Исторический источник представляет собой любой материал или артефакт, который предоставляет информацию о прошлом, позволяя исследователям анализировать и интерпретировать события, культуры и мнения людей, живших в различные эпохи. Определение исторического источника не всегда однозначно, так как он может варьироваться от письменных документов и объектов искусства до устных традиций и археологических находок.
Эволюция видов исторических источников происходила в зависимости от изменений в обществе и технологическом прогрессе. От первобытных наскальных изображений до цифровых архивов современности, источники стали более разнообразными и сложными, что открывает новые горизонты для исторического исследования и анализа, обеспечивая более полное понимание человеческой истории.
Классификация исторических источников и связанные с ней вопросы
Работа с историческими источниками является очень важной. Если историк не может подтвердить свои выводы объективными свидетельствами, то его работа теряет научную ценность и доверие у читателей. Жанр публицистики прекрасен, но для исторических материалов требуется определенная система подтверждения. Далее мы рассмотрим основные типы исторических источников. Понимание этих типов поможет использовать их правильно.
Любая классификация — это разделение на группы по какому-либо существенному признаку. Исторические источники глобально делятся на следующие группы:
1) Вещественные — это все предметы, использованные людьми в интересующую нас эпоху. Например, монеты, найденные во время раскопок, являются вещественным историческим источником.
2) Написанные — очевидно, что речь идет о том, что было записано человеком. Например, документы, дневники, контракты и т.д. являются письменными источниками истории.
3) Устные — сказки, былины и другие народные произведения. Конечно, они передавались устным передачей, а не через wi-fi. Естественно, что при такой устной передаче происходили определенные искажения — один рассказал сказку так, другой добавил что-то свое, и поскольку нет единого "канонического" текста, возникают различные сюжетные разветвления.
4) Лингвистические — по сути, это языковой след в истории. Например, определенный народ жил в определенной местности в определенное время и оставил там свои названия рек, гор и т.д.
5) Аудиовизуальные материалы означают информацию, запечатленную на кино-, аудио- и фотоносителях. Например, фотография относится к аудиовизуальному типу документов и тому подобное.
В общем, можно сказать, что классификация вызвана двумя основными причинами: 1) Необходимостью систематизировать имеющиеся материалы 2) Потребностью разработки методологии, применимой к определенным типам источников.
Виды письменных источников
Таким образом, мы классифицировали исторические источники на пять основных категорий (Материальные, Письменные, Устные, Лингвистические и Аудиовизуальные), но группа письменных источников дополнительно делится на две подгруппы:
Исторические источники актового характера представляют собой разнообразные постановления, уставы, законы и т.д. По ним можно судить об общей системе функционирования того или иного сообщества. Отдельной проблемой, связанной с такими источниками, является вопрос датирования, так как до XVI века даты не всегда указывались в подобных документах.
Для изучения истории часто используются исторические источники, такие как дневники, мемуары и письма. Важно помнить, что такие материалы могут быть субъективными, поскольку авторы могут искажать факты, стараясь показать себя в лучшем свете перед историей.
Общий вывод заключается в том, что изучение различных текстов — распространенный метод исторических исследований. Юрий Михайлович Лотман в одном из своих эссе выразил эту мысль достаточно решительно: "Историк обязан работать с текстами". Важно учитывать, что в зависимости от исторической эпохи и культуры, произошедшие события могли рассматриваться как "достойные" для фиксации в письменной форме и "недостойные". Поэтому при изучении текстовых документов необходимо учитывать их контекст создания.
↑Возникновение термина «исторический источник»
Понятие "источник русской истории" было впервые введено в работе "Опыт изучения русских летописей" А.Л. Шлецером в 1768 году в Германии на немецком языке. Он использовал слово "Quelle" — источник. В начале XIX века это понятие быстро стало широко использоваться в трудах зарубежных и отечественных историков. В 30-е годы XIX века термин "источник" в смысле "исторический источник" стал активно применяться как в специальных исторических источниковедческих работах, так и в обобщающих исторических исследованиях и учебной литературе.
В учебнике З. Бехера, опубликованном в 1833 году в Вене, было объяснено: «Источник — это то, из чего черпается материал для истории». В.О.Ключевский в своих лекциях определял исторические источники как «памятники, в которых отразилась ушедшая жизнь отдельных личностей и целых народов». В зависимости от теоретико-методологических позиций дореволюционных авторов понятие «исторический источник» трактовалось по-разному. Для позитивиста Н.И.Кареева источники — «следы прежней жизни», в то время как для неокантианца А.С.Лаппо-Данилевского они — «реализованный продукт человеческой психики».
↑Понятие источник в XX в
Историки СССР не сразу пришли к единому определению исторического источника. Так, Б.Д. Греков расценивал его как "все, что помогает понять историю".
М.Н.Тихомиров в учебнике по источниковедению истории СССР (1940 г.) определил исторический источник как "любой след прошлого, свидетельствующий о жизни человеческого общества. К ним относятся рукописи, книги, здания, предметы быта, старинные обычаи, архаизмы, сохранившиеся в языке и т.д. – другими словами, все, что осталось от прошлой жизни".
Это определение представляет источник как часть исторической реальности: он содержит информацию о реальном прошлом, что позволяет исследователям узнать это прошлое. Источники являются социальным явлением, в них отражаются социальные отношения, зафиксирован определенный субъективный образ объективной реальности.
Источник существует независимо от историка, но от историка зависит включение источника в процесс познания. Историк не создает источник, а только извлекает из него информацию. В конце XX века были предприняты попытки рассматривать исторические источники как "тексты", которые могут быть "прочитаны" историком.
Значения элементов таких «текстов» изменчивы и зависят от историко-культурного контекста их создания. При изучении их исследователь учитывает, что рассказ о прошлом строится с помощью языковых, логических, риторических и нарративных конструкций. Ю.М. Лотман отмечал, что возникает проблема перевода языка источника на язык исследователя из-за их принадлежности к разным культурным типам. В условиях плюрализма в современной науке все эти трактовки понятия «исторический источник» в той или иной степени реализуются в работах историков.
Архивоведение отечественной истории было изучено в книге Голикова А.Г. изданной в 2005 (2008) году, а В книге Голикова А.Г. и Кругловой Т.А. изданной в 2000 (2007, 2008, 2009) годах. Источниковедение: теория, история, методы, а также источники российской истории были исследованы в книгах Данилевского И.Н., Кабанова В.В., Медушевской О.М., Румянцевой М.Ф., изданных в 1998 и 1981 годах.
Ковальченко И.Д. рассматривал методы исторического исследования в своей книге изданной в 1987 и 2003 годах, тогда как Лаппо-Данилевский А.С. изучал методологию истории в своей работе выпущенной в 1910-1913 годах.
Янин В.Л. представил очерки комплексного источниковедения в книге о Средневековом Новгороде, а Ланглуа Ш. и Сеньобос Ш. ввели в изучение истории в своей книге, выпущенной в 1899 году. Ключевский В.О. Внес свой вклад в исследование истории.
Историк. Теория исторического познания. Санкт-Петербург, 1913.
Этот текст еще не готов, но вы можете его создать.
- Просмотры: 5957
- Комментариев: 0
- Дата публикации: 21.03.2011
- Версии: 6, текущая: 6
- Состояние: экспертное
- Оценка: 100.0
ТЕМА 3. ПОНЯТИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО ИСТОЧНИКА
Теория исторического источника
Одной из ключевых теоретических проблем источниковедения является теория самого исторического источника. Эта теория включает в себя определение понятия источника, выяснение его природы и специфики отражения исторической действительности. Важно научно осмыслить содержание и структуру источников информации, а также познавательную функцию источника в историческом исследовании.
Известные историки как прошлого, так и настоящего, занимались проблемами теории источника. В историческом источниковедении выделяют несколько основных направлений в интерпретации понятия исторического источника. Одно из таких направлений — позитивистское, которое рассматривает источники как "вещи", содержащие факты, которые необходимо собирать и изучать.
Позитивисты утверждали, что история не может существовать без документов. Они внесли значительный вклад в процесс документирования истории, разработку теории и методики исследования источников, а В развитие критического подхода к источникам.
Второе направление — марксистское — основано на историческом материализме и расценивает исторический источник исключительно как результат определенных общественных отношений, в первую очередь классовых, основанных на понимании истории как формации. Несмотря на ограниченность такого подхода, марксистские историки внесли заметный вклад в развитие принципов и методов изучения исторических источников. Третье направление — неокантианское — рассматривает источник как продукт индивидуальной человеческой психики. Его сторонники, признавая значение источника в исторических исследованиях, отдают предпочтение интуиции.
Исторический источник — это носитель информации о прошлом, возникший в результате взаимодействия природы и человека и отображающий различные аспекты человеческой деятельности.
Традиционно исторический источник определялся как любой артефакт прошлого, возникший в результате деятельности человека. Однако такое определение ограничивало базу источников для исследований, игнорируя такие важные ресурсы, как органические остатки (например, останки человека, животных и растений), естественные объекты, подвергшиеся воздействию человека (например, пещеры, водоемы, курганы, ландшафты) и другие исторически значимые объекты.
Необходимо помнить, что информация — важный атрибут источника, который может быть зафиксирован на различных носителях: камне, глине, бумаге, диске, кинопленке, магнитной ленте и т.д., или передан устно. Даже устные источники из народной традиции должны быть зафиксированы с помощью записи или письменных текстов. Незафиксированная информация, такая как мысли, идеи, разговоры, воспоминания, даже слухи и вымыслы, может быть навсегда потеряна для будущих поколений. Поэтому каждый образованный человек должен содействовать сохранению и обогащению источниковой базы, привлекать новую информацию к научному и общественному использованию, вести дневники, фиксировать уникальные события, интересные природные, архитектурные и художественные памятники, чтобы сохранить важные данные о настоящем для будущих поколений.
Вам понравилась данная публикация? Не забудьте добавить ее в закладки (нажмите CTRL+D) и поделиться с друзьями:
Понятие исторического источника и его эволюция на различных этапах отечественной историографии
Для проведения исследований историк должен опираться на исторические источники, поскольку только на основе их анализа можно восстановить события и жизнь прошлого. Эффект двойного субъективизма (влияние прошлого на источник и влияние историка на его изучение) также играет важную роль. Источники можно разделить на два типа в зависимости от того, возникли они в результате деятельности человека или независимо от нее (ландшафт, язык, природные явления и так далее).
Скептическая школа Канчеловского считает, что источник субъективен и что можно познать лишь субъективную историю.
Неокантианский подход также утверждает, что источник и сам исследователь субъективны.
Феноменологическая школа – это источник, в котором реализуется процесс психической деятельности.
Марксисты полагали, что их источник объективен, но они слишком подчеркивали классовый подход, социально-экономическую историю и партийность.
Мы выделили три типа определений, но, конечно, это условно.
Сейчас не существует единого и всеобщего определения, каждый историк или источниковед вкладывает в определение исторического источника те характеристики, которые считает наиболее существенными.
Однако важно учесть ключевую дискуссию в науке по этому вопросу — принятие широкого или узкого определения понятия «исторический источник». В широком смысле исторический источник – это все, из чего можно получить информацию о прошлом. В узком смысле исторический источник – это остатки человеческой деятельности.
- Социальная природа источника
Классификация различных видов исторических источников
История — это наука, изучающая прошлое. Тем не менее, у этой науки есть свои особенности: ученые-историки не могут применять стандартные методы научных исследований, поскольку невозможно наблюдать то, что уже произошло — машина времени не придумана, и теории путешествий во времени не доказаны. Историки не могут проводить эксперименты или моделировать исторические события. Конечно, возможны гипотетические реконструкции, но нельзя быть уверенным, что события прошлого воссозданы полностью достоверно.
Поэтому единственная возможность, которая остается у историков, — это изучение событий прошлого по следам, которые они оставили. Эти следы и называются историческими источниками.
Исторический источник — это любой носитель информации о прошлом.
В литературе, посвященной науке, можно найти различные точки зрения на понятие "исторический источник". Рассмотрим некоторые из них.
З. Бехер определяет исторический источник как "то, из чего черпается материал для истории".
В. О. Ключевский определяет исторический источник как "письменные или вещественные памятники, в которых отражена ушедшая жизнь отдельных лиц и целых обществ".
С. Ф. Платонов пишет, что "в обширном смысле понятие исторического источника включает или содержит в себе любые остатки прошлого".
А. С. Лаппо-Данилевский определяет исторический источник как "реализованный продукт человеческой психики, пригодный для изучения фактов с историческим значением".
М. Н. Тихомиров считает, что исторический источник — это любой артефакт из прошлого, который свидетельствует о жизни людей в обществе.
Л. Н. Пушкарев определяет исторический источник как все, что непосредственно отражает исторический процесс, все, что создано людьми.
С. О. Шмидт считает, что историческими источниками являются все, что может предоставлять историческую информацию, включая не только то, что отражает исторические события, но и окружающую естественно-географическую среду.
Также следует обратить внимание на определение исторического источника от О. М. Медушевской, которая говорит, что исторический источник — это результат целенаправленной человеческой деятельности, используемый для получения данных о социальных явлениях и процессах.
Классификация исторических источников
Источники исторические имеют различные критерии классификации:
- тип носителя (материал источника):
- вещественные;
- письменные;
- устные;
- письменные;
- устные;
- изобразительные;
- фонетические и другие;
- прямые свидетельства;
- свидетельства, записанные с чужих слов;
- на основе других источников.
Эрнст Бернгейм, немецкий историк, разделяет исторические источники на:
- остатки – данные языка, обычаи, игры и т.п.;
- традиция – переосмысление, интерпретация в соответствии с общественными правилами.
Историк А. С. Лаппо-Данилевский предложил разделить исторические источники на следующие категории:
- Источники, изображающие исторические события – «остатки культуры»;
- Источники, отображающие исторические события – «исторические предания».
Изображающие источники позволяют воспринимать и описывать события непосредственно, в то время как отображающие требуют дополнительной расшифровки, толкования и интерпретации.
Один из самых влиятельных направлений исторической мысли — французская школа "Анналов", представители которой, такие как М. Блок, выделяли исторические источники на два типа: намеренные и ненамеренные. Ненамеренные источники — это материалы, которые создавались для конкретных современников, а не для будущих историков, например, справки, документы, ведомости и др. Намеренные источники, напротив, были созданы с целью прочтения, будь то современником или историком много лет спустя.
Российский историк Л. Н. Пушкарев классифицирует исторические источники следующим образом:
- вещественные (археологические) источники;
- письменные источники;
- устные (фольклорные) источники;
- этнографические источники;
- лингвистические источники;
- фото-, кинодокументы;
- фонодокументы.
Индивидуальные источники — это памятники литературы и исторические материалы личного происхождения, отражающие историю конкретного человека в контексте общей истории.
Помимо уже упомянутых классификаций, существует также классификация источников по их виду.
Вид исторического источника представляет собой группу исторических свидетельств, которые обладают общими характеристиками формы и содержания, обусловленными их социальной функцией и оставшиеся неизменными.
Пушкарев предложил следующую классификацию исторических источников:
- летописи;
- законы;
- документация делопроизводства;
- актовые материалы (грамоты);
- статистика;
- периодическая печать;
- личные документы (переписка, мемуары, дневники);
- памятники литературы;
- литературные произведения;
- научно-популярные книги.
Российский ученый С. О. Шмидт разработал синтетическую классификацию исторических источников, объединив разделение их по видам с признаками носителя и способа передачи информации. Рассмотрим эту классификацию:
- материальные;
- визуальные:
- художественно-визуальные – картины, скульптуры, фотографии;
- графические – схемы, карты и т. д.;
- натуральные – фотографии и видеозаписи;
- письменные источники;
- устная традиция;
- памятники письменности;
- звуковые документы;
Главным критерием для исторических источников является их достоверность и точность отображения прошлых событий. Исторический источник должен быть подвергнут проверке на предмет подделки. Только после того, как исследователи убедились в правдивости исторического источника, они могут составить его описание и установить его происхождение: автора, время и место создания, назначение и т.д. Затем из него извлекается информация и происходит ее интерпретация с применением специальных научных методов.
Предмет и метод источниковедения
Исследуемым объектом являются исторические источники, но определение этого объекта в науке вызвало определенные трудности.
В 20-е годы XX века основным вопросом считалась возможность использования источника в научной практике и получения знаний на его основе.
В 1930-е годы С. Н. Валк сформулировал понятие предмета источниковедения как общее учение о документе.
В 1960-е годы С. Шмидт предложил следующее определение: предмет источниковедения – теория и практика анализа исторических источников.
Многие ученые, такие как М. Варшавчик, В. Стрельский, В. Фарсобин, считали, что источниковедение отличается от других научных дисциплин тем, что разрабатывает общие методы работы с историческими источниками, в отличие от специальных исторических дисциплин.
Получите помощь с написанием реферата от нашего искусственного интеллекта, и он ответит вам в течение 2 минут.
В 1970-х годах взгляды исследователей на работу с источниками были разделены. С. М. Каштанов, А. И. Уваров, А. А. Курносов, О. М. Медушевская считали, что историк извлекает только необходимые данные в рамках своей темы исследования, игнорируя остальные. В то же время источниковеды делали выводы о возможностях источника, оценивая его полноту, достоверность, ценность и другие характеристики.
В 1990-е годы источниковедение переосмыслило свой статус, став наукой, связанной с культурой в широком смысле, то есть со всем, что было создано человеком. Исторический источник начал рассматриваться как объект изучения различных дисциплин, что сделало источниковедение основой для междисциплинарных исследований и дало ему междисциплинарный характер. Теперь оно занимает важное место в образовании гуманитарных специалистов.
Источниковедение изучает ряд взаимосвязей, позволяющих понять, что именно оно изучает:
«Теоретические основы исторического источниковедения »
Помощь эксперта по теме работы
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Найди решение своей задачи среди 1 000 ов
Через произведение искусства человек одной эпохи передает знания о себе человеку другой эпохи.
Исследование источников занимается изучением воздействия реальности на источник, а также способом, которым историки включают источник в современную реальность.
Основной метод гуманитарного познания основан на представлении исторического источника как объекта культуры, интеллектуального продукта человека. Именно поэтому произведение может быть проинтерпретировано другими людьми.
Существенным вопросом в источниковедении является теория исторического источника, которая раскрывает его реальную суть, взаимодействие с действительностью, содержание информации и его значение в исследованиях.
Определение понятия "исторический источник" является, с одной стороны, условным и относительным, и, с другой стороны, способом полного понимания научной категории.
Термин "исторический источник" связан с работой А. Л. Шлецера "Опыт изучения русских летописей", опубликованной на немецком языке в 1768 году, где был введен термин Quelle. В начале XIX века этот термин постепенно закрепился в российской науке. Его использовали М. Т. Каченовский, Н. М. Карамзин, но без объяснения его содержания.
В 1830-1860 годы термин "источник" стал широко использоваться в образовательной практике, в обобщающих работах и исследованиях. Н. Г. Устрялов в своем труде "Русская история" уравнивал термин "исторический источник" с понятием "памятник прошлого".
В 1872 году К. Н. Бестужев-Рюмин во введении курса "Русская история" говорил о различии исторических источников и исследований, но не давал им определения.
В конце XIX века проблемы теории источниковедения нашли отражение в работах французских и немецких ученых.
Э. Бернгейм определял понятие "исторический источник" как "материал, из которого наука черпает знания". Исторический источник связан с прошлой и познавательной деятельностью человека. Э. Бернгейм рассматривал его как результат психической деятельности людей.
Ш. В. Ланглуа и Ш. Сеньобос вместо слова Quelle использовали термин документ:
«Документы — следы, оставленные мыслями и действиями некогда живших людей».
Историки видели в них «единственный источник исторического познания». Они утверждали, что без документов невозможно получить знания о прошлом.
А. С. Лаппо-Данилевский разработал понятие «исторический источник» на уровне учения, что имело значимый вклад в формирование самостоятельного статуса источниковедения в системе научного исторического знания.
«Это реализованный продукт человеческой психики, который может быть изучен для понимания событий с историческим значением».
Сегодня существует три подхода к определению термина "исторический источник":
- Культурологический подход;
- Расширительный подход;
- Информационный подход.
Основная идея культурологического подхода заключается в том, что определение культуры включает в себя все творения человека, что является ключевым для изучения источников. Этот взгляд был сформулирован представителями источниковедческой школы МГИАИ в 1990-х годах.
Приверженцы расширительного подхода, такие как С. М. Каштанов, С. О. Шмидт, В. В. Кабанов, более широко расценивали понятие исторического источника. Они считали историческими источниками все, что может предоставить информацию о развитии общества, включая естественно-географическую среду, физико-биологические свойства человека, которые оказывают влияние на деятельность индивидуумов и общества. Таким образом, источниками являются не только результаты целенаправленной деятельности человека, хотя источники исторического происхождения составляют основную часть материала для изучения истории.
Сторонники информационного подхода включают в себя последователей школы И. Д. Ковальченко: Т. А. Круглова, А. Г. Голиков. Их убеждение заключается в том, что исторический источник содержит в себе информацию о разнообразии жизни общества и может быть использован для научного познания, поскольку все, что создано человеком, является частью этого процесса.
Что такое исторический источник
Этот термин может быть определен по-разному, но я склонен придерживаться определения, представленного в Википедии: «Исторические источники — это обширная коллекция документов и предметов материальной культуры, которые непосредственно отражают исторические события и окончательно зафиксированные факты, а также события, на основе которых возникает представление о том или ином историческом периоде, формулируются гипотезы о причинах или последствиях, вызвавших те или иные исторические события».
В общем, все исторические источники можно разделить на три основные категории: письменные, материальные (или вещественные) и фольклорные.
Письменные исторические источники
Давайте подробнее рассмотрим: письменные исторические источники включают в себя всё, что когда-то было записано нашими предками и достигло наших дней (а многие вещи, к сожалению, не дошли до нас). Это не только труды историков прошлого, летописи и исторические манускрипты, но вообще все письменные источники прошлого: художественные романы, бухгалтерские и юридические документы, даже долговые расписки.
Иногда именно из сухих бухгалтерских и финансовых документов можно узнать много интересного о жизни и быте обычных людей, живших в древнем Шумере или Вавилоне, средневековом Новгороде или Праге. К слову, возможно, что всё, что я написал для этого исторического сайта, также станет примером письменного исторического источника начала XXI века – уже для историков будущего.
Важно отметить, что историки часто сталкиваются с трудностями при работе с письменными источниками на древних языках, и они вынуждены обращаться к помощи филологов и других ученых для разгадывания и понимания этих текстов. На нашем сайте можно найти серию увлекательных статей о дешифровке древних письменностей, перейдите по ссылке, чтобы прочитать их.
Материальные исторические источники
Если говорить о временах, предшествующих появлению письменности, то в первую очередь мы имеем в виду период первобытного общества. Наши знания о том времени основаны исключительно на материальных исторических источниках, обнаруженных в результате археологических раскопок. Здесь можно включить все предметы, оставленные людьми, жившими много веков назад: обломки керамики, наконечники стрел и копий, наскальные рисунки, древние игрушки, монеты и многое другое.
Изучая физические следы истории, археологи и историки могут реконструировать образ жизни тех, кто когда-то использовал их. Кроме того, при изучении эпох с письменностью мы также получаем множество информации из материальных следов истории, которые дополняют письменные свидетельства. Например, информацию о величии Римской империи мы узнаем не только из трудов римских историков и античных документов, сохранившихся до наших дней, мы можем также увидеть ее на многочисленных материальных памятниках культуры, оставленных нам "римским миром" (Pax Romana): сохранившиеся колонны, храмы, амфитеатры, акведуки и многое другое.
Фольклорные исторические источники
Возможно, они являются наиболее спорным типом исторических источников, так как в основном это устная народная память, передаваемая из поколения в поколение в форме сказок, легенд и мифов. Однако, как говорят, "всякая сказка правду глаголет". Многие историки считают, что многие сказки и мифы были отражением реальных исторических событий, хотя, конечно, в них реальные события сильно преувеличены, а герои (и злодеи) гиперболизированы.
Отличным примером может послужить наш рассказ о трех богатырях: Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче и их сопротивлении змею. На самом деле все три героя — реальные исторические личности, так же как и антагонист змей, который в истории известен как половецкий хан Тугоркан. В этом рассказе о богатырях, их приключениях и подвигах мы можем увидеть параллели с настоящими историческими событиями, связанными с Киевской Русью и ее сражениями с половцами.
Другой пример из западного фольклора — легенда о короле Артуре, советниках Мерлине и рыцаре Ланселоте, а также других героях эпоса, по мнению историков, содержит отголоски реальных исторических событий, происходивших в Англии в V веке, когда она была завоевана племенами англов.
Анализ исторических источников на достоверность
К сожалению, не всем историческим источникам можно доверять безоговорочно. Если речь идет о фольклорных источниках, их достоверность будет под вопросом. А если речь идет о письменных трудах историков прошлого, то их объективность тоже может быть сомнительной.
Все мы знаем, что историю пишут победители, и, к сожалению, это верно для многих исторических свидетельств. Летописцы, как правило, были на службе у князя и писали о событиях так, чтобы выгодно представить своего покровителя. Это похоже на то, как современные СМИ освещают события. Летописцы можно сравнить с средневековыми СМИ, только без телевидения и интернета.
Поэтому для объективной оценки исторических событий необходимо иметь информацию из различных источников. К сожалению, это не всегда возможно…
Иногда исторические источники становятся подделками, созданными с целью ввести людей в заблуждение. Например, в 1867—1869 годах член Парижской Академии наук Мишель Шаль представил целую коллекцию писем, которые были найдены им, якобы принадлежащими Галилею, Паскалю, Ньютону и другим известным личностям, включая даже письма Александра Македонского к Аристотелю. Мишель Шаль был убежден в их подлинности. Однако позже выяснилось, что все эти документы были фальшивками, которые были проданы мошенником Дени Врэн-Люка Мишелю Шалю за огромные деньги, выдавая их за переводы с подлинных документов.
Для обнаружения таких фальшивок, как письменные и материальные, проводится тщательная проверка. При анализе письменного документа изучается речь, лексика и стиль письма. Например, если в историческом документе встречается слово, которое появилось позже, это является ясным признаком того, что документ является подделкой и не может считаться историческим источником.
3 понятие об источнике определения исторического источника эволюция видов исторических источников
Исторические материалы
1. Что представляет собой исторический источник?
Для формирования представления о историческом событии историк изучает, анализирует исторические источники.
Исторические источники — это все объекты, которые непосредственно отражают исторические процессы и позволяют изучать прошлое человеческого общества, то есть все, что было создано человеком и его взаимодействием с окружающей средой: предметы материальной культуры, памятники письменности, обычаи, обряды и так далее.
Количество исторических источников безгранично, но количество сохранившихся из различных исторических периодов неравномерно. Чем ближе исторический период к нашему времени, тем больше исторических источников.
2. Различные типы исторических источников
Существует несколько видов исторических источников, но основными являются два из них: материальные и письменные.
Опишем основные характеристики этих источников.
Размышляйте над преимуществами и недостатками каждого из указанных исторических источников.
Материальные источники
Сюда относятся предметы, созданные человеком для своих нужд, а также сооружения, захоронения, включая останки умерших людей, даже кости съеденных животных и остатки костра. Их изучением занимается близкая к истории наука археология, поэтому материальные источники иногда называют археологическими. Материальные источники предоставляют основную информацию о событиях, произошедших до появления письменности, дополняют письменные источники. Однако они не в состоянии полностью описать историческое событие.
Письменные материалы
Сюда относятся учредительные документы, корреспонденция, международные соглашения, научные труды, религиозные тексты и книги, летописи, хроники, письма, записи в дневниках и другие тексты, созданные в письменной форме. Эти материалы позволяют исследователям ответить на основные вопросы, касающиеся исторических событий.
Более подробно об этих источниках будет рассказано на последующих занятиях
Антропологическое получение информации
Антропология – область науки, посвященная изучению происхождения человека. Она изучает останки людей (части их тел), которые сохранились с древних времен до наших дней. Путем исследования этих останков ученые могут попытаться воссоздать внешность человека. Например, с помощью окаменелого черепа М.М. Герасимов воссоздал облик первобытного мальчика, а Восстановил образы русских князей Ярослава Мудрого и Андрея Боголюбского.
Устные предания
Это истории, передаваемые из уст в уста, такие как рассказы, предания (от слова «передавать»), былины, легенды и мифы о богах, героях и важных событиях, человеческих отношениях, сказки, народные песни и т.д. Мифы и легенды часто содержат информацию о реальных событиях и людях. Например, герой русских былин Добрыня был дядей князя Владимира Святого – Добрыня Никитич, возможно, что герой мифов Дедал (строитель лабиринта на Крите) также был реальным человеком. Они требуют тщательного анализа и выявления возможных фактов.
Этнографические материалы
Происхождение слова «этнография» связано с греческими корнями и означает «описание народа». В эту категорию входят обряды, обычаи, традиции, праздники, предметы быта и правила поведения, возникшие в прошлом, но сохранившиеся и существующие в современном обществе. Например, изучая жизнь и обычаи различных племен Центральной Африки, островов Тихого океана и бушменов Австралии, ученые могут делать предположения о том, как люди жили в древности.
Новые виды источников
В новом времени появились фотографии, аудиозаписи, кинохроника, видео и телевизионные передачи. Они стали доступны в середине 19-20 века. Особенностью этих источников является прямая фиксация событий и подлинные изображения исторических персон. Например, на видеоотрывке из кинохроники 1917 года показан генерал Корнилов и его офицеры.
Природные и географические источники
Эти источники связаны с природными и географическими объектами (горы, равнины, реки и т. д.), которые играли роль в произошедших событиях.
Гора Олимп — место, связанное с легендарными греческими богами и их жизнью по мифологии.
Художественные произведения
Иллюстрации на картинах, миниатюрах, гравюрах отображают исторические события, портреты известных личностей, жизненные сцены и пейзажи. Однако точность этих произведений не всегда высока, поскольку изображения зачастую созданы спустя значительное время после событий или жизни изображенных личностей.
На полотне И. Е. Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года…» изображено торжественное заседание Государственного совета, произошедшее 7 мая 1901 года. Живописная картина создана в 1903 году и сейчас находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.
3. Достоверность источников исторических событий.
При работе с историческими источниками основной задачей историка является определение времени их создания (датировка источника) и проверка их достоверности. Не все источники можно считать достоверными. Почему?
Многие древние писатели передавали информацию о событиях, которые они не наблюдали своими глазами, а получали из различных источников, не всегда достоверных. Их целью было максимально точно описать происходящее, однако они не всегда могли это сделать. Эти ошибки являлись неизбежными.
Фотографии представителей животного мира из древних историй и путешествий по далеким странам.
Даже ученые могут быть в заблуждении: неправильный перевод фразы или слова может исказить смысл какого-либо документа; неверная датировка находки может привести к неправильному определению времени события.
Имя Генриха Шлимана известно многим. Он обнаружил знаменитые в древности города Трои и Микены и провел там археологические раскопки. Найденные им предметы удивили весь мир. Однако, не имея археологического образования, Шлиман допустил множество грубых научных ошибок, в том числе неправильно датировал находки.
Генрих Шлиман. Исследования Трои Генрихом Шлиманом
Однако помимо ошибок существуют и намеренные подделки, фальсификации.
В прошлом богатые люди, чтобы прославить свою семью, придумывали себе героических предков, которые якобы совершали великие подвиги в древние времена.
Правители приказывали удалять из документов, хроник и летописей факты, которые им не нравились, и записывать события в выгодном для них свете.
Лжеученые, чтобы прославиться и/или разбогатеть; некоторые представители власти и даже церковь, чтобы утвердить и внушить людям свои взгляды и идеологию, раньше искали и по сей день ищут способы создания подделок, намеренное искажение фактов и документов.
Слева на картинке изображен Римский Папа Стефан II. В 8 веке было составлено поддельное свидетельство под названием "Константинов дар", в соответствии с которым римский император Константин (справа) предположительно передал Вселенскому Папству светскую власть над Римом.
Это искажает историю и мешает честным ученым.
В конце 19 века было много фальшивых "археологических находок". Поэтому находки испанского археолога Саутуола, обнаружившего наскальные рисунки в пещере Альтамира, были признаны фальшивкой ученым миром. Ему пришлось долго защищать свою честную репутацию.
Запомните
- Историю нельзя изучать по художественным и мультфильмам и тем более комиксам.
- Нужно критически относиться к описаниям исторических событий в литературных произведениях, картинах художников, даже если автор — современник события.
- Не стоит безоговорочно верить всему, что написано в газетах и популярных журналах.
- Историку необходимо использовать несколько источников для правильного осмысления исторических фактов.
Теперь давайте проведем проверку ответов на вопрос о преимуществах и недостатках исторических источников.
Пожалуйста, выполните следующие задания: