Создание игрушек народных в России было обусловлено как практическими, так и культурными факторами. Исторически, игрушки служили не только развлечением для детей, но и важным элементом обучения, способствуя развитию традиционных навыков и обычаев. Мастера использовали доступные материалы — дерево, текстиль, глину — что отражало уверенность в своих силах и творческий подход к ремеслу.
Кроме того, народные игрушки часто имели символическое значение, отражая мифологию, фольклор и обычаи различных регионов страны. Они становились неотъемлемой частью праздников и обрядов, позволяя передавать культурное наследие из поколения в поколение и поддерживать связь с национальной.identity.
Что послужило созданию игрушек народных в россии
Многие взрослые, а не только дети, очень увлекаются игрушками, особенно деревянными!
А вы задумывались о том, как появилась и развивалась история игрушек, какой материал использовался для их создания, и как они выглядели? Мы расскажем об истории деревянных игрушек в нашей статье.
Древние обрядовые куклы.
В деревнях на Севере России до XIX века сохранялись древние русские обычаи, а также традиции по обработке дерева. Именно там сохранился самый древний вид игрушек, известных как "Панки", которые использовались в северных губерниях вплоть до начала XX века. "Панки" были игрушками, вырезанными из цельного куска дерева.
Напоминавшие древних языческих идолов, которым поклонялись северные племена до прихода христианства, они сильно походили на них. Панки были выполнены схематично и передавали только контуры птиц, зверей или человеческих фигур, без проработки мелких деталей. Слово «Панк» происходит от слова «Панг», что означает «Корень», «Ствол». Целостность и нерасчлененность массива дерева были основными отличительными чертами этих игрушек. В них легко узнавался прототип – древние идолы, которые были широко распространены в дохристианские времена.
Самая древняя обнаруженная игрушка имеет возраст более 35 тысяч лет. Очевидно, что в качестве материала для игрушек первоначально использовалось самое доступное сырье — дерево.
В древности на территории Руси деревянные игрушки были распространены повсеместно. Различные регионы имели свои особенности в изготовлении игрушек, которые отражали культуру и увлечения местного населения.
Исследователи обнаружили, что деревянные игрушки были популярны у восточнославянских племен еще в IX веке. К сожалению, до нас не дошли самые первые образцы, и историки получили информацию о них только из исторических источников. Тем не менее, даже такие данные дают нам возможность проследить всю их историю.
Деревянная игрушка занимает важное место в художественных ремеслах Руси, поскольку благодаря игрушке ребенок начинает изучать и взаимодействовать с окружающим миром. Изначально их изготавливали родители для своих детей, но со временем это стало особым ремеслом.
Простейшие игрушки — это сук и подправленный ножом. Позже игрушки стали более сложными и интересными.
Головоломки изначально были простыми, но затем стали сложными и разнообразными.
Игрушки совершенствовали технологию производства, продавали, обменивали и дарили как детям, так и взрослым.
Из ольхи, дуба, липы, ясеня, березы и клена изготавливают экологически безопасные игрушки, подходящие детям.
Дети инстинктивно понимают, что такие игрушки более ценны. Ведь они созданы из натурального материала — дерева, которое впитало в себя солнечную энергию. Эти игрушки сохраняют естественное тепло и несут позитивную энергию.
В России многие родители предпочитают приобретать именно деревянные игрушки для своих детей, считая их безопасными и полезными, в отличие от игрушек из токсичного пластика. В последнее время на рынке появилось огромное количество разнообразных развивающих игрушек, и зачастую бывает непросто разобраться в этом разнообразии.
Вопрос об истории игрушек нельзя однозначно решить. Скорее всего, в древности игровая и культовая ценность тесно переплетались между собой, а затем религиозные обряды были забыты, и игрушка осталась лишь предметом развлечения.
Игрушки, которыми играли дети простого народа, были редкими в России. В некоторых областях крестьянской жизни детских игрушек практически не было. Вместо этого они играли деревянными окрашенными яйцами, ложками, баночками, ножами, гвоздями, камнями и так далее. Однако благодаря книгам и рассказам старых людей мы все-таки знаем о некоторых игрушках простого народа.
Давным-давно в селе Богородском жила женщина, которая захотела развлечь своих детей, и вырезала для них из дерева "Ауку" — спеленатого младенца. Дети поиграли с "Аукой" и забросили ее на печь. Однажды муж женщины собрался на ярмарку. Он взял "Ауку" и подумал: "Покажу ее купцам в посаде, которые продают фигурки". Он повез ее.
Фигурка понравилась купцу.
Он купил "Ауку" и заказал еще несколько штук.
В начале XVII века возле Троице-Сергиевой лавры торговались деревянные резные игрушки, раскрашенные в яркие цвета, такие как кони, медведи и птицы. Известны были игрушки "с движением". Каждый мастер создавал свои уникальные игрушки: "Фигуристы" вырезали людей, "зверисты" — животных, "птичники" — птиц. Некоторые из них резали только "щелкунов" или "орешников" — деревянных стариков с горбом и специальным инструментом для раскалывания орехов.
Другие занимались созданием "разводов" — фигурок коров или солдат, укрепленных на раздвижных планках. И еще некоторые мастера вырезали из дерева медведей, изображенных в движении. Самые искусные резчики могли свободно создавать как фигуры животных, так и птиц.
Автор статьи – Дарья Терещенко, работающая в Орловском Доме печати и технической литературы.
Консультация для педагогов "История народной игрушки" методическая разработка на тему
Важно, чтобы каждая игрушка способствовала развитию ребенка на каждом этапе его детства. При выборе игрушек необходимо учитывать особенности возраста, поэтому не существует универсальной педагогически ценной игрушки для дошкольников. Детям нужны игрушки, которые помогут им ориентироваться в мире, стимулировать самостоятельную деятельность и направлять ее в правильное русло.
Одним из основных требований к игрушке является соответствие ее содержания и образа идеалам воспитания нашего общества. Игрушка должна быть ценной с идеологической точки зрения, вызывать положительные эмоции по отношению к реальности и способствовать накоплению положительного морального опыта.
Детские игрушки должны удовлетворять потребность ребенка в активности и вызывать его интерес. Алексей Максимович Горький ярко выразил это утверждение, заявив, что игрушка должна вызывать продолжительное или кратковременное удивление.
Давайте взглянем, какие игрушки пользуются наибольшей популярностью на полках наших магазинов. Там можно найти различные плюшевые зарубежные монстры, конструкторы «Лего» и разнообразные космические агрегаты. Однако, если вы запросите куклу-матрёшку, в лучшем случае вам предложат какого-нибудь итальянского Арлекино.
Как упоминалось ранее, игрушка обладает своим характером, своей ролью и функцией, скрытым смыслом, а ребенок, как известно, идентифицирует себя с игрушкой, с которой играет. Постепенно ребенок приобретает качества, которые присущи его игрушке. Именно поэтому сегодня я хочу рассказать о народной игрушке-забаве: она проста и понятна для детей, все персонажи знакомы и часто встречаются в сказках, которые мы читаем; она привлекательна и интересна; её простые, на первый взгляд примитивные движения, несут в себе более глубокий смысл, который дети учатся понимать вместе с взрослыми. Но чтобы понять её глубокий, на первый взгляд незаметный смысл, давайте обратимся к истории её возникновения.
История русской народной игрушки
Игрушки, созданные народом, имеют древние корни. Это самая первобытная форма народного творчества в России, которая развивалась в течение многих веков, отражая культуру нашего народа. Разнообразные материалы использовались для изготовления игрушек.
Мастера создавали игрушки из глины, соломы, еловых шишек и дерева. Дети всегда любили такие игрушки, потому что материалы были им знакомы. Казалось, сама природа вдохновляла людей творить и придавать жизнь новым игрушкам.
Как только малыш появлялся на свет, его постоянным спутником становилась игрушка или "потешка", как называли ее наши предки. Самые маленькие получали погремушки или "шаркуны". Это могло быть засушенная коробочка мака с семенами, трещотка, яркий лоскуток ткани с колокольчиками или пришитыми кусочками меди.
Помимо развлечения, эти игрушки, по мнению родителей, служили для призыва к малышу доброго духа, ангела-хранителя, защищающего ребенка от злых сил и сглаза. Погремушка или мяч, символизирующие, по мнению предков, небо и небесный мир, как бы соединяли ребенка с миром добра. Интересно, что в игрушках нашего народа отсутствует изображение злых или страшных персонажей, ведь в древности считалось, что такая игрушка может принести зло малышу.
С возрастом ребенка менялись игрушки, которые его окружали. Они становились все более сложными и помогали ему осваивать мир вокруг себя. Одной из таких игрушек были различные каталки на палочке. Идея была проста — на палку крепились колеса с подвижными деталями.
Эта игрушка завораживала ребенка звуками колокольчиков или трещоток, прикрепленных к ней, и ритмичным движением колес — и карапуз начинал ходить, следуя за палочкой с игрушкой. Потом появились каталки на веревочке, чаще всего в виде коня — символа силы и энергии. Для ребенка это был способ почувствовать себя сильным и смелым другом для своей игрушки.
Древние люди обладали проницательностью и умом. Они тонко чувствовали природу детей и выбирали игрушки, которые не только развлекали, но и обучали малышей, подготавливая их к жизни. Хотя игрушек было немного, каждая из них приучала детей к будущей жизни.
"Какие игрушки играли деревенские девочки?" — спросите вы. Конечно же, в тряпичных кукол. Мамы умело изготавливали куколок из ткани и веревок для своих дочек. И такие куклы не выбрасывали, а бережно хранили в доме, передавая от одной дочки к другой, ведь в крестьянских семьях всегда было много детей.
На лице такой куклы обычно не было нарисовано, что позволяло ребенку самому придумать характер и внешность тряпичной подружки. Наши предки верили, что такие игры приучают девочек быть в будущем заботливыми матерями и хозяйками в доме.
На просторах русской земли делались разнообразные тряпичные куклы. Среди них были вепсские куклы, символизирующие замужнюю женщину и сделанные из обрывков ткани, а также "крупенички" — мешочки, в которых хранили зерно для нового урожая гречихи.
Такие куклы также изготавливались для женщин, желавших детей, и рождественских ангелов из простой, но необычной ткани, которыми украшали елку на Рождество.
В древности существовали куклы- "пеленашки". Эта игрушка была настолько маленькой, что ее можно было держать на ладони. Ее использовали для того, чтобы защитить младенца от злых сил — куклу кладли в колыбельку рядом с ребенком. Также эту куклу можно было использовать как массажер для пальчиков и чтобы украсить одежду малыша. Гости часто хвалили эту куклу, опасаясь навредить младенцу.
Кроме "пеленашек", существовали еще и другие куклы, такие как "московки" — символ материнской любви и нежности, "столбушки" — кукла на берестяных трубочках, и толстушки- "костромушки" — символизирующая сытость и богатство.
Каждая местность имела свои уникальные детские игрушки, которые сохранились в нашей культуре и до сегодняшнего дня передаются из поколения в поколение.
Традиционные изделия из Дымково
Изготовление игрушек в Дымково — это древнее искусство. В давние времена здесь отмечали праздник "Свистопляска", во время которого люди свистели в свистульки, танцевали и веселились, чтобы отогнать злых духов. Именно поэтому село Дымково стало известным своими свистульками и игрушками.
Считалось, что свистулька обладает магическими свойствами. По легенде, человек, просвистевшись, мог избавиться от порчи и даже выздороветь, причем все плохое переходило к врагу, который желал недоброе и вызывал болезнь. Поэтому такие игрушки традиционно хранили у окна.
В деревне целые семьи создавали разнообразные игрушки из глины. Здесь были барыни, фантастические животные и птицы, петушки-свистульки. Эта ремесленная традиция дожила до наших дней. Конечно, способы изготовления игрушек немного изменились, но до сих пор мастера делают каждую игрушку вручную, делая ее уникальной. Куклы также расписываются вручную, что делает каждую из них неповторимой.
Эти игрушки просты в изготовлении, но их роспись красочна и оригинальна. Они наполнены теплом рук мастера, простотой, близкой детям, и юмористическим стилем изображения персонажей. Именно поэтому дымковская игрушка так привлекает современных детей. Они с удовольствием слушают рассказы мастеров о том, как создается и рисуется эта игрушка.
Богородская игрушка
Более 300 лет назад в селе Богородское начали делать удивительные деревянные игрушки из липы, и оно стало важным центром их производства. Богородские игрушки отличаются сказочными и историческими сюжетами, слабой раскраской и подвижными деталями, сделанными по старинной традиции. Курочки, клюющие зернышки, и медведи, бьющие по наковальне, — все они подвижные благодаря пружинам, планкам или грузикам. Богородские игрушки радуют детей своим шутливым, юмористическим и динамичным характером.
Дети не только любят рассматривать эти игрушки, но и играть ими, изучая природу их механизма. Кроме того, дерево как материал абсолютно безопасно для детей и приятно на ощупь.
Таким образом, народная игрушка — это не просто красивый сувенир, она несет в себе всю мудрость и ценности, вложенные нашими предками. Видимо, она пришла из старины в наше время, чтобы увлечь и развлечь детей. Задача перед игрушкой остается одинаковой — быть другом и учителем для ребенка, обогащая его мир волшебной энергетикой и вовлекая в увлекательный мир фантазий.
Исторические центры производства деревянной игрушки в России
Изготовление деревянных игрушек имеет три известных исторически сложившихся региона. Первый регион возник в XIX веке вдоль берегов Белого моря, Онежском полуострове, в Архангельской и Вологодской губерниях. Характерные для этих игрушек были сформированы северными мастерами.
Эксперты считают, что их внешний вид был исполнен под влиянием культурного наследия предков. Данные игрушки в своей форме напоминают древних северных идолов. Черты лица изображены не очень выразительно, фигуры в основном конусообразные, с плоскими лицевыми частями. Основные мотивы в производстве игрушек для северных мастеров — это кони, птицы, лодки, куклы-бабы и разнообразные погремушки.
В Нижегородской губернии существовал еще один исторический регион, который славился производством деревянных игрушек. Здесь мастерили лучшие образцы корабельной и домовой резьбы, занимались «ложкарством», точили веретена и создавали городецкую резьбу. Также здесь изготавливались резные игрушки из дерева, их художественный уровень был весьма высоким. Городец, Семенов, Лысково, Пурех, Федосеево и другие города стали центрами производства традиционных деревянных игрушек.
Третий центр производства традиционной русской деревянной игрушки наиболее известен районом Сергиева Посада – городом и деревней Богородское, которая находится в двадцати семи километрах от него. Мастера этого района предпочитали использовать жанровые изображения для создания образов своих игрушек.
Они создавали так называемые "барыни-дуры" — фигуры пышных, дородных женщин, которые были расписаны разноцветными узорами. Не менее популярными были фигуры гусаров, попов и монахов. Непременными персонажами были трудолюбивый мужик и его могучий конь-работяга. И, конечно, самым главным персонажем русского фольклора был добрый и ленивый косолапый медведь.
Игрушки из Богородска часто создавались в виде сюжетных композиций, включающих несколько "действующих лиц". Иногда такие игрушки делались движущимися, чтобы усилить эффект.
Деревянная игрушка в современном мире
С развитием промышленности и изобретением пластика, деревянные игрушки уступили место ярким и легким пластмассовым куклам, кубикам и пирамидкам. В результате, игрушки из дерева стали редкостью и больше не использовались для активной игры, а лишь как сувениры.
В настоящее время, из-за повышенного внимания к экологической безопасности товаров для детей, деревянные игрушки снова становятся очень популярными. Кроме того, согласно мнению специалистов в области психологии, простые и даже примитивные по форме деревянные игрушки оказывают более положительное влияние на ребенка, чем пластиковые игрушки с большим количеством мелких деталей. Ребенок может бесконечно фантазировать, создавая из простых деревянных блоков домик, и наслаждаться возможностью улучшения и изменения его внешнего вида и внутреннего устройства. В то время как играя с пластиковым домиком, который изначально разработан дизайнерами фабрики игрушек, ребенок скоро начинает скучать, поскольку ему нечего придумать и добавить к игрушке.
Тема знакомства детей дошкольного возраста с культурой, бытом и традициями русского народа представляет большой интерес. Однако, стоит обратить внимание на одну проблему. Необходимо учитывать важное место игрушек в жизни детей. Ведь история народных традиций неразрывно связана с историей народной игрушки.
В настоящее время у детей нет интереса к народным игрушкам и их истории из-за переизбытка иностранных игрушек в магазинах и активной рекламы. Родители предпочитают покупать детям современные игрушки, игнорируя важность приобщения культуре своего народа, которое способствует развитию уважения и гордости за свою страну. Поэтому важно, чтобы дети изучали культуру и традиции своего народа с самого детства, иначе это может привести к снижению патриотических чувств в будущем.
- Народная культура и фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Темочки
Давайте погрузим родителей в удивительную историю народных игрушек, чтобы они могли передать это своим детям.
Игрушки уже давно известны. Ни у одного народа нет культуры без игрушек. Восточные славяне использовали различные деревянные игрушки, такие как лодочки, птички, дудочки и многое другое. По легенде, самый почитаемый русский святой Сергей Радонежский не только одобрил игрушку как развлечение для детей, но и сам изготавливал деревянные игрушки. Игрушки всегда были частью детства, но раньше они Выполняли более важные функции и имели разнообразное культурное значение.
Детишки вырастали, и игрушки вокруг них менялись. Они становились более сложными, помогая малышам осваивать мир вокруг них. Сначала игрушки привлекали детей звуками, такими как звон колокольчиков или трещоток, прикрепленных к ним, — и дети начинали ходить за палочкой с игрушкой. Затем появились каталки, но уже на веревочке.
Чаще всего это был конь — как символ солнца. Дети чувствовали, что их друг всегда следует за ними, ни на шаг не отставая. Таким образом, ребенок мог впервые почувствовать себя сильным и отважным другом для своей игрушки.
Наши предки были мудры и внимательны. Они точно чувствовали потребности детей и дарили им игрушки, которые не только развлекали, но и учили малышей, готовя их к будущей жизни. Игрушек было не так много, но каждая из них формировала ребенка для будущего.
В деревенских домах маленькие девочки увлекались игрой в тряпичные куклы, которые изготавливали их мамы из остатков ткани и веревок. Такие куклы сохранялись в семье и передавались от дочки к дочке, поскольку в крестьянских семьях обычно было много детей. У тряпичной куклы обычно не было выраженного лица, что позволяло ребенку самой воображать ее характер и внешность. Наши предки верили, что такие игры приучают девочек к будущей материнской и хозяйственной роли.
Кукла была одной из самых популярных игрушек и тесно связана с различными обрядами во время праздников. Например, существовали рождественская обрядовая кукла, символизирующая процветание и богатый урожай, а также пасхальная кукла-закрутка, которую дарили в Вербное воскресенье. Куклы, символизирующие плодородие и изобилие, также были популярны в связи с богатым урожаем.
Имея родстиковое происхождение, подобные куклы изготавливали из соломы, лыка и отходов льняного производства. Считались особенно священными соломенные куклы, сделанные из первого "именного" снопа. Особенно популярна была домашняя масленичная кукла, символизирующая семейное благополучие и здоровье.
Также существовали национальные игрушки, отличающиеся спецификой какого-то конкретного региона. Этот уникальный аспект народной игрушки сохранился в нашей культуре и по сей день.
Одним из самых известных центров глиняной лепной игрушки является Дымковская слобода, расположенная недалеко от города Кирова (бывшая Вятка). Этот древний ремесленный традиция. В старые времена отмечали "Свистопляску" — праздник, на котором люди свистели, танцевали и веселились, отгоняя злых духов. Поэтому в селе Дымково начали делать свистульки и игрушки.
Традиции изготовления и росписи дымковских игрушек передались от предков и до наших дней. Благодаря богатому воображению и творчеству ремесленников, эта уникальная игрушка стала известной и популярной. Каждый элемент росписи обладает своей уникальной красочной композицией, что привлекает внимание современных детей. Они с интересом изучают историю создания и способы росписи дымковских игрушек, передаваемые от поколения к поколению.
Каргопольская игрушка, созданная в деревне Гринёво Каргопольского уезда Олонецкой губернии, отличается фантастичностью своих образов. В ней можно встретить такие необычные существа, как полканы — совмещение туловища коня и головы человека, и двухголовые кони, а также олени. Эти удивительные образы делают каргопольскую игрушку особенной и привлекательной для детей.
Производство филимоновских игрушек расположено в деревнях Филимоново и Татево Тульской области. Характерными особенностями филимоновских игрушек являются изображения и сюжеты — барыни, солдаты, всадники и иногда крестьяне. Среди традиционных сюжетов можно выделить "Медведь смотрится в зеркало", "Солдат кормит курицу", "Жених и невеста".
Однако самым крупным и известным центром производства деревянных игрушек в России был Сергиев Посад. Дамы и гусары, разносчики, солдатики, монахи — это персонажи, характерные для мастеров из Сергиева Посада. Кроме того, Сергиев Посад славится своей матрёшкой, которая стала символом России. Впоследствии появилась семеновская матрешка.
Село Богородское в Подмосковье является центром развития деревянной резной игрушки. Здесь уже более трех веков производятся уникальные игрушки, вырезанные из липы, и село стало крупным промысловым центром по их изготовлению.
Богородская игрушка отличается использованием сказочных и исторических сюжетов, с слабой раскраской деталей; по старой традиции некоторые из них делаются подвижными. Вы наверняка видели такие игрушки! Это и куры, клюющие зернышки, и медведи, бьющие по наковальне. Их подвижность достигается за счет пружин, планок или грузиков.
В различных игрушечных композициях можно увидеть его: "Маша и медведь", "Как медведь дуги гнул", "Два медведя". Резчики умело изображают зверей, птиц, животных и людей, передавая их особенности и характер.
Игрушка — это одна из самых древних форм творчества, которая с течением времени отражает народную культуру, впитывая в себя её особенности. Народная игрушка всегда является отражением истории и ценностей народа. Настоящая народная игрушка всегда добрая и красивая, принося радость, веселье и счастье. Поэтому, когда мы держим в руках народную игрушку, возникает особое и непередаваемое чувство радости и гармонии.
Дорогие родители! Мы надеемся, что данная тема заинтересует вас и побудит познакомить вашего ребенка с богатым миром народной игрушки. Интересуйтесь сами и заинтересуйте своего ребенка — ведь игрушка пришла из старины, чтобы развлечь и увлечь ребенка. Задача игрушки остается такой же — быть его другом и учителем, обогащать его мир волшебной энергией и погружать малыша в увлекательный мир фантазий.
Публикации по теме:
Лепка мордовской народной игрушки «Конь» «Лепка мордовской народной игрушки “Конь”» (Конспект НОД по лепке для детей старшей группы) Цель: выяснить, каких результатов достигли дети.
Фотоотчет о том, как использовать народную игрушку при работе с детьми младшего возраста. Игрушка — это постоянный спутник детства, друг ребенка, основной персонаж его игр, который стимулирует мышление и предоставляет широкие возможности для развития.
Применение народной игрушки при работе с младшими дошкольниками. Использование народной игрушки при работе с младшими дошкольниками. Игрушка — это постоянный спутник детства, друг ребенка, основной действующий.
Запись беседы для детей средней группы на тему "История игрушки". Описание материала: Представляем вашему вниманию запись беседы для детей средней группы (4-5 лет) на тему "История игрушки". Данный материал.
Мастер-класс «Гусь» по мотивам русской народной игрушки Я работаю с детьми старшего дошкольного возраста. Недавно я прошла курсы по изготовлению народных игрушек. Для создания композиции мне пришлось сделать различных животных.
Презентация «История игрушек» Игрушки старых времен Презентация знакомит с игрушками прошлых времен, которыми играли наши бабушки и дедушки, родители, а также с современными игрушками.
Роль народной игрушки в художественном и эстетическом развитии ребенка. Лепка Тема: «Роль народной игрушки в художественно-эстетическом развитии ребенка. Лепка». Старший воспитатель — Л. Н. Белова В настоящее время в.
Влияние русской народной игрушки на формирование личности ребенка Традиционная игрушка всегда оказывала важное и, во многом, определяющее влияние на формирование личности и души русского ребенка.
Каргопольская игрушка
Каргопольская игрушка — известное ремесло в Архангельской области. Гончарное дело зародилось здесь еще в средние века. Однако до XIX века это ремесло не было основным занятием крестьян из Каргополя. Глину обрабатывали только зимой, когда нельзя было работать на поле. Из нее лепили горшки, крынки и другую посуду для быта.
Затем это продавали на ярмарках.
Искусный мастер мог за сезон сделать до 800 горшков и заработать на них около 15 рублей. Для тех времен это было большие деньги.
Сперва ремесленники не прибегали к использованию игрушек. Они изготавливали посуду, а из остатков глины создавали фигурки, которые раздавали детям бесплатно, как и игрушки Филимона. Детям это нравилось, поэтому хитрые торговцы начали украшать свистульки и использовать их в качестве рекламы, привлекая яркими игрушками детей и затем предлагая их родителям вместе с горшками при покупке.
Игрушки из Каргополя первоначально были представлены отдельными фигурками: мужчинами с бородами, женщинами в широких юбках и различными животными. Некоторые из них имели символическое значение и изображали персонажей из фольклора: матушку-землю, защитника Полкана, медведя из народных сказок, двуглавое существо Тянитолкая. Эти фигурки использовались не только как игрушки для детей, но и как амулеты для дома. В последующем, в XX веке, появились игрушки с различными сюжетами. Они отображали типичные сцены из повседневной жизни: рыбалку, праздники, сбор урожая.
По традиции каргопольские игрушки лепили из одного куска глины. Для этого не применялись инструменты, все делалось исключительно руками: глина разминалась, комки вынимались, форма отшлифовывалась. После этого фигурки высыхали на воздухе и обжигались в печи. Готовые изделия практически не красились.
В конце XIX века произошли изменения в технологии производства игрушек: теперь их делали из отдельных частей, обмазывали дёгтем и свинцовым порошком, затем плавили и раскрашивали получившуюся глазурь. Сначала игрушки покрывали белилом, а потом украшали разнообразными узорами.
Перед нами стоит образ "Мужика с лаптями"
«Медведица с медвежонком»
До 1917 года каргопольский промысел был в процветании. В дальнейшем спрос на него начал постепенно угасать, а власти потеряли интерес к сохранению традиций. В 1930-е годы умельцы, способные создавать легендарные игрушки, почти исчезли. Но два мастера — Иван Дружинин и Ульяна Бабкина — продолжали лепить традиционные сувениры.
Благодаря их работе каргопольский промысел был возрожден: люди снова обратили внимание на самобытность гончарного искусства, открылось новое предприятие, а сама игрушка стала более реалистичной. Сейчас в Каргополе открыт дом-музей, где всех желающих обучают изготовлению традиционных фигурок.
Интересные факты
- Когда-то фигурки украшались иным способом — после обжига они погружались в густой мучной раствор, который при обугливании оставлял темные разводы, становясь своеобразным декором.
- Узоры на каргопольских сувенирах несут в себе символическое значение. Колосья и зерна символизируют богатство и хороший урожай, круги с крестами и стрелами ассоциируются с теплом и солнцем, а прямые и волнистые линии символизируют воду.
Глиняные художественные игрушки до сих пор привлекают внимание как детей, так и взрослых. Традиционные сувениры могут стать оригинальным подарком и ярким акцентом в интерьере.
Посмотрите также другие игрушки в разделе "Русские народные игрушки".
Комментарии ( 0 )
Показать больше
Инструкция для пользователей, желающих оставить комментарий
Компания ООО ТД «Сима-ленд» имеет право самостоятельно выбирать комментарии для публикации без предварительного уведомления пользователей. Мы оставляем за собой право не публиковать комментарии, содержащие следующее:
- информацию, противоречащую законам РФ;
- грубую лексику и оскорбительные высказывания;
- информацию, не относящуюся к тематике статьи;
- ссылки на другие интернет-магазины, а также упоминания конкретных продавцов и импортёров товаров;
- утверждения, клевещущие на честь, достоинство и деловую репутацию третьих лиц (включая магазины, производителей и импортёров товаров);
- материалы, нарушающие права третьих лиц, включая права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации.
Организация Торговый Дом "Сима-ленд" оставляет за собой право удалять опубликованные комментарии в любое время и самостоятельно определять срок, в течение которого они считаются актуальными и публикуются на сайте.
Мы не обязуемся уведомлять пользователей о причинах отклонения публикации и удаления ранее опубликованных комментариев.
Пользователь соглашается получать уведомления о новых ответах на свои комментарии, оставляя комментарий, отвечая на комментарий или вопрос.
Новости по категориям
- Все новости
- Авто и мото
- Аксессуары
- Баня и сауна
- Бижутерия
- Бытовая техника и электроника
- Бытовая химия
- Велосипеды
- Гирлянды
- Гирлянды и праздничное освещение
- Детские товары
- Дом и сад
- Теплые изделия
- Товары для животных
- Игрушки для детей
- Инструменты для ремонта
- Товары для дома
- Декоративное освещение
- Канцелярские товары
- Книги и журналы
- Уход за собой и здоровье
- Летний ассортимент
- Маркетинговая поддержка бизнеса
- Мебель для всех помещений
- Наши последние разработки
- Новогодние подарки и украшения
- Оборудование для предприятий
- Одежда и обувь для всех
- Одежда, обувь и аксессуары для стиля
- Освещение для дома и офиса
- Кухонная посуда
- Товары для праздничных мероприятий
- Продукты питания и напитки
- Промо-товары и подарки
- Товары для сада и огорода
- Оборудование для ванны и кухни
- Сертификаты на различные услуги
- Собственное производство товаров
- Совместные закупки: организаторам
- Совместные закупки: участникам
- Товары для занятий спортом и туризма
- Строительные и ремонтные материалы
- Сувениры и подарки для всех
- Творческие товары и материалы
- Товары для творчества и хобби
- Текстильные изделия для дома
- Товары для взрослых
- Товары с популярными персонажами
- Упаковочные материалы
- Товары для дома
- Товары для рукоделия
- Электроника
Как на Руси появились игрушки
Для того чтобы определить значение игрушки в современном воспитании ребенка, нужно только войти в детскую комнату и увидеть, что там практически нет места для самого ребенка. Все пространство занято куклами, мягкими игрушками, различными конструкторами, солдатиками Но нужно быть справедливыми по отношению к современным родителям: теперь недостаточно просто дать своему ребенку милую игрушку — теперь важны ее развивающие свойства. Можно предположить, что это просто модный тренд, но это неправильно. Умные игрушки существуют уже очень давно: все детские игры на Руси были развивающими.
Наши предки обладали таким же проницательным умом, как и мы с вами сейчас. Они понимали важность правильного развития детей и выбирали игрушки, которые не только развлекали, но и обучали, готовя малышей к будущей жизни взрослых.
Наши далекие предки изготавливали игрушки из природных материалов, таких как глина, солома, шишки и дерево. С самого рождения детей окружали потешки, как называли их предки. Самым маленьким детям дарили погремушки, сделанные из сухих коробочек с маковыми семенами.
Собственноручные первые шаги младенец совершал при поддержке специальной каталки на палке, что способствовало освоению ходьбы и пространства, а после освоения самостоятельного передвижения, ребенок получал игрушечную каталку в виде коня. Лошади являлись основными животными в деревне, поэтому в каждом доме были игрушечные лошадки на колесиках или из глины.
Особенное значение имела игрушечный медведь. Этот зверь всегда символизировал мужскую силу и доброту. Игрушка также служила для привлечения к малышу доброго духа, ангела-хранителя, защищающего ребенка от злых духов и порчи.
Традиционно игрушки для девочек делали из ткани и соломы. Это были куклы, которые передавались от матери к дочке и бережно хранились в семье. Обычно лицо у кукол не было нарисовано, чтобы дать ребенку возможность самому придумать характер и внешность своей тряпичной подружки. Считалось, что такие игрушки помогают девочке научиться быть заботливой матерью и умелой хозяйкой.
У русских детей не только было умение играть с куклами, но и создавать их сами — это стимулировало их к труду и творчеству. Уже в пять-шесть лет они начинали делать куклы сами. Для этого они использовали шишки, веточки, листья, цветы, иногда даже пряли нитки из крапивы для кукольных принадлежностей.
Помимо этих простых игрушек, существовали также очень необычные. Например, кубари — специальные волчки с закругленным низом и выемкой сверху, которые крутились при помощи веревочки. Отдельно стоит упомянуть деревянные вертушки, похожие на мельницы.
Что послужило созданию игрушек народных в россии
В этом году исполняется 210 лет со дня первого упоминания дымковской игрушки. История рассказывает о генерале Николае Хитрово, который описал народный праздник "Свистопляска" в Вятской губернии, а также удивительные расписные глиняные игрушки, которые свистели и дети, и взрослые.
Точная дата появления дымковской игрушки неизвестна (промысел появился, вероятно, в XV – XVI веках в селе Дымково), но известно, что этот вид ремесла почти исчез, и имя людей, которые принесли всемирную известность вятскому промыслу.
Мы интересовались, как менялись технологии создания игрушек и их образы со временем, делают ли игрушки в Дымково сегодня, и как мастера передают свои секреты молодому поколению. Наши вопросы помогла разъяснить Надежда Менчикова, руководитель старейшего профессионального объединения вятских мастеров "Дымковская игрушка" при Союзе художников России.
Последний мастер и любопытный гимназист
Сотни мастериц различных династий умело творили в Дымкове в течение многих лет. Их игрушки завоевали славу среди местных жителей и посетителей региона, продаются на местных ярмарках. Но в конце XIX века появление гипсовых игрушек стало угрозой для традиционного промысла. Также популярность набирали игрушки из дерева и папье-маше, более удобные для игры по сравнению с хрупкими глиняными изделиями.
Многие мастера переключились на гипс или полностью покинули промысел. В конце века в деревне осталась всего одна мастерица, Анна Мезрина, продолжавшая традиции игрушечного ремесла. Хотя она передала свои знания двум своим дочерям, казалось, что дымковская игрушка приближается к концу своего существования.
В Вятке также проживал Алексей Деньшин, который также заинтересовался народным промыслом в начале XX века, когда учился в местной школе. Ему было 16 лет, когда он выбрал изучение дымковской игрушки и отправился на лодке в гости к Анне Мезриной. Он собирал материал, делал зарисовки и после обучения в Москве, начал изучение вятской игрушки более серьезно. Его труды увенчались изданием первого альбома в 1918 году.
Вскоре Анна Мезрина была назначена на пенсию благодаря усилиям Алексея Деньшина. Это было невероятным делом для женщины-кустаря, делающей глиняные игрушки для жителей Вятки тех лет. После этого многие мастерицы её поколения вернулись к своему ремеслу.
В послевоенные годы начался рост промысла. В Дымкове и Кирове работало около 60 мастеров, их игрушки завоевали международную известность, поставлялись за рубеж, появились коллекционеры. Для мастериц было построено здание, они получали государственные награды и звания.
Этапы создания Дымковской игрушки
Технология промысла за века практически не изменилась. Мастер сам выполнял все работы – находил и готовил глину, лепил фигуру, обжигал и расписывал. Разделения труда не было, даже когда промысел стал заводским.
Первый этап – лепка
Для создания глиняных фигур используется красная глина, которую необходимо подготовить к работе. В прошлом мастерицы сами добывали глину, но сейчас мастера из Кирова используют готовый материал, поставляемый местным предприятием, занимающимся производством керамической посуды.
Работать с красной глиной очень удобно – она мягкая, легко поддается формовке и прекрасно соединяется. Каждая деталь игрушки создается отдельно, а затем прикрепляется к другим. Внутри игрушки остается полость, чтобы облегчить процесс сушки и обжига.
Шаг второй. Сушка и обжиг
После моделирования игрушка высыхает при естественной вентиляции и затем проходит обжиг. Раньше для этого использовалась старинная русская печь (игрушки обжигались на углях, что делало их грязными), а сейчас – применяется электрическая печь. Обжиг происходит при температуре 900 градусов. Мастера стремятся создать как можно больше игрушек, чтобы обжечь их все сразу.
Третий этап — роспись
После обжига игрушка покрывается меловым грунтом, затем расписывается с помощью современных фабричных красок. Каждый художник наносит цвета по-своему, так как у каждого автора жёлтый цвет может быть как ярким и глубоким, так и бледным. Многие опытные мастера продолжают добавлять яйцо в краску, как их предшественники. По цветовой гамме и стилю росписи эксперты легко узнают руку мастера. Некоторые самые яркие и важные участки игрушек украшаются золотом или поталью.
Как правило, умельцы не занимаются созданием предварительных эскизов, но благодаря опыту знают, какой образ примет игрушка на этапе лепки. У каждой мастерицы есть свои предпочтительные узоры, которые, сохраняя традиционный стиль, несут в себе неповторимый авторский знак.
Темпера быстро высыхает, и игрушка может быть отправлена на выставку или к новому владельцу прямо со стола мастера. Стоимость игрушки варьируется от 100 рублей (за небольшую свистульку) до 18 – 20 тысяч рублей (за большую фигуру или многофигурную композицию).
Заботиться о глиняных игрушках очень просто – достаточно время от времени убирать пыль сухой кисточкой. Художники используют краски, которые практически не выцветают и не тускнеют. При должном уходе и осторожности вы сможете передать эту игрушку своим внукам.
Барыни и колхозницы
Традиционные образы дымковских игрушек – барышня, прогулка на повозке, разноцветный цыпленок с хвостиком, гармонист, зайцы, медведи и многие другие. Эта традиция сохраняется уже несколько столетий, но современные игрушки не являются точной копией древних. Они отражают реальную жизнь и новые тенденции. Например, в начале XX века барышня изменилась – её качественный юбка-колокол была заменена на более короткую версию, благодаря которой стали видны ножки и туфельки. Такие игрушки, отражающие новую моду, создавала Анна Мезрина.
С появлением колхозов дымковские герои занялись чтением книг и уборкой урожая в избах-читальнях. Они также начали создавать игрушки, посвященные отечественному техническому прогрессу (например, самолеты) и военным победам красной армии. Однако они так и не стали покупать джинсы, кроссовки и мобильные телефоны. Подобные игрушки можно найти в магазинах, но мастера из Дымки их не признают и не считают традиционными.
Дымковская слобода все еще существует, но остался только один дом (Кошкиных), связанный с династиями мастериц. В этом месте больше не производят игрушек. Однако во многих других местах Кирова и области продолжается их производство. В региональной столице открыто множество магазинов, где продаются дымковские игрушки разной качества – даже этот трудоемкий ремесло не обошел стороной ширпотреб. Сегодня самоучки берутся за изготовление игрушек, копируя роспись по картинкам из интернета.
По словам Надежды Менчиковой, профессионалов ремесла, то есть прошедших обучение и придерживающихся традиций мастеров, сегодня в Кирове около 35 – 40 человек – это и заслуженные мастера, и молодежь. Чтобы попасть в ученицы к профессионалам, нужно пройти собеседование и сдать экзамены по лепке и нанесению орнамента.
Дети мастеров продолжают учиться? "Нисколько, — утверждает наш собеседник. — Учатся новые люди, которые в своем детстве познакомились с дымковской игрушкой. Приходят люди разного возраста, из различных сфер деятельности, с художественным образованием и без него".
С 1990-х годов возможности обучения созданию дымковской игрушки были ограничены, но с 2008 года это обучение возобновилось, и в Кирове начали подготовку новых мастеров. Традиция жива.
Этот обычай коренится в глубокой древности. Раньше отмечали "Свистопляску" — праздник, во время которого люди свистели в свистульки, танцевали и веселились, чтобы отпугнуть злых духов. Из этого выросло традиция изготавливать свистульки и игрушки в деревне Дымково.
Считалось, что свистульки обладают магической силой. Верили, что если посвистеть, то можно избавиться от порчи и даже выздороветь, а негативные энергии перейдут к тому, кто желал зла и вызвал болезнь. Такие игрушки обычно хранили у окна, в качестве защиты.
В деревне целые семьи создавали самые разнообразные игрушки из глины. Это были барыни, фантастические животные и птицы, петушки-свистульки. Искусство сохранилось и до наших дней.
Конечно, способы изготовления игрушек немного изменились, но все равно до сих пор мастера создают такие игрушки вручную, а не заводским способом. Именно вручную делают роспись кукол, поэтому каждая из них уникальна и неповторима.
Форма этих игрушек проста, а их яркая и оригинальная роспись делает их особенными.
Такая игрушка наполнена теплом человеческих рук, близка детям своей простотой и тонким юмористическим стилем изображения персонажа. Именно это привлекает современных детей в игрушках из Дымково. Они с удовольствием слушают рассказы мастеров о том, как создаются и рисуются эти игрушки.
Богородская игрушка
Село Богородское превратилось в крупный центр производства деревянных игрушек. Здесь уже более 300 лет создают удивительные игрушки, вырезанные из липы. Они отличаются сказочными и историческими сюжетами, слабой окраской деталей, и некоторые из них, согласно старой традиции, имеют подвижные части.
Наверняка вы видели подобные игрушки! Это и куры, щиплющие зернышки, и медведи, бьющие по наковальне. Их подвижность достигается с помощью пружин, планок или грузиков. Все игрушки из Богородска – это забавные, юмористические, динамичные развлечения.
Дети не только любят рассматривать их, но и восстанавливать движение, изучая принципы механики, заложенные в основу этих игрушек. Кроме того, дерево — это теплый и безопасный материал для детей.
"Что такое народная игрушка?" — спросила я своего сына. — "Ты сможешь ответить на этот вопрос?". "Думаю, что это игрушка, которой играл и играет наш народ" — ответил ребенок с гордостью.
Нельзя отрицать! Видимо, игрушка пришла из древности в наше время, чтобы развлекать и увлекать ребенка. Задача игрушки тогда и сейчас одинакова — она служит другом и учителем для ребенка, наполняет его мир волшебной энергией и погружает малыша в увлекательный мир фантазий.