Как Лицей Формировал Жизнь и Творчество Пушкина: Влияние Учебного Заведения на Великого Поэта

Как Лицей Формировал Жизнь и Творчество Пушкина: Влияние Учебного Заведения на Великого Поэта

Лицей, в котором учился Александр Пушкин, оказал значительное влияние на его жизнь и творчество. Здесь он познакомился с преданными литературе людьми, которые вдохновили его на создание первых стихотворений. Атмосфера свободы и интеллектуального поиска способствовала формированию его художественного мировосприятия и стиля.

Кроме того, годы, проведенные в лицее, помогли Пушкину развить свою поэтическую индивидуальность, что отразилось в его последующих произведениях. Лицей стал не только местом учебы, но и колыбелью его творческой судьбы, заложив основополагающие идеалы и темы, которые он развивал на протяжении всей своей карьеры.

Лицейское творчество а.С. Пушкина

Прошло двадцать лет с дня рождения поэта, но его значимость для России не уменьшается, а увеличивается. Его жизнь, мысли, литературные и исторические произведения — это неиссякаемый источник мудрости, любви, духовности и преданности Родине, который питает нас в это трудное переходное время.

История культуры России неразрывно связана с именами Лицея и Пушкина. Царскосельский Лицей — колыбель славы великого народного поэта. Для Пушкина Лицей был местом, где он "безмятежно расцветал" среди "хранительных сеней".

Пребывание в Царском Селе среди великолепных садов и роскошных дворцов, безусловно, сильно повлияло на Пушкина. Это развило в нем чувство изящного, любовь к природе. Лицей повлиял и на его ум, направив его мысли в определенное русло, и на сердце, предоставив возможность рано развить нежные склонности к дружбе, чувствам чести и товарищества, другими словами, полностью раскрыв его способности. Пушкин вспоминал о Лицее, как о родной крови, как о месте своего рождения.

Инициатива по созданию Лицея принадлежала выдающемуся государственному деятелю М. М. Сперанскому. Лицей был задуман для подготовки деятелей для обновленной России, и в нем должны были учиться не только дворяне, но и "молодые люди различных состояний".

Лицей открылся 19 октября 1811 года в весьма торжественной и пышной обстановке, при участии самого императора, членов царской семьи, высокопоставленных государственных деятелей и других знатных гостей.

Учащиеся, поступившие в Лицей (30 человек), отличались как по возрасту (у барона Корфа было 11 лет, у Малиновского – 16 лет), так и по уровню образования. Одни из них перешли в Лицей из Московского Благородного университетского пансиона, другие из Санкт-Петербургской гимназии, третьи из частных пансионов, а некоторые, как, например, Пушкин, прибыли прямо из семейного дома.

Расписание в Лицее было строго установлено и навсегда оставалось неизменным. Ученики вставали в шесть утра и отправлялись на утреннюю молитву. С семи до девяти они учились в "классе". В девять — чай. До десяти — время на свежий воздух.

С десяти до двенадцати снова "класс".

С полудня до одного — время для прогулки. В один — обед. С двух до трех — занятия чистописанием или рисованием. С трех до пяти — другие уроки. В пять — чай. До шести — прогулка, затем повторение уроков или посещение "вспомогательного класса". В половине десятого — ужин, до десяти — время на отдых (рекреация).

В десять — вечерняя молитва и сон.

Учебная программа Лицея была обширной и разнообразной, включая множество предметов. В программе были предусмотрены изучение языков — русского, латинского, французского, немецкого, также риторика, словесность, русская и мировая история, большое количество "нравственных наук", география, статистика, математические и физические науки, "изящные искусства и гимнастические упражнения", включающие чистописание, рисование, пение, танцы, фехтование, верховую езду и плавание.

Уроки проходили в течение семи часов в день, с большими перерывами между ними. Обычно учебные занятия проходили сдвоенно: один и тот же преподаватель занимался с учениками два часа подряд.

Маленькое количество учащихся, молодость некоторых профессоров, гуманный их подход к обучению, фокусированный — по меньшей мере, на лучшую часть из них — на внимание и уважение к индивидуальности учеников, отсутствие физических наказаний во Лицее, поддержка духа чести и дружбы среди учеников, и наконец, то, что это был первый выпуск — предмет любви и внимания, — все это создавало уникальную атмосферу.

Учебный процесс в Лицее состоял из двух курсов. Первый назывался начальным, второй — окончательным. Каждый курс длился три года. При переходе с одного курса на другой проводился публичный экзамен.

С октября 1811 по январь 1815 года Александр Пушкин проходил начальный курс вместе с товарищами, а окончательный курс — с января 1815 по июнь 1817 года.

Конечно, из-за неопределенности программ и требований обширный учебный план приводил к поверхностным знаниям учащихся. В учебном деле Лицея, как сказал Уваров, царила "роскошь полузнаний". Строки из "Евгения Онегина" Пушкина: "Мы все учились понемногу, чему-нибудь как-нибудь!" — полностью характеризовали учебное дело в Лицее.

Лицей был изолирован от окружающей жизни, выпускников редко выводили за его пределы, и посещения родственников были ограничены до особых случаев.

Изоляция в лицее стала источником вдохновения для Пушкина, он в своей поэзии изобразил образы монастыря, монашеской жизни и искушений со стороны дьявола. Он также стремился выбраться из этой тесноты. Возлюбленное лицейское время он осознал позже. Во время учебы в лицее Пушкин ощущал господствующее настроение ожидания окончания этого периода.

Пушкин-лицеист

Как Лицей Формировал Жизнь и Творчество Пушкина: Влияние Учебного Заведения на Великого Поэта

Открытие Царскосельского лицея произошло 19 октября 1811 года по приказу царя Александра I. Лицей принял всего 30 учеников, среди которых был и Александр Пушкин.

Царскосельский лицей, основанный для обучения государственных деятелей и выдающихся личностей.

В 1811 году Василий Львович Пушкин, известный писатель своего времени, привез двенадцатилетнего племянника, Александра Пушкина, в Царское село, чтобы он получил качественное образование. Лицей привлекал умных и компетентных преподавателей, а также имел в своем распоряжении отличную библиотеку, на пополнение которой не жалели средств. Каждый ученик имел свою собственную комнату, и физические наказания были запрещены, в отличие от других учебных заведений того времени, где применялись жестокие методы воспитания.

Товарищи

В начальной стадии Александр Сергеевич познакомился с Иваном Пущиным. Ребята быстро подружились: вместе проводили много времени, общались. Они даже жили в соседних комнатах: Пушкин в №14, Пущин – в № 13, часто разговаривали через стену. Со стороны казались совершенно разными: Пушкин был невысокого роста, вспыльчив, а Пущин – высокий и спокойный. Дружбу они сохраняли на протяжении всей жизни, несмотря на то, что их жизненные пути разошлись.

В 1820 году, когда Пушкина отправили в южную ссылку, они были разделены на 5 лет. Их последнее свидание состоялось зимой 1825 года в Михайловском, почти за год до декабристского восстания, в котором участвовал Пущин. За этот поступок его осудили на 20 лет каторги в Сибири.

Из-за своего вспыльчивого характера Пушкин не сразу нашел общий язык с другими лицеистами. Он был угрюм, не любил шуток в свой адрес. Со временем они все-таки приняли его.

Антон Дельвиг, также известный как Тося или Тосенька.

Иван Пущин (Жан Жанно, Иван Великий)

Иван Пущин, также известный как Жан Жанно, или Иван Великий, был выдающимся русским правителем и полководцем. Он оставил яркий след в истории России своими реформами и победами в военных действиях.

Кюля — это псевдоним Вильгельма Кюхельбекера.

Иван Малиновский — один из участников тесного дружеского круга, образовавшегося в лицее. В этот круг Входили Александр Пушкин, Антон Дельвиг, Вильгельм Кюхельбекер, князь Александр Горчаков (позднее русский канцлер), Иван Пущин, Иван Малиновский и Алексей Илличевский. Молодые люди гуляли после занятий, читали друг другу свои повести и стихи, и даже создали первые лицейские журналы "Лицейский мудрец", "Неопытное перо", "Вестник" — предшественники школьных стенгазет.

Прозвище

У всех студентов лицея были прозвища, и Пушкин не был исключением. Сначала его называли "Французом" из-за его великолепного владения французским языком. Из-за его беспокойного характера молодого Александра называли "Егозой", а из-за неукротимого, вспыльчивого характера — "Смесь тигра с обезьяной".

А.С.Пушкин в школе не отличался прилежанием. Иногда его даже выгоняли со занятий из-за того, что он писал стихи и не слушал учителей. Он с большим удовольствием занимался французским языком, русской литературой и латынью, любил заниматься спортивными видами: фехтованием, верховой ездой, танцами. Остальные предметы ему не нравились.

Математика и логика доставляли ему трудности, немецкий язык считался им уродливым. Географией, историей, правом, каллиграфией и рисованием Пушкин занимался без усердия и неохотно.

Страсть к стихам и признание

Сочинять стихи Пушкин начал еще до поступления в лицей. За шесть лет обучения он создал более 130 произведений. Талант Александра Сергеевича признавали все: одноклассники, учителя, воспитатели.

В 1814 году Пушкин добился своего первого успеха на литературном поприще, когда его стихотворение "К другу стихотворцу" было опубликовано в журнале "Вестник Европы". Он отправил свое произведение вместе с Дельвигом.

Александр Сергеевич Пушкин читает свое стихотворение «Воспоминания в Царском селе» перед Гавриилом Романовичем Державиным.

Первое значительное признание Пушкин получил на торжественном экзамене по литературе 8 января 1815 года. На этом мероприятии присутствовал известный литератор – Г.Р. Державин. Все ученики лицея выступали со своими произведениями. Пушкин подготовил стихотворение «Воспоминания в Царском селе», в котором рассказывалось о войне с Наполеоном и о самом Гаврииле Романовиче Державине.

Выступление ученика впечатлило почетного гостя. Гавриил Романович разволновался, даже заплакал и встал со своего места, чтобы рассмотреть юного поэта. Пушкин испугался реакции Державина и убежал из зала, его долго не могли найти. Учителя начали извиняться перед литератором, а он сказал: «Пусть он останется поэтом».

Екатерина Павловна Бакунина — первая женщина, в которую влюбился Александр Пушкин, и фрейлина русского двора

Первая любовь

Во время учебы в лицее Пушкин ухаживал за различными девушками, посвящая им стихи, признаваясь в своих чувствах. Однако Екатерина Бакунина, сестра одного из его товарищей по лицею, стала его настоящей первой любовью. Она часто посещала лицейские балы и проводила лето в Царском Селе. Множество стихотворений о любви он посвятил именно ей: "К живописцу", "Бакуниной", "Окно" и многие другие.

После окончания лицея

9 июня 1817 года состоялся выпускной вечер. На прощальном балу друзья лицея поклялись сохранять дружбу до конца жизни и встречаться каждый год в день основания лицея. В качестве подарка выпускникам от директора учебного заведения Егора Энгельгардта были вручены чугунные кольца — символ крепкой, как металл, дружбы.

А. С. Пушкин с теплотой вспоминал свои годы в лицее и называл их "ясными днями". Он считал своих друзей своей "семьей" и написал стихотворное послание из ссылки в Михайловском в 1825 году. В своих мыслях он вспоминал друзей, которые ушли из жизни или ушли далеко, а также тех, кто отмечал открытие лицея на берегах Невы. Последним из лицеистов клятву исполнил Александр Горчаков, будущий канцлер Российской империи.

Значение

Студенческие годы в Царскосельском лицее оказались решающими для Александра Пушкина. Именно здесь будущий писатель и поэт узнал настоящий смысл слова "дружба". Теплые отношения с одноклассниками смогли сохраниться у Пушкина до самого конца его жизни. Он всегда высоко ценил дружбу, и именно она стала одной из основных тем в его творчестве.

Ежегодно, вспоминая лицейские годы, А. С. Пушкин чувствовал особую привязанность к 19 октября, которая символизировала начало его творческого пути и формирование дружеских связей. В лицее Пушкин пережил моменты, которые оставили неизгладимый отпечаток в его памяти и останутся навсегда в сердце поэта.

Творчество

Александр Сергеевич Пушкин не был отличником в точных науках, его нельзя назвать прилежным учеником. Однако пребывание в лицее существенно повлияло на формирование его творческой личности.

За годы обучения А. С. Пушкин изучал мифологию, историю, русский и французский языки. Он Вступил в поэтический кружок и писал стихотворения на протяжении всего учебного времени.

Стихотворение Пушкина "Воспоминание в Царском Селе", прочитанное на экзамене, было высоко оценено знаменитым поэтом Гавриилом Романовичем Державиным.

Уже тогда начался творческий подъем А. С. Пушкина, его талант заметили многие известные поэты того времени.

Лицейские друзья Александра Пушкина

Идея М. М. Сперанского о Царскосельском лицее заключалась в создании учебного заведения, где студенты могли бы получить как гимназическое, так и университетское образование за короткий срок. Программа обучения, предложенная Сперанским, отличалась широким спектром образовательных предметов и включала в себя свободомыслие и европейские традиции. Лицей предусматривал изучение различных наук и приглашал таких известных преподавателей, как А. П. Куницын и А. И. Галич. Основатель лицея надеялся, что выпускники станут высококвалифицированными государственными служащими.

В 1811 году А. С. Пушкин попал в лицей благодаря усилиям своего дяди – В. Л. Пушкина, который был знаком с М. Сперанским. На момент поступления ему было всего двенадцать лет, и лицей был закрытым учреждением с ограниченным доступом для родителей. Занятия были очень насыщенными, и не все из них доставляли будущему поэту удовольствие.

В лицее были запрещены физические наказания, но дисциплина была очень строгой. Сам поэт сравнивал Царскосельский лицей с монастырем, а его образ жизни — с монашеским.

Заголовок: Друзья Пушкина из лицея

Ищи свое решение среди миллиона ответов

Похоже, как и многие другие ученики, Пушкин мечтал быстрее стать самостоятельным, взрослым, освободиться. Однако именно в лицее Александр Сергеевич ощутил себя настоящим поэтом. В этом учебном заведении царила любовь к поэзии и литературе в целом. Друзья поэта, в частности Дельвиг, Яковлев, Кюхельбекер, Корсаков, сами создавали эпиграммы, издавали рукописные журналы.

Общие интересы и переживания сделали лицеистов единомышленниками и братьями. Это особенно важно со временем, когда все обиды и трудности забываются, а лицейские годы воспринимаются как счастливое детство.

Примечание 1

В своей юности Пушкин посвятил свои первые стихотворения теме дружбы. В 1814 году он создал произведение "К другу стихотворцу", адресованное Кюхельбекеру.

В традиции юности были стихи-послания.

Пушкин-студент обращался к "лицейскому братству" и своим самым близким друзьям:

  • В. Кюхельбекеру,
  • И. Пущину,
  • А. Дельвигу,
  • И. Малиновскому.

Во многих заголовках стихотворений того времени часто встречаются слова "товарищи" и "друзья". Преданность друзьям, чувство товарищества, верность братским узам – эти качества воспитал Царскосельский лицей, где Пушкин нашел надежных, искренних, настоящих друзей. Для поэта дружба всегда была силой, объединяющей людей в нерушимый союз на всю жизнь.

Лицейские друзья А. С. Пушкина: А. Дельвиг, И. Пущин, В. Кюхельбекер, И. Малиновский

Рано начал писать стихи А. Дельвиг, став первым из лицеистов, кто начал печататься. Еще в детстве он не только определил свои приоритеты, но и твердо знал свое предназначение. Дельвигу принадлежит первый печатный отзыв об А. С. Пушкине, который тогда был еще неизвестен читающей публике.

Именно Дельвиг в своем стихотворении «Пушкину», написанном в 1815 году, предсказал другу великое будущее. А. Дельвиг был знатоком русской литературы и талантливым рассказчиков. В истории, выдуманные им, верили не только воспитанники лицея, но и взрослые. Пушкин для Дельвига был самым большим авторитетом. В свою очередь, Пушкин всегда прислушивался к мнению друга, особенно в вопросах литературы. Дельвигу Александр Сергеевич посвятил следующие стихотворения:

  • "Слушай, муз невинных зов",
  • "Любовь, дружба и лень"
  • ,

  • "Счастлив тот, кто с детства увидел пред собой"
  • ,

  • "Вот он, тот самый Дельвиг"
  • ,

  • "Прими этот череп, Дельвиг"
  • ,

  • "Мы рождены, мой брат по имени" и т.д.

Вклад Дельвига в признание Пушкина как поэта нельзя недооценить. Именно по его инициативе в 1814 году в "Вестнике Европы" было опубликовано стихотворение А. С. Пушкина "К другу-стихотворцу".

И. Пущин происходил из знатной дворянской семьи. В лицее у него были дружеские отношения со всеми. Открытость, готовность помочь, честность, прямота и бескорыстие привлекли взрывного и чувствительного лицеиста Пушкина. С годами друзья начали расходиться во взглядах, но остались по-настоящему друзьями.

Много стихов лицейского периода посвящено Пушкину поэтом («Мое завещание», «К Пущину», «В альбом Пущину», «Пирующие студенты», «Воспоминание»). В этих произведениях ощущается настоящая дружба и теплые отношения.

В. Кюхельбекер стал объектом постоянных шуток со стороны товарищей. Однако из-за неудержимого и безумного характера лицеисты боялись его. Кюхельбекер просто "бредил" поэзией. Он увлекался чтением, "обладал множеством талантов, очень старался", — отмечал Е. Энгельгарт. Именно Кюхельбекеру было посвящено первое опубликованное стихотворение А. С. Пушкина "К другу-стихотворцу".

В данном литературном произведении поэт отмечает главную характеристику своего друга — его решительность и стремление дойти до конца. "Мой брат по музе, по судьбам" — так описывает поэт Кюхельбекер. Некоторые черты характера друга Пушкин использовал при создании образа Ленского. В своем друге Пушкин ценил его любовь к поэзии, широкую эрудицию и литературный вкус. В отношениях Пушкина с Кюхельбекером было место и для дуэли, которая закончилась примирением.

И. Малиновского Пушкин называл "повесой из повес". Малиновский был задиристым, вспыльчивым, горячим юношей, за что его друзья прозвали "Казаком". Он старался контролировать свою вспышечность, которая часто приводила к ошибкам и к их последующему осознанию. Пушкин очень любил Малиновского. Своим горячим характером он привлекал к себе Пущина и других лицеистов, при этом оставаясь честным и добрым.

Для поэта одноклассники всегда были самыми близкими и самыми верными друзьями. Каждый из них был для него особенным человеком, судьба которого была связана с его собственной. Пушкин хранил в памяти всех своих товарищей по лицею, разделял их заботы и радовался их успехам. Одноклассники были главными слушателями Пушкина, и многие из них признавали, что он особенно нежно относился к Дельвигу.

Пушкин в Лицее

Когда мальчику Александру Пушкину исполнилось одиннадцать лет, его семья приняла решение отправить его в учебное заведение. К тому времени он уже имел хорошее домашнее образование: знал французскую литературу, был знаком с поэтическими работами М.В.Ломоносова, Г.Р.Державина, следил за литературными новинками и владел иностранными языками. Его товарищ по лицею, Иван Пущин, впоследствии признавался, что Пушкин "нас опередил, знал то, о чём мы и не слыхали".

В 1811 году открылось новое учебное заведение, специально для дворян — Лицей в Царском Селе. Туда отвёз Пушкина его дядя, известный в то время писатель, Василий Львович Пушкин. В октябре того года дядя передал племянника на воспитание и обучение в Царскосельский Лицей.

Инициатива Александра Первого в основании Лицея породила большие надежды. Стране требовались новые лидеры с общенациональным и общегосударственным мышлением. В Лицее сконцентрировались культурные ценности России. Планировалось, что в этом учебном заведении будут учиться два младших брата царя, но этот план был отменен.

Лицеем руководили выдающиеся личности России, не только преподаватели, но и просветители: В.Ф.Малиновский и Е.А.Энгельгардт. Учащимся Лицея не читались обычные учебные программы, а преподавались научные знания на уровне профессоров. Библиотека в этом учебном заведении была великолепной, на нее не жалели средств. Каждому студенту в Лицее полагалось отдельное помещение. Физическое наказание было строго запрещено.

Расписание в лицее выглядело так: семь часов уделялось изучению предметов; остальное время, за исключением сна, было выделено на прогулки, игры и гимнастику. Оценок не ставилось, вместо этого каждому ученику писался отзыв. Спортивные занятия имели приоритет. Обязательными предметами были музыка, иностранные языки и рисование.

Александр был живым и остроумным мальчиком в лицее, он был энергичным и проявлял большую страсть к писательству. В лицее у него сложился круг друзей, в котором были Пушкин, Дельвиг, Пущин, Кюхельбекер, которые также писали стихи, а также князь Горчаков, будущий знаменитый русский канцлер, обладавший тонким, наблюдательным умом, и Илличевский, который был остроумцем.

Эти одаренные, мечтательные парни постоянно проводили время вместе после уроков, бродили по красивому, плотно заросшему Царскосельскому парку, читали друг другу свои рассказы и стихи, и даже создали собственный журнал. В этом журнале главным редактором и самым усердным сотрудником был Александр Пушкин, который не блеском отличался в науках, особенно сложной арифметике и алгебре, но выделялся и был впереди всех в словесных дисциплинах. В 1815 году, на публичном экзамене, где присутствовал известный поэт Державин, уже заслуживший уважение старик, юный Пушкин сначала застенчиво, а затем с полным восторгом, прочитал своё стихотворение "Воспоминания в Царском Селе".

Каждая строфа напитана искренностью и простотой, что глубоко тронуло Державина. Слушая стихи, старец не смог удержать слёзы. Когда звук последнего стиха затих, он хотел обнять Пушкина, но того уже не было. Его смелость исчезла, и он сконфузился, убежав из зала. Его искали, но найти не удалось.

Тем не менее, случившееся так тронуло великого Державина, что он вспоминал об этом случае в беседах с друзьями и даже отметил это в своих стихах, сказав: "Старик Державин нас заметил и, в гроб сходя, благословил".

В 1817 году Александр успешно завершил обучение в Лицее. Вышедши из его стен, он обрел огромные знания по русской литературе и латыни, истории и мифологии, французской риторике и российской поэзии, математике, эстетике, немецкой риторике и многим другим областям.

Вспоминая свою лицейскую жизнь, Пушкин с грустью вспоминал о ней почти каждый год в день открытия Лицея — 19 октября. Он обращался к этому времени в прекрасных стихах, сохраняя светлые воспоминания прошлого.

Рубрика: Пушкин Метки: биография, детство, лицей, о Пушкине Постоянная ссылка

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Лицей в жизни Пушкина

Самым отличительным свойством характера Пушкина является то, что он почти никогда не вспоминал свои детские годы в родовом доме. Он ни разу не упомянул своих родителей в своих стихах.

Когда Арина Родионовна спросила поэта, почему он называет ее мамой, он сказал: "Ты мне мать, но не та, которая родила, а та, которая вскормила меня своим молоком". Известно, что Пушкин почти не упоминал свою кровную мать в своих произведениях, зато ему посвящено много стихов Арине Родионовне. В стихотворении "Няне" Пушкин обращается к ней, называя её "Подруга дней моих суровых", подчеркивая свою душевную связь с няней в трудные для него времена в период ссылки в Михайловское.

В романе "Евгений Онегин" говорится о моем дяде, Василии Львовиче, ироническим образом.

"Мой дядя самых честных правил,

Когда не в шутку занемог,

Он уважать себя заставил

И лучше выдумать не мог.

Его пример другим наука;

Но, боже мой, какая скука

С больным сидеть и день и ночь,

Не отходя ни шагу прочь!"

Напротив, когда он вспоминал свое детство, он в первую очередь рассказывал о своей школьной жизни. На смертном одре после дуэли, он не вспомнил свою недавно умершую мать, не позвал проститься с ним отца, брата или сестру. Зато вспомнил некоторых своих школьных друзей.

Его последние слова были: "Как жаль, что здесь нет ни Пушкина, ни Малиновского, мне было бы легче умирать". [1] Изучение отношений А.С. Пушкина с его родителями и близкими родственниками — это очень чувствительная тема. Оценки их взаимоотношений должны быть сделаны с осторожностью. Важно помнить, что Надежда Осиповна и Сергей Львович дали России Великого поэта.

Остроумие и любовь к светской жизни Пушкин унаследовал от матери, а легкость в стихах и талант в декламации своих произведений — от отца. Нельзя сказать, что ему не уделяли внимание. Известно, что Надежда Осиповна посетила сына 31 раз за время его учебы, а Сергей Львович неоднократно присутствовал на переводных экзаменах из года в год.

Известно, что лицей был основан приказом императора Александра I в 1810 году. Интересно, что первоначальный проект этого учебного заведения был разработан М. М. Сперанским, известным государственным деятелем. Название лицея происходит от окраины древнегреческих Афин, где Аристотель учил детей в саду рядом с храмом Аполлона.

Институт был предназначен для подготовки кадров для обновления России, и в нем должны были учиться не только дворяне, но и "молодые люди различных состояний". Открытие Учебного заведения произошло 19 октября 1811 года в очень торжественной обстановке при участии самого императора, членов царской семьи, высокопоставленных государственных чиновников и других высокопоставленных гостей. Этот день остался незабываемым для Пушкина и его друзей, которые ежегодно отмечали его. Учащиеся первого выпуска привлекли особое внимание и заботу царского двора. Об этом, в частности, свидетельствует то, что сам император присутствовал на выпускном вечере 9 июня 1817 года, когда лично вручал медали и похвальные грамоты выпускникам.

Царскосельский лицей

Лицей был отрезан от внешнего мира: учеников выпускали из него крайне неохотно, и только в особых случаях позволяли посещать родственников. Восхищение лицеистов А.С. Пушкиным пришло позже. В то время ведущим настроением в лицее было желание закончить его. В те годы лицей воспринимался им как монастырь, где молодой послушник про себя говорит:

"Смотрю сквозь слезы в решетки,

Перебирая четки"

Лицей находился в Царскосельском дворце, построенном В.В. Растрелли, окруженном памятниками древнего искусства и славы русского воинства, а также красотой природы паркового ландшафта Царского Села. Это было идиллическое место для обучения. Не случайно он позднее скажет:

"Мы все те же: для нас весь мир — чужбина;

Нашей Родиной является Царское Село".

В этом месте Пушкин полюбил осенние леса, одетые в "багрец и золото", шуршание под ногами опавшей желтой и красной листвы. С начала своей учебы в лицее, осень стала его любимым временем года в творческой жизни. [3]

За 33 года его существования (в январе 1844 года учебное заведение было переведено в Петербург и реорганизовано в Александровский лицей), его закончили 286 человек. Многие из выпускников впоследствии становились министрами, дипломатами, сенаторами, членами Государственного совета (например, А.М. Горчаков, А.В. Головнин, М.А. Корф и т. д.).

Другие выпускники стали выдающимися учеными своего времени (Н.Я. Данилевский, Я.К. Грот, К.С. Веселовский). Великий русский писатель-сатирик, обличитель порочных нравов русского общества М.Е. также закончил лицей.

Салтыков-Щедрин также был учеником Царскосельского лицея, где учились будущие декабристы И.И. Пущин и В.К. Кюхельбекер вместе с А.С. Пушкиным.

Несмотря на это, основную историческую славу Лицею принес именно Пушкин. Таким образом, Царскосельский лицей затмил Благородный пансион при Московском университете, где свое образование получили М. Лермонтов, А. Жуковский, А. Грибоедов, а также генералы А. Ермолов и Д. Милютин.

В зрелом возрасте Пушкин относился к Лицею как к своему родному дому, где учителя были старшими товарищами, а лицеисты — братьями. Это видение не возникло у него просто так. В Царскосельском лицее, в отличие от других школ того времени, не применяли телесных наказаний, что было закреплено в уставе. Преподавателям в среднем было по 28-30 лет. В атмосфере Царскосельского лицея царило чувство чести, свободомыслия и товарищества. Признавая значимость наставников Лицея в своем обучении и воспитании, Пушкин в будущем написал:

«Наставникам, хранившим нашу юность,

Всем честь, и мертвым и живым,

К устам, приподняв признательную чашу,

Не помня зла, воздадим им благо».

Для Пушкина лицей был как гора Парнас, где он был посвящен в поэты самим Державиным, величайшим поэтом России в период до Пушкина. В будущем Пушкин читал свои стихи в присутствии выдающегося поэта Г. Державина.

Александр Сергеевич вспоминал: "Он засыпал, пока не начинался экзамен по русской словесности. Тут он проснулся, его глаза засверкали; он преобразился полностью. Конечно, были прочитаны его стихи, анализировались его стихи, каждую минуту хвалили его стихи. Он слушал с невероятным интересом. Наконец, вызвали меня. Я читал свои "Воспоминания в Царском Селе", стоя в нескольких шагах от Державина."

Я не могу передать мои внутренние ощущения: когда я достиг стиха, где упоминается имя Державина, мой голос зазвенел от волнения, а сердце забилось с невероятным восторгом. Я не помню, как закончил чтение, не помню, когда убежал. Державин был в восхищении, он хотел обнять меня. Меня искали, но не нашли.

Для Пушкина лицей оставался родным домом навсегда. В самые трудные моменты жизни он всегда отправлялся туда, чтобы насладиться детским воздухом, прогуляться по паркам Царского Села. Если не было возможности поехать, он мысленно вспоминал о годах, проведенных в лицее, в поэтических строках.

Пушкин неуклонно придерживался традиции ежегодного сбора лицеистов первого выпуска. 19 октября 1836 года он отправился на последнюю встречу с друзьями в дом своего соученика М.Л. Яковлева, чтобы отметить 25-летие со дня открытия лицея. Яковлев был лицейским старостой и архивариусом, у него хранились протоколы предыдущих встреч и многие ценные реликвии в виде предметов быта и рукописей, включая работы самого Пушкина. Благодаря его усилиям эти предметы впоследствии стали основой первого Пушкинского музея в дореволюционной России, открывшегося при Императорском Александровском лицее 19 октября 1879 года.

Когда Пушкин читал свое стихотворение в честь 25-летия Лицея, его эмоции захлестнули. Очевидцы утверждают, что его глаза наполнились слезами, и ему было трудно читать дальше. Он понимал, что это его последний опыт встречи с друзьями первого выпуска. Пушкин отложил лист бумаги и отошел к окну.

Один из его друзей закончил чтение стихотворения. День 19 октября 1836 года оказался важным не только в плане юбилейной годовщины Лицея, но и в плане завершения его размышлений о долге и чести перед Россией. В этот день Пушкин написал письмо своему близкому другу и единомышленнику по лицейским годам П. Чаадаеву, которому он посвятил такие замечательные строки:

«Товарищ, верь: взойдет она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,»

На обломках самодержавия

Запишут наши имена».

Теперь пути в понимании истории России резко разошлись. Согласно взглядам П. Чаадаева, выраженным в "Философских письмах", судьба России исторически неблагоприятна. Она не принесла и не принесет ничего положительного человечеству из-за тупикового пути своего развития.

Он сравнивал Россию с незаконнорожденным ребенком "без наследия, без связи с людьми, предшественниками на земле, не хранящим в сердцах ничего из наставлений, оставленных еще до нашего появления. Дело в том, что мы никогда не шли вместе с другими народами, мы не принадлежим ни к одной из известных человеческих семей, ни к Западу, ни к Востоку, и у нас нет традиций ни того, ни другого.

Мы стоим вне времени, несмотря на всемирное воспитание человечества, которое нас не затронуло. Он называет Москву Некрополисом — городом мертвых (греч.). Единственное достоинство России — показать другим народам, как не нужно развиваться. В знак протеста против исторического пути страны, он отказывается от православия, видя в нем причину отсутствия прогресса в России, и переходит в католическую веру. Если либеральная часть российского общества приветствовала его мнение и поступок с восторгом, то консервативная часть общества посчитала, что так поступает человек, который не ценит Отчизну.

Письмо Пушкина демонстрирует его зрелость и патриотизм. Он вырос как достойный государственный деятель и сын своей Родины. Афоризм Евтушенко подтверждает высокую оценку его деятельности. Пушкин отрицает свою историческую ничтожность и говорит о жизни народов, полной активности и эмоций, в том числе военных и политических событий.

Пробуждение России, расцвет ее силы, ее движение к единству (к русскому единству, разумеется), оба Ивана, величественная драма, начавшаяся в Угличе и закончившаяся в Ипатьевском монастыре, — неужели все это не история, а лишь бледный полузабытый сон? А Петр Великий, который один является всемирной историей! А Екатерина II, которая привела Россию к порогу Европы?

А Александр, который вел нас в Париж? И (если поставить руку на сердце) вы не находите в текущем положении России чего-то значительного, что поразит будущего историка? Не думаете ли вы, что он поставит нас вне Европы? И хотя я лично привязан к государю (Николай I – В.К.), я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя; как литератора — меня это раздражает.

Я раздосадован, когда встречаю человека с ущемленным взглядом, но утверждаю, что ни за что на свете я не захотел бы менять свою родину или историю, от которой мы произошли, благодаря Богу"

Пушкин воспринимал критику его предков как оскорбление народу и поддерживал оригинальность русской истории. Он считал, что ее интерпретация требует "другой формулы" отличной от истории христианского Запада.

В конце октября 1836 года Александр Сергеевич Пушкин завершает над последними страницами романа "Капитанская дочка". Окончание повести приносит светлую нотку как для её персонажей, так и для самого автора. Важное событие происходит в Царском Селе, где Маша Миронова встречается с императрицей Екатериной II.

После обращения Маши и её письма, императрица принимает решение освободить из тюрьмы её возлюбленного Петра Гринева, арестованного по ложному обвинению в участии в пугачёвском мятеже. Описание встречи Маши с императрицей в Царском Селе дарит А.С. Пушкину дополнительный повод передать чувства героини по поводу своего восхищения природой и архитектурой дворцов Царского Села, где он провёл самые лучшие годы своей жизни.

После закрытия Царскосельского лицея в 1917 году, традиция собираться каждому выпуску в день открытия была сохранена. Бывшие лицеисты создали литературное объединение за границей. Последний лицеист В.С. Ильяшенко скончался в 1970 году.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости Дзен Telegram

«Старик Державин нас заметил»

Это произошло восьмого января тысяча восемьсот пятнадцатого года, когда в Лицее состоялся торжественный акт — первый публичный экзамен при участии министра просвещения, высокопоставленных особ и родственников студентов лицея. Стареющий Державин задремал в кресле. И внезапно проснулся. И после этого в восторге, с слезами на глазах, бросился целовать Пушкина. Тот смущенно смешался и убежал.

Слава Пушкина уже распространилась по Петербургу и Москве. В московских салонах дядя Василий Львович и Жуковский восторженно декламировали "Воспоминания в Царском Селе". Стихотворение было опубликовано в апрельском выпуске "Российского Музеума" с полной подписью: Александр Пушкин.

Александр Пушкин был увлечен гусарами и мечтал стать одним из них, но его скупой отец, который был полностью погрязший в долгах, отказался выделить деньги на это. Поэтому Пушкин пошел учиться в Коллегию иностранных дел вместе с другими студентами, такими как Горчаков, Ломоносов, Кюхельбекер и Юдин. В результате он получил должность 10-го класса с возможностью получать от казны 700 рублей в год.

Но несмотря на официальное звание, главное для молодых выпускников Лицея было несколько другим. Россия была переполнена новыми идеями, менялись обычаи, язык, отношения между людьми и их характеры. Все это вызывало у студентов огромное волнение и жажду новых открытий.

«Друзья мои, прекрасен наш союз!»

В 1817 году состоялся первый выпуск Царскосельского лицея, который был создан для образования молодежи, особенно тех, кто был предназначен для важных государственных служб. Имена многих выпускников перешли в историю.

Антон Дельвиг, известный поэт, издатель альманахов "Северные цветы", "Подснежник" и "Литературная газета". Романсы, написанные на его стихи, были исполнены музыкантами Глинкой, Алябьевым и Даргомыжским, и пелись по всей России.

Вильгельм Кюхельбекер, декабрист, проведший 10 лет в тюрьме и много лет в сибирской ссылке. Он всю жизнь считал, что его главное предназначение — поэзия. Пушкин писал о нем: "Мой родной брат по музе, по судьбам".

Иван Пущин, член тайного общества Северного, выдающийся офицер гвардии, внезапно оставивший службу, чтобы присоединиться к полиции в качестве надзирателя квартала, намеревался доказать, что любая должность, служащая на благо народа, заслуживает уважения. 14 декабря 1825 года он находился на Сенатской площади. Позднее он провел почти 30 лет в Сибири. Но самое главное, он написал "Записки о Пушкине", благодаря которым его имя помнят и цитируют в наши дни.

Фёдор Матюшкин, ученый, исследователь, адмирал, участник кругосветных плаваний, его имя носит мыс в Восточно-Сибирском море.

Александр Горчаков, дипломат, при Александре II — министр иностранных дел, последний канцлер Российской империи.

И, конечно, Пушкин — "наше все".

Занятия точными науками Пушкина

Как уже упоминалось, Александр Пушкин испытывал значительные трудности в изучении точных и естественных наук. Его интерес к ним был минимален, что привело к плохим результатам в математике, физике и географии.

На уроках логики и математики Пушкин часто отвлекался, предпочитая сочинять стихи, что вызывало раздражение преподавателей. Его училища считали его ленивым и необучаемым в этих предметах.

Вот выдержка из лицейской характеристики Пушкина по математике: "Острый ум, но только для болтовни. В классе размышляет поверхностно, учился недостаточно усердно".

В изучении географии успехи Пушкина также были скромными. В характеристике по этому предмету отмечалось: "Учился нерегулярно, знания поверхностные".

Единственно долгое общение с однокурсником Дельвигом разбудило в Пушкине интерес к истории. Дельвиг обладал обширными знаниями в этой области и с большим удовольствием делился ими со своим другом.

Выпуск Пушкина из лицея

Первый выпуск Царскосельского лицея произошел 9 июня 1817 года. Для всех 30 выпускников, которые учились здесь 6 лет, это было радостное и торжественное событие.

В честь этого события был организован праздничный бал, на котором был присутствен директор лицея Энгельгардт. Он вручил выпускникам прощальные подарки — серебряные медали с профилем императора Александра I.

По результатам экзаменов Пушкин занял 18-е место из 30 человек. Но его талант как поэта был признан всеми педагогами и товарищами.

На балу лицеисты дали клятву о вечной дружбе и обещали встречаться каждый год в день основания лицея. Этот радостный праздник навсегда остался в памяти Пушкина как символ беззаботной поры юности.

Оцените статью
SPBINFO24.RU
Добавить комментарий