Передвижная выставка требует тщательной подготовки экспонатов, чтобы они были не только информативными, но и привлекательными для аудитории. Важно учитывать размеры и транспортные особенности экспонатов, а также их состояние и целостность. Оптимально выбирать материалы, устойчивые к повреждениям, и обеспечивать их соответствующую упаковку для безопасной транспортировки.
Кроме того, необходимо продумать оформление экспонатов, включая освещение и размещение в выставочном пространстве, чтобы максимально раскрыть их концепцию. Взаимодействие с посетителями играет ключевую роль, поэтому стоит подготовить дополнительные информационные материалы и интерактивные элементы, которые помогут привлечь внимание и углубить понимание представленных объектов.
ПЕРЕДВИЖНАЯ КУНСТКАМЕРА ВЫСТАВКА
Уникальное событие – передвижная выставка Кунсткамеры, которая приглашает людей насладиться богатствами этого известного музея Санкт-Петербурга. Экспонаты музея отправляются в разные города и регионы, чтобы распространить знание о культурном наследии России.
Выставка включает уникальные коллекции природных и антропологических предметов. Здесь посетители найдут эффектные этнографические коллекции, физические и анатомические модели, а также археологические находки.
Эта передвижная экспозиция предоставляет уникальную возможность всем желающим погрузиться в мир истории и науки, ближе рассмотреть предметы из коллекций Кунсткамеры и узнать больше о разнообразии культур великой России. В рамках выставки проводятся специальные экскурсии и интерактивные мероприятия, помогающие посетителям глубже понять и оценить ценность этих экспонатов.
Передвижная экспозиция Кунсткамеры — это уникальная возможность для всех желающих, включая тех, кто не может посетить сам музей в Санкт-Петербурге, погрузиться в мир культуры и наследия России. Приглашаем всех посетить эту экспозицию и ощутить неповторимую атмосферу истории, которую предлагает Кунсткамера.
Цена билета в Кунсткамеру в 2024 году
Доступно для всех возрастов: 400 рублей
Скидка для школьников, студентов, пенсионеров: 100 рублей
Дети до 7 лет бесплатно
Экскурсии на русском языке для взрослых: 7500 рублей
Экскурсии на русском языке для учащихся: 3000 рублей
Экскурсии на иностранном языке для взрослых: 9000 рублей
Экскурсии на иностранном языке для учащихся: 4500 рублей
Индивидуальная экскурсия на русском языке: 3100 рублей
Индивидуальная экскурсия на иностранном языке: 4600 рублей
Не упустите шанс посетить Кунсткамеру!
Не проблема, что в моей голове опилки!
Каково ваше мнение: настоящие или нет? Посетите Кунсткамеру, чтобы узнать правду.
Первая серия "Кунсткамера"
В Петербурге находится Кунсткамера. 2017 год.
Мобильная выставка анатомической кунсткамеры прибыла в Кокшетау от города Санкт-Петербурга
Не пропустите также:
- Как правильно пишется "кунсткамера"
- Адрес кунсткамеры в Ижевске
- Бабуся из музея кунсткамеры
- Пополняется ли коллекция кунсткамеры
- Слово "кунсткамера" в переводе означает "кабинет искусств"
- Архитектурный стиль кунсткамеры в Санкт-Петербурге (7 букв, сканворд)
- Что больше: Эрмитаж или кунсткамера?
- Первая кунсткамера Фердинанда I Габсбурга
- Онлайн покупка билетов на посещение кунсткамеры в Санкт-Петербурге на официальном сайте
- Музей, похожий на кунсткамеру
- Книга о кунсткамере для детей
- Покупка билетов в кунсткамеру в Москве
- Приобретение экспонатов из кунсткамеры
- Значение выражения "в кунсткамере был, а слона не видал"
- 310 лет со дня основания кунсткамеры в 1714 году
Как организовать выездную выставку
Для проведения мобильной выставки необходимо заключить соглашение с приемной стороной, застраховать экспонаты, и получить разрешение от учредителя. В данной статье мы расскажем, как легко организовать мобильную выставку.
Выберите тему выставки. Она обычно зависит от того, какие экспонаты вы планируете показать. Например, музей В.А. Тропинина и его современники устроили передвижную выставку "Русский камерный портрет". Посетителям предлагается ознакомиться с портретами в рисунках и акварелях великих портретистов Соколова, Брюллова, Гау, и Молинари.
Разработайте концепцию выставки и оформите ее в отдельном документе. Включите в него цели и задачи выставки, тематический план экспозиции и технические требования.
Департамент культуры города Москвы предлагает возможность размещения передвижных и обменных выставок. Здесь можно ознакомиться с техническими требованиями к месту проведения.
Музей-усадьба Останкино устанавливает следующие условия:
— необходимая площадь не менее 70 кв. м;
— требования по безопасности и сохранности экспонатов должны соответствовать стандартам;
— для экспонатов требуются как вертикальные, так и горизонтальные витрины с регулируемой подсветкой.
Назначьте куратора для ответственности за выставку, выдав внутренний приказ (образец можно посмотреть). Поручите главному хранителю музея подобрать сотрудников, которые будут заниматься экспозицией. Обычно это научные сотрудники фондового отдела и работники выставочного отдела.
Куратор и сотрудники, занимающиеся организацией выставки, подбирают экспонаты из фондов музея в соответствии с темой выставки. Сотрудники осматривают экспонаты и определяют, возможно ли их транспортировать.
Окончательное решение о том, можно ли изъять предмет из фондов, принимает реставрационный совет. Участники совета составляют протокол, который определяет, какую угрозу представляет перевозка для музейных ценностей.
Если невозможно созвать совет, то следует образовать комиссию, в которую войдут научные сотрудники музея. Комиссия, так же как и реставрационный совет, будет иметь право решать, можно ли отправить предмет на выставку или нет.
Дайте сотрудникам, которые занимаются организацией выставки, задание подготовить экспликации, этикетаж и текст экскурсии, соответствующие концепции выставки.
Как организовать передвижную выставку
Передвижная выставка — это уникальная возможность для того, чтобы показать свою коллекцию предметов искусства или исторических артефактов. Она может быть перенесена из одного места в другое, что делает ее доступной для большего числа людей. Такая выставка отлично подойдет для частных коллекций, где объем предметов невелик.
Прежде чем начать организацию передвижной выставки, необходимо тщательно продумать концепцию экспозиции. Это поможет правильно подобрать экспонаты в соответствии с выбранной тематикой или временным периодом. Например, если это коллекция парфюмерии, можно выбрать определенный аромат или период, такой как цветочные или сладкие ароматы, или же духи советского периода.
После определения идеи необходимо подобрать подходящие объекты для выставки. Лучше не стараться заполнить пространство максимально, избыток экспонатов будет отвлекать внимание посетителей. Важно заранее составить список необходимого оборудования, например, можно воспользоваться мобильными стендами, которые легко перемещать.
Последующие этапы организации
Перед началом работы необходимо тщательно продумать и утвердить маршрут выставки. Для этого предпочтительно выбирать крупные города. Необходимо подготовить предложение о сотрудничестве и направить его музеям, дворцам культуры, библиотекам. После получения положительного ответа необходимо согласовать условия сотрудничества: продолжительность выставки, стоимость билетов, организацию рекламной кампании и т.д. Лучше всего зафиксировать договоренности в письменном виде.
Затем нужно продумать транспортировку экспонатов. Обычно достаточно использовать автотранспорт. Важно сразу определить, как и кем будут упаковываться экспонаты.
После этого следует продумать детали монтажа выставочного оборудования. Лучше все необходимое везти с собой, так как в новом месте может не оказаться витрин или систем подвесов для картин. У нас есть возможность приобрести настенные витрины и стенды.
Если вы планируете организовать мобильную выставку впервые, начните с небольшого числа населенных пунктов. Также необходимо заранее продумать дизайн афиш и определить, кто будет их развешивать. Реклама играет ключевую роль в привлечении посетителей на выставку.
Дополнительно можно использовать социальные сети и сайты, а также договориться с городскими порталами о публикации анонса выставки. Это поможет привлечь большее количество зрителей.
О компании
Наша компания предлагает комплексные услуги поставки, монтажа, сервисного и послегарантийного обслуживания музейного оборудования на всей территории Российской Федерации.
Позвоните нам, и мы сможем предложить вам выгодное коммерческое сотрудничество в кратчайшие сроки.
Новые статьи
- Основные принципы планировки музейного зала 21 ноября 2022
- Музейное оборудование: виды и назначение 13 сентября 2022
- Методы композиции для выставки картин в музее 13 сентября 2022 года
Виды автотранспорта для доставки на выставку
- Автотранспорт для перевозки грузов.
- Грузовой фургон.
- Транспорт для перевозки контейнеров.
- Специализированный транспорт для перевозки крупногабаритных или хрупких товаров (например, автомобильный кран, автовоз для перевозки автомобилей)
- Транспорт по железной дороге (грузовой вагон или контейнеровоз).
- Воздушный грузовой транспорт (грузовой самолет или вертолет).
- Морской транспорт (контейнеровоз или грузовое судно).
Перевозка выставочных грузов — процесс, требующий тщательного планирования и контроля, чтобы гарантировать правильную и своевременную доставку.
- Подготовка: выбор транспортного средства, определение маршрута и времени отправки, подготовка груза, упаковка, маркировка и подготовка необходимых документов.
- Забор: сотрудничество с грузоперевозчиками или экспедиторами для забора груза у отправителя и его доставки на склад для обработки.
- Контроль: проверка соответствия упаковки, маркировки, объема и состояния. Возможно пересечение границы, требующее необходимых документов и прохождения таможенного контроля.
- Погрузка: размещение груза и надежное крепление для предотвращения повреждений во время транспортировки.
- Важно соблюдать маршрут и график при перевозке. Температурный режим, вентиляция и изоляция играют важную роль в этом процессе.
- Груз разгружается специальным оборудованием и доставляется на выставочную площадку.
- Необходимо оформить документы, подтверждающие доставку и прием груза.
Список рубрик
- Автомобиль (6)
- Грузовая доставка (53)
- Перевозка крупногабаритных грузов (8)
- Документация по грузоперевозкам (20)
- Междугородний переезд (12)
- Поездка совместно с другим грузом (1)
- Холодильное оборудование в транспорте (5)
- Полезные статьи (54)
- Большегрузный транспорт (4)
Новые статьи
- Заявление на изменение адресата груза
- Подписи и печати в документе о перевозке
- Военное переселение с использованием военной ипотеки
- Пример письма о смене плательщика
- Пример заявки на перевозку груза автомобильным транспортом
Изучение проблематики; подбор кадров; обучение учителей особенностям и методике проведения мастер-классов для учащихся. Заключение соглашения с экспериментальной школой для создания лабораторной среды, оснащенной необходимым оборудованием и предназначенной для работы над экспонатами.
Процедура заключения договоров со школами, где планируется проведение выставок и мастер-классов. Подготовка оборудования для работы с экспонатами, разработка и изготовление моделей экспонатов, разработка программ для мастер-классов. Рекламная кампания. Разработка плана организации и проведения выставки. Проведение заключительной научно-практической конференции для учителей технологии Новгородской области и соседних регионов.
Слайд 7
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРОЕКТА ПРОЙДЕТ ЧЕРЕЗ 4 ЭТАПА
Время выполнения проекта составляет 10 месяцев
Слайд 8
Трансмузейные проекты: экспорт идей
Начнем с разговора о второй части заголовка: о том, как экспортировать идеи. Обычно передвижные выставки предполагают перемещение экспонатов. Один или несколько музеев создают экспозицию и отправляют ее в путь.
Однако существует и другой вариант: не формируется экспозиция, а идея для нее, и экспонаты подбираются на месте. Разумеется, в этом случае значительно сокращаются расходы на перевозку музейных ценностей, и отпадают страховые риски. Но здесь возникает особое требование к идее: она должна быть яркой и универсальной. Кроме того, важно наладить четкое взаимодействие между куратором проекта и куратором конкретной выставки.
Теперь мы можем приступить к изучению первой части заголовка: что такое "трансмузейный проект". Слово "трансмузейный" буквально означает "межмузейный". Иными словами, это проект, который реализуется несколькими музеями.
Очевидно, что обычная передвижная выставка не может считаться трансмузейным проектом, так как это проект одного (как правило) музея, который просто проводится на разных площадках. Трансмузейный проект, на самом деле, представляет собой реализацию единой идеи при помощи различных средств. Это, фактически, серия различных выставок в разных музеях, объединенных общей идеей и управляемых одним куратором.
Понятие "трансмузейный" также может иметь и другой аспект: музеи различных направлений могут быть объединены одной идеей, при этом коллекции этих музеев содержат необходимый и достаточный набор экспонатов. В каждом конкретном случае идея может быть изменена и дополнена в зависимости от особых условий.
Кроме того, третий смысл понятия "трансмузейный" заключается в расширении спектра специализации музейных экспозиций. Примером этому может служить проект Омского музея изобразительных искусств имени М. А. Врубеля под названием "Химия и Искусство", который объединил полноценную выставку произведений таких художников, как И. Машков, В. Яковлев, А. Лентулов, А. Рылов, с естественно-научной экспозицией о химических процессах в природе.
Для органичного соединения этих компонентов была проведена тщательная подготовительная работа, в результате чего была разработана идея и структура этого проекта. Ниже приведены его основные тезисы.
Химические процессы находятся повсюду в нашем окружении. Изобразительное искусство зависит не только от творческого мастерства художника, но и от химических процессов, которые используются при создании красок, кислот, бумаги, холста и других материалов.
Изготовление предметов декоративно-прикладного искусства из различных материалов, таких как керамика, фарфор, бронза, сталь, чугун, также зависит от законов химии. Музей не только сохраняет "результаты химических реакций", но и следит за их состоянием. Для сохранения искусственных предметов в музее имеются специальные мастерские, где проводятся реставрационные работы, которые можно назвать "химическими" операциями. Таким образом, музей изобразительных искусств можно сравнить с огромной химической лабораторией, в которой постоянно происходят химические процессы и реакции.
Это выставка посвящена 300-летию Михаила Васильевича Ломоносова — выдающегося российского ученого, первого академика России, который внес значительный вклад в развитие отечественного декоративно-прикладного искусства. Он был основателем производства неорганических красителей, глазури, стекла и фарфора. М.В. Ломоносов разработал технологию и состав цветного стекла, которые использовались для создания мозаичных картин. Поэтому большая часть экспозиции представлена экспонатами из музейного фонда керамики и стекла.
В экспозиции представлены несколько смысловых блоков: виды изобразительного искусства как химические процессы; химия пигментов; химия реставрации. Посетитель знакомится с химическими особенностями акварели, гуаши, темперы, офорта, живописи, декоративно-прикладного искусства на примере работ музейной коллекции. Фотография, самый поздний и наиболее «химический» вид искусства, представлена работами, демонстрирующими редкие техники ручной фотопечати: лит-печать, цианотипия, темперапринт.
Экспозиция сопровождается интерактивным инструментарием художественной «кухни» и обширным текстовым материалом.
За период с августа по ноябрь 2011 года был реализован проект, который отличается от других по различным показателям. Например, отдел музейной педагогики сообщил, что было проведено 274 экскурсии. Кроме того, было организовано 3 научно-практических семинара и 8 мастер-классов. Выставку посетило более 10 тысяч человек. Подобные результаты в последние годы показала только выставка "Сокровища музеев Московского Кремля", но эта выставка требовала значительных затрат.
Явно видно, что проект "Химия и Искусство" готов стать трансмузейным. Музей имени М. А. Врубеля готов предложить экспорт идеи проекта вместе с комплектом материалов и оборудования.
Был выполнен другой проект с потенциалом для экспорта в партнёрстве с Омской областной библиотекой для слепых с названием "Руками трогать разрешается!" с ноября 2010 по март 2011 года. Этот проект позиционировался как "выставка для слепых, слабовидящих и зрячих". Подготовка такого специфического проекта в музее изобразительных искусств потребовала тщательной разработки его концепции, описание которой приводится ниже.
Живопись — занятие для слепых.
Художник рисует не то, что видит, а то, что чувствует.
Международный день слепых отмечается 13 ноября — в день рождения Валентина Гаюи (1745–1822), известного благотворителя и педагога, основавшего в Париже и Петербурге несколько школ и предприятий для незрячих.
В это время в 2010 году в Музее М. А. Врубеля была открыта необычная выставка. Если обычно в музейной экспозиции запрещается трогать экспонаты руками, то на этой выставке не только разрешено, но и необходимо воспринимать предметы изобразительного искусства через осязание.
Основные гости новой выставки, конечно, это люди со слабым зрением, для которых в обычной жизни работы визуального искусства малодоступны или вовсе недоступны. Для них были подготовлены сопроводительные материалы, этикетки выполненные в шрифте Брайля и увеличенным шрифтом.
Кроме того, были подобраны работы, в которых особенность выразительности проявляется главным образом через использование пространственно-пластических средств и разнообразных текстур. Тут представлена как живопись, так и скульптура, а также декоративно-прикладное искусство. Большинство авторов уже известны своими произведениями, которые находятся в собрании музея: Евгений Дорохов, Геймран Баймуханов, Федор и Татьяна Бугаенко, Александр Капралов и многие другие. Некоторые работы были созданы специально для возможности тактильного восприятия.
Однако, важность проекта не только в развитии творческих способностей незрячих людей. Также значимым является осознание обществом проблемы потери зрения. Внимание здоровых людей к людям с ограниченными возможностями, улучшение их качества жизни, – это очень важный аспект общественной жизни. Поэтому на выставке присутствовали не только незрячие люди, но и здоровые люди, которые временно стали "незрячими". С закрытыми глазами они могли пройти через экспозицию, стараясь не только ощутить искусство через осязание, но и почувствовать особенности восприятия мира, как это делают незрячие люди.
В экспозиции заложена возможность для здоровых посетителей. Здесь представлена специальная техника для слепых, уникальные издания в методе Брайля, рельефно-фактурные книги и пособия по искусству, предоставленные Омской областной библиотекой для слепых. Эти предметы призваны не только познакомить незрячих с видимым миром и мировым искусством, но и произвести сильное впечатление на здорового человека, помогая избежать "социальной слепоты" — серьезной проблемы современного общества.
Особенность этого проекта следует выделить в сравнении с подобными идеями, реализованными в других музеях.
1. Как правило, выбирается иллюстративный путь: макеты известных архитектурных сооружений, рельефная графика, которая старается передать информацию о формах видимого мира. Однако незрячим людям предлагаются сомнительные подделки видимых объектов. Ведь масштаб Эйфелевой башни невозможно оценить по миниатюрному макету.
Мы пытались играть "на равных". Пластичные, выразительные произведения изображают общие для зрячих и незрячих понятия: "Теплая ночь", "Лето в деревне", "Солнечный ветер", "Голос Вселенной" и так далее.
2. Именно поэтому, и также потому, что ряд произведений специально создан авторами с учетом именно тактильного восприятия, наш проект предназначен как для зрячих, так и для незрячих, которых мы, по своему усмотрению, временно лишаем возможности видеть с помощью повязок.
3. Согласно правилам хранения в музее, мы не можем показать музейные экспонаты на выставке, но наша коллекция экспонатов максимально "музейная": это произведения тех авторов, чьи работы уже находятся в музейной коллекции, и это именно работы высокого музейного уровня, которые в будущем могут стать частью музейной коллекции.
Проект "Руками трогать разрешается!" вызвал большой отклик. Люди с нарушениями зрения впервые посетили художественный музей и получили опыт общения с "новой реальностью". Художники и любители искусства получили яркие эстетические и эмоциональные впечатления. Музей приобрел опыт организации социально значимого мероприятия и работы с особыми категориями посетителей.
В марте 2011 года проект «Руками трогать разрешается!» стал главным на крупной региональной выставке «Омская культура» — ежегодном фестивале учреждений культуры Омской области, который посещают более 40 тысяч человек каждый раз. Идея проекта для незрячих, слабовидящих и зрячих еще не исчерпана: проект готов к экспортированию, а уже разрабатывается вторая часть, для которой по инициативе Омской областной библиотекой для слепых художники создадут и представят авторские тактильные книги — объекты, предназначенные специально для «чтения» руками.
Организация музейной и выставочной экспозиции
Музеи и выставки представляют собой ценные ресурсы для продвижения культурно-просветительского туризма. В них содержится уникальная информация и экспонаты, способные обогатить опыт посетителей и расширить их культурное понимание.
Существуют различные типы музеев: естественнонаучные, такие как геологические, ботанические, зоологические, медицинские; исторические, включая общеисторические, историко-революционные, военно-исторические, археологические, этнографические, боевой и трудовой славы; искусствоведческие, охватывающие изобразительное, театральное, музыкальное искусства, художественные промыслы; литературные; технические, такие как политехнические, технические отраслевые связи, автомобильного, железнодорожного транспорта, космонавтики; мемориальные, посвященные выдающимся историческим событиям, государственным, общественным, военным деятелям, деятелям науки, культуры и искусства; комплексные, в основном краеведческого профиля; музеи-заповедники, включающие не только экспозиции в закрытых помещениях, но и архитектурные, исторические, природные памятники, расположенные на территории заповедника.
Основной задачей музеев является сбор и сохранение ценных историко-культурных материалов и памятников.
Под выставкой понимается собрание различных предметов и произведений искусства, размещенных для публичного просмотра, а также место, где происходит это просмотр. В туристической сфере существует два вида выставок: выставка как художественное явление, где выставляются произведения искусства для публичного просмотра, и выставка как коммерческое мероприятие, связанное с демонстрацией новых туристических продуктов туроператорами. В данном учебном пособии мы будем рассматривать первый вид выставок – выставку как художественное явление.
Выставки, подобно музеям, имеют свою классификацию. Они делятся на несколько типов по различным признакам:
- по месту проведения: стационарные, передвижные, выездные;
- по частоте проведения: периодические, ежегодные;
- по составу участников: городские, региональные, межрегиональные, национальные, международные;
- по характеру представленных экспонатов: тематические (современное искусство, декоративно-прикладное искусство, произведения живописи, скульптуры, исторические, литературные, смешанные), коллекционно-представительные (по признаку редкостей и шедевров), тематико-дидактические (с демонстрацией результатов работы с каким-либо материалом, например «Живая глина», «Послушное стекло»), концептуальные (отличаются от тематических тем, что содержат в себе концептуальную идею – новый взгляд на известное, ввод в научно-художественный оборот новых явлений искусства, авторскую разработку выставки и способы ее воплощения).
Экспозиция в музее или на выставке представляет собой специальную систему передачи информации о культурно-исторических, художественных и творческих процессах. Ее уникальность заключается в том, что она позволяет исследовать данные явления через конкретные предметы.
Создание экспозиции включает в себя определение темы и идеи, постановку целей, отбор предметов, их интерпретацию и группировку, а также учет размеров и характеристик выставочной площади.
После определения темы, идеи и целевой установки будущей экспозиции, ее связи с другими экспозиционными темами (если они есть), площади, которую она будет занимать, можно приступить к разработке тематической структуры экспозиции. Это означает, что экспозиция будет разделена на разделы с помощью выделения отдельных подтем, отражающих связь событий и явлений. Четкая структура позволяет посетителям увидеть этапы какого-либо процесса и выделить важные моменты на каждом этапе. Поэтому, несмотря на разнообразие материала в музеях и на выставках, общие принципы структуры экспозиции могут быть схожими.
Обычно тема или подтема содержит несколько экспозиционных комплексов, которые формируются на более позднем этапе, в процессе отбора материала. Основные принципы формирования тематической структуры экспозиции — хронологический и проблемный (идейный) принципы.
В области музееведения экспонаты классифицируются на вещественные, письменные и изобразительные. Давайте более детально рассмотрим каждый из видов экспонатов.
Экспозиция представляет собой сборище вещественных экспонатов, отражающих различные аспекты жизни, процессы, события, личности и явления. В её состав могут входить предметы личного пользования (одежда, обувь, аксессуары), мебель, предметы быта, а также артефакты, относящиеся к государственной власти и политике (регалии, нумизматический материал, ордена, образцы вооружения и снаряжения армии), и предметы, связанные с религиозными обрядами и прочее.
Все эти экспонаты предоставляют возможность погружения в историю чью-то жизни или какой-либо области человеческой деятельности.
Письменные документы представляют собой разнообразные материалы: архивные документы, статистическая информация, законы, листовки, письма, научные и публицистические работы, художественная литература. К ним также относят историографические материалы, подлинные схемы и чертежи. Иногда письменные источники, будь то рукописи или печатные тексты, рассматриваются как объекты материальной культуры. В этом случае основное внимание посетителей привлекает бумага, текст, рукописный или печатный шрифт, техника печатания, а Внешний дизайн книги или документа.
Экспонаты изобразительного искусства представляют собой разнообразные произведения: от портретов до картины и плакатов. Они могут быть выполнены в различных техниках и стилях, отражая как исторические события, так и природную красоту. Особое внимание заслуживают диорамы, которые создают иллюзию реального пространства и позволяют воссоздать исторические события или объекты природы с помощью специального освещения.
К фотографиям с натуры также относятся материалы, изображающие различные события или людей. Они обладают своей уникальной документальной ценностью. Важно, чтобы фотографии были сделаны с высоким качеством, поскольку в большинстве случаев плохо воспринимаются изображения, выполненные низким уровнем технического мастерства. Исключением являются те экземпляры, которые имеют особую историческую или материальную ценность. Такие экспонаты должны быть выставлены независимо от их качества и внешнего вида (бледные, пожелтелые, обгорелые и т. д.)
Текстовый материал также играет важную роль в экспозиции. Часто сами по себе предметы не могут передать посетителям заключенную в них информацию, так как она может быть скрытой и выходить за рамки зрительного восприятия. Для выявления такой информации необходимы тексты, которые могут быть делены на ведущие, заголовочные, пояснительные и этикетки с аннотациями (этикетаж).
Идеологическое направление выставки проявляется через ведущие тексты, которые могут быть цитатами известных общественных деятелей, писателей или ученых. Раньше экспозиции часто использовали цитаты классиков марксизма-ленинизма или выдержки из партийных документов, но в настоящее время такие тексты используются редко.
Названия залов, разделов и тем в оглавительных текстах отражают тематическую структуру экспозиции и помогают посетителям ориентироваться в ней.
Пояснительные тексты могут содержать интересные сведения для посетителей, они относятся к экспозиционному залу в целом, реже к отдельной теме. Основные моменты содержания зала или темы обычно раскрываются в таких текстах, также может быть указано наиболее интересные экспонаты и материалы, а также порядок осмотра экспозиции.
Все перечисленные виды текстов, сопровождающих экспозицию, факультативны: их могут использовать, а могут и не использовать, все зависит от авторского замысла.
Обязательным текстовым материалом для экспозиции является этикетаж, то есть этикетки с аннотациями.
Краткие данные о каждом предмете, выставляемом на показ, содержатся в этикетке и организованы в определенном порядке. Этикетка включает название предмета, материал изготовления, место изготовления, а также имя автора. Возможно указание дополнительных сведений о предмете, таких как его отдельные детали, способ использования и связь с событием или конкретным человеком.
Метки заполняются литературным языком и четким шрифтом без переносов. Они размещаются под или справа от предметов. Если предметов много (археология, нумизматика, ювелирные изделия), их нумеруют, а метки с номерами помещают на отдельном листе, близко к экспонатам. После выбора экспонатов проводят раскладки, чтобы разместить их в соответствии с темой экспозиции и проектами оформления, предложенными художником. Это помогает определить взаимодействие между экспонатами, их роль и взаимное расположение.
При оформлении экспозиции используются различные методические приемы:
1) Выделение ведущих экспонатов и тех, что привлекаются для большей конкретизации и наглядности
2) Взаимная документация разнотипных материалов, например подлинного предмета и его репродукции, как фотографии селекционера за работой и образца нового сорта; портрета и подлинной одежды, репродукции интерьера и соответствующей мебели и т. д.
3) Овеществление, используемое для понимания трудно воспринимаемых письменных источников, включает подбор изобразительных и вещественных материалов, упомянутых в документе, соответствующих ему по хронологии или содержанию
4) Сопоставление, основанное на контрастном показе, например фотографий дворца до и после реконструкции
5) Массированный показ, используемый для усиления впечатления от увиденного, таких как ряды оружия, рулоны тканей, груды военных трофеев и т. д.
Важный этап в создании экспозиции — разработка тематико-экспозиционного плана. Тематико-экспозиционный план (ТЭП) — это список разделов и комплексов с кратким описанием их содержания, а также перечень экспонатов, включенных в них. Также приводятся точные названия экспонатов, их тип, происхождение, ссылки на источники, указание на место экспоната в экспозиции (витрина, стенд, подиум) и их размеры. Информация о экспозиционных материалах должна быть подробной и точной. Для удобства ТЭП представляется в виде таблицы, содержащей 6 столбцов:
1) название раздела, темы, подтемы, комплекса; 2) порядковый номер экспоната; 3) название экспоната; 4) вид экспоната (подлинник, научно-вспомогательный материал, муляж, макет, фотография, график и т. д.); 5) размер экспоната; 6) место расположения экспоната в экспозиции.
Текстовый материал, предварительно отредактированный и утвержденный, является приложением к ТЭПу.
После этого весь текстовый материал и методические разработки для создания макетов и муляжей передаются художнику-оформителю. Он на основе полученного материала составляет проект художественного оформления экспозиции, включая архитектурное оформление помещения, окраску стен, освещение зала, оборудование экспозиционной мебелью, а также размещение экспозиционных разделов и экспонатов.
Художник создает экспозицию в определенных пространственных границах, учитывая размеры экспозиционного пояса, которые зависят от среднего роста человека и уровня его глаз относительно пола. Высота пояса не превышает 2 — 2,5 м, угол зрения по горизонтали составляет 25 — 30 градусов, по вертикали до 40 градусов.
Самая удобная экспозиционная площадь находится на уровне глаз (примерно 1,5 — 1,55 м от пола). Если верхний уровень экспозиции поднимается, то крупные экспонаты (фотоувеличения, живописные панно и т. д.) занимают дополнительное пространство, чтобы сохранить пропорциональность в высоких помещениях. Мелкие предметы не ставят ниже 70 см от пола, так как их сложнее рассматривать и воспринимать. Дно горизонтальных витрин, наклоненных под углом 45 градусов, наиболее удобно для просмотра экспонатов и чтения текста. В экспозиционных разделах и комплексах важные экспонаты размещают в центре, подчеркивая их значение активным цветным фоном, направленным освещением и созданием свободного пространства, что непременно привлекает внимание посетителей.
После создания монтажных листов, где определяется местоположение каждого экспоната и текста, художник обращает особое внимание на оформление текстовой информации. Современные экспозиции широко используют типографические шрифты и компьютерные наборы. Если это не мешает посетителям читать тексты, допускается использовать шрифты, соответствующие определенной эпохе.
Когда экспозиция готова, проводится ее предварительный просмотр с участием специалистов по всем разделам. Только после этого экспозицию можно открыть для посетителей.
По залам экспозиции можно заказать экскурсии. Автор материалов для экскурсий обычно начинает их подготовку на этапе разработки ТЭПа, после чего передает их экскурсоводу. Автор проводит несколько занятий с экскурсоводом, рассказывая о самых интересных экспонатах. На основе полученной информации экскурсоводы готовят экскурсии самостоятельно.
Как переезжают выставки и кому доверяют музеи транспортировку ценных экспонатов
Бывая на выставках, иногда задумываешься о том, как переносят ценные экспонаты с одного места на другое, кто упаковывает эти сокровища и что случится, если картина или другой объект украдут или повредят.
Оказывается, картины, стоимость которых оценивается в миллионы долларов, начинают готовить к транспортировке за несколько месяцев. Их тщательно проверяют, составляется точный отчёт, проводится консервация, а если нужно, то укрепляется краска.
После проведения необходимых мероприятий для ценных полотен производится специальная упаковка, которая может отличаться в зависимости от способа транспортировки. Иногда картины прилетают в Москву на самолете, а иногда приезжают из Европы на грузовиках. В любом случае ценные произведения искусства нуждаются в транспортировке по столице. Обычно организаторы заказывают грузоперевозки у надежной транспортной компании.
У каждой коллекции произведений искусства есть свои хранители или кураторы, которые отвечают не только за подготовку к транспортировке и саму перевозку, но и за распаковку и установку. Музей же берет на себя ответственность за хранение и выставку экспонатов в соответствии с мировыми стандартами, включая влажность и температуру.
Сегодня в столице компании, занимающиеся организацией квартирных переездов, грузоперевозками искусств предлагают не только стандартные услуги, но и специализированные грузовики с системой климат-контроля и амортизацией, предназначенные для перевозки ценных художественных произведений.
Кроме того, любая передвижная выставка проходит страхование. Иногда сумма страховки достигает нескольких миллионов долларов. Иногда одна страховая компания не в состоянии справиться с такой нагрузкой, поэтому создается синдикат. В договоре страхования всегда прописываются требования к транспортировке, безопасности, наличию видео- и пожарной сигнализации. Например, грузовик, перевозящий предметы коллекции, всегда сопровождается двумя водителями, курьером и вооруженной охраной.
При поступлении коллекции в новый музей ответственные сотрудники следят за условиями хранения и состоянием картин, ведут документацию и пишут отчёты. Перед проведением выставки и после неё состояние экспонатов оценивает профессиональный реставратор. Таможенный контроль при транспортировке проводится на территории музея, где создаётся временная таможенная зона.
Эта новость вас заинтересовала? Подписывайтесь на наши социальные сети!