Исследование одного из предметов материальной культуры: Значение, история и современное восприятие

Исследование одного из предметов материальной культуры: Значение, история и современное восприятие

Одним из ярких примеров предметов материальной культуры является керамическая ваза. Она не только служит практической цели — хранению цветов или других предметов, но и выполняет эстетическую функцию, декорируя пространство. Вазы могут варьироваться по форме, размеру и дизайну, отражая культурные традиции и художественные течения различных эпох.

Керамические вазы, изготовленные вручную, часто становятся акцентом в интерьере и могут быть настоящими произведениями искусства. Их уникальные узоры и текстуры рассказывают истории о материале, технологии и мастере, создававшем их, подчеркивая связь человека с природой и культурой своего народа.

Памятники материальной и духовной культуры

Это артефакты, созданные руками человека, древние предметы, инструменты труда и сооружения, которые сохраняются на поверхности земли, под слоем почвы или под водой. Ученые используют их для воссоздания истории человеческого общества. Основные элементы материальной культуры включают в себя инструменты труда, оружие, предметы быта, одежду, украшения, поселения (стоянки, городища, поселения) и отдельные жилища, древние укрепления и гидротехнические сооружения, дороги, горные выработки и мастерские, захоронения, скальные рисунки, затонувшие древние суда и их грузы и так далее.

Самыми древними памятниками являются археологические находки: стоянки — остатки древних поселений. Обычно они находятся на берегах рек, озер и морей. Самые древние стоянки — палеолитические, за многие века погребены на глубине под слоями песка, глины и почвы, так что их трудно обнаружить.

Найти более поздние артефакты, такие как неолитические, легче, потому что их часто размывает вода, и они частично обнажаются. Территорию, на которой обнаружены следы человеческой деятельности, принято называть культурным слоем. Здесь можно найти золу, уголь от костров, мусор, строительные отходы, предметы домашнего обихода и многое другое. Культурный слой четко виден в выемках на фоне песчаных и глиняных почв. В этом слое обнаруживаются кремниевые изделия с заостренными краями, глиняные черепки, кости зверей и рыбы, а также костяные и бронзовые изделия.

Городище представляет собой остатки древнего укрепленного поселения, расположенного на возвышенности. Вокруг городища обычно пролегают валы и канавы. Здесь можно найти увлекательные металлические изделия из бронзы, меди и железа. Вблизи городища обычно находится неукрепленное поселение, или селище. Кроме того, в этих местах часто обнаруживаются могильники — древние захоронения и курганы.

Множество старинных рудников и мастерских хранят различные инструменты древнего производства. Основная цель краеведа заключается в поиске, изучении и регистрации исторических и археологических памятников, как известных, так и неизвестных науке. Профессиональные археологи занимаются раскопками.

До сих пор в различных регионах нашей страны (на Урале, в Кавказе, в Прибайкалье, на Чукотке и других местах) обнаруживаются древние рисунки на скалах или в пещерах. На них изображены животные, люди, сцены охоты, а также фантастические существа. Эти рисунки имеют огромное значение для науки и для изучения древней истории и искусства.

Здания, созданные зодчими и являющиеся частью культурного наследия страны и народа, обладают особым значением и подлежат сохранению. Среди них могут быть церкви, монастыри, дворцы, парки, общественные здания, дома различных классов и другие сооружения. Каждое из них несет в себе уникальную историю, связанную с историей местности, и изучается как образец архитектурного искусства. Например, белокаменные соборы представляют изящество древнерусской архитектуры, а архитектурные сооружения Средней Азии и Прибалтики пронизаны национальным своеобразием.

Среди народных художественных произведений следует отметить декоративные украшения, художественные ремесла и устное народное творчество (фольклор). Помимо изучения архитектурных памятников, молодой исследователь знакомится с украшениями домов, такими как резьба, украшающая карнизы, оконные и дверные наличники, коньки крыш, ставни на окнах, крыльца. Характерной особенностью древней резьбы является "глухой" тип, когда узор не пронизан с обеих сторон; его основные мотивы — растения, иногда птицы, реже — животные. Более поздний вид резьбы — накладная, выполненная насквозь. На юге России, Украине и в Белоруссии часто встречается наружная роспись стен домов и печей.

Резьба по дереву, народное ювелирное искусство, фарфоровое и стекольное дело — все эти виды ремесел достигли высокого уровня мастерства. Камнерезы также славились с древних времен. В конце XVIII века в России появилось лаковое дело, известные села Федоскино, Палех, Холуй, Мстера. Народные мастера Чукотки известны своими рисунками на моржовых клыках, а жители Кавказа — узорными овечьими шерстяными коврами. Узбекские мастера знамениты резьбой по камню и прочими видами ремесел.

Молодые исследователи традиций собирают информацию о народном искусстве в каждом населенном пункте своего края. Они не должны искать только редкие исключительные творения, но также обращать внимание на типичные для каждого селения. Это поможет выявить местные особенности, традиции и мастерство.

Увлекательно искать информацию о древних мастерах и изучать историю ремесла, выявлять ассортимент изделий прошлого, их сбытовые пути и т.д. Важно знать, в каком возрасте скончались старые мастера, что они создали, помнят ли старейшины историю возникновения ремесла, существуют ли легенды на эту тему? Особенно важна информация о технологии производства изделий в прошлом. Как достигалось высокое качество работы? Все эти и многие другие сведения будут иметь большую ценность, если молодые исследователи заранее ознакомятся с соответствующей литературой.

Кроме того, существует устное народное творчество — фольклор, изучением которого занимается наука фольклористика. Она исследует словесное, песенное, музыкальное (инструментальное), хореографическое, драматическое и другое коллективное творчество народных масс.

Задача краеведов заключается в сборе произведений местного творчества всех жанров: сказок, былин, песен, частушек, причитаний, заговоров, загадок, пословиц, поговорок, народной драмы. Как проводить запись? Важно сохранить точность записи, дословно, без сокращений, пропусков и изменений.

В записи следует фиксировать все повторы, междометия, чтобы сохранить ритм и особенности повествования; Важно учесть особенности местного диалекта. Поскольку записать все очень сложно, часто приходится прибегать к помощи магнитофона. Разговор рассказчика нельзя прерывать вопросами или комментариями. Обязательным условием является фиксация информации об исполнителе (фамилия, имя, отчество, национальность, возраст, место жительства, профессия, грамотность, адрес). Важно знать, у кого именно исполнитель учился своему искусству.

Материальная культура

Исследование одного из предметов материальной культуры: Значение, история и современное восприятие

В школьной музейной комнате выставлены описания предметов крестьянского быта, относящихся к концу XIX — началу XX века. Экспонаты были собраны у местных жителей сёл, которые не только передали ручные работы неизвестных авторов, но и рассказали о том, как они использовались в быту. Эти предметы материальной культуры привлекают внимание учащихся, будучи представлены в музейной экспозиции — они являются живой историей нашей страны.

Скачать:

Документ
Размер


Проект. Исследование учащихся.

132.5 КБ

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Татарская средняя общеобразовательная школа»

Тема: Крестьянская бытовая культура конца XIX — начала XX веков

Категория: Традиционная культура

Учитель: Камозина Татьяна Витальевна

Ученица: Гришаева Тамара Александровна

Тема работы: Изготовление обуви

  1. Предметы крестьянского быта……………………………………… 4 стр
  2. Крестьянская обувь……………………………………………………6 стр
  3. изучение традиционной материальной культуры проживавших в нашем регионе народов;
  4. понимание исторического контекста через предметы быта, хранящиеся в музейной комнате нашей школы;
  5. окунуться в жизнь и нелегкие времена прошлого.
  6. Путем изучения предметов быта крестьян в конце XIX — середине XX веков можно выявить особенности хозяйственной деятельности сибирской деревни в указанный исторический период;

Цели данного исследования:

  • Выявить общие особенности традиционной материальной культуры и быта крестьян в конце XIX — середине XX веков;
  • Изучить особенности устройства домашнего хозяйства и аспектов жизни сибирской деревни в конце XIX — середине XX веков;
  • Получить навыки проведения исследовательской работы в области краеведения;

Методы исследования: проведение интервью со старейшими жителями села, изучение предметов быта с использованием литературы и ресурсов Интернета.

Производство ткани — это одно из старейших ремесел человечества, которое всегда было постоянным занятием для женщин. Нити, необходимые для изготовления тканей, делали из овечьей шерсти, льна или конопли. Технология ткачества была разработана давно, а основными инструментами являются веретено и прялка. В каждой крестьянской семье обязательно была прялка.

Этот предмет быта передавался из поколения в поколение и пользовался большим уважением у женщин. Девочки, следя за работой бабушек или матерей, постигали секреты мастерства во время долгих зимних вечеров под мелодичную песню или рассказы о временах их юности.

Все женщины были искусными в работе с пряжей и тканью, из которых шились грубые крестьянские наряды. Жителям деревни необходимо было иметь теплую, прочную и удобную одежду. В Сибири такие вещи всегда были востребованы, и женщины вынуждены были готовить теплые наряды для всей семьи, включая вязаные кофты для мужчин — фуфайки.

У нас, в наших краях, фуфайками называли вязаные телогрейки (кофты) без воротников, иногда без рукавов, изготовленные из грубой овечьей шерсти. Усердные женщины промачивали плотные фуфайки и долго их отбивали, чтобы шерсть стала более плотной. Эти вещи были очень теплыми и не пропускали холодные зимние ветры, поэтому их носили во время уборки во дворе и выполнения домашних дел.

Когда речь идет о предметах крестьянского быта, например, о прялке, следует отметить, что изготавливать прялку умели не все мужчины. В этом, как и в любом деле, необходимы были опыт, знания и умение работать с материалом. Прялка должна была делать нить тонкой, без растяжения и закручивания; такую прялку называли тугой. Мастерица должна была плавно вытягивать шерсть и прясть нить тонкой и ровной. Если прялка была хорошо отрегулирована, то получалась прочная нить, а изделие получалось мягким и прочным.

В деревнях до сих пор живут бабушки, которые умеют прясть на ручной прялке с веретеном. Они унаследовали её от своих бабушек ещё в середине прошлого века. В то время многие использовали веретено для прядения овечьей шерсти и вязания носков и варежек.

Ручная прялка состоит из двух частей – мастерица садится на горизонтальную доску, а к вертикальной доске крепится кудель (чёсаная шерсть). Мастерица начинает одной рукой вытягивать нить из шерсти, а другой рукой запускает веретено, которое, при умелых движениях, начинает вращаться, наматывая нить. По старым рассказам, этот процесс был очень утомительным, но пряжа получалась лучше, чем на обычной прялке.

Прялка — это устройство, которое не сразу понимаешь по принципу действия. Чтобы научиться прясть таким способом, требуется много времени и терпения.

Процесс соединения катушки с колесом проводится капроновой нитью, которая охватывает колесо вокруг. Устройство катушки включает в себя ось и механизм с металлическими крючками, на которые нанизывается нить, равномерно распределяясь по катушке.

Рабочий процесс на прялке заключается во вращении колеса за счет педали. Важно управлять педалью таким образом, чтобы колесо вращалось вправо и равномерно.

Во времена крестьянских семей женщины занимались изготовлением домашней пряжи. Для этого им приходилось садиться на стул или скамейку, ставить ногу на педаль и подталкивать колесо вправо, одновременно формируя равномерную нить из чесаной шерсти, которую прялка скручивала и наматывала на катушку. Также, чтобы регулировать количество нити, ее цепляли на нужный крючок. Шерсть должна была быть хорошо вычищена и распушена, чтобы получить тонкую и крепкую нить.

Домашнее производство пряжи в крестьянских семьях Включало использование гребня. Этот инструмент напоминал гребешок для расчесывания волос, но был более крупным и предназначался для чесания шерсти. Обычно гребни были изготовлены на деревянной основе с набитыми гвоздями среднего размера.

Работать со шерстью удобно с использованием такого гребня, который подходит не только для чесания, но и для очистки. Этот же гребень можно было использовать для чесания льна, который также применялся в ткачестве.

Женщины использовали гребень поменьше для расчесывания своих волос. Такие гребни изготавливали из березы, поскольку считалось, что берёза — женское дерево, приносящее женщине красивые волосы. Так же как и берёза, девушка, по мнению людей, должна быть изящной и прекрасной.

В музейной комнате школы хранится старинная обувь, которую носили простые люди как в XIX веке, так и в начале прошлого века. В нашем селе в то время жило большинство казаков, которые, хотя и были бедными, не могли жаловаться, поскольку многие из них содержали лошадей и коров в своем хозяйстве, хоть и в разной мере.

Переселенники, которые приходили к нам в поисках лучшей участи, могли составить небольшую часть населения. Эту обувь могли носить как пришедшие крестьяне, так и местные жители — казахи. Проживая рядом долгое время, люди перенимали многое из жизни соседей, обогащая свой опыт и учась новым методам ведения хозяйства.

Сейчас трудно сказать, кто у кого узнал, как изготавливать из шкуры животных такую простую и комфортабельную обувь, как чирки — так их называли в нашем поселении, и носили до середины прошлого века. Изготовление такой обуви считалось делом исключительно мужским. Для этого нужно было правильно подготовить шкуру животного.

Этап изготовления этой обуви занимал немало времени и требовал определенных знаний. Не вся шкура подходила для изготовления чирок, необходимо было выбирать только ту часть, где шерсть была лучше и шкура прочнее. Специалисты придавали заготовленной шкуре форму будущих чирок, затем ее сушили, не давая пересохнуть, чтобы изделие не стало жестким и непригодным для носки.

Чтобы избежать натирания ног, чирки обматывали портянками, а специально шнуровали вокруг ноги, чтобы они не спадали. Навык правильного приспособления чирок был необходим. Однако, по воспоминаниям стариков, ходить в чирках было удобно и комфортно.

Обуви было недостаточно, а иногда и вовсе чирки были единственной обувью всех членов семьи, которую носили начиная с ранней весны и заканчивая поздней осенью. В европейской России простые люди долгое время носили лапти, а в Сибири — чирки. Многие народы, живущие в северных районах России и Сибири, также изготавливали обувь из шкур животных.

Предметы крестьянского быта

Как вы думаете, было ли легко гладить вещи? В современное время вы бы ответили – да! А вот в XIX веке этот процесс был очень трудным и кропотливым. Чем пользовались крестьяне, когда не было утюга? Рубелем!

На "скалку" наматывали только что выстиранную одежду. Нельзя было сильно сушить белье, так как гладить потом было бы тяжело. Поэтому, после того как одежду намотали, все еще оставалось взять в руки вторую деталь – рубель. На столе гладили белье, раскатывая "скалку" с помощью рубеля. Чем сильнее белье наматывалось на "скалку", тем лучше оно проглаживалось.

Неважно, насколько сложен этот процесс глажения. Если ты хочешь выглядеть опрятно, придется постараться и потрудиться с вещами, чтобы они выглядели хорошо. Со временем в крестьянском быту появились первые утюги. Это было удобно, но дорого. Не каждому было по карману купить металлический утюг, и его наличие считалось показателем достатка в семье.

Эти давние времена приходятся на конец XIX века.

В давние времена утюги использовались с печью. Они нагревались на ней и применялись при необходимости. Однако возникало неудобство — утюг можно было использовать только пока печь была горячей. Чтобы решить эту проблему, появилась новая разновидность утюга с откидывающейся крышкой.

В такой утюг кладли угли, разжигали их путем размахивания утюга, а через отверстия в нижней части поступал воздух, раздувающий угли и нагревающий утюг. Конечно, это было удобнее, чем использовать утюг с печью.

Взглянув на эти древние предметы быта крестьян, невольно восхищаешься их упорством, трудолюбием. Ведь даже в повседневной жизни им приходилось уделять столько времени делам, которые для нас сегодня кажутся очень простыми. Что это значит — погладить вещь? Просто включить электрический утюг, который сам проглаживает вещь паром, делая ее идеально ровной.

Знакомство с антиквариатом меняет взгляд на современные научные достижения. Удивляешься, как увеличился темп жизни.

Эти древние предметы смело можно назвать предшественниками современных вещей, которые мы используем каждый день. Они хранят в себе много историй о времени, когда были неотъемлемой частью хозяйственной жизни людей. Рассказать свою историю они готовы только людям с любопытным умом и тем, кто увлечен историей своего региона.

Разнообразие материальной культуры

Производство. Сюда включаются все аспекты создания продукции, а также методы и

инфраструктура (источники энергии, транспорт и связь). Быт. Этот вариант охватывает и конкретные аспекты ежедневной жизни – одежду, пищу, жилище, а также традиции и обычаи семейной жизни, воспитание детей и так далее. Телесная культура.

Отношение человека к своему телу – уникальный аспект культуры, который очень тесно связан с формами духовной культуры, отражает моральные, художественные, религиозные и социальные стандарты. Экологическая культура. Отношение человека к окружающей природной среде.

Религия: определение, функции, мировые религии

Вера в силы сверхъестественного происхождения придает религии статус социального института. Основные элементы культуры, связанные с религией, включают в себя:

  1. Идеология – систематизация представлений о мире и сверхъестественных силах, влияющих на него.
  2. Культ – совокупность норм и принципов, регулирующих поведение людей. Это может проявляться через богослужения, молитвы, милостыню, обряды и таинства.
  3. Иерархия – классификация верующих и их ролей, связанных с приближенностью к богам или богу. Например, миряне и духовенство (религиозные лидеры).

Религии различаются по количеству богов на монотеизм (единственный бог) и политеизм (группа богов). В ранние времена политеистические верования преобладали.

В современном мире религии можно разделить на три основных направления, как показано в таблице:

  1. Формирование взглядов и принципов восприятия жизни — мировоззренческая составляющая.
  2. Организация взаимодействия верующих друг с другом и с высшими силами — это коммуникативная функция.
  3. Помощь в преодолении жизненных трудностей — компенсаторная роль веры.
  4. Управление поведением людей посредством социальных норм — это регулятивная функция религии.
  5. Объединение людей с общими взглядами и идеалами — интегрирующий аспект веры.

Научная деятельность — это сфера, в которой формируется система истинных знаний о мире. Она направлена на получение точной информации о человеке, обществе и природе.
Наука является социальным институтом и включает в себя следующие компоненты:

  1. Субъекты — ученые, их знания и опыт, которые систематизируют полученные знания.
  2. Учреждения и организации, такие как РАН, ЮНЕСКО, интернациональный союз астрономии и другие.
  3. Оборудование, используемое для изучения — лаборатории, космические станции и другое.
  4. Специфический алфавит, состоящий из уникальных знаков и символов. Примеры включают математические формулы, таблицу Менделеева в химии и прочее.
  5. Методика изучения состоит в наблюдении за явлениями, проведении экспериментов и так далее. Систематичность играет главенствующую роль в науке.

К особенностям науки относятся:

  1. Универсальность — знание объективно и не зависит от человека, местоположения или времени проведения исследования. Например, вода закипает при ста градусах, независимо от места проведения эксперимента (при одинаковых условиях).
  2. Публичность — достижения науки открыты для всего человечества. Например, изобретение электричества сразу упростило жизнь людей разных стран и континентов.
  3. Альтруизм — в научной деятельности важно понимание истины, даже если она не привлекательна. Например, открытие возможностей атома привело к угрозе ядерной войны, и хотя это печальный факт, отрицать его невозможно, также как и игнорировать элемент и не нанести разрушительного ущерба.

Рациональность в науке делает результаты исследований объективными, то есть независимыми от взглядов отдельного индивида.

Все современные науки можно разделить на следующие группы:

  • естественные – изучение природы и космоса, закономерностей явлений (астрономия, геофизика, антропология);
  • общественные – изучение общества и человека, как социального существа (социология, политология, юриспруденция);
  • гуманитарные науки — изучение различных аспектов творческой деятельности человека (язык, история, литература, логика);
  • технические науки — изучение основ законов физики и химии.

Обычно наука связана с сферами человеческой деятельности. Например, различные отрасли юридической науки разделены в соответствии с различными областями права: административное, уголовное и т. д.

Начнем с того, что науку можно разделить на фундаментальную и прикладную. Задача первой — систематизировать, универсализировать принципы и открытия. Что же касается второй, ее цель — применить фундаментальные теории на практике.

Основные характеристики современной науки:

  • рост количества научных дисциплин;
  • увеличение числа ученых и исследователей;
  • международное изучение проблемных вопросов.

Таким образом, основные цели науки заключаются в поиске истины и систематизации имеющихся знаний.

Особую значимость научные знания получили после научно-технической революции в середине ХХ века. За несколько десятилетий произошел колоссальный скачок в области техники. В течение последних шестидесяти лет наблюдается постоянное развитие научного знания.

Натура и культура (Природа и культура)

Природа (от латинского natura – естество) – участок земли, который не подвергся воздействию человека. Культура (от латинского cultura – возделывание) – участок земли, измененный человеком. Культура представляет собой все, что создано человеком: дома, вещи, предметы быта, произведения искусства, духовные ценности, производственные технологии. Где заканчивается природа, а где начинается культура?

Тропа через сосновый лес (по мотивам картины Шишкина)

Лошадь на просторах

Великолепный парк Александровский в Санкт-Петербурге:

Культура бывает материальная и духовная

Культурное наследие в материальном и духовном аспектах

Артефакт культуры представляет собой объект, созданный человеком и обладающий символическим значением. В качестве артефактов культуры могут быть предметы, искусственно созданные людьми, научные теории, представления, произведения искусства и фольклор. Например, результаты археологических раскопок в Великом Новгороде: деревянная башня, берестяные грамоты и боевой топор (8 июня 2020 г.)

В ходе раскопок на Софийской набережной Великого Новгорода ученые Института археологии РАН обнаружили остатки деревянной башни и крепостной стены Окольного города – внешнего оборонительного сооружения средневекового Новгорода. Среди найденных предметов – пять берестяных грамот, одна из которых содержит черновик завещания, боевой топор, шахматные фигуры и печать посадника Фёдора Даниловича.

Источник: https://www.kp.ru/daily/26181/3070653/ Женщина по имени миссис де Флориан сбежала на юг Франции перед началом Второй мировой войны и больше не вернулась домой. В течение следующих 70 лет её квартира оставалась пустой.

Материальная культура

Обычно под материальной культурой подразумевают все технические достижения человека, которые можно увидеть и потрогать. Это все, что нас окружает и что мы используем каждый день.

За свою долгую историю материальная жизнь претерпела значительные изменения, постоянно развиваясь.

Предметы материальной культуры сохраняют свой след, благодаря которому ученые могут воссоздать жизнь наших давно ушедших предков.

Духовная культура

Метафизическая сущность культуры представляет собой высокую степень сложности как по своему составу, так и по своей значимости для эволюции человечества и его дальнейшего сохранения в качестве сущности, обладающей гуманностью.

Духовная культура совокупляет идеи, теории, концепции, религию, философию, психологию и искусство в их самых обширных проявлениях. Все, что было создано человеческим разумом и талантом, принадлежит этой сфере культуры.

Результаты творчества, такие как произведения искусства, также помогают ученым воссоздать жизнь наших предков, понять определенные истины и факты, так же, как это делали наши предки. Кроме того, если изучение артефактов принадлежит археологам, то изучение духовной культуры — область многих других наук; произведения искусства, например, исследуют искусствоведы, а религиозные верования, легенды и сказки изучают филологи и историки.

Материальная культура

Понятие материальной культуры обычно означает созданные людьми объекты, которые помогают им лучше адаптироваться к природным и социальным условиям жизни.

Эти объекты создаются для удовлетворения различных потребностей людей и поэтому рассматриваются как ценности. Когда говорят о материальной культуре определенного народа, обычно имеют в виду такие конкретные предметы, как одежда, оружие, посуда, еда, украшения, жилище, архитектурные сооружения. Современная наука, изучая эти артефакты, может воссоздать образ жизни даже давно исчезнувших народов, о которых нет упоминаний в письменных источниках.

При более широком понимании материальной культуры выделяются три основных элемента.

Технологии представляют собой инструменты и технические методы создания и использования объектов реального мира. Они имеют материальное выражение, так как реализуются в конкретных практических действиях.

Техническая культура означает конкретные навыки, умения и способности человека. Эта культура сохраняет эти навыки и умения, а также передает знания из поколения в поколение, как теоретический, так и практический опыт. В отличие от знаний, навыки и умения формируются в ходе практической деятельности, обычно на основе примеров. Вместе с усложнением технологий развиваются и навыки на каждом этапе развития культуры.

Материальная культура охватывает всю область материально-производственной деятельности человека и ее результаты — искусственную среду, окружающую человека.

Предметы — это итог материальной деятельности человека и являются одной из основных форм его существования. Как и человеческое тело, предмет существует одновременно в двух мирах — природном и культурном. Обычно предметы изготавливаются из природных материалов, а затем становятся частью культуры после обработки человеком.

Таким образом поступали наши далекие предки, превращая камень в инструмент, палку в оружие, шкуру убитого зверя в одежду. При этом предмет получает важное качество — способность удовлетворять определенные человеческие потребности и быть полезным для человека. Можно сказать, что полезный предмет — это первоначальная форма существования предмета в культуре.

Материальная вещь несет в себе духовный смысл, так как в ней отражается образ человека определенной эпохи, культуры, социального положения и т.д. Например, рыцарский меч может быть символом средневекового феодала, а современная бытовая техника — образом человека начала XXI века. Даже игрушки могут являться портретами своей эпохи, например, технически сложные игрушки, включая модели оружия, точно отражают лицо современности.

Социальные организации также являются результатом человеческой деятельности, еще одной формой материальной культуры. Развитие человеческого общества тесно связано с развитием социальных структур, которые необходимы для существования культуры. В первобытном обществе существовала лишь одна социальная структура — родовая организация, обеспечивавшая материальные и духовные потребности человека и передачу информации следующим поколениям. С развитием общества формировались различные социальные структуры, отвечающие за повседневную жизнь людей (труд, управление, война) и за их духовные потребности, в том числе религиозные. Уже на Древнем Востоке выделяются государство и культ, а также появляются школы как часть педагогических организаций.

Прогресс цивилизации связан с развитием техники, строительством городов и формированием социальных классов, что требовало более эффективной организации общественной жизни. В результате возникли различные социальные организации, в которых отображались экономические, политические, правовые и нравственные отношения, а также техническая, научная, художественная и спортивная деятельность.

В сфере экономики первым социальным образованием стал средневековый цех, который в Новое время сменился мануфактурой, а сегодня развился в промышленные и торговые компании, корпорации и банки. В политической сфере помимо государства появились политические партии и общественные объединения. В юридической сфере были созданы суд, прокуратура и законодательные органы.

Разветвленная церковная организация была сформирована религией, впоследствии появились общества ученых, художников, философов. Каждая из текущих культурных сфер сегодня имеет свою сеть социальных организаций и структур, созданных ими. Значение этих структур постепенно увеличивается с течением времени, поскольку организационный фактор становится все более важным в жизни человечества. Через эти структуры люди управляют сами собой и другими, создавая основу для совместной жизни и передачи накопленного опыта следующим поколениям.

Материальную культуру создают вещи и социальные организации, образуя сложную структуру, включающую несколько ключевых направлений: сельское хозяйство, здания, инструменты, транспорт, связь, технологии и т.д.

Аграрный сектор занимается производством сортов растений и пород животных, а также обработкой почвы. Эта область непосредственно связана с выживанием человека, предоставляя продукты питания и сырье для промышленности. Поэтому человек старается совершенствовать существующие виды растений и животных. Особенно важна правильная обработка почвы для поддержания ее плодородия — механическая обработка, удобрение органическими и химическими удобрениями, мелиорация и ротация посевов — смена выращиваемых культур на одном участке земли.

Здания — это места, где живут люди, занимающиеся самыми разными делами (живут, работают, отдыхают, учатся), а сооружения — это то, что строят, чтобы изменить условия жизни и хозяйствования (производственные цеха, мосты, плотины и т. д.). Как здания, так и сооружения — результаты строительства. Человек должен постоянно поддерживать их в хорошем состоянии, чтобы они могли выполнять свои функции успешно.

Разнообразные средства труда, приспособления и оборудование предназначены для улучшения всех видов физического и умственного труда человека. Так, средства труда напрямую воздействуют на обрабатываемый материал, приспособления служат для улучшения средств труда, а оборудование представляет собой совокупность инструментов и приспособлений, расположенных в одном месте и используемых для достижения определенной цели. Они различаются в зависимости от сферы деятельности, которую они обслуживают — сельское хозяйство, промышленность, связь, транспорт и т.д. История человечества свидетельствует о постоянном усовершенствовании этой области материальной культуры — от каменных инструментов и ручного труда до современных сложных машин и механизмов, обеспечивающих производство всего необходимого для жизни человека.

Связь и транспорт тесно взаимосвязаны и включают в себя почту, телеграф, телефон, радио и компьютерные сети. Они, как и транспорт, объединяют людей, позволяя им обмениваться информацией.

Технологии — это знания и навыки во всех перечисленных областях деятельности. Важной задачей является не только дальнейшее совершенствование технологий, но и передача их следующим поколениям, что возможно только через развитую систему образования, что свидетельствует о тесной связи материальной культуры и духовной.

Более того, часто бывает сложно понять, к какому виду культуры — материальной или духовной — относится тот или иной предмет или явление. Например, любую мебель мы скорее всего отнесем к материальной культуре. Но если речь идет о комоде возрастом 300 лет, который экспонируется в музее, его стоит рассматривать как предмет духовной культуры.

Книга, как незаменимый элемент духовной культуры, может использоваться даже для растопки печи. Однако необходимо определить критерии различия между материальными и духовными предметами культуры, если такие предметы могут изменять свое предназначение. Один из возможных подходов — это оценка смысла и предназначения предмета: если он удовлетворяет первичные (биологические) потребности человека, он относится к материальной культуре; если он удовлетворяет вторичные потребности, связанные с развитием человеческих способностей, то можно считать его предметом духовной культуры.

mydocx.ru — 2015-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы на сайте представлены исключительно для ознакомления читателей и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав — Пожаловаться на публикацию

История материальной культуры

Развитие материальной культуры началось одновременно с появлением первых изобретений у человечества. Для выживания необходимо было обеспечить себя пищей, жильем и одеждой. В начале I века до н.э. появились орудия из палок, камней и костей животных, которые постепенно усовершенствовались путем заточки и заострения в зависимости от их назначения.

Применение орудий труда значительно облегчило жизнь древнему человеку. Например, вместо игл для шитья шкур, они использовали кремневые проколки. Примерно сорок тысяч лет назад появился Homo sapiens — разумный человек. С его приходом начали развиваться материальная и духовная культуры.

Люди в палеолите начали создавать и приспосабливать строения для жизни, изобрели каменные лампы для освещения, использовали подземные помещения как мастерские и холодильники. Охотничьи копья были изобретены для охоты на животных, а рыболовы ловили рыбу с помощью сетей и заостренных костяных стрежней.

В мезолите, примерно 12 тысяч лет назад, температура резко повысилась, что привело к распространению лесов, появлению крупных животных, диких птиц и других видов. Чтобы обеспечить свои семьи, люди вынуждены были охотиться на животных; для облегчения этого труда были изобретены луки и стрелы. С каждой неудачной охотой орудия совершенствовались.

Особенно увлекательными были изделия из кремния, они были небольшие по размеру и использовались в качестве небольших вставок в стрелы. Факт в том, что для стрел использовался мягкий металл, а такие вставки были изготовлены из гораздо более прочного материала. Такая конструкция напоминает современные сверла и резцы. В то же время человечество начало изучать искусство плавания, и были сконструированы первые корабли.

В период неолита человек перестал только охотиться и собирать плоды природы, а начал выращивать различные сельскохозяйственные культуры и разводить скот. В настоящее время люди продолжают заниматься тем же, что их предки в те времена: выращивают овощи, фрукты и занимаются животноводством. Во время археологических раскопок ученые находят предметы, напоминающие лыжи, металлические кольца для палок, терки для зерна.

Эта эпоха характеризовалась развитием текстильного производства и керамической посуды, а также созданием различных металлических сплавов. Постепенно труд стал дифференцироваться на земледелие и ремесло, и появилось разделение между городом и деревней. Начали строиться городские дома из дерева, камня и глины. В период энеолита в IV веке до нашей эры люди активно начали изучать свойства меди.

Важно отметить, что этот материал был легко подвержен обработке, из него изготавливали различные приспособления для рыбаков, проволоку, гвозди и трубы. Эти нововведения оказали значительное влияние на общество в целом: возникли и процветали предприятия, произошли изменения в экономической сфере, и возникли военные конфликты. Этот период также стал временем внедрения лопат и других инструментов для сельского хозяйства. В результате всех этих изменений в развитии первобытного общества материальная культура сильно повлияла на развитие человеческого общества, на работу его мозга и развитие интеллекта. Люди становились более образованными и умными, и их жизнь все больше наполнялась современными изобретениями.

В общем, материальная культура включает в себя множество аспектов: производство материальных товаров, культуру труда, обустройство дома, деревни и города, заботу о своем теле и спортивную культуру. Материальная культура представляет собой совокупность всех необходимых качеств для обеспечения полноценной жизни и деятельности человека.

История культуры славянских народов характеризуется высоким уровнем развития производства керамических изделий, обработки железа и кости. Мастерство кузнечного и ювелирного дела активно развивалось. В VIII-IX веках прогрессировали металлургическое и гончарное производства. Во второй половине X века начали производить мечи, кольчуги, шлемы, а также освоили технику изготовления стекла.

Археологические исследования, проведенные в Нижнем Новгороде с 1932 по 2002 год, показывают, что было обнаружено множество различных предметов, от украшений и бытовых принадлежностей до сложных литых изделий из металла. Выяснилось, что все эти предметы были выполнены мастерски, в соответствии с индивидуальными дизайнерскими решениями.

В период с X по XV век до нашей эры, люди носили кожаную обувь, хотя также использовались и лапти из лыка. Найденные шахматы свидетельствуют о том, что человек развивал свою память и интеллект. Российские крестьяне, живущие в непостоянных жилищах, также занимались разработкой улучшений для собственных жизненных условий.

К примеру, для отопления жилища была изобретена каменная печь, а для упрощения обработки земли – плуг. Производственные процессы в городах также постоянно совершенствовались. Однако, многие новейшие изобретения были направлены не только на улучшение повседневной жизни человека, но и на ведение войн, так как человек стремился к накоплению материального богатства.

Эволюция материальной культуры продолжалась на протяжении всех веков, постепенно наращивая свой потенциал. Она не останавливается и в наше время. Мы можем гордиться нашими предками за их передовое мышление, за то, что мы имеем возможность наслаждаться всеми благами благодаря их неутомимому труду и уникальным идеям.

Оцените статью
SPBINFO24.RU
Добавить комментарий