21 января приказом Кагановича образовано Строительство № 5 НКПС с задачей построить метрополитен в Петербурге. Возглавил организацию Иван Георгиевич Зубков, получивший опыт во время сооружения московского метрополитена. Работы по строительству метро в Петербурге были развернуты немедленно. К июню 1941 года было заложено 34 шахтных ствола, пройдено 675 метров подходных тоннелей, начата проходка 11 штолен. Грандиозные планы и надежды прервала война.
С 28 июня по 1 сентября возведены оборонительные сооружения на линии Парголово — Сестрорецк, Перкъярви — Мусла, Луга — Толмачево, Кингисепп — Волосово, Петергоф — Красное Село. Построены тупики для бронепоездов и складов, железнодорожные ветки общей протяженностью 30,5 км, танковая переправа через Неву («Невский плацдарм») и другие оборонительные сооружения. Сооружено 640 дзотов и дотов, отрыто 90 км окопов, создано 55 км противотанковых препятствий.
Летом 1941 года все силы ленинградского «Метростроя» были перекинуты на оборону города, а пройденные шахты законсервированы. В составе Управления военно-восстановительных работ-2 (УВВР-2), куда вошло Строительство № 5 НКПС, возглавляемое Иваном Георгиевичем Зубковым, под непрерывным обстрелом врага вчерашние метростроители несли огромные потери убитыми и ранеными.
1942
В марте начато строительство портовых сооружений на восточном берегу Ладожского озера: сооружено 3 станции, 8 пирсов, паромная переправа. На Кобонском канале, соединившем Новоладожский канал с Ладожским озером, возведен разводной железнодорожный мост. Тогда же сдан в эксплуатацию причал длиной 117 метров на реке Волхов в Новой Ладоге. На строительстве угольных шахт в Комарово сооружено 12 шахт с годовой производительностью 360 тонн топлива, так необходимого городу.
1943
Строятся свайно-ледовые мосты через Неву, реки Черная, Назия общей протяженностью 33 км. Сооружены мост через Неву у Шлиссельбурга, обходная железнодорожная трасса Левобережная — Междуречье. Продолжено строительство угольных шахт в Комарово.
1944
Восстанавливаются и строятся дороги и станционные сооружения на гдовском, новгородском, волховском, псковском и других направлениях. Вводятся в строй железнодорожные коммуникации вслед за наступающим 3-м Украинским фронтом, сооружаются Карпатские тоннели, ведутся работы в районе Севастополя, порта Каунаc.
1945
Построены вокзалы на станциях Любань, Гатчина, Мга, Волховстрой, Чудово, Малая Вишера, Пушкин, Луга, Раквере и Томсалу в Эстонии, а также порт в Таллине. В Ленинграде подготовлены к работе Пролетарский, Октябрьский, коксогазовый заводы, отремонтировано свыше 500 жилых домов. Построено и восстановлено около 6000 километров линий связи. И, наконец, метростроители возвращаются на восстановление шахт будущего ленинградского метро.
1946
В 1946 году строительство метрополитена возобновилось. Строительство № 5 НКПС преобразовано в «Ленметрострой». 3 декабря 1946 года организуется первый ленинградский филиал «Метропроекта» — «Ленметропроект». Эту дату официально принято считать днем основания ОАО НИПИИ «Ленметрогипротранс».
Долгожданное открытие метро
На строительство первой ветки ушло 10 лет. В 1955 году была открыта первая ветка Санкт-Петербургского метро. В ее состав вошли Площадь Восстания, Владимирская, Технологический институт, Балтийская, Нарвская, Кировский завод и Автово. А немного позже открылась и Пушкинская. Жители Северной столицы теперь могли легко добраться на метро до Витебского, Балтийского и Варшавского вокзалов.
Но, несмотря на этом строители не остановились, а продолжили работать. Первую линию продлили в сторону центра, и теперь через новую станцию Чернышевская и Площадь Ленина можно было доехать и до Финляндского вокзала.
Большинство первых станций оформлялись в привычном тогда стиле Сталинской архитектуры.
История самой глубокой станции города
Адмиралтейскую планировали строить давно — ее даже можно увидеть в старых проектах 50-х годов. Но на деле станция открылась только спустя 40 лет. Дело в том, что геологические данные не позволяли строить в том месте неглубокую станцию. А для постройки эскалатора потребовалось бы снести несколько домов.
Дошло даже до того, что строители рассматривали вариант постройки лифта, на примере лондонского метрополитена. Но лифт оказался рискованной идеей. Оставался только эскалатор. Специально для его постройки закупали иностранный механизм, благодаря которому можно было снести лишь один дом вместо четырех.
Из-за продолжительного строительства Адмиралтейскую даже называли «станцией-призраком». Открытие самой глубокой станции Петербурга свершилось в 2011 году.
Как строили подземку
В первые годы работали вручную отбойными молотками и лопатами, как на рудниках. Только в 1949 году у ленинградских строителей появился первый метропроходческий щит: он вгрызается в породу ротором с резцами, а затем ее отводят на конвейер и вывозят из тоннеля. Правда, чтобы щит и рабочие попали под землю, сначала нужно построить шахту или «вертикальный ствол».
Для этого необходимо заморозить «плывуны» – пески, пропитанные грунтовыми водами. С ними не могут работать ни машины, ни люди. Делается это так: по периметру «ствола» бурят скважины вплоть до кембрийских глин, в них опускают пластиковые трубы и заливают воду с солями. Затем установки на поверхности начинают гонять эту холодную воду по кругу, как в морозилке, и за два месяца грунт замерзает.
Что происходит после заморозки
Экскаватором и отбойными молотками грунт вырубают на метр. После этого по периметру шахты собирают железобетонное кольцо, а зазор между ним и грунтом нагнетают уплотняющими и гидроизолирующими растворами. После все повторяется: разработка грунта, установка кольца и нагнетание. Только когда нужная глубина будет достигнута, в специальном помещении или «камере» уже собирают щит, который и начнет прокладку тоннеля.
Зачем нужны закрытые платформы
Из всех российских метрополитенов только в Петербургском есть закрытые станции. Например, «Гостиный двор» или «Петроградская». На них залы огорожены от путей стенами с дверями, которые открываются после прибытия поезда. Из-за этой конструкции их часто называют «горизонтальными лифтами».
Источник: metro.spb.ru
Причина, по которой появились закрытые станции, куда прозаичнее – их было дешевле возводить за счет более простой технологии. При строительстве не требовался сложный перемонтаж проходческого щита, а скрытым от глаз тоннелям не нужна была дорогостоящая отделка.
На практике же оказалось, что всю экономию «съедает» обслуживание: электромоторы дверей, что открываются и закрываются сотни раз в день, расходуют много электричества, а еще их надо чинить и платить зарплату ремонтникам. И так начиная с 1961 года, когда построили первую закрытую станцию – «Парк Победы». К тому же у «горизонтальных лифтов» очень низкая пропускная способность.
Первый проходческий щит изготовили совместно с Кировским заводом в 1950 году
Вращающийся режущий элемент позволял снимать целые пласты породы, а не крошить их отбойными молотками.
В 1955 году 15 ноября появилась первая линия — Выборгско‑Кировская.
Строители запустили первую очередь ленинградского метро: станции «Автово», «Кировский завод», «Нарвская», «Балтийская», «Технологический институт», «Пушкинская», «Площадь Восстания», «Чернышевская» и «Площадь Ленина». В 1957 году метростроители окончательно прошли первые два тоннеля под Невой.
1960‐е годы
В 1961 году появляется вторая линия. Московско‑Петроградская линия метро соединила юг города и Петроградскую сторону.
В 1967 году метростроители открывают зеленую ветку. Невско‐Василеостровская линия состояла из станций закрытого типа, прозванных «горизонтальным лифтом».
В эксплуатацию сданы станции: «Технологический институт‑2», «Фрунзенская», «Московские ворота», «Электросила», «Парк Победы», «Площадь Мира» («Сенная»), «Невский проспект», «Горьковская», «Петроградская», «Василеостровская», «Гостиный двор», «Маяковская» и «Площадь Александра Невского».
1970‐е годы
В 1970 году на строительных площадках зеленой линии впервые пройдены тоннели с тюбинговой железобетонной обделкой, обжатой в породу.
Сданы в эксплуатацию станции «Елизаровская», «Ломоносовская», «Выборгская», «Лесная», «Площадь Мужества», «Политехническая», «Академическая», «Гражданский проспект» и «Комсомольская» (теперь «Девяткино»).
1980-е годы
В 1981 году установлен мировой рекорд по скорости проходки
На участке между станциями «Черная речка» и «Удельная» прошли 1250 метров за 30 дней. Этот рекорд не побит до сегодняшнего дня.
Сданы в эксплуатацию станции «Черная речка», «Пионерская», «Удельная», «Рыбацкое» и депо «Невское», «Площадь Александра Невского‐2», «Новочеркасская», «Ладожская», «Проспект Большевиков», «Улица Дыбенко», «Озерки» и «Проспект Просвещения».
1990-е
Сданы в эксплуатацию станции «Лиговский проспект», «Достоевская», «Садовая», «Спортивная», «Чкаловская», «Старая Деревня», «Крестовский Остров».
Впервые в практике петербургского метростроения все сооружения — и подземная станция, и ее наземный вестибюль — были выполнены в сборном железобетоне на станциях «Старая деревня» и «Крестовский остров».
История питерского метро
Первые публичные обсуждения строительства подземного транспорта в столице Российской империи проходили еще в конце XIX столетия, однако все созданные дореволюционные проекты были отклонены Николаем II. К возведению тоннелей приступили в начале 1941 года. Первую ветку решено было пустить к концу 1942 года. Но Великая Отечественная война внесла существенные коррективы, и к возведению подземки вернулись лишь в 1946 году.
Проблем при строительстве метрополитена в Санкт-Петербурге хватало. Город построен на берегах реки и островах в дельте Невы. Под его улицами и зданиями проходит много водоносных слоев, и поэтому необходимо было строить систему станций и перегонов, расположенных достаточно глубоко под землей.
Участки метро, которые проходили через неустойчивые водосодержащие грунты, строители замораживали фреоном, охлажденным до температуры -12°С, а это неизбежно удлиняло сроки строительства и увеличивало финансовые затраты. В некоторых местах для возведения наземных павильонов приходилось сносить старые здания и храмы.
Первые составы на отрезке от «Автово» до «Площади Восстания» были пущены в 1955 году. По сей день первые восемь построенных станций считают самыми пышно декорированными во всем метро Санкт-Петербурга.
За последующие десятилетия примерно раз в год возводили по одной новой станции. Всего их построили 69. Почти все станции открывали перед Новым Годом, и они становились прекрасным предпраздничным подарком для жителей города.
Время от времени у метростроителей возникали проблемы. Так, станцию «Пушкинская» хотели открыть среди первых – еще в 1955 году. Но случилось непредвиденное: перед самым пуском произошло обрушение наклонного хода и эскалатора. Пришлось проводить большие ремонтные работы, и станция заработала годом позже.
Одну из станций на красной ветке метро Санкт-Петербурга – «Дачную», наоборот, навсегда закрыли. Раньше это была наземная станция, расположенная сразу за «Автово». Когда ветку продлевали, «Дачную» переделали под здание. Сейчас в нем расположен межрайонный регистрационно-экзаменационный отдел ГИБДД.
Водоносные питерские грунты дали о себе знать большим размывом одного из тоннелей. Это произошло в конце зимы 1995 года в подземном перегоне, расположенном между станциями «Площадь мужества» и «Лесная». Незамерзший плывун затопил тоннель, и в нем едва не пострадали рабочие. Повреждения были столь сильными, что движение составов пришлось перекрывать.
Чтобы предотвратить дальнейшее затопление, возле станции «Лесная» возвели специальную перегородку. Ремонтно-восстановительные работы продолжались долго и были завершены только к лету 2004 года. После этого поезда на Выборгской линии стали возить пассажиров в обычном порядке.
Пятая ветка метро Санкт-Петербурга была построена в 2008 году. Дольше всего метростроевцы возводили станцию «Адмиралтейская». Работы на ней были начаты в 1997 году, а закончены только к 2011 году. Такой долгострой был вызван и инженерными трудностями, и проблемами с финансированием.
Рекорды метро Санкт-Петербурга
- Метрополитен Северной столицы считается самым глубоким в мире. Более полусотни станций в нем заложены на глубине свыше 30 метров. Это произошло из-за обилия водоносных грунтов, на которых стоит город. На островах в дельте Невы построено 24 станции.
- Метро Санкт-Петербурга имеет статус самого западного и одновременно самого северного в стране. В России самой западной считается станция «Приморская», а самой северной – «Парнас».
- Самая глубокая в стране станция «Адмиралтейская» расположена на уровне 102 метров ниже поверхности земли.
- «Проспект ветеранов» считается станцией, наиболее загруженной по объему ежедневного пассажиропотока. По этому показателю она даже опережает московское метро.
- Наименее загруженная станция – «Политехническая» – расположена рядом с Политехническим университетом.
- Наибольшую длину эскалатора имеет станция «Площадь Ленина». Его 729 ступеней растянулись на целых 100 метров.
- На станции «Площадь Александра Невского» расположен необычный барельеф с изображением пяти всадников, восседающих на четырех конях.
- Станция «Автово» имеет 46 колонн. Только 16 из них облицованы граненым стеклом, а остальные отделаны камнем. Перед пуском станции была сильная спешка, подрядчики никак не успевали к сроку, и поэтому только 16 колонн декорировали по изначальному проекту. Остальные временно закрыли камнем. Однако, как оказалось, нет ничего более постоянного, чем временное. Любопытно также то, что эта станция стала первой в метро Санкт-Петербурга, которую построили совсем без эскалаторов. Видимо, строительство пришлось на период, когда экономили на всем.
- В наземном вестибюле станции «Нарвская» установлена необычная скульптурная композиция. Люди в ней смотрят в одном направлении. А то место, куда направлены их взгляды, пустует, то есть главный персонаж памятника отсутствует. Предполагают, что первоначально на этом месте должны были установить фигуру Сталина. Панно с его изображением сохранилось на станции, но пассажиры не могут его увидеть. С 1961 года панно закрывает декоративная стена, за которой расположены служебные помещения.
- Памятники поэту А.С. Пушкину установлены сразу на двух станциях метро Санкт-Петербурга – «Пушкинской» и «Черной речке».