Исследуем православную культуру: Уникальный объект для урока в 5 классе

Исследуем православную культуру: Уникальный объект для урока в 5 классе

Одним из значимых объектов православной культуры является храм Святой Софии в Константинополе, построенный в VI веке. Этот собор, известный своей величественной архитектурой и уникальными мозаиками, стал символом восточного христианства и олицетворяет многообразие духовной жизни православных людей.

Храм Святой Софии не только служил местом богослужений, но и играл важную роль в истории культуры, науки и искусства. Его великолепные купола и интерьеры вдохновили множество архитекторов и художников на протяжении веков, что делает его важной частью наследия православной культуры.

С. 84-98, выписать особенности православной культуры Учебник по однкнр 5 класс

Православие играло важную роль в формировании русской культуры уже более тысячи лет. Эта религия была принята в Руси еще в 988 году при князе Владимире, но первым православным крещением в истории России было крещение княгини Ольги около 960 года. Православие пришло в Россию из Византийской империи, самого могущественного государства того времени.

Середина XI века запомнилась историей России появлением первого православного митрополита из русских – Илариона, а также "великой схизмой" между православной и католической церквями. Это привело к агрессии католического мира против православия, выразившейся, например, в походе на Константинополь в 1204 году, а В войнах с Русью в конце 1230-х – начале 1240-х годов.

В XV веке Русская церковь стала автокефальной, и Иона занял пост первого митрополита. Русское патриаршество началось с Иова в 1589 году. С 1700 по 1917 год церковь управлялась Синодом, а не патриархом. В 1920-1930-е и на рубеже 1950-1960-х гг. она пережила период гонений.

1000-летие крещения Руси было отмечено в 988 году при патриархе Пимене, который в молодости участвовал в Wow.

Россия имеет две православные лавры – в Санкт-Петербурге и Сергиевом Посаде. Ещё три находятся на территории Украины.

Церковная реформа патриарха Никона в 1650-1660-х гг. привела к появлению старообрядчества. Отношения его представителей с государством были сложными. Старообрядцы пережили период гонений, но в XIX веке многие известные предприниматели Российской империи вышли именно из их среды.

Различные стили архитектуры связаны с православной культурой — крестово-купольный, неорусский, шатровый.

Изобразительное искусство также тесно связано с верой, например, величайшее творение Андрея Рублева — икона "Троица". Помимо этого, православная литература — это жития святых.

"Православный храм" проект по истории (5 класс) на тему

Этот материал идеально подходит для изучения курса «Основы православной культуры» и может быть использован во внеурочной деятельности в качестве иллюстративного материала.

Современный российский город или село невозможно представить без храма. Эти уникальные архитектурные сооружения всегда были основным украшением городских и сельских пейзажей России. И это неудивительно. Русские люди всегда старались выделять для Бога все самое лучшее, на что они способны.

Жизнь людей немыслима без храма: и в радости, и в печали они собираются под куполами церквей, где все напоминает о духовном и высоком предназначении человека. Ведь это ДОМ БОЖИЙ. Внутреннее убранство церкви восхитительно. На стенах можно увидеть росписи, фрески, иконы.

Украшение-символическое наполнение церковных принадлежностей и одежды священнослужителей создают особую атмосферу в храме. Никто не заставляет людей посещать храм, и им не предлагается никаких поощрений. Наоборот, верующие должны приложить усилия и затратить средства на свечи, молитвенные записки, литературу и на реставрацию храма. Но почему же они все равно идут в церковь?

Почему?

Потому что храм — это место встречи с Богом для верующих, общий дом для них и для Бога. Православные христиане помнят: "Кому Церковь — не мать, тому Бог – не Отец".

Цель этого проекта заключается в знакомстве с историей возникновения православных храмов, их архитектурной формой и внутренним устройством.

1.2. Архитектурная форма православного храма

Отличия храмов от обычных зданий проявляются в их внешнем облике. Строительство христианских храмов на высоких местностях имеет древние корни: такие постройки воспроизводили Иерусалимский храм, расположенный на горе Мориа. Это также имело глубокий духовный смысл, поскольку высоко стоящий храм на равнинной местности был виден жителям многих деревень, где не было церквей. Для них видимый храм служил символом Божьего присутствия и напоминанием о значимости духовной жизни. Внешние особенности храмов — купола, главы, колокольни и кресты на главах — все они несут свой символический смысл.

Православные храмы архитектурно выражают канонические принципы церковного вероучения. Существует несколько типов архитектурных стилей для строительства храмов.

Храмы, которые имеют форму креста, были построены в знак того, что Крест Христов — это основа Церкви, через Крест человечество избавлено от власти дьявола, и через Крест открыт вход в утраченный рай, куда прародителям уже не добраться.

Храмы, имеющие форму круга (круг, не имеющий начала и конца, символизирует вечность) говорят о бесконечности существования Церкви, ее нерушимости в мире, согласно словам Христа: "Я построю Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее" (Мф. 16; 18).

Храмы в форме восьмиконечной звезды символизируют Вифлеемскую звезду, которая привела волхвов к месту рождения Христа. Таким образом, Церковь Божия свидетельствует о своей роли путеводителя к жизни в будущем веке.

Храмы в форме корабля — самый древний тип храмов, образно выражающий мысль, что Церковь, подобно кораблю, спасает верующих от гибельных волн житейского плавания и ведет их к Царствию Божию.

Исходные формы православных храмов часто смешивались, создавая уникальные архитектурные сочетания. Например, храм мог иметь крестообразную форму снаружи и круглую внутри, или прямоугольную форму снаружи и круглую внутри. Такие разновидности храмового строительства были сохранены Церковью до наших дней.

Кресты на куполах всех православных храмов символизируют духовное небо, а сами купола увенчаны крестами, являющимися знаком победы Христа. Различное количество куполов на храмах зависит от того, кому они посвящены.

Один купольный храм представляет собой символ единства Бога и совершенства творения.

Двухкупольный храм символизирует два естества Иисуса Христа и две области творения: ангельскую и человеческую.

Трехкупольный храм символизирует Пресвятую Троицу.

Символический смысл четырехглавого храма заключается в том, что четыре купола представляют Четвероевангелие и четыре стороны света.

А пятиглавый храм с пятью куполами, один из которых выделяется над остальными, символизирует Христа как Главу Церкви и четырех евангелистов.

Семиглавый храм имеет семь куполов, которые олицетворяют семь Таинств Церкви, семь Вселенских Соборов и семь добродетелей.

Девятиглавый храм с девятью куполами символизирует девять чинов ангельских.

Наконец, тринадцатиглавый храм представляет собой тринадцать куполов, символизирующих Иисуса Христа и двенадцать апостолов.

Определение храма по цвету купола — обычная практика. Например, золотые купола символизируют Небесную Славу и поэтому устанавливаются на храмах, посвященных Христу и двунадеся́тым праздникам. Синие купола со звездами свидетельствуют о посвящении храма Богородице, ведь звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии. Зеленые купола обычно означают, что храм посвящен Пресвятой Троице, так как зеленый — цвет Святого Духа. Те храмы, которые посвящены святым, могут быть увенчаны как зелеными, так и серебряными куполами.

Каждый храм получает свое название в память о священных событиях или угодниках Божьих, например: Троицкий, Преображенский, Вознесенский, Благовещенский, Покровский, храм святителя Николая, Преподобного Сергия Радонежского, храм Святых Отцов Семи Вселенских Соборов и т. д.

В православном храме есть три части: притвор, сам храм (средняя часть) и алтарь.

Раньше в притворе находились люди, готовящиеся к крещению и кающиеся, временно отлученные от Причастия. В монастырских храмах притворы часто использовались в качестве трапезных.

Сам храм предназначался для молитвы верных, то есть крещенных и не находящихся под епитимьей христиан.

Алтарь – место священных обрядов, важнейшим из которых является Таинство Евхаристии.

Иконостас — это специальное перекрытие, на котором размещаются иконы, отделяющее алтарь от центральной части храма.

В самом нижнем ряду иконостаса находятся иконы Спасителя и Пресвятой Богородицы. Также здесь находится икона покровителя храма.
На втором уровне располагаются иконы двух праздников.
На третьем уровне — иконы апостолов, ангелов и святых.

На четвертом уровне — иконы пророков Ветхого Завета.

На пятом уровне — иконы прародителей человечества из Ветхого Завета.
Вершину иконостаса украшает крест.
Справа и слева от Царских врат в иконостасе находятся Дьяконские врата, через которые дьяконы проходят через алтарную перегородку — низший чин священнослужителей.
Сразу за Царскими вратами находится престол — освященный стол, на котором символически присутствует сам Христос во время службы.

Лампады и подсвечники ставят перед иконами для освещения. В центре храма устанавливается высокий наклонный столик, на который помещается храмовая икона или икона, связанная с церковным событием.

Росписи на стенах храма располагаются соответственно символике помещений. Кубический объем сферического купола интерпретируется как соединение земли и неба.

Поэтому на небесном куполе внутри храма обычно изображается Христос Пантократор или его лик.

Восточная стена храма посвящена церкви земной. Здесь часто изображают Богоматерь или сцены причащения апостолов.

На западной стене храма традиционно помещается сцена Страшного Суда.

Когда мы заходим в храм, мы часто видим на пороге знакомых людей, с которыми мы обычно встречаемся. Они не входят в храм просто потому, что им незнакомы самые простейшие правила поведения в храме. Об этом пишет свои стихи игумен Виссарион из Троице-Сергиевской Лавры, рассказывая о вещах, которые кажутся сложными. Посмотрим на эти простые правила, чтобы убедиться, что мы себя ведем правильно в храме.

Перед тем, как войти в церковь,

Сними головной убор,

Прогони злые мысли:

Ты ими не нуждаешься.

Не осуждай никого,

Помоги нуждающемуся,

Поставь свечу и затем

Склонись перед крестом.

Прогони лень,

Умири душу с Богом,

Помолись о всем мире.

Не толкай верующих,

Привыкай к церковной службе,

Не оглядывайся:

Это нам не поможет.

Будь это старушка, будь это девушка —

Не уставай смотреть на лица,

Опусти очи в землю,

Грусти о своих грехах.

Смиренно, как мытарь,

Взирай на святой алтарь,

Где пребывает Дух Божий,

Кормящий нас благодатью

Поэтому значение храма в жизни православного христианина огромно. На протяжении веков вся жизнь православного человека связана с храмом: от рождения до смерти. В храме ребенок "рождается свыше" в Таинстве святого крещения. С детских лет втягивается в храмовое богослужение, молится со всей Церковью "обо всех и о всех". Так возникает чувство духовного единения, общности, которое называется православным миром.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследуем православную культуру: Уникальный объект для урока в 5 классе

«Древнерусское зодчество: внешний вид и духовный смысл православного храма».

В рамках учебного процесса будет изучаться новый учебный материал по изучению истории и культуры Подмосковья.

Урок ИЗО в 7 классе "Устройство православного храма"

В седьмом классе проходит урок изобразительного искусства. На этот раз темой является устройство православного храма. Основные цели занятия:

  1. Познакомить учащихся с символикой православного храма.
  2. Воспитывать патриотические чувства через изучение темы.
Конспект урока по основам православной культуры "Православный храм. Икона"

занятие проведено во время недели развития духовности и нравственности.

Православные храмы Руси. урок для 9 -го класса.

Обсуждаемая тема: Русские православные храмы. Цель: ознакомить студентов с историей русских православных храмов, чтобы помочь им осознать важность изучаемого материала и развить творческие способности, умение анализировать информацию.

Исследовательская работа «Православные храмы Ставрополья. Храм Покрова Пресвятой Богородицы с.Дивное».

Христианские верующие называют храм или церковь Домом Божьим — особым местом, посвященным Всевышнему. Приход православной Церкви готов принять всех в свои священные стены.

Интегрированное внеклассное мероприятие по модулю «Основы православной культуры» и по предмету «Немецкий язык» в 4-5 классах "История создания Православного храма архангела Михаила в селе Ленинском Еврейской автономной области"

Уникальное внеклассное мероприятие «Создание Православного храма Архангела Михаила в селе Ленинском Еврейской автономной области» объединяет изучение двух предметов: модуля «Основы православной культуры» и урока истории.

Выставка детских творческих работ «Храмы России» с последующим оформлением работ на международный интернет-конкурс «Православные Храмы»

Реестр участников соревнования.

Картинка к сообщению Храмы России

  • Николай Вавилов – известный русский, советский биолог и генетик, который внес огромный вклад в развитие селекции и теории происхождения растительного мира.
  • Пиявки входят в поясковый класс и в подкласс бугорчатых червей. Этот вид обитает в пресных водах. В зоологии известно около 500 видов пиявок, и 62 из них можно найти на территории РФ.
  • Эпоха Просвещения — это период в истории, который трудно сравнить по своему масштабу и культурно-историческому значению. По следам, которые она оставила в истории мировой культуры, эпоху Просвещения невозможно переоценить.
  • Насекомые — это животные, относящиеся к классу Членистоногие. Их тело разделено на три части: голову, туловище и живот.
  • Морошка — это ягода, которая растет в лесах Сибири. Она известна своими полезными свойствами и удивительным вкусом. Этот вид относится к травянистым растениям семейства малины. Можно встретить ее в заболоченных местах.
  • Исследование космоса привлекает огромное внимание ученых и любителей данной темы. Наши знания о Солнечной системе постоянно обогащаются новыми открытиями и интересными фактами.

Слайд 4Слово ЦЕРКОВЬ происходит от греческого слова и в переводе означает дом

Дамы и господа, святое место. Церкви всегда содержат алтарь, обращенный на восток, и прилегающее пространство для верующих — храмовая трапеза.

Слайд 5В Православии часовня- это относительно небольшая постройка, здание или сооружение, приписанные или

Молитвенное помещение, которое принадлежит городской или сельской церкви и предназначено для проведения молитв.

Часовня может быть посвящена святому, христианскому празднику или памятному событию, важному для верующего человека. В часовне нет алтаря, но в ней или возле неё могут проводиться службы, хотя не регулярно. В часовне нет приделов, Престола, не совершается Литургия.

988-ый год ознаменовал принятие христианства в Древней Руси, что привело к смешению древнеславянской, византийской и древнерусской культур.

Исторические свидетельства того времени указывают на значительные события, которые оказали влияние на развитие образования в то время. Во времена Великого князя Владимира (10 век) была введена славянская письменность, разработанная братьями монахами Кириллом и Мефодием. Это привело к появлению первых переводов книг с греческого на славянский язык. (с. 87)

Второе свидетельство: Князь Владимир понимал, что для распространения веры среди народа необходимы ученые и школы для их подготовки. Поэтому он издал указ о необходимости обучения грамоте младых детей. Согласно древним летописям, таких школ было много.

Третье свидетельство: С XI века в богатых семьях начали учить грамоте и девочек. Сестра Владимира Мономаха, Анна, основавший женский монастырь, учредила в нем школу для обучения девочек.

Презентация "Основы православной культуры" 5 класс

Как только вы расскажете о материале, ссылка для загрузки появится ниже.

Закрыть

Получить код —>

Подписи к слайдам:
  • В пятом классе программы "Основы православной культуры" проводится урок №15, на котором ученики изучают отличие иконы от картины. Преподаватель — Наталья Владимировна Гринь, МБОУ СОШ №34, г. Красноярск.
  • В рамках урока рассматривается икона, являющаяся одной из самых почитаемых в православной церкви.
  • Этой иконой является "Спас Нерукотворный", созданная в 1677 году, которая сейчас находится в Государственном Русском музее. Автор иконы — русский иконописец Симон (Пимен) Фёдорович Ушаков.
  • Изучение иконостаса Включает в себя рассмотрение различных материалов, таких как доска, райское дерево, крест Господень, паволока, мир растений, паволока, левкас и другие.
  • Изучение материалов позволяет учащимся понять, какие процессы могут негативно сказываться на состоянии икон, такие как повреждение левкаса и другие изменения, вызванные воздействием времени.
  • Тереть
  • И надавливать камнем ручником
  • Не вытирать за один раз
  • Подождать, чтобы застыло, и
  • Удалять клей теплой водой. "
  • Из “Софийского иконописного подлинника”
  • Темпера
  • земля
  • Животные и растения
  • Рыбы
  • Птицы
  • Оклады для икон изображались отдельно и закреплялись на них гвоздями. Они создавались из металлов, тканей с вышивкой, вырезались из дерева и покрывались левкасом и позолотой. Оклады не покрывали всю живописную поверхность, а в основном обрамляли нимбы (венцы), фон и поля иконы, и иногда покрывали почти всю её поверхность, за исключением изображений голов, рук и ног.
  • Иконостас – это алтарная перегородка, которая разделяет алтарную часть православного храма от остального помещения. Он состоит из нескольких рядов икон, размещенных от северной до южной стены храма.
  • Дворцовая церковь в Екатерининском дворце
  • Царского села
  • Иконостас, покрытый сусальным золотом.
  • Феофан Грек (около 1340 – после 1405), живописец, работавший в Византии и Древней Руси. Он писал фрески, иконы, миниатюры.
  • Троица
  • Богоматерь Донская
  • Апостол Павел. Конец XIV. Яичная темпера.
  • Андрей Рублев
  • Троица. 1420-е. Яичная темпера.
  • Андрей Рублев, родившийся около 1375/80 года и умерший 17 октября 1428 года в Москве, где его похоронили в Спасо-Андрониковом монастыре, был самым известным и уважаемым мастером московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи XV века. В 1988 году его канонизировали в лике преподобного Русской православной церковью.
  • Дионисий, который жил около 1440—1502 годов, был ведущим московским иконописцем (изографом) конца XV — начала XVI веков. Он считается продолжателем традиций Андрея Рублева.
  • Эта икона из Павло-Обнорского монастыря является изображением Распятия, написанным Дионисием.
  • Еще одна икона Дионисия из Спасо-Прилуцкого монастыря, изображающая Димитрия Прилуцкого с житием, датируется около 1503 года.
  • Мастерская Сухорукова В.С. в городе Краснодаре занимается художественной реставрацией. Она специализируется на настенной живописи, альфрейных работах в храмах, создании икон для иконостасов и киотов. Мастера также проводят чеканку по левкасу и позолоту в иконах, золочение резных декоров иконостасов, а также реставрацию икон и станковой живописи. За 23 года работы мастерской были написаны сотни икон для храмов и частных лиц, сооружены вызолоченные иконостасы, а также расписаны или реставрированы множество храмов в Краснодарской и Ставрапольской епархиях.
  • Изготавливается икона "Серафим Саровский" (доска, левкас, позолота, чеканка, цвет, лаки под эмаль).
  • Также доступна икона "Преображение Господне".
  • Мастер родилась в 1969 году на Кубани, живет и работает в Подмосковье. Образование высшее. В 1981-1985 годы прошла обучение в студии заслуженного художника России В.И. Андрушкевича.
  • В 1994 году окончила курсы иконописи в Москве.
  • С 2000 года является членом творческого союза художников России и Международной федерации художников.
  • Ее работы находятся в храмах, в частных коллекциях России и за рубежом.
  • Святой Николай Чудотворец
  • Виктор Алексеевич Морозов окончил Ярославское художественное училище в 1968 году. Он начал писать иконы в 1991 году под благословением архимандрита Вениамина (Лихоманова). Он отец семерых детей.
  • Тайная Вечеря
  • Всех Надежда
  • Святой Николай
  • Господь Вседержитель
  • Ученики лицея №67 г. Иванова пишут в своих стихах о таинственности и интересности русских икон и их авторов.
  • Прозвали Феофана Греком потому, что он родом из Греции.
  • Был он одаренным человеком,
  • И много общался с людьми.
  • Святое он изображал мрачным,
  • Их образы наполнял его мыслью.
  • Делать доски он умел.
  • Они получались у него ровными и гладкими.
  • Однако он называл только своё имя,
  • А свою фамилию оставлял загадкой.
  • Смирнова Катя
  • Великий русский сын — Андрей Рублев Навсегда поразил нас своим талантом! Седой монах, как предполагают, Он вдохновляет силой! Тот, кто видел море, голубое небо, Нежные просторы льняного поля, Увидев "Троицу" в живую, Представит райскую свободу!
  • Волков Саша
  • Калейдоскоп событий в мире
  • поворачивает рука времени,
  • и большинство людей в забвение
  • уносит река памяти.
  • *
  • В короткой памяти людской,
  • Остаются лишь немногие:
  • владыки – избранники судьбы,
  • свидетели громких событий,
  • *
  • ученые, художники, врачи,
  • актеры, гении, поэты
  • и кто-то музы и главы,
  • остаются живы на холстах.
  • *
  • *
  • Также есть другая страница
  • в памяти человечества от Бога:
  • святые изображения в наших храмах
  • с их неземной чистотой.
  • *
  • Ими не похожи на художественные произведения,
  • они созданы Творцом,
  • дарующим счастье обычным людям
  • записывая Божественным дыханием.
  • *
  • В них только дух, не вижу тела.
  • Портрет непостижимой души
  • лучом бесконечной любви к людям
  • светит в храмовой тишине.
  • Таисия Февронина
  • Православный календарь
  • http://days.pravoslavie.ru/Images/im304.htm
  • Интересные факты о реставрации православных икон,
  • секреты мастеров и правила создания икон.
  • http://www.icon-art.narod.ru/
  • Интересная информация на Википедии
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/
  • ru.wikipedia.org/wiki
  • Давайте посмотрим что у нас здесь
  • http://sheronova.boom.ru/ikona/tvor.htm
  • Полезные советы для семейной жизни
  • http://fevronina.ru/tag/stixi-ob-ikona
  • Благодарим за внимание.

Основы православной культуры. Храм

Многим незнакомы тайны православного храма. Однако каждая деталь этого священного места несет в себе глубокий символический смысл. Устройство православного храма уходит своими корнями в древние времена, о которых рассказывается в Ветхом Завете. В Священных Писаниях описано, как Бог велел Моисею создать скинию — священное жилище, в виде палатки, где обитал сам Господь. Таким образом, устройство храма было Божественно установлено, ведь это был дом Божий, вся его конструкция была создана по воле Божьей.

Три разделения Скинии Моисея были уникальны и имели свою функцию: внешняя часть для народа, святая часть для священников и святая святых, куда могли входить только первосвященники раз в год. Это было предвестием будущего храма. С тех давних времен одной из самых популярных форм архитектуры была

Базилика представляет собой прямоугольное здание, внутри которого столбы или колонны разделяют пространство на продольные части, называемые нефами (от латинского слова navis — "корабль"), при этом центральный неф выше остальных. В этом контексте храм сравнивается с кораблем, плавающим по бурному морю жизни к Царству Небесному. Для увеличения внутреннего пространства храма также применялся поперечный неф. Основание такой базилики имело форму креста.

Византийская культура предпочитала крестово-купольные храмы с куполом в центре, имеющие в плане форму креста.

Основные элементы христианского храма — это притвор, расположенный на западе. Чтобы войти в него, нужно подняться по ступенькам на высокую площадку, известную как паперть, крыльцо, переднюю площадку храма.

Притвор — это место, где могут находиться те, кто готовится крещению, кающиеся и отлученные от причастия; средняя (внутренняя) часть, предназначенная для молящихся; алтарь — важнейшее место храма, символизирующее Царство Небесное. Алтарь всегда возвышается над всем пространством храма, а выступ, обращенный к народу, называется солея. Солея завершается круглым выступом — амвоном — местом для чтения Евангелия и проведения проповеди священником.

Солея и амвон – это продолжение алтаря. Отсутствие завершения алтаря иконостасом означает, что для прихожан, находящихся в храме во время богослужения, происходит то же, что и в алтаре. Верующие подходят к амвону для причастия. А по бокам солеи находится специальное огражденное место для певцов и чтецов, которое называется клиросом. Слово «клир» в переводе означает "жребий" или "надел" и используется для обозначения священнослужителей, а клирос – для церковного хора.

Проповедь и молитва в православном храме ведутся на языке страны, где он находится. Русская Православная Церковь совершает молитвы на якутском, японском, английском, немецком, молдавском, чувашском, марийском и многих других языках.

Единственное исключение – русский язык. Проповедь ведется на русском языке, а богослужение совершается на церковнославянском.

Это удивительно прекрасный язык, который дорог сердцу православных прихожан. Именно этот язык сохранил звательный падеж — Отче, Боже, Дево Именно церковнославянский язык научил русских писателей составлять слова с двумя корнями: милосердие, благодеяние, прекраснодушие Церковнославянский язык является общим для православных многих стран мира — России, Болгарии, Сербии, Чехии

Правила грамматики для этого языка, а также его азбуку, были созданы в IX веке "просветителями славян" — святыми братьями Кириллом и Мефодием — и их учениками.

Церковь — это название для православного храма. Иконостас является одной из характерных особенностей церкви. Это перегородка, разделяющая пространство храма и алтаря, состоящая из нескольких рядов икон, установленных в определенном порядке.

Иконостас, который отделяет алтарь от основной части храма, является особенностью православной церкви. С одной стороны, он служит как преграда между основной частью храма и алтарем, сохраняя тайну того, что происходит в Святая святых. С другой стороны, иконы на иконостасе настраивают верующих на молитву.

В центре иконостаса находятся Царские врата, которые называются так из-за того, что во время богослужения через них незримо входит Господь — Царь Славы.

Подобно тому, как Господь входил в Иерусалим, он входит сейчас во святое место, "идя на свободные страдания".

Обычно над Царскими вратами находится икона "Тайной вечери", так как именно в память о ней совершается таинство Евхаристии в алтаре. Кроме Царских врат, в алтаре также есть боковые двери, или дьяконские, через которые проходят дьяконы — помощники священника в богослужении.

Специальная завеса отделяет Царские врата от престола. Во время богослужений она открывается и закрывается.

Цвет завесы зависит от праздника. В древнем храме завеса отделяла Святое святых от остальной части храма. Во время распятия Спасителя завеса в Иерусалимском храме разорвалась, символизируя открытие райского царства для всех последователей Христа.

Обычно в крупных соборах иконостас имеет пять ярусов, где располагается пять рядов икон. Эти ярусы объединены в одно целое.

Местный ярус, также известный как ряд – это уровень, на котором находится местная икона, отражающая праздник или святого, в честь которого построен храм. В центре местного ряда находятся Царские врата. Перед Царскими вратами расположена икона Спасителя Иисуса Христа, а правее – местная икона.

Обычно направо от южной двери находится изображение архангела. Могут быть и другие иконы справа от южной двери. Слева от Царских врат обычно располагается икона Божьей Матери, а левее – другие иконы.

Второй сверху ряд может быть праздничным и содержать иконы двенадцати больших праздников.

Третий ряд – это деисусный ряд.

Иконостас — это изображение одной или нескольких икон, где в центре обычно изображен Христос, а по бокам — Богородица и Иоанн Креститель. Также там могут быть изображения святителей и архангелов.

Есть также и другие варианты расположения икон, например, праздничные изображения могут быть расположены выше Деисуса или их вообще не быть.

В середине церкви находится икона, которая меняется в зависимости от дня и праздника Церкви.

За иконостасом стоит алтарь, который расположен в специальной полукруглой апсиде. Алтарь всегда находится в восточной части храма, поэтому верующие символически обращаются к восходящему солнцу — образу Христа, рассеивающему мрак смерти.

Обычно священник молится именно там, и никто другой не имеет права входить без его благословения. Запрет на вход в алтарь и другие ограничения в православии напоминают человеку о необходимости принятия правил, установленных свыше.

Вы, наверное, видели деревья, которые подрезают, чтобы они росли вертикально, а не в ширь? Так же и в каждой культуре существует система запретов, направляющих развитие человека. Чтобы научиться этому, нужно уметь слушать, останавливаться и уступать.

Необходимо научиться терпеливо ожидать и проявлять понимание. В целом, необходимо уметь служить Богу, людям, Родине и другим святыням.

Если вы когда-либо наблюдали за телевизионными передачами праздничных богослужений, то вы, вероятно, видели большой стол в центре алтаря. Это — святой престол, четырёхугольный стол из дерева, со всеми креплениями, также изготовленными из дерева. Четыре гвоздя вбиваются в святой престол уже во время его освящения.

Это символ тех четырех гвоздей, которые римские воины вбили в Тело Христа, когда Его распинали. В перекрестии перекладин Святого престола находятся частицы мощей мучеников, пострадавших за веру. Такие же частицы мощей вшиты в антиминс — шелковый плат, который используется во время литургии.

Священникам разрешено прикасаться к семисвечнику, ковчегу, Евангелию и крестам, которые находятся на престоле. Во время литургии (обедни) на престоле совершается таинство приложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Если в здании нет Святого престола, оно не является церковью, а только молитвенным домом или часовней, хотя и предназначено для молитвы.

Престолы православных храмов освящаются в память святых или событий, празднуемых Церковью. Весь храм называется по имени главного, центрального престола, хотя в разных частях храма могут быть и другие престолы.

Северная сторона престола символизирует небесный трон или кафедру вечного Первосвященника — Иисуса Христа. Поэтому на стене выше северной стороны устанавливается икона Спасителя. На этом месте обычно находятся икона Богородицы и крупный крест, которые используются во время крестных ходов.

На северной стороне алтаря (если смотреть на иконостас), слева от престола, стоит жертвенник — это уменьшенная копия престола. На жертвеннике осуществляется приготовление Даров — то есть хлеба и вина, необходимых для совершения Божественной литургии. Также на нем находятся различные священные сосуды и предметы: чаша (или потир), дискос (круглое металлическое блюдо на подставке), звездица (две металлические дуги, соединенные крестообразно), копие (больший нож), ложица (для причащения), покровцы, покрытие Святых Даров (их три, один из которых, большой и прямоугольной формы, называется воздух). Также на жертвеннике есть ковшик для наливания вина и теплой воды (теплоты) в чашу, а также металлические тарелочки для частиц, извлеченных из просфоры, богослужебного литургического хлеба.

Во время богослужения голоса певцов направляются к главному куполу храма, где обычно находятся изображения Вседержителя Христа с благословляющим жестом правой руки, тексты Евангелия в левой, окруженные небесными стражами — архангелами.

В храме есть канун — латунное распятие и ряды подсвечников на том же латунном ящике. На канун ставят свечи об упокоении усопших. На столик рядом с кануном вы можете положить вашу жертву в память усопших: вино, муку, фрукты, сладости. Здесь также совершаются заупокойные службы — панихиды, литии.

Строительство храма обычно заканчивается установкой купола, на верхушке которого устанавливается крест – в знак славы Главы Церкви – Иисуса Христа. Храм, являющийся символом Земли, с куполом (символом неба) – это образ мира, созданного Богом. Купол также символизирует горящую свечу, страстность молитвы и стремление к Богу. Согласно церковным канонам, вся жизнь христианина должна быть связана с храмом.

Зачем мы посещаем храм?

Для молитвы. Однако не только для этого, ведь молиться можно и дома. Более того, как утверждают богословы, нет такого места на земле, где было бы невозможно молиться. В храме совершаются таинства, из которых основное – Евхаристия, или причащение. Когда верующий употребляет (то есть принимает причастие) Тело и Кровь Христовы в виде хлеба и вина – происходит объединение верующих с Господом.

Таинство Евхаристии совершается клиром на Святом престоле.

Православные праздники

Одним из самых значимых праздников для православных христиан является Пасха, который отмечается в честь Воскресения Иисуса Христа. Его дата определяется по лунно-солнечному календарю и приходится на первое воскресенье после весеннего полнолуния.

Повседневная жизнь православных людей насыщена религиозными праздниками, включая цикл важнейших после Пасхи праздников, известный как двунадесятые. Они включают в себя:

  1. Рождество (7 января), когда отмечается рождение Иисуса Христа.
  2. Крещение (19 января), день, когда произошло крещение Иисуса Христа.
  3. Сретение (15 февраля), когда младенец Иисус Христос Принесен в Иерусалимский храм.
  4. Благовещение (7 апреля), когда архангел Гавриил возвестил о будущем рождении Иисуса Христа.
  5. Вербное воскресенье, отмечаемое за неделю до Пасхи, когда Иисус воскресил умершего Лазаря и вошел в Иерусалим как победитель.
  6. Вознесение Господне (восшествие Иисуса Христа во плоти на небо), отмечается на 40-й день после Пасхи.
  7. Троица. Праздник, олицетворяющий христианское учение о том, что в Боге три лица. Отмечается на 50-й день после Пасхи.
  8. Преображение Господне (19 августа). Событие, когда Иисус Христос явил свою божественную сущность перед тремя учениками.
  9. Успение Пресвятой Богородицы (28 августа). День, когда Богородица скончалась.
  10. Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября). День, когда родилась Дева Мария.
  11. Воздвижение Креста Господня (27 сентября). Праздник, связанный с поднятием креста, на котором распяли Иисуса Христа.
  12. Введение во Храм Пресвятой Богородицы (4 декабря). В этот день Иоаким и Анна, выполняя обет, посвятили свою дочь Марию Богу и привели ее в Иерусалимский храм, где она была представлена во Святыне Святых первосвященником.

Семейные традиции

В православной вере существует тесная связь между церковной и семейной жизнью, и большинство семейных традиций, установленных церковью, по-прежнему соблюдаются. Главой семьи является отец, которого жена и дети видят как образ Христа, защитника, утешителя и воспитателя. В то время как мать несет ответственность за воспитание детей и служит для них примером нравственности и добродетели.

Одним из самых древних и строго соблюдаемых православных обычаев является крещение детей, которое служит свидетельством начала пути к Богу. Священнослужитель проводит обряд крещения, трижды погружая ребенка в святую купель и сопровождая это молитвами. После этого на шею крещеного младенца надевается крест в знак принятия его в Православную Церковь, что позволяет ему участвовать во всех церковных обрядах.

У православных существуют традиционные обряды, которые сопровождают бракосочетание. Это сватовство, смотрины, сговор, девичник и мальчишник, венчание, свадебное пиршество и первая брачная ночь. Каждый из этих обрядов имеет особенное значение.

Сватовство, смотрины и глядины – это этап знакомства и переговоров между семьями жениха и невесты, оценка их моральных и материальных качеств. Этот этап завершается сговором, который закрепляет решение о создании брака.

Предшествуя свадебному торжеству, в домах жениха и невесты проводятся вечеринки в знак прощания с холостяцкой жизнью: девичник, который посещают только девушки, и мальчишник, где присутствуют только молодые парни.

Традиционная церковная свадьба в православии проводится в храме. Священнослужитель совершает обряд, зачитывая молитвы и возлагая на головы молодоженов свадебные венки. После этого происходит обмен кольцами и клятвы в вечной любви, что означает, что перед Богом они становятся мужем и женой.

В православии традиции и обряды похорон являются неотъемлемой частью. По учению церкви, земная жизнь — это время подготовки к вечной жизни. Когда тело уходит в мир иной, душа устремляется к Богу.

Канонические обряды, предписанные для похорон, включают следующее:

  1. Омовение, облачение и уложение в гроб. Это делается для того, чтобы тело почившего явилось пред Господом чистым и одетым в чистые одежды. Также закрывают глаза усопшего, помещают икону и крест в его руки.
  2. Перед выносом тела усопшего устраивают отпевание: за усопшим читают заупокойные молитвы (панихиды).
  3. При погребении священнослужитель окропляет закрытый гроб елеем, затем гроб опускают в могилу на полотенцах или веревках, и все присутствующие бросают на него горсть земли. Над могилой устанавливается крест.

Поминки – это обряд, который предназначен для вспоминания человека и всех его добрых поступков, а также для молений об упокоении его души. Этот обряд проводится в день похорон, а также на третий, девятый и сороковой день после смерти, а В годовщину ухода из жизни.

Оцените статью
SPBINFO24.RU
Добавить комментарий