Импрессионизм: Как изображение типичных характеров раскрывает суть этого художественного направления

Импрессионизм: Как изображение типичных характеров раскрывает суть этого художественного направления

Импрессионизм, возникший в конце XIX века, отличается уникальным подходом к изображению реальности, фокусируясь на передаче моментов жизни и эмоций через свет и цвет. Художники этого направления стремились запечатлеть не только внешние образы, но и внутренние состояния своих персонажей, показывая типичные характеры людей в контексте повседневной жизни.

Сложные, многослойные эмоции и живые ситуации становятся главными героями импрессионистских полотен. Это позволяет создавать динамичные и многогранные портреты, в которых образы людей отражают их индивидуальность и характер, что делает искусство импрессионизма особенно выразительным и близким зрителю.

Контрольная работа "Художественная культура конца 18-начала 20 века. Всеобщая история" 8 класс

4 . В XIX веке западноевропейская культура является уникальной по ряду особенностей:

1) Творчество деятелей культуры связано с общественно-политической борьбой

2) Интерес к сюжетам из придворной жизни

3) Возврат к гуманистическим идеалам

4) Оторванность от народа

5. Представитель романтизма в литературе:

1) Ф. Рабле

2) Э. Золя

3) О. Бальзак

4) Д. Байрон

6 . Поставьте в правильной хронологической последовательности художественные направления в литературе и искусстве XIX века. Укажите ответ

в виде последовательности буквенных обозначений выбранных элементов.

А) ампир

Б) романтизм

В) натурализм

Г) импрессионизм

Ответы на вопросы

Первый вариант

глава

Второй вариант

абвг

Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

Как только вы поделитесь этим контентом, появится возможность скачать его по ссылке ниже.

Закрыть

Получить код —>

  • Тест "Чему учил китайский мудрец Конфуций" для учеников 5 класса
  • Проверочная работа "Русь в 9 — 11 веках"
  • Тест "Российская империя во второй половине XVIII века" для учеников 8 класса
  • Тест "Крестовые походы" для учеников 6 класса
  • Конспект урока "Первые христиане и их учение" для учеников 5 класса (по учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера)
  • Конспект урока по истории Казахстана "Казахская национальная интеллигенция" для учеников 5 класса
Предметы
  • Импрессионизм: Как изображение типичных характеров раскрывает суть этого художественного направленияАлгебра
  • Английский язык
  • Биология
  • География
  • Геометрия
  • ИЗО
  • Информатика
  • История
  • Литература
  • Математика
  • Музыка
  • МХК
  • Опасности и спасение жизней
  • Изучение общества
  • Познание мира
  • Общественные и гуманитарные науки
  • Воспитание
  • Родной язык
  • Информационные технологии
  • Естественные явления в природе
  • Физическая культура
  • Химические процессы
  • Охрана окружающей среды
Похожие материалы
  • 18-12-2018, 18:57 Итоговое контрольное задание по предмету Всеобщая история "История Нового времени"
  • 16-11-2018, 16:58 Методическая разработка урока "Русское слово как отражение реальности жизни
  • 3-08-2018, 08:58 Контрольная работа "Всеобщая история XX — начала XXI века" для 11 класса
  • 31-07-2018, 16:28 Итоговое контрольное задание "История России с древнейших времен до современности"
  • 22-07-2018, 14:40 Тест по истории России конца XVI-начала XVII века для 7 класса
  • 2-04-2018, 15:05 Тестовое задание "Всеобщая история: с древних времен до конца XIX века"
  • 26-07-2017, 21:42 Разработка урока "Художественная культура России и Кубани конца XVIII века"
  • 1-12-2016, 01:41 Презентация "Культура России во второй половине XVIII века"

Особенности стиля

  • Отказ от жестких линий академического стиля.
  • Отсутствие мельчайших деталей.
  • Легкие, почти дрожащие штрихи.
  • Игра света и тени.

Иногда форму предметов на холстах импрессионистов можно различить только на определенном расстоянии, а вблизи кажется, что это всего лишь беспорядочная куча мазков. Произведение словно запечатлело мгновение, и кажется, что если отвернуться, то в следующее мгновение изображение изменится.

Знаменитые серии картин Клода Моне, созданные им в различные погодные условия и время суток в одном и том же месте, отлично демонстрируют различия в восприятии пейзажей в зависимости от времени суток.

Эдуард Мане стал одним из первых сторонников импрессионизма, после того как был отклонен классической школой из-за своих смелых идей, присоединившись позже к группе молодых импрессионистов.

В отличие от многих своих коллег, Эдгар Дега избегал создания произведений на природе, вместо этого он воплощал на своих работах танцевальные мотивы, изображая танцовщиц и танцевальные классы.

Камиль Писсарро был глубоко увлечён идеей изображения предметов в атмосфере, наполненной светом. Его творчество в основном состоит из необычных ландшафтов, созданных плотными мазками. Часто он изображал городские пейзажи или загородные места.

Поль Сезанн — выдающийся представитель постимпрессионизма из Франции. В его работах можно увидеть внутренние противоречия и борьбу его личности. Он был известен своим фантастическим трудолюбием и тем, что уничтожал свои произведения, которые ему казались несовершенными.

Постимпрессионизм

В конце XIX — начале XX века, художественное сообщество в Европе стало единой силой, объединяющей различные направления живописи. Художники стремились показать суть жизни через декоративную стилизацию и символы. Этот период наступил в момент кризиса импрессионистов и разделения их сообщества, когда на их последней выставке были представлены работы будущих постимпрессионистов, и стал периодом поиска новых смыслов, форм и идейно-нравственных ценностей.

Тан Лянькай – студент Гуансийского педагогического университета в Китае.

В данной статье рассматриваются особенности импрессионизма – революционного направления в искусстве от конца XIX до начала XX века; также представлен краткий обзор работ величайших художников-импрессионистов, выделяется значение этого направления, заключающееся в новаторском подходе к изображению и воплощении индивидуального видения художника.

Ключевые термины: импрессионизм, живопись, впечатление, свет, цветные тени, новаторство, Мане, Моне, Писсарро, Сислей.

Импрессионизм является одним из ведущих художественных направлений XIX века и, вероятно, самым известным направлением в истории живописи. Художники-импрессионисты использовали различные методы, однако их целью было избежать слишком жестких правил Академии. Их работы не соответствовали ожиданиям жюри и часто отвергались официальным Салоном [3, с. 55].

Первая выставка импрессионистов прошла в 1874 году в студии фотографа Надар (настоящее имя Гаспар-Феликс Турнашо) в неофициальной части Салона. В ней приняли участие около тридцати художников, среди которых были Б. Моризо, Э. Буден, П. Сезанн, Э. Дега, К. Писсарро, П.О. Ренуар и А. Сислей. Там же была представлена картина К. Моне "Впечатление, восходящее солнце".

Л. Леруа назвал эту группу художников импрессионистами по названию картины Моне в своем сатирическом обозрении «Шаривари». Он указал: «На что похожа эта картина? На впечатление! Я был уверен. Я пришел к выводу, что если я впечатлен, значит здесь есть какое-то впечатление» [6, р. 42].

Итак, импрессионизм – это «масштабное, переломное направление в искусстве конца XIX начала XX века, основанное на непосредственном, мимолетном впечатлении, метод которого заключается в показании изменения окружающей реальности» [5, с. 10].

В настоящее время творения импрессионистов художники оценивают по всему миру. Однако их работы не всегда ценились: когда они впервые представили свои картины, их подвергли насмешкам и критике. Только благодаря настойчивости П. Дюран-Рюеля, выдающегося арт-дилера, импрессионисты, такие как Мане, Моне, Писсарро, Ренуар и Дега, были признаны гениями [4, с. 204].

Инновационность импрессионистов заключалась в том, что они стремились изображать свет и изучали изменения цвета в зависимости от времени суток и времени года. Серия работ Клода Моне "Руанский собор" (порядка тридцати картины) — отличный пример плодотворных результатов этих поисков.

Солнце над Моне, к руанскому собору и Тур д’Альбану. 1894 год. Масло, холст. Музей д’Орсе, Париж.

Импрессионисты проявляли особый интерес к пейзажам под открытым небом — направлению, которое Академия не принимала всерьез — или к сценам, основанным на реалиях современной жизни: город, вокзалы, железные дороги, фабрики, толпы людей, досуг (танцевальные залы, кабаре, опера) и так далее.

Импрессионисты хотели запечатлеть мимолетные моменты, и если в эти короткие мгновения объект казался оранжевым из-за света или его отражения, то художник изображал его как оранжевый; если же солнце делало поверхность пруда розовой, то такой его и изображали на холсте.

Теоретические теории и студийные практики не позволяли создать натуралистические цветовые схемы. Использование широких мазков в сочетании с ненатуралистическим цветом придало этому направлению революционный характер и послужило примером для других направлений, таких как экспрессионизм и фовизм [2].

Импрессионизм основан на натурализме К. Коро и методах пленэрной живописи барбизонской школы начала XIX века, возглавляемой Т. Руссо. Художники-импрессионисты специализировались на пейзажах и жанровых сценах (например, изображения балерин у Дега и обнаженные натуры у Ренуара). Популярным жанром среди них был портрет, который был одним из основных источников дохода, также как и натюрморты [2].

В картине "Прибытие поезда на вокзал Сен-Лазар в Париже" Моне уделяет особое внимание протекающему под мостом ручью и локомотиву, размещенному в левом углу, чтобы создать иллюзию его ухода за край полотна.

На вокзале Сен-Лазар в Париже Моне прибыл поездом в 1877 году. Он создал картину маслом на холсте размером 81.9х101 см, которая сейчас находится в Художественном музее Фогга в Кеймбридже.

Главной темой пейзажей Моне, Писсарро и Сислея являются избранные моменты времени, где можно увидеть время суток, сезон, интенсивность солнечного света и плотность атмосферы. Работы Дега и поздние картины Моне демонстрируют внезапные движения официанток, жесты танцовщиц и женщин, примеряющих шляпки в магазине. Моне и Писсарро использовали различные художественные приемы для решения этих проблем, которые считались важными другими художниками.

Импрессионистское движение является выдающимся примером нового визуального открытия в истории искусства, возникшим из стремления к познанию и исследованию, что впоследствии породило новый стандарт красоты. Они изображали только то, что видел их глаз: "Моне — это просто глаз, но какой глаз!" — как точно отметил Сезанн, оценивая достоинства и недостатки всего направления.

В общем, можно выделить семерых великих импрессионистов. Например, Клод Моне был центральной фигурой этого движения. При поддержке Эдгара Дега, также импрессиониста, специализирующегося на пейзажах прибрежных зон, он усердно следовал импрессионистской программе. Это была его попытка достичь полной объективности.

Каміль Піссаро пропонував ідею створення групи художників і необхідності організації альтернативних виставок, а не просто слідувати Салону. У своїх полотнах, наприклад у «Сена в Порт-Марлі» (1872), з його пом’якшеними тонами й теплими кольорами, Піссаро поєднав дві для нього важливі теми: річковий пейзаж і світ праці, представлений пральнями, які йдуть на роботу зі своїм білизною. Художник мовив, ніби він хотів підкреслити спокійну, розслаблену атмосферу цього місця, яка контрастує з суєтною життям Парижа.

Изображение Сены в порту Марли, созданное в 1872 году Камиль Писсарро, представляет собой холст, выполненный масляными красками размером 35.5 х 46.5 см. В настоящее время находится в частной коллекции графа Джерси.

Альфред Сислей, являющийся одним из самых продуктивных импрессионистов, создавал очень точные работы, основанные на ограниченной палитре, придавая предпочтение общему впечатлению, а не деталям. Две его картины, впервые представленные на Салоне в 1866 году, были написаны в подобном стиле: "Деревенская улица в Марлотте" и "Женщины, идущие в лес", выполненные по предварительным этюдам, сделанным на месте. Однако его работа осталась незамеченной, так как ни один из ведущих критиков не уделил ей внимания.

Несмотря на все препятствия, художник не унывал и продолжал работать. В 1892 году он написал письмо Тавернье, где объяснил, что движущей силой его искусства является передача предметов со всей их текстурой, окутанных светом, как в природе. Он считал, что именно таким образом можно достичь прогресса в искусстве.

Для художника небо являлось ключевым средством изображения; оно не могло служить просто фоном. Небо придавало глубину своими плоскостями (ведь у неба, как и у земли, есть плоскости), а также движение своей формой. Художник всегда начинал свои картины с неба» [6, р. 91].

Сислей А. Мост Морэ в летний период 1888 года был изображен на холсте маслом. Эту работу можно увидеть в галереях Аквавелла в Нью-Йорке.

Так же как и Моне, Сислей был заинтересован в экстремальных погодных явлениях, которые могли создать новые и уникальные мотивы. Для него одним из таких событий стало наводнение в Порт-Марли, где свет, отражающийся от восходящей Сены, преобразил городской пейзаж. Также он обращал свое внимание на исторические достопримечательности, такие как величественный акведук Марли, построенный во времена правления Людовика XIV [6].

Он был таким же хорошим наблюдателем, как и Моне, но его творческий диапазон был более узким: он изображал даже самые обычные условия освещения, и поэтому его пейзажи лишены постановочности, которую можно увидеть у Моне. Эти три художника, Моне, Писсарро и Сислей, считались авангардистами импрессионистской живописи пейзажей [6].

Итак, следует выделить ключевые особенности импрессионизма:

— отказ от традиционной живописи;

— работа на свежем воздухе (пленэр);

— использование мелких, заметных, свободных и быстрых мазков;

— светлая цветовая гамма, чтобы передать "рисунок света", чистые оттенки;

— отсутствие четких контуров, отсутствие деталей;

— иногда не завершенный вид;

— передача моментальности, мгновенного впечатления;

— пейзажная живопись, вода, небо, отражения и так далее;

— передача современной жизни.

Очевидно, что значение этого направления велико: за два десятка лет импрессионизм, возникший под руководством Мане, произвел одну из наиболее значительных революций в истории живописи. Художник смог воплотить на холсте свой внутренний мир видений и чувств, работая со светом и цветом.

  1. Юрий Астахов. Альфред Сислей. Москва: издательство "Белый город", 2017. 242 страницы.
  2. Книга "Импрессионисты". Москва: издательство "АСТ", 2023. 160 страниц.
  3. Анатолий Киселёв. Пейзажи импрессионистов. Москва: издательство "Белый город", 2011. 240 страниц.
  4. Александр Костеневич. Французское искусство начала XIX – начала ХХ века в Эрмитаже. Ленинград: издательство "Аврора", 1984. 330 страниц.
  5. Джон Ревальд. История импрессионизма. Москва: издательство "Искусство", 1995. 504 страницы.
  6. Ванесса Меттэ. Л’Импрессионизм, основы. Париж: издательство Hazan, 2022. 192 страницы.

Для своего времени движение импрессионистов было великим революционным явлением в искусстве живописи, которое разрушало все традиционные нормы академического искусства. Импрессионисты начали отказываться от четких линий и стали наносить мазки краски. Они расширили пространство процесса рисования — покинули узкие студии и вернулись в реальный мир.

Ранее портреты и пейзажи обычно создавались в помещениях, но импрессионисты обнаружили, что они могут зафиксировать мгновенный световой эффект, если будут снова рисовать на открытом воздухе. Сосредотачиваясь на изображении реалистичных сцен из жизни, они стремились передать впечатление, а не множество деталей. Они использовали короткие мазки чистого, немешанного цвета для создания интенсивной цветовой вибрации и придания жизни своим картинам.

В период творчества импрессионистов во Франции, художники в Италии и США также независимо от них открыли для себя искусство пленэра. Однако именно импрессионисты разработали новые художественные техники, которые стали характерными для их направления. Несмотря на то, что импрессионисты придерживались мнения, что у каждого свое видение, их восприятие было внезапным, движущимся, меняющимся, игрой света с использованием ярких и выразительных красок. Таким образом, импрессионисты старались передать не столько реальный образ объекта, сколько наше впечатление о нем, то есть влияние наше зрения.

Изначально импрессионисты завоевали сердца обычных людей, которые увидели в их творчестве огромные художественные возможности, в то время как современные им критики остались равнодушными. Позднее художники, принявшие авторитет импрессионистов, сами почувствовали мощное влияние этого направления. Это влияние можно проследить не только у пост-импрессионистов, но также, например, у кубистов.

История

В начале 19 века во Франции в области живописи и скульптуры полное господство удерживала Академия искусств, настаивающая на традиционных стандартах не только в стиле, но и в содержании произведений. Поощрялось изображение исторических событий и персонажей, а также религиозных сюжетов.

Живопись должна была максимально точно передавать статическую реальность, все цвета были консервативными, а линии тщательно прорисовывались. В течение многих лет молодые художники пытались выставлять свои картины в салоне Академии, но их произведения отличались от принятых стандартов и были новыми.

  • Академия искусств предпочитала тривиальные работы художников-традиционалистов, нежели произведения самых знаменитых художников своего времени, таких как Моне, Ренуар и другие.
  • Молодые художники, включая Моне, Сислея, Ренуара и Базиля, объединили усилия и начали выставлять свои работы вместе, в поисках признания и популярности.
  • Позже к ним также присоединились Писсарро и Сезанн, их выставки стали пользоваться огромным успехом у зрителей, но Академия искусств пыталась запретить их.
  • Однако император Наполеон II посетил одну из выставок в 1863 году и заявил, что публика должна судить о произведениях искусства самостоятельно.
  • Таким образом, импрессионизм был официально признан и открыт для широкой публики.
  • Импрессионистская техника включает в себя ряд особенных приемов и методов художественного выражения.
  • — Цвета располагаются близко друг к другу, смешиваясь минимально, чтобы вызвать впечатление вибрации и воздуха, такое же, какое испытывает наблюдатель.
  • — Черный цвет не используется. Серые и темные оттенки создаются путем смешивания других красок.
  • — Свежие краски наносятся друг на друга без ожидания высыхания предыдущих слоев.
  • — Игра естественного света усиливается. Внимание уделяется отражению одного объекта в другом.

Безусловно, в течение истории мирового искусства, эти техники уже использовались художниками, однако именно импрессионисты впервые объединили их, чтобы создать совершенно новое направление в искусстве. Среди их предшественников можно назвать таких художников, как Диего Веласкес, Эль Греко, Юджин Делакруа, Теодор Руссо и другие.

Импрессионисты против Салона

Импрессионисты выступали против установленных стандартов искусства, представленных на выставке Салона — самом престижном мероприятии Академии изящных искусств. Картина Александра Кабанеля "Рождение Венеры" являлась ярким примером атмосферы парижского Салона в то время и была центром внимания на экспозиции 1863 года.

В отличие от творчества импрессионистов, салонная живопись казалась излишне утонченной. Однако она была профессиональной, гармоничной и, главное, понятной для клиентов.

Даже академическим художникам было сложно попасть на Салон. Импрессионистам, нарушившим традиции и игнорирующим вкусы большинства, не могло быть и речи о попадании туда.

Салон Отверженных

Импрессионисты получили поддержку благодаря случаю. Еще одним сторонником стал Наполеон III, император Франции, большой поклонник салонного искусства. Ему наскучили жалобы неудачливых художников, отвергнутых на Салоне. Он лично осмотрел их работы и решил, что они не уступают по качеству принятым. Так появился Салон Отверженных, организованный Наполеоном III в 1863 году.

Чтобы избежать споров, отвергнутые произведения были расположены в алфавитном порядке, превратив выставку в странную смесь картин. Работы малоизвестных новаторов того времени, таких как Мане, Писсарро и Сезанн, оказались среди салонных венер и амуров.

История развития

В 1860-х годах появились первые художественные работы, которые были сделаны в знак протеста против академизма. Художники сами начали искать новые пути в творчестве. Эдуард Мане и Клод Моне считаются основателями этого направления.

В середине 60-х годов 19 века установилась уникальная техника живописи импрессионистов, которая включала использование разрывистых мазков.

Талант Клода Моне и Камиля Писсарро постепенно совершенствовался под воздействием различных художественных течений и направлений во Франции. В то же время в Великобритании трудился У.Тернер – предвестник импрессионизма.

Наступившим моментом в истории живописи является 1874 год – в этот год состоялась первая крупная выставка работ в стиле импрессионизма. На выставке было представлено 165 картин 30 художников.

После показа выставки, художники получили множество негативных отзывов — их обвинили в аморальности, пропаганде ложных ценностей, несостоятельности и склонности к мятежности. Только через несколько десятилетий импрессионистов начали судить справедливо.

Русский импрессионизм развивался на основе французского движения и перенимал его характерные черты. В отличие от академизма, который происходил из Санкт-Петербурга, стиль импрессионизма сформировался в Москве. Среди известных русских мастеров были Валентин Серов, Николай Мещерин, Аркадий Мурашко, Константин Коровин и Иосиф Грабарь.

Дадаизм в живописи — это

Особенности стиля

Основная задача импрессионистов состояла в передаче мгновенности жизни, непостоянства каждого момента. Часто художников обвиняли в отсутствии глубокого смысла в их произведениях. Импрессионизм не ставил целью поднимать философские вопросы. В фокусе внимания художников оказывались обыденные проблемы, обыденная жизнь, быстротечность времени и изменчивость настроения. Современные критики отмечают высокое мастерство и эмоциональность работ.

Начало возникновения стиля следует искать в эпохе Возрождения — импрессионисты позаимствовали у них методы работы с цветом. Э.Мане был вдохновлен живописью классицизма: несмотря на стандарты стиля, он использовал темные оттенки, черный цвет в сочетании с яркими красками. Ученые отмечают влияние романтической и этнической японской живописи.

Лучше всего творчество западноевропейских и русских импрессионистов раскрылось в жанрах городских и сельских пейзажей. В центре композиции — момент жизни: пара, прогуливающаяся под дождем, крестьянин, собирающий урожай, семейная прогулка на лодке, танцоры на разминке перед репетицией.

Простые сюжеты

Основными темами творчества художников из России и Европы стали сцены из жизни простых людей в окружении природы, бытовые сцены. На их полотнах главными героями стали не известные воины, правители или литературные персонажи, а обычные люди.

Реализм как направление в живописи

Художники из Западной Европы и России использовали новые методы и материалы, которые стали ключевыми особенностями этого стиля.

Во-первых, они намеренно оставляли свои картины незаконченными, согласно художественным стандартам. С первого взгляда чувствуется недоношенность в их работах.

Красота момента

Вместо показа реальной жизни на холсте, художники стремились запечатлеть момент или впечатление от момента, поэтому их произведения полны эмоций и глубокого смысла. Факты и реалистичность передачи окружающего мира уступают место чувствам, яркости момента и субъективности восприятия.

Импрессионистические картины кажутся несколько размытыми и недостаточно определенными. Этот эффект достигается за счет специальных методов нанесения краски на холст. Художники применяли короткие, быстрые мазки, создавая на полотне мозаику разноцветных штрихов. Иногда художники вообще не использовали кисть, а выдавливали краску прямо из тюбика. Из-за всех этих причин рекомендуется рассматривать картины не слишком близко — здесь важно не каждая деталь, а вся картина в целом.

Сила цвета

Основное оружие художников импрессионизма – это цвет. Он был использован для передачи моментов из жизни. Яркие оттенки, чистый, интенсивный цвет использовались, чтобы передать эмоцию. В живописи нет места скучным нейтральным тонам – применяются яркие цвета: желтый, красный, голубой, зеленый, синий. В творениях импрессионистов цвет играет более важную роль, чем изображенный на полотне объект.

  • Главная
  • Жанры
  • Импрессионизм. Общая характеристика

Библиографическая ссылка: Импрессионизм. Общая характеристика. — Текст : электронный // Искусствоед.ру – сетевой ресурс об искусстве и культуре : [сайт]. – 2016. – URL: https://iskusstvoed.ru/2016/09/20/impressionizm-obshhaja-harakteristika/ (дата обращения: 3.03.2024)

Импрессионизм. Общая характеристика

7 лет ago Enottt Комментарии к записи Импрессионизм. Общая характеристика отключены

Просмотры: 15 238

Фактически, история импрессионизма охватывает всего лишь 12 лет: с первой выставки в 1874 году до последней, восьмой, в 1886 году. Однако предыстория этого художественного направления гораздо более длительна. Ее корни уходят в борьбу романтиков с академистами, в антагонизме между Энгром и Делакруа, в творчестве барбизонцев, в реалистических полотнах Курбе и в графике Домье.

В 1863 году художники, не принятые официальным жюри на очередную выставку, устроили свой собственный "Салон отверженных", на котором была представлена знаменитая картина "Завтрак на траве" Эдуарда Мане. Мане, не желавший стать разрушителем основ официального искусства, придерживавшийся классических традиций, тем не менее был встречен глубоко неприязненно официальными академическими кругами. Появление "Завтрака на траве" сопровождалось громкими скандалами — на картинах Мане изобразил одетых молодых людей и обнаженных женщин в необычной стиле. Еще большое возмущение вызвала картина "Олимпия".

(Изображение женщины в салоне 1865 года) — изображение женщины лежащей на желтоватой шали и голубоватых простынях, рядом с ней служанка приносит цветы, — это новая интерпретация работы Джорджоне и Тициана "Венера", переданная с интенсивностью и остротой, характерной для искусства XIX века. Но это не идеализированный образ женской красоты, а современный портрет, без поэтических украшений.

Мане становится главным лицом всей прогрессивной художественной общины Парижа. В 1867 году он организует свою собственную выставку. К нему присоединяются молодые художники, такие как Базиль, Писсарро, Сезанн, Моне, Ренуар, Дега и Берта Моризо. Они обычно собирались в кафе Гербуа на улице Батиньоль. Поэтому их называли художниками "батиньольской школы".

Но это название условное. Фактически они не были школой, у них не было единой программы.

Художники из школы батиньоля объединились после смерти единственного либерального члена официального жюри Делакруа (1863). Им пришлось проявить большое мужество, занимаясь живописью без какой-либо надежды на успех и без каких-либо средств к существованию. Их единство было основано на несогласии с официальным искусством, а также на желании найти новые, свежие формы, хотя каждый из них шел своим собственным путем. Возможно, общим являлось лишь понимание локального цвета как чистой условности и поиск передачи световой среды.

Атмосфера, окутывающая объекты. После первой выставки этих художников в фотографическом ателье Надара критик, используя название одной из картин К. Моне — "Impression. Soleil levant" («Впечатление. Восходящее солнце», 1872), назвал их импрессионистами. Первая и последующие выставки закончились провалом.

В будущем состав художников немного менялся, но всегда присутствовали Моне, Ренуар, Сислей, Писсарро, Б. Моризо. Вождем постепенно становился Клод Моне.

В 1882 году была организована наиболее полная выставка импрессионистов. На ней было представлено 35 работ Моне, 25 — Писсарро, 25 — Ренуара, 17 — Сислея, 9 — Б. Моризо. Наконец, в 1886 году состоялась восьмая выставка, последняя, — но первая, которая имела успех. Именно в тот момент, когда, кажется, долгожданная победа была так близка, дружба художников закончилась.

Разложение артистической группы началось еще в 1880 году. Золя опубликовал статьи о непризнании этих художников, а затем написал роман "Творчество", в котором явно звучали слова о Сезанне как о "несостоявшемся гении". Однако сами участники группы были неоднородными.

Ренуар и Мане начали выступать на выставках в Салонах (к тому времени их было уже два: "Салон Елисейских полей" и более демократичный "Салон Марсова поля"). Писсарро присоединился к неоимпрессионистам. В 1883 году умер Мане. К 1887 году импрессионисты завершили свое существование как группа. Некоторые из них умерли, так и не дожив до признания, как Мане.

Через один год после ухода из жизни Сислея, погибшего в нищете, его творения были проданы за огромные деньги. Моне прошел путь от бедности к признанию, перенеся насмешки и недооценку, и в конце концов достигший триумфа. Но ушедший из жизни в 1926 году, он пережил собственную славу, став свидетелем того, как его идеи, которым он оставался верен до конца своих дней, уходили в прошлое.

В чем состоит сущность импрессионизма и его художественного метода? Художники-импрессионисты стремились передать в своих работах прямое впечатление от окружающей их среды — впечатление, в первую очередь, от современного города со всей его подвижной, импульсивной и разнообразной жизнью.

Именно это впечатление они пытались запечатлеть на холсте, создавая с помощью живописных средств иллюзию света и воздуха, богатой световоздушной среды. Для этого они разбили цвет на весь спектр, стараясь использовать чистый цвет, не смешивая его на палитре, и полагаясь на оптическое восприятие глаза, объединяющего отдельные мазки в общий живописный образ на определенном расстоянии.

Они стремились к тому, чтобы показать, как предмет выглядит на пленэре, когда его видит человек, и как он взаимодействует со световоздушной средой. Поэтому один из критиков сравнил импрессионизм с натурализмом в литературе. Импрессионисты начали использовать дополнительные цвета через контраст. Например, Сёра изображал прибрежный песок в тени ярко-синим цветом.

Импрессионисты, растворяя цвет в свете и воздухе, лишая предметы формы материальности, в значительной степени разрушили материальность мира. В знаменитой лондонской серии пейзажей Моне это растворение находит логичное и естественное объяснение во влажной атмосфере местности, изображаемой художником. Однако стремясь к коротким и острым впечатлениям, импрессионисты пришли к выводу, что картина, со всеми своими законами завершенности, была заменена этюдом, а типичное — случайным, социальное — физиологическим, биологическим. В этом заключается ограниченность импрессионистов. Курбе стремился изображать идеи, нравы, облик своей эпохи, в то время как импрессионисты выбрали только облик. "Сюжет ради живописного тона, а не ради сюжета" — в этом состоит основное отличие, по мнению Ренуара.

Художники этой группы отличаются от других. Поэтому высказывание Шпенглера («Закат Европы») так часто цитируется: «Ландшафт Рембрандта находится где-то в бесконечных просторах мира, в то время как ландшафт Клода Моне — неподалеку от железнодорожной станции» (что не умаляет очарование последнего).

Несмотря на все потери, которые неизбежно возникают в каждом новом движении, импрессионизм несомненно привнёс что-то новое, оригинальное и значительное, что повлияло на дальнейшее развитие европейской живописи. Импрессионизм окончательно вывел живопись на пленэр, в то время как барбизонцы, создавая свои этюды на открытом воздухе, завершали свои картины в мастерской. Импрессионисты показали цвет во всей его яркости и мощи. Они разделяли высокую, можно сказать, совершенную культуру этюда, в котором поражает удивительная точность наблюдения, смелость и неожиданность композиционных решений. Всё это значительно обогатило язык искусства и оказало огромное влияние на все последующие течения, независимо от их характера и идеологических платформ.

Формирование направления импрессионизма началось вокруг художника Эдуарда Мане (1832—1883), который был сыном богатых родителей и получил образование в мастерской Кутюра — одном из центров академического искусства. Однако он всегда испытывал отвращение к традиционной "Школе" и был под влиянием таких мастеров, как Тициан, Веласкес, Гойя, Хале и Рубенс.

Он испытывал восхищение перед старыми мастерами, великими колористами, которые часто становились источником его вдохновения. Иногда он даже прямо придерживался композиций известных классических произведений. Отличие Моне от других импрессионистов заключалось в том, что он не отрицал широких мазков, и, главное, сохранял обобщенную реалистичность и синтетичность формы, передавая целостные черты персонажей, не разлагая, не растворяя их в световоздушной среде. Как прирожденный художник с высоким чувством цвета, он формировал образы широкими мазками и мощными живописными пятнами.

Основным представителем импрессионистской школы считается Клод Моне (1840—1926), в чьем творчестве отразилась основная проблема

Изобразительное искусство импрессионизма затрагивает проблему отражения света и воздуха. В живописи Моне отображается мир, в котором предметы теряют свою материальность, растворяясь в световоздушной среде, и превращаются в гармонию цветовых пятен. Художник гораздо раз складывает один и тот же сюжет, поскольку его интересуют изменения освещения в разное время суток и в разные времена года, совмещенные с изображаемым объектом.

Только пейзажи представляют творчество Камиля Писсарро (1830—1903). Он изображал Париж и его окрестности

Щетиной представляют то в фиолетовых сумерках, то в тумане серого утра, то в синеве зимнего дня («Бульвар Монмартр», 1897). Еще более лиричны и тонки пейзажи Иль де Франса в творчестве Альфреда Сислея (1839—1899); («Маленькая площадь в Аржантейе», 1872).

Огюст Ренуар (1841—1919) был одним из наиболее очаровательных художников-импрессионистов, обладавшим великим талантом в живописи. Как отмечал один из исследователей импрессионизма Джон Ревалд, Ренуару были свойственны почти болезненная честолюбивость и обидчивая гордость Мане, высокомерная и жесткая уверенность Дега, палящие сомнения Сезанна. Он творил из неотъемлемой внутренней потребности, питая отвращение к какому-либо систематическому знанию. Произведения Ренуара действительно производят впечатление созданных невероятно легко, быстро, шутя, но на самом деле Ренуар был величайшим тружеником. Его композиции всегда тщательно продуманы, в них чаще всего нет

Характерная черта импрессионизма в целом проявляется в элементе случайности, который можно увидеть на примере работ Ренуара, таких как "Мулен де ла Галетт" (1876) и "Зонтики" (1879). Также его техника живописи отличается особенностью: широкое использование лессировок. В молодые годы Ренуар работал художником на фарфоровой фабрике, что навсегда сказалось на его стиле, проявляющемся в жидком, текучем мазке.

Основными темами его работ были женские модели, портреты и обнаженные натуры. Его образы построены на гармонии ярких, радостных цветовых сочетаний, без психологической глубины. Человек в его произведениях воспринимается как часть природы. Примерами таких работ могут служить "Качели" (1876), "Молодой солдат" (около 1880) и "Бал в Буживале" (1883), а также портреты "Мадам Моне" (1872), "Девушка с веером" (около 1881) и портрет актрисы Комеди-Франсез Жанны Самари (1877).

Следует отметить, что Эдгар Дега (1834—1917) не был последовательным импрессионистом. Он происходил из старинной банкирской

Семья, будто оказавшись вдали от духовного беспокойства, которым жили его современники, Дега мог остаться в стороне от всех конфликтов между художественной интеллигенцией и официальными кругами. Он получил художественное образование, тесно связанное с академической школой. Именно поэтому он придерживался канонов классического рисунка при изображении человеческой фигуры и был посвящён до конца жизни таким мастерам, как Энгр и Пуссен; из этого Вытекали его работы над исторической живописью на начальном этапе своего творчества.

Жорж Сера (1859— 1891) и Поль Синьяк (1863—1935) были художниками, которые расширили импрессионистический метод, стремясь к научному подходу к цвету и создавая диаграммы основных и дополнительных тонов. Они использовали разделённые укороченные мазки чистых цветов спектра, чтобы передать сложную световоздушную среду. Их подход был назван неоимпрессионизмом, дивизионизмом или пуантилизмом. Но в работах Синьяка также присутствует много непосредственного, лирического чувства («Песчаный берег моря», 1890).

Особенностью импрессионизма как художественного направления является изображение типичных характеров

Преложить Термин
Главная Страница

Импрессионизм — это художественное направление, возникшее во второй половине XIX века во Франции. Импрессионисты стремились передать в своих произведениях мгновенные впечатления от окружающего мира, используя яркие цвета, свет и тень, чтобы создать особую атмосферу. Это направление оказало значительное влияние на развитие мирового искусства и стало одним из основополагающих для многих художественных течений.

Импрессионизм

Импрессионизм – это стиль в изобразительном искусстве, зародившийся во Франции в заключение XIX века.

Слово «импрессионизм» происходит от французского impression – «впечатление». Этот термин впервые был использован журналистом Луи Леруа в своей статье об экспозиции группы молодых художников под названием «Салон отверженных». Он высказал критику в адрес картин художников и назвал их «впечатлистами» – другими словами, «импрессионистами».

Леруа даже придумал историю о двух посетителях выставки, которые сошли с ума, увидев картину Клода Моне под названием «Впечатление. Восход солнца». Художников из «Салона отверженных» раздражил текст журналиста, и в знак протеста они сами приняли обидное, как показалось Леруа, прозвище «импрессионисты».

Искусствоведы импрессионистов постоянно проводили испытания с методикой. Например, с целью изучения свойств света и тени, Клод Моне сотворил целую коллекцию произведений "Стога". Он изображал один и тот же стог сена в разные времена суток.

Оцените статью
SPBINFO24.RU
Добавить комментарий