Фраза «повинен смерти» означает, что кто-то признан виновным в совершении преступления, за которое законом предусмотрено наказание в виде смертной казни. Это выражение часто используется в правовых контекстах, особенно в рамках уголовного судопроизводства, когда речь идет о самых серьезных преступлениях.
Термин также может быть использован в более широком философском или моральном смысле, указывая на идею вины и ответственности, когда человек осознает последствия своих действий, которые могут привести к серьезным последствиям для других. В таком контексте «повинен смерти» подразумевает глубокое осуждение и понимание тяжести совершенного деяния.
Суд Синедриона. «Повинен смерти»
Николай Николаевич Ге создал картину "Суд Синедриона. Обвинённый в смерти" в 1892 году. Она входит в состав "Страстного цикла".
Создание картины
Картина, созданная к XX Передвижной выставке в 1892 году, была запрещена к экспонированию великим князем Владимиром Александровичем, президентом Императорской Академии художеств. Вероятно, решение было повлияно письмом Победоносцева Александру III («Христос написан в самом отвратительном виде…»).
Его изображение Христа было худощавым, некрасивым, маленьким. В частности, Александр III говорил: «Какой это Христос, это больной Миклухо-Маклай».
— Татьяна Карпова, руководитель отдела живописи Государственной Третьяковской галереи второй половины XIX — начала XX века Вторая жизнь «Суда Синедриона» // НТВ, из интервью программы «Сегодня» 19.12.2008
После того, как был наложен запрет, Ге выставил свою картину для друзей в конференц-зале Академии наук. Позже он увёз картину в своё имение на хуторе Ивановский Черниговской губернии, где продолжал работать над ней. В своих письмах Л. Н. Толстому, Ге упоминал, что неоднократно переделывал фигуру и лицо Христа.
После смерти Ге
После ухода из жизни художника в 1894 году, картина перешла в собственность его старшего сына Н. Н. Ге-младшего, который передал её (вместе с «Распятием», 1892) Л. Н. Толстому в Ясную Поляну. Для транспортировки холст был снят с подрамника, завёрнут в свежие газеты и скатан в рулон. При раскатывании рулона дочь писателя Татьяна Львовна, занимавшаяся живописью, обнаружила, что фрагменты газет застряли в красочном слое. Несмотря на попытки аккуратно их удалить, в некоторых местах газетный шрифт отпечатался на картине.
В 1897 году картина была предложена в дар Третьякову. После года раздумий он согласился принять эту и другие картины Ге, и в 1898 году они были недолго выставлены. Однако в этом же году после ухода из жизни Третьякова по решению Совета музея картины были убраны из экспозиции, и «Суд Синедриона» на долгие годы исчез в запасниках.
В прошлом веке данную картину редко показывали из-за её плохого состояния: тёмный цвет, отслоения краски, пузыри исчезали каждый раз при касании. Последний раз она была выставлена в 1981 году на выставке Ге до проведения реставрации.
Реставрация
Благодаря использованию современных технологий были проведены подробные химические и рентгенологические исследования, а затем выполнена реставрация картины, завершенной в 2008 году.
Результаты исследований не подтвердили самый ужасный для картины "диагноз" — "асфальтовая болезнь" (вызываемая использованием черной краски на основе битума), которую невозможно остановить современными методами.
Анализ рентгенограмм показал, что холст картины имел низкое качество из-за того, что на нем уже была живопись, которую удалили. Старая краска потемнела из-за использования прогоркшего масла в качестве связующего вещества, а также из-за того, что художник наносил верхние слои, пока нижние еще не высохли. Эксперты объясняют это тем, что Ге в последние годы жизни испытывал финансовые трудности и спешил, опасаясь, что не успеет воплотить свои замыслы.
В результате реставрации поверхность красочного слоя и грунта была укреплена. После удаления старого лака, загрязнений и реставрационных тонировок восстановился не только цвет картины, но и появились новые детали. Оригинальный холст был скопирован на реставрационный, натянут на новый планшетный подрамник и была проведена реставрация рамы.
Презентация картины «Суд Синедриона» прошла в период с 23 декабря 2008 года по 18 января 2009 года, включая отдельный раздел, посвященный истории её реставрации. С 2011 года картина снова доступна широкой публике, после открытия именного зала Николая Ге в Третьяковской галерее.
Повинен смерти что значит
Что вы думаете о Мф. 26, 66? Они ответили: он заслуживает смерти.
А вы слышали богохульство в Мк. 14, 64? Они все согласились, что он заслуживает смерти.
Русское слово "богохульство" взято из греческого "бласфимия" (в английском "блэсфеми"). Оно означает "назвать Бога причиной зла" и включает в себя "бунт против Бога" и "ругань". Это также может означать "приравнивание себя к Богу". Этот термин часто используется для сознательного издевательства над святыней. Как на ваш взгляд реалистичен этот рассказ?
Данный вопрос беспокоит тех, кто считает древних евреев своего рода сверхлюдьми — набожными, невозмутимыми, бесстрастными, тщательно взвешивающими все обстоятельства рассматриваемого дела. Они сами не считали себя таковыми, и не были таковыми — этого достаточно прочитать в произведениях Иосифа Флавия, младшего современника Иисуса.
Если двадцать веков спустя в Москве встречались евреи, способные на самые разнообразные поступки — начать войну, одобрить войну, заняться казнокрадством и т.д. — то почему бы им не быть такими в первой Москве, в Иерусалиме? Евреи — избранные Богом не потому, что они какие-то особенные, они особенные, потому что избраны Богом, и эта "особенность" отнюдь не всегда означает "лучшесть".
Это особая несправедливость, а избранность. Впрочем, относительно послать на смерть — Бог мог выбрать кого угодно, из любого народа, относительно "обязан умереть" любой начальник согласится. Смерть — не последний, к сожалению, аргумент властителей мира, а скорее первый. И когда собравшиеся начинают бить Иисуса, они уже начинают убивать, хоть символически, хоть кусочками.
Такова сущность власти: она упорядочивает, убивая. (Демократическая власть — это убийство власти, хотя бы символическое, хотя бы угроза, самое начало.) Бог — это власть, которая творит и оживляет. (Для ненавистников демократии заметим, что демократия не оживляет, она лишь не позволяет убивать). Слово "смерть" в данном случае лучше перевести как "быть убитым".
Необходимо, чтобы Иисус не просто "умер" без осуждения за свои деяния. В противном случае можно было бы повторить старую шутку о преступнике, которому предложили выбрать, как умереть, и он ответил: "Хочу умереть от старости". Но здесь речь идет не о роде смерти, а о преступлении. Основным и самым пугающим словом становится "повинен" ("подлежит", "должен быть наказан").
Устанавливается причинно-следственная связь между смертью и добром, злом и бытием: предполагается, что убийство одного может способствовать добру, свету, счастью других людей. Спустя две тысячи лет большинство людей до сих пор не понимает бессмысленности такой "связи". Это не означает, что те, кто выносил приговор, были лучше сегодняшних людей. Это означает, как сказал сам Иисус, что "кто скажет: ‘безумный’, подлежит геенне огненной".
В 1892 году Николай Ге написал картины, которые изобразили суд над Христом, как описано в Евангелии от Марка (глава 14, стихи 53-44). Сцена показывает, как Иисуса привели к первосвященнику, и все первосвященники, старейшины и книжники собрались вместе. В то же время Петр следовал за Ним и сидел у огня, пытаясь согреться. Синедрион искал свидетельства на Иисуса, чтобы обвинить Его в смерти, но не нашел достаточных свидетельств из-за лжесвидетелей.
Некоторые из присутствующих лжесвидетельствовали против Иисуса и заявили: «Мы слышали, как Он говорил: Я разрушу этот храм, сделанный руками людей, и через три дня воздвигну другой, не сделанный руками человеческими». Но и их свидетельство не было достаточным. Тогда первосвященник встал посреди собрания и спросил Иисуса: «Ты ничего не отвечаешь на их обвинения? Что они говорят на тебя?» Но Иисус молчал и не отвечал на их вопросы.
Затем первосвященник снова спросил Его: «Ты ли Христос, Сын Благословенного?» Иисус ответил: "Да, Я это Христос; и вы увидите Сына Человеческого, сидящего правой рукой Всемогущего и приходящего на облаках небесных". Тогда первосвященник разодрал свою одежду и сказал: "Зачем нам нужны еще свидетели? Вы все слышали богохульство. Как вам кажется?" И все они признали, что Иисус виновен в смерти. ». (Мк.
14:53 — 64).
На картине изображены две группы людей, разделенные холстом справа, ведущим в темную — видимо, главную — залу суда. Одни — музыканты и обычные зрители, занятые повседневными делами, безразлично направляются к выходу. Группа слева — разгневанные первосвященники, старейшины и книжники, обвиняющие Христа в вымышленных преступлениях по Евангелию. Иисус стоит среди них, прижатый к стене. Один из старейшин держит его за грудь, продолжая кричать обвинения в лицо.
Художник сознательно выбрал расположить изображение Христа в тени, указывая на то, что один из трех светильников в зале, над ним, был погашен. Таким образом, Ге передает основную идею своего произведения: Спаситель, стоя перед судом, оказался полностью один. Он совершенно безразличен обычным людям, музыкантам и зрителям, и ненавистен первосвященникам, потому что по их мнению он осквернил "их" святыню. Никто из тех, ради которых Христос вскоре будет умереть, не испытывает к нему ни малейшего сочувствия. Художник печально утверждает, что перед физической смертью Иисус, так же как и любой другой человек, остается совершенно один, даже если вокруг него собралось множество людей.
История создания.
Ге всегда уделял особое внимание выполнению своих работ. Каждая его работа была результатом глубоких духовных и творческих поисков. Живописец привез полотно «Суд Синедриона. Повинен смерти» в Санкт-Петербург на 20-ю выставку Товарищества передвижных художественных выставок в 1892 году. Однако он не смог показать произведение зрителям: президент Императорской Академии художеств, великий князь Владимир Александрович, поддержал заключение некоторых членов комиссии, считая, что «Христос написан в самом отвратительном виде…»
Современные люди считали непочтительностью изображение Христа в образе бродяги и нищего. Император Александр III, увидев картину, заявил: "Это больной Миклухо-Маклай, а не Христос!". Полотно было выставлено в конференц-зале Императорской академии наук, куда обычные люди не имели доступа. Картину оценили только художники и знакомые Николая Ге, большинство из которых также не одобряли изображение "такого" Иисуса. Сам художник объяснял в письмах друзьям: "…Ведь мне дан дар от высшего, от того, кого мы не можем назвать, но можем чувствовать и понимать. Этот дар не для удовольствия, а чтобы пробудить и открыть в человеке то, что находится внутри, что дорого, но что заслоняется пошлостью жизни."
Ге был очень озадачен и глубоко расстроен общим отторжением своего произведения. Он уехал на свою уединенную дачу, чтобы попытаться переделать свой портрет Христа. Ему очень хотелось выразить на холсте свою идею: во всем своем тернистом пути Иисус был одинок — так же, как и в течение всей своей жизни на земле. Господь мужественно нес этот крест как Сын Божий, но человечески он был потрясен и опустошен.
Автор относится к вере.
Во время своего пенсионерского путешествия по Италии, художник столкнулся с творческим кризисом, который побудил его не только перечитать Евангелие, но и изучить книгу "Жизнь Иисуса" немецкого историка и теолога Давида Фридриха Штрауса. Автор этой книги стремился представить Иисуса Христа не только как Сына Божия, но и как историческую личность, жившую на земле.
Он подверг сомнению сверхъестественные способности и чудеса Христа, рассматривая его исключительно как человеческую личность.
Работа немецкого философа произвела на художника сильное впечатление. Отныне все его мысли были заняты образом Иисуса. Он пытался понять, как Иисус жил на земле, что чувствовал, зная заранее, что его земной путь будет коротким, и какая предназначена для него судьба.
Биография.
Николай Ге родился в 1831 году в пригороде Воронежа, в семье помещика французского происхождения. С детства мальчик увлекался рисованием и вскоре начал изучать живопись у местного художника из Воронежа.
Учителя в Киевской гимназии, где учился Ге, сразу заметили его серьезный талант к живописи. Однако, по желанию отца, Николай поступил на физико-математический факультет Киевского университета, а затем перевелся на тот же факультет Петербургского университета, мечтая тайно о поступлении в Императорскую Академию художеств.
В 1850 году Ге оставил математический факультет и поступил в Академию, где стал учеником известного художника Петра Басина. В 1855 году он был удостоен Малой золотой медали за свои картины на мифологические темы, а через два года получил Большую золотую медаль и право на путешествие по Европе за счет государства.
Художник обучался классическому искусству в Швейцарии, Германии и Италии. После возвращения в Россию он принял участие в создании «Товарищества передвижных художественных выставок», почти все его картины затем экспонировались вместе с Товариществом.
В 1875 году он покинул Петербург и поселился в небольшом хуторе на Черниговщине, где вел уединенный образ жизни.
Николай Ге скончался в 1894 году.
Автор информации: Светлана Королева.
«Суд Синедриона. Повинен смерти», Николай Николаевич Ге — описание картины
Это произведение искусства от художника Ге страдало от времени и критики. Оно было создано в 1892 году для Передвижной выставки, но было отклонено. Это произведение абсолютно не понравилось царю Александру III и обер-прокурору Святейшего Синода Победоносцеву, который был реакционером. Великий князь Владимир Александрович – брат императора и президент Академии художеств – не дал разрешения на использование картины на выставке под их воздействием.
Изображение Христа на этой картина вызвало недовольство и возмущение у многих. На нем он изображен как угнетенный, убогий, не красивый и плохо одетый человек, которому угрожают члены еврейского Синедриона. Это совсем не соответствует традиционному изображению Христа как красивого молодого человека с идеальными чертами лица и длинными волосами.
Изображение на холсте представляет собой торжественное выступление Верховного суда Синедриона, который рассматривал "дело Иисуса Христа". Они признали его виновным, потому что не могли принять прогрессивные взгляды проповедника. То же самое случилось и с самим художником. Для того времени в его картине все было странным и "неправильным" — от композиции с загнанным в темный угол Иисусом и пышной церемонией священников на переднем плане до изображения самого Христа в виде несчастного, едва ли не оборванного и некрасивого низкорослого человека.
Эта картина является частью "Страстного цикла" художника, который работал и проживал на своем хуторе в Черниговской губернии. В то время он страдал от нехватки средств, что сказалось на качестве и сохранности картины. Он использовал уже использованный некачественный холст с отслаивающимся слоем краски, дешевые красители и прогоркшее льняное масло для разбавления.
Это привело к тому, что полотно на протяжении многих десятилетий не выставлялось, даже после покупки его Третьяковской галереей. На его восстановление и реставрацию было затрачено много времени и усилий, но произведение искусства все же удалось сохранить. Оно было впервые выставлено за десятилетия и дает зрителям возможность оценить высокое качество живописи и необычность мышления его талантливого автора.
Как на ваш взгляд ст. 66-68? Они ответили: он заслуживает смерти. Тогда они плевали Ему в лицо и ударили его по ушам; другие били его по бокам и говорили: предскажи нам, Христос, кто ударил тебя?
Можно сказать то, что сказал один из святых пророков: Небо удивлено и весьма потрясено, говорит Господь, Бог всего, Царь царей и Господь господствующих, и Один из Нас бесславится, и принимает удары, и терпит оскорбления от нечестивых, демонстрируя нам образ своей чрезмерной терпимости. Ведь как испытующий сердца и умы (Откр 2:23) Дарующий всякое пророчество не мог знать, кто ударил Его?
Источник: Комментарии на Евангелие от Матфея.
Ориген (~185−~254)
Что вы думаете о стихах 66-68? Они ответили: "Он заслуживает смерти". Потом они плевали Ему в лицо и ударили Его по ушам; другие били Его по спине и говорили: "Предскажи нам, Христе, кто ударил Тебя?"
Подвергая Себя бичеванию и ударам по спине; не скрывая лица от унижения и плевков (Ис 50:6), Господь учит нас, что те из нас, кто заслуживает все это унижение, Он избавляет от этого, принимая на Себя. Ибо Он умер за нас (Рим 5:8) не для того, чтобы мы не умирали, а чтобы мы не умирали сами за себя.
И Он переносил унижения и оскорбления ради нас, чтобы мы, не заслуживающие этого из-за своих грехов, избежали этого, принимая все с благодарностью. Апостол Павел говорит о Спасителе, что Он унизил Себя, став послушным даже до смерти, и смерти на кресте (Флп 2:8). Ведь нет ничего неподобающего в том, чтобы тот, кто хочет измерить степень унижения Христа, учитывал (помимо того, что изложил Павел, говоря: Он унизил Себя, став послушным) [слова]: удары, оскорбления, плевки, побои, смерть – за что Бог вознес Его (Деян 5:31; Флп 2:9). Ведь Бог вознес Его не только за смерть, которую Он перенес ради нас, но и за удары, плевки и прочие унижения.
Таким образом, Христос не уклонился от оскорблений и осквернений, чтобы Его слава прославилась еще больше, чем слава Моисея, и так грандиозная и небывалая, что (по сравнению с славой Христа) слава Моисея блекнет, как свет лампы при виде солнца, и как знание, которое отчасти, когда придет совершенство (1Кор 13:10). Они били Святую Главу Церкви, и тем самым били себя сатаной, не для того, чтобы не возвеличиваться или развиваться в добродетели, а чтобы осознать, что удары, нанесенные Христу, были греховны. Им было мало только плевать в лицо и хлопать, они еще и били по спине и насмехались, говоря: "Пророчествуй нам, кто ударил Тебя". За это они получили вечное унижение и отреклись от пророчества, страдая и мучась, и даже не желая принять наставление по пророчеству Иеремии о них: "Ты поразил их, а они не чувствовали боли; не хотели принимать наставление" (Иер 5:3). И сегодня те, кто обижает кого-то из Церкви и поступает с ним так же, плевут в лицо Христово и бесчестят Христа, унижая и ударяя Его по спине.
Инсайты, высказанные в тексте, возникли в процессе изучения Евангелия от Матфея.
10 картин Николая Ге, которые стоит увидеть
Прошло 120 лет, 1 (13) июня 1894 года, и на хуторе Ивановском Черниговской губернии скончался выдающийся русский художник Николай Николаевич Ге. Мы представляем читателям портала небольшую подборку из только 10 произведений художника, которые по праву считаются шедеврами мировой живописи и которые стоит увидеть лично.
«…Я делаю эти грубые вещи только потому, что я художник». — Николай Ге.
Великолепная картина "Тайная вечеря" была создана в 1863 году в Италии и поражала своих современников необычной и не каноничной композицией. Атмосфера на ней напряженная и тревожная. На картинах присутствуют апостолы Иоанн и Петр, которые понимают, о ком говорит Христос, когда говорит "один из вас предаст меня".
Их взгляды из освещенного уютного угла комнаты устремлены на уходящего, изображенного в полный рост Иуду. В облике Христа угадываются черты Александра Ивановича Герцена. Апостол Петр, с негодованием глядящий на Иуду, внешне очень напоминает самого художника.
Эта картина — противопоставление двух идей, ведь Иуда, по словам Ге, "не мог понять Христа, потому что материалисты не понимают идеалистов…". За эту картину художник был удостоен звания профессора исторической живописи Академии художеств, минуя звание академика.
В 1867 году были созданы "Посланники Воскресения". Работа над этим произведением началась во Флоренции. Несмотря на то, что полотно было завершено, его не приняли на выставку в Академию художеств. Впоследствии оно было выставлено в художественном клубе, но не получило особого успеха. Картина словно разделена на две части — свет и тьма, новую жизнь и старую.
В верхней, радостной части — Мария Магдалина бежит, почти словно летит, окрыленная Радостью.
В темной части изображены стражники, не принявшие Радость Мчащаяся фигура Марии Магдалины напоминает сказочную птицу. Критики — современники художника — увидели в ней "то ли сороку, то ли ласточку".
Картина "Допрос Петра I царевича Алексея Петровича в Петергофе"
Изображение "Допрос Петра I царевича Алексея Петровича в Петергофе" было создано в 1871 году. Художник Ге вдохновился этой темой после своего возвращения в Россию после десяти лет проживания в Италии. Он отметил: "… я вернулся оттуда совершенным итальянцем, видящим все в России в новом свете. Я чувствовал влияние и следы петровской реформы во всем и везде. Это чувство было настолько сильным, что я невольно увлекся Петром".
Интрига, противостояние двух мировоззрений и психологическая напряженность делают эту картину уникальной и заставляют вглядываться в нее. Она не разделяется на "положительных" и "отрицательных" персонажей. "Во время написания картины я испытывал симпатию к Петру, — говорил художник. — Но после изучения многих документов, я понял, что симпатии быть не может. Я вырастил в себе симпатию к Петру, утверждал, что его общественные интересы превыше чувства отца и это оправдывает его жестокость, но убивает идеал" В 1882 году Николай Николаевич Ге встретился с Львом Толстым и стал преданным последователем его убеждений (до того, что в 1885 году под влиянием Толстого стал вегетарианцем). Этот факт из биографии художника помогает лучше понять его поздние "религиозные" работы.
Истина — это вопрос, который задали Христос и Пилат в 1890 году. В этот год у художника родился внук Иван, сын Николая Николаевича Ге-младшего, и внучка Анастасия, дочь Петра Николаевича Ге.
В основном, картина на библейскую тему была встречена негативно. Однако Толстой одобрил произведение и убедил Третьякова приобрести его, несмотря на протесты обер-прокурора Святейшего Синода К.П. Победоносцева Александра III. Картина была написана поверх произведения "Милосердие".
В картине "Совесть. Иуда" (1891) Иуда изображен по-другому, чем в работе "Тайная вечеря" 1863 года. Стройный и уменьшившийся, он стоит на дороге и наблюдает, как стража уводит Того, Которого он предал. Сначала художник думал, как изобразить лицо Иуды, но затем решил показать его со спины.
Сам художник сказал: "Лицо Иуды не важно (…) Нельзя Иуду понять, если не увидеть его преступление и его отдаление от Идеала". В том же году ушла из жизни жена художника, Анна Петровна Ге, с которой они прожили 35 лет. "В своей жене он, несмотря на то, что она была далеко не из красивых, видел все совершенства: с нее писал и Магдалину, и Петра Великого, и многих других.." — так говорил художник Григорий Мясоедов.
Изображение А.П. Ге с его детьми
Портрет А.П. Ге с детьми, созданный в период с 1861 по 1866 год. Старший сын Николай стоит рядом со своей матерью, а младший сын Петр сидит на ее коленях. Взгляды персонажей направлены друг на друга. Великолепный и закрытый мир отношений между матерью и ее детьми.
Портрет Е.И. Ге с сыном Николаем
Работа над произведением «Портрет Е.И. Ге с сыном Николаем» (1885 – 1886) не завершена. Она воплощает в себе истинную красоту материнства. Екатерина Ивановна Ге (девичья фамилия Забело) получила свое образование в Киевском музыкальном училище.
Она также была активным членом Русского женского взаимо-благотворительного общества в Санкт-Петербурге и супругой Петра Николаевича Ге, сына выдающегося художника.
Возникновение «Распятия» приходится на 1892 год.
Павел Третьяков был не заинтересован в покупке картину «Распятия», так как она показалась ему не имеющей художественной ценности. Князь Мышкин, персонаж из романа Ф. М. Достоевского "Идиот", выражает свое отвращение от картины Ганса Гольбейна младшего, называя ее "полным видом трупа человека, вынесшего бесконечные муки". Глеб Поспелов, искусствовед, отмечает, что Ге, вместе с большинством российской интеллигенции, не исповедовал христианство, воспринимая его скорее умом, чем сердцем. Слова самого художника также отражают трагическую атмосферу – "Я сам плачу, смотря на картину". Такое впечатление возникает из-за отчаяния, ведь на картине представлено торжество смерти, а не Воскресение, которое кажется невозможным.
Художник задумался о том, чтобы уничтожить свою работу, но не успел: вариант «Распятия» (который был утерян) он закончил 17 января, а 1 июня того же года Николая Николаевича Ге уже не было. Российские зрители увидят «Распятие» впервые – постоянное место хранения картины — музей Д’Орсе в Париже.
«Суд синедриона. «Объявлен к смерти!»
«Суд синедриона. «Объявлен к смерти!» (1892). Эта картина была запрещена президентом Императорской Академии художеств великим князем Владимиром Александровичем.
Для этой картины Ге изобразил мальчика по своей внучке, Прасковье Николаевне. «Меня одели в широкую, свободную одежду, и я должна была изображать мальчика, идущего в толпе с музыкальным инструментом после суда над Христом», — вспоминает Прасковья Николаевна. Прасковья Ге – дочь старшего сына художника Николая и его гражданской жены, крестьянки Агафьи Игнатьевны Слюсаревой. В XX веке картина почти не экспонировалась из-за плохой сохранности. Благодаря реставраторам Третьяковской галереи, зрители вновь смогли увидеть эту работу.
«Ночь, освещенная луной. Хутор Ивановский»
В конце 1880-х – начале 1890-х годов Николай Николаевич Ге основался на хуторе Ивановском в Борзенском уезде Черниговской губернии. Именно здесь к нему приезжал Л.Н. Толстой, хотя украинские пейзажи стоит любоваться не только из-за этого.
Ведь они так красивы. Выставка представляет множество других увлекательных работ, включая портреты и обширную коллекцию графики.
Николай Николаевич Ге (1831 – 1894) был известным художником, родившимся 27 февраля 1831 года в Воронеже. Его детство прошло в деревне, а в 1841 году его отправили в Киев, где он поступил в Первую киевскую гимназию. После окончания гимназии Ге поступил на физико-математический факультет Киевского университета, а затем перевелся в Петербургский университет.
Художник Ге специализируется на написании портретов, а также пробует свои силы в исторических сюжетах, создавая эскизы таких произведений, как "Смерть Виргинии" (1857), "Любовь Весталки" (1858), "Разрушение Иерусалимского храма" (1858). Однако самому Ге не нравятся его работы, поэтому он решает отправиться в Неаполь, где заново начинает рисовать множество этюдов на природе. В 1860 году он переезжает во Флоренцию.
Николай Николаевич вернулся в Петербург в 1863 году и показал свою картину "Тайная вечеря" на выставке. Работа произвела глубокое впечатление на общественность, и художнику было присвоено звание профессора исторической и портретной живописи, обойдя звание академика. В начале 1864 года он вернулся во Флоренцию, где начал создавать эскизы на библейские сюжеты ("Христос и Мария, сестра Лазаря", "Братья Спасителя" и другие), а также принялся за новую крупную картину "Вестники Воскресения". В это время он познакомился и сблизился с Герценом и написал его портрет в 1867 году. Ге умер на своей усадьбе 13 июня 1894 года.
Мы просим вас о помощи. Мы смогли рассказать эту историю благодаря поддержке наших читателей. Небольшие ежемесячные пожертвования помогают редакции продолжать работу и создавать важные материалы для людей.
«Повинен смерти»?
В последнее время мне стало слишком часто вспоминать один и тот же сюжет. Обычно считается, что фарисеи организовали казнь Христа, так как в Евангелиях они чаще всего выступают как Его противники. Однако, возможно, история оказывается немного сложнее: возможно, инициаторами суда и смертного приговора были не фарисеи, а саддукеи. Если это действительно так, то в привычном нам евангельском тексте могут содержаться некоторые дополнительные смыслы, которые не сразу заметны, но вызывают интерес.
Давайте кратко вспомним, о чём (и о ком) идёт речь. Примерно во II веке до Рождества Христова в иудаизме выделились три основных течения. Ессеи вели отшельнический образ жизни вдали от городов и не участвовали в общественных процессах.
Фарисеи разработали практику интерпретации Торы, утверждая, что она была передана Моисею Богом на горе Синай не только в письменной форме, но также и устно. Это давало возможность приспосабливать древние заповеди с их иногда строгими формулировками к изменяющимся условиям жизни во время Второго Храма, когда менялись представления о грехе, наказании и роли религиозных институтов в обществе.
Саддукеи придерживались прямого соблюдения письменной Торы, несмотря на то, что они также интересовались эллинистической культурой, которая не была предусмотрена законами Моисея. Такая позиция была обусловлена не только богословскими соображениями, но и прагматичными мотивами: среди саддукеев были священники, которые видели деятельность фарисеев как угрозу своим правам. В отличие от фарисеев, саддукеи не были популярны в обществе — это было элитарное движение, доступное только состоятельным людям. Интересно, что саддукеи относились критически не только к устной Торе, но и к книгам пророков, в которых обсуждались вопросы, не упоминаемые в Пятикнижии, и предсказывалось пришествие Мессии, который, по их мнению, должен был быть потомком царя Давида, а не первосвященника Аарона. Такие идеи воспринимались как угроза авторитету священников.
Между фарисеями и саддукеями существовали различия во многих аспектах. Например, саддукеи не признавали бессмертие души и воскресение мертвых, поскольку эти понятия отсутствуют в книгах Моисея. Они придерживались идеи абсолютной свободы воли и ответственности за поступки, что было характерно для богатых. В то же время фарисеи верили, что судьба человека во многом предопределена Богом, но признавали, что человек сам делает окончательный выбор между добром и злом.
Разногласия по поводу смертной казни возникли из-за различных точек зрения фарисеев и саддукеев. Фарисеи стремились уменьшить применение смертной казни, основываясь на сложном толковании положений Закона, а саддукеи настаивали на её обязательном применении в соответствии с законами Моисея. Они также толковали санкцию "истребление из народа" как смертную казнь или изгнание, тогда как фарисеи считали, что это скорее небесное возмездие.
Видя это, становится понятно, что у фарисеев было меньше причин осуждать поступки Иисуса, чем у саддукеев. Например, исцеление в субботу, хотя и запрещено Писанием, но не устным Законом. Интересно, что Христос почти не упоминал саддукеев в своих проповедях. Он критиковал фарисеев за лицемерие, но не их учение. Возможно, Он не упоминал саддукеев, потому что с ними у Него не было общего?
Следующие события хорошо известны: в 70 году от Рождества Христова римскими войсками был захвачен Иерусалим во время Иудейской войны, и Храм был разрушен. После этого влияние саддукеев довольно быстро исчезло; в настоящее время устный Закон признают только немногие самаритяне и караимы. Фарисеи выжили и, как уже упоминалось, положили начало современному иудаизму.
Выжили и христиане. В следующие десятилетия новая религия, несмотря на преследования, распространилась по всей Римской империи и, наконец, в 313 году была официально признана императорами Лицинием и Константином.
Каждый должен иногда вспоминать этот рассказ, если он считает, что только его мнение правильное, а другие заслуживают наказания. Пытаясь удержать свою истину и использовать государственное принуждение, саддукеи в конце концов казнили Невинного, который, как считали многие, был истиной. Вероятно, они не предполагали, что история скоро забудет об них.
Современные представители саддукеев размножились в последние годы в нашей церкви. Будут ли они признавать Спасителя, если им придется встретить Его? Или же они снова подвергнут Его суду за "экстремизм", "хулиганство", "оскорбление верующих"? А если им — не дай Бог, конечно — выпадет встретить Антихриста, устоят ли они перед его искушением? Наверняка он будет молиться в точном соответствии со всеми инструкциями…
Ге Николай Николаевич (1831 — 1894). Суд синедриона. «Повинен смерти!»
Картина "Суд Синедриона. Повинен смерти!" изображает сцену из евангельского сюжета (Мф. 26:66-68) на холсте маслом. Ее размеры — 201 x 297 см. В настоящее время она находится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.
Николай Ге предпочитал редко выставлять свои работы, чаще всего привозя на выставки только одну картину, которая становилась результатом его духовных и творческих поисков. Таким образом, и с картиной "Суд Синедриона. Повинен смерти!" — художник привез ее в Санкт-Петербург на 20-ю выставку Товарищества передвижных художественных выставок в 1892 году.
Однако эта картина была запрещена для публичного показа и была выставлена только в конференц-зале Императорской академии наук, доступ к которому был ограничен. Только художники и знакомые Николая Ге имели возможность увидеть эту работу.
Художник утверждает, что в последние дни своей жизни Спаситель был крайне одинок. Люди отказывались понимать Его, у них было свое мнение, своя жизнь, своя красота.
Николай Ге очень переживал из-за такого неприятия своей картины, и в это время он писал своим близким друзьям — семье Костычевых:
Я делаю эти вещи, потому что я художник. Ведь дар мне дан от высшего, от того, кого мы не можем назвать, но можем чувствовать и понимать. Этот дар не дан для развлечения, для удовольствия, для развлечения; дар дан для того, чтобы пробуждать и открывать в человеке то, что в нем есть, что в нем дорого, но что заслоняет повседневность жизни.
Участь картины была горькой, и мы могли бы никогда ее не увидеть. После неудачного показа Николай Ге отвез ее в свое имение в Черниговскую губернию. Там он много раз переделывал лицо и фигуру Христа. После смерти художника, картина перешла его старшему сыну, а затем была передана Льву Толстому.
Холст был снят с подрамника и завернут в свежие газеты, которые иногда прилипали к красочному слою. Позже картина была подарена Третьякову, и там она была недолго экспонирована. После смерти Третьякова картина «Суд Синедриона. Повинен смерти!» была убрана в запасники и почти не показывалась из-за плохого состояния сохранности.
Недавно наша команда провела исследование картины с применением современных технологических методов, после чего произвела её реставрацию. Очень важно, что картина не страдала от "асфальтовой болезни", вызванной использованием черной краски с битумом. Благодаря усилиям наших реставраторов, теперь мы можем насладиться картиной Николая Ге "Суд Синедриона. Повинен смерти!" на выставке в Третьяковской галерее. И поскольку в моей статье возникло такое неочевидное слово как Синедрион, я хотел бы предложить его краткое определение:
Синедрион – это верховное религиозное учреждение в древней Иудее, а Высший судебный орган в каждом городе, состоящий из 23 человек.
Процитировано 1 раз Понравилось: 9 пользователям