Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге: история имени и его духовное значение

12 июня – день памяти преподобного Исаакия Далматского. Святой Исаакий является небесным покровителем основателя Санкт-Петербурга Петра I, день рождения которого совпал с днём памяти преподобного. Петр Великий решил особым образом почтить Исаакия Далматского и задумал возвести в его честь храм – Исаакиевский собор.

Святой Исаакий Далматский был раннехристианским монахом IV века, игуменом Далматской обители. Житие преподобного гласит, что он мужественно противостоял распространению арианской ереси и дерзновенно спорил по этому поводу с римским императором Валентом, когда в 378 году тот отправлялся на войну с вестготами.

Святой неоднократно увещевал правителя прекратить гонения на православных и открыть храмы, за что был избит и брошен в зловонный заболоченный овраг, поросший терниями. Но Всевышний не оставил Исаакия в беде, и вскоре ангел Господень помог преподобному выбраться из оврага и тем самым избавил его от верной гибели.

Вновь преподобный явился к императору и на сей раз предсказал его поражение в войне и гибель в огне. Валент велел заточить Исаакия в темницу, а сам отправился на поле боя, где в точности сбылось пророчество подвижника: римское войско было разбито, а император был сожжен в деревянном амбаре, где прятался от преследования варваров.

Следующим на римский престол взошел Феодосий I. Он узнал о чудесах Исаакия и о его пророчествах. Император велел освободить преподобного из темницы и с почестями принял его у себя во дворце. Исаакий хотел вернуться в пустыню, где до того подвизался, но благочестивые вельможи уговорили его не покидать Константинополь и остаться в его пригороде.

Святой и поселился здесь в скромной келье, выстроенной для него, и проводил дни в посте и молитве. Вскоре слава о его чудесах стала распространяться. К нему стали приходить многие люди за исцелением и советом. Через некоторое время келья Исаакия уже была центром обители, которая стала древнейшим в Константинополе монастырем. Здесь преподобный Исаакий и скончался, оставив после себя в качестве преемника своего верного ученика Далмата.

В День преподобного Исаакия Далматского поздравляем всех жителей и гостей города с этим праздником.

Исаакиевский собор

Области знаний: Искусство 18 – начала 20 вв. Российская империя, Архитектура, Искусство православия Дата постройки / реконструкции: 1818 – 1858 годы Историческое государство: Российская империя Современное государство: Российская Федерация

Религиозные сооружения Религиозные сооружения

Исаакиевский собор

Исаа́киевский собо́р, памятник архитектуры в Санкт-Петербурге.

Первый деревянный храм в честь преподобного Исаакия Далматского (небесный покровитель Петра I , родившегося 30 мая по старому стилю, в день памяти святого) стоял на лугу у ворот Адмиралтейства (освящён в 1707; в нём в 1712 состоялось венчание императора Петра I и Екатерины Алексеевны ; с 1723 по указу Петра I здесь приносили присягу чины Адмиралтейства и моряки Балтийского флота ). В 1717 г. на берегу Невы (примерно на том месте, где установлен «Медный всадник» ) Петром I был заложен каменный храм (в строительстве участвовали архитекторы Г. И. Маттарнови , Н. Ф. Гербель и др.; разобран в середине 18 в.). В 1768–1802 гг. на нынешней Исаакиевской площади был возведён 5-главый, облицованный цветным мрамором храм (по проекту А. Ринальди , архитектор А. Ф. Вист, с 1798 В. Бренна ).

С 1809 г. проводились конкурсы на проект нового здания, отвечающего парадному облику центральной части столицы. Существующий ныне собор (1818–1858, архитектор О. Монферран ) строился под наблюдением особой комиссии и при личном кураторстве Александра I и Николая I . Построенный в стиле позднего классицизма , собор стал одной из основных градообразующих доминант Санкт-Петербурга (высота 101,5 м, площадь с портиками 111,5 × 97,6 м, наружный диаметр купола 25,8 м).

Монументальный, утяжелённый объём здания завершён золочёным металлическим куполом на барабане , окружённом монолитными гранитными колоннами. С 4 сторон собор обрамляют колоссальные портики с фронтонами , украшенные статуями по углам и горельефами (бронза, гальванопластика; скульпторы И. П. Витали , А. В. Логановский, П. К. Клодт , Н. С. Пименов и др.). Интерьер храма отделан малахитом , лазуритом , порфиром, золочёной бронзой, мозаикой , росписью (живописцы Ф. А. Бруни , К. П. Брюллов , В. К. Шебуев и др.); заалтарный витраж по рисунку Л. фон Кленце исполнен в Мюнхене (мастер М. Э. Эйнмюллер). В Исаакиевском соборе хранились чтимые Тихвинская икона (возвращена в храм в 2002) и Корсунская икона Божией Матери, образ Спаса Нерукотворного (1693, художник Ф. Ф. Ухтомский). Исаакиевский собор доминирует в ансамбле Исаакиевской площади, в центре которой установлен памятник Николаю I (1859, скульптор Клодт, архитектор Монферран).

Исаакиевский собор. Санкт-Петербург. Кинокомпания «Православная энциклопедия». Исаакиевский собор. Санкт-Петербург.

Кинокомпания «Православная энциклопедия».

Кинокомпания «Православная энциклопедия» Кинокомпания «Православная энциклопедия»

Исаакиевский собор был кафедральным собором Санкт-Петербургской епархии. С 1896 г. при соборе действовало благотворительное православное Исаакиевское братство, с 1911 г. – общество хоругвеносцев. В 1928 г. Исаакиевский собор был закрыт; в 1930–1937 гг. в нём размещался Антирелигиозный музей . С 1937 г. музей-памятник.

В интерьере собора функционировал маятник Фуко (1931–1986; демонтирован и хранится в подвалах собора). В Великую Отечественную войну 1941–1945 гг. пострадал, реставрирован в 1947–1951 и 1954–1963 гг. (архитектор А. Л. Ротач). Богослужения возобновлены в 1991 г., с 2002 г. стали регулярными (в левом приделе Святого Александра Невского). В 2001–2003 гг. осуществлена реставрация фасадов. Редакция искусства и архитектуры

Информация

Области знаний: Искусство 18 – начала 20 вв. Российская империя, Архитектура, Искусство православия Дата постройки / реконструкции: 1818 – 1858 годы Историческое государство: Российская империя Современное государство: Российская Федерация

Что известно про необычного монаха, чье имя носит Исаакиевский собор в Петербурге

—>

Как раз тогда варвары-готы, жившие по Дунаю, захватили Фракию и направились к столице. По преданию, когда Валент с войском покидал город, Исаакий, обратившись к императору, громко воскликнул: «Царь, отопри храмы православным, и тогда Господь поможет тебе! Если же не послушаешь меня, то не возвратишься живым, но погибнешь в огне».

Понятное дело, император такой дерзости стерпеть не мог — приказал бросить монаха в тюрьму и держать там до его возвращения. Вот только вернуться ему было не суждено: готы победили, император укрылся в хижине и был сожжен наступавшими. После известия о его гибели Исаакия не только освободили, но и стали почитать как пророка.

Следующий император — Феодосий I Великий — восстановил в правах православие, заключил мир с готами, а его приближенные уговорили преподобного остаться в столице, чтобы оградить ее от бед своими святыми молитвами.

В предместье Константинополя, где он поселился, возник монастырь, чуть ли не первый в Константинополе. И Исаакий до глубокой старости был в нем игуменом. А когда совсем ослабел, поставил вместо себя своего постриженика, преподобного Далмата, по имени которого и стала называться обитель.

Небесный покровитель

В России почитание преподобного Исаакия началось с Петра I, день рождения которого (30 мая по старому стилю) совпал с днем памяти этого святого. Император считал его своим небесным покровителем.

Удивительное дело, царь, считавший монахов «гангреной», «понеже большая часть тунеядцы суть, и понеже корень всему злу праздность, то сколько забобонов, расколов, но и возмутителей произошло, всем ведомо», в своей новой столице первым делом устроил в перестроенном деревянном «чертежном амбаре» напротив Адмиралтейства Исаакиевскую церковь. В ней и венчался с матерью своих детей, будущей императрицей Екатериной Алексеевной.

А в августе 1717 года царь сам заложил первый камень новой Исаакиевской церкви, уже каменной. Храм еще не раз перестраивали, пока — уже при Александре I — не началось возведение того самого Исаакиевского собора, который сегодня знает весь мир.

Третий храм – памятник “архи-нелепости”

Возведение третьего, храма началось при Екатерине Второй. Работами руководил архитектор Антонио Ринальди. Но его гениальный проект не был доведен до успешного завершения. Строительство закончилось на карнизах.

Вставший на трон Павел Первый приказал Винченцо Бренну срочно достроить храм. В спешке он получился напрочь неудачным. Роскошное мраморное основание Ринальди венчали низкие кирпичные стены Бренна. Прямо каламбур получился. Так и было.

Собор вызывал волны смеха у жителей Петербурга. Масса ироничных эпиграмм современников было посвящено этому памятнику “архитектурной нелепости”. Однако во 2-ой год 19 века 3-й храм в честь Исаакия Далматского был освещен.

Четвертый и современный Исаакия

Через 7 лет Александр Первый объявил конкурс на строительство 4-го храма с сохранением престолов и фундамента прежнего. Но выполнить указ императора удалось не сразу. Лишь в 1818 году началось строительство по проекту молодого архитектора Огюста Монферрана, который с энтузиазмом принялся за дело. Ему принадлежит не только проект храма, но и разработка концепции обустройства. В храме установлен бюст Монферрану, выполненный из различных образцов камней, используемых в отделке.

Огюст Монферран в начале 19 века покинул родину и более сорока лет своей жизни посвятил России. Сразу по приезду в российский стольный град молодой француз показал Александру Первому альбом с рисунками уникальных храмов, отчего царь пришел в восторг и назначил Монферрана придворным архитектором, а также дал ему заказ на создание проекта нового храма.

Торжественно заложили его в 1818-м. Однако спустя 3 года пришлось приостановить работы. Причиной тому стала неопытность Монферрана. Возведение здания возобновили в 1825 году. К тому времени техническая часть документации подверглась качественным изменениям.

Чтобы исправить ошибки проекта, и внести в него значимые коррективы, собралась комиссия Академии художеств, состоящая из 13 выдающихся архитекторов той эпохи, включая Росси, Стасова, братьев Михайловых, Мельникова и прочих творческих личностей. Возвели храм в 1841 году. А на продолжении семнадцати лет работали над его обустройством.

Жизнь третья

Указ, вышедший 15 июня 1761 года, гласил: «при строении Исаакиевской церкви быть архитектору Савве Чевакинскому».

В 1762 году Чевакинский представил в Сенат проект храма и смету на его постройку. Именно Савва Иванович выбрал для Исаакия то место, на котором он стоит в наши дни. Но в 1767 году Чевакинский подал в отставку, и его сменил Антонио Ринальди, который разработал свой собственный проект.

Самое лучшее представление о проекте Ринальди мы можем составить по модели, хранящейся в музее Академии художеств. Основной объем храма венчается куполом, который окружают четыре ажурные башенки-звонницы. С запада к зданию примыкает трехъярусная колокольня. По проекту Ринальди храм должен был быть целиком облицован цветным мрамором — сибирским и олонецким.

Известный искусствовед и историк архитектуры В. Я. Курбатов писал в 1913 году: «Будь закончен Исаакий Ринальди, мы имели бы несравненный образчик зодчества совершенной эпохи барокко». Но, увы, судьба этого великолепного проекта оказалось печальной. Средств на строительство в истощенной российской казне постоянно не хватало, и храм возводился черепашьими темпами. К 1796 году, когда на престол вступил Павел I, храм довели только до карниза.

26 декабря 1796 года Павел распорядился остановить отпуск средств на строительство собора. Драгоценный мрамор, собранный для его облицовки, отправили на украшение Михайловского замка. Казалось, собор так и не будет достроен, но в марте 1797 года Павел поручает архитектору Винченцо Бренна довершить его возведение, однако ограничившись минимально возможными средствами. Наконец, 30 мая 1802 года, в присутствии уже следующего императора, Александра I, храм был освящен.

Винченцо Бренна был талантливым архитектором, но что он мог сделать в таких условиях? Волей-неволей пришлось строить собор одноглавым, а колокольню ограничить двумя ярусами. Понятно, что ни о какой мраморной облицовке речь уже не шла. Наиболее точно ситуация со строительством собора была выражена в эпиграмме, ходившей тогда по Петербургу: «Се памятник двух царств, / Обоим им приличный: / Основа его мраморна / А верх его кирпичный!»

Третий храм в честь святого Исаака также прослужил недолго. 9 апреля 1816 года, во время пасхального богослужения, отсыревшая штукатурка рухнула со сводов на правый клирос и «падением своим сделала сильный удар и в народе содрогание». После этого храм закрыли.

Жизнь четвертая

Собор, построенный Ринальди и Бренна, вышел откровенно неудачным. И вскоре всем стало очевидно, что на таком ответственном месте требуется куда более красивый храм. Уже в 1809 году был объявлен архитектурный конкурс на лучший проект Исаакиевского собора. Еще один такой конкурс был проведен через четыре года. Но, хотя состязались такие выдающиеся архитекторы, как Ч. Камерон, Дж.

Кваренги, А. Д. Захаров, А. Н. Воронихин, Ж. -Ф. Тома де Томон, Л. Руска, В. П. Стасов, братья Михайловы, удовлетворительного результата конкурсы не дали. Мешало выдвинутое Александром I требование сохранить существенную часть старого храма (как минимум алтарную часть).

Тогда Александр I решил пойти другим путем. В 1816 году он обратился к одному из своих приближенных, известному инженеру генералу Августину Бетанкуру с просьбой рекомендовать ему архитектора. Как раз незадолго до этого в Петербург прибыл молодой французский зодчий Огюст Монферран. Он был зачислен в качестве старшего чертежника в возглавляемый Бетанкуром Комитет по делам строений и гидравлических работ, и Бетанкур решил «для пробы» поручить Монферрану разработать проект реконструкции собора.

Монферран понимал, что ему выпал шанс, который бывает только раз в жизни. В спешном порядке он создал двадцать четыре проектных варианта, выполненных в миниатюре в самых различных стилях: индийском, китайском, готическом, древнеримском, древнегреческом, ренессансном… Рисунки были переплетены в альбом и поднесены Бетанкуром императору с просьбой «один из рисунков удостоить своим выбором». Альбом произвел требуемое впечатление (к сожалению, в архивах он не сохранился), и Александр I поручил Монферрану разработать проект собора. Проект был утвержден в феврале 1818 года, а с весны уже началось и строительство.

Однако утвержденный проект был откровенно недоработан (так, например, в комплекте чертежей отсутствовал поперечный разрез) и имел серьезные недостатки. Поэтому, когда проект опубликовали в печати, архитектор Антуан Модюи подверг его резкой критике. Используя свои чертежи и расчеты, он доказывал, что собор, спроектированный Монферраном, рухнет.

Возражения Модюи сперва пытались спустить на тормозах, однако он обратился к императору напрямую, и в феврале 1822 года строительство было приостановлено (продолжалась только заготовка материалов). В 1824 году был проведен конкурс на лучшее исправление проекта Монферрана. В конкурсе на общих основаниях принял участие и сам Монферран, доработавший собственный проект и в результате победивший. Впрочем, и эти изменения были не последними. Позднее Монферран дорабатывал свой проект в 1835‑м (изменились конструкции портиков, а круглые боковые башни превратились в квадратные колокольни) и в 1837–38 годах (изменился проект купола: кирпичные своды заменила легкая и прочная конструкция из металла).

Возведение собора растянулось почти на 40 лет, так что у наших соседей, финнов, даже появилась поговорка: «Строится так же долго, как Исаакиевский собор». О значимости строительства говорил тот факт, что членами Комиссии по перестройке Исаакиевского собора, осуществлявшей административное руководство, были самые высокопоставленные чиновники.

А на всех наиболее важных этапах возведения собора присутствовали император и члены императорской фамилии. На гигантское сооружение не жалели средств. На одну только архитектурную модель собора (ту, что хранится в музее Академии художеств) было потрачено 80 000 руб­лей! А сам собор (причем без учета драгоценной церковной утвари) обошелся России в гигантскую сумму 23 256 852 рубля 80 копеек. Для сравнения, на возведение Троицкого (Измайловского) собора было затрачено всего около двух миллионов руб­лей — меньше, чем обошелся один только фундамент Исаакия.

После церемонии освящения храма, состоявшейся 30 мая 1858 года, Исаакиевский собор стал главным храмом Российской империи. Горячие споры вызывала принадлежность храма, ведь Церковь настаивала, чтобы собор был передан в ее ведение. Вопрос этот был передан на рассмот­рение особой комиссии под руководством ректора Академии художеств. Было решено, что Церкви будет не под силу содержать столь дорогой храм и обес­печить ему достойный уход способно только государство. Поэтому Исаакиевский собор был передан в ведение Министерства путей сообщения и публичных зданий (а с 1871 года — в ведение Министерства внутренних дел).

После Октябрьской революции из собора изъяли многочисленные ценности (было вывезено около 50 кг золота, свыше двух тонн серебра и множество драгоценных камней), но сам храм оставался действующим. Однако обеспечивать гигантскому собору надлежащий уход без помощи государства община, естественно, была не в силах. Поэтому в 1928 году договор с церковной двадцаткой был расторгнут и храм передали Главнауке. С 1928 по 1931 год в соборе провели ремонт, одновременно в храме открылся антирелигиозный музей, одной из главных достопримечательностей которого стал маятник Фуко, демонстрировавший вращение земли.

Собор сильно пострадал в годы блокады. Хотя прямых попаданий снарядов в храм не было, но фасады и наружные колонны испещрены следами от их осколков, а купол одной из звонниц был пробит авиабомбой. Однако самый тяжелый урон храму нанесли не снаряды, а зима.

Неотап­ливаемый собор промерз насквозь, на стенах выступил иней, и весной, во время его таяния, был нанесен огромный ущерб росписям. Более всего была испорчена фреска Бруни «Адам и Ева в Раю», красочный слой которой смылся полностью. К несчастью, никаких фотографий или эскизов фрески не сохранилось, так что реставраторам пришлось просто нарисовать ее заново, подражая манере Бруни.

Первое богослужение в соборе после более чем шестидесятилетнего перерыва состоялось в 1990 году. И в наши дни Исаакий совмещает сразу две функции — храма и музея.

Оцените статью
SPBINFO24.RU
Добавить комментарий