Специфика региона — это совокупность уникальных характеристик, присущих определенной территории, включая её природные, культурные, экономические и социальные особенности. Это понятие охватывает множество факторов, таких как климат, религиозные традиции, исторический контекст и образ жизни местных жителей, которые формируют уникальность данного региона.
Понимание специфики региона позволяет глубже осознать его идентичность и потенциал, а также способствует развитию туризма, бизнеса и культурных обменов. Таким образом, специфика региона играет важную роль в формировании местной экономики и сохранении культурного наследия.
Специфика региона что это такое
Для цитирования этой статьи можно использовать следующую ссылку:
Важным элементом национальной экономической системы Российской Федерации является федеральный округ, который выступает в качестве высшего звена экономического районирования. Его особенности определяют во многом функционирование этой системы. В данной статье рассматриваются различия между федеральными округами Российской Федерации по показателю валового регионального продукта на душу населения. Этот показатель является одним из ключевых индикаторов социально-экономического развития регионов и отражает их потенциал для сбалансированного функционирования.
На основе официальных данных Федеральной службы государственной статистики, было проведено ранжирование федеральных округов России по определенному показателю и представлена их типология. В результате были выделены группы, отражающие различия субъектов Российской Федерации в распределении валового регионального продукта на душу населения в составе федеральных округов, с уровнем выше или ниже среднероссийского значения.
В каждом федеральном округе выявлены регионы с самым высоким и самым низким уровнем валового регионального продукта на душу населения. На этой основе был рассчитан коэффициент внутриокружного дисбаланса, отражающий различия в социально-экономическом развитии регионов в пределах соответствующего федерального округа. Приведены краткие описания федеральных округов, относящихся к разным типам, с точки зрения сбалансированности их социально-экономического развития. Показана общая зависимость коэффициента внутриокружного дисбаланса от уровня регионального развития. Выделены некоторые особенности, которые следует учитывать при разработке программ и стратегий развития на уровне федеральных округов.
Основные термины: региональное ведомство; общая валовая продукция региона; объединение территорий в составе Российской Федерации; отношение внутреннего неравенства; общественно-экономическое прогресс
Материалы доступны в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.
ISSN 2588-0101 (Онлайн) Уважаемые читатели! Мы приветствуем ваши комментарии на русском и английском языках. Перед публикацией комментарии проходят проверку редактором, и появляются на сайте после модерации. Комментарии, не относящиеся к теме статьи, не будут опубликованы.
Термин «регион»
• В просторном пространстве, созданном на протяжении истории, объединенное территориальное сообщество людей в рамках общества, представляющее собой средний уровень структуры и динамики общества, образующий макроячейку его социального пространства
• В рамках социокультурного пространства общества регион представляет собой общность, сообщество людей (community), находящееся между всем обществом в целом (society) и небольшими поселениями — городами, поселками, деревнями, первичными социальными общностями (communities)
Термин «регион»
• Вместе с этим, данное территориальное образование выступает в качестве элемента горизонтального разделения общества, его социокультурной среды, и отличается сложной внутренней организацией.
• На практике регион в качестве субъекта Российской Федерации представляет собой территориальное образование, входящее в политико-административную, экономическую и социально-культурную структуру страны.
56/ Специфика регион. И местных органов власти как субъектов культурной политики
Региональная политика в области культуры представляет собой определенный объект управления, который выступает как уровень реализации государственной культурной политики, так и как самостоятельная сфера деятельности.
Основная цель региональной культурной политики заключается в стимулировании развития и самоорганизации, а также создании условий для этого.
- природно-климатическая
- хозяйственная
- историческая
- этнокультурная
- Художественная культура населения (искусство)
- Историческая культура (история)
- Нравственная культура (нравственность)
- Экологическая культура (экология)
- Физическая и психическая культура (здоровье)
- Политическая культура (политика)
- Профессиональная этика и трудовые нормы
Понятие, специфика, особенности классификации
Одной из ключевых характеристик отрасли туризма является предоставление потребителю не просто отдельных ресурсов, а целого комплекса ресурсов и услуг, доступных на определенной территории. Таким образом, обслуживание в сфере туризма имеет явно выраженный местный контекст.
Оценка туристического потенциала территории является одной из важнейших категорий при определении ее возможностей в туристской сфере.
Туристический потенциал представляет собой совокупность возможностей для удовлетворения потребностей туристов на определенной территории. Он включает в себя множество компонентов, причем основным из них является наличие туристических ресурсов с высокой потребительской ценностью. Понятие потенциала также подразумевает способность к оптимальному использованию всех возможностей территории.
Однако, для усиления туристического потенциала необходимо учитывать не только наличие туристических аттракций и развитой инфраструктуры, но и трудовые ресурсы. Квалификация персонала и готовность населения к участию в обслуживании туристов играют важную роль в этом процессе.
Потенциал туризма может быть серьезно затронут различными факторами, такими как уровень жизни, политическая, экономическая и экологическая ситуация. Наличие дестабилизирующих факторов в регионе (социальные проблемы, политический кризис, эпидемии и т. д.) может существенно снизить интерес туристов к этому месту.
Важное понятие в географии туризма — "туристский регион". Термин "регион" имеет множество толкований, и ученые различных областей науки не пришли к единому мнению относительно его определения. В научной литературе понимание регионов строится от выделения макрорегионов, таких как "Атлантический", до использования этого термина по отношению к отдельным регионам России и их частям.
Региональный туризм — это конкретная географическая область, обладающая разнообразными ресурсами, привлекательными для посетителей, и предлагающая определенный спектр услуг, необходимых для удовлетворения потребностей туристов. Определение туристических регионов основано на выявлении их уникальных особенностей, отличающих их от других регионов, что позволяет сделать акцент на развитии определенного вида туризма (экологического, культурно-познавательного, спортивно-оздоровительного, рекреационно-восстановительного и т.д.).
Некоторые ученые предлагают отказаться от создания специальных туристических зон и вместо этого использовать уже установленное социально-экономическое районирование. Туристические особенности региона, которые основаны на природных, климатических, культурно-исторических и социально-экономических характеристиках территории, не должны рассматриваться изолированно от них, а включаться в общий контекст.
Некоторые исследователи предлагают использовать термин "туристическая дестинация" вместо "туристический регион". Под туристической дестинацией понимается определенная социально-географическая территория (регион, область, город, деревня, парк аттракционов и т. д.), которую выбирает конкретный турист или целый сегмент туристского спроса в качестве цели поездки. Эта территория обеспечена всеми необходимыми учреждениями, организациями, средствами размещения, обслуживания и инфраструктурой развлечений. Таким образом, выбор дестинации зависит от сформированного туристом представления о местности или маршруте, то есть от субъективного фактора.
По-моему, нужно использовать сбалансированный и комбинированный подход к терминам. Регионы, рассматриваемые как комплексные территории в российской науке, не всегда отражают туристскую специфику. В туристском районировании могут отличаться критерии от социально-экономического или природно-климатического. Здесь важна общность ресурсов и восприятие территории потребителем. Такой подход позволяет избежать субъективизма и схематичности в определении границ туристских дестинаций.
Следовательно, туристический регион — абстрактное понятие, представляющее географическую область с общими характеристиками туристических ресурсов (объективный фактор) и единой концепцией (брендом) в глазах потребителя, а В планировании развития и продвижении территории (субъективный фактор). Очевидно, что при таком подходе границы туристических регионов и их разделение зависят от удаленности от мест проживания потенциальных потребителей туристических продуктов (т.е. от "донорских" регионов). Понятно, что при разбиении на туристические районы в России вся Южная Америка будет восприниматься как один регион, хотя очевидно, что этот материк отличается многообразием рельефа, климата, политики, демографии и этнических особенностей.
Выделение туристических регионов играет важную роль по нескольким причинам. Очевидно, это необходимо для более точного планирования развития туристической отрасли в определенной территории и продвижения ее среди туристов из других регионов. Для управляющих органов туризмом на местном или государственном уровне это также представляет возможность учета происходящих в регионах процессов и более точной реакции на них.
Всемирная туристская организация (ЮНВТО), являющаяся ведущим международным учреждением Организации Объединенных Наций в сфере туризма, для удобства сбора статистической информации и определения приоритетов своей деятельности по развитию туризма выделяет шесть туристических макрорегионов в мире:
— Европейский (включает все страны Европы, а также Израиль, Турцию и Кипр);
— Страны Северной и Южной Америки входят в американский регион;
— Восточная и Юго-Восточная Азия, Австралия и Океания образуют азиатско-тихоокеанский регион;
— Индия, Непал, Шри-Ланка, Пакистан и другие страны входят в южно-азиатский регион;
— Западная и Юго-Западная Азия, Египет и Ливия составляют ближневосточный регион;
— Все остальные африканские страны образуют африканский регион.
Каждый из этих макрорегионов имеет свою внутреннюю туристическую структуру. В данном случае речь идет о туристических регионах. Например, внутреннее деление Европейского макрорегиона выглядит следующим образом: Северная Европа (Скандинавия, Финляндия, Исландия), Центральная Европа (Германия, страны Бенилюкса, Австрия, Швейцария), Западная Европа (Франция, Испания, Португалия, Великобритания, Ирландия), Южная (Средиземноморская) Европа (Италия, Балканские страны, Турция, Израиль, Кипр), Восточная Европа (страны Прибалтики, Белоруссия, Украина, Молдавия, Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Румыния).
Данное пособие не затрагивает особенности туристского районирования за границей, но приведенные примеры помогут сопоставить территориальные структуры России с аналогичными конструктами за её пределами. В то же время специфика и значимость России как макрорегиона, как в мире в целом, так и в сфере туризма, делают её уникальной.
Размеры Российской Федерации, разнообразие природно-климатических, ландшафтных, национально-демографических и других факторов позволяют выделить в ней ряд регионов. При определении границ регионов необходимо учитывать объективные факторы (общие социально-экономические и природно-климатические характеристики) и субъективные аспекты (восприятие территории потребителем как единой дестинации).
Специфика пограничных регионов
Из предыдущего изложения следует, что незаконная миграция в России вызывает негативные экономические последствия и создает определенные социальные проблемы, особенно в пограничных регионах страны. В этом тексте мы более подробно рассмотрим особенности этих регионов.
Некоторые регионы Российской Федерации имеют особый статус — они непосредственно граничат с другими государствами. В этих регионах существует пограничная зона, где действуют ограничения на передвижение и экономическую деятельность.
Пограничный статус регионов России определяет их специфику и влияет на их жизнедеятельность. Рассмотрим это подробнее.
Вот такие области России, как Приморский край, Хабаровский край и Алтай, тесно соприкасаются с такими государствами, как Северная Корея, Монголия и Китай. Граница здесь, как правило, простирается на большие расстояния, и ее контроль пограничным войскам удается только отчасти.
Из-за этого для потенциальных незаконных мигрантов из Китая и Вьетнама обычно нет проблем пересечь эту границу. Поэтому в регионах Сибири и Дальнего Востока незаконное количество мигрантов достаточно высоко (от 5 до 8% от коренного населения). Меры по борьбе с незаконной миграцией, такие как депортация, обычно не дают значительных результатов, потому что вместо высылки приходят другие мигранты. Их количество здесь, в первую очередь, ограничено потребностями недобросовестных работодателей. В указанных регионах находятся своего рода «колонии» из Китая, Вьетнама и Кореи, которые, как правило, живут довольно замкнуто и не общаются с коренным населением, за исключением работы [1; 54].
Аналогичную ситуацию можно наблюдать на границе Урала и Поволжья. Здесь также протяженная граница, которая слабо контролируется, и соседями являются страны Средней Азии – экономически и политически нестабильные. Основные потоки нелегальных мигрантов проходят через Оренбургскую область и распространяются по другим регионам. Граждане Киргизии, Казахстана, Туркмении и Таджикистана являются основными нелегальными мигрантами здесь. Межнациональные отношения в этих регионах также представляют собой довольно взрывоопасный «коктейль» [1; 55].
Давайте обсудим северный Кавказ. Пограничные регионы этого района также страдают от незаконной миграции, которая здесь усиливается несколькими факторами.
Во-первых, здесь достаточно напряженная ситуация в целом. Этнические конфликты, в некоторых случаях перерастающие в военные конфликты, приводят к прибытию большого числа беженцев. Также здесь характерна трудовая миграция (особенно для Краснодарского края) [1;55].
Граничные территории Европейской части России привлекательны для жителей бывших республик Советского Союза, особенно Украины и Молдовы. Стоит отметить, что в этих регионах практически отсутствуют межнациональные проблемы, но в некоторых случаях есть социальное напряжение из-за того, что эти области обычно не очень развиты экономически и не в состоянии обеспечить работой и заработком как коренное население, так и мигрантов (особенно нелегальных) [7;75].
Особое внимание уделено Калининградской области. Этот регион, единственный в России, фактически является полуостровом, окруженным территорией Польши и Литвы. Незаконная миграция также присутствует здесь. Область на самом деле становится для незаконных мигрантов своеобразной "пересадкой" на пути в страны Европейского Союза. Это вызывает ряд специфических проблем, связанных в первую очередь с межгосударственными отношениями России с Польшей, Литвой и Европейским Союзом в целом[7;74].
В пограничных регионах России наблюдается специфика жизнедеятельности, которая представляет собой различные социально-экономические проблемы, включая незаконную миграцию. В данной статье мы рассмотрим основные национальные интересы России в пограничной области, в том числе решение проблем нелегальной миграции.
2.2 Основные национальные интересы России в пограничной сфере
На данный момент Россия имеет сухопутные границы с 18 государствами, и общая протяженность государственной границы составляет 60 тысяч километров, что делает ее самой протяженной в мире.
Охрану границ РФ осуществляет Пограничная служба ФСБ России, а пограничные пункты контроля принадлежат Федеральному агентству по обустройству государственной границы Российской Федерации.
ФЗ "О государственной границе" является основной правовой основой для действий в пограничной сфере в Российской Федерации.
Важно определить основные интересы России в этой области. Их список достаточно обширен [6; 120].
Прежде всего, они связаны с обеспечением безопасности государственной границы, желанием сделать ее более современной и контролируемой.
Во-вторых, они касаются урегулирования территориальных споров с другими странами (в настоящее время возникли споры с Китаем, Эстонией, Украиной и Японией).
В-третьих, они связаны с обеспечением общей безопасности Российской Федерации — от провокаций со стороны враждебных государств, до борьбы с мировым терроризмом и другими угрозами. Особое значение имеют случаи пресечения незаконного оборота оружия и наркотических веществ.
Во-первых, связаны с обеспечением социальной защиты сотрудников пограничных служб.
Также стоит отметить, что одним из основных направлений работы Пограничной службы ФСБ является борьба с нелегальной миграцией.
Итак, можно сделать основные выводы по данной главе:
— Некоторые регионы Российской Федерации имеют статус "пограничных", то есть непосредственно граничат с другими странами. Этот статус влияет на специфику их жизнедеятельности;
— Указанная специфика жизнедеятельности формируется, в том числе, наличием нелегальной миграции, что вызывает социально-экономические проблемы в данных регионах;
Одной из главных приоритетов для Пограничной службы ФСБ является пресечение незаконной миграции, что напрямую связано с обеспечением безопасности государственной границы и всей Российской Федерации. Таким образом, основные интересы России в пограничной сфере связаны с предотвращением незаконной миграции через государственную границу.
III. Подавление незаконной миграции в качестве средства защиты национальных интересов России в пограничной сфере