Эффективные методы и средства связи предложений в тексте: улучшаем восприятие и структуру

Эффективные методы и средства связи предложений в тексте: улучшаем восприятие и структуру

Сообщение в тексте осуществляется через различные средства и способы связи предложений, что обеспечивает его логическую структуру и ясность. Использование союзов, местоимений и синонимов помогает установить отношения между частями текста, делая его более связным и понятным. Важную роль играют также грамматические конструкции, которые могут усиливать или уменьшать смысловые акценты.

Таким образом, эффективная организация информации в тексте достигается благодаря разнообразным средствам связи, которые позволяют читателю легко воспринимать и анализировать представленный материал. Четкая структура и логика изложения служат основой для успешного коммуникационного процесса, где каждое предложение гармонично дополняет предшествующее и подводит к следующему.

Средства и способы связи предложений в тексте

Для установления связности между частями текста используются различные языковые средства. Они включают в себя лексические, морфологические и синтаксические средства связи. I. Лексические средства связи включают: 1. Слова из одной тематической группы.

2. Повторы слов и словосочетаний, включая ключевые слова, и использование однокоренных слов. В этих местах зима бывает суровой и продолжительной. Морозы достигают отметки в 60 градусов. Снег лежит до июня, а в апреле иногда случаются метели. Мы внимательно обсудили прочитанную книгу, которая содержала то, чего мы ожидали.

И наши ожидания не оказались напрасными.

3. Парафраз и парафразные перефразы (включая контекстуальные перефразы, парафразные и описательные обороты и родо-видовые обозначения). Особое значение для развития русского литературного языка имело творчество А. С. Пушкина.

Великому русскому поэту удалось в своих произведениях органично соединить высокие старославянизмы, иноязычные заимствования и элементы живой разговорной речи. 4. Антитезы (в том числе контекстуальные). Враг приспосабливается. Друг спорит.

5. Слова и словосочетания со значением логических связей предложений и резюмирующие слова типа вот почему, поэтому, из этого следует, подведем итог, в заключение и т. п. Морская вода содержит много соли. Вот почему она не пригодна для приготовления пищи.

II. Средства морфологической связи включают: 1. Союзы, союзные слова и частицы в начале предложений — за окном дождь шумит. Но в доме тепло и уютно. 2. Использование личных (в 3-м лице), указательных и некоторых других местоимений вместо слов из предыдущих предложений — Язык не передается по наследству. Лишь в процессе общения он развивается.

3. Использование наречий времени и места, которые могут относиться к нескольким предложениям сразу. Слева увиделись горы. Река блестела узкой полосой. Небольшие рощи зеленели. Везде было тихо и спокойно.

4. Согласование временных форм глаголов-сказуемых.

Ночь наступила внезапно.

Наступил вечер. Небо засияло звездами. 5. Здесь было превосходно. Использование сравнительных степеней прилагательных и наречий было невозможно. Мы оказались над пушистыми облаками.

Выше уже ничего не простиралось.

Предложения в тексте могут быть связаны либо цепной, либо параллельной связью.

Для текстов-описаний характерна параллельная связь. При этом способе связи предложения в тексте объединены общей темой, которая, как правило, указана в первом предложении. Все остальные предложения развивают эту тему, уточняют её и по смыслу и грамматически связаны с первым предложением. Обычно второе и последующие предложения содержат слова, непосредственно относящиеся к теме.

Например, описание лесной прогулки обязательно начнётся с упоминания леса или его синонимов (чаща, заросли, березняк и т.д.). В каждом из последующих высказываний непременно встретятся слова, относящиеся к лесной тематике, такие как деревья, стволы, тропинка, хвоя, кусты и т.д.

Слова из одной области делают текст единым целым, даже если предложения больше ничем не связаны.

Цепная связь представляет собой наиболее эффективный метод связи при изложении мыслей или рассказе. Каждое последующее предложение связано с предыдущим, образуя цепь звеньев.

Средства связи предложений в тексте

Существует множество способов и средств связи в русском языке. Они могут быть лексическими, морфологическими, синтаксическими.

Лексические способы включают в себя различные языковые средства связи предложений в тексте, такие как:

  • Повтор слова. Мальчик взглянул на рыцаря.

Морфологические (грамматические) средства также играют важную роль:

  • Местоимения. От сестры пришло письмо. Она волновалась за меня. Это было приятно.
  • Союзы (сочинительные). Обычно они стоят между частями ССП, но могут соединять и предложения в тексте. День за днём идёт, мелькая. А царевна молодая всё в лесу.
  • Наречия. Ребята вошли в пещеру. Здесь было сыро.
  • Частицы. Я успокоился. Только какая-то грусть точила душу.
  • Единая видовременная форма глаголов. Меж холмов река выётся. Ребятня у берега плещется. На лугу стадо пасётся.
  • Сегодня мы планируем прогулку по городу, а в среду поедем в Суздаль.
  • На закате приятно прощаться, а на рассвете приятно встречаться.

Текст содержит различные способы связи предложений. Попробуйте определить связь предложений в тексте, обратите внимание на то, как они связаны, и назовите используемые средства связи.

Конспект для учителя по теме «Способы и средства связи предложений в тексте»

Эффективные методы и средства связи предложений в тексте: улучшаем восприятие и структуру

Данная статья посвящена теме "Методы и средства связи предложений в тексте". Представленный учебный материал будет полезен для подготовки к сдаче ЕГЭ.

Средства связи предложений в тексте

В тексте можно выделить два основных способа связи предложений: цепной и параллельный.

Цепная (последовательная) связь отражает последовательное развитие мысли, действия, события. В текстах с такого рода связью каждое новое предложение соотносится с предшествующим предложением; предложения как бы сцепляются между собой.

Каждое новое предложение содержит информацию, которая уже известна слушателю или читателю, то есть ту, на которую мы опираемся при развитии мысли (данное или тема). Однако в нем обязательно должна быть и новая, еще неизвестная информация, ради которой и создается предложение (новая или рема). "Новая" в каждом предыдущем предложении становится "данным" для следующего предложения.

Часто используемыми средствами цепной связи являются повторение, замена синонимами, употребление местоимений и союзов.

При параллельной связи предложения не связываются друг с другом, а лишь сопоставляются или противопоставляются.

Многие тексты с параллельной связью начинаются с предложения, содержащего новую информацию, которая затем развивается в последующих предложениях, между которыми нет связи, но каждое из них связано с первым, информация из которого становится основной для всех последующих. Параллельная связь основана на параллельных, т. е. одинаковых или похожих по структуре, предложениях, в которых обычно употребляются одинаковые по времени и виду глаголы-сказуемые.

Основные способы установления параллельной связи в тексте включают в себя: синтаксический параллелизм, вводные слова (во-первых, во-вторых, наконец), наречия места и времени (справа, слева, там, сначала и т.п.).

Средства сцепления предложений в тексте

Смысловая и грамматическая связь между частями текста достигается за счет использования разнообразных средств связи.

  1. Использование слов из одной тематической группы.

Далее Ноздрёв продемонстрировал пустые загоны, в которых ранее находились также отличные лошади. В этой же конюшне заметили козла, которого, согласно старому поверью, считали необходимым содержать вместе с лошадьми; оказалось, что он отлично ладил с ними, прогуливаясь под их животами, словно у себя дома. (Н. Г.)

  1. Повтор слов или фраз, возможно в несколько измененной форме.

Из кареты выбрались двое мужчин. Один был с блондинистыми волосами, высокий; другой немного ниже, с черными волосами. Первый был одет в тёмно-синий фрак, второй просто в полосатом халате. (Н. Г.)

  1. Использование синонима.

Когда Чичиков взглянул в сторону Собакевича, он показался ему на этот раз похожим на среднего медведя. Для усиления сходства фрак у него был цвета медведя, рукава длинные, брюки длинные, он ходил и криво и косо и постоянно наступал на чужие ноги. (Н. Г.)

  1. Замена существительного местоимением, чаще всего личным, или использование указательного местоимения.

Кто-нибудь видел белую радугу? Это случается на болотах в лучшие дни. (М. П.)

  • Замена слова синонимом, включая контекстуальный, то есть близкий по смыслу только в данном контексте.

Покупки Чичикова стали объектом обсуждения. В городе начали ходить слухи, мнения, рассуждения о том, стоит ли покупать крестьян для вывода. (Н. Г.)

  1. Замена слова с описательным синонимом.

Господский дом стал проявляться частями и, наконец, выглядел целиком там, где цепь изб закончилась и на их месте остался пустой огород или капустник, окруженный низким, иногда изогнутым забором. Этот странный замок казался каким-то хрупким инвалидом, чрезвычайно длинным. (Н. Г.)

  1. Замена родового понятия видовым и наоборот, а также замена по признаку "часть — целое".
  2. Использование противоположных слов и контекстуальных антонимов.

Здесь я почувствовала глубокое сочувствие: бедняга! казалось бы, его уволили с работы из-за пьянства, но на самом деле из-за любви. (М. Ц.)

  1. Использование союзов или частиц в начале предложения.

Деревенские избы мужиков были удивительно крепкие: без кирпичных стен, резьбы и других украшений, но все было крепко и прочно. Даже колодец был сделан из такого прочного дуба, который обычно используется для мельниц и кораблей. (Н. Г.)

  1. Использование наречий места и времени.

Вся передняя стена церкви была украшена иконостасом, на котором, под драгоценными серебряными и золотыми окладами, были изображения самых древних святых. Здесь собраны иконы в стиле фряжской, старой строгановской гравюры, а также произведения царских иконописцев. (М.-С.)

  • Параллелизм предполагает одинаковую структуру и выражение членов соседних предложений

Страница — это сон. Путешественник — это путь. (Михаил Цветаев)

  • Второе предложение страдает структурной неполнотой.

Это был сухой огонь, чистое вдохновение, без попыток его разрядить, растратить или осуществить. Беда без попытки помочь. (Михаил Цветаев)

  • Использование вводных слов и предложений.

Когда Чичиков подъехал к трактиру, он остановился по двум причинам. С одной стороны, чтобы дать отдохнуть лошадям, а с другой стороны, чтобы и самому немного закусить и подкрепиться. (Николай Гоголь)

Друзья советуют: не торопись. Ведь придется еще писать статьи, камешки пригодятся. А я соглашаюсь — пусть! Во-первых, насобираю еще. Во-вторых, может быть, так даже интереснее. (Василий Солоухин)

  1. Особенности вопросно-ответной формы изложения.

На мой взгляд, это правдиво? Все выглядит правдоподобно, все может случиться с людьми. (Н. Г.)

  1. Использование глаголов различных времен и видов.

Затем человек получает опыт, становится специалистом, изучает принципы композиции, архитектуры, гармонии и дисгармонии, накапливает большой арсенал инструментов и профессиональных секретов.

И вооружившись всем этим, он всю жизнь стремится осознанно достичь той же высоты, которую ему дала случайно молодость. (В. С.)

  • Главная
  • Русский
  • класс
  • 21. Способы и средства связи предложений в тексте
  • Текущая страница

Способы связи предложений в тексте

Различают три вида связи между предложениями в текстах:

  • последовательная (цепная, линейная) связь;
  • параллельная связь;
  • присоединительная связь.

При последовательной (цепной, линейной) связи каждое последующее предложение развивает мысль из предыдущего. Автор последовательно развивает идею: что было "новым" в первом предложении, становится "данным" во втором и так далее.

Например, мы отправились на экскурсию на автозавод. Здесь мы увидели, как собирают новые автомобили на конвейере, при этом каждый проходит сборку примерно за шесть часов.

Например, началась осень, дни стали короче, погода становится прохладнее, и листья на берёзах начали желтеть и опадать.

Например: Он проявлял повышенную тревожность. И не без причины.

Для установления связи между предложениями в "данном" случае используются различные способы: повтор слов, употребление местоимений, синонимов (включая контекстные), а также слов с значением "целое и его составляющие".

РЕФЕРАТ по предмету «Культура речи» на тему: «Текст. Средства связи предложения в тексте»

Этот реферат предназначен для студентов, обучающихся в педагогических университетах.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского"

по предмету "Культура речи"

на тему: "Текст. Средства связи предложения в тексте"

Текст — это зафиксированная на каком-либо материальном носителе человеческая мысль; в общем плане связная и полная последовательность символов.

  • Текст — это определенное высказывание;
  • Текст — это особый способ представления знаний о внешней реальности;
  • Текст включает в себя как письменные, так и устные образцы;
  • Текст имеет внутреннюю структуру;
  • Текст состоит из предложений и обладает смысловой цельностью;
  • Мысль говорящего реализуется в тексте как основная идея;
  • Любой текст, независимо от его размера, является отдельным (завершенным) высказыванием;
  • Предложения в тексте имеют логическую связь друг с другом;
  • Текст может быть заголовком и отражает основную тему;
  • Правильно оформленный текст обычно имеет вступление и заключение.

Научный стиль — это функциональный стиль речи, который отличается рядом особенностей: предварительное обдумывание высказывания, монологический характер, строгий отбор языковых средств и стремление к нормированной речи.

Научный стиль подразделяется на несколько видов: собственно-научный, учебно-научный и научно-популярный.

Научный стиль — это вид речи, который отличается логической структурой высказывания, четкой связью между его частями, а также стремлением авторов к точности, краткости и ясности при сохранении содержательности.

Разговорная речь — это функциональный стиль общения, который используется для неофициального общения на бытовые темы. В ней часто используется разговорная лексика и жаргон.

Диалог — это форма разговорного стиля, которая чаще всего используется в устной речи. В этом стиле отсутствует заранее отобранный языковой материал, поэтому большое значение имеют невербальные элементы, такие как мимика, жесты и обстановка.

Для общения в разговорном стиле характерны эмоциональность, образность, конкретность и простота речи. Благоприятная атмосфера способствует большей свободе в выборе выразительных слов и выражений.

Литературно-художественный стиль — это функциональный стиль речи, используемый в художественной литературе. Он воздействует на воображение и чувства читателя, передает мысли и эмоции автора, использует обширный словарный запас и возможности различных стилей, отличается образностью и эмоциональностью речи.

Особенностью художественного стиля речи является использование особых фигур речи, которые делают повествование ярким и усиливают образы реальности.

Существует множество различных средств художественной выразительности. Среди них — тропы, такие как сравнение, олицетворение, аллегория, метафора, метонимия, синекдоха и другие. Также сюда относятся стилистические фигуры, такие как эпитет, гипербола, литота, анафора, эпифора, градация, параллелизм, риторический вопрос, умолчание и прочее.

Публицистический стиль выполняет несколько функций:

  • Информационная — передача актуальной информации в кратчайшие сроки.
  • Воздействующая — влияние на общественное мнение по вопросам политики, социальных проблем и других важных вопросов.
  • Воздействие на массовое сознание.
  • Призыв к действию.
  • Передача информации.

Официальный и деловой стиль — это особый способ общения, используемый в деловой сфере общения, чаще всего в письменной форме, в правовой и управленческой деятельности. К ним относятся подстили: законодательный, административно-канцелярский, дипломатический.

Одной из характеристик официально-делового стиля является большое количество стандартных выражений — клише. В других стилях использование заученных оборотов часто воспринимается как стилистический недостаток, в то время как в официально-деловом стиле они воспринимаются как естественная часть общения.

Высказывания в этом стиле могут быть связаны с различными объектами: предметами, явлениями, людьми, понятиями и ситуациями. Исходя из этого, тексты этого стиля делятся на три основных типа по смыслу:

Рассуждение представляет собой текст, в котором подтверждается или опровергается определенное явление, факт или понятие. Он организован в определенной последовательности: тезис — утверждение, которое требует доказательства; аргументы — обоснование высказанной мысли; вывод.

Описание — это текст, в котором описываются характеристики объектов, явлений, животных и людей.

  1. Способы соединения предложений в тексте: Общие вопросы

2.1. Цепная связь

Последовательное соединение второго предложения с первым, третьего с вторым и так далее называется цепной связью: "Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить. С малых лет учись быть верным слову. Верность слову — твоя личная честь." (В. Сухомлинский).

Последовательное развитие мысли автора обусловлено чередованием «известного» и «нового» в предложениях. Важным средством выделения ключевых слов является порядок слов.

В письменной речи акцент обычно выступает в конце предложения, а в устной речи — в его начале. Порядок слов может измениться в зависимости от необходимости изменения смысла. Основа высказывания (тема, известное) — это исходный пункт высказывания, ядро высказывания (рема, новое) — то, что сообщается, ради чего строится предложение.

В романе «Гроза» А.Н. Островского примером цепной связи между предложениями служит последний монолог Катерины. В этом монологе она размышляет о своем будущем и принимает решение остаться под деревом в могиле, поскольку ей лучше всего находиться именно там. Ее последние слова наполнены отчаянием и отрешенностью: «В могиле лучше. Под деревцем могилушка. как хорошо.

Друг мой!

Радость моя! Прощай!»

Мы можем выделить и параллельную связь в тексте. Параллельной связью называется соподчинение второго, третьего и последующих предложений первому. Первое предложение содержит тему, а последующие предложения конкретизируют эту тему, детализируя общую картину и конкретизируя содержание текста.

Примером параллельной связи предложений в художественном произведении может служить монолог Печорина из «Героя нашего времени» М.Ю. Лермонтова. В этом монологе Печорин рассказывает о том, как его окружение видело в нем негативные качества, которых на самом деле не было, но они все равно возникали из-за предубеждений окружающих. Он также говорит о том, что когда он говорил правду, ему не верили, и он начал обманывать. Узнав хорошо свет и пружины общества, он стал искусен в науке жизни и обратил внимание на то, что другие без искусства счастливы, пользуясь дарами, которых он так упорно добивался.

Средства связи между частями текста разнообразны. Это лексический повтор, повтор однокоренных слов, местоименные слова и другие. Очевидно, что в качестве средств связи в тексте преимущественно используются лексические и лексико-грамматические средства.

Частое словесное повторение ключевых слов в тексте усиливает связь между его частями и обогащает его смысл.

В произведении Н.В. Гоголя "Мертвые души" герой Ноздрев всегда привлекал истории к себе: его либо выгоняли жандармы, либо его приятели уводили из зала.

Это утро, полное радости,

Это мощь света и дня,

Это голубое небо,

Этот крик и хороводы,

Эти стаи, ласточки,

2.5. Повторение слов одной категории

Однокоренные слова в тексте также служат для установления связи между его частями: "Чехов любил смех, но смеялся сам только тогда, когда кто-то другой рассказывал что-то смешное; сам же он произносил самые смешные вещи без улыбки".

О, улыбнитесь, смеющиеся люди!

О, развеселитесь, смеющиеся люди!

Те, кто смеется, кто испытывает радость,

О, развеселитесь с радостью!

О, развеселите смеющихся — смех улыбающихся людей!

(В. Хлебников. «Заклятие смехом»)

Общий корень — смех- придает цельность тексту, различные морфемы обогащают значение слов, делая их более семантически насыщенными.

Слова с общим корнем обычно играют ключевую роль: «Ведь вот что удивительно! Удивительно, что ты мне это говоришь! Какой же ты, Митишатьев, удивительный человек!» (А. Битов).

2.6. Местоимения

Местоимения, включая местоимения-наречия, являются важным средством связи между частями текста. Они указывают на отдельные слова или фразы в предыдущем тексте и вводят их в следующее предложение. Использование местоименных слов позволяет избежать ненужного повторения терминов.

В одном из вагонов третьего класса, рано утром, оказались напротив друг друга, у окна, два пассажира, — оба молодые, оба просто одетые, оба с интересными лицами, и оба заинтересованные начать разговор. Если бы они знали друг о друге больше, они бы удивились, что случай посадил их друг напротив друга в третьем классе петербургско-варшавского поезда. Один был мелкого роста, двадцать семь лет, с кудрявыми почти черными волосами, серыми, маленькими, но огненными глазами. (Ф.М. Достоевский. «Идиот»).

Местоименные средства связи сокращают текст, делают его более компактным и информативным, усиливают главное свойство текста — его связность.

Один из методов создания целостности текста — сравнение явлений, сходных в чем-то.

Основным грамматическим средством связи предложений в таких текстах является местоимение-наречие так, которое обычно ставится на границе между сопоставляемыми явлениями:

Я был слеп, попросту слеп.

Ты, возникая, прячешься,

и даруешь мне зрение.

Так оставляют свой след.

Так рождаются миры.

Так, создавая, их часто

(И. Бродский. «Я был только тем, чего. »)

2.8. Союзы и частицы-союзы

Для связи частей текста используются союзы и частицы, которые имеют значение союзов. Для связи частей текста обычно используются частицы-союзы же, ведь, лишь, только, просто и другие.

Лучше спорь с тем, у кого ум слабее. Спорь не для победы, а чтобы быть полезным ему.

Даже спорь с глупцом; не получишь ни славы, ни выгоды, но иногда можно и пошутить.

Но не спорь с Владимиром Стасовым! (И.С. Тургенев. «С кем спорить. »).

Пошел я вчера в шестом часу

На Сеньку божью мать;

Били бабу кнутом три раза,

И слышно было как бич свистит,

И испугался я вдруг: зарыдал;

И Музе этой я сказал: “Смотри!

Сестра, сестра родная!”

(Н.А. Некрасов. «Вчерашний день, часу в шестом. »)

Единство темы, ключевые слова и предложения, начальные и конечные предложения, способы связи предложений обеспечивают связность текста, его смысловую и грамматическую цельность.

  • Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник. 10-11 класс. 2002
  • Михаил Лермонтов, "Герой нашего времени". Комментарии Василия Мануйлова, Ольги Миллер: Санкт-Петербург; Гуманитарное агентство "Академический проект", 1996
  • Владимир Сухомлинский/ред., автор вступительной статьи Галина Глейзер. – Москва: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1997. – 224 с. – (Антология гуманной педагогики)

Средства связи предложений в тексте

Предложения в тексте тесно связаны между собой с точки зрения как смысла, так и грамматики. Следовательно, можно выделить лексические и грамматические средства связи. Лексические средства связи1. Повторение слова в тексте. Например: Ветви рябины наклонились к земле.

Земля, казалось, тоже стремилась к дереву.

2. Слова с одним корнем. Например: Благодарность — это способ выразить свое отношение к другому человеку.

Умение проявлять благодарность означает быть умным и восприимчивым. 3. Подобные слова. Например: Поле перед нами было усыпано ромашками. Цветы простирались до самого горизонта. 4. Противоположные слова.

Например: Злопамятность делает человека несчастным. В то время как прощение и доброта, наоборот, облегчают жизнь. 5. Описательные обороты. Например: Лев не переносит, когда его беспокоят. Страшный король зверей не привык к суете.

Грамматические средства связи1.

Местоименные указательные слова (там, так, тогда и другие) употребляются для указания на место, время или образ действия. Например: Я люблю и одновременно ненавижу старые, заброшенные деревни. В этих местах меня охватывает странное и противоречивое чувство.

Союзы, преимущественно сочинительные, используются для связи предложений или частей предложений. Например: Михаил ушел. Но Аня, хоть и расстроенная, осталась.

Частицы добавляют определенный оттенок значения к слову или предложению. Например: Утром он купил кольцо и огромный букет. Неужели настал тот самый день?

Вводные слова и конструкции (может быть, итак, во-первых и другие) используются для выражения умалительного или усиливающего оттенка. Например: Все билеты были раскуплены. Может быть, это и к лучшему.

Единство видовременных форм глаголов подразумевает использование одного времени для выражения различных действий. Например: Запахло свежей травой. Пригрело лучами солнца.

Неполные предложения и эллипсис, отсылающие к предшествующим элементам текста, используются для омовения уже высказанного. Например: На завтра мы запланировали прогулку по парку.

Через два дня мы посетим выставку для детей.

Упражнение: выполните 25 заданий и тренировочные варианты ЕГЭ по русскому языку

«Средства связи предложений в тексте»

Синтаксис рассматривает текст как набор предложений, которые связаны по смыслу и грамматически. Основная идея определяет смысловую связь между предложениями. Грамматическая связь может быть цепной или параллельной. Часто встречается сочетание цепной и параллельной связи — параллельно-цепная.

Цепная связь называется так, когда предложения образуют смысловую цепочку, где каждое следующее предложение продолжает предыдущее по смыслу. В таких случаях предложения могут быть связаны лексическими и грамматическими повторами: повторениями слов, заменой их синонимами, местоимениями, перифразой, ассоциацией, одинаковыми формами членов предложения и другими методами.

Москва стала намного привлекательнее. Время не оставляет на неё свой грустный отпечаток — она стареет по годам, но выглядит моложе и привлекательнее. Это особенно радует меня: ведь моё детство и молодость прошли именно в Москве (А. Куприн).

  1. Использование личных местоимений.
  2. Использование синонимов и повторений.
  3. Использование вводных слов.
  4. Использование сочинительных союзов в начале отдельных предложений.

(1) Прошло несколько лет, и обстоятельства привели меня на тот же тракт, в те же места. (2) Я вспомнил дочь старого смотрителя и обрадовался при мысли, что снова увижу её. (3) Но, подумал я, старый смотритель, возможно, уже сменился; возможно, Дуня уже замужем. (4) Мысль о смерти того или другого также мелькнула в уме моём, и я приближался к станции *** с печальным предчувствием (А. Пушкин).

Рассмотрим связи между предложениями:

  • второе предложение связано с первым через употребление личных местоимений в родительном и именительном падежах (меня — я);
  • Во втором предложении повторяется лексический элемент (смотрителя — смотритель), также присутствует контекстный синоним (дочь старого смотрителя — Дуня), а также глаголы мысли (вспомнил — подумал). Начало третьего предложения связано сочинительным союзом "но".
  • В четвертом предложении присутствуют местоимения (смотритель, Дуня — того или другого), а также однокоренные слова и слова одной тематической группы (подумал — мысль, в уме).

Вывод: между предложениями существует цепная связь.

Параллельная связь предложений в тексте

Синтаксическая структура предложений позволяет устанавливать параллельную связь между ними, выражая перечисление, сопоставление или противопоставление взаимосвязанных действий, событий, явлений:

Ночью, после завершения всех приготовлений, я вышел во двор, чтобы взглянуть на погоду. Над крышами безмятежно шумел ветер. Далеко и ярко сверкало созвездие из пяти белых холодных звёзд. Прозрачные белые облака стремительно скакали, и казалось, что весь двор мчится куда-то в черную тьму под вой ветра (По Н. Никонову).

  1. Различные временные формы и вид глаголов-сказуемых в разных предложениях.
  2. Разнообразие предложений по цели высказывания, эмоциональной окраске, по составу и порядку слов и т. п.

(1) На следующий день, не стало светло или зари, Лиза уже проснулась. (2) Весь дож ещё был в спячке. (3) Настя ожидала пастуха за воротами. (4) Заиграл рожок, и деревенское стадо прошло мимо барского двора (А. Пушкин).

Выявим средства связи между предложениями:

  • второе предложение противопоставлено первому, используются слова одной тематической группы (проснулась — спал), связь — смешанная;
  • третье предложение структурировано таким же образом, как второе, используются глаголы прошедшего времени (спал — ожидала), связь — параллельная;
  • Четвертое предложение структурно аналогично третьему, оно включает слова из одной тематической группы (пастуха — рожок, стадо), связь между ними является смешанной; Итог: в тексте между предложениями существует параллельная и смешанная связь — параллельно-цепная.

В формировании связи между предложениями в тексте большое значение имеют союзы, различные частицы, вводные слова и другие средства.

Заметки к уроку «Способы установления связи между предложениями в тексте».

Средства связи предложений в тексте

В предложении связь обеспечивают различные средства: союзы, частицы, местоимения, наречия, повторы слов, словоформы, слова с общим корнем, синонимы, антонимы (включая контекстные), синтаксический параллелизм, парцелляция.

Этот материал относится к заданию 25 ЕГЭ по русскому языку.

Порядок выполнения:

1) Внимательно ознакомьтесь с поставленной задачей. Если вам написано: найдите предложение, связанное с ПРЕДЫДУЩИМ, то следует обратить внимание только на одно предложение, которое находится перед этим. Если написано «Найдите предложение, связанное с ПРЕДЫДУЩИМИ», то следует обратить внимание на несколько предложений, предшествующих возможному ответу.

2) Тщательно ознакомьтесь с отрывком текста.

3) Обратите внимание на начало предложения, но помните, что союзы могут встречаться в любой части предложения.

4) Найдите предложение, в котором содержатся все средства связи, указанные в задании.

Примеры задания 25

1. В предложениях 1-6 выберите то(-те), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения. Укажите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

(1)Мой отец и исправник были поражены тем, что нам пришлось переночевать в доме Селивана, которого все в округе считали колдуном и разбойником и который, как мы думали, хотел нас убить и воспользоваться нашими вещами и деньгами. (2)Кстати, о деньгах. (3)При упоминании о них тётушка сейчас же воскликнула:– Ах, боже мой! (4)Да где же моя шкатулка? (5)В самом деле, где же эта шкатулка и лежащие в ней тысячи? (6) Её, представьте себе, не было!

Ответ: 36 или 63

(4) Лев Николаевич говорил, что для человека достаточно двух сажен земли, чтобы быть счастливым. (5) Антон Павлович возразил, что двух сажен хватит разве что для мертвеца, для живого человека нужна вся земля. (6) Я склонен согласиться с Чеховым. (7) Однако этот вопрос не решает проблему рекламы.

3. Среди предложений 1-4 найдите такое(ие), которое(ые) связано(ы) с предыдущим(и) с помощью лексических повторов, антонима и противительного союза. Найдите номер(а) этого(их) предложения(ий).

(1) В одном из романов Милана Кундеры вопрос называется мостом понимания, перекинутым от человека к человеку. (2) Это сравнение работает в обе стороны. (3) Вопрос похож на мост, а мост похож на вопрос, обращённый человеком ко времени и пространству – что на другой стороне? (4) Но бывают мосты, больше похожие на ответы.

Решение: 4 (дубли – переход, переходы; противоположности – вопрос, решения; связующее слово – однако).

Оцените статью
SPBINFO24.RU
Добавить комментарий