История разводных мостов Санкт-Петербурга: кто их создатель

Санкт-Петербург, знаменитый своими великолепными дворцами и историческими сооружениями, также известен своими разводными мостами. Эти мосты не только украшают город, но и играют ключевую роль в его транспортной системе, соединяя различные районы и острова. Разводные мосты Петербурга имеют богатую историю, отражающую развитие города и его инфраструктуры. В этом тексте мы расскажем о некоторых из самых значимых разводных мостов Санкт-Петербурга.

Дворцовый мост, один из самых известных мостов Петербурга, был открыт в 1916 году. Он соединяет Адмиралтейский и Васильевский острова, проходя через Неву. Этот мост стал важной частью транспортной системы города, связывая центральные районы и обеспечивая удобный доступ к основным достопримечательностям. Дворцовый мост был спроектирован с учетом необходимости разведения для прохода крупных судов, что стало важной частью его конструкции. За годы эксплуатации мост не раз подвергался реконструкции и модернизации, сохраняя при этом свой исторический облик и функциональность.

Троицкий мост

Троицкий мост, открытый в 1903 году, является одним из старейших разводных мостов Петербурга. Он соединяет Петроградский район с центральной частью города, проходя через Неву. Этот мост был построен французской компанией и стал символом российско-французской дружбы. История Троицкого моста полна событий и изменений, отражающих развитие города и его транспортной инфраструктуры. Мост был реконструирован в середине XX века, что позволило ему сохранить свою функциональность и стать частью современной транспортной системы.

Литейный мост, открытый в 1879 году, соединяет центральную часть Санкт-Петербурга с Выборгской стороной. Этот мост стал первым металлическим мостом в городе, что сделало его важной вехой в истории петербургского мостостроения. Литейный мост сыграл ключевую роль в развитии транспортной инфраструктуры города, соединяя важные районы и обеспечивая удобное сообщение между ними. Разводной механизм моста позволяет обеспечивать свободное движение судов по Неве, что делает его важной частью городской инфраструктуры.

Когда в Петербурге появился первый разводной мост

176 лет назад, 18 ноября 1842 года император Николай I издал указ о строительстве первого постоянного моста через Неву в Санкт-Петербурге. Мост должен был соединить Васильевский остров с Английской набережной.

Петербургская газета «Северная пчела» в сентябре 1844 года так прокомментировала сооружение Благовещенского моста: «Самая постройка моста — дело гигантское. Едва ли в новые времена проводились работы по такому огромному плану, с такою удивительной точностью, изяществом, вкусом и из такого драгоценного материала! Горы гранита переброшены сюда из Финляндии и, как нежный воск, повинуются гениальной мысли человека! Паровые машины бьют сваи посреди быстрой и глубокой Невы, между тем как под водою устраивают прочные каменные фундаменты на укрепленном сваями грунте».

Первоначально мост был назван Благовещенским и стал самым первым разводным мостом, построенным в северной столице. Длина моста составила 331 метр, ширина проезжей части равнялась 18 м, а ширина тротуаров — по 3 метра. Открытие состоялось в 1850 году, и вскоре мост был переименован в Николаевский. Авторами проекта стали инженер Станислав Кербедз и знаменитый архитектор Александр Брюллов, установивший на нем миниатюрную часовню Николая Чудотворца, газовые фонари и красивую чугунную ограду.

Именно перильное ограждение — самая интересная и художественно исполненная частью декора моста. Так как мост пересёк Неву неподалеку от выхода в залив, в композицию его перил решено было ввести аллегории морской стихии — трезубцы Нептуна и фигурками морских коньков. Трезубец изображён в каждой секции, к каждому из них обращены с двух сторон фантастические морские коньки, задние части которых в виде завитых рыбьих хвостов вплетены в симметричный растительный фигурный орнамент. В 1863 году по мосту проложили линию конно-железной дороги, а в 1907 году через мост пролегла трасса первого в Петербурге трамвая.

Благовещенский мост, июль 2014 года.

В 1917 году за Николаевским мостом стоял крейсер «Аврора». Именно оттуда был совершен холостой выстрел, который стал сигналом к штурму Зимнего дворца.

После Великой Октябрьской социалистической революции, в 1918 году, мост был переименован в мост лейтенанта Шмидта и был фактически отстроен заново под руководством профессора Григория Передерия. Заклепки были заменены электросваркой. Старинные брюлловские фонари, украшавшие мост, были установлены на Марсовом поле в Петербурге, чугунную ограду поставили на новый мост, построенный позже в Твери.

В 1941—1942 годах мост сильно пострадал от разрывов снарядов: на левобережных постоянных пролётах в зоне трамвайной полосы была разрушена железобетонная плита проезжей части и повреждены перила. Капитальный ремонт провели быстро и даже не останавливали движение по мосту.

Разведённый Благовещенский мост

Уже в 21 веке, мост реконструировали, он стал шире на 13 метров. Сооружению вернули арочный вид, появились барьеры, разделяющие встречные полосы, убрали трамвайные пути, и вернули мосту историческое название — Благовещенский. На время капитального ремонта 2005-2007 годов для автомобильного и пешеходного движения между Центральным районом и Васильевским островом был сооружен мост-дублер выше по течению Невы, который получил в народе название «сын Лейтенанта Шмидта». 15 августа 2007 года переправу торжественно открыли и вернули ей историческое название — Благовещенский мост.

Интересно, что 29 июля 2018 года во время военно-морского парада в честь Дня ВМФ десантный катер врезался в опору разводного пролёта. Но последствий не было и катер тут же продолжил движение.

Фото: wikipedia.org

79209

Кто придумал разводные мосты в санкт петербурге

МЫ В СОЦСЕТЯХ:

Особая атмосфера Санкт-Петербурга связана с его знаменитыми мостами. Хотя этот город далеко не на первом месте по их количеству. Мостов в Питере «всего» 342, из них 22 – разводные. Для примера, в Гамбурге 2376 мостов. Но количество в данном случае не имеет значения.

Питерские мосты – явление скорее духовное, нежели функциональное.

Захлёбываясь от восторга

Первые мосты в городе появились во времена Петра Первого, ещё в самом начале строительства будущего Санкт-Петербурга, ведь требовалось обеспечить доступ в новые районы, разделённые реками, речушками и каналами. Те мосты не сохранились, потому что были деревянными или вообще наплавными – это когда несколько плотов скрепляют друг с другом и таким образом соединяют берега.

Петру вообще не нравились каменные мосты, да он и не собирался их строить. Император мечтал, что жители будущей столицы России станут передвигаться на паромах и лодках. В этом ему виделся европейский шик, по типу амстердамского или венецианского.

Так что первый каменный мост в Питере появился только в 1760 году, спустя 35 лет после смерти императора.

Первые мосты были примитивными, хоть и добротными. Их не сравнить с нынешними стальными и каменными красавцами, перекинувшимися через Неву и приводящими в восторг гостей Санкт-Петербурга. Вдобавок история каждого петербургского моста окутана тайной.

…Прототипы разводных мостов появились ещё в Вавилоне, в 600-х годах до нашей эры. В ту эпоху часть деревянных конструкций на ночь просто отодвигалась вручную, чтобы предотвратить нападение врага на город.

А в России первый чугунный разводной мост – Благовещенский (в советские времена носил название мост Лейтенанта Шмидта), он соединил берега Невы в 1850 году. Журналисты, захлёбываясь от восторга, писали тогда в газетах: «Едва ли в новые времена проводились работы по такому огромному плану, с такою удивительной точностью, изяществом, вкусом и из такого драгоценного материала! Горы гранита переброшены сюда из Финляндии и, как нежный воск, повинуются гениальной мысли человека! Паровые машины бьют сваи посреди быстрой и глубокой Невы, между тем как под водою устраивают прочные каменные фундаменты на укреплённом сваями грунте».

Открытие Благовещенского, первого постоянного моста через Неву, состоялось 21 ноября 1850 года. На церемонии присутствовал сам император Николай I. В сопровождении свиты он прошёл по мосту и остался весьма доволен. Все участники строительства были тогда произведены в чины и награждены орденами. В честь открытия Благовещенского моста была даже выпущена памятная медаль с изображением Афины Паллады, переводящей Геракла через водный поток.

Золотая заклёпка

Инженерное чудо своего времени, Большеохтинский мост, поражал современников внешним видом. Длина моста – 335 метров, ширина – 23,5 метра. Вес всех металлоконструкций составил 8920 тонн.

Первый проект моста утвердил Николай I ещё в 1829 году, но в казне не нашлось достаточно средств, и строительство было отложено на целых 80 лет. За это время было немало споров. Дело в том, что из Охты в Санкт-Петербург существовал только водный путь. Можно представить, как противились началу строительства паромщики и лодочники, которых мост лишал постоянного заработка.

Вмешались и купцы с промышленниками. Каждый отстаивал свои интересы, требуя, чтобы мост строился вблизи именно их предприятий.

Все дебаты резко прекратились весной 1907 года, когда накануне Светлой Пасхи пароход «Архангельск», перевозивший людей от Смольного на Охту, врезался в льдину и затонул. Погибло 39 человек, и Николай II приказал срочно начать строительство.

На конкурс прислали 16 проектов – российских, европейских, американских. В тендере участвовала даже фирма самого Густа2ва Эйфе2ля! Но победил отечественный проект, проходивший вне конкурса, под названием «Свободу судоходству», выкупленный правительством за 2 тысячи рублей. Большие деньги, между прочим.

Для сравнения, генерал армии в то время получал жалование в размере 500 рублей (поручик – 55 рублей). Правда, за первое место в официальном конкурсе победитель мог бы получить 12 тысяч рублей. Так что правительство ощутимо сэкономило.

В 1909 году началось строительство моста, который решено было назвать мостом Императора Петра Великого. Так его и величали до 1917-го. Отличительной особенностью конструкции является неимоверное количество металлических заклёпок, соединяющих детали. Говорят, что их больше миллиона – никто так и не смог сосчитать.

После открытия моста в 1911 году по Петербургу поползли слухи, будто одна из заклёпок сделана из чистого золота. Вроде как строители заколотили её наудачу и покрыли сверху металлической краской. Нетрудно догадаться, что желающих отыскать драгоценность нашлось очень много. До сих пор любители приключений пытаются найти заветную заклёпку, но всё тщетно.

Сегодня Большеохтинский мост признан памятником истории и культуры.

Остались без ряпушки

Мост Императора Александра I открылся 26 апреля 1913 года. В длину он составлял 1160 метров и предназначался для проезда через Неву исключительно железнодорожного транспорта. После революции его переименовали в Финляндский железнодорожный мост. Не самый монументальный и не самый длинный, он, однако, является стратегическим объектом и находится под наблюдением вооружённой охраны.21 августа 1963 года Финляндский мост оказался в центре драматического инцидента.

Экипаж самолёта Ту-124, вылетевшего из таллинского аэропорта в Москву, неожиданно обнаружил, что стойку носового шасси заклинило в полуубранном состоянии. Вернуться в Таллин самолёт не мог из-за внезапно спустившегося густого тумана, и тогда было принято решение об аварийной посадке в ленинградском Пулкове.

Когда лайнер на высоте 500 метров кружил над Ленинградом, вырабатывая топливо, пришла другая беда – остановился один из двигателей. Что делать? До Пулкова 21 километр, на одном крыле не долететь. Пилот стал планировать над центром Ленинграда, пытаясь приводниться на поверхность Невы.

Можно представить шок прохожих, увидевших огромную стальную птицу, летевшую в буквальном смысле над их головами, чуть не задевая волосы… Филигранное приводнение, к счастью, прошло успешно. Это случилось как раз в районе Финляндского железнодорожного моста. Никто из пассажиров и членов экипажа не пострадал. Десятый случай такого удачного приводнения в мире!

Одним из пассажиров этого злополучного рейса был митрополит Таллинский Алексий, будущий патриарх всея Руси Алексий II.

На этом злоключения Финляндского моста не закончились. Ровно через 20 лет, в 1983-м, в одну из опор врезался рефрижератор «Комсомолец Татарии» с 500 тоннами ряпушки на борту. Судно получило пробоину и ушло под воду. Здесь тоже обошлось без жертв. Правда, ленинградцы в тот год остались без своей любимой рыбы – ряпушки, ещё одного символа города на Неве, но это уже мелочи.

Похож на рождественскую ёлку

«Кроме улиц, в Петербурге есть много весьма замечательных мостов. Низший класс петербургского общества очень любит мосты. Он иногда по целым дням проводит у этих мостов, беседуя с земляками, наблюдая за прохождением барки под мостами или просто живописно облокотившись на перила и поплёвывая в воду, для собственного удовольствия, в продолжение нескольких часов сряду. Мост для русского мужика то же, что был форум для римского».Это отрывок из очерка 1844 года авторства выдающегося литературного и театрального критика Аполлона Григорьева.

Сколько писателей, поэтов, художников и кинематографистов испытали прилив вдохновения при виде питерских мостов!

«В половине третьего часа ночи – а ночь была облачная, тёмная, – на середине Литейного моста сверкнул огонь, и послышался пистолетный выстрел. Бросились на выстрел караульные служители, сбежались малочисленные прохожие – никого и ничего не было на том месте, где раздался выстрел. Значит, не застрелил, а застрелился».

Так описывает Чернышевский в своём романе «Что делать?» самоубийство Лопухова. Литейный считается самым «печальным» мостом Петербурга. С ним связано много трагических историй. Одна из них – легенда об «обиженном» валуне.

При сооружении мостов через реки используются так называемые кессоны – камеры, которые вбиваются в дно, чтобы потом в них встраивать опоры. И вот, когда начали возводить Литейный, произошли странные события, которые любители городского фольклора объясняли мистическим влиянием огромного валуна, лежащего на дне Невы. Видимо, камню очень не нравилось, что его потревожили, и он решил «мстить».

Сначала затонул один кессон, наткнувшийся на валун, а через месяц в новый кессон ворвался полужидкий грунт, из-за чего погибло пять человек. Через год в третьем кессоне произошёл взрыв, унёсший жизни 29 человек!

Строительство Литейного тем не менее продолжилось. Осложнялось это трудное дело и тем, что мост ставили в самом глубоком – до 24 метров – месте Невы. И вот открытие очередного разводного моста состоялось, несмотря на предшествующую дурную славу. Церемония прошла 30 сентября 1879 года.

Из-за аварий Литейный был сдан с опозданием, да и первоначальная сумма на строительства увеличилась в полтора раза. И всё же этот шестипролётный мост с одной разводной частью стал примером технологического новаторства и инженерного прорыва.

Ещё одна история, совсем не драматическая, тоже связана с Литейным. Именно на нём впервые в мире появилось уличное электрическое освещение. Павел Яблочков, великий русский изобретатель, придумал и запатентовал электрическую свечу – проще говоря лампочку. Он надеялся, что открытие сделает его очень богатым, но не тут-то было.

Соотечественники с недоверием отнеслись к новинке, и завод Яблочкова по производству ламп терпел колоссальные убытки. Но на помощь учёному пришли подрядчики, которые занимались строительством моста. Те закупили большую партию электрических свечей и превратили Литейный в подобие рождественской ёлки. Лишь после этого петербуржцы поняли, насколько удобно электрическое освещение, и дела учёного быстро пошли на лад.

Художники прошлого любили писать Литейный мост на фоне закатов. Но в наше время мастера искусств ищут более интересные формы, чтобы донести свою мысль.

В ночь с 13 на 14 июня 2010 года на Литейном состоялась художественная акция арт-группы «Война», которая заключалась в изображении 65-метрового фаллоса на одной из поднимающихся частей моста. По задумке авторов при разводе моста сие творение должно быть хорошо видно из окон «Большого дома» – здания управления ФСБ.

Скандал действительно получился громким. Особенно после того, как в 2011 году эта акция была отмечена премией «Инновация» от Министерства культуры России.

Царю не до того

Чтобы увидеть развод мостов, в Питер приезжают целыми туристическими автобусами, потому что это поистине примечательное событие, визитная карточка Северной Пальмиры, неотъемлемая часть любой экскурсии. И действительно, зрелище завораживает своим величием.

Безусловно, самым узнаваемым мостом Санкт-Петербурга является Дворцовый. Именно его изображение в разведённом состоянии – неофициальный символ города.

Мост находится в самом центре, у Зимнего дворца, отсюда и название. Построить его решили во второй половине XIX века, чтобы связать между собой два здания государственной важности – Биржу на Васильевском острове и Главный Императорский дворец. Обновлённый мост в виде пятипролётной металлической конструкции с разводным пролётом посередине был установлен в 1916 году.

За неделю до открытия было проведено испытание прочности. 34 грузовых автомобиля, каждый весом в 10 тонн, въехали одновременно на мост, заняв все его пролёты.

23 декабря 1916 года состоялось официальное открытие. Торжество прошло скромно, никто из членов царской династии не присутствовал. Не до того было Николаю II – Россия вела тяжёлую войну, а тут ещё в ночь на 17 декабря убили любимца императорской семьи, Григория Распутина. В итоге не пришёл на открытие даже городской голова Делянов, передав право разрезать ленточку своему заместителю.

Дворцовый мост довольно низкий, но, несмотря на это, он всё же перекрывает вид на Кунсткамеру, Адмиралтейство и Биржу. Таковы уж особенности берегов Невы. Ради безопасности судоходства проектировщикам пришлось пожертвовать идеальной панорамой.

Длина моста – 250 метров, ширина – 27,7 метра. Интересно, что разводной механизм состоит из многотонных противовесов, моторов и шестерён, часть которых работает с самого дня открытия Дворцового. Архитектурный облик моста был закончен лишь к 1939 году. Его украсили чугунные решётки архитектора Льва Носкова. Но вот ещё одну задумку архитектора воплотить не удалось: мы так и не увидели на опорах моста большие фонарные столбы, украшенные двуглавыми орлами.

На ночную разводку Дворцового моста, особенно сейчас, в период белых ночей, приходят не только туристы. Даже для коренных петербуржцев это зрелище не является будничным, оно сродни торжественному мероприятию. А сегодня благодаря современным световым установкам петербургские мосты выглядят как шедевры искусства. Иногда крылья мостов превращаются в огромные экраны, на которые проецируются красочные картины. Особенно эффектно это выглядит во время знаменитой ночи выпускников, когда по Неве сквозь разводные проёмы величественно плывёт корабль с алыми парусами, знаменуя мечту и романтику новой жизни.

Наталия ЛАЛАБЕКОВАФото: Роман АЛЕКСЕЕВ

Опубликовано в №26, июль 2020 года

История создания разводных мостов Санкт-Петербурга

Только побывав в Петербурге, можно полностью ощутить его мощь, весь его шарм. Слушая плеск волн Невы, и созерцая ее темные воды, можно проникнуться богатой историей великого города.

Визитная карточка — разводные мосты Санкт-Петербурга, история их уходит к началу строительства города. На данный момент количество таких конструкций составляет 21. Только 13 используются в летнее время, разводятся в регулярном сезонном режиме. Зрелище захватывает не только туристов, но и самих жителей города. Среди прочих, выдающимися считаются Благовещенский и Дворцовый.

Благовещенский мост первым появился над Невой на постоянной основе. Почти сразу за ним, в нескольких километрах, простирается Финский залив. Строительство длилось 7 лет, окончено было в 1850 году. Строение можно считать архитектурным шедевром; отдельно проектировались перила. В секторах решетки изображена морская символика: раковины, трезубцы, морские коньки.

На время, имя было изменено на Николаевский, сразу после кончины Николая Первого. Октябрьская революция окрестила его мостом Лейтенанта Шмидта. Последняя реконструкция, уже в 21 веке, вернула старое название, первоначальное.

История разводных мостов Петербурга богата и интересна, особенно примечателен среди всех Дворцовый. Он соединяет Адмиралтейство и Зимний дворец со стрелкой Васильевского острова. В свое время тут находилась главная биржа Российской Империи. В длину конструкция всего 260 м, а ширина ее — 27,8 м. Строительство длилось 4 года, начато в 1912 по чертежам А.П. Пшеницкого.

Разведенный на фоне заката, Дворцовый мост считается символом города.

Если изучая красоты и историю города Санкт-Петербурга ваши рабочие вопросы все равно не дают вам покоя, то стоит подумать как их решить, чтобы спокойно дальше наслаждаться экскурсиями и отдыхом. Если главная задача состоит в том, чтобы найти качественные полочные стеллажи, то вам повезло, на сайте metall-form.ru вы найдете все что или почти все что вас может интересовать по данному вопросу.

  1. Трехсотлетняя история мостов Петербурга

Разводные мосты Петербурга: история и современность

Санкт-Петербург недаром называют Северной Венецией. Город пересекают множество каналов и рек, но самое захватывающее зрелище на Неве — это разводные мосты. Каждый год с конца апреля по ноябрь они поднимаются ночью, чтобы пропустить суда по реке. Это зрелище привлекает тысячи туристов.

История разводных мостов

Первым разводным мостом в России стал Благовещенский (ранее известный как мост Лейтенанта Шмидта), открытый в 1850 году в присутствии Николая I. Этот мост стал началом многовековой традиции петербургских разводных мостов.

Особое место в истории занимают Большеохтинский и Троицкий мосты. Проект Большеохтинского был утверждён ещё в 1829 году, но строительство началось только после трагедии с пароходом «Архангельск» в 1907 году. Троицкий мост, один из красивейших в городе, был возведён в 1891 году и стал символом празднования 200-летия Петербурга.

Сегодня в Санкт-Петербурге 18 разводных мостов, из которых 12 регулярно разводятся в период навигации. Самым популярным для туристов является Дворцовый мост — его центральный двукрылый пролёт, один из крупнейших в мире, привлекает больше всего зрителей.

Уникальные конструкции мостов

У каждого моста своя уникальная конструкция. Например, разводной пролёт Троицкого моста раньше двигался в сторону, но с 1967 года его поднимают вертикально с помощью мощных гидравлических систем. А на Дворцовом и Сампсониевском мостах сохранилась возможность ручной разводки!

Как происходит разводка мостов

Все процессы разводки мостов тщательно контролируются. Из операторской специалисты следят за датчиками, видеокамерами и свето-сигнальным оборудованием, поддерживая постоянную радиосвязь с проходящими судами.

Значение мостов для города

Петербургские мосты — это не просто инженерные конструкции, а настоящие символы города, каждый из которых хранит свою историю. Они связывают разные районы города, позволяют судам проходить по Неве и являются важной частью культурного наследия Санкт-Петербурга.

Если вы планируете посетить Северную столицу, не упустите возможность увидеть разводку мостов. Это незабываемое зрелище, которое оставит яркие впечатления на всю жизнь.

  • Сад Сен-Жермен: Тайны и Вдохновение Литейного Проспекта31.10.2024
  • Казанский собор: Величие Петербурга и история России31.10.2024
  • Брандмауэры Петербурга: Тайные Хранители Истории31.10.2024
  • Новая Голландия: от истории к современному отдыху08.10.2024
  • А сколько в Петербурге львов?08.10.2024
Оцените статью
SPBINFO24.RU
Добавить комментарий