Стратегия устойчивого развития объектов всемирного природного и культурного наследия включает в себя комплексный подход к охране этих уникальных ресурсов, который сочетает сохранение экосистем и культурных ценностей с обеспечением экономической целесообразности. Важно не только адаптировать методы управления, но и активно вовлекать местные сообщества в процесс, создавая условия для их участия в сохранении наследия.
Устойчивое развитие предполагает гармоничное сочетание охраны природного и культурного наследия с потребностями современного общества. Это включает в себя разработку эффективных программ по образованию, экологии, туризму и социокультурному развитию, что позволит обеспечить долгосрочную сохранность этих объектов для будущих поколений.
Развитие и совершенствование системы особо охраняемых природных территорий как один из факторов устойчивого развития Российской Федерации
В данной статье проведен анализ международного и национального законодательства, регулирующего устойчивое развитие, которое состоит из трех основных компонентов: экономического, социального и экологического. Одним из ключевых факторов, определяющих осуществление концепции устойчивого развития, является развитие и улучшение системы особо охраняемых природных территорий.
1. Доклад Всемирной комиссии по вопросам окружающей среды и развития. — Организация Объединенных Наций, 1987. — 412 с.
2. Государственный отчет «О состоянии и охране окружающей среды Российской Федерации в 2015 году». — Москва: Министерство природных ресурсов Российской Федерации; НИА Природа, 2016. — 639 с.
3. Президентом Российской Федерации была утверждена основы государственной политики в области экологического развития на период до 2030 года. 30.04.2012 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.garant.ru/70169264/.
4. Петрова Л.Е. Рассматривается землеустройство как механизм реализации Экологической доктрины Российской Федерации // Науки о земле. — 2016. — № 1. — С. 71–76.
5. Шеломенцев В.Н. В данной статье рассматривается конституционно-правовое регулирование в экологической сфере // Политика и общество. — 2013. — № 4. — С. 394–400.
6. Президентом Российской Федерации был подписан указ от 04.02.1994 № 236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// base.garant.ru/2108001/
7. Приказ Президента РФ от 01.04.1996 № 440 «О переходе РФ к устойчивому развитию» [Электронный ресурс]. — Доступно по: http:// base.garant.ru/1548498/
8. Постановление Правительства РФ от 31.08.2002 г. № 1225‑р «Экологическая доктрина РФ» [Электронный ресурс]. — Доступно по: http://base.garant.ru/2158906/
В последние годы одной из основных проблем мирового уровня является проблема обеспечения устойчивого развития общества, так как скорость потребления природных ресурсов превышает возможности их естественного восполнения.
В середине XX века стало ясно, что кризис можно преодолеть только за счет установления нового типа отношений между человеком и природной средой, исключающего её ухудшение и разрушение. Проблема взаимосвязи экономического развития и ухудшения окружающей среды впервые была поднята на Конференции ООН по проблемам окружающей среды в 1972 году в Стокгольме. Следуя этому курсу, в 1983 году на Генеральной Ассамблее ООН была создана Международная комиссия по окружающей среде и развитию (World Commission on Environment and Development — WCED), которая должна была разработать принципы устойчивого развития и глобальную эколого-экономическую программу действий.
В 1987 году был опубликован доклад "Наше общее будущее" (Our common future), который стал результатом работы комиссии. В этом докладе была представлена концепция устойчивого развития (sustainable development). Устойчивое развитие было интерпретировано как процесс, который способствует удовлетворению потребностей текущего поколения, но не ущемляет возможности будущих поколений в удовлетворении их потребностей [1].
Ряд собраний, проходивших во второй половине ХХ — начале XXI века, и принятые на них документы [«Повестка действий на XXI век» (1992 г.), «Декларация тысячелетия ООН» (2000 г.), «Йоханнесбургская декларация по устойчивому развитию» (2000 г.), «Будущее, которого мы хотим» (2012 г.) и т. д.] по сути были подготовительными мероприятиями к созданию Повестки в области устойчивого развития на период до 2030 года, принятой мировыми лидерами в сентябре 2015 года под эгидой ООН. Эта Повестка официально вступила в силу с 1 января 2016 года и предполагает работу над достижением 17 целей и 169 задач устойчивого развития, которые призваны обеспечить сбалансированность всех трех компонентов устойчивого развития: экономического, социального и экологического.
Для Цитирования:
Важненков В.Н., Иванова Л.Е., Продвижение и улучшение структуры уникальных природных зон как ключевой элемент устойчивого роста Российской Империи. Геодезия, кадастр и наблюдение за землей. 2017;6.
Задача состоит в том, чтобы обновить сведения об объектах, включенных в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Также необходимо изучить географические особенности некоторых из этих объектов наследия.
Согласно Конвенции ЮНЕСКО по охране всемирного культурного и природного наследия (1972), памятники и достопримечательности включены в список всемирного наследия человечества.
Главная задача Конвенции заключается в объединении и активизации усилий стран и народов с целью сохранения достижений предыдущих цивилизаций и уникальных природных ландшафтов нашей планеты.
Признание объекта Всемирного наследия обеспечивает целый ряд преимуществ для природных комплексов, включая: — дополнительные гарантии сохранения и целостности уникальных природных комплексов, — повышение престижа территорий и управляющих их учреждений, — популяризацию объектов и развитие альтернативных видов природопользования, включая экологический туризм, — приоритетное привлечение финансовых средств для поддержки объектов Всемирного наследия, в том числе из Фонда Всемирного наследия, — организацию мониторинга и контроля за состоянием природных объектов. Государства, на территории которых расположены объекты Всемирного наследия, обязуются обеспечить их сохранность.
Понятие об устойчивом развитии. Особо охраняемые природные территории
Стабильное развитие предполагает сохранение благоприятной окружающей среды и природных ресурсов для будущих поколений при обеспечении экономического роста и удовлетворения текущих потребностей людей.
Концепция устойчивого развития стремится найти баланс между экономическим, социальным и экологическим компонентами общественного развития.
"Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года" — это документ, утвержденный Генеральной Ассамблеей ООН в 2015 году, включающий 17 глобальных целей устойчивого развития.
Специально охраняемые природные территории (СОПТ) представляют собой природные комплексы или объекты, которые были полностью или частично исключены из хозяйственной деятельности для их сохранения, а также из-за особых научных, образовательных, эстетических, исторических и рекреационных ценностей.
На данный момент в мире существует более 147 тыс. СОПТ, которые занимают 13 % сухопутных территорий, преимущественно в Северной Америке (более 17 %).
img-20200908-wa0013.jpg
На втором этапе планируется продолжить развитие эффективной системы особо охраняемых природных территорий на федеральном, региональном и местном уровнях для сохранения разнообразия живого и природного мира, поддержания целостности экосистем, обеспечения экологической безопасности и сбалансированного экологического состояния. Также предусматривается обеспечить эффективное государственное управление в области особо охраняемых природных территорий.
Проект Стратегии развития системы ООПТ: плюсы и минусы
Какие особенности ООПТ учитывает данный проект Стратегии для обеспечения их сохранности и безопасности инфраструктуры на таких территориях? Поделитесь своим мнением!
В России существует более 13 тысяч особо охраняемых природных территорий различного уровня, занимающих общую площадь 255,6 млн. га, что составляет 13,52% от общей площади страны!
Среди 12 объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО (11 — природных и 1 — культурного), включая особо охраняемые природные территории, можно выделить: 13 государственных природных заповедников, 7 национальных парков, 4 государственных природных заказника федерального уровня, 7 природных парков, 6 государственных природных заказников регионального уровня и 3 памятника природы регионального значения. Общая площадь объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО составляет 25,3 млн. га!
В рамках этой инициативы, с целью разработки системы управления экологически важными территориями, был создан проект Стратегии развития системы ООПТ (скачать >).
Одной из целей Стратегии является создание системы заповедной отрасли, которая будет эффективно управляема в интересах национальной и экологической безопасности!
Для достижения этой цели предусматривается реализация широкого спектра соответствующих мероприятий.
Например, в рамках проекта Стратегии говорится о необходимости эффективной организации охраны особо охраняемых природных территорий с использованием новых форм природоохранной деятельности и передовых цифровых технологий для выявления нарушений режима охраны ООПТ, а также фактов, угрожающих состоянию природных комплексов, включая пожары и другие чрезвычайные ситуации.
Также планируется внедрение автоматизированных систем сбора данных серверного типа на основе современных цифровых технологий для оперативного выявления и фиксации нарушений режима особой охраны ООПТ.
В проекте особое внимание уделяется обеспечению противопожарной безопасности ООПТ.
Для этой цели будут подготовлены планы тушения лесных и других природных пожаров, будет проводиться мониторинг пожарной обстановки. Также будет разработана и внедрена система оповещения о лесных и других природных пожарах. Будут утверждены нормы положенности противопожарной техники и средств пожаротушения, а также будет обеспечена противопожарная инфраструктура и осуществлено оснащение и переоснащение противопожарной техникой и средствами тушения.
Кроме того, планируется разработать правила, регулирующие поведение посетителей на особо охраняемых природных территориях, чтобы обеспечить безопасность граждан и предотвратить ущерб природным комплексам и объектам.
Вопросы, связанные с экологическим туризмом и безопасностью особо охраняемых природных территорий, будут обсуждаться на масштабном мероприятии федерального уровня, которое состоится 25 февраля 2021 года в онлайн-формате. Это будет Круглый стол на тему: «Экологический туризм и безопасность объектов инфраструктуры особо охраняемых природных территорий».
В мероприятии примут участие более 300 человек, включая руководителей и представителей органов управления в сфере природных ресурсов и экологии различных регионов Российской Федерации, а также представители туризма, ООПТ, органов прокуратуры, федеральных органов исполнительной власти, инвесторов, застройщиков, владельцев и операторов гостиничных сетей, проектировщиков и экспертов по безопасности.
Получайте наши самые свежие новости абсолютно бесплатно и будьте в курсе всех ключевых событий в нашей отрасли!
Особо охраняемые природные территории в устойчивом развитии регионов
Вышла в свет книга под названием "Хартия Земли – практический инструмент решения фундаментальных проблем устойчивого развития", содержащая сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвященной 15-летию реализации принципов Хартии Земли в Республике Татарстан. Конференция прошла в городе Казани 27-28 октября 2016 года. Издательство Tатар. кн. изд-во выпустило книгу в 2016 году. Объем книги — 240-247 страницы.
Распространение подходов устойчивого развития оказало влияние на основные концепции сохранения и использования особо охраняемых природных территорий. Это акцентировало внимание на необходимости повышения заинтересованности местных жителей и бизнеса в сохранении этих территорий, поскольку без этого невозможно их полноценная интеграция в социально-экономическое развитие. Признание важной роли экосистемных услуг в "зеленой" экономике превращает ООПТ в существенные элементы социокультурного и экономического пространства при сохранении их ключевого природоохранного статуса. Все это предполагает значительные изменения в управлении и планировании развития особо охраняемых природных территорий, учитывая их развитие не только с экологической точки зрения, но также учитывая социальные, культурные и экономические аспекты.
Основные понятия: специально охраняемые природные территории, устойчивое развитие, использование природных ресурсов, биоразнообразие, социально-экономическое развитие регионов.
Научно-технический центр "Ресурсы и консалтинг" поддерживает предпринимателей, инвесторов, представителей органов власти в достижении устойчивого и инновационного развития производства и регионов их размещения в условиях увеличения экологических и климатических рисков. Мы предоставляем широкий спектр услуг в области климата (включая расчет выбросов парниковых газов, углеродного следа, составление отчетности по климату, разработку климатических стратегий и др.), в области оценки экосистемных услуг, оценки экологических рисков и рисков для здоровья населения.
Что такое ООПТ
Кажется, любая природа имеет свою ценность. Но существуют территории, которые человек давно освоил, вырубил и затем заново засадил лесом, построил завод или создал городской парк. А также есть места, где до сих пор сохраняется неприкосновенная природа, которую невозможно воссоздать силами человека.
По всему миру существуют места, где деятельность человека запрещена во имя сохранения природы. Для их защиты им присваивается специальный статус. В России его называют ООПТ — особо охраняемые природные территории. Это могут быть как сухопутные участки, так и водоемы и воздушное пространство над ними. Строгость охранного режима и правила зависят от категории ООПТ.
В России существует 6 основных категорий ООПТ:
1. Государственные заповедники, включая биосферные (хранят образцы территорий, где сохранены природные комплексы, типичные для широкой территории);
2. Национальные парки;
3. Природные парки;
4. Государственные заказники;
5. Памятники природы;
6. Дендрологические парки и ботанические сады.
Охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение. Заповедники и национальные парки всегда являются объектами федерального значения. Строгий режим охраны характерен для заповедников, где ведется научная, эколого-просветительская деятельность без вмешательства хозяйственной деятельности. В отличие от заповедников, национальные парки Выполняют рекреационную функцию.
Сколько ООПТ в России
В России к 2021 году функционируют примерно 13000 ООПТ, среди которых 110 заповедников и 64 национальных парка. Охраняемые природные территории занимают 13,5% площади страны. (В официальном кадастре на данный момент зарегистрировано 20226 ООПТ, включая перспективные, утраченные и реорганизованные).
На территории РФ находится 11 объектов Всемирного природного наследия ЮНЕСКО.
Один объект ЮНЕСКО может включать несколько ООПТ одновременно. Например, "Вулканы Камчатки" включают в себя 6 ООПТ на Камчатке.
Интерактивная карта ООПТ России:
Национальный проект "Экология" предусматривает создание 24 федеральных ООПТ к 2024 году и увеличение общей площади ООПТ на 5 миллионов гектаров. Этот план уже частично реализован.
Зачем нужны ООПТ
Природу необходимо сохранять не только из любви к ней, но и ради обеспечения качественной жизни человека.
1. Охраняемые природные территории обеспечивают устойчивость окружающей среды, необходимой для жизни человека. Они помогают сохранять климат.
2. На охраняемых природных территориях можно изучать закономерности природных процессов, не искаженных воздействием человека. Например, поведение и образ жизни животных будет отличаться в естественной среде и в условиях, созданных человеком.
3. Охраняемые природные территории позволяют сохранять и восстанавливать численность редких видов, находящихся под угрозой исчезновения. Исчезновение некоторых видов приводит к нарушению цепи питания, что влияет на окружающую среду и на людей.
4. Заповедники, национальные парки и природные заповедники предоставляют уникальные возможности для научных исследований, экологического просвещения и экотуризма.
Как присваивается статус ООПТ
Определение статуса ООПТ и назначение категории происходит в случае обнаружения на данной территории ареалов редких или находящихся под угрозой исчезновения видов, а также если данная территория играет важную роль в сохранении биоразнообразия, содержит объекты особой эстетической, научной или культурной ценности и т.д.
На создание ООПТ работают некоммерческие организации и ученые. Первый российский объект, внесенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, были "Девственные леса Коми" в 1995 году.
Простые жители имеют возможность инициировать образование ООПТ. Для этого необходимо обратиться к органам власти и получить поддержку квалифицированных специалистов, которые смогут подготовить экспертное заключение и подтвердить ценность указанной территории. После этого необходимо пройти процесс обсуждения и согласования с общественностью и органами власти.
ООПТ под угрозой
Помимо проблем с браконьерством, лесными пожарами, незаконной вырубкой и другими проблемами, сейчас всё чаще подвергается сомнению основная цель создания особо охраняемых природных территорий. Вместо защиты земель от хозяйственной деятельности, границы этих территорий предлагают пересматривать в пользу последней. Это происходит несмотря на запрет изъятия земель из заповедников и национальных парков, установленный Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» и положением о национальных парках России, утвержденным правительством.
В 2016 году произошло значительное расширение национального парка "Русская Арктика" до 1,426 млн га, однако в результате этого ценные территории потеряли статус особо охраняемых природных территорий. Заповедник "Земля Франца-Иосифа" был ликвидирован из-за включения его части в состав национального парка. Однако оставшаяся часть, включая свыше 4 млн га акватории, являющейся местом обитания гренландского кита, нарвала, белухи, потеряла свой охраняемый статус. По мнению экологов, причиной этого стало пересечение лицензионных участков на разведку и добычу углеводородов с территорией особо охраняемых природных территорий.
Прошло уже четверть века с тех пор, как национальный парк "Югыд-Ва", входящий в объект ЮНЕСКО "Девственные леса Коми", подвергается нападкам золотодобытчиков. Месторождение "Чудное" находится на территории особо охраняемой природной территории, и его пытались освоить не менее 9 раз. В 2019 году планировали провести разработку под предлогом расширения. Вместо "Чудного" предлагалось включить в природный парк не ценные зоны, а места, нарушенные вырубкой лесов и геологическими исследованиями.
Однако благодаря активистам и экологам эти планы не были реализованы. Несмотря на решение Верховного суда, в феврале 2021 года компании "Золото Инты", которая позиционирует себя как "зеленая", выдана лицензия на разведку и добычу. В настоящее время лицензия приостановлена, но участки все еще находятся в аренде этой компании.
Статус ЮНЕСКО Озера Байкал под угрозой из-за введения нескольких законодательных инициатив в 2020 году. Эти инициативы угрожают экосистеме озера, включая отмену экологической экспертизы для строительства транспортных объектов на федеральных заповедных территориях и на Байкальской природной территории. Кроме того, экспертиза была упразднена бессрочно для региональных особо охраняемых природных территорий.
Неочищенные сточные воды турбаз, отелей и ближайших населенных пунктов обеспечивают зацвет берегов озера.
Это лишь пять частных примеров, но в каждом из них рассматривается вопрос о предоставлении государством уступок и изменении границ охраняемых природных территорий в целях защиты экономических интересов — иногда отдельных компаний, иногда (как в случае с Байкалом) целых отраслей экономики. Появляется вопрос: почему государство, которое создало ООПТ как средство защиты природы, включая ее от интересов промышленности, так легко отказывается от этого механизма?
Системная проблема
Более опасные новые законопроекты угрожают системе особо охраняемых природных территорий страны. Например, в 2020 году было принято Федеральное законодательство «Об особо охраняемых природных территориях». В начальном варианте закона предусматривалась возможность изменения границ национальных парков, что вызвало широкий общественный протест. К счастью, в окончательной версии был сохранен запрет на изъятие земель из национальных парков, что вызвало радость среди экологов.
Минприроды разработало стратегию развития особо охраняемых природных территорий
Стратегия развития системы особо охраняемых природных территорий (ООПТ) на период до 2030 года была разработана Министерством природных ресурсов и экологии. Соответствующий документ доступен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.
Главная цель стратегии заключается в создании заповедной отрасли и системы экологически связанных ООПТ, что позволит обеспечить сохранность уникальных экосистем и поддерживать разнообразие животного и растительного мира.
Документ охватывает основные направления развития, включая гармонизацию Земельного, Лесного, Водного, Гражданского и Градостроительного кодексов, а также законодательства об особо охраняемых природных территориях.
Также, документ устанавливает порядок осуществления охоты и рыболовства на этих территориях, запрещает изымать земельные участки из государственных природных заповедников и нацпарков, а Включение в границы ООПТ одних уровней и категорий особо охраняемых природных территорий других уровней и категорий.
Кроме того, документ устанавливает правовой режим территорий, на которых находятся населенные пункты и объекты Минобороны, в границах ООПТ, включая запрет на увеличение площади этих объектов.
Снятие неправомерных ограничений для жителей населенных пунктов, находящихся в пределах особо охраняемых природных территорий, включая запрет на выделение земли под строительство жилья и обязательное согласование любой хозяйственной деятельности в пределах национальных парков с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Также предлагается ужесточить ответственность за нарушения на указанных территориях и совершенствовать законодательство в области лесного хозяйства, чтобы оптимизировать механизмы охраны леса на особо охраняемых природных территориях, упростить процесс выделения земель для создания таких территорий и включить государственный мониторинг состояния этих зон в общую систему государственного экологического мониторинга окружающей среды.
В каждом регионе будет учреждено специальное учреждение для управления особо охраняемыми природными территориями, а для эффективного управления системой таких территорий будет использоваться информационный ресурс "Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий".
Кроме того, проект предполагает развитие экологического туризма, включая создание условий для привлечения частных инвестиций в развитие инфраструктуры отрасли на особо охраняемых природных территориях.
Планируется развить систему общественных инспекторов и предоставить налоговые льготы жителям, проживающим на этих территориях.
Ключевым показателем достижения этой цели будет увеличение общей площади всех ООПТ в стране до 17% ее территории, в настоящее время этот показатель составляет 11%.
Вы можете узнать о том, какие законы вступают в силу в марте.
Четыре тысячи двести девяносто два