Кабаре-музыка: Погружение в уникальный мир жанра и его особенности

Кабаре-музыка: Погружение в уникальный мир жанра и его особенности

Кабаре музыка характеризуется своей эмоциональной насыщенностью и ярким театрализованным исполнением. Она часто сочетает элементы различных жанров, включая джаз, поп и блюз, что создает уникальную атмосферу для зрителей. Невозможно не заметить, как исполнители взаимодействуют с публикой, создавая эффект вовлеченности и близости.

Также важной особенностью кабаре является акцент на текстах песен, которые часто отражают социальные и культурные темы, порой с сильной ироничной ноткой. Это делает кабаре не только развлекательным, но и глубоким искусством, способным затронуть важные аспекты человеческой жизни и общества.

Страшно красиво

В центре внимания находятся экспериментальные, но в то же время традиционные звуки фортепиано, немного зловещие виолончель и скрипка, а также часто звучащие аккордеон и труба. Основные темы песен — вино, веселье, куртизанки, смерть, жизнь на краю обрыва и, конечно, любовь в тени пылающего безумия.

Этот жанр уже долгое время процветает на мировой сцене, хотя и в узких кругах. Современное дарк кабаре стало популярным в нулевые годы, когда The Tiger Lillies (называющие свою музыку сатанинским фолком), The Dresden Dolls (время Аманды Палмер и ее группы), Voltaire и Katzenjammer Kabarett заслужили особую популярность.

Однако Том Уэйтс, Клаус Номи, Диаманда Галас и Лидия Ланч также могут быть названы отцами и матерями-основателями. Если есть желание. Термин "дарк кабаре" стал официально используемым в музыкальной среде после выпуска одноименной компиляции на лейбле Projekt Records.

Все плохо, как следует танцевать!

Концертина Absent Sunday — это проект из Исландии, который успешно смешивает дарк кабаре с хип-хопом и блюзом в стиле Тома Уэйтса. Иногда даже с симфоническим оркестром. Основная тема их музыки — зловещая реальность. Участники группы выступают в разных нарядах, извлекая звуки из необычных предметов.

Не вини вино — приди ко мнеС детских лет она играла на фортепиано, и в семнадцать лет поступила в школу искусств имени Германа Тейрлинка в Антверпене. И началось. Бельгийская пианистка и композитор Ан Пирль — как чувственный пришелец, ее атмосферные песни цепляют за душу так, что кажется, что совсем не хватает. Здесь и тьма, и грусть, и одиночество, и бег во тьму. Она словно смешивает лед и пламя.Ан Пирль — профессионал в одиночных выступлениях, хотя и не против и компании.

Исследование кабаретных песен А. Шенберга в области искусствоведения

Различия между "массовым" и "элитарным" в литературе Германии и Австрии на рубеже XIX-XX веков: взаимодействие и формы дистанцирования музыки, поэзии и литературы. Анализ "SECHS ORCHESTERLIEDER" OP. 8 А. Шенберга с использованием двух моделей жанра ORCHESTERGESANG.

Влияние эстетики Ницше на мировую музыкальную культуру ХХ века.

Факторы формирования зрелого композиторского стиля в "СЕМИ РАННИХ ПЕСНЯХ" Берга. Не можете найти нужные материалы? Воспользуйтесь сервисом подбора литературы. Устали от рекламы? Вы всегда можете её отключить.

Текст научной работы на тему «КАБАРЕТНЫЕ ПЕСНИ А. ШЕНБЕРГА»

В 2015 году вышел первый номер журнала "Музыкальное образование и наука" № 1 (2).

Этот номер посвящен кабаретным песням Арнольда Шенберга.

Когда говорят о Шенберге, обычно упоминают додекафонию и Sprechgesang. Однако мало кто знает, что в самом начале своей карьеры композитор был связан с кабаре. В январе 1901 года в Берлине под руководством барона Эрнста фон Вольцогена открылось первое немецкое кабаре Überbrettl («сверхкабаре»).

Вольцоген был поклонником Ницше, в его кабинете даже стоял бюст Ницше, и его идея «сверхкабаре» (Überbrettl) напоминает идею Ницше о «сверхчеловеке» (Übermensch).

Французские артистические кабачки послужили образцом для создания первого немецкого кабаре, такого как известное французское кабаре "Черный кот" (Cha Noir). Сам Вольцоген, основатель Überbrettl, некоторое время выступал во французских кабаре в роли конферансье и шансонье. Отличительной особенностью первого немецкого кабаре было то, что зрители заранее приобретали билеты на представления и сидели в традиционных креслах перед сценой, в отличие от привычного за столом расположения во французских кафе [3].

Вернемся к творчеству Шенберга. Он напрямую связан с кабаре через свои Brettl-Lieder (кабаретные песни). Интересно, что отечественные музыковеды не обратили внимание на эти песни. В книге Н. Власовой [1], где дается подробный анализ всех произведений композитора, кабаретные песни упоминаются только в хронографе. В книге С. Павлишин Песни кабаре [2], опубликованной ранее, эти песни даже не упоминаются.

Список произведений дополнен. Вопреки тщательному изучению зарубежными музыковедами, некоторые вопросы, связанные с этими произведениями, оставались неясными в течение долгого времени. Существовали определенные сложности с точной датировкой этих песен из-за отсутствия номеров: это привело к различным версиям в отношении времени их создания. Данные известной монографии Х. Х. Штукеншмидта [6] опровергаются последними исследованиями М. Саари [5] и С. Хомайр [4], которые основаны на архивных источниках и потому заслуживают большего доверия.

В 1900 году вышел в свет сборник «Deutsche Chansons» («Немецкий шансон»), составленный Бирбаумом, ведущим идеологом немецкого кабаре1. Уже с рождеством того же года у Шенберга был один из экземпляров «Deutsche Chansons». В течение нескольких недель в Берлине открылось кабаре Вольцогена.

Видимо, под влиянием его славы, Шенберг создает ряд песен: "Простой любовник" (Der genügsame Liebhaber), "Глупая песня" (Einfaltiges Lied) и "Лунатик" (Nachtwandler). После официального знакомства с Вольцогеном в мае, композитор сочиняет "Каждому свое" (Jedem das Seine) и "Назидание" (Mahnung). Затем, после осенних гастролей Überbrettl, появляются "Гигерлетта" (Gigerlette), "Галатея" (Galathea) и ария из "Зеркала Аркадии" (Aus dem Spiegel von Arkadien).

Таким образом, все восемь песен Шенберг написал до заключения контракта, то есть до его официального вступления в должность капельмейстера2 Überbrettl, но, безусловно, он пишет эти песни под влиянием предприятия Вольцогена, то есть "для него".

Проблемы музыковедения: история и современность

Давайте рассмотрим песню "Простой любовник" по Г. Салусу:

Моя подруга обладает черной кошкой, у которой мягкая бархатистая шерсть, а моя голова блестит гладкой серебристой лысиной. Моя подруга — полная женщина, она проводит целый день, гладя кошку на диване, ей нравится шелковистая шерсть.

Медленные движения, которыми гладится мягкая и бархатистая шерсть, подчеркиваются монотонным укачивающим ритмом баркаролы. Как известно, баркарола — это "песня на воде", изначально — песня венецианских гондолиров, для которой характерен особый ритм, ассоциирующийся с качанием лодки на волнах. Этот жанр получает особую популярность в XIX веке. Шенберг продолжает линию известных баркарол Ф. Шуберта, Ф. Мендельсона, Ф. Шопена, Ф. Листа, сохраняя типичные черты баркаролы: размер 6/8, колеблющийся характер мелодии, мажорный лад.

Особая терпкость, капризность мелодии и гармонии придают эффект легкого парения; неоднозначность функциональности на первых тактах песни (на тоническом органном аккорде звучит доминанта с повышенной квинтой) и раскрытие этой квинты в вокальной части: то в диатоническом, то в хроматическом варианте. Подчеркивается данный эффект отсылкой к лейтмотиву томления Вагнера в последующем фрагменте (с такта 23):

Однако образ разрушается многократной повторяемостью, «движением по кругу». В следующем развитии баркаролы жанр искажается (после интерлюдии, изображающей вздыбы и брызги волн): на смену трехаккордности и размеренности приходит двуаккордность. Трехаккордность затем восстанавливается, но в ней происходит сдвиг акцентов за счет форшлагов.

Таким образом, в данном музыкальном произведении Шенберг меняет романтический образ: трель (которая присутствует на протяжении всего номера), форшлаги, покачивающийся ритм и звукоподражательные элементы — все эти характерные черты возвышенного жанра баркаролы исказываются, они служат изображению другого типа.

Еще одна из композиций, «Каждому свое», по Колли3, рассказывает о обычном человеке, присутствующем на военном параде. Здесь есть король, герцог и восхищенная публика; «полки бодро маршируют, солнце наполнило воздух, шлемы и пушки сияют». Однако наш герой теряет интерес к происходящему, как только оглядывается вокруг: рядом оказывается очаровательная молодая особа. Им овладевает нетерпение — молодым не место на параде.

В общем, структуру песни можно сравнить с методом монтажной драматургии, основанной на принципах "приближения" и "удаления" камеры. В данном случае, первая часть ^^иг) играет роль "общего плана", охватывая картину военного парада.

После небольшого вступления с призывными интонациями, звучит полонез (в нетрадиционном размере — 2/4).

Следующий эпизод (D-dur) играет роль "крупного плана", в котором внимание переключается на молодую женщину. Характер меняется резко: маршевая тема сменяется лирическим эпизодом с плавной мелодией. В противоположность строгой функциональности — романсовые секстовые ходы и гармонические краски: T-T2-VI-D. Однако секстовые ходы утрируются октавным удвоением в партии сопровождения, а упомянутый гармонический оборот выдерживается на протяжении всего эпизода.

Неожиданно вторгается первоначальная тема полонеза: парад продолжается (возвращается тональность F-dur). Однако — так как внимание героя переключилось (в предыдущем разделе) — в теме уже нет чеканности, размер поменялся на 3/4, угадываются знакомые секстовые мотивы из предыдущего эпизода. Затем возвращаются контуры первоначальной темы, подвергшейся значительным изменениям (с т. 101): вместо вызывающих интонаций — многократно повторяющиеся, обессиленные секундные интонации вздоха, стона в вокальной партии и в партии сопровождения. Измененный размер (3/4), гармоническая последовательность T-T7-D — все это возвращает к романсо-вому эпизоду. Предвкушение приятного во всех отношениях времяпрепровождения пересилило патриотическое чувство нашего героя.

В первую очередь, "точки соприкосновения" между Brettl-Lieder и кабаре проявляются на уровне текстов: Шенберг обращается к поэзии кабаретистов так называемой "первой волны": О. Ю. Бирбаум, Ф. Ведекинд, Г. Салус, Г. Хохштеттер. Их интересующие темы связаны с критикой богатых немецких буржуа, едко высмеивается их ограниченность; выражается неприятие ханжеской морали, лицемерия и косных предрассудков. Однако, особый

Тематика взаимоотношений между полами составляет основу данных песен. В них чувство любви представлено в нестандартном ракурсе: в отличие от романтиков, которые идеализировали его с пафосом, кабаретисты придают ему чувственно-эротическую окраску, освобождая от запретов и показывая таким, какое оно есть, порой в самом неприглядном виде. В почти всех песнях (за исключением "Глупой песни") центральное место занимает чувство любви, над которым совершается пародия в различных формах.

Эффект пародии достигается разнообразными способами. Наиболее заметное искажение происходит на уровне текста и музыки: двусмысленные слова, пропитанные фривольностью, и "серьезная" (на первый взгляд) музыка. Однако в каждом номере также происходит искажение музыкальной структуры в разной степени.

Шенберг насмехается жанровыми конвенциями, используя их в своих произведениях: полька в "Гигерлетте", баркарола в "Неприхотливом любовнике", вальс в "Назидании", крестьянский лен-длер в арии из "Зеркала Аркадии", полонез в "Каждому свое" и "Лунатике". Он меняет ритм, модулирует от диатоники к хроматике и добавляет декламационные элементы, разрушая жанровые рамки.

Кроме того, Шенберг иронизирует устоявшиеся черты музыки XIX века. Он высмеивает вагнеровский лейтмотив, усиливая хроматизм в "Галатее" и наслаивая его на ритмический образ баркаролы в "Неприхотливом любовнике".

Также пересмотрены иронические приемы, созданные в романтических песнях Хуго Вольфа. Прежде всего, это проявляется в тесной связи между музыкой и поэзией, в особой детализации и внимании к музыке за текстом. В то же время в Песнях кабаре Шенберга акцент на определенных словах (например, "соблазнительные, сладкие, прелестные") приводит к комическому эффекту.

Музыкальное образование и наука № 1 (2) 2015

Проблемы музыковедения: история и современность

Влияние театра "Эстрада" в Вольцоге ощущается и на уровне художественного оформления — быстрая смена сюжетов, многообразие проявляется в основных принципах постановки (прежде всего, в песне "Каждому свое"). Возможно, предполагалась и постановка песен, типичная для кабаре: практически все песни написаны в форме небольших сценических постановок. Революционным становится оркестр в "Лунатике" — такой оригинальный состав найдет свое развитие в XX веке (а также и жанр ансамблевой песни).

Несмотря на все предшествующее, судьба песен сложилась весьма грустно: искусные и предназначенные для избранной аудитории интеллектуалов, они не были поняты обычными людьми. Более того, Шенберг больше не будет иметь дело с кабаре. Это еще более удивительно, учитывая то, что одно из ключевых произведений XX века, написанное много лет после его пребывания в кабаре Вольцогена, "Лунный Пьеро", является духом самого кабаре. Оно связано как с происхождением, так и с самой сутью этого жанра".

Литература 1. Власова Н. Творчество А. Шенберга. М.: ЛКИ, 2007. 528 с.

2. Павлишин С. Арнольд Шенберг. М.: Композитор, 2001. 477 с.

3. Харольд Б. Сигел. Поворот века кабаре: Париж, Барселона, Берлин, Мюнхен, Вена, Краков, Москва, Санкт-Петербург, Цюрих. Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета, 1987. 418 с.

4. Симона Хомайер. Бреттль-лидер? // Годовой отчет Государственного института музыкальных исследований Прусского культурного наследия, 2011. С. 25-51.

5. Маргарета Саари. Бреттль-лидер // Арнольд Шёнберг: Интерпретации его произведений / под ред. Герольда В. Грубера, том 2. Лабер: Издательство Лаабер, 2002. С. 312-326.

6. Х. Х. Штукеншмидт. Шёнберг: Жизнь, окружение, творчество. Цюрих [и др.]: Атлантис, 1974. 538 с.

1 Немецкие шансоны (бреттль-лидеры) от (Отто-Юлиуса) Бирбаума, (Рихарда) Демеля, (Дельтева фон) Лилиенкрона, (Рудольфа Александра) Шрёдера, (Франка) Ведекинда), (Эрнста фон) Воль-цоген. Берлин и др.: Шустер border-color: #050505; background-color: #f5f0f0;" border="1" width="483">

Продолжительность выступленияПервый отрывокВторой отрывок1 час 15 минут45 минут

Кабаре-музыка: Погружение в уникальный мир жанра и его особенности

Интересные факты о мюзикле "Кабаре"

  • Актриса Джил Хейворт сначала не считалась подходящей для роли Салли, но она убедила создателей мюзикла в обратном, покрасив свои блонд волосы в темный цвет, чтобы лучше вжиться в образ роковой танцовщицы.
  • В оригинальном замысле мюзикла был пролог, рассказывающий о жизни берлинского общества, но позже решено было отказаться от этой идеи в пользу более линейного сюжета.
  • Ишервудовские персонажи приобрели новое толкование. Основной герой не только писал книги, но и преподавал английский язык (он учил своего нового друга Эрнста). Владелица гостиницы стала образцом терпимости, ни разу не выказав антисемитских взглядов. Дополнительный сюжет основан на поступках и мотивах новых персонажей: молодого амбициозного нациста Людвига и куртизанки.
  • Продюсер утверждал, что ужасные события могут произойти в любом месте, где находятся люди! В подтверждение своих слов он привел фотографию из журнала "Life", на которой были изображены молодые люди арийской внешности, похожие на нацистов, кричащие и требующие чего-то. Когда режиссер спросил, кто это, ему ответили, что это американцы на иллюстрации общественных протестов в Чикаго в 1965 году. Режиссер Принс стремился создать мюзикл, который бы сохранял связь с реальностью, был актуальным и не был ограничен определенной эпохой.

  • Во время дебюта, когда занавес только что поднялся, зрители увидели огромное зеркало и полное отсутствие других украшений. В отражении публика увидела себя. Только после этого началось открытие Кабаре (в каждом смысле).
  • Второй акт ознаменовался самой вызывающей песней, которая была включена в программу ведущего. В этом выступлении Эмси танцует с гориллой, кривляется и поёт песню "If You Could See Her". В тексте она произносит фразу "Если бы вы могли увидеть её моими глазами, она бы совсем не выглядела как еврейка". Создатели постановки хотели шокировать зрителей, чтобы показать, насколько легко немецкие активисты и пропагандисты запустили идею антисемитизма, и в конечном итоге привели её к фатальному абсолюту. Однако уже после нескольких представлений в Америке возникли протесты, организованные лидерами еврейского сообщества. Фраза из песни исчезла, но в фильме она все еще присутствует.

Лучшие выступления

Приветствую вас» — музыкальный номер, исполняемый ансамблем кабаре в первом и втором акте. В финале звучит другая музыка: появляются нотки угрожающей напористости. Узнаваемый ритм марша, включение ведущей партии ударных инструментов из оркестра, развитие мелодии на постоянном крещендо — всё это предвещает трагические события, которые вскоре захлестнут кровавой волной Европу.

«Завтра принадлежит мне» — песня, начинающаяся a capella с соло официанта кабаре и завершающаяся ансамблем артистов. В пределах одного номера происходит изменение настроения: патриотическая песня превращается в гимн радикальной партии, увеличивающей свое влияние.

«Завтра принадлежит мне» (слушать)

«The Money Song» — это песня, исполняемая участниками кабаре, которая комментирует действия Клиффорда, который соглашается выполнить сомнительное поручение за деньги. Композиция стала известной только с постановкой в 1987 году, до этого эпизод украшался номером с конферансье и танцовщицами кабаре под названием «Sitting Pretty».

Вы можете послушать песню «The Money Song» здесь.

В песне «Cabaret» Салли закрепляет своё решение остаться в кабаре и отказаться от новой жизни с возлюбленным в Париже, предпочитая привычную и желанную для неё мнимую свободу.

История создания мюзикла «Кабаре»

Роман Кристофера Ишервуда был написан в 1939 году и послужил основой для популярного мюзикла. Он назывался "Прощай, Берлин!". В 1951 году Джон Ван Друтен поставил пьесу по этому роману и назвал её "Я — камера".

Фред Эбб и Джо Мастерофф работали над стихотворной формой и либретто. Музыку написал Джон Кандер. В 1975 году он создал музыку к мюзиклу "Чикаго", который стал легендарным.

Гарольд Принс приобрел права на постановку пьесы Ван Друтена, когда уже работал над адаптацией британский композитор Александр Уилсон. На тот момент его творческий успех был связан с мюзиклом "The Boy Friend", который покорил публику в 1954 году.

Первоначально Принс пригласил либреттиста присоединиться к его команде. В результате анализа партитуры Уилсона они пришли к выводу, что она не передает атмосферу и настроение Берлина в конце 20-х и начале 30-х годов. Затем предложение написать музыку поступило Кандеру, который предпочитал работать с Эббом в тандеме. Этот творческий союз был уже успешен, когда они создали мюзикл "Флора — красная угроза" в 1965 году.

Процесс работы претерпел много изменений, дополнений и… оригинального подхода. В первую очередь, композитор отказался от музыкального вступления. Спектакль стартовал звуком барабанов, обозначающим начало первого номера. Основой для "Кабаре" послужил принципиально новый концепт: сюжет развивался через номера, которые составляли программу клуба. Таким образом возник уникальный фрактал, калейдоскоп, в котором сюжетное шоу стало частью основного представления.

История постановок и экранизация

20 ноября 1966 года на Бродвее прошла премьера мюзикла, который произвел фурор. Блестящий успех определил дальнейшую судьбу постановки: она стала главным событием в репертуаре театров Лондона и Нью-Йорка. Постановка Принса продержалась 1165 представлений и была удостоена 8 наград «Тони», включая награду за лучший мюзикл. Еще одна постановка на Бродвее, впервые показанная в 1998 году, была воссоздана 2300 раз.

В 1972 году Роберт Луис Фосс снял замечательный фильм под названием «Кабаре», где главную роль с блеском исполнила Лайза Миннелли. Надолго Салли ассоциировалась у многих именно с внешностью этой американской актрисы. Фильм стал культовым, в 1973 году он получил 8 наград «Оскар» от Академии американского кино и 3 премии «Золотой Глобус». Создатели картиной сосредоточились на отображении политического подтекста, стремясь предоставить зрителям настоящую драму в стиле декаданс, которая скрывается за названием, обещающим легкомысленные развлечения.

Мюзикл «Кабаре» завоевал множество престижных наград и навсегда оставил свой след в истории этого жанра. Как и в любом другом музыкальном спектакле, основанном на музыкальных и хореографических номерах, сюжет занимает центральное место, развиваемый артистами с использованием разнообразных средств выразительности. История «Кабаре» открывает перед нами окно в прошлое, заставляя задуматься над настоящим.

Английский классик сравнивал жизнь с игрой. Но не менее уместно сравнить её с кабаре, где гости, стремясь забыться, избегают столкновения с реальностью и предпочитают веселиться во мраке пороков, путая день с ночью, добродетель с грехом, а сострадание со слабостью?

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Мюзикл «Кабаре»

Оцените статью
SPBINFO24.RU
Добавить комментарий