Как построить олимпийский цикл: советы для спортсменов, готовящихся к первым Олимпийским играм

Как построить олимпийский цикл: советы для спортсменов, готовящихся к первым Олимпийским играм

Построение олимпийского цикла для спортсменов, впервые готовящихся к олимпийским играм, требует особого внимания к психологии и физической подготовке. Важно создать оптимальный тренировочный процесс, который учитывает индивидуальные потребности спортсмена, а также его опыт и уровень стресса из-за нового формата соревнований. Акцент на регулярные соревнования поможет адаптироваться к конкурентной среде.

Кроме того, нестандартные условия Олимпийских игр требуют особой стратегии в подготовке, включая работу с психологами и ментальными тренерами. Спортсмены должны научиться управлять своим эмоциональным состоянием и стрессом, чтобы успешно выступить в этот критический момент своей карьеры. Налаживание поддержки со стороны тренерского штаба и опытных атлетов также играет важную роль в построении уверенности и решимости.

Углубленная специализация юных спортсменов. Задачи, направленность и режим тренировочных нагрузок с учетом биологических и психических особенностей

Обычно этот этап начинается в возрасте от 17 до 20 лет и продолжается до 35-40 лет (за исключением случаев ранней спортивной специализации). В это время человек находится в активном занятии спортом, расцветают его спортивные способности и достижения в спортивном мастерстве.

Процесс подготовки и участия в состязаниях на этапе глубокого совершенствования очень сильно зависит от того, является ли спортсмен профессионалом (достигает высоких результатов в спорте). В случае, если он не является профессионалом, его личная мотивация может быть направлена на достижение личного максимума, но она будет реализована только в том случае, если окружающие условия позволят это сделать. Если спортивная деятельность организована таким образом, чтобы достичь абсолютных результатов, то она становится основной сферой жизни спортсмена и оказывает доминирующее влияние на его образ жизни. Такой путь выбирают только те, кто обладает выдающимися спортивными способностями.

На данном этапе можно выделить два этапа развития. Первый этап заканчивается с "возрастом высших достижений", то есть периодом, наиболее благоприятным для достижений в выбранном виде спорта.

Анализ возраста чемпионов и призеров олимпийских игр показывает, что этот период во многих видах спорта находится в диапазоне от 18-22 до 22-26 лет, в некоторых других — от 23-26 до 28-30 лет. Затем начинается второй этап, характеризующийся поддержанием достигнутых результатов.

Граница между этими этапами обычно проходит во второй половине периода, сильно варьируя в зависимости от спортивной специализации, пола и индивидуальных особенностей спортсмена. В начале второго этапа тренировки постепенно стабилизируются, а затем уменьшается общий объем нагрузок. В этот период интенсивность специфических нагрузок периодически увеличивается, а их объем сокращается. Происходят изменения в общей структуре тренировочных циклов, как правило, происходит сокращение подготовительного периода и увеличение соревновательного, при этом общее количество соревнований может оставаться неизменным.

По мере продвижения спортсмена к высшим результатам, относительный прирост спортивных достижений снижается. После 6-8 лет интенсивной специализированной тренировки часто происходит временное снижение результатов. Это может быть вызвано как биологическими причинами (естественное уменьшение возможностей организма с возрастом и т.д.), так и недостатками методики многолетней тренировки. Вероятно, оптимизация тренировочного процесса может уменьшить это снижение или вообще отодвинуть его на более поздний возрастной период. Важную роль в этом должно сыграть разнообразие содержания и структуры тренировки в различных макроциклах, включая использование различных форм макроциклов (годичных, "сдвоенных" и др.).

В период специализации юные спортсмены начинают углубленное изучение своей спортивной дисциплины. На этом этапе происходит формирование основных двигательных навыков, усвоение большого количества специфических движений, элементов и их комбинаций. Важным критерием успеха является освоение большого объема технических и специальных физических навыков. Способность к обучению (скорость усвоения нового материала, обучаемость) становится определяющей характеристикой самых талантливых спортсменов.

На этом этапе спортсмены осваивают самые сложные элементы и их соединения, проявляя высокий уровень физических качеств и точной координации движений. Физическая подготовка занимает четверть времени по отношению к технической, причем специальная физическая подготовка имеет большее значение, чем общая физическая подготовка.

В это время следует сохранять умеренное напряжение, чтобы избежать потери равновесия во время свинга. Стойкость необходима для того, чтобы устоять даже при легком давлении на спину или грудь и не потерять равновесие. Правильная стойка поможет сохранить равновесие до завершения свинга.

Если у вас уже есть представление о том, как держать клюшку, возьмите ее в руки и начните отрабатывать плавные маховые движения, сперва правой рукой, затем левой и, наконец, обеими руками. Движения должны быть гладкими, без резких скачков. Представьте, что у вас в руках веревка, которую нужно раскрутить по заданной траектории.

Если вы резко дернете рукой, веревка не раскунется по своей дуге. Примите к сведению, что дальность и направление полета мяча не зависит от силы, которую вы прикладываете к клюшке при ударе. Клюшка начинает движение из верхней точки под действием силы притяжения Земли, без вашего дополнительного усилия.

Линия, проходящая вдоль носков ваших ботинок, указывает направление полета мяча. Вы выбираете цель, кладете клюшку на траву точно направленную к цели, располагаясь так, чтобы носки ботинок были перпендикулярны клюшке. При суинге вес тела всегда перемещается только в направлении движения клюшки.

Когда она возвращается назад, центр тяжести переходит на правую ногу, а когда начинается мах вперед, вес тела также смещается вперед. Есть несколько вариантов движения корпуса, поэтому некоторые игроки смещают тело сильно вправо, в то время как другие ограничивают поступательное движение корпуса.

Это чисто индивидуально и вам нужно выбрать свой вариант, но не забывайте, что при смещении корпуса вправо ваша голова также уходит вправо, и перед ударом по мячу вам нужно вернуть голову в начальное положение, что может вызвать некоторые трудности. В то же время вы также переносите вес тела на внешнюю сторону стопы, что частично теряет контакт с землей.

В итоге, начиная мах с ног, удар не будет сильным. В верхней точке замаха возникает напряжение внутри бедра и внутренней стороне стопы правой ноги.

Стопа должна крепко стоять на земле, поддерживая контакт с ней, чтобы избежать вставания на носки в начале и конце движения. Изменение угла наклона позвоночника может быть одной из причин. Ноги не должны полностью распрямляться во время движения.

Тем не менее, некоторые игроки выпрямляют левое колено при ударе, делая его жестким и создавая твердую ось для вращения бедер, что дает ускорение клюшке. Центр тяжести перемещается влево.

Крайне важно тщательно следить за положением головы во время совершения удара. Идеально, чтобы голова оставалась неподвижной до момента контакта клюшки с мячом. У большинства новичков наблюдается подъем головы во время размаха и опускание ее вместе с клюшкой. Это легко заметить, если записать свой удар на видео и просмотреть его в замедленном режиме. Для начинающих игроков рекомендуется использовать видеокамеру для осознания и иборьбы своих ошибок.

Макроцикл — это длительный период тренировок, который может быть полугодичным (в некоторых случаях 3-4 месяца), годовым или даже многолетним (например, 4-летний), направленный на развитие, укрепление и временную потерю спортивной формы, включающий последовательность периодов, этапов и мезоциклов. Этот процесс определяется целями тренировок на различных этапах подготовки.

Особенности календаря в различных видах спорта во многом определяют структуру тренировочного процесса на протяжении года. Так, в дополнение к годичным макроциклам (футбол, хоккей), могут быть запланированы полугодичные макроциклы (баскетбол, водное поло).

1. Программа подготовки спортсмена включает в себя несколько этапов:

  • 3-летний этап предварительной подготовки,
  • 2-летний этап начальной спортивной специализации,
  • 2-3-летний этап углубленной специализации,
  • и 2-3-летний этап спортивного совершенствования.

2. Важно понимать понятие "спортивной формы", её закономерности развития, сущность и критерии.

Подготовка атлетов к Олимпийским играм

Тренеры, опираясь на свой опыт, разработали эффективную систему подготовки спортсменов к Олимпийским играм и другим соревнованиям. В этой системе основное внимание уделялось отбору и направлению талантливых спортсменов на занятия определенным видом спорта в зависимости от их физических качеств и телосложения; также предусматривалось изучение движений как по отдельности, так и в комплексе, включая основные и дополнительные аспекты. Были разработаны эффективные программы развития различных физических качеств — силы, выносливости, ловкости. Уже в то время присутствовала систематичность в тренировочном процессе: планировалась длительная четырехлетняя подготовка — от одних Олимпийских игр к другим; также использовались 4-дневные циклы (тетрады), тесно взаимосвязанные между собой и обеспечивающие поэтапность подготовки спортсменов.

Развитие спорта в Древней Греции, начиная с V века до н.э., привело к улучшению организации и методов тренировок спортсменов. Перед участием в Олимпийских играх атлеты обязаны были регулярно, в течение 10 месяцев, заниматься в спортивных залах под руководством опытных тренеров. Подготовка стала систематической и интенсивной, в неё внедрялись не только знания и опыт в спорте — его техника, тактика, методы развития различных навыков, но и новейшие данные медицины — профилактика и лечение травм, специальное питание, массаж и другие методы.

В разнообразных видах спорта была разработана система подготовки спортсменов с учетом использования наиболее эффективных средств и методов. Например, боксеры и панкратионисты тренировались с помощью кожаных мешков, заполненных песком, мукой или пшеницей, чтобы отточить различные приемы ударов. Важно отметить, что мешки были выбраны с учетом их веса, расположения в зависимости от вида спорта, индивидуальных особенностей спортсменов и качеств, которые они хотели развить — силы или точности ударов, устойчивости ног и т. д. В процессе тренировок с мешками осуществлялись разнообразные упражнения, которые помогали развивать силу и точность ударов, координацию и устойчивость, а также укрепляли внутренние органы (сердце, легкие). В Древней Греции понимали, что для победы на Олимпийских играх необходимо вложить большие усилия и отказаться от обычного образа жизни.

Особое внимание уделялось последнемесячной подготовке спортсменов к Олимпийским играм. Тренеры поддерживали дисциплину не только разъяснениями, но и применяли прут для наказания нерадивых учеников. Интенсивные тренировки сочетались со строгим режимом отдыха и питания, индивидуально подбираемого для каждого спортсмена в зависимости от вида спорта, в котором он выступает.

Подготовка включала также медицинские знания о развитии дыхательной и кровеносной систем, правила гигиены, различные техники массажа и специализированные диеты. Древние греки также уделяли внимание психологической подготовке как важной составляющей мастерства спортсменов.

Массаж широко использовался для подготовки спортсменов к тренировкам, соревнованиям и восстановлению сил.

В древности теплые ванны и бани считались греками местами, где спортсмены расслаблялись, что противодействовало физической подготовке. Однако в эллинистическом и римском периодах отношение к баням начало меняться, и под влиянием римских традиций они стали играть все более важную роль в жизни спортсменов.

В спортивных залах тренеры профессионально занимались подготовкой спортсменов. Им доставалась задача обучать молодых атлетов технике спорта, давать инструкции по выполнению упражнений и участию в соревнованиях. Кроме того, тренер должен был обладать знаниями в области массажа, диеты, гигиены и медицины. Ему также требовалось быть хорошим физиономистом.

Тренер должен был уметь делать выводы о характере атлета и его темпераменте, а также постоянно контролировать его состояние.

Согласно учению Аристотеля, учитель, подобно врачу, должен был действовать с здравым смыслом. Ему приходилось применять методы, соответствующие личности спортсмена, так как не каждый нуждался в одинаковых упражнениях.

В Древней Греции у тренеров была особая роль — они чаще всего были известными спортсменами, завершившими выступления. И хотя их знания основывались на личном опыте, некоторые из них писали книги о методах тренировки, специальной диете, методике массажа и других вопросах подготовки атлетов. Работа тренеров была профессиональной, подобно скульпторам, архитекторам, и артистам театра. Они заключали контракты с городскими властями или работали на частной основе. В II веке н.э. в гимнасиях начали появляться официально нанятые врачи, которые помимо своих прямых обязанностей часто занимались тренировкой атлетов.

В древности были учителя-тренеры, специализирующиеся на подготовке спортсменов. В зависимости от своей роли они назывались "гимнастис", "педотрибис", "алиптис". Гимнастис разрабатывал программу тренировок, педотрибис воплощал эту программу, а алиптис занимался подготовкой атлетов к соревнованиям, натирая их тела маслом и делая массаж.

Во времена Александра Македонского и Римской империи увеличилась важность коммерции и требования спортсменов к большим гонорарам, что изменило ценностную систему. В 393 году наряду со строениями все олимпийские игры были прекращены, а в 426 по приказу Феодосия 2 все сооружения были разрушены.

Дата добавления: 2016-09-06 ; просмотров: 5219 ;

Многие из нас наслаждаются наблюдением спортивных состязаний и с нетерпением ожидают следующих олимпийских игр. Когда мы делаем ставки на спорт, мы редко задумываемся о том, какой длинный и сложный путь проходят спортсмены. Они посвящают всю свою жизнь спорту, отказываясь от некоторых привычных удовольствий.

Чтобы добиться успеха на Олимпиаде, спортсмен должен тренироваться всю свою жизнь. В различных спортивных дисциплинах необходим соответствующий уровень физической подготовки, который можно достичь только благодаря ежедневным тренировкам.

Будущие олимпийские спортсмены начинают заниматься спортом еще в детстве. Они достигают пика формы еще в раннем возрасте, но их карьера может закончиться быстро. Ежедневные тренировки – это лишь начало успеха. Спортсмены также уделяют внимание отдыху, так как без него интенсивный график может привести к травмам.

Самыми эффективными считаются двухчасовые тренировки.

В настоящее время в олимпийском спорте сложно достичь успеха в одиночку. Совместная работа с тренером и безупречное выполнение его указаний являются ключом к олимпийской победе. Даже если спортсмен достигает хороших результатов, тренер помогает ему подняться на новый уровень. Кроме того, тренер постоянно мотивирует спортсмена, дает критику и поощрение в нужное время. Это также способствует достижению успеха на соревнованиях.

Кроме того, спортсмены контролируют свой образ жизни круглосуточно:

  • Разрабатывают план питания. Качество употребляемой пищи оказывает большое влияние на результат выступления.
  • Спят не менее 8 часов в сутки. Такой режим позволяет организму восстановиться. Недостаточный сон истощает спортсмена и мешает достижению целей.
  • Исключают употребление алкоголя и курение.

Одной из основных составляющих успешной тренировки является целеустремленность и внутренняя мотивация. Без настойчивого руководства тренера спортсмен не сможет достичь выдающихся результатов. Для этого необходимо быть готовым пожертвовать личным временем и привычками.

Как построить олимпийский цикл: советы для спортсменов, готовящихся к первым Олимпийским играм

«Становление и тенденции развития Юношеских Олимпийских игр»

В момент написания этого текста было 11 марта 2017 года.

A.С.Павлов является молодым посолом Олимпийского комитета России на ЮОИ-2016 и преподавателем Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК) в Москве.

В данной работе рассматривается процесс формирования Юношеских Олимпийских игр, исследуются предпосылки для разработки их концепции и определяется важность данных игр для социализации молодых спортсменов и интеграции олимпийских ценностей в мировое сообщество.

Также проведен анализ тенденций развития ЮОИ, включая расширение программы соревнований и появление новых неолимпийских дисциплин. Представлена динамика выступлений сборной России на Юношеских Олимпийских играх.

Формирование и тенденции развития Юношеских Олимпийских игр

А.С. Павлов, молодой посол Российского олимпийского комитета на ЮОГ-2016, лектор

Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (СКОЛИПЕ)

Аннотация. В статье рассматриваются этапы Юношеских Олимпийских игр. Раскрываются предпосылки для разработки концепций проведения соревнований. Мы определили значение Юношеских Олимпийских игр как инструмента социализации молодых спортсменов и интеграции олимпийских ценностей и знаний в мировое сообщество. Анализируются тенденции развития Юношеских Олимпийских игр, что приводит к расширению программы соревнований и появлению принципиально новых неолимпийских дисциплин.

Представлена динамика результатов выступлений сборной России на Юношеских Олимпийских играх.

Идея проведения Юношеских Олимпийских игр (ЮОИ) была выдвинута бывшим президентом Международного Олимпийского комитета (МОК) Жаком Рогге. Предложение было одобрено членами правления МОК, и во время 119-ой сессии МОК в Гватемале (2007 году) проект ЮОИ был официально утвержден.

Юношеские Олимпийские игры представляют собой важное международное соревнование в области детско-юношеского спорта. В настоящее время многие авторы отмечают важность юношеского спорта для социализации личности и формирования социальных ценностей. Поэтому цель проекта Юношеских Олимпийских игр заключается в положительном влиянии на молодое поколение, способствуя развитию здорового образа жизни и делая участников Игр послами олимпийских ценностей для их дальнейшей интеграции в мировое сообщество.

Юношеские Олимпийские Игры представлены как летними, так и зимними версиями, аналогично "взрослым" Олимпийским играм и длительность проведения их составляет 12 и 10 дней соответственно. Возраст участников ЮОИ составляет от 15 до 18 лет. Летние ЮОИ собирают в среднем 3500 атлетов из 204 стран, а зимние – 1000 атлетов из 80 стран.

Одной из особенностей ЮОИ является то, что юные спортсмены обязаны проживать в Олимпийской деревне во время всего проведения Игр, чтобы полноценно участвовать в культурно-образовательной программе данного спортивного форума. I-е летние Юношеские Олимпийские игры прошли в 2010 году в Сингапуре, а I-е зимние ЮОИ состоялись в 2012 году в Инсбруке (Австрия). II-е летние ЮОИ состоялись в 2014 году в Нанкине (КНР), а II-е зимние ЮОИ прошли в 2016 году в Лиллехаммере (Норвегия).

Важно отметить, что Всемирные Юношеские игры, проведенные впервые в 1998 году в Москве под эгидой Международного Олимпийского комитета, послужили примером для создания Юношеских Олимпийских Игр. В этих играх приняли участие 4676 спортсменов из 131 страны. Также был организован международный форум, на котором представлялись результаты научных исследований олимпийского направления. Отсюда следует, что добавление культурно-образовательного аспекта к соревновательной программе на примере Юношеских Олимпийских Игр — это не нововведение, а развитие и дополнение идей Всемирных Юношеских игр.

Молодые послы, представляющие страны-участницы на Юношеских Олимпийских Играх, несут ответственность за организацию и участие юных спортсменов в культурно-образовательной программе. Программа "Learn Share" ориентирована исключительно на образовательные и просветительные цели, охватывая различные аспекты истории спорта и олимпийского движения, проблемы подготовки атлетов и формирования необходимых навыков для успешной соревновательной деятельности, а также для будущей работы в спорте и за его пределами.

Согласно предложению Международного Олимпийского комитета, в этой программе должно быть задействовано максимальное количество спортсменов, поскольку основная цель Юношеских Олимпийских Игр заключается в популяризации спорта, олимпийских ценностей и олимпийского движения среди молодежи. При этом делается упор именно на комплексное развитие спортсмена, не ограничиваясь только соревновательным аспектом и спортивными результатами. В этом контексте ценность спорта проявляется именно в многообразном преобразовании личности, в постоянном физическом и духовном развитии индивида. И Юношеские Олимпийские Игры рассматриваются как следующий этап в спорте, как период подготовки и успешной адаптации в общество после завершения спортивной карьеры.

Анализируя участие в Юношеских Олимпийских Играх, стоит отметить наличие соревнований смешанных команд (юноши и девушки), комбинированных соревнований (разные виды спорта), а также соревнование международных команд (представители разных стран в одной команде). Это нововведение было признано успешным мировым сообществом.

Статистика по проведению Юношеских Олимпийских Игр в таблице 1 ясно показывает развитие соревнований и увеличение количества дисциплин. Добавление новых видов спорта, включение смешанных команд и разнообразных соревнований — это оправданный шаг Международного Олимпийского комитета, соответствующий требованиям Олимпийской хартии. Это дает возможность участвовать большему числу спортсменов, выступать в одной команде с представителями других стран и решать не только соревновательные, но и культурно-воспитательные задачи. Объединение молодежи со всего мира способствует позитивным изменениям их мировоззрения, несмотря на политические разногласия между странами.

Год
Место проведения
2010Сингапур
2012Инсбрук
2014Нанкин
2016Лиллехаммер

В 2016 году в норвежском Лиллехаммере прошли II-е зимние Юношеские Олимпийские игры. Новшеством стало включение в программу соревнований таких дисциплин, как гонки на монобобах, смешанная эстафета в биатлоне, соревнования по слоупстайлу во фристайле, соревнования по сноуборд-кроссу, соревнования по индивидуальному хоккейному мастерству (броски на точность, скорость бросков, пробегание дистанции на время, точность передач и др.), командные соревнования в комбинированных видах спорта (комбинация лыжных гонок, прыжков с трамплина и лыжного двоеборья).

На Юношеских Олимпийских играх сборная России показала отличные результаты

За 2010 год

За 2012 год

За 2014 год

За 2016 год

Анализ выступлений российских спортсменов на Юношеских Олимпийских Играх свидетельствует о положительной динамике их выступлений. Особенно заметен прогресс в завоевании золотых медалей. Эти игры служат подготовительным этапом для молодых спортсменов, и результаты показывают, что у России есть талантливый резерв, способный занимать лидирующие позиции на мировых соревнованиях. Это означает, что у российского спорта большое будущее.

Александр Павлов изучает возникновение и направление развития Юношеских Олимпийских Игр в своей статье "Становление и тенденция развития Юношеских Олимпийских Игр". Эта публикация доступна в Олимпийском бюллетене №17, подготовленном Надеждой Мельниковой, Андреем Трескиным, Анной Никифоровой и Ладой Леонтьевой, и опубликованном издательством "Человек" в 2016 году. Статья занимает страницы 126-131.

Оцените статью
SPBINFO24.RU
Добавить комментарий