Глубокий анализ романа «‎Идиот» Достоевского: основные темы и идеи

Глубокий анализ романа «‎Идиот» Достоевского: основные темы и идеи

Роман Фёдора Dostoevsky «Идиот» исследует тему моральной чистоты и духовной силы в условиях социальной разложенности и лицемерия. Главный герой, князь Мышкин, олицетворяет идеал человека, свободного от пороков общества, но его искренность и доброта чаще всего воспринимаются как слабость, что ставит его в противоречие с окружающими.

Основная тема романа заключается в столкновении добродетели с цинизмом, а также в трагических последствиях стремления к высоко моральным идеалам в мире, где преобладает эгоизм и корысть. Фёдор Достоевский через судьбу Мышкина показывает, как мечта о новой жизни и внутренней свободе сталкивается с жестокой реальностью, что актуально по сей день.

Глубокий анализ романа «‎Идиот» Достоевского: основные темы и идеи

Один из шедевров высокой литературы — роман Ф. М. Достоевского "Идиот". В учебных заведениях краткое содержание этого произведения изучается в учебной программе, а взрослые с удовольствием перечитывают оригинал. Еще при жизни этот русский прозаик стал признанным и популярным как в России, так и за ее пределами. На основе этого произведения созданы театральные постановки, кинофильмы, балеты и оперные постановки.

Ф. М. Достоевский начал работу над этим романом в 1867 году и через полтора года произведение было готово к публикации. Идея романа возникла в связи с делом Умецких, которое разбиралось в сентябре 1867 года в Кашире. Родителей обвинили в том, что они издевались над своими детьми. Подросток Ольга в возрасте 15 лет от отчаяния пыталась поджечь усадьбу.

В семье Фёдора Михайловича также случились грустные события в 1867 году. У писателя было масса задолженностей, его семью преследовали кредиторы. Пришлось достоевскому укрыться за границей. Около этого же времени умерла его трёхмесячная дочь.

Благодаря плодотворному сотрудничеству с изданием "Русский вестник" Федору Михайловичу удалось преодолеть трудности. Кроме того, его увлекла работа над романом "Идиот", который был завершен во время пребывания писателя во Флоренции. Данный труд был посвящен любимой племяннице Ивановой.

Направление и жанр

Произведение «Идиот» можно определить как философский роман. Этот литературный жанр возник в эпоху Просвещения и стал особенно популярным к середине и концу XIX века, когда многие писатели экспериментировали со стилем, структурой и направлением произведений. Характерные особенности этого жанра включают:

  • фокус на мировоззрении персонажей;
  • концептуальное осмысление судеб героев;
  • развитие умственных способностей;
  • анализ различных явлений общественной жизни.

Достоевский обратил внимание на зрелость и внутреннее развитие персонажей, описывая их внутренний мир и переживания. По этим критериям "Идиот" можно назвать психологическим романом. Он написан с использованием художественных средств выражения и пронизан духом философского анализа.

История начинается с приезда в Петербург князя Льва Мышкина, который вернулся из Швейцарии после лечения эпилепсии. Он не сумасшедший, но все еще страдает от своего заболевания. Он прибыл в плохо одёжном состоянии с минимальным багажом. Молодой человек поселился в доме родственников Епанчиных:

  • секретарь Ганя Иволгин;
  • генеральша Л. П. Епанчина;
  • дочери генерала — Аглая, Александра, Аделаида.

Во время путешествия в Россию Мышкин услышал интересные подробности о семье. В частности, его спутник по имени Рогожин признался, что влюблен в Настасью Филипповну. В доме у генерала князь увидел портрет этой девушки и узнал, что её семья намеревается выдать замуж за секретаря Ганю. Причиной этому служит приданое в размере 70 тысяч рублей. Секретарю не нравится идея принять такое предложение из-за нелюбви, но его манят деньги.

В глазах Мышкина другие претенденты начинают торговаться за руку и сердце Настасьи Филипповны, и в конце концов они соглашаются на сумму в 100 тысяч рублей. Князь сам влюбляется в Настасью Филипповну, очарованный её обаянием. Вечером он приходит к ней в дом, но там уже находятся гости:

  • Ганя;
  • Тоцкий;
  • Фердыщенко;
  • Епанчин.

Спустя некоторое время является Рогожин. Как и обещал, он привозит 100 тыс. упакованные, но женщина бросает их в огонь и предлагает Гане забрать их без перчаток. Пока секретарь растерянно думает, что делать, Настасья щипцами вытаскивает деньги — они почти не повреждены. Женщина кладёт купюры рядом с Ганей и уезжает с Рогожиным.

Князь все еще влюблен в Настасью Филипповну. Спустя полгода Мышкин прибывает на Гороховую улицу, в дом, где живет Рогожин. Парфен и Лев обмениваются крестами и становятся названными братьями, получив благословение от матери Рогожина.

Мышкин узнает адрес отставного чиновника Лебедева и посещает его. Увидевшись с Аглаей, Лев назначает ей встречу. После свидания он осознает, что испытывает к девушке не только дружеские чувства, но за ней ухаживает и Евгений Павлович Радомский. Через несколько дней родственники объявляют о помолвке Аглаи и Льва Николаевича.

В письме, Настасья Филипповна уговаривает Аглаю на брак с князем Львом Николаевичем. Позднее, после их встречи, помолвка Мышкина и Аглаи расторгается. Теперь все ждут свадьбы Мышкина и Настасьи Филипповны, но это не происходит.

В день свадьбы невеста уезжает с Рогожиным, Мышкин начинает её искать и спрашивает у окружающих, не видели ли они Настасью, но никто ничего не знает. Затем Лев Николаевич встречается с Парфёной, они заходят в дом Рогожина и обнаруживают тело Настасьи под простыней. После всех этих событий Лев теряет рассудок, и роман заканчивается на этой трагической ноте.

История создания, жанр, направление произведения

Начало работ над новым романом совпало с тяжелым временем в жизни Ф.М. Достоевского. Утрата трехмесячной дочери сильно потрясла писателя и его супругу. Чтобы отвлечься от боли, писатель взял крупный аванс у журнала "Русский вестник" и уехал за границу. Финансовые проблемы сыграли свою роль в желании создать новый роман.

Находясь за границей, Достоевский внимательно следил за событиями в России. Истории, которые попадали в газеты, стали для него вдохновением для творчества.

Заголовок: Роман «Идиот» Ф.М. Достоевского

Если вы ищете ответ на свой вопрос среди 1 000 000 вариантов, то найдете его здесь

Замечание 1

Особенно сильное воздействие на воображение Достоевского оказали факты о семье Умецких, в которой родителей обвиняли в жестоком обращении с детьми. Отголоски этих событий звучат в семейных конфликтах героев романа.

Создание произведения заняло Достоевского с 1867 по 1869 гг. В этот период он активно общался со своими современниками, делился с ними своими мыслями по поводу романа.

Роман «Идиот» Ф.М. Достоевского отличается философским подходом и исследованием внутреннего мира героев. Поэтому можно считать его одновременно философским и психологическим романом.

Тематика, проблематика, главная мысль произведения

Тема романа «Идиот» богата и многообразна. Одним из основных вопросов, затронутых в произведении, является корыстолюбие. Жажда богатства, престижа и статуса заставляет людей совершать мерзкие поступки, клеветать друг на друга и отказываться от своих принципов. В обществе, описанном писателем, успех невозможен без покровителей, денег и благородного имени. Корысть сопровождается тщеславием, особенно присущим Гане, генералу Епанчину и Тоцкому.

«Сила романа Ф. М. Достоевского "Идиот"»

Поддержка специалиста в изучаемой теме

Моментальное решение задач от искусственного интеллекта

Найдите ответ на свой вопрос из 1 000 000 возможных вариантов

Одной из главных тем этого философского романа является религия, которой Достоевский многое посвятил. Основным персонажем, связанным с этой темой, является князь Мышкин, чья биография содержит множество библейских отсылок к жизни Христа. В романе он выступает в роли "спасителя".

Сострадание, милосердие и прощение — вот основные черты Мышкина.

Любовь в романе представлена во всех ее проявлениях — как христианская любовь, так и любовь к ближнему, а также как семейная, дружеская и страстная, романтическая. Автор задумал показать три виды любви:

  • Христианскую (князь Мышкин);
  • Тщеславную (Ганя);
  • Страстную (Рогожин).

Основная идея Ф.М. Достоевского заключается в том, чтобы показать разложение интеллигенции. Тут распространены филистерство, духовный упадок, измены в браке, двойная жизнь. Писатель стремится создать образ "прекрасного человека", который сможет показать, что в мире еще существуют справедливость, добро и искренняя любовь. Именно эту миссию выполняет князь Мышкин.

Глубинная история произведения заключается в том, что человек, который стремится видеть в мире лишь доброту и любовь, погибает в нем, оказавшись неприспособленным к жизни. Достоевский обращается к мысли, что обществу нужны такие нравственные герои, ведь именно они помогают людям встретиться со своей настоящей сущностью.

Персонажи романа, общаясь с князем Мышкиным, начинают осознавать свою душу, учатся открывать ее другим. Это особенно актуально в обществе, где царит лицемерие и фальшь. Хотя для самих праведников жить в такой среде тяжело, их жертва не бесполезна. Для них даже одна спасенная судьба, даже одно пробужденное сердце – это великая победа.

Основные события и персонажи романа “Идиот”

Персонажи:

1. Основной персонаж этого романа – князь Лев Мышкин, известный своей добротой и чистотой души. Его страдание от эпилепсии иногда делает его поведение непредсказуемым.

2. Настасья Филипповна Барашкова — женщина красивая и загадочная, которая привлекает внимание многих мужчин. У нее сложное и трагическое прошлое, а Внутренние конфликты.

3. Парфен Рогожин – молодой и амбициозный человек, богатый и влюбленный в Настасью Филипповну. Он представляет опасность для Мышкина и становится источником конфликта в романе.

4. Аглая Ивановна Епанчина – дочь богатого торговца, влюбленная в Мышкина. Она противоположность Настасьи Филипповны, символизируя чистоту и невинность.

Основные события:

1. Приезд князя Мышкина в Санкт-Петербург после долгого пребывания в Швейцарии.

2. Заведение знакомств Мышкина с различными представителями общества, включая Настасью Филипповну, Парфену Рогожина и Аглаю Епанчину.

3. Развитие любовного треугольника между Мышкиным, Настасьей Филипповной и Парфеном Рогожиным.

4. Возникновение конфликтов и напряженности между персонажами, вызванных их различными характерами и жизненными обстоятельствами.

5. Трагический финал, в котором происходит убийство и самоубийство, оставляя Мышкина в состоянии глубокой душевной тревоги.

Роман “Идиот” Федора Достоевского представляет собой сложное и многогранное произведение, в котором автор исследует темы любви, доброты, зла и моральной деградации. Он является глубоким психологическим портретом героев и критическим взглядом на общество своего времени.

Темы и идеи, затронутые в романе “Идиот”

Доброта и чистота души

Одной из главных идей книги является понятие доброты и чистоты души. Главный герой, князь Лев Мышкин, является символом идеального человека, который обладает абсолютной добротой и непорочностью. Писатель показывает, что такая доброта может привлекать людей и быть источником счастья, но одновременно она может привести к страданиям и непониманию в безжалостном и развращенном мире.

Противоречия между идеалами и реальностью

В романе "Идиот" также затрагивается проблема противоречий между идеалами и реальностью. Главный герой Мышкин воплощает идеальное человеческое существо, но сталкивается с жестокой и коррумпированной действительностью, где царит эгоизм, жадность и моральный упадок. Автор показывает, что идеалы и реальность не всегда совпадают, и часто идеалисты страдают от непонимания и отвержения со стороны окружающих.

Любовь и страсть

Тема любви и страсти отражена и в романе “Идиот”. Главные герои проявляют разнообразные формы чувства – от нежной и чистой до страстной и разрушительной. Писатель демонстрирует, что любовь способна приносить радость и счастье, но также может быть источником страданий и разрушения.

Религиозность и вера

Тема религиозности и веры также затрагивается в романе "Идиот". Главный герой Мышкин является человеком глубоко верующим, и его вера играет значительную роль в его жизни. Через свой роман автор показывает, что вера может стать источником надежды и утешения, но также может вызвать конфликты и непонимание в обществе, где у каждого свои убеждения и ценности.

Критика общества

Роман “Идиот” Федора Достоевского представляет собой острый анализ общества своего времени. Писатель демонстрирует, что общество, где преобладают эгоизм, коррупция и моральный упадок, неспособно воспринять и принять идеалы и духовную чистоту. Автор высмеивает лицемерие и двойные стандарты общества, которое признает только материальные ценности и презирает духовные идеалы.

В общем, роман Федора Достоевского “Идиот” затрагивает множество важных тем и идей, таких как доброта и духовная чистота, противоречия между идеалами и реальностью, любовь и страсть, религиозность и вера, а также критика общества. Эти идеи делают роман глубоким и актуальным произведением, которое по-прежнему привлекает внимание и обсуждение.

Какая красота может спасти мир?

Князь высказывает свои мысли о красоте и спасении, над которыми насмехается Ипполит Терентьев. Он объясняет, что князь говорит из-за своей влюбленности и имеет в виду восхищение Мышкина внешней красотой Настасьи Филипповны.

Однако помимо внешней красоты существует и духовная. Это «неизлечимая вера в людей» князя Мышкина. Красота Настасьи Филипповны совсем другого рода, но Внутренняя. Её внешность описана как «необыкновенная», «ослепляющая», «невыносимая» и даже «пугающая», и проявляется она скорее не в чертах, а в их выражении.

Здесь происходит противоречие между всем светлым, добрым и даже детским, что все это спрятано внутри героини. Ненависть и жестокость Настасьи Филипповны – это страдание, и лишь Мышкин, страдающий, единственный, кто её понимает.

Можно ли любить светлое?

Почему Настасья Филипповна не осталась с Мышкиным? Если бы она осталась, возможно, она бы осталась жива, Рогожин не стал бы убийцей, а Мышкин не потерял бы рассудок. Однако, несмотря на предчувствия, героиня все равно убегает.

Ответ на этот вопрос связан с внутренним конфликтом Настасьи Филипповны. Она мечется между Рогожиным и Мышкиным потому, что каждый из них притягивает две стороны её личности — светлую и прощающую, и тёмную и ненавидящую.

Она остаётся с Рогожиным из-за того, что выбрать светлую сторону у неё не хватает сил. Она винит себя за то, что когда-то от неё отступили. Теперь Настасья Филипповна может быть только "рогожинской" и хочет дойти до конца в этом качестве.

Направление

Писатель, создавший роман "Идиот", следовал реализму как основному направлению в своем творчестве. Фёдор Михайлович всегда тщательно изучал образы своих персонажей.

Этот роман является произведением с элементами психологии.

Суть

Сюжет романа начинается со знакомства читателей с главным героем — князем Львом Мышкиным, который находился на лечении в Швейцарии. Князь страдал психическим расстройством, но при этом обладал добротой и умом, превосходящими многих его окружающих. Мышкин встречается с дворянством и влюбляется в Настасью Филипповну.

Лев Мышкин — князь, отличающийся необычной добротой.

Настасья Филипповна — девушка с дерзким и смелым характером.

Читайте по теме:

1868

Достоевский стремится показать "положительно прекрасного человека" — и создает роман о судьбе пророка в современном обществе, где деньги сжигают в камине, руки поджигают на свечке, люди лгут, убивают и теряют рассудок.

О чем же эта книга?

Из швейцарской клиники возвращается в Россию больной эпилепсией князь Мышкин — человек поразительной доброты и кротости, но в то же время тонкий психолог, способный найти общий язык с любым собеседником и увидеть в каждом что-то большее, чем видят другие. В Петербурге у князя развиваются отношения с купцом Парфеном Рогожиным, роковой красавицей Настасьей Филипповной Барашковой и прогрессивной барышней Аглаей Епанчиной.

Разнообразные люди, такие как генералы, попрошайки, купцы и нищие аристократы, встречаются с загадочным князем, и каждый из них проявляет себя совершенно неожиданным образом, изменяется, открываясь по-новому. Жулики и лжецы оказываются несчастными людьми, а пьяницы и праздные болтуны — униженными и оскорбленными. Однако эти изменения не влияют на жизнь героев, они остаются теми же, кем были, а сам князь в конце концов теряет рассудок. Достоевский хотел показать идеального человека, похожего на Христа; мир, в котором ему приходится жить, побеждает добродетель, и изменить его не получается. Роман, который был плохо принят своими современниками, был признан потомками как одно из наиболее мощных произведений Достоевского.

Является ли князь Мышкин современной версией Иисуса Христа?

Часто его внешность — высокий молодой человек с светлой бородкой и большими глазами — ассоциируется с обликом Иисуса Христа. Сторонники этой теории опираются на определение, данное самим Достоевским в письмах: «князь-Христос». Еще одно подтверждение этой теории находится в отношениях между князем и Аглаей Епанчиной. В разговоре герои цитируют стихотворение Пушкина «Жил на свете рыцарь бедный…». Высказывая свои мысли об этом стихотворении, Аглая по сути признается в своей любви к князю.

… В поэзии этих строк изображен человек, способный обладать идеалом, и, важнее всего, верить в него, идти к нему всей своей жизнью. В наше время это редкость. В стихах не указано, в чем заключался идеал "бедного рыцаря", но видно, что это был светлый образ, "образ чистой красоты", и влюбленный рыцарь носил на шее не шарф, а даже четки.

Леонид Гроссман обращает внимание на то, что во времена Достоевского из-за цензуры пушкинский текст публиковался не в полном объеме, без упоминания Девы Марии. Поэтому Аглая и не понимает, какой именно идеал имеется в виду в "бедном рыцаре".

В третьей строфе стихотворения упоминается путешествие в Женеву и видение Марии Девы у креста. Последняя строфа («Но Пречистая сердечно / Заступилась за него») оставалась опущенной, придавая зашифрованный смысл всей поэзии. В стихотворении сохранялись таинственные формулы и инициалы, создавая загадочное настроение. Но Достоевский смог разгадать этот пушкинский фрагмент, создавая свой образ на тему чистой любви.

В этой же сцене появляется ещё один образ Мышкина: Аглая прячет письмо от князя в книгу «Дон Кихот» и, обнаружив это, смеется совпадению. Именно сочетание князя и героя Сервантеса заставляет её вспомнить о рыцаре бедном. Наконец, ещё одну интерпретацию образа Мышкина и другого литературного прототипа предлагает в своих лекциях по русской литературе Владимир Набоков, относившийся к Достоевскому скептически. Он сравнивает Мышкина не с Дон Кихотом и не с Христом, а с фольклорным Иванушкой-дурачком. Более того — встраивает героя в неожиданный контекст: «У князя Мышкина, в свою очередь, есть внук, недавно созданный современным советским писателем Михаилом Зощенко, — тип бодрого дебила, живущего на задворках полицейского тоталитарного государства, где слабоумие стало последним прибежищем человека».

Почему в романе "Идиот" так много внимания уделено второстепенным персонажам?

Одной из особенностей "Идиота" является то, насколько подробно описаны персонажи второго плана, порой даже комические. Ипполит, страдающий чахоткой, Келлер с его хитроумными штучками, шут Фердыщенко, опустевший чиновник Лебедев, пьяница и маргинал генерал Иволгин — каждый из них имеет свои детально проработанные характеристики. И в какой-то момент каждый из них признается князю в своих сокровенных мыслях.

В работе "Проблемы поэтики Достоевского" Михаил Бахтин объясняет, что такие признания являются проявлением сильной зависимости главного героя от других людей, которых он не любит и не принимает, но без которых не может обойтись. Второстепенные комические персонажи князя постоянно обманывают его, просят деньги или просто дурят. Однако каждый из них, признаваясь в своих поступках, открывается с неожиданной стороны: Келлер испытывает стыд, а Иволгин-старший превращается в трагическую фигуру, особенно если учесть, что в конце концов он сбегает из дома и умирает на улице.

Анализ романа Достоевского Идиот

При анализе произведения Ф. М. Достоевского "Идиот", первым делом следует обратить внимание на историю его написания. Автор приступил к работе над ним весной 1867 года. Толчком для написания стал громкий скандал в семье Умецких, где родители обвинялись в жестоком обращении со своими детьми.

Стоит отметить, что этот год был очень тяжелым для Достоевского. Ему пришлось скрываться от кредиторов и даже уехать за границу. Кроме того, умерла его трехмесячная дочь. Писатель полностью погрузился в работу, и уже в 1869 году миру предстал "Идиот" Достоевского, который мы сейчас анализируем.

Если мы вкратце проанализируем текст, то мы увидим, что здесь затрагивается множество важных вопросов. Одним из них является религия, к которой писатель обращается неоднократно. Он показывает ее через героя своего романа, князя Мышкина, который выступает своего рода спасителем.

Этот человек учит других героев сочувствию, милосердию и умению прощать

В романе присутствует множество проявлений любви. Основной целью было показать три ее разновидности. В образе Гани она тщеславная, у Рогожина – страстная, а у князя — христианская.

Идиот: жанр и проблематика

При анализе романа Достоевского "Идиот" необходимо уделить внимание его жанру. Следует отметить, что в период написания данного произведения многие писатели обращали на него особое внимание. В зависимости от структуры, стиля и направления, появлялись новые поджанры. В данном случае рассматриваемый роман можно назвать философским, однако его идея и концепция несколько отличаются.

Писатель также изучает внутренний мир своих персонажей, поэтому его произведение можно отнести к психологическому роману.

В данном произведении представлена широкая проблематика. Среди них особое внимание заслуживает корыстолюбие. Люди клевещут друг на друга, изменяют своим принципам, прибегают к гнусным поступкам, чтобы достичь богатства, статуса и престижа.

В среде, о которой пишет автор, без посредников, богатства и благородного рода достичь успеха практически нереально. Помимо жадности, среди основных проблем стоит выделить высокомерие. Этот характерный чертенок присутствует у Тоцкого, Ганны и Епанчина.

Показуемая истина: роман «Идиот» Ф. М. Достоевского

Заиченко, Т. Б. Публикуемый факт: произведение «Идиот» Ф. М. Достоевского / Т. Б. Заиченко. — Тема : прямая // Молодой ученый. — 2023. — № 26 (473). — С. 205-206. — URL: https://moluch.ru/archive/473/104588/ (дата посещения: 04.03.2024).

Изучение романа Достоевского позволяет понять, что на пути к поиску Истины всегда существует возможность её не обнаружить. Если мы попытаемся определить Истину с точки зрения корреспондентского ключа, то мы должны убедиться, что мысль соответствует своему предмету. В романе возникают противоречия, вызванные именно такой постановкой вопроса. Красота, рассматриваемая как эстетическая категория, может служить ориентиром на пути к Истине. Она объективна, потому что автор не позволяет ни одному из героев сомневаться в ней, что означает, что каждый персонаж обладает априорной интуицией эстетического восприятия. "Этакая сила!" — так оценивает красоту писатель, но сила сама по себе не имеет никакой цели, она просто существует, и вопрос заключается в том, как ей воспользоваться.

Ключевые идеи: истина, красота, мораль, дуализм, категорический императив, онтология, христология, модальность.

Роман «Идиот» представляет собой двойную тему, которая раскрывается через нравственность и красоту в поступках и обликах персонажей. Главным героем является идиот, символ положительной прекрасности, чье поведение и отношения к другим выражают прекрасность и моральные ценности. Это делает его истинным героем, чья добродетель привлекает внимание к его внутреннему миру и нравственным качествам.

В ходе развития сюжета не оценивается внешность князя со стороны рассказчика как "красивая", хотя противопоставленный ему Гаврила Иволгин описывается как "очень красивый молодой человек с умным и привлекательным лицом" [2, с. 25]. Гаврила Иволгин и Лев Мышкин также противопоставлены по своему внутреннему мире, где Иволгин представляет собой полное противоположность князю, с порочными чертами — жадностью, высокомерием, склонностью к интригам, в отличие от князя.

Интересно, что эти персонажи участвуют в конкурентной игре на протяжении всего романа, где объектом является прекрасная женщина, а может быть даже не одна. Автор сталкивает двух претендентов различной модальности перед лицом красоты, у каждого из них свои интересы.

Главная героиня Настасья Филипповна, которую ищут князь и Иволгин, обладает особым обаянием красоты: "Она просто чудесна! — воскликнул он с жаром. На портрете была изображена женщина поистине необыкновенной красоты" [2, с. 33], таким образом выразил свою оценку князь, увидев ее впервые, когда у Иволгина уже было практически все решено — отличная партия, где главное достичь красоты, и в руках будут заветные тысячи.

С другой стороны, готовы отдать сотни тысяч, лишь бы завладеть красотой Барашковой, при таких условиях выступал еще один герой романа Рогожин, чей внешний вид, так же как и у князя, не отличался ничем особенным. Таким образом, на пути к заветной цели стоят три человека, преследующих разнообразные цели.

Иллюстрацией того, как герои выражают свои желания, может послужить следующий пример: «Я смогу перепрыгнуть всю эту гимнастику и сразу начать с чистого листа; через пятнадцать лет они скажут: "Вот Иволгин, король Иудейский"» [2, с. 131] — заявил Иволгин, рассказывая о своих планах Мышкину. "О, если бы это случилось! Все было бы спасено!" [2, с. 39] — сказал немногословно Рогожин, произнеся резкие слова о своем желании: "Моя! Все мое! Королева!"

Завершение!» [2, с. 180]. Гаврила получает деньги через привлекательность Настасьи Филипповны, а Парфён получает привлекательность Барашковой через деньги. В контексте Достоевского красота может быть независимой от нравственности, так же как и нравственность от красоты. Однако, если они могут соединиться, возникает трансцендентальная сила, способная спасти мир.

Вот почему Мышкин восклицает: «Ах, если бы только было добро! Тогда все было бы спасено!», этим автор заложил свой концепт.

Таким образом, Настасья Филипповна красива, но глубоко несчастна. Она освободилась из-под власти господина Тоцкого, скептика и циника: «…опозорит, разобидит, распалит, развратит, уедет, — так тысячу раз в пруд хотела кинуться» [2, с. 181]. Это является убийством нравственных принципов Настасьи Филипповны.

Он был олицетворением высшего общества, обладал высокими связями и несметным богатством. Этот человек просто воплотил в жизнь то, что было лишь фантазией для других — он взял и достиг этого. Для более ясного понимания противопоставления тем в романе может быть использована система Иммануила Канта.

В романе присутствуют два типа персонажей: те, кто являются носителями "высшего разума" или чистого рассудка, такой как Лев Мышкин; и, напротив, представители "общества рассудка", где нормы поведения диктует общепринятый рассудок, что в свою очередь приводит к интригам, падениям и предательству. Красота — это "страшная сила", которая, поистине, проявилась в руках Тоцкого, когда красивая Настя превратилась в Настасью Филипповну, и не зря ее можно сравнить с пушкинской Клеопатрой. "Красоту трудно оценить; я еще не готов. Красота — это загадка" [2, с. 82]. Да, цель князя могла быть связана с любовью, но в его действиях это выражение любви не проявилось: "Красота — это форма законности предмета, воспринимаемая в нем без представления о цели" [3, с. 105]. Мышкин так и не смог "настроиться" на красоту Настасьи Филипповны, он говорил о ее помешательстве, и она, подобно неуловимому зверю, ускользала от него.

Настасья Филипповна — не единственная красавица, именно это, видимо, побудило князя написать Аглае. Но, как и в случае с Настасьей Филипповной, красота подвержена влиянию общественного мнения: "Девка своевольная, девка фантастическая, девка сумасшедшая! Девка злая, злая, злая!" [2, с. 335]. Но в данной связи не возникает желания Мышкина спасти или "ах, кабы добра".

Напротив, во время, которое князь проводит с Аглаей, он постоянно преследуется видениями Барашковой. Красота Аглаи — та же, что и у Барашковой. Аглая — надежда для Мышкина спасти мир красотой, это понимает и Барашкова, которая уже готовится к последнему свиданию со смертью.

Барашкова обнаруживает в Аглае ту чистоту, которую она сама потеряла, осознавая, что именно это является необходимым для задуманного плана. Она символически описывает тот мир, который будет спасен в метафоре картины: "Он смотрит вдаль (Христос), в горизонт; мысль великая, как весь мир, покоится в его взгляде; лицо грустное. Ребенок замолк, облокотился на его колена, и подперши ручкой щеку, поднял головку и задумчиво, как дети иногда задумываются, пристально на него смотрит. Солнце заходит…" [2, с. 476]. Очевидно, что Настасья Филипповна видит в Христе самого князя (что соответствует авторскому представлению о герое), а ребенок — саму Аглаю, поскольку она несет в себе добродетель.

  1. Идея Достоевского пронизана христологическим смыслом, он вкладывал в свое творчество замысел Истины, который явно прослеживается в его философском построении.
  2. Совершенство можно рассматривать как идеал, ведь оно тесно связано с красотой. Автор также упоминает о князе-Христе как положительном и прекрасном образе, создавая ассоциативный ряд, где словосочетание "прекрасный Христос" приобретает особое значение.
  3. Красота в Христе — это Истина, которая раскрывается как на интуитивном, так и на чувственном уровне, в конечном итоге спасая мир. Достоевский утверждал, что в мире есть только одно положительно прекрасное лицо — Христос, который является воплощением Истины, как сказано в Евангелии от Иоанна: "Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" [4, с. 86].
  4. Ф. М. Достоевский "Идиот": роман / Петербург, 2021. — 640с.
  5. И. Кант "Критика способности суждения" / Москва, 1994. — 367с.
  6. С. В. Савинков, А. А. Фаустов, К. Кроо "Перевоплощение смысла в творчестве Достоевского: семиотические заметки": монография / Воронеж, 2020. — 394 с.
  7. Евангелие от Иоанна. / Москва, 2019. — 128 с.

Основные термины (генерируются автоматически): красота, мышкин, князь, истина, нравственность, прекрасное лицо, роман.

Оцените статью
SPBINFO24.RU
Добавить комментарий