Старейшая в России консерватория открылась 8 сентября 1862 года на базе Музыкальных классов Русского музыкального общества, созданных по инициативе Антона Рубинштейна. Пианист с мировым именем, композитор и дирижер Рубинштейн стал первым директором и профессором нового учебного заведения. Его лучшим учеником, первым золотым медалистом по классу композиции был Петр Чайковский.
Имя участника «Могучей кучки» Николая Римского-Корсакова — одного из знаменитых профессоров, заложивших основы композиторского и теоретического образования в России, — вузу было присвоено в 1944 году (к столетию со дня рождения автора знаменитых русских опер). Консерватория располагается в историческом здании Большого (Каменного) театра, что прямо напротив Мариинского театра. Территориальная близость подчеркивает тесную связь театра и вуза, в котором сегодня готовят исполнителей-инструменталистов, певцов, дирижеров, музыковедов, композиторов, режиссеров музыкальных театров. По количеству известных всему миру выпускников с Санкт-Петербургской консерваторией в России может соперничать только Московская.
Информация о доступности учреждения для людей с особенностями здоровья отсутствует
Санкт-Петербургская консерватория
Области знаний: Русская (светская) музыка: 19 век – начало 20 века, Русская (светская) музыка: Советский период, Русская (светская) музыка: Постсоветский период Другие наименования: Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова Дата основания: 1862 год Историческое государство: Российская империя Современное государство: Российская Федерация
Организации высшего образования Организации высшего образования
Санкт-Петербургская консерватория
Санкт-Петербу́ргская консервато́рия, Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова (СПбГК), первая российская консерватория , одно из крупнейших в России высших музыкальных учебных заведений.
Открыта в 1862 г. на базе музыкальных классов Русского музыкального общества (РМО, с 1869 Императорское, ИРМО). С 1896 г. располагается в здании на Театральной площади, дом 3, перестроенном для неё из Большого (Каменного) театра по проекту архитектора В. В. Николя (1896), а затем расширенном по проекту архитектора Т. Я. Бардта (1912). Включает концертные залы – Малый (имени А. К. Глазунова, в 1897 установлен большой орган фирмы Walcker ; в 1961 заменён на новый инструмент фирмы Rieger-Kloss с сохранением прежнего корпуса; в 2009, также с использованием старого корпуса, был установлен новый орган фирмы Hermann Eule ) и Большой (имени А. Г. Рубинштейна, он же Государственный театр оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории имени Николая Римского-Корсакова; в 1897 был также установлен орган Walcker, демонтирован в 1912). В связи с капитальным ремонтом исторического здания с 2015 г. временно находится в здании бывших казарм на улице Глинки, дом 2. С 1944 г. имени Н. А. Римского-Корсакова.
Основатель Санкт-Петербургской консерватории – А. Г. Рубинштейн (в 1862–1867, 1887–1891 директор и профессор). К преподаванию он привлёк лучших русских и иностранных музыкантов, среди первых профессоров: Т. Лешетицкий , Г. Венявский , А. А. Герке , Н. И. Заремба (директор в 1868–1871), К. Ю. Давыдов (директор в 1876–1887), Л. С. Ауэр , А. Н. Есипова , певица Г. Ниссен-Саломан. Директорами были также М. П. Азанчевский (1871–1876), Ю. И. Иогансен (1891–1897), А. Р. Бернгард (1897–1905), А. К. Глазунов (1905–1922, в 1922–1928 ректор). Большое значение имела педагогическая деятельность Н. А. Римского-Корсакова .
Первоначально приём в консерваторию допускался с 14 лет (верхний предел не устанавливался), с 1887 г. – с 10 лет (кроме отдела пения, куда мужчины принимались с 18 лет, женщины с 16). Срок обучения к концу 1880-х гг. – 10 лет (6 лет в подготовительном отделении, 4 – в высшем). Окончившим полный курс, а также сдавшим экзамены посторонним лицам выдавался диплом на звание свободного художника. До середины 1918 г. обучение было платным.
В марте 1905 г., когда учащиеся консерватории из-за её подчинения ИРМО не смогли принять участие в революционной забастовке вузов, Н. А. Римский-Корсаков, выступивший с критикой существующего положения, был уволен из состава профессоров, а его сочинения власти запретили к исполнению в Санкт-Петербурге. Гражданский поступок Римского-Корсакова поддержали своим уходом из консерватории А. К. Глазунов, А. К. Лядов, Ф. М. Блуменфельд и другие профессора. Все они вернулись только в декабре 1905 г. после предоставления консерватории частичной автономии от ИРМО и смены руководства (директором консерватории стал Глазунов).
С 1918 г. Санкт-Петербургская консерватория имеет статус вуза. В 1923 г. открыта Оперная студия. В 1925 г. организованы оперно-режиссёрский класс, дирижёрское отделение.
Открылись отделения по подготовке научных работников, преподавателей для специальных средних музыкально-учебных заведений, музыкантов-педагогов высшей квалификации для рабочих клубов, дошкольных учреждений и общеобразовательных школ. Создана аспирантура. Организован кабинет звукозаписи, расширена и упорядочена библиотека. В 1934 г. при Санкт-Петербургской консерватории открыт Музыкальный техникум (ныне Санкт-Петербургское музыкальное училище имени Н. А. Римского-Корсакова) и образовано особое подразделение для одарённых детей (после слияния в 1936 с школой Ленинградской государственной академической капеллы – Средняя специальная музыкальная школа, ныне Средняя специальная музыкальная школа-лицей при Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова).
В 20 в. консерваторией руководили П. А. Серебряков (директор в 1938–1951, ректор в 1961–1977, также профессор), В. А. Чернушенко (ректор в 1979–2002, также профессор) и др. Среди выдающихся выпускников советского времени: А. Ш. Мелик-Пашаев , Е. А. Мравинский , Г. В. Свиридов , В. П. Соловьёв-Седой , В. В. Софроницкий , Д. Д. Шостакович .
В разные годы в Санкт-Петербургской консерватории преподавали: композиторы – Б. А. Арапов , О. А. Евлахов, П. Б. Рязанов , С. М. Слонимский , Б. И. Тищенко , Д. Д. Шостакович, М. О. Штейнберг , В. В. Щербачёв ; дирижёры – А. В. Гаук , А. С. Дмитриев , Н. А. Малько , Е. А. Мравинский, И. А. Мусин , Н. С. Рабинович , В. П. Степанов , А. Янсонс ; хормейстеры – Г. А. Дмитревский , А. А. Егоров, М. Г. Климов, Е. П. Кудрявцева , А. В. Михайлов; пианисты – Л. А. Баренбойм, О. К. Калантарова, И. С. Миклашевская, Л. В. Николаев , Н. Е. Перельман, Н. Н. Позняковская, Г. Л. Соколов , С. И. Савшинский ; органисты – Л. Ф. Гомилиус , И. А. Браудо ; руководители классов духовых инструментов – Ф. Х. Гомилиус , Я. Д. Тамм , М. Н. Буяновский , А. Г. Васильев, П. Н. Волков, В. И. Генслер; вокалисты – П. З. Андреев , И. П. Богачёва , С. И. Габель, И. В. Ершов , З. П. Лодий , Н. П. Охотников ; музыковеды – Б. В. Асафьев , Т. С. Бершадская, М. В. Бражников , Р. И. Грубер , А. Н. Дмитриев, А. Н. Должанский , М. С. Друскин , В. Г. Каратыгин , Л. Г. Ковнацкая, Х. С. Кушнарёв , А. В. Оссовский , Е. А. Ручьевская, И. И. Соллертинский , Ю. Н. Тюлин , И. С. Федосеев; оперные режиссёры – Э. И. Каплан, С. Д. Масловская, Е. Н. Соковнин; балетмейстер Ф. В. Лопухов .
На рубеже 19 и 20 вв. многие преподаватели консерватории одновременно работали в учебных классах Придворной певческой капеллы (Н. А. Римский-Корсаков, А. К. Лядов, С. М. Ляпунов, Ф. М. Блуменфельд, К. К. Маркс-Маркус, Н. А. Соколов , Н. Ф. Соловьёв и др.), что давало современникам основание считать образование, предоставляемое капеллой, равным консерваторскому. После Октябрьской революции 1917 г. преподавание в консерватории и капелле совмещали Б. В. Асафьев, П. В. Акимов , А. А. Егоров , М. Г. Климов, А. В. Преображенский , М. А. Юдин и др. Позднее консерваторские преподаватели И. А. Браудо, М. С. Друскин, П. Б. Рязанов, Д. Д. Шостакович, Юдин составили ядро появившегося в середине 1920‑х гг. Центрального музыкального техникума (ныне Санкт-Петербургское музыкальное училище имени М. П. Мусоргского), где воспитали плеяду выдающихся музыкантов, среди них: Н. Г. Минх , З. Н. Рождественская , В. П. Соловьёв-Седой, Г. В. Свиридов и др.
Среди преподающих профессоров консерватории (2022): пианисты О. Ю. Малов, В. В. Мищук, Е. А. Мурина; композиторы Г. И. Банщиков , Г. О. Корчмар; дирижёры В. А. Альтшулер, А. В. Титов; вокалисты Ю. М. Марусин, А. В. Морозов; музыковеды А. И. Климовицкий, А. П. Милка, К. И. Южак. С 2016 г. ректор – А. Н. Васильев.
Ныне в составе Санкт-Петербургской консерватории (2022): факультеты – фортепианный, оркестровый, народных инструментов, композиции и дирижирования, вокально-режиссёрский, музыковедческий; аспирантура. На каждом факультете имеются специализированные кафедры. Учебные планы рассчитаны на 5-летний срок обучения (специалитет), Возможны бакалавриат (4 года) и магистратура (2 года). Функционируют студенческие коллективы: симфонический оркестр, народный оркестр, академический хор, камерный хор (для дирижёрской практики студентов-хоровиков и апробации сочинений студентов-композиторов). Среди неучебных подразделений: Государственный театр оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории имени Николая Римского-Корсакова, Научно-музыкальная библиотека (одно из самых ценных нотных собраний России), медиацентр, музей, архив, фольклорно-этнографический центр, информационно-технический отдел, редакционно-издательский отдел.
С 2001 г. в Санкт-Петербургской консерватории проводится ежегодный фестиваль «Международная неделя консерваторий».
В Петербурге открыта первая в России консерватория
Гордостью Санкт-Петербургской консерватории является историческое здание, построенное специально для нее (Фото: открытка конца 19 века, www.conservatory.ru)
По инициативе А.Г. Рубинштейна – выдающегося пианиста, композитора и общественного деятеля, и при попечительстве великой княгини Елены Павловны на базе классов Русского музыкального общества (8) 20 сентября 1862 года состоялось открытие Санкт-Петербургской государственной консерватории, которая стала первым в России высшим музыкальным учебным заведением.
Первым артистическим директором Консерватории стал Рубинштейн, которому сразу же был пожалован чин действительного статского советника. Он же стал профессором по классу фортепиано. Также профессорами были: Ф.Лешетицкий, Г.Венявский, К.Шуберт, К.Давыдов, А.Цабель, К.Эверарди и другие выдающиеся музыканты. В первый год было принято 179 учеников.
И первым выпускником по классу композиции стал П.И. Чайковский, который окончил её в 1865 году с большой серебряной медалью. Именам многих выпускников Петербургской консерватории суждено было войти и остаться в истории мировой культуры.
В 1871 году на должность профессора одной из кафедр был приглашён Николай Римский-Корсаков. Его деятельность стала началом нового этапа в формировании профессионального композиторского и теоретического образования. Он воспитал многих выдающихся музыкантов, стал автором первых учебных программ и учебников по гармонии и теории композиции, актуальных и в настоящее время.
Сегодня Санкт-Петербургская государственная консерватория – старейший и один из ведущих музыкальных вузов России. Среди профессоров и воспитанников Консерватории – прославленные имена композиторов, дирижеров и режиссеров оперы, балетмейстеров, пианистов, вокалистов, оркестровых музыкантов. Значительна когорта музыкантов-ученых.
В 21 веке Консерватория продолжает возрождать и приумножать традиции предшественников. Проводятся международные симпозиумы и мастер-классы, поддерживаются творческие связи с крупнейшими университетами и музыкально-учебными заведениями других стран. В 1995 году Указом Президента РФ Санкт-Петербургская консерватория внесена в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Гордостью Консерватории является историческое здание, построенное специально для нее в 1896 году.
В каком году была открыта консерватория в петербурге
- Поддержите наш сайт →
Петербургская консерватория
Saint Petersburg Conservatory
Город
Санкт-Петербург
Год основания
1862
Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова — крупнейшее музыкальное учебное заведение в России. Основана РМО в Петербурге в 1862 по инициативе А. Г. Рубинштейна. Открытие первой в России консерватории стало одной из важных вех в истории отечеств. муз. культуры, явилось началом развития высшего проф. муз. образования.
Создатели и передовые педагоги консерватории стремились выработать такую систему образования, к-рая соответствовала бы уровню и задачам нац. иск-ва; одной из важных проблем было привлечение к преподаванию рус. музыкантов. Блестящий организаторский талант Рубинштейна (директор в 1862-67 и 1887-91), сочетавшийся с пылким энтузиазмом, позволил сразу же наладить работу консерватории.
Уже в первом полугодии в ней было открыто 36 классов. Преподавателями были лучшие музыканты Петербурга, среди них пианисты А. Г. Рубинштейн (преподавал также композицию), Ф. О. Лешетицкий (1862-78), А. А. Герке (1862-1870), А. Дрейшок (1862-68), P. P. Черни (1862-1900), скрипач Г. И. Венявский (1862-72), виолончелист К. Ю. Давыдов (1862-87), теорию музыки вёл И. К. Воячек (1863-1912), теорию композиции — Н. И. Заремба (1862-71), сольное пение — Г. Ниссен-Саломан (1862-72), П. Репетто (1863-70) и др. На первых заседаниях Совет профессоров выработал подробный распорядок экзаменов по разл. специальностям. Лицам, окончившим полный курс обучения и получившим диплом, присваивалось звание свободного художника. В 1865 состоялся первый выпуск; в числе окончивших был П. И. Чайковский.
В первые годы в консерватории открылись классы орк. игры и ансамбля (вёл Рубинштейн), был создан квартетный класс (под рук. Венявского). В 1867 под упр. Рубинштейна состоялся первый оперный спектакль (силами учащихся был исполнен «Орфей» Глюка). В 1885 открылся оперный класс (учащиеся ставили отрывки из опер М. И. Глинки, А. Н. Серова, В. А. Моцарта, Дж.
Россини, Дж.
Верди), полностью была исполнена «Русалка» Даргомыжского; расширялось участие консерватории в пропаганде классич. рус. и заруб. оперного иск-ва. В кон. 80-х гг. осн. внимание было уделено воспитанию ярко одарённых исполнителей-солистов и композиторов, а также педагогов высокой квалификации. Срок обучения был разделён на два этапа — подготовительный (6 лет) и высший (4 года). К нач.
90-х гг. консерватория получила широкое признание. Огромное значение имела пед. деятельность Н. А. Римского-Корсакова (преподавал в 1871-1908). Через его класс прошло более 200 учеников разл. специальностей — не только композиторов и теоретиков, но и исполнителей. Крупным событием в жизни консерватории явился переход в 1896 в новое помещение (консерватория находится там и поныне), имеющее Большой зал для оперных спектаклей и симф. концертов, и Малый зал (в нём установлен орган) для сольных и камерных концертов.
В период первой рус. Революции 1905-07 за поддержку законных требований учащихся из консерватории был уволен Римский-Корсаков. Из солидарности вместе с ним ушла часть прогрессивно настроенной профессуры. В результате этих решительных действий консерватория добилась права на самостоят. управление. Произошла смена руководства, профессора были возвращены.
С 1905 директором консерватории стал А. К. Глазунов; в годы его руководства (до 1928) консерватория объединяла большое число опытных педагогов, воспитала многочисл. исполнителей, муз. деятелей и композиторов, упрочивших мировую славу рус. иск-ва.
В стенах консерватории сложились известные музыкально-пед. школы: композиции — Римского-Корсакова, пианизма — Ф. О. Лешетицкого и А. Н. Есиповой, скрипки — Л. С. Ауэра, виолончели — К. Ю. Давыдова и А. В. Вержбиловича, пения — Г. Ниссен-Саломан и К. Эверарди. Среди воспитанников консерватории были композиторы А. К. Лядов, M. M. Ипполитов-Иванов, А. С. Аренский, С. С. Прокофьев, Н. Я. Мясковский, а также композиторы разл. национальностей России — Н. В. Лысенко, Я. Я. Витол, А. А. Юрьян, Э. Мелнгайлис, Э. Дарзинь, А. Капп, М. Петраускас, М. Г. Екмалян, М. А. Баланчивадзе, У. Гаджибеков и др., пианисты В. И. Сафонов, Ф. М. Блуменфельд, вокалисты Ф. И. Стравинский, Е. П. Лавровская.
Через всю дооктябрьскую историю консерватории проходило настойчивое стремление освободиться от реакционной вредной опеки «покровителей» из членов царской фамилии и от подчинения Министерству имп. двора, к-рые постоянно тормозили развитие консерватории. Серьёзным препятствием для поступления в консерваторию была высокая плата за обучение.
В годы Великой Отечеств. войны 1941-45 Л. к. была эвакуирована в Ташкент, где активно содействовала развитию нац. муз. культуры и проф. образования Узб. ССР. Педагоги и студенты, к-рые не смогли выехать, продолжали работать в блокадном Ленинграде.
В первые послевоенные годы при Л. к. открылись заочное и вечернее отделения, 2-годичные подготовит. курсы, созданы новые кафедры, введено обучение по новым специальностям. Большой размах приобрела культ.-просвет. деятельность Л. к.
В состав Л. к. (1975) входят 6 ф-тов: теоретико-композиторский, фортепьянно-органный, дирижёрский, оркестровый, вокально-режиссёрский и повышения квалификации, созданный в 1968 для преподавателей муз. уч-щ и муз. вузов РСФСР.
Теоретико-композиторский ф-т имеет 5 кафедр: истории рус. и сов. музыки, истории заруб. музыки, теории музыки, композиции, инструментовки. Фортепьянный ф-т включает кафедры спец. фп. и кафедру камерного ансамбля и аккомпанемента. Оркестровый имеет кафедры струн. орк. и духовых орк. инструментов.
В состав вокально-режиссёрского ф-та входят 4 кафедры: сольного пения, оперной подготовки, муз. режиссуры, балетмейстеров. К межфакультетским относятся кафедры марксизма-ленинизма, общего курса фп., методики и педагогики, иностр. яз., физич. воспитания и спорта. Л. к. возглавляет ректор (с 1961 — нар. арт.
СССР профессор П. А. Серебряков), имеющий трёх заместителей — проректоров по научной, учебной и административно-хозяйств. работе. Ректор является пред. Учёного совета, состоящего из представителей ректората, деканов ф-тов, зав. кафедрами, профессоров, представителей партийной, комсомольской, профсоюзной организаций. Совет рассматривает осн. вопросы деятельности Л. к.: научные, творч., учебно-воспитат., методич., производств., организационные. Под председательством ректора функционирует также Совет по присуждению учёных степеней (кандидатских и докторских).
Важнейшие вопросы уч., научно-методич. и организационной деятельности ф-тов рассматриваются Советами ф-тов, во главе к-рых стоят деканы. Уч. планы каждого ф-та рассчитаны на 5-летний курс обучения и включают цикл спец., общественно-политич., музыкально-теоретич. дисциплин, занятия по иностр. яз., физич. воспитанию и спорту, производств. практику. Организационная работа по проведению исполнит. и пед. практики выполняется отделом практики.
При Л. к. имеется аспирантура и ассистентура-стажировка, подготавливающие научно-пед. кадры высшей квалификации для муз. вузов страны. Помощь уч. процессу и науч. работе Л. к. оказывают б-ка Л. к., насчитывающая ок.
300 000 экз. книг и нот (среди них — редкие старопечатные издания, ценные нотные рукописи), и кабинет звукозаписи, содержащий более 10 000 грампластинок, а также записи на магнитофонной ленте. Значит. место в творч. жизни Л. к. занимает Оперная студия. Здесь проходят практику студенты разл. специальностей — вокалисты, дирижёры, режиссёры, хормейстеры, балетмейстеры, оркестранты.
Спектакли Оперной студии не раз получали высокую оценку муз. общественности. В Малом зале им. А. К. Глазунова выступают преподаватели, студенты, ассистенты-стажёры, ежегодно выпускается неск. абонементов, проходят лекции-концерты для трудящихся города и области, школьников. При Л. к. имеется спец. средняя муз. школа (созданная в 1936 на основе детской группы) и Муз. уч-ще (с детской муз. школой 7-леткой). Л. к. имеет филиал в г. Петрозаводске.
В 1973/74 уч. году на дневном, вечернем и заочном отделениях Л. к. обучалось ок. 1500 чел. Среди преподавателей — 8 лауреатов Гос. пр. СССР, 13 — междунар. конкурсов, 4 — всесоюзных конкурсов. Выпускниками Л. к. в сов. период были такие выдающиеся деятели отечеств. иск-ва, как Д. Д. Шостакович, Е. А. Мравинский, В. П. Соловьёв-Седой, Г. В. Свиридов, В. В. Софроницкий, А. Ш. Мелик-Пашаев и др.
В Л. к. в разл. время преподавали известные композиторы — О. А. Евлахов, П. Б. Рязанов, Д. Д. Шостакович, М. О. Штейнберг, В. В. Щербачёв, С. М. Слонимский, Б. И. Тищенко; музыковеды — В. В. Асафьев, М. В. Бражников, Р. И. Грубер, В. Г. Каратыгин, X. С. Кушнарёв, А. В. Оссовский, И. И. Соллертинский, Ю. Н. Тюлин; пианисты — О. К. Калантарова, И. С. Миклашевская, Л. В. Николаев, С. И. Савшинский, Л. А. Баренбойм, Н. Е. Перельман, H. H. Позняковская, П. А. Серебряков, М. Я. Хальфин; скрипачи — Ю. И. Эйдлин, М. И. Вайман, Б. Л. Гутников, виолончелист — А. Я. Штример, органисты — Л. Ф. Гомилиус, И. А. Браудо; руководители классов духовых инструментов — M. H. Буяновский, А. Г. Васильев, П. Н. Волков, В. И. Генслер, Б. В. Тризно, Ю. А. Большиянов, B. М. Буяновский, К. Н. Никончук, П. К. Орехов; вокалисты — П. З. Андреев, С. И. Габель, И. В. Ершов, З. П. Лодий; дирижёры — А. В. Гаук, Г. А. Дмитревский, А. А. Егоров, М. Г. Климов, Н. А. Малько, Е. А. Мравинский, Н. С. Рабинович, В. П. Степанов, А. С. Дмитриев, И. А. Мусин, А. К. Янсонс; оперные режиссёры — Э. И. Каплан, С. Д. Масловская, E. H. Соковнин; балетмейстеры — Ф. В. Лопухов, Ю. Н. Григорович, П. А. Гусев.
Литература: Альбрехт Е., Санкт-Петербургская консерватория, СПБ, 1891; Пузыревский A., Саккетти Л., Очерк пятидесятилетия деятельности С.-Петербургской консерватории, П., 1914; Загурский Б., Краткий очерк истории Ленинградской консерватории, Л., 1933; Кремлев Ю., Ленинградская государственная консерватория. 1862-1937, М., 1938; 100 лет Ленинградской консерватории. 1862-1962.
Исторический очерк, Л., 1962; Ленинградская консерватория в воспоминаниях. 1862-1962. (Сб. ст.), Л., 1962; Из истории Ленинградской консерватории. Материалы и документы, Л., 1964.