Альфред Парланд занимался строительством и реставрацией храмов и соборов не только в Петербурге, но и в Пскове, Смоленске, Новгороде. 24 года архитектор потратил на возведение собора Спас на Крови — одного из символов Санкт-Петербурга.
Альфред Парланд родился 12 декабря 1842 года в Санкт-Петербурге, в семье чиновника VI класса Александра Парланда. Дед Альфреда прибыл в Россию из Шотландии и был преподавателем при дворе Павла I
— учил английскому языку будущего императора Александра I
. Отец архитектора, Александр, сделал в России блестящую карьеру в сфере торговли и был богатым судовладельцем. Но его процветающий бизнес сгубила Крымская кампания, в которой он потерял все парусные корабли. Мать Альфреда была дочерью владельца фабрики из Штутгарта.
Маленький Альфред поступил в 4-ю Ларинскую гимназию на шестой линии Васильевского острова. Позже он перешел в Штутгартскую Политехническую школу. В 1863 году будущего зодчего приняли в Императорскую Академию художеств
В 1872–1874 годах, сразу после выпуска из Академии, Парланд работал под руководством главного архитектора Петергофа — Николая Бенуа
. В Петергофе юный зодчий построил богадельню, проектировал здания в Стрельне.
Путешествие из Петербурга в Европу
В 1875 году Парланд наконец-то сумел воспользоваться своим законным правом на обучение за границей. Он провел пять лет, путешествуя по Германии, Англии, Италии, Франции, побывал на родине деда в Шотландии.
Из поездки, помимо бесценного опыта, он привез отчет «К истории античной архитектуры, декорации в Италии». Он до сих пор хранится в архиве Академии художеств.
Вернуться из поездки Парланд должен был 1 мая 1880 года, но в 1879 году он написал ходатайство на имя президента Академии с просьбой продлить его пребывание в Европе еще на год. Просьбу рассмотрели и одобрили, но осенью 1880 года Парланд вернулся в Россию из-за смерти отца.
Вернувшись в Санкт-Петербург, Парланд представил чертежи и рисунки, созданные в поездке, и получил звание академика Императорской Академии художеств. Оно дало архитектору право преподавать, и Парланд начал заниматься со студентами Академии, работать на кафедре акварельного рисунка в училище барона Штиглица. В 1892 году он получил более высокую степень — профессора. В течение десяти лет Парланд читал лекции о древнеримской и древнегреческой архитектуре.
Кто построил храм спаса на крови в санкт петербурге
- История создания Спаса на крови
- Проектирование и строительство
- Архитектура
- Каменное убранство
- Мозаика
История создания Спаса на крови
В самом центре Петербурга, на набережной канала Грибоедова, привлекает внимание своим нарядным, многоцветным обликом храм Воскресения Христова (Спас на крови). Построенный на месте, где 1 марта 1881 года был смертельно ранен император Александр II, собор является мемориалом Царю-Освободителю.
Будучи одним из выдающихся государственных деятелей России, Александр II провел в стране масштабные преобразования, главным из которых стала отмена крепостного права. Эпоха реформ – это всегда время коренной ломки существующих политических и социальных устоев, время болезненных перемен, неизбежно влекущее за собой рост революционных настроений. На жизнь императора было совершено множество покушений, часть из которых подготовила террористическая организация «Народная воля».
Покушение 1 марта 1881 года народовольцы готовили долго и тщательно. Было известно, что по воскресеньям Государь обычно присутствует на разводе караула в Михайловском манеже. Воскресный первомартовский день не стал исключением. Как обычно, Александр II приехал в Манеж около 13:00.
В этот день в разводе принимали участие лейб-гвардии Саперный и резервный пехотного полка батальоны, которые должны были заступать в караул Зимнего дворца. После церемонии Александр II вместе с братом великим князем Михаилом Николаевичем заехали в Михайловский дворец (нынешний Государственный Русский музей) к своей кузине, великой княгине Екатерине Михайловне.
После этого визита царь в сопровождении свиты выехал по Инженерной улице на Екатерининский канал, и его кортеж направился в сторону Дворцовой площади.
Во время проезда кортежа по набережной Екатерининского канала народоволец Н. Рысаков бросил бомбу, завернутую в платок, прямо под карету императора. Взрывом была повреждена задняя стенка кареты, но Александр II не пострадал. Пытавшийся скрыться террорист был схвачен.
Государю предложили немедленно вернуться во дворец, однако он пожелал осмотреть место взрыва и взглянуть на преступника. И когда он по набережной возвращался к своему экипажу, раздался второй взрыв. Народоволец И. Гриневицкий бросил бомбу прямо под ноги царю. Истекающего кровью от тяжелых ран императора положили в сани и отвезли в Зимний дворец. Через полтора часа, в 15:35, государь скончался.
Место смертельного ранения императора сразу же приобрело особое, сакральное значение. Уже вечером 1 марта этот участок был огорожен деревянным забором, рядом с которым выставили часового.
Через день состоялось чрезвычайное заседание Городской Думы. Депутаты обратились к Александру III с просьбой увековечить память погибшего царя и установить на месте его смертельного ранения памятник или часовню. Император, одобрив саму идею, пожелал возвести на этом месте храм.
Архитектурные особенности и внешний вид
Собор Воскресения Христова (Спас на Крови) построен в неорусском стиле, как ветви эклектики. На волне патриотизма после успешной войны на Балканах высшее общество заинтересовалось допетровской историей Руси, ее образом жизни и зодчеством. Выбор архитектурного решения в стиле старинных московских или ярославских теремов и церквей стал следствием новых веяний. По формам и украшениям куполов собор имеет сходство с храмом Василия Блаженного на Красной площади.
Читать еще: Исаакиевский собор: цена билетов и режим работы в 2024 году
Основной объем храма – четверик (куб). К нему пристроена алтарная часть в виде апсиды с двумя полукружьями и колокольня, полностью охватывающая место пролития крови императора. Для выполнения последнего условия пришлось изменить линию набережной – засыпать русло канала на 8 метров в ширину.
Над четвериком возвышаются 5 куполов, главный из которых – шатровый. Каждый из них имеет собственный рельефный рисунок и покрыт по медной основе несколькими видами ювелирной эмали. Еще четыре «луковицы» – над алтарем и колокольней – золоченые.
Входы в собор расположены по бокам колокольни, они оформлены в виде теремных крылец с характерными двускатными кровлями. Над ними – шатровые навершия, на остриях которых – гербы империи – двуглавые орлы.
Для облицовки здания использован красный кирпич германского производства. Нижний ярус (цоколь) отделан гранитом двух оттенков серого цвета. Декоративные детали подкупольных барабанов, оконных наличников, кокошников и закомар подчеркнуты светлым мрамором. Яркость стенам придают многочисленные изразцы и мозаичные иконы вместо росписей-фресок, совершенно не потерявшие цвет за столетие.
Интересно: Еще Монферран при строительстве Исаакиевского собора заметил, что во влажном петербургском климате краска с живописных икон быстро осыпается, и стал заменять их мозаичными изображениями.
На фасаде колокольни, обращенном в сторону канала, всю стену занимает изображение распятия Иисуса с предстоящими. По боковым ее стенам до самых закомар (полукруглых наверший) – гербы городов и российских губерний.
В особых нишах цоколя размещены 20 памятных досок из красного гранита. На одной из них перечислены благотворители, на остальных – главные даты жизни и деяния царя-освободителя.
Храм кратко в цифрах
- Высота Спаса на Крови (главного купола) – 81 м;
- Длина – 56,7 м;
- Ширина – 44,1 м;
- Высота колокольни – 63 м;
- Высота внутренних сводов – 45 м;
- Площадь мозаичного покрытия: снаружи – 400 м 2 , внутри – 7065 м 2;
- Количество лампочек-свеч – 1689 шт.;
- Вместимость – 1600 чел.
Внутреннее убранство и святыни Спаса на Крови
Главное отличие оформления собора изнутри – полное отсутствие на стенах, потолках живописных икон – только мозаичные изображения и мрамор. При этом нет ощущения внутреннего холода, хотя главная изначальная идея – скорбь и покаяние.
Храм посвящен Светлой Пасхе. Стены «расписаны» сюжетами земной жизни Господа от Благовещения Девы Марии до чудес, совершенных Иисусом, и его Воскрешения.
Эскизы для будущих мозаик писали самые известные художники – Виктор Васнецов, Михаил Нестеров, Николай Харламов, сам Альфред Парланд и другие. Панно изготавливались в столичной мастерской Владимира Фролова. Собирали их, а затем крепили на стенах 32 человека в течение 10 лет.
Модное электрическое освещение имело и практическую пользу – новые светильники не коптили.
Сень
В притворе собора располагается главная святыня – сень (покров) над местом, где получил смертельное ранение император Александр II. Ее возвели по образцу Царского места из Успенского собора Московского Кремля. Она возвышается над камнями мостовой, хранящими следы крови, на четырех колоннах из темной яшмы. Ограда состоит из орлецовой балюстрады, где на заднем плане вмонтирована небольшая часть подлинного ограждения набережной, а спереди – невысокие золоченые ворота.
Читать еще: Казанский собор
По старым описаниям сам шатер был украшен подзором из уральского камня змеевика, в остроконечном навершии использованы яшма, лазурит, агат, топазы, горный хрусталь. Уже к середине тридцатых годов все драгоценности были утрачены. К периоду реставрации остались только основание и колонны. Сейчас верх сени изготовлен из гипса и затонирован под змеевик и другие упомянутые камни, восстановлена ограда.
Пол и стены
Пол храма собран из 10 сортов итальянской мраморной плитки. Узоры выполнены в античных традициях. К сожалению, за ранний советский период подлинные материалы были утрачены полностью, а восстановлены по фотографиям при реставрации к 1997 году.
Нижние ярусы стен и колонн отделаны камнем лабрадоритом. В отсутствие солнечного или электрического света он кажется абсолютно черным, соответствующим траурному настроению. При освещении среди темной массы проявляются синие переливы и искры.
Алтарный иконостас и киоты
Алтарная стена создана генуэзскими камнерезами из трех пород итальянского мрамора. Верхняя часть – цветом под дерево, средняя – из порфира, нижняя – почти черная. Узоры сделаны так искусно, что похожи на русские традиционные – деревянные.
От подлинных изящных царских врат, инкрустированных серебром, с иконами и украшениями из ювелирной смальты, сохранился только металлический каркас. На его основе российскими реставраторами возрождена точная копия уже в XXI веке. Не восстановлены пока только кресты по бокам врат из горного хрусталя.
Боковые части храма – киоты, в которых хранились богослужебные предметы, отделены от главного зала не менее интересными стенами из родонита (темно-розового камня).
Подробно осмотреть храм изнутри можно при помощи онлайн панорамы:
Строительство и архитектура Спаса-на Крови, Санкт-Петербург
Спас-на- Крови является одним из самых интересных зданий Санкт-Петербурга.
История строительства этого значительного по всем меркам здания началась в 1883 году. Место было выбрано неслучайно, именно там император Александр II был смертельно ранен. Само название храма отсылает к этому печальному моменту. Приказ о строительстве храма был отдан новым императором — Александром III.
До храма на этом месте была возведена временная часовня. Проект ее принадлежит известному архитектору северной столицы – Леонтию Бенуа. Нападение на императора произошло 1 марта, а новую часовню освятили уже 17 апреля. Деньги на строительство выделили купцы Громов и Милитин. Но часовня сразу рассматривалась как временное решение, которое должно быть заменено значительным и величественным сооружением.
Архитектурный конкурс был объявлен почти сразу после убийства государя, срок представления проектов – 31 декабря 1881 года. Комиссия рассмотрела двадцать шесть работ, из которых были выбраны восемь лучших.
Призовые места распределились следующим образом:
- первая премия была присуждена А. Томишко;
- вторая премия была присуждена И. Китнеру и А. Гуну;
- третья премия была присуждена Л. Бенуа, автору временной часовни.
После рассмотрения комиссией лучшие работы были отправлен императору, но ни в одной из них он не увидел нужного ему решения. Был объявлен второй конкурс, на которые было прислано более 30 проектов, но они также не получили одобрения императора. И только третий смотр работ оказался успешным, был выбран проект А. Парланда и архимандрита Игнатия. При этом проект был утвержден с учетом последующей доработки, в проектировании принимал участия также Д. Гримм.
Те, кто видели собор Покрова на Рву или Храм Василия Блаженного неизменно находятся общие черты в этих двух зданиях, они оба выполнены в русском стиле.
«Строительство и архитектура Спаса-на Крови, Санкт-Петербург»
Помощь эксперта по теме работы
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Найди решение своей задачи среди 1 000 ов
Определение 1
Приходской храм – это храм, который действует как духовный центр прихода. Приход – это община, прихожане храма.
Рисунок 1. Спас-на-Крови в Санкт-Петербурге. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Архитектура Спаса-на Крови
На возведение здания ушло 24 года, храм был освящен только в 20 веке, в 1907 году. Закладку храма произвели в октябре 1883.
В основе композиционного решения храма – четверик, увенчанный пятиглавием.
Всего у храма 9 глав:
- центральный купол на шатре, традиционной для русской архитектуры;
- центральный луковичный купол;
- четыре луковичных купола;
- три золоченых купола над апсидами.
В архитектуре храма прослеживается собирательный образ православного храма, который ориентирован на образцы зодчества 16-17 веков. Разнообразный декор выполнен из кирпича, мрамора, эмалей, меди и мозаики.
Внутренне убранство не менее великолепно,
Собор строился на средства, собранные по всей России, но как и Исаакиевский собор, Спас-на Крови находился на содержании у государства.
О реконструкции храма начали говорить в 1961 году, в результате осмотра был обнаружен неразорвавшийся фугасный снаряд, который застрял в перекрытии свода в 1943 году.
Как памятник архитектуры объект охраняется с 1968 года, с 1970 года в нем размещается филиал музея «Исаакиевский собор». Масштабная реставрация здания была проведена в 70-е годы прошлого века, работы по восстановлению фасадов в 80-е годы. Второе открытие храма состоялось через 70 лет после первого, в 1997 году. Приход собора был оформлен в 2014 году.
На храме выполнены надписи, которые подчеркивают достижения России при Александре II.
Спас-на Крови сегодня значимый и ценный объект истории города, который окружен городской мифологией и смыслами и сложно себе представить город без него.