, где пресвитерианскую церковь основал его ученик Джон Нокс.

Кальвинизм и искусство

В XVI веке во Франции возникло реформаторское движение, которое невозможно представить без изменения духовного искусства и появления нового музыкального репертуара в Римо-католической церкви. Вместе с отрицанием почитания святых икон и мощей угодников Божиих, кальвинистское движение в целом критиковало любое внешнее проявление богопочитания и сводило его к минимуму.

 Источник: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, Научный журнал

Предопределение в кальвинизме и лютеранстве

Жан Кальвин (1509-1564 гг.) впервые выразил свои взгляды на предопределение в кальвинизме.

Категория: История

Статья от экспертов

Источник: Справочник

Эта статья рассматривает связь философии лютеранства и кальвинизма с августинианством и делает упор на проблеме свободы воли. Она описывает позицию Блаженного Августина в его дискуссии с Пелагием, а также историческую судьбу августинианско-пелагианской оппозиции в Западной и Восточной Церквях, включая дискуссию Лютера и Эразма Роттердамского о свободе воли. Автор статьи сосредотачивает внимание на анализе взглядов Жана Кальвина на свободу и необходимость, раскрывая антропологический пессимизм протестантского богослова.

Научный журнал

Источник: Манускрипт

Этические нюансы

Согласно учению кальвинистов, любая честная работа не только служит средством к существованию, но и является божественным предназначением. Люди должны видеть работу не как повиновение, а как стремление угодить Богу.

Основная ценность кальвинизма, по мнению его сторонников, заключается в любом честном труде. Неважно, какую работу человек выполняет: занимается ли он предпринимательством, земледелием, пишет научные труды или работает официантом — главное, чтобы он честно и добросовестно ее выполнял.

Кальвинисты не однозначно относятся к смене профессии — для этого должны быть серьезные основания. Новая работа должна способствовать прославлению Всевышнего.

Различия между христианством и другими направлениями, такими как католицизм и православие, проявляются в убеждении, что слишком большое внимание к работе является греховным поступком. Адепты кальвинизма считают труд священным.

Еще одной характерной особенностью сторонников кальвинизма является стремление к защите своей репутации и имени. В некоторой степени кальвинизм способствовал развитию предпринимательства. Внутриобщинные сделки часто заключаются на слове, без официальных контрактов, основываясь исключительно на доверии к друзьям.

Кратко говоря, человек ценит свое имя, как дар от Вышнего, который нужно беречь, чтобы не обидеть Бога.

Распространение кальвинизма в современном мире

Протестантство не получило широкого распространения на территории России. Основными центрами распространения кальвинизма были Санкт-Петербург во время правления Екатерины II и Урал, где часто посещали голландские и венгерские купцы.

В настоящее время такие центры известны в республике Коми, в сибирском регионе и в странах СНГ. По оценкам, в России примерно 150 тысяч сторонников учения Кальвина.

Деятельность Жана Кальвина

По общепризнанной теории, началом движения протестантизма можно считать Германию времен Мартина Лютера. Тем не менее, протестантизм (как известно, это учение противников реформации) включал в себя множество различных течений. Одной из ключевых идей было утверждение права каждого человека на самостоятельное толкование Библии, что привело к появлению множественных направлений внутри протестантизма. Некоторые из этих направлений, однако, получили более широкое распространение.

Кальвинизм стал одним из таких направлений. Его основоположник, Жан Кальвин, родился во Франции. Он получил образование в университете в Париже и углубленно изучал гуманитарные науки, особое внимание уделяя теологии. В итоге он разработал свою собственную доктрину, которая существенно отличалась от католической веры.

Еще при жизни Кальвин сумел воплотить в жизнь некоторые свои идеи в городе Женева. Здесь он оказал большое влияние и организовал общественную жизнь в соответствии с собственными принципами.

Суть кальвинизма

Кальвинизм обладает рядом характеристик, которые в общем являются типичными для протестантизма. Сюда относится отрицание церковной иерархии, многих религиозных обрядов, ценность холостяцтва, и отсутствие монашества. Тем не менее, у этого учения есть и такие особенности, которые отличают его от других направлений.

Центральными понятиями, характеризующими кальвинизм, являются учение о предопределении и предрасположенность к рационализму. Считается, что именно эти аспекты сильно способствовали развитию капитализма, согласно научному мнению.

Идея кальвинизма заключалась в том, что судьба каждого человека была предопределена. В соответствии с этим учением, успешность человека в его делах позволяла определить, как именно он был предопределен. Если человек достигал желаемого в своей деятельности, это считалось позитивным знаком предопределения его судьбы. Поэтому сторонники кальвинизма уделяли большое внимание прибыльности своего предприятия. Особенно важными критериями для оценки человеческой деятельности были его успехи в экономике.

Кальвинизм

Информацию об распространении кальвинизма в России можно найти в статье "Реформаты".

Основой учения кальвинистов является толкование Библии, предложенное самим Кальвином. Согласно кальвинизму, Священное Писание, как слово Божие, является откровением Бога человеку, записанное людьми по наставлению Святого Духа, и, как и в других направлениях протестантизма, считается безошибочным руководством в вере и жизни.

Один из центральных принципов теологии кальвинизма — это вседержавие Бога над миром, где всё определено Его абсолютной волей. Эта воля непостижима для человеческого разума из-за того, что падение в грехе коренным образом изменило природу человека, обделённого свободной волей и запятнанным грехом.

Все поступки падшего человека считаются греховными и неизбежно ведут к гибели, даже если они кажутся добрыми снаружи. Из этих утверждений логически следует доктрина абсолютного предопределения в кальвинизме, согласно которой Бог заранее определил одних к спасению ещё до грехопадения человека и даже до творения мира, а других — к вечным мукам в аду.

Концепция кальвинизма отличается от тех, что приняты в других христианских конфессиях, таких как православие. Здесь отсутствует идея совместного участия Божьей благодати и человеческой воли в процессе спасения. По мнению последователей кальвинизма, искупительная жертва Христа открыла путь к спасению только избранным грешникам, и благодать играет ключевую роль в этом процессе. Вера и праведная жизнь не служат основанием для спасения, а лишь являются признаками избранности человека. Кроме того, успех в делах, включая материальный, часто рассматривается как указание на предопределённость к спасению.

Кальвинизм унаследовал западнохристианский принцип filioque (лат. "и от Сына") в своем учении о Едином Боге в трех Лицах. Согласно этому принципу, Святой Дух исходит не только от Отца, но и от Сына. Большинство кальвинистов признают Апостольский, Афанасьевский и Никейский (Никео-Константинопольский с filioque) символы веры, а также понимание Иисуса Христа как истинного Бога и истинного человека в одном Лице, выработанное на Халкидонском соборе (смотри в статье Вселенские соборы).

В рамках учения о предопределении к спасению, кальвинисты трактуют церковные таинства как лишенные спасительной силы в себе. В кальвинизме выделяются два таинства — крещение и Вечеря Господня (причащение). Крещение расценивается как ритуал посвящения в Церковь и освобождения от грехов при принятии веры в Христа.

Верующие родители имеют право крестить своих младенцев и включать их в сообщество спасённых. Кальвинисты особенным образом понимают причастие. В отличие от Лютера, Кальвин считал, что Тело и Кровь Христа присутствуют в элементах причастия не физически, а духовно. В настоящее время многие кальвинисты придерживаются трактовки причастия, предложенной У. Цвингли, согласно которой причастие рассматривается как увековечивание памяти о Вечере Господней, воспоминание об искупительной жертве Христа.

В кальвинизме практически отсутствует церковная иерархия. Исходя из идеи о всеобщем священстве верующих, кальвинисты признают 4 чина церковных служителей, установленных Богом: пасторы (священники), доктора (учители), старейшины (пресвитеры) и диаконы.

Священники провозглашают и исполняют обряды, ученые преподают богословие, старшины следят за порядком, диаконы занимаются милосердием. Часто ученые и диаконы рассматриваются как вспомогательные служители, а священники и старшины — как основные.

В некоторых церквях кальвинистского толка, включая венгерские, эпископы существуют только в качестве церковных руководителей, а не в роли особого священства. В каждой общине, или конгрегации, присутствует пастор и несколько старейшин, которые образуют сессию или консисторию. Церкви управляются либо пресвитериями (церковными советами), в которые входят пасторы и старейшины из нескольких соседних общин, либо непосредственно собраниями конгрегаций. Как и в других протестантских направлениях, кальвинисты отвергают обязательный целибат духовенства, а также монашество. Некоторые церкви допускают женщин к пасторскому служению.

Современный кальвинизм представлен тремя основными формами: реформатством, пресвитерианством (см. Пресвитериане) и конгрегационализмом (см. Конгрегационалисты). Первые две формы имеют незначительные различия: реформатство возникло в странах континентальной Европы (Франция, Швейцария, Германия), а пресвитерианство — на Британских островах.

Конгрегационализм отличается от реформатства и пресвитерианства тем, что он не имеет централизованной иерархии и каждая конгрегация является самостоятельной. Сами кальвинисты обычно не используют термин "кальвинизм", отказываясь связывать себя с каким-либо другим именем, кроме Христа. Иногда термин "кальвинистский" используется в более широком смысле: его относят не только к кальвинистскому течению в протестантизме, но и ко всем остальным церквам, исповедующим кальвинистскую доктрину об абсолютном предопределении, например, к большинству баптистских церквей (см. Баптизм).

В общем, кальвинистские церкви отличаются открытостью к развитию, постоянным обновлением и отсутствием привязанности к строгой конфессиональной идентичности. Большинство кальвинистов объединено в Всемирном альянсе реформатских церквей (пресвитериан и конгрегационалистов), сформированном в 1970 году путем объединения Всемирного союза реформатских церквей (пресвитерианского устройства) и Международного конгрегационалистского совета. На начало 21 века в альянс входило более 200 церквей, а руководящие органы находятся в Женеве. Многие кальвинистские церкви активно участвуют в деятельности Всемирного совета церквей.

Обряды в различных кальвинистских церквях имеют некоторые отличия, но в целом они характеризуются значительным упрощением богослужения, не только по сравнению с православием, католицизмом и англиканством, но даже с лютеранством. Основное внимание уделяется проповеди, которая, как и Слово Божие, считается основным источником благодати.

Подобно лютеранам, кальвинисты отказались от почитания святых, реликвий и мощей; но в отличие от лютеран, которые разрешили настенные изображения в церквях, кальвинисты отвергли любые изображения, считая их идолопоклонством. Церковные помещения отличаются скромностью, здесь нет особых облачений для духовенства, не используются свечи во время служб. В храмах отсутствует алтарь, крест не считается необходимым символом церкви. Богослужения проводятся на языках верующих.

Согласно принципам Кальвинизма, музыка во время богослужений должна быть исполнена только голосом и в один голос. Интересно, что под руководством Жана Кальвина в 1539 году в Страсбурге была издана книга под названием "Некоторые псалмы и гимны для пения" ("Aulcuns pseaulmes et cantiques mys en chant").

В 1562 году в Женеве была опубликована полная Псалтирь, которую также называют Женевской или Гугенотской. В ней содержится 125 простых мелодий, написанных менее известными композиторами (многие мелодии авторства которых не установлено); позднее она была переведена на другие европейские языки. Сразу после смерти Кальвина, многоголосие проникло в богослужение.

Композиторы создавали мотеты на тексты и мелодии Женевской Псалтири (а также на свои собственные мелодии) не только в простом гомофонном стиле, но и в развитом полифоническом. Среди авторов можно выделить К. Гудимеля и Я. П. Свелинка. В современном кальвинизме исполняются как традиционные одноголосные, так и многоголосные песнопения (в основном композиции 16-17 веков).

Кальвинизм — это не только теология, но и система религиозно-философских взглядов, касающаяся общества, науки, культуры и государства. Сам Ж. Кальвин выступал за независимость Церкви от мирской власти, но на практике в Женеве создал модель теократического государства. В некоторых странах кальвинистские церкви были государственными (Нидерланды, большинство швейцарских кантонов, американские штаты Новой Англии и др.), но сейчас их статус изменился, осталась лишь Церковь Шотландии, которая остается «национальной» церковью, хотя и отделена от государства. Современный кальвинизм признает необходимость полной свободы вероисповедания (за исключением учений, подрывающих государственный строй) и равенства всех конфессий перед государством.

По оценкам, в мире насчитывается около 75 миллионов последователей кальвинизма (данные за 2008 год). В различных странах Европы они составляют значительную долю населения: в Нидерландах — около 2,97 миллионов человек (почти 20% населения, в основном голландцы и фризы), в Швейцарии — 2,5 миллионов человек (36% населения, в том числе как среди немцев, так и французов), в Германии — около 2 миллионов, в Венгрии — 1,6 миллионов, в Великобритании — 1,4 миллионов, в основном шотландцы и ольстерцы. Также кальвинисты проживают в Румынии (696 тысяч человек, в основном венгры), Франции (469 тысяч человек), Украине (130 тысяч человек, преимущественно венгры), Чехии (125 тысяч человек), Словакии (120 тысяч человек, в основном венгры) и в других странах.

В Соединенных Штатах кальвинисты составляют значительную долю населения — 6,9 миллионов человек, в основном представители голландской, шотландско-ирландской, шотландской, швейцарской, венгерской, корейской и других этносов. В Канаде их численность составляет 3,3 миллиона человек, в Мексике — 1,2 миллиона человек, а в Бразилии — 769 тысяч человек. Также кальвинисты проживают в других странах.

В странах Азии кальвинистская община представлена в Южной Корее (более 6 миллионов человек), Индонезии (5,7 миллионов человек, в основном на востоке страны), Индии (свыше 1 миллиона человек, в основном в северо-восточных регионах), на Филиппинах (свыше 1 миллиона человек), в Пакистане (более 0,5 миллиона человек) и в других азиатских странах.

В различных странах Африки существует значительное число последователей кальвинизма, таких как Южно-Африканская Республика (более 6 миллионов человек, что составляет 15% населения, большинство из них африканеры и многие банту), Нигерия (5,6 миллионов человек, в том числе игбо и другие народы), Кения (примерно 3 миллиона человек), Республика Мадагаскар (более 2,5 миллионов человек), Камерун (примерно 2,5 миллиона человек), Демократическая Республика Конго (более 2 миллионов человек), Эфиопия (более 2 миллионов человек), Замбия (примерно 1,5 миллиона человек) и другие страны.

В различных странах Океании кальвинисты составляют значительную долю населения: в Новой Зеландии их численность составляет 613 тысяч человек, что составляет более 16% населения, в основном представители шотландского происхождения; во Французской Полинезии их насчитывается 97 тысяч человек, что составляет 39% населения; на Западной Самоа — 70 тысяч человек, или 40%; в Вануату — 66 тысяч человек, или 31%; в Кирибати — 28,3 тысячи человек, или 34%; на Республике Маршалловы Острова — 42,5 тысяч человек, или 70%. Также кальвинисты проживают в Австралии, где их численность составляет около 600 тысяч человек.

Список литературы:

— Р. Ю. Виппер. Влияние Кальвина и кальвинизма на политические учения и движения XVI века. М., 1894;

— Н. Н. Митер. Основные идеи кальвинизма. [М.], 1995;

— J. Т. McNeill. История и характер кальвинизма. 2-е изд. Л.; Оксф., 1967;

— J. Leith. Введение в реформированную традицию. Атланта, 1981;

— Международный Кальвинизм 1541-1715 / Ред. М. Престуич. Оксф., 1985;

— Энциклопедия Реформированной веры / Ред. Д. К. Макким. Луисвилль; Эдинбург, 1992;

— А. Маграт. Богословская мысль Реформации. Од., 1994;

— Е. Буш. Преданность свободе: христианская вера сегодня — в разговоре с гейдельбергским катехизисом. Нойкирхен-Флюн, 1998;

— там же. Реформированные. Профиль одной конфессии. З., 2007;

— Е. Вольгаст. Реформированная конфессия и политика в XVI веке.

Исследования по истории курфюрства в период Реформации. Гейдельберг, 1998; Реформированные исповедания / Под редакцией Г. Пласгера. Геттинген, 2004; Раухаус А. Маленький церковный устав.

Реформированные церкви изнутри и снаружи. Геттинген, 2007.

В чём заключались особенности кальвинизма как одного из протестантских течений?

Каковы были особенности кальвинизма, одного из течений Протестантизма, и в чем он отличался от Лютеранства?

Подробный ответ:

Кальвинизм представлял собой одно из течений Протестантизма и имел свои особенности: Учение о предопределении: Кальвинизм разработал концепцию предопределения, согласно которой Бог предопределил судьбу каждого человека. Это означает, что спасение или осуждение человека заранее определено, и ничто не может изменить этот предопределенный исход.

Учение о верующей общине: Кальвинизм подчеркивал роль общины верующих в религиозной жизни. Церковь в кальвинизме организовывалась в виде самоуправляемых общин, где религиозные решения и духовенство назначались коллективно. Каждая община автономна и имеет своего избранного пастора.

Религиозные обряды и поклонение: В кальвинизме особое внимание уделялось строгости религиозных обрядов и поклонения. Он подчеркивал простоту и скромность церковных церемоний, отвергая практики, не имеющие прямого библейского основания.

Этика и трудолюбие: Кальвинизм придавал большое значение этике и работоспособности. Прихожан призывали к ответственному и трудолюбивому образу жизни, а достижение материального успеха рассматривалось как проявление благодати.

Отличие от лютеранства:

Учение о предопределении: В кальвинизме уделялось гораздо больше внимания учению о предопределении, чем в лютеранстве. В то время как лютеранство признавало свободу воли человека и акцентировало роль веры в спасении, кальвинизм утверждал, что спасение определено заранее.

В кальвинизме особую важность придавали роли общины верующих и самоуправлению церкви, в то время как в лютеранстве церковная иерархия была более централизованной, и роль общины имела меньший акцент.

В богослужении и поклонении кальвинизм отличался более строгим и сдержанным подходом по сравнению с лютеранством. Церковные обряды в кальвинизме были более простыми и лишены визуальных символов и ритуалов, которые присутствовали в лютеранстве.
 

Оцените статью
SPBINFO24.RU
Добавить комментарий