2 колонны высотой 32 м построены по проекту Тома де Томона одновременно со зданием Биржи в 1805-1810 гг. На стволах колонн укреплены металлические изображения ростр — носовых частей кораблей, отсюда и их название. Известно, что данная архитектурная достопримечательность города на Неве раньше служила простым маяком.В чашу на вершине наливали смолу и поджигали её. В 1957 г. сюда проведён газ, по праздникам зажигают факелы в чашах. Ростральные колонны сегодня являются неотъемлемой частью ансамбля Стрелки Васильевского острова.
Адрес: г. Санкт-Петербург, Биржевая пл.
Ростральные колонны
Традиция устанавливать ростральные колонны после победных сражений идет с древнеримских времен. Во все времена они являлись символом морской славы.
Уже много лет Питерские Ростры являются и символом города.
Первое подобное сооружение было установлено на форуме в древнем Риме, в честь победы над флотом Карфагена в сражении при Милах ( Первая Пуническая война, 260 до н. э.).
Название Ростральные произошло от латинского rostra, что было множественным числом от rostrum — нос корабля.
Ростральные колонны находятся в самой видовой точке Санкт-Петербурга – на Стрелке Васильевского острова.
Напротив – Петропавловская крепость, правее, через Неву и Дворцовый мост – Эрмитаж.
Позади – здания Биржи и Кунсткамеры.
Автор — архитектор Тома де Томон.
Они установлены одновременно со строительством здания Биржи в 1805-1810 годах.
Колонны украшены выполненными из меди рострами, то есть, носами трофейных кораблей, якорями и наядами.
У подножия расположены по две статуи, высеченные из пудостского камня. Фигуры символизируют реки.
Южную ростральную колонну украшает женская статуя, изображающая Неву, и мужская – Волхов. Символ реки, кувшин с льющейся из него водой, держит мужская статуя.
У подножья северной ростральной колонны также стоят две статуи: Волга и Днепр, и снова символический кувшин держит мужчина.
Все статуи, за исключением Днепра, выполненного антверпенским мастером Камберленом, остальные три создал француз Тибо.
Согласно проекту, фигуры должны были быть чугунными, но в начале 19 века литейные технологии еще были слабыми и не нашлось мастера, взявшегося бы за такую сложную работу.
Первоначальное предназначение Ростральных колонн — маяки.
В темное время, они помогали найти дорогу кораблям, входящим в Петербургский морской порт.
На вершине каждой помещались чаши на металлических треногах. Поднимаясь по винтовым лестницам внутри колонны, смотритель заливал в них масло, или смолу, и, с наступлением сумерек, поджигал.
Газ подвели только в 1957 году. Сейчас здесь иногда зажигают огонь, но происходит это только по большим праздникам.
Ростральные колонны реставрировали трижды за время их существования. Первый раз это произошло в 1926-1928 годах. Затем, сразу после войны, в 1947-1949 годах, когда бомбежками была разрушена или повреждена большая часть города.
Последний раз их отреставрировали совсем недавно — в 1998-1999 годах.
Все обзорные экскурсии по Петербургу так или иначе проходят через это место, так, что туристу не увидеть Ростральные колонны невозможно.
У ног скульптур принято делать фотографии, рядом можно посидеть в открытом летнем кафе. Ну, а если не повезло, и Вы приехали в Питер в плохую погоду, добежать до них можно и под дождем. в крайнем случае — увидеть из окна туристического автобуса.
Особо привлекательно это место в дни белых ночей и Алых парусов. Сотни выпускников приезжают на Васильевский остров на автобусах, чтобы выпустить на Стрелке в небо тысячи и тысячи разноцветных шаров.
Реконструкции в разные годы
Ростральные колонны на Васильевском острове на протяжении своей более чем двухвековой истории неоднократно реставрировались, причём на разном профессиональном уровне.
Обследование, проведённое перед реставрацией 1928 г., выявило на скульптурах колонн многочисленные наслоения гипса, цемента и краски, видимо, оставшиеся от предшествовавшего ремонта. Выяснилось, что и поверхность колонн «латали» другим материалом, который скрывали под краской. А железные штыри, скрепляющие элементы конструкций, полностью проржавели.
Как ни странно, последовавшее после обследования восстановление вновь было произведено некачественно. В следующую, послевоенную, реставрацию 1947-48 гг. всего лишь восстановили некоторые элементы скульптур и заменили смотровые площадки на колоннах. Из-за отсутствия должного ухода, в конце XX в. скульптуры находились в аварийном состоянии.
Первая полноценная масштабная реконструкция была осуществлена в 1997-98 гг., с руководящим участием сотрудников Эрмитажа. С изваяний убрали чужеродные элементы, скульптуры тщательно почистили и помыли. Затем их покрыли предохраняющим от внешних воздействий раствором, состав которого был специально разработан для защиты пудостского камня. Железные скрепляющие штыри заменили на керамические корундовые, хорошо противостоящие атмосферному влиянию.
Для устранения сколов и трещин скульптур и крепления отсутствующих элементов реставраторы воспользовались составом из извести и мраморной крошки, близким текстуре пудостского камня. В итоге нынешнее состояние достопримечательности перестало внушать опасения за её дальнейшую судьбу.
Особенности композиции
Ростральные колонны, высотой по 32 метра, видны издалека. Колонны ориентированы на рукава дельты Невы: Южная находится в районе Большой Невы, а северная –Малой.
Носы кораблей на обеих Ростральных колоннах закреплены в четырёх симметричных рядах, на одинаковом расстоянии друг от друга.
Самая массивная нижняя пара ростр изображает речное божество – нимфу. Во второй снизу паре угадываются крокодил, морские коньки и рыбы. Вторая сверху пара представляет водяного, а самая верхняя – морских коньков. Между рострами находятся рельефные изображения якорей.
Скульптуры у подножия колонн
У подножия каждой из Ростральных колонн находятся по две скульптуры – мужская и женская. Создавшие их скульпторы говорили об аллегориях моря и коммерции. Невзирая на это, преобладает мнение, что изображены аллегории российских рек. А реки на Ростральных колоннах таковы: Нева с Волховом у южной колонны (недалеко от Дворцового моста), и Волга с Днепром – у северной (вблизи Биржевого моста).
Нева представлена сидящей женщиной в хитоне, с руками, положенными на весло и якорь. Изображающий Волхов мужчина также сидит. В правой руке у него весло.
Аллегория Волги представляет собой изваяние сидящей женщины в хитоне, держащей рог изобилия в руке. Днепр – бородатый мужчина, держащий кувшин с льющейся из него водой. Другой рукой он опирается на весло.
А городской фольклор видит в статуях на Ростральных колоннах мифических старожилов острова – рыбака Василия с женой Василисой, которые здесь жили еще до того, как на их землю вступила нога будущего императора Петра I. Бытует легенда, что Васильевский остров назвали в честь этой парочки.
Первоначально предполагалось, что изваяния будут бронзовыми. Но конечный выбор был сделан в пользу популярного местного строительного материала – известняка, добывающегося в посёлке Пудость Гатчинского района. Легко поддающийся первоначальной обработке, он затем быстро твердеет на воздухе. Известняк прочен и имеет желтовато-серый оттенок, эффектно контрастирующий с красновато-охристыми колоннами и серыми гранитными блоками. В то же время материал не допускает тщательной проработки мелких деталей, и не очень стоек к внешним воздействиям.
Ростральные колонны внутри
Внутри полых колонн установлены винтовые лестницы, которые выводят на смотровую площадку, где на металлической конструкции установлены газовые горелки. Огонь на Ростральных колоннах сейчас зажигают лишь в самых торжественных случаях. Высота столба газового факела составляет около 7-ми метров.
Скульптуры и фигуры
Колонны украшены медными рострами, что означает носы трофейных кораблей, наяды и якоря. В основании колонн стоят по две статуи, которые были сделаны из пудостского камня. По одной из последних гипотез, они символизируют реки. Южная колонна украшена женской статуей, изображающей Неву, и мужской, которая олицетворяет Волхов. Мужчина держит кувшин, из которого льется вода, что означает реку.
У подножия северной скульптуры тоже есть две статуи — мужчина, который является символом Днепра, и женщина, изображающая Волгу. Кувшин держит тоже мужчина. И хотя многие придерживаются именно этой версии, сам архитектор утверждал, что скульптуры у подножия колонн символизируют богов моря и торговли.
Интересен тот факт, что три статуи были созданы французом Тибо, а Днепр — антверпенским мастером. Несмотря на это, они сделаны в одном стиле. Кстати, по первоначальному замыслу их хотели сделать из чугуна, но в то время литейные технологии были еще на слабом уровне развития, поэтому не нашлось мастера для такой работы.
Экскурсии от Спутника
Экскурсии от Tripster
Как добраться
Доехать до Стрелки Васильевского острова в Санкт-Петербурге, где расположены Ростральные колонны, несложно. Туда ходит общественный транспорт, а также можно воспользоваться услугами такси.
На речном трамвае
В Санкт-Петербурге между главными достопримечательностями курсируют речные трамвайчики. Сесть на такой трамвайчик можно на любом причале. Чтобы попасть к Ростральным колоннам, выходить нужно на пристани, которая находится на Стрелке Васильевского острова.
На метро
Ближайшая к достопримечательности станция метро — «Адмиралтейская». Она находится в 1,1 км от южной колонны. Путь к ней ведет через Дворцовый мост. Доехать до станции можно по фиолетовой ветке М5.
На автобусе и троллейбусе
Рядом с Ростральными колоннами находится остановка «Биржевая площадь», куда можно доехать автобусами № 10, 191 и троллейбусом № 7. В 185 метрах к юго-западу от южной колонны есть остановка «Университетская набережная». К ней прибывают автобусы № 7, 24 и троллейбусы № 1, 10, 11. Чуть дальше находится остановка «Менделеевская линия», которая принимает автобус № 47.
На такси
Доехать до Ростральных колонн можно и на такси. В Санкт-Петербурге огромное количество разных служб. Стоимость проезда будет зависеть от расстояния, времени суток, класса автомобиля и других факторов. Наиболее популярные службы такси — Яндекс. Такси, Gett, Maxim.
Ростральные колонны на панораме Яндекс-карт
Видео о ростральных колоннах в Питере