220 лет назад, 8 сентября 1801 года, состоялась закладка одного из крупнейших и самых известных соборов Санкт-Петербурга – Казанского.
Место для его возведения было выбрано не случайно. С 1733 года здесь располагалась церковь Рождества Богородицы. Этот храм вблизи Невского проспекта часто называли Казанским, так как в нём хранилась чудотворная икона Казанской Божией Матери, привезённая из Москвы ещё в 1710 году по приказанию Петра I. В этой церкви венчались будущий император Павел I со своей первой супругой Натальей Алексеевной, здесь же после дворцового переворота 1762 года Сенат и Синод присягнули на верность Екатерине II.
В книге «Путешествие в Петербург аббата Жоржеля в царствование императора Павла I» (1913) есть такое описание прежнего Казанского храма: «В этой церкви торжественно собирается императорский двор при праздновании блестящих побед; она не велика и недостаточно поместительна… Казанский собор очень богато украшен: государи щедро одаряли его драгоценностями. В торжественные дни я видел там более тысячи горящих свечей, кроме множества зажжённых лампад из золота или серебра, которые пылают перед алтарём».
Аббат был прав: к концу XVIII века население Петербурга значительно возросло, и храм стал «недостаточно поместителен». Впервые задумался над этим наследник престола Павел Петрович, путешествуя в 1781 году по Европе под именем «графа Северного». Величие собора Святого Петра в Риме потрясло будущего императора, пожелавшего, чтобы «архиепископ Московский в таковой церкви в Москве служил». Однако позже возводить новый храм было решено в Петербурге, превратив небольшую Казанскую церковь в огромный собор, который мог бы соперничать с главным храмом католического мира.
В 1799 году был объявлен конкурс на проект храма, в котором участвовали лучшие архитекторы того времени – Чарльз Камерон, Жан Тома де Томон, Пьетро Гонзаго, Джакомо Кваренги и другие. Однако совершенно неожиданно для всех Павел I утвердил проект малоизвестного Андрея Воронихина, бывшего крепостного графа Александра Строганова – президента Академии художеств.
Будущий зодчий Казанского собора с раннего детства проявлял способность к рисованию. Родился он в крестьянской семье в селе Усолье Пермской губернии, и понятно, что ни о каких занятиях живописью и речи быть не могло. Но «голь на выдумки хитра» – как пишет Александр Яцимирский в книге «Русские самородки в жизнеописаниях и изображениях» (1910), «возьмёт мальчик черепок от битой посуды, залезет на очаг и по копоти, покрывающей стены широкой печной трубы, начнёт выцарапывать рисунки – один другого чуднее да мудренее». Талантливый юноша за счёт графа был отправлен в Москву, учился у Василия Баженова и Матвея Казакова. Затем были путешествия по России, Швейцарии, Франции. «25 июня 1786 года, – пишет Яцимирский, – Воронихин получил отпускную от своего помещика, очевидно, хорошо сознавшаго, что „воля – к свету знаний первая ступень“».
Через четыре года, 22 ноября 1800 года, вышел императорский приказ, в котором говорилось: «Для построения Казанской церкви, по конфирмованному Нами плану, повелеваем… производить строение архитектору Воронихину». «Проникнувшись величием порученной ему задачи, – продолжает Яцимирский, – Воронихин вложил всё своё дарование в исполнение этой работы, и составленный им план явился в полном смысле слова художественным произведением. Архитектор-самородок взял за образец для своей вдохновенной работы план парижскаго Дома Инвалидов, исполненный русским художником Баженовым…»
В марте 1801 года император Павел I скончался, и первый камень в основание Казанского собора заложил его сын – Александр I. Это тожественное событие состоялось 8 сентября (27 августа по старому стилю) 1801 года. Спустя две недели, когда новый император отправился в Москву на коронацию, строительство храма шло полным ходом.
Мечтой Воронихина было возведение собора силами исключительно российских мастеров и только из российских материалов. И действительно, в строительстве храма не участвовал ни один иностранец, а основным материалом был пудостьский камень, добывавшийся недалеко от Гатчины, – из него выполнены наружные стены собора, колонны, капители и барельефы. Цоколь был выполнен из крупных монолитов серого сердобольского (сортавальского) гранита. В отделке храма также использовались отечественные материалы: олонецкий, розовый белогорский, рускеальский мрамор, малиновый шокшинский кварцит из Карелии, рижский известняк, эстонские доломиты, алтайские порфиры…
Интересна история возведения внутренних колонн собора. В 1801 году Воронихин во время свадебного путешествия отправился с молодой женой на Карельский перешеек. Посетив карьеры, где добывался гранит, архитектор пришёл к выводу, что именно этот материал более всего подходит для изготовления внутренних колонн строящегося собора. Вскоре близ Выборга начались масштабные работы по ломке гранита, на которых работали крестьяне из близлежащих губерний. Этот процесс требовал много времени, опыта и сноровки; не менее сложной была доставка колонн в Петербург и их дальнейшая обработка, которой руководил гениальный российский каменщик-самородок Самсон Суханов.
«Иностранцев изумляли русские рабочие, строившие Казанский собор, – писал очеркист Георгий Северцев в статье «Санкт-Петербург в начале XIX века», опубликованной в «Историческом вестнике» в 1903 году. – „Им, этим простым мужикам в рваных полушубках, не нужно было прибегать к различным измерительным инструментам; пытливо взглянув на указанный им план или модель, они точно и изящно их копировали. Глазомер этих людей чрезвычайно точен. С окончанием постройки собора торопились; несмотря на зимнее время и 13–15 градусов мороза, работы продолжались даже ночью. Крепко зажав кольцо фонаря зубами, эти изумительные работники, забравшись наверх лесов, старательно исполняли своё дело. Способность даже простых русских в технике изящных искусств поразительна“».
27 сентября 1811 года, в десятую годовщину со дня коронации Александра I, Казанский собор был торжественно освящён. Как пишет Яцимирский, «освящение храма было „настоящим праздником русскаго строительнаго искусства: как самый собор был сооружён по плану и под наблюдением русскаго художника-самородка, так и материал для его сооружения был взят из недр русской земли, обработан русскими мастерами, на русских казённых заводах“».
Собору было суждено стать и пантеоном славы русского оружия – в нём был похоронен фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов, помещены трофеи Отечественной войны 1812 года и заграничных походов 1813–1815 годов.
«Сооружение Казанскаго собора в деятельности Воронихина явилось самым знаменитым его делом, – писал Яцимирский. – Этот величественный по своим задачам и блестящий по выполнению труд был для Воронихина той заветной работой, завершив которую, – он с чувством полнаго самоудовлетворения мог сказать: „Ныне отпущаеши раба твоего, Владыко“… Словно сознавая, что он совершил „в пределах земных всё земное“, художник-самородок скоропостижно почил от трудов своих, – по окончательном заключении всех дополнительных работ по внутренней отделке собора, – 21 февраля 1814 года».
В 1932 году собор был закрыт, а в его здании разместили Музей истории религии и атеизма. В 1998 году Казанский собор был освящён вновь, а 31 декабря 2000 года ему был присвоен статус кафедрального, главного храма Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви.
Уникальные факты о строительстве Казанском соборе в Петербурге
На этом месте на Невском проспекте изначально была заложена первая каменная придворная церковь Рождества Пресвятой Богородицы 17 сентября 1733 года.
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Церковь была построена в стиле барокко, с деревянным куполом и колокольней над входом. Автором проекта выступил архитектор Михаил Земцов. Освящение первого храма состоялось 24 июня 1737 года в присутствии императрицы Анны Иоанновны.
За день до освящения в церковь перенесли чтимый образ Казанской иконы Божией Матери — список с чудотворной иконы, обретённой в Казани в конце XVI века. Живописец Луи Каравак в 1747—1748 годах создал храмовый образ "Рождества Богородицы".
В 1773 году в храме венчался цесаревич Павел Петрович. Церковь стала местом празднования многих побед русской армии. От этой церкви сохранилась мраморная табличка с высеченной императорской короной, под которой имеется надпись:
благоволением бога втроицы славимого отца и сына и святого духа по указу благочестивейшей самодержавнейшей великой государыни императрицы всероссийской Анны Иоановны основана церковь сия в честь пресвятой владычицы нашей богородицы на память явления святого её образа казанского в лето от создания мира 7241е от воплощения же бога слова 1733е сентября 6 дня.
Табличка размещена на стене внутри Казанского собора под иконой всех святых.
Возведение нового здания Казанского собора
Строительство современного здания собора велось в течение 10 лет. Храм был возведён на Невском проспекте в 1801—1811 годах архитектором Андреем Воронихиным для хранения чтимого списка чудотворной иконы Божией Матери Казанской.
Андрей Никифорович Воронихин раньше был крепостным Александра Сергеевича Строганова. Андрей Воронихин родился в семье крепостных крестьян, которые принадлежали графу Строганову. Андрей с детства любил рисовать. Талант юноши привлёк внимание Строганова. Он дал Воронихину вольную и отправил его учиться в Москву, где его учителями стали архитекторы В. И. Баженов и М. Ф. Казаков.
С 1779 года Андрей Воронихин работал в Петербурге и проживал в Строгановском дворце. Архитектор А. Н. Воронихин разработал проект собора, где изначально планировалось возвести не одну, а две колоннады, что сделать не удалось. Почему автор отклонился от первоначального плана, до сих пор не выяснено.
1 января 1811 года автор проекта Казанского собора, архитектор А. Н. Воронихин был награждён орденом Святого Владимира 4-й степени. Казанский собор подарил наименования Казанской площади, Казанской улице, Казанскому острову в дельте Невы, а также Казанскому мосту на пересечении Невского проспекта и канала Грибоедова.
Императоры и архитекторы Казанского собора
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы построили в стиле барокко, с деревянным куполом и колокольней над входом, по проекту архитектора Михаила Земцова, в период правления императрицы Анны Иоанновны.
Современный Казанский собор начали возводить при императоре Павле I, а завершил строительство храма его сын — Александр I Павлович. Именно по указу Павла I в 1799 году был объявлен конкурс на проект нового собора взамен обветшавшей Рождество-Богородичной церкви.
Участниками конкурса были известные архитекторы: П. Гонзаго, Ч. Камерон, Д. Тромбара, Ж. Тома де Томон. Вначале Павел I выбрал проект Камерона, но потом император изменил решение. Через год граф Александр Строганов предложил государю новый проект, созданный тогда ещё молодым, но очень талантливым архитектором Андреем Воронихиным.
Почему император выбрал Андрея Воронихина для строительства Казанского собора тоже доподлинно неизвестно. Казанский собор был построен в стиле ампир и классицизма в 1811 году. Как желал того император Павел I, облик Казанского собора был спроектирован по подобию обора Святого Петра в Риме.
«Гнилые камни»
Хоть Воронихин учился во Франции и Швейцарии и в каких только заграничных странах не бывал, он и его барин, Строганов, свою страну любили больше всего. Поэтому они старались приглашать русских мастеров и использовать русские богатства для строительства. Так, все материалы, из которых решили строить Казанский собор, были наши, российские: малиновый порфир, серо-черный шунгит, розовый и серый мрамор, рыжая яшма и разные другие камни.
А вот колонны внутри храма сделали… из «гнилого камня»! Не то чтоб он и впрямь был трухлявый и гнилой — просто ему дали такое название, потому что добывали этот камень в выборгских болотах, а там пахнет гнилью. А на самом деле это очень прочный и красивый гранит.
И знаете, что еще интересно? Основные художественные работы по мрамору в соборе тоже делал не какой-нибудь именитый скульптор, а талантливый самоучка по имени Самсон Суханов. А возводили собор в основном крестьяне. Их очень торопили и поэтому работали они даже ночью, зимой, в лютый мороз! Казанский собор был готов осенью 1811 года. Успели: меньше чем через год началась страшная Отечественная война…
Кто похоронен в храме?
Всего-навсего полгода длилась эта война, но была очень тяжелая. Летом французский император Наполеон Бонапарт вторгся в Россию, а осенью уже нагло сидел в Московском Кремле. На одного русского солдата в момент нападения приходилось сразу трое французских! Недаром эту войну назвали Отечественной: мы могли и потерять свое Отечество…
Так что когда в декабре 1812 года мы одержали победу, главнокомандующего русской армии, Михаила Илларионовича Кутузова, просто носили на руках. Народ его очень любил. Вы, наверное, слышали о нем?
Михаил Илларионович Кутузов участвовал во многих войнах, и за свою жизнь два раза получил смертельные ранения. Однажды, когда ему было всего 29 лет, в битве с турками пуля угодила прямо в голову, между глазом и виском. А через 14 лет, в новой войне с турками, он снова был ранен в голову, причем пуля попала в то же место, что и в первый раз! Но Кутузов поправился, хотя доктора не могли поверить: как так у него получилось?… В этом увидели знак, что ему предстоит выполнить какую-то очень важную миссию, поэтому Бог его так бережет. И действительно, такой миссией для Кутузова стала оборона страны в войне против Наполеона.
Но при чем же тут Казанский храм, спросите вы?
А дело в том, что именно здесь и похоронен великий полководец, прямо в самом храме! Разве в храмах хоронят людей? А вот и да. Такая традиция существовала еще в Средние века. И в некоторых католических костелах, если посмотреть под ноги, можно увидеть каменные плиты, на которых выбиты имена похороненных там.
Это считалось самой большой честью.
В России такое встретишь не часто: так у нас хоронили только царей и императоров, а еще — очень-очень важных особ, которые, как никто другой, послужили своей стране. Вот почему в Казанском соборе есть могила великого фельдмаршала Кутузова (фельдмаршал — высшее звание в армии в то время). Между прочим, когда Кутузова везли хоронить в погребальной карете, народ бросился к его гробу, лошадей распрягли, и сами люди буквально на своих плечах доставили гроб к самому Казанскому собору!
Казанский собор: как придворная церковь стала одним из крупнейших храмов Петербурга
Собор Казанской иконы Божией Матери — один из крупнейших храмов Санкт-Петербурга. О создании собора, продолжительном строительстве, советской и современной жизни храма — рассказываем в нашем материале.
Фото: shutterstock.com
История
История собора начинается со строительства придворной церкви Рождества Пресвятой Богородицы в 1733 году, куда был перенесён чтимый образ Казанской иконы Божией Матери. Церковь в народе зачастую называли Казанским собором, а во время правления Екатерины Петровны название стало официальным.
В 1799 году по указу Павла I был открыт конкурс на лучший проект будущего храма, который предполагалось построить на месте церкви. Требованием императора было включение в храмовый комплекс колоннады. Вскоре Павел I утвердил проект Чарльза Камерона, однако, уже в ноябре 1800 года император изменил своё решение, отдав предпочтение идее малоизвестного архитектора Андрея Воронихина.
Проект Воронихина напоминал усовершенствованный ватиканский собор Святого Петра. Архитектор изменил расположение колоннады так, что она включала здание в общий ансамбль Невского проспекта и скрывала некоторую асимметрию храма.
Собор заложили 1801 году в присутствии императора Александра I и вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны. Строительство было завершено к 1811 году, а Андрей Воронихин получил в награду орден Святого Владимира 4-й степени. Несмотря на то, что основная часть строительства была завершена, внутренняя отделка продолжалась до 1829 года.
После Отечественной войны 1812 года Казанский собор стал символом победы над армией Наполеона. В храм были перенесены французские знамёна, штандарты, ключи от покорённых городов и жезл маршала Даву. Годом позже здесь был похоронен Михаил Кутузов.
В 1870-х годах в соборе действовала благотворительная организация, в состав которой входили приюты для детей и пожилых, столовая, учебные заведения и дешёвые квартиры. При этом храм всё ещё оставался придворным — в нём проходили венчания, юбилеи и другие мероприятия царской семьи.
В время революции внутреннее убранство храма значительно пострадало, а многие его элементы были перенесены в музеи. В 1923 году Казанский собор передали обновленцам, а в 1932 году закрыли. С купола сняли крест и заменили его позолоченным шаром, а в самом храме открыли Музей истории религии и атеизма. Благодаря тематике музея многие оставшиеся в соборе ценности были сохранены.
Во время Блокады Казанский собор пострадал от нескольких попавших в него снарядов. Памятники командующим Отечественной войны остались на своём месте, а солдаты, отправляясь на фронт, отдавали почести полководцам. В 1946 году соборный комплекс был дополнен фонтаном, чугунная ограда которого была выполнена по проекту Воронихина.
4 ноября 1990 года в Казанском соборе впервые после длительного перерыва была проведена литургия в честь праздника Казанской иконы Божией Матери. Храм начинал постепенно возвращаться к прежней жизни. В 2000 году Казанский собор был окончательно передан Русской Православной Церкви, а Музей истории религии переехал в другое здание.
Интересные факты
1. Колоннады собора насчитывают в сумме 150 колонн, 54 из которых находятся снаружи, а 96 — внутри.
2. Архитектор Андрей Воронихин происходил из крепостных крестьян графа Александра Строганова. С позволения графа Воронихин учился в Москве, а позже был отправлен в Женеву.
3. Казанский собор считается музеем российского природного камня. При его строительстве использовали: известковый туф, пудостский камень, похожий на итальянский травертино, карельский мрамор, порфир, яшму и розовый гранит.
4. При возведении собора впервые использовались металлические конструкции. Купол храма стал первым, выполненным из ковкого железа.
5. В советское время в здании Казанского собора находилось самое крупное собрание книг по истории религии. Библиотекой активно пользовались учёные.
6. Собор в короткие сроки стал одной из главных достопримечательностей города. Именно в честь него были названы Казанская улица, Казанская площадь и Казанский остров. До сих пор храм является одним из самых известных исторических сооружений в России и Европе.
Как создавали Казанский собор в Петербурге
На месте собора раньше стояла небольшая каменная церковь Рождества Пресвятой Богородицы, куда в 1737 году был перенесён чтимый образ Казанской иконы Божией Матери. Это был первый православный храм на Невском проспекте.
К концу XVIII века здание церкви обветшало и перестало соответствовать сложившемуся к тому времени облику парадного проспекта. И в ноябре 1800 года, по результатам конкурса был утвержден проект нового соборного храма архитектора Андрея Воронихина.
8 сентября (27 августа по старому стилю) 1801 года состоялась торжественная церемония закладки здания Казанского собора, на которой присутствовал император Александр I. Собор строили 10 лет, в отделке храма использовались в основном отечественные материалы: олонецкий мрамор, выборгский и сердобольский гранит, рижский и пудожский известняк. Впервые в мировой строительной практике Воронихиным была применена металлическая конструкция купола.
Работы завершили в 1811 году. В старой Рождественской церкви провели последнюю службу, после чего её разобрали. Казанский собор стал самым высоким храмом того времени (его высота достигала 71,5 м) и одним из крупнейших культовых сооружений Санкт-Петербурга.
Судьбу собора изменила Отечественная война 1812 года, после которой храм, построенный изначально для иконы, превратился в национальный Памятник победы и хранилище воинских реликвий. Сюда свозили трофеи, в том числе армейские знамёна и полковые штандарты наполеоновских войск, ключи от завоёванных городов, маршальские жезлы. В 1813 году в соборе был похоронен фельдмаршал Михаил Кутузов.
После 1917 года с купола собора сняли крест и на его место установили позолоченный шар со шпилем. В 1932 году здесь открылся музей истории религии. Во время блокады Ленинграда собор значительно пострадал от бомбежек, но по окончанию войны был проведён капитальный ремонт здания. В 1991 году Казанский собор вновь был открыт для богослужений.
Сегодня Храм является кафедральным собором Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви.
22885