Зимний дворец в Санкт-Петербурге – главная достопримечательность города, императорская резиденция дома Романовых. Дворец уникален по своей архитектуре, здание построено в стиле елизаветинского барокко с элементами рококо во внутреннем убранстве. Здание расположено в центре города, главный фасад Зимнего дворца выходит на Дворцовую площадь.
Здесь размещена основная экспозиция Государственного Эрмитажа. Посетители могут увидеть убранство дворцовых палат и покоев императора, познакомиться с шедеврами мирового искусства. Для посещений открыт Тронный зал, Малахитовая гостиная, Павильонный зал, Картинная галерея и другие помещения.
Собрание украшений императорской семьи доступно к просмотру при заказе отдельной экскурсии. Посетить Зимний дворец можно самостоятельно, можно заказать экскурсию. При самостоятельном посещении рекомендуем воспользоваться аудиогидом.
Есть ли интересная история про Зимний дворец?
После завершения строительства дворца скопилось много мусора, за вывоз которого требовалось заплатить немалые деньги. Выход нашел Петр III, который разрешил жителям города забрать все, что они видят. Через несколько часов от мусора ничего не осталось.
Самостоятельный проход по залам по указывающим стрелкам займет не менее 5 часов. Тематические экскурсии рассчитаны по времени от 1,5 часов. В Зимний дворец лучше приезжать до момента открытия, чтобы выстоять очередь за билетами и успеть посмотреть как можно больше.
Императрица Елизавета Петровна утвердила проект Зимнего дворца в Петербурге
Российская императрица Елизавета Петровна 16 июня (27 июня) 1754 года подписала проект Зимнего дворца в Петербурге, представленный итальянским архитектором Бартоломео Растрелли. Строительство Зимнего дворца было завершено в 1762 году.
Зимний дворец в Санкт-Петербурге — главный императорский дворец России, расположенный по адресу: Дворцовая площадь, 2 / Дворцовая набережная, 38. Нынешнее здание дворца — 5-е по счёту было построено в 1754—1762 годах русским архитектором итальянского происхождения Бартоломео Франческо Растрелли в стиле пышного елизаветинского барокко с элементами французского рококо в интерьерах.
Всего за период 1711—1764 годов в Петербурге на разных участках возводилось 5 Зимних дворцов. Первоначально Пётр I поселился в построенном на скорую руку в 1703 году недалеко от Петропавловской крепости одноэтажном доме.
Первый Зимний дворец — Свадебные палаты Петра I
Пётр Великий владел участком между Невой и Миллионной улицей (на месте нынешнего Эрмитажного театра). В 1708 году здесь, в глубине участка, строится деревянный "Зимний дом" — небольшой двухэтажный дом с высоким крыльцом и черепичной крышей. В 1712 году были выстроены каменные Свадебные палаты Петра I. Этот дворец стал подарком губернатора Санкт-Петербурга Александра Даниловича Меншикова к свадьбе Петра I и Екатерины Алексеевны.
Второй Зимний дворец — дворец Петра I у Зимней канавки
В 1716 году архитектор Георг Маттарнови по приказу царя Петра I приступил к постройке нового Зимнего дворца, на углу Невы и Зимней канавки, которую тогда называли "Зимнедомным каналом". В 1720 году Пётр I со всем своим семейством переехал из летней резиденции в зимнюю. В 1725 году в этом дворце император умер.
Третий Зимний дворец — дворец Анны Иоанновны
Позднее императрица Анна Иоанновна посчитала Зимний дворец слишком маленьким и в 1731 году поручила его перестройку Ф. Б. Растрелли, который предложил ей свой проект переустройства Зимнего дворца.
По его проекту требовалось приобрести стоявшие в то время на месте, занимаемом нынешним дворцом, дома, принадлежавшие графу Апраксину, Морской Академии, Рагузинскому и Чернышеву. Анна Иоанновна проект одобрила, дома были скуплены, снесены и весной 1732 года началось строительство.
Фасады этого дворца были обращены на Неву, Адмиралтейство и на "луговую сторону", то есть на Дворцовую площадь. В 1735 году строительство дворца было завершено, и Анна Иоанновна переехала в него на жительство.
Четырёхэтажное здание включало в себя около 70 парадных залов, более 100 спален, галерею, театр, большую капеллу, множество лестниц, служебные и караульные помещения, а также комнаты дворцовой канцелярии. Практически сразу дворец начал перестраиваться, к нему началась пристройка по луговой стороне технических построек, сараев и конюшен.
Здесь 2 июля 1739 года состоялось обручение принцессы Анны Леопольдовны с принцем Антоном-Ульрихом. После смерти Анны Иоанновны сюда привезли малолетнего императора Иоанна Антоновича, который пробыл здесь до 25 ноября 1741 года, когда Елизавета Петровна взяла власть в свои руки.
При Елизавете Петровне продолжилась пристройка ко дворцу служебных помещений, в результате к 1750 году он
представлял вид пестрый, грязный, недостойный места им занимаемого и самая странность императорского дворца, одним крылом примыкающего к Адмиралтейству, а другим в противоположной стороне, к ветхим палатам Рагузинского, не могла быть приятна государыне.
1 января 1752 года императрица приняла решение о расширении Зимнего дворца, после чего были выкуплены соседние участки Рагузинского и Ягужинского. На новом месте Растрелли пристраивал новые корпуса. По составленному им проекту эти корпуса должны были быть пристроены к уже существующим и быть оформлены с ними в едином стиле.
В декабре 1752 года Елизавета Петровна пожелала увеличить высоту Зимнего дворца с 14 до 22 метров. Растрелли был вынужден переделывать проект здания, после чего решил строить его в новом месте. Но Елизавета Петровна отказалась от перемещения нового Зимнего дворца. В результате архитектор принял решение строить всё здание заново, новый проект был подписан Елизаветой Петровной 16 июня (27 июня) 1754 года]:
Понеже в С.-Петербурге наш Зимний Дворец не токмо для приёму иностранных министров и отправления при Дворе во уреченные дни праздничных обрядов, по великости нашего императорского достоинства, но и для умещения нам с потребными служительми и вещьми доволен быть не может, для чего мы вознамерились оный наш Зимний Дворец с большим пространством в длине, ширине и вышине перестроить, на которую перестройку по смете потребно до 900.000 рублев, какой суммы, расположа оную на два года, из наших соляных денег взять невозможно. Того для повелеваем нашему Сенату сыскать и нам представить, из каких доходов такую сумму по 430 или 450 тысяч рублев на год взять к тому делу возможно, считая с начала сей 1754 и будущий 1755 годы, и чтобы сие учинено было немедленно, дабы не упустить нынешнего зимнего пути для приготовления припасов к тому строению
Четвёртый (временный) Зимний дворец
Был построен в 1755 году. Его построил Растрелли на углу Невского проспекта и набережной реки Мойки. Был разобран в 1762 году.
Пятый (существующий) Зимний дворец
С 1754 по 1762 год шло строительство существующего и в настоящее время здания дворца, ставшего в то время самым высоким жилым зданием в Санкт-Петербурге. Здание включало в себя около 1500 комнат. Общая площадь дворца порядка 60 000 м². Елизавета Петровна не дожила до окончания строительства, принимал работу 6 апреля 1762 года уже Пётр III.
К этому времени была закончена отделка фасадов, но многие внутренние помещения ещё не были готовы. Летом 1762 года Петра III свергли с престола, окончено строительство Зимнего дворца уже при Екатерине II. Прежде всего императрица отстранила от работ Растрелли.
Отделкой интерьеров дворца занимались архитекторы Ю. М. Фельтен, Ж. Б. Валлен-Деламот и А. Ринальди под руководством Бецкого. Первоначально окраска дворца имела жёлтые оттенки, как у Версаля и Шёнбрунна. В середине XIX века в окраске дворца появились красные оттенки.
По первоначальной, сделанной Растрелли, планировке дворца самые большие парадные залы находились во 2 этаже и выходили окнами на Неву. По замыслу зодчего, путь к громадному "Тронному" залу, который занимал всё пространство северо-западного крыла, начинался с востока — с "Иорданской" или, как она прежде называлась, "Посольской" лестницы и пролегал через анфиладу из 5 аванзалов, из них 3 средних зала составили впоследствии нынешний "Николаевский" зал. В юго-западном крыле Растрелли поместил дворцовый театр "Оперный дом". Кухни и прочие службы занимали северо-восточное крыло, а в юго-восточной части между жилыми покоями и устроенной в восточном дворе "Большой церковью" была перекинута галерея.
Зимний дворец — начало Эрмитажа
В 1764 году Екатерине II были переданы из Берлина 317 ценных картин общей стоимостью в 183 тысячи талеров из частной коллекции живописи Йоханна Эрнста Гоцковского (Johann Ernst Gotzkowsky, 1710—1775) в счёт его долга князю Владимиру Сергеевичу Долгорукову.
Из этих 317 картин (принято считать, что их было лишь 225) в основном голландско-фламандской школы первой половины XVII века, переданных в Россию в 1764 году и положивших начало собраниям Эрмитажа, сегодня здесь сохранилось по меньшей мере 96 полотен.
Картины размещались в уединённых апартаментах дворца, получивших французское название "Эрмитаж" (место уединения). С 1767 по 1775 годы для ценной коллекции построили специальное здание восточнее дворца. В 1780—1790-х годах работы по отделке дворцовых интерьеров продолжили И. Е. Старов и Дж. Кваренги.
В 1790-х годах по указу Екатерины II, которая сочла неуместным хождение публики в Эрмитаж через её собственные покои, была создана галерея-перемычка с Зимним дворцом — "Аполлонов" зал, — при помощи которой посетители могли миновать царские апартаменты. После пожара 1837 года, когда были уничтожены все интерьеры, восстановительными работами в Зимнем дворце руководили архитекторы В. П. Стасов, А. П. Брюллов и А. Е. Штауберт.
С момента окончания строительства в 1762 году по 1904 год Зимний дворец использовался в качестве официальной зимней резиденции российских императоров. В 1904 году Николай II перенёс постоянную резиденцию в Александровский дворец в Царском Селе.
С октября 1915 года до ноября 1917 года во дворце работал госпиталь имени царевича Алексея Николаевича. С июля по ноябрь 1917 года во дворце размещалось Временное правительство. В январе 1920 года во дворце открыт Государственный музей революции, разделявший здание с Государственным Эрмитажем вплоть до 1941 года. Начиная с советского времени в стенах дворца размещена основная экспозиция Государственного Эрмитажа.
Зимний дворец и Дворцовая площадь образуют красивейший архитектурный ансамбль современного города и являются одним из главных объектов внутрироссийского и международного туризма.
Подземные тайны Николая и Матильды
Среди мифов об Эрмитаже есть и по-настоящему зловещие, и невероятные, и просто забавные. Так, в Египетском зале хранится мумия жреца Па-ди-иста. 3000-летний экспонат чуть насмешливо улыбался посетителям, но однажды якобы решил заговорить. Он потребовал вернуть свое тело в Египет, а заодно описал Атлантиду и раскрыл тайну пирамид.
Самым зловещим артефактом Египетского зала хранители считают скульптуру Сехмет. Согласно легенде, периодически в полночь полнолуния у ног богини разливается кровь, которая к утру высыхает. Последний раз такое было в 1991 году. Выглядит это как оранжевый налет, которым иногда покрывается нижняя часть скульптуры.
Выйти из полноэкранного режима
Развернуть на весь экран
Х в. до нашей эры. Мумия жреца Па-ди-иста в Египетском зале Эрмитажа
Фото: Музеи Санкт-Петербурга / spbmuzei.ru
Самая известная легенда повествует о любви и тайном подземном ходе, который помогал влюбленным встречаться. Речь идет о тоннеле, якобы прорытом от Эрмитажа к особняку балерины Матильды Кшесинской, которая, как известно, была любовницей нескольких Романовых. Официальных подтверждений наличия в Зимнем дворце потайных дверей, лестниц и ходов нет. Однако давно и упорно ходят слухи, что по приказу Николая II от его опочивальни был построен длинный тоннель, через который можно было попасть на противоположный берег Невы. Предположительно, Зимний дворец соединялся подземным ходом и с Мариинским театром, где и происходили тайные встречи.
Выйти из полноэкранного режима
Развернуть на весь экран
Март 2013 года. Подвальные помещения (тоннели) Эрмитажа
Фото: Михаил Огнев, Коммерсантъ
Внутри самого здания Эрмитажа немало потайных комнат и секретных переходов. Такое неочевидное для посторонних помещение имеется, к примеру, в личном Малиновом будуаре императрицы Марии Александровны. Внимательно посмотрев на фото зала, оформленного в стиле необарокко, можно заметить ручку «невидимой» двери над стулом.
Этот яркий будуар предоставили Марии Александровне, когда она была еще цесаревной. Позднее, после восшествия на престол Александра II, супруги продолжили активно использовать это помещение — в основном как комнату отдыха. Сегодня попасть в эти помещения и проходы невозможно. Секретные комнаты дворца пустуют, а скрытые ходы во многих случаях заложены.
Выйти из полноэкранного режима
Развернуть на весь экран
Зал № 306 (2-й этаж) Эрмитажа. Малиновый будуар. Личные покои супруги Александра II Марии Александровны
Фото: Музеи Санкт-Петербурга / spbmuzei.ru
История о призраках
Какой же дворец без призраков? Зимний в этом смысле вполне держит марку. Как рассказывают музейные работники, иногда в коридорах, затемненных помещениях и кладовых можно встретить тени российских императоров. Ночами по залам бродят духи Екатерины Великой, Николая I, Александра II, а в последнее время все чаще можно встретить призрак императора Николая II.
Призраки здесь были всегда: известен факт, что Екатерина видела свою тень перед смертью. Привидение в ее облике восседало на троне, а потом спокойно вышло из зала. С собственным призраком встречалась и Анна Иоанновна. Но до этого ее призрак часто видели другие. Причем происходило это еще при ее жизни, поэтому призрак принимали за нее саму или за самозванку.
Выйти из полноэкранного режима
Развернуть на весь экран
Один из последних портретов Анны Иоанновны (1693–1740). Гелиогравюра Григория Николаевича Скамони (1891), исполненная с гравюры Ивана Соколова (1740)
Впервые странности в Зимнем дворце начались в сентябре 1740 года. Истопники, камер-лакеи и часовые периодически наблюдали в тронном зале женскую фигуру, поразительно похожую на императрицу. Фигура передвигалась по ночам при полном царском параде, в короне и порфире.
8 октября 1740 года часовой и дежурный офицер собственными глазами увидели императрицу на троне при всех регалиях, о чем и сделали в журнале дежурств соответственную запись. Запись, естественно, увидел Бирон, который точно знал, что в это время императрица в тронный зал не заходила, а была в своей постели. Через несколько дней, 28 октября 1740 года, императрица Анна Иоанновна скончалась на 48-м году жизни.
Зимний дворец
Зимний дворец в Санкт-Петербурге. Историческое здание в стиле елизаветинского барокко с элементами французского рококо, бывший императорский дворец, построенный по проекту Б. Ф. Растрелли в 1754-1762 годах. С 1920 года здание входит в состав главного музейного комплекса Государственного Эрмитажа.
Интересные факты:
До 1762 года в Санкт-Петербурге успели построить пять Зимних дворцов, включая нынешний вариант. Первый дворец был построен в 1712 году, второй — в 1720 году, третий — в 1735 году, предпоследний четвертый — в 1755 году. Последний Зимний дворец с момента постройки и до 1904 года использовался в качестве официальной зимней резиденции российских императоров. После революции 1917 года во дворце заседало Временное правительство. С 1920 года здание стало использоваться в качестве музея.
Здание дворца имеет форму каре из 4 флигелей, которые располагаются вокруг Большого двора, а своими фасадами смотрят на Неву, Адмиралтейство и Дворцовую площадь.
Пышный и великолепный облик Зимнего дворца должен был продемонстрировать статус нового города на Неве как столицы Российской империи. Это было достигнуто установкой особых двухуровневых колонн на фасадах здания, а также с помощью скульптур и ваз, расположенных над карнизом по всему периметру дворца.
Над внутренней отделкой залов Б. Ф. Растрелли не успел лично закончить работу, так как был отстранен Екатериной II, интерьеры дворца заканчивали Ю. М. Фельтен, Ж. Б. Валлен-Деламот и А. Ринальди. Самые известные помещения дворца — это Иорданская галерея, Иорданская лестница, Фельдмаршальский зал, Петровский (Малый тронный) зал, Гербовый зал, Военная галерея 1812 года, Георгиевский (Большой тронный) зал, Большая церковь, Пикетный (Новый) зал, Александровский зал, Октябрьская лестница, Белый зал, Золотая гостиная, Малиновый кабинет, Будуар, Синяя спальня, Аванзал, Большой (Николаевский) аванзал, Концертный зал, Малахитовая гостиная, Малая (Белая) столовая.
В 1837 году в Зимнем дворце случился пожар, продолжавшийся целых 3 дня, а восстановление здание после которого потребовало около 2 лет.
В 1844 году император Николай I подписал указ о запрещении строить в Санкт-Петербурге гражданские здания выше Зимнего дворца. Запрет действовал вплоть до 1905 года.
Во время Первой Мировой войны, в 1915 году, во дворце размещался военный госпиталь имени цесаревича Алексея Николаевича.
Штурм Зимнего дворца, а точнее его окружение и арест членов Временного правительства, стал основным событием октябрьского переворота 1917 года, приведшего к власти большевиков.
В период Великой Отечественной войны в подвалах дворца были оборудованы 12 бомбоубежищ, рассчитанных на 2000 человек. За годы войны в здание дворца попали 17 артиллерийских снарядов и 2 авиационные бомбы. Но уже в ноябре 1944 года Зимний дворец был частично открыт для посещения, хотя его полное восстановление заняло несколько лет.
Интерьеры дворца часто используются для съемок художественных фильмов, а также моделируются в мультипликационных лентах и компьютерных играх.
Во дворце живет почти 50 котов, ведущих свою родословную от голландского кота Петра I. Их основная роль — охрана Зимнего дворца от мышей. Существует даже специальный фонд друзей котов Эрмитажа, а сотрудники музея устраивают для них специальные праздники.
Трехэтажное здание Зимнего дворца имеет в своем составе 1084 комнаты, 1945 окон и 117 лестниц. Длина фасада со стороны Невы — 137 метров, со стороны Адмиралтейства — 106 метров, высота дворца — 23,5 метра, общая площадь — 46516 квадратных метров.
Зимний дворец включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России и в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в составе исторического центра города.
Адрес: г. Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, 2. | |
Зимний дворец на карте: |
Дворец находится на 2-м Адмиралтейском острове между Дворцовой площадью и Дворцовой набережной.
Ближайшая станция метро — «Адмиралтейская». Наземный транспорт — остановка «Дворцовая площадь» на Дворцовом проезде.
История
1 января 1752 года императрица Елизавета Петровна решила расширять Зимний дворец и сделать свою главную парадную резиденцию. Для этого были нужны окружающие участки, ими оказались дома Рагузинского и Ягужинского на Дворцовой набережной — их выкупили. Проект утверждался до июня 1752 года, после этого началось грандиозное строительство, которое продлилось 8 лет.
Архитектор Зимнего дворца в Санкт-Петербурге — Бартоломео Франческо Растрелли, главный царский зодчий.
Работа продвигалась невероятными темпами, так как стареющая императрица горячо желала занять свою новую резиденцию и поселилась в ней задолго до окончания строительства, но принимал готовый дворец уже император Петр III в. апреле 1762 года.
В 1754 году на строительстве работали 1000 каменщиков, в 1756 году их было уже 1900 душ, в 1757 году — 2323, а в 1758 году — 2250. Стоит отметить, что большинство каменщиков, трудившихся на строительстве, были профессионалами из разных губерний. Еще для большей скорости использовался труд арестантов, так как условия работы и существования были крайне тяжелы. Таким образом, к 1759 году этап кладки каменных стен был завешен, дворец подвели под крышу, до 1762 года велись фасадные и отделочные работы.
Завершенный Зимний дворец Елизаветы Петровны стал представлять собой прямоугольник длиной 152 метра, шириной 117 метров и высотой 23,5 метра, внутри которого расположен большой двор. Примечательно то, что до второй половины XIX века в Санкт-Петербурге не строили сооружений выше Зимнего дворца.
Важно разобраться — сейчас здание Зимнего дворца Елизаветы Петровны воспринимается как Государственный Эрмитаж (в его залах расположена коллекция одного из крупнейших музеев России и мира. Эрмитаж от французского l’Ermitage, то есть «уединенный»), но это не так. Эрмитаж — это архитектурный комплекс, который формировался на протяжении почти ста лет, он включает здания:
- Зимнего дворца (1754—1762 гг.)
- Малого Эрмитажа (1764—1775 гг.)
- Старого Эрмитажа (1771—1787 гг.)
- Эрмитажного театра (1783—1787 гг.)
- Нового Эрмитажа (1839—1851 гг.)
У каждой из этих архитектурных жемчужин своя история. Тем не менее, Зимний дворец до сегодняшнего дня является сердцем этого комплекса.
Главные помещения дворца
Дворец имеет 4 угловых корпуса (ризалита) — парадная лестница, тронный зал, театр, собор, их соединяют остальные залы, галереи, жилые помещения, кладовые — более 460 комнат.
Когда попадаем в здание в северо-восточном ризалите, первое, что видим — парадную Иорданскую лестницу, сохранившую барочный декор (в Крещение крестный ход спускался к Неве, чтобы окунуться в иордань от этого лестница получила свое имя). Лестница обладает исключительным множеством декоративных элементов: колонны, лепнина, зеркала, статуи, огромный плафон, созданный живописцами из Италии.
Большой тронный или Георгиевский Зал
Расположен в северо-западном ризалите. В этом зале находится главный трон Российской империи. Строгая и величественная архитектура, отделка белым каррарским мрамором, колонны коринфского ордера, пилястры, кессонированный потолок, подвешенный к железным конструкция, золоченая бронза и цветной мрамор.
Дворцовый театр
Театр размещается в юго-западном ризалите. Он претерпел больше всего изменений и перестроек. Зрительный зал в виде амфитеатра, полуколонны, лепная гирлянда. Сейчас здесь проходят выступления знаменитых музыкантов, спектакли Мариинского театра, проводятся научные конференции, семинары, симпозиумы. В фойе — выставки.
Большая церковь Зимнего дворца
В юго-восточном ризалите находится собор. Большая церковь — самое торжественное и пышное помещение в Зимнем дворце.
Стены декорированы орнаментами и порхающими «путти» (декоративные изображения маленьких мальчиков, характерные для искусства барокко и ренессанса).
Резьба и живопись иконостаса гармонично сочетаются с росписью и лепкой парусов и стен, позолоченный купол виден над крышей дворца, поражает каждого смотрящего изяществом барокко.
Во время экскурсии в Зимнем дворце нужно постоянно поднимать голову и смотреть наверх: все своды покрыты великолепными, поразительными орнаментами. Оконные рамы и многие стекла царских времен, интерьеры в разных стилях — пышное барокко, строгая классика, имперский стиль, готика, рококо, русский интерьер и даже будуар с восточным колоритом.
Все это великолепие сложно описать словами, лучше увидеть собственными глазами.