История создания Александровской колонны в Санкт-Петербурге: от идеи до воплощения

Сначала весь Петербург наблюдал, как под основание постамента Александровской колонны забивали сваи – 1250 свай по 6 метров в длину каждая! Потом – как устанавливали этого каменного колосса с помощью специально сконструированных лесов и кабестанов. Времени на это ушло всего 1 час 45 минут, а участвовали в событии 2400 солдат, поднимавших колонну на постамент. Весил монумент 600 тонн.

Больше всего жители Северной столицы обсуждали тот факт, что колонна не врыта в землю и не укреплена на фундаменте, а держится исключительно благодаря точному расчёту и собственному весу. Обо всём этом на основе документальных свидетельств рассказывают материалы коллекции Президентской библиотеки «Александровская колонна», 184-я годовщина со дня открытия которой отмечается 11 сентября 2018 года.

В подборку вошли описания и изображения памятника в разные исторические периоды и воспоминания о торжестве 30 августа (11 сентября) 1834 года разных авторов – очевидцев этого незабываемого события. «Величественный памятник мало-помалу открывался перед жадными взорами зрителей, – описывает напряжение ожидающей толпы И. Бутовский в своих воспоминаниях «Об открытии памятника императору Александру Первому» (1834). – Наконец леса, его заслонявшие, упали, и колонна предстала во всём своём величии… Исполинский отломок гранита, превращённый в колонну, изображает твёрдость Александра, который не поколебался в злую годину для России и, прикрытый щитом веры и правоты дела, мужественно противился сильному врагу». Воспоминания об Отечественной войне 1812 года были ещё свежи в памяти людей.

Представший их взору памятник был величественным и благородным. «Его не обременяют ни великолепные украшения, ни пышные трофеи, ни многосложные изображения одержанных Россиянами побед, – пишет П. Добель в книге «30 августа 1834 года, или Чувства и мысли при созерцании колонны, посвящённой безсмертной памяти императора Александра I» (1834). – Напротив того, везде видна простота, соединённая с неизъяснимым вкусом! Всё соответствует благим, религиозным свойствам героя, о коем монумент сей напоминает, воскрешая вместе с тем воспоминание о незабвенной эпохе 1812 года! „Монферран, Монферран…“ – прокатилось по толпе».

Так случилось, что архитектурный конкурс на проект памятника русскому монарху, победившему «непобедимого» Наполеона, выиграл француз. Парижский архитектор Огюст Монферран, руководивший в это время постройкой Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге, нашёл на Карельском перешейке требуемый для создания памятника массив гранита. В брошюре «Изображение колонны, воздвигнутой в память императору Александру Благословенному», электронная копия которой хранится в фонде Президентской библиотеки (1832), написано: «Огромная гранитная масса, от коей отделена сия колонна, найдена архитектором Монферраном. Занимаясь отделкою колонн для Исаакиевского собора, сей художник, при частых своих поездках на Финляндские каменные ломки, при урочище между Выборгом и Фридрихсгамом заметил необыкновенного объёма каменную громаду, показавшуюся ему достойною употребления на предполагаемый памятник Императору Александру I. По донесению о том представленные им чертежи сего памятника удостоились высочайшего утверждения, и сооружение оного возложено было на него. Труднейшую часть сего важного предприятия: выломку и первоначальную обделку колонны и доставление её сюда принял на себя наш соотечественник, купец Яковлев, и выполнил оную со свойственною Русскому предприимчивостию, искусством и с совершенным успехом».

Из электронной копии книги «Монумент Александру Благословенному» (1833) можно узнать немало интересного про грандиозную работу по созданию колонны: «Два года шесть сот человек работников безотлучно трудились над отделением двенадцатисаженного колосса от материка. Каждый работник из составляющих среднюю шеренгу держал беспрерывно в руках своих железный, сталью окованный и заострённый рупаз – четырёхгранный лом, толщиною около вершка. На каждый такой рупаз, направленный в вертикальное положение, ударяли попеременно два человека железными кувалдами. Этот стук слышан был на несколько вёрст, ибо тут на месте ударяли по железу около 100 человек разом».

По данным вышеупомянутой брошюры «Изображение колонны, воздвигнутой в память императору Александру Благословенному», каменного колосса выкатили на берег и погрузили на специально изготовленное для него плоскодонное судно «в 150 фут длины. Оно проплыло благополучно 160-вёрстное пространство и явилось на берегу Невы. Через несколько дней исполин-гранит лёг у подножия Императорского дворца, перед коим назначено ему стоять».

Была проделана огромная подготовительная работа по установке монумента, о чём на основе документальных свидетельств повествует книга «Планы и детали памятника, посвящённого памяти императора Александра» («Plans et details du monument consacre a la memoire de l’Empereur Alexandre»), выпущенная в Париже в 1836 году. В ней детально описан ход работ по созданию и установке Александровской колонны. В издании содержатся расчёты архитектора Огюста Монферрана с его комментариями, а также зарисовки добычи материала для монумента.

Колонну, масштабы которой превзошли все аналогичные монументы, венчает бронзовая фигура ангела, попирающего крестом змею, символизирующую поверженного неприятеля. Четырёхконечный латинский крест ангел держит в левой руке, а правую возносит к небу.

Торжественное открытие памятника состоялось 30 августа (11 сентября) 1834 года на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге в присутствии государя, всей царской фамилии, известных русских и иностранных вельмож. «За пять дней до празднества народное стечение до того увеличилось, что обширный Петрополь некоторое время казался даже тесным», – читаем в упоминавшихся выше мемуарах И. Бутовского «Об открытии памятника императору Александру Первому». После богослужения на площади перед Александровской колонной был проведён военный парад, в котором участвовало около 100 тысяч человек, в том числе полки, отличившиеся в войне 1812 года.

В коллекции Президентской библиотеки есть также «Воспоминания о торжестве 30-го августа 1834 года» поэта Василия Жуковского, где тот эмоционально, с присущей ему образностью описывает небывалое даже по меркам столицы событие: «Всё соединилось, чтобы дать сему торжеству значительность глубокую. День накануне был утомительно душен; к ночи всё небо задёрнулось громовыми тучами; воздух давил как свинец; тучи шумели; Нева подымалась и был в волнах ея голос; наконец запылала гроза; и в этом беспрестанном, быстром переходе из мрака в блеск чудесным образом являлись и пропадали здания, кровли и башни; и сверкала громада колонны, которая вдруг выходила из темноты… И в этом явлении было какое-то невыразимое знаменование: невольно мысль переносилась к тем временам нашествия вражеского, когда губительная гроза поднялась над Россиею, над нею разразилась, и быстро исчезла, оставя ей славу и мир. Было что-то похожее на незыблемость Промысла в этой колонне, которая, не будучи ещё открытою, уже стояла на своём месте посреди окружающего её мрака и бури, твёрдая, как тайная воля спасающего Бога».

Александрийский столп — памятник императору

Александрийский столп, или Александровская колонна, является памятником, воздвигнутым по указу императора Николая I в честь победы его старшего брата Александра I в Отечественной войне 1812 года. Высотная доминанта находится в центре Дворцовой площади.

Спроектировал и построил эту достопримечательность с большим величием здесь в 1834 году известный французский архитектор Огюст Монферран, — "отец" Исаакия. Александровскую колонну мастер возвёл в стиле "ампир", в то время как Исаакиевский собор отличается поздним классицизмом. Огюст был гениальным мастером.

Торжественное открытие Александровской колонны на Дворцовой площади

Александрийский столп был торжественно открыт на Дворцовой площади 11 сентября (30 августа по старому стилю) 1834 года. В церемонии участвовали государь и всё царское семейство, а также дипломатический корпус, стотысячное русское войско и прочие военнослужащие отечественной армии.

Знаменательное событие сопровождалось богослужением у подножия колонны под открытым небом, которое проводило параллель с историческим молебном русских войск в Париже, в день Православной Пасхи 10 апреля 1814 года.

Впоследствии состоялся военный парад на Дворцовой площади, где маршировали полки, отличившиеся в Отечественной войне 1812 года. В общей сложности, в параде приняли участие свыше ста тысяч человек.

Александрийский столп – история, строительство, легенды

Александрийский столп (Александровский, Александринский) – памятник Александру I, победителю Наполеона в войне 1812-1814 годов. Колонна, возведенная по проекту Огюста Монферрана, была установлена 30 августа 1834 года. Ее венчает фигура Ангела, выполненная скульптором Борисом Ивановичем Орловским.

Александрийский столб — это не только архитектурный шедевр в стиле ампир, но и выдающееся достижение инженерной мысли. Самая высокая колонна в мире, сделанная из монолитного гранита. Её вес составляет 704 тонны. Высота памятника — 47,5 метров, гранитного монолита — 25,88 метра. Она выше колонны Помпея в Александрии, колонны Траяна в Риме и, что особенно приятно, Вандомской колонны в Париже – памятника Наполеону.

Начнем с краткой истории ее создания

Идею сооружения монумента подал знаменитый архитектор Карл Росси. Планируя пространство Дворцовой площади, он полагал, что в центре площади нужно расположить памятник. Точка установки колонны со стороны выглядит точным центром Дворцовой площади. Но на самом деле она расположена в 100 метрах от Зимнего дворца и почти в 140 метрах от арки здания Главного штаба.

Строительство памятника было поручено Монферрану. Сам он его видел несколько иначе, с конной группой внизу и с множеством архитектурных деталей, но его поправили)))

Для гранитного монолита — основной части колонны — была использована скала, которую наметил скульптор в предыдущие его поездки в Финляндию. Добыча и предварительная обработка производились в 1830—1832 годах в Пютерлакской каменоломне, которая находилась в Выборгской губернии (современный город Пютерлахти, Финляндия).

Эти работы проводились по методу С. К. Суханова, руководили производством мастера С. В. Колодкин и В. А. Яковлев.Д ля обтёски монолита потребовалось пол года. Над этим ежедневно трудились 250 человек. Руководителем работ Монферраном был назначен каменных дел мастер Эжен Паскаль.

После того, как каменотёсы, обследовав скалу, подтвердили пригодность материала, от неё была отсечена призма, значительно превосходившая своими размерами будущую колонну. Были использованы гигантские приспособления: громадные рычаги и ворота для того, чтобы сдвинуть глыбу с места и опрокинуть её на мягкую и упругую подстилку из елового лапника.

После отделения заготовки, из этой же скалы были вырублены громадные камни для фундамента памятника, самые большие из которых весили около 25 тыс. пудов (более 400 тонн). Их доставка в Санкт-Петербург производилась водным путём, для этого была задействована барка особой конструкции.

Монолит же был оболванен на месте и подготовлен к транспортировке. Вопросами перевозки занимался корабельный инженер полковник К.А. Глазырин, который сконструировал и построил специальный бот, получивший имя «Святой Николай», грузоподъёмностью до 65 тыс. пудов (почти 1065 тонн).

При погрузке произошла авария — веса колонны не выдержали брусья, по которым она должна была вкатиться на судно, и она едва не рухнула в воду. Монолит загружали 600 солдат, за четыре часа совершивших марш-бросок длиной 36 вёрст из соседней крепости.

Для выполнения погрузочных работ был сооружён специальный мол. Погрузка производилась с деревянной платформы на его окончании, совпадающей по высоте с бортом судна.

Преодолев все трудности, колонну погрузили на борт, и монолит отправился в Кронштадт на барже, буксируемой двумя пароходами, чтобы оттуда отправиться к Дворцовой набережной Санкт-Петербурга.

Прибытие центральной части колонны в Санкт-Петербург состоялось 1 июля 1832 года. За все вышеперечисленные работы отвечал подрядчик, купеческий сын В. А. Яковлев.

С 1829 года на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге начались работы по подготовке и строительству фундамента и пьедестала колонны. Руководил работами О. Монферран.

Сначала была проведена геологическая разведка местности, в результате которой недалеко от центра площади на глубине 17 футов (5,2 м) был обнаружен подходящий песчаный материк.

Подряд на сооружение фундамента был отдан купцу Василию Яковлеву. До конца 1829 года рабочие успели вырыть котлован. При укреплении основания для Александровской колонны рабочие наткнулись на сваи, которыми был укреплён грунт ещё в 1760-х годах. Вышло так, что Монферран повторил вслед за Растрелли решение о месте для памятника, угодив в ту же самую точку!

В декабре 1829 года место для колонны было утверждено, и под основание было забито 1250 сосновых шестиметровых свай. Затем сваи были срезаны под ватерпас, образовав площадку под фундамент, по оригинальному методу: дно котлована залили водой, и сваи срезали по уровню водного зеркала, что обеспечило горизонтальность площадки. Ранее с применением похожей технологии был заложен фундамент Исаакиевского собора.

Фундамент памятника был сооружён из каменных гранитных блоков полуметровой толщины. Он был выведен до горизонта площади тёсовой кладкой. В его центр была заложена бронзовая шкатулка с0 105 монетами, отчеканенными в честь победы 1812 года. Туда же поместили отчеканенную по проекту Монферрана платиновую медаль с изображением Александровской колонны и датой "1830 год", а также закладную доску со следующим текстом:

"В лето от Рождества Христова 1831-е начато сооружение памятника, воздвигаемого Императору Александру благодарною Россиею на гранитном основании, положенном в 19-й день ноября 1830 года. В Санкт-Петербурге при сооружении сего памятника председательствовал граф Ю. Литта. Заседали: князь П. Волконский, А. Оленин, граф П. Кутайсов, И. Гладков, Л. Карбоньер, А. Васильчиков. Сооружение производилось по начертанию того же архитектора Августина де Монтферанда".

Работы были закончены в октябре 1830 года.

После закладки фундамента, на него был водружён громадный четырёхсоттонный монолит, привезённый из Пютерлакской каменоломни, который служит основанием пьедестала.

Инженерная задача установки столь крупного монолита была решена О. Монферраном следующим образом: монолит закатили на катках через наклонную плоскость на платформу, построенную вблизи от фундамента. И камень свалили на кучу песка, предварительно насыпанную рядом с платформой.

"При этом так сильно вздрогнула земля, что очевидцы — прохожие, бывшие на площади в тот момент, почувствовали как бы подземный удар". Затем его передвинули на катках.

Позже О. Монферран вспоминал; "Так как работы производились зимою, то я велел смешать цемент с водкою и прибавить десятую часть мыла. В силу того, что камень первоначально сел неправильно, его пришлось несколько раз передвигать, что было сделано с помощью только двух кабестанов и с особенною лёгкостью, конечно, благодаря мылу, которое я приказал подмешать в раствор. "

Альбом с рисунками Монферрана.

К июлю 1832 года монолит колонны был на подходе, а пьедестал уже завершён. Настало время приступить к выполнению самой сложной задачи — установке колонны на пьедестал.

На базе разработок генерал-лейтенанта А. А. Бетанкура по установке колонн Исаакиевского собора в декабре 1830 года была сконструирована оригинальная подъёмная система. В неё входили: строительные леса в 22 сажени (47 метров) высотой, 60 кабестанов и система блоков.

30 августа 1832 года посмотреть на это событие собрались массы народа: они заняли всю площадь, а кроме этого окна и крыша Здания Главного штаба были заняты зрителями. На поднятие приехал государь и вся императорская семья.

Для приведения колонны в вертикальное положение на Дворцовой площади потребовалось привлечь силы 2000 солдат и 400 рабочих, которые за 1 час 45 минут установили монолит.

После установки народ закричал "Ура!" А восхищенный император произнес: "Монферран, Вы себя обессмертили!"

Гранитный столб и стоящий на нем бронзовый ангел держатся исключительно за счёт собственного веса. Если подойти к колонне совсем близко и, задрав голову, посмотреть вверх, захватывает дух – колонна покачивается.

После установки колонны оставалось закрепить на пьедестале барельефные плиты и элементы декора, а Выполнить окончательную обработку и полировку колонны.

Колонна была увенчана бронзовой капителью дорического ордера с прямоугольной абакой из кирпичной кладки с бронзовой облицовкой. На ней был установлен бронзовый цилиндрический пьедестал с полушаровым верхом.

Параллельно со строительством колонны, в сентябре 1830 года О. Монферран работал над статуей, предполагаемой к размещению над ней и, согласно пожеланию Николая I, обращённой к Зимнему дворцу. В первоначальном проекте колонну завершал крест, обвиваемый змеёй для декорации крепежа. Кроме того, скульпторами Академии художеств предлагались несколько вариантов композиций фигур ангелов и добродетелей с крестом. Существовал вариант с установкой фигуры святого князя Александра Невского, но первым вариантом который был утвержден являлся крест на шаре без ангела, в таком виде колонна даже присутствует на некоторых старых гравюрах..

Но в итоге к исполнению была принята фигура ангела с крестом, выполненная скульптором Б. И. Орловским с выразительной и понятной всем символикой, — «Сим победиши!».

Орловскому пришлось несколько раз переделывать скульптуру Ангела, прежде чем она понравилась Николаю I. Император пожелал, чтобы лицу Ангела придали сходство с Александром I , а морда змеи, попранной крестом Ангела, должна была непременно походить на лицо Наполеона. Если и напотинает, то отдаленно.

Первоначально Александровскую колонну обрамляла временная деревянная ограда со светильниками в виде античных треножников и гипсовыми львиными масками. Столярную работу из изготовке ограды выполнил "резной мастер" Василий Захаров. Вместо временной ограды в конце 1834 года было решено поставить постоянную металлическую "с трёхглавыми орлами под фонарями", проект которой Монферраном был составлен заранее.

источник Парад при открытии Александровской колонны в 1834 году. С картины Ладурнёра.

Для размещения почётный гостей Монферраном была сооружена специальная трибуна перед Зимним дворцом в виде трёхпролётной арки. Она была украшена так, чтобы архитектурно соединиться с Зимним дворцом.

Перед трибуной и колонной прошел парад войск.

Надо сказать, что кажущийся теперь совершенным, монумент порой вызывал у современников критику. Монферрана, например, упрекали в том, что он якобы потратил предназначенный для колонны мрамор на строительство собственного дома, а для памятника использовал дешевый гранит. Фигура Ангела напоминала петербуржцам часового и вдохновила поэта на следующие насмешливые строки:

"В России дышит все военным ремеслом: И Ангел делает на караул крестом".

Но молва не пощадила и самого императора. Подражая своей бабке, Екатерине II , начертавшей на пьедестале Медного всадника "Петру I — Екатерина II", Николай Павлович в официальных бумагах называл новый монумент "Столб Николая I Александру I", что сразу же дало жизнь каламбуру: "Столб столба столбу".

В честь этого события была отчеканена юбилейная монета номиналом 1 рубль и полтора рубля

Грандиозное сооружение внушало петербуржцам восхищение и трепет с момента основания, но предки наши всерьез боялись, что Александровская колонна рухнет, и старались обходить ее стороной.

Чтобы развеять обывательские страхи, архитектор Огюст Монферран, благо жил неподалеку, на Мойке, стал ежедневно совершать моцион вокруг своего детища, демонстрируя полную уверенность в собственной безопасности и правильности расчетов. Прошли годы, войны и революции, колонна стоит, архитектор не ошибся.

15 декабря 1889 года случилась почти мистическая история — министр иностранных дел Ламсдорф сообщил в своём дневнике, что с наступлением темноты, когда зажигаются фонари, на монументе появляется светящаяся буква "N".

По Петербургу стали ползти слухи, что это предзнаменование нового царствования в новом году, но на следующий день граф разобрался в причинах явления. На стёклах фонарей было вытравлено название их изготовителя: "Simens". При работе светильников со стороны Исаакиевского собора на колонне отражалась эта буква.

С ней связано много баек и легенд )))

В 1925 году было решено неуместным наличие на главной площади Ленинграда фигуры ангела. Была предпринята попытка укрыть его колпаком, что собрало на Дворцовую площадь достаточно большое количество прохожих. Над колонной повис воздушный шар. Однако, когда он подлетал к ней на необходимое расстояние, тут же дул ветер и отгонял шар. К вечеру попытки укрыть ангела прекратили.

Есть легенда, что в то время, вместо ангела всерьез планировали поставить памятник Ленину. Выглядело бы это примерно так ))) Ленина не поставили, так как не могли определиться в какую сторону Ильичу руку протягивать.

Колонна прекрасна и зимой и летом. И прекрасно вписалась в Дворцовую площадь.

Есть еще одна интересная легенда. Это случилось 12 апреля 1961 года, после того как по радио прозвучало торжественное сообщение ТАСС о запуске первого пилотируемого космического корабля. На улицах всеобщее ликование, настоящая эйфория в масштабе страны!

Уже на следующий день после полета у ног ангела, венчающего Александрийский столб, появилась лакончиная надпись: "Юрий Гагарин! Ура!"

Какой именно вандал смог таким способом выразить свое восхищение первым космонавтом и как ему удалось забраться на такую головокружительную высоту, так и останется загадкой.

Вечером и ночью колонна не менее прекрасна.

История Александровской колонны

Первым поставить памятник Александру I предложил Фридрих Вильгельм IV, когда гостил в Петербурге. Также с таким предложением выступал Карл Росси — архитектор, который строил здание Главного штаба. Но официальный конкурс на создание проекта для возведения монумента был объявлен Николаем I в. 1829 г.

Проект Монферрана

Огюст Монферран принял участие в конкурсе и предложил построить гранитный обелиск по подобию обелисков Древнего Египта. Однако ему недвусмысленно указали, что памятник должен иметь форму колонны. Архитектор разработал другой проект, который и был реализован впоследствии. Его главной целью было возведение монумента, по высоте превышающего колонну, установленную в честь Наполеона на Вандомской площади в Париже.

Строительство

Строительные работы длились 5 лет. Александрийский столп сделан из красного гранита. Обрабатывали его возле Выборга, а для доставки колонны в Санкт-Петербург использовали огромное судно, которое буксировали 2 парохода. Под основанием памятника находится более 1000 свай, достигающих в длину 6 метров.

Установка колонны

Чтобы поднять огромную колонну, пришлось сконструировать специальные леса. На это торжественное событие прибыл сам государь с семьей и собрались тысячи горожан. Удивительно, но колонну установили менее чем за 2 часа. В этом участвовали 2000 солдат и 400 рабочих.

Открытие памятника

И вот пришел день открытия Александровской колонны — 11 сентября 1834 г. Это был особый день для всей России. На Дворцовой площади собралось стотысячное войско во главе с государем. Также на церемонии присутствовали дипломаты и царская семья. У колонны было проведено торжественное богослужение, а затем зрители с восхищением смотрели военный парад, где маршировали полки, участвовавшие в войне с французами. В этом же году в России выпустили мемориальный рубль, общий тираж которого составил 15 тыс.

Реставрация

Спустя два года после открытия Александровской колонны на камне начали образовываться светло-серые пятна. Николай I приказал осмотреть памятник, и в результате исследований выяснили, что на стадии обработки кристаллики гранита частично выкрошились, а оставшиеся впадины воспринимаются как пятнышки. До конца XX в. колонну реставрировали пять раз. Это были косметические работы. Последняя реставрация закончилась в 2003 г. Тогда оценить фронт работ помогли альпинисты, которые высадились на колонне с помощью специального пожарного крана.

Интересные факты

С Александровской колонной связано много интересных фактов. Все началось с момента ее открытия. Чтобы провести парад на Дворцовой площади, по проекту архитектора Монферрана построили Певческий мост. Неслучайно была выбрана и дата церемонии, ведь Александрийский столп открыли в день перенесения мощей Александра Невского в Санкт-Петербург. А он, как известно, считается небесным защитником северной столицы.

В годы революции отношение к Александровской колонне несколько изменилось. На праздники ангела закрывали красным колпаком или маскировали с помощью шаров. А во время перестройки газеты писали, что разрабатывается проект по установлению вместо ангела статуи Ленина. Кстати, позже многие СМИ утверждали, что планировалось поставить статую Сталина.

Одна из самых любимых традиций местных жителей связана с молодоженами. Считается, что жених должен пронести свою невесту на руках вокруг памятника. И сколько раз он сможет обойти колонну, столько деток у них и будет.

25 июля 1832 года в Петербург привезли Александровскую колонну — монумент, который Николай I посвятил своему старшему брату Александру I и его победе над Наполеоном. Что означает надпись «Сим победиши»? Почему авторы решили отказаться от изображения Александра в виде римского всадника, попирающего змею? Как вообще удалось построить и установить такую махину в середине XIX века?

Что символизирует колонна и ангел на вершине

Идея создания памятника Александру I в честь его победы над Наполеоном впервые возникла у императора Пруссии Фридриха Вильгельма IV, когда монарх гостил в Петербурге. Ангел, который венчает монумент, как раз символизирует великого императора: в семье Александра нежно называли «наш ангел». Однако прежде чем прийти к окончательному варианту, Николай I отверг несколько проектов, самый интересный из которых предложил автор итогового монумента Огюст Монферран.

Как ещё мог выглядеть памятник

Эскиз первого проекта Монферрана сохранился до наших дней и сейчас находится в библиотеке Института инженеров путей сообщения. Архитектор предлагал установить гранитный обелиск, похожий на древнеегипетские, на гранитном цоколе. Основание памятника предлагалось украсить барельефами, изображающими битвы 1812 года, также на пьедестале должна была появиться надпись «Благословенному — благодарная Россия». Интересно, что один из барельефов на памятнике планировали выполнить с изображением Александра в виде римского воина на коне, попирающем ногами змею. Всадника при этом должны были сопровождать богиня победы и двуглавый орёл, а вести коня должны были две символические женские фигуры.

Монферран, желая показать императору своё высокое мастерство, выполнил эскиз акварельной техникой и написал сочинение о планах относительно памятника. Однако проект был отвергнут, а Николай дал архитектору понять, что желает видеть на Дворцовой площади именно колонну.

Желание императора — закон

Второй проект Монферран выполнил, следуя высочайшим пожеланиям. За основу были взяты колонны Траяна и Антонина в Риме, Помпея в Александрии, а Вандомская колонна в Париже. Сам жанр колонны не позволял разгуляться фантазии и мастерству архитектора, поэтому Монферран не мог отказаться от влияния предшественников и лишь частично изменил их идеи. К примеру, пьедестал и базу Монферран скопировал почти без изменений с колонны Траяна.

Императору понравился новый проект, и он приказал дать старт работам, которые продолжались с 1829 по 1834 год.

Как изготовили колонну


Монферран во время одной из своих поездок в Финляндию приметил подходящую скалу, которая находилась на месте современной деревни Пютерлахти. Сначала каменотёсы обследовали местность и подтвердили, что материал годится для изготовления колонны. Затем от неё отсекли гигантскую призму, которая по размерам значительно превосходила будущий памятник. Глыбу сдвинули с места и опрокинули на мягкую подстилку из елового лапника при помощи огромных рычагов и ворот.

Камни для фундамента и пьедестала вырубили из той же скалы. Для доставки гигантских частей, большая из которых весила 613 тонн, сконструировали специальную баржу, которая получила название «Святой Николай». Для выполнения работ в Финляндии также построили специальную пристань и мол.

Как проходили работы в Петербурге


Сначала при помощи геологической разведки специалисты определили подходящее место для будущего памятника. Затем рабочие выкопали котлован размером 14 на 14 саженей и глубиной 2 сажени (1 сажень примерно равна 2,13 метра) под фундамент из гранитных блоков. В яму забили 1250 сосновых свай, при этом во время работ в котлован непрерывно поступала вода, которую постоянно приходилось откачивать.

Монолит для основания пьедестала установили на фундамент при помощи катков по наклонной плоскости. Гигантский камень свалили на предварительно насыпанную на платформе кучу песка. Очевидцы рассказывали, что при ударе земля вздрогнула так, будто началось землетрясение.

Затем под монолит подвели подпорки, выгребли из-под него песок и подложили катки, по которым он и «поехал» на фундамент. С верхними частями пьедестала было значительно проще: они весили меньше, а рабочие к тому моменту уже набили руку.

Гораздо сложнее было установить на пьедестал колонну — для этого даже сконструировали оригинальную подъёмную систему из строительных лесов в 22 сажени (47 метров) высотой, 60 кабестанов и системы блоков. Подъём стал настоящим праздничным событием: в этот день на площади собралась огромная толпа, которая наблюдала за установкой колонны. Окна и крыша здания Главного штаба также были заняты зрителями. Не остался в стороне и государь — вся императорская семья тоже следила за этим историческим событием.

Для того чтобы привести колонну в вертикальное положение, понадобились усилия 2000 солдат и 400 рабочих, которые занимались установкой в течение 1 часа 45 минут. Сначала глыба приподнялась над землёй, затем плавно заняла позицию над пьедесталом. После этого канаты кабестанов были отданы, и колонна аккуратно встала на своё место. Народ, собравшийся на площади, радостно закричал: «Ура!»

Ангел и государь на коленях

Разумеется, удачному завершению работ рад был и император — при встрече с архитектором он воскликнул: «Монферран, Вы себя обессмертили!» Оставалось разместить на монументе элементы декора и выполнить отделочные работы. Фигуру ангела с крестом выполнил скульптор Б. И. Орловский, рядом расположили надпись «Сим победиши!». Говорят, что лицу ангела автор придал черты Александра I.

Фраза «Сим победиши!» связана с легендой об обретении древней христианской святыни — животворящего креста, на котором был распят Иисус. Согласно сказанию, римский император Константин Великий поручил своей матери Елене отправиться в Иерусалим, поскольку во время трёх сражений видел на небе крест с надписью «Сим победиши». Елене удалось отыскать реликвию, а вместе с ней четыре гвоздя и титлу INRI.

Открытие памятника состоялось 11 сентября 1834 года. На церемонии присутствовали государь, царское семейство, дипломатический корпус, стотысячное русское войско и представители русской армии.

«Нельзя было смотреть без глубокого душевного умиления на государя, смиренно стоящего на коленях впереди сего многочисленного войска, сдвинутого словом его к подножию сооружённого им колосса. Он молился о брате, и всё в эту минуту говорило о земной славе сего державного брата: и монумент, носящий его имя, и коленопреклонённая русская армия, и народ, посреди которого он жил, благодушный, всем доступный», — писал позже Жуковский в своём «Послании императору Александру».

На памятнике расположена табличка с надписью «Александру I. Благодарная Россия».

  • история
  • Александровская колонна
Оцените статью
SPBINFO24.RU
Добавить комментарий