Что такое романтическое произведение: погружение в мир чувств и эмоций

Что такое романтическое произведение: погружение в мир чувств и эмоций

Романтическое произведение — это литературное или художественное творчество, которое сосредотачивается на выражении глубоких эмоциональных и эстетических переживаний. В центре внимания находят идеалы любви, природы и индивидуальности, часто в противовес рационализму и общественным нормам. Такие произведения стремятся передать внутренние переживания героев и их стремление к свободе и самовыражению.

Основной темой романтизма является конфликт между личными чувствами и сторонними обстоятельствами, отражающий поиск смысла в мире, полном противоречий. Через яркие образы, метафоры и эмоционально насыщенные сюжеты романтические произведения задают вечные вопросы о любви, жизни и человеческих отношениях.

Романтизм в литературе: когда чувства и фантазия взлетают на страницах

Эта статья посвящена основным особенностям романтизма в литературе, его историческому контексту и влиянию на развитие литературного направления.

Романтизм в литературе: когда чувства и фантазия взлетают на страницах обновлено: 21 сентября, 2023 автором: Научные Статьи.Ру

Помощь в написании работы

В данном уроке мы рассмотрим тему романтизма в литературе. Романтизм представляет собой значительное направление в истории литературы, возникшее в конце 18 века и развившееся в 19 веке. Романтизм отличается особым подходом к созданию произведений и выражению чувств и эмоций. В этом уроке мы рассмотрим основные черты романтизма, его влияние на литературу и приведем примеры романтических произведений.

Нуждаетесь в помощи с написанием работы?

Получение качественной учебной работы всего за один день всего от 100 рублей. Просмотрите отзывы довольных клиентов и узнайте точную стоимость вашего заказа.

Понятие: происхождение и значения

Понятие «романтизм» имеет тесную связь с жанром «роман» и его определением «романский» («римский по происхождению»). Ученые утверждают, что термин в романских языках для обозначения произведения с вымышленным сюжетом (romanz, romance) впервые породил прилагательное romantique в значении «вымышленный, причудливый, фантастический», а затем и необычное существительное romantisme, в котором латинская основа неожиданно соединилась с греческим суффиксом.

Термин «романтизм» имеет несколько значений:

  1. направление в культуре (философии, литературе, живописи, музыке) конца XVIII – первой половины XIX вв.;
  2. метод изображения действительности в идеализированном виде;
  3. Мироздание, которое отличается высокой фантазией и эмоциональностью, склонностью к идеализации и отрывом от реальности.

Второе и третье определения проистекают из первого, которое пользуется наибольшей популярностью в наше время. Именно его школьники до сих пор изучают на уроках литературы, не подозревая, что аналогичные страдания переживали и авторы, творившие в рамках этого направления. "Романтизм, как домовой: многие верят ему; есть убеждение, что он существует, но где его признаки, как его определить, как указать на него пальцем?" – писал поэт П.А. Вяземский своему старшему товарищу В.А. Жуковскому в 1824 году.

«Приметы», или характерные особенности

Что такое романтическое произведение: погружение в мир чувств и эмоций

Представительным элементом романтических творений является присутствие необычного персонажа — ярко выраженной личности, постоянно находящейся в противоречии со скучной повседневностью, окружающей его. Это может быть художник (скрипач Крейслер в "Житейских воззрениях кота Мурра" и великие композиторы в новеллах В. Ф. Одоевского "Себастьян Бах" и "Последний квартет Бетховена"), или ученый (Виктор Франкенштейн в знаменитом "Франкенштейне" Мэри Шелли), разбойник ( "Корсар" Дж. Г. Байрона и "Братья-разбойники" А.С. Пушкина) или послушник монастыря ("Мцыри" М.Ю. Лермонтова) — по своей природе он всегда "отличается от всех", бунтарь, одинокий странник, следующий за своей мечтой.

Еще одним важным аспектом, присущим искусству романтизма, является прямая связь с характером главного героя – романтическое двоемирие. Романтический герой стремится вырваться из мира обыденной действительности и противопоставить его миру своего идеала. Идеальный мир может быть представлен очень разнообразно, так как у всех людей свои идеалы.

Однако существуют общие черты, объединяющие их: абсолютная красота и практическая недостижимость. Идеалом может быть исчезнувший мир давно минувших времен: например, "золотой век" античности в стихах А.А. Дельвига, библейская архаика у В.К. Кюхельбекера, западноевропейское Средневековье в балладах В.А. Жуковского, или русская старина в поэтических "думах" К.Ф.

Рылеева и т.д.

Заглядывая в сторону других культур, можно идеализировать даже экзотические пространства. Очень интересным становится возникновение диалогов между различными культурами. Например, лорд Байрон, классик английского романтизма, в своей "венецианской" поэме "Беппо" превозносит красоту Италии и итальянского языка, но жалуется на "уродливость" своего собственного английского: "Такой язык, что, говоря на нём, / Мы харкаем, свистим или плюем". Русский романтик К.Н. Батюшков, напротив, покидая Англию, описывает её с высокой печалью: "Я берег покидал туманный Альбиона, <. >Как очарованный, у мачты я стоял".

Идеалом героя часто служит природный мир, противопоставленный человеческой цивилизации как настоящее – против искусственного, свободное – против ограниченного, красивое – против безобразного, живое – против мёртвого. Романтики видят природу как целостный организм, обладающий душой, полной внутренних страстей, противоречий и загадок, аналогичной внутреннему миру человека.

Описывая её, они пытаются понять и запечатлеть свою собственную душу. Поэтому использование олицетворения и психологического параллелизма вполне ожидаемо для романтической поэзии. В этом можно убедиться, вспоминая стихотворения из школьной программы, такие как "Море" В.А. Жуковского, "Редеет облаков летучая гряда" и "К морю" А.С. Пушкина, "Парус" и "Тучи" М.Ю.

Лермонтова.

В истории русской литературы существует много подобных примеров: «Сказка о Иване-царевиче и Сером волке» В.А. Жуковского, «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина, «Ашик-кериб» М.Ю. Лермонтова, «Мороз Иванович» В.Ф. Одоевского, «Чёрная курица, или Подземные жители» А. Погорельского.

Романтизм характеризуется интересом к фольклору как к историческому наследию и выражению народного духа. Из фольклора берутся не только жанровые формы (сказка, песня, баллада), но и сюжеты, образы, приёмы и средства художественного выражения.

Романтический герой

Эпоха XVIII века была временем кардинальных изменений в жизни европейцев. Новый мир казался им одиноким и ужасным. Романтизм воплотил исторический контекст на страницах произведений писателей-романистов, изображая жизнь как игру, где всегда есть победители и побеждённые.

Романтики почувствовали себя беззащитными в мире, полном случайностей и денег, и поэтому создавали героев, чья главная трагедия заключалась в их потерянности, стремлении к лучшему миру и противостоянии обществу.

Замечание 3

Романтический герой — это личность, выделяющаяся в исключительных обстоятельствах.

Романтический герой часто отрывает себя от реальности и не интересуется обыденной жизнью. Он всегда обладает глубокими чувствами и переживаниями, что приводит к его личной трагедии.

Персонаж романтического романа стремится к определенным моральным идеалам, однако часто видит в них разочарование.

В сердце романтического произведения обычно возникает противостояние между личностью (основным героем) и обществом. Эта личность настолько уникальна и индивидуальна, настолько отличается от своего окружения, что сталкивается с неизбежным конфликтом. Герой не может жить в настоящем, предпочитая оставаться в прошлом или мечтая о счастливом будущем.

Концепция "лишнего человека" возникла на основе идей романтизма.

Определение 3

«Лишний человек» — это герой, не вписывающийся в общество. Человек, который выбивается из своего окружения, не принимается им, находится в идеологическом конфликте с обществом.

Примеры русских романтических героев:

  1. Мцыри (персонаж произведения "Мцыри" М.Ю. Лермонтова). Он стремится выбраться из оков монастыря в идеальный мир своей утраченной родины и испытывает глубокие эмоциональные переживания. Его образ пропитан сильным лирическим пафосом;
  2. Владимир Ленский (персонаж произведения "Евгений Онегин" А.С. Пушкина). Естественный, утонченный и страстно влюбленный Ленский погибает в поединке, предчувствуя трагический исход этого события;
  3. Евгений Онегин (персонаж произведения "Евгений Онегин" А.С. Пушкина). Он противостоит общественным устоям и не может найти своё место в жизни;
  4. Григорий Печорин (персонаж произведения "Герой нашего времени" М.Ю. Лермонтова). Многие исследователи отмечают сходство образов Онегина и Печорина. Печорин — это эгоист, отстаивающий свои принципы в противовес обществу;
  5. Александр Чацкий (персонаж произведения "Горе от ума" А.С. Грибоедова). Подобно Онегину и Печорину, Чацкий предстаёт как лишний человек, находящийся в конфликте с окружающим миром и сталкивающийся с внутренними противоречиями.

Студворк, интернет-сервис, создан на основе инновационных технологий и не имеет возможности обеспечить полную поддержку текущего браузера.

Поставить свежий браузер

Google Chrome

Загрузить

Яндекс Браузер

Загрузить

Опера

Получить

новую версию Firefox

Установить

Microsoft Edge

При нажатии на данную кнопку, вы подтверждаете свое согласие на возможное некорректное отображение сайта в вашем браузере. Для получения технической поддержки

Мы работаем по будням с 8.00 до 18.00 по МСК

Переход от одного века к другому часто сопровождается кризисными ситуациями из-за изменения общественно-экономических формаций. Старое еще не ушло, а новое уже начинает появляться, вызывая сомнения. Романтизм активно проявил себя не только на рубеже ХVIII — ХIХ веков, но и на границе ХIХ – ХХ веков, периоде неоромантизма.

Неоромантизм впервые возник в конце ХIХ века в Англии как протест против социальной жестокости капитализма. Писатели-романтики искали необычные ситуации и создавали героические персонажи, но вместо превозмогания препятствий стали критиковать власть денег и богатства, отправляя своих героев на поиски сокровищ (как в романе "Остров сокровищ" Стивенсона). Особенно стоит отметить роман Э.-Л.

Войнич (1864-1960) описывает героическую судьбу Артура-Овода в своем романе "Овод", где он отдает свою жизнь за освобождение и свободу Италии. Д. Лондон (1876-1916) также создает сильные, мужественные персонажи в своих "Северных рассказах", людей, которые не боятся трудностей и способны на дружбу и любовь. Неоромантизм тесно связан с романтизмом, не только по темам и мотивам, но и по умонастроению, по общим принципам поэтики, отрицанию всего прозаического, склонности к гротеску и фантазии и проч.

  1. Бент М.И. Немецкая романтическая новелла. Иркутск, 1987;
  2. Берковский И.Я. Немецкий романтизм. Л., 1973;
  3. Веселовский A.N. Жуковский: Поэзия чувства и ≪сердечного воображения≫. Пг., 1918;
  4. Грешных В.И. Ранний немецкий романтизм: фрагментарный стиль мышления. Л., 1991;
  5. Гуковский Г.А. Пушкин и русская романтика. Москва, 1965;
  6. Дьяконова Н.Я. Лирическая поэзия Байрона. Москва, 1975;
  7. Жирмунский В.М. Байрон и Пушкин. Ленинград, 1978;
  8. Жирмунский В.М. Немецкий романтизм и современная мистика. Санкт-Петербург, 1996;
  9. Маймин Е.А. О русской романтике. Москва, 1975;
  10. Манн Ю. Русская литература XIX века. Эпоха романтизма. Москва, 2007;
  11. Махов А.Е. Ранний романтизм в поисках музыки. Москва, 1993;
  12. Русакова М.В., Спектор А.Л. Теория литературы: учебное пособие;
  13. Федоров Ф.П. Романтический художественный мир: пространство и время. Рига, 1988;
  14. Лион П. Э., Лохова Н. М. Литература: Для школьников старших классов и поступающих в вузы. Москва, 2000;
  15. Curran S. Поэтическая форма и британский романтизм. 1986;
  16. Kremer D. Романтизм. Штутгарт; Веймар, 2001;
  17. Рейд Р. (ред.) Проблемы русского романтизма. Олдершот; Брукфилд, 1986;
  18. Шанце Х. (изд.) Романтизм-Справочник. Штутгарт, 1994;
  19. Шмитц-Эманс М. Введение в литературу романтизма. Дармштадт, 2007;
  20. Шульц Г. Романтизм. История и понятие. Мюнхен. 2002.

Результаты экзамена "ЗАЧЁТ" уже известны.

Это сборник текстов и задач, которые включают в себя основные темы и проблемы литературных произведений, изучаемых в школе.

Изначальными представителями романтизма были писатели и философы Йенской школы в Германии: В. Г. Ваккенродер, братья Ф. и А. Шлегели, Новалис. Философские идеи направления были отражены в трудах Ф. Шеллинга и Ф. Шлегеля. В дальнейшем немецкие романтики обращались к мифологии и сказкам, что проявилось не только в работах братьев Гримм, но и в творчестве Э. Гофмана. Г. Гейне также начал своё творчество в романтизме, однако позже высказал критику этого направления.

Влияние немецкой литературы оказало воздействие на творчество английских поэтов Кольриджа и Вордсворта, которые были членами Озёрной школы. Познакомившись с идеями и особенностями романтизма, они разработали свой собственный подход к этому художественному стилю. Европейские романтики были заинтересованы в проблемах общества, в своих произведениях они восхваляли природу, простые чувства и критиковали современное буржуазное общество. В числе ярких представителей английского романтизма были:

  • Джордж Байрон;
  • Перси Шелли;
  • Уильям Блейк;
  • Джон Китс.

В Италии романтизм стал очень популярным. Леопарди, Алесандро Мандзони и Назарио Фосколо были представителями этого стиля. В Польше известными романтиками в литературе были Адам Мицкевич, Зигмунт Красинский, Юлиуш Словацкий и Чеслав Норвид.

Среди французов, которые писали в романтическом стиле, следует отметить Виктора Гюго, Проспера Мериме, Жоржа Санд, Александра Дюма, Фелиса Шатобриана и Альфреда де Ламартина. Писатель Стендаль также относил себя к романтикам, но его понимание нового направления было иным. Он выбрал реалистическое изучение характеров и поступков людей. Стендаль был против преувеличенной эмоциональности. Он считал, что она вносит в искусство элемент субъективизма, в то время как литературные произведения должны быть просты и понятны читателю.

В Соединенных Штатах Америки также проживали множество талантливых писателей-романтиков. Известностью пользовались такие литераторы, как Эдгар По, Уильям Брайант, Натаниэль Готорн, Генри Лонгфелло, Вашингтон Ирвинг, Джеймс Купер и Герман Мелвилл.

Русские писатели-романтики

В последнем десятилетии XVIII века в русской литературе появились произведения романтического направления, созданные талантливыми поэтами. Они отвергли устаревшие нормы общества и внесли новшества в свои произведения. Одной из особенностей русского романтизма было параллельное существование с классицизмом, при этом эти два направления не стояли в явном противоречии друг с другом, в отличие от других стран. Романтики создали множество баллад и романтических драм, которые оказали значительное влияние на развитие драматического стиля в литературе.

Основоположником романтизма в России является В. А. Жуковский. В этом течении также творили К. Н. Батюшков, Н. М. Языков, Е. А. Баратынский. Оттенки романтизма присутствуют в ранней поэзии А. С. Пушкина и произведениях Н. В. Гоголя. Вершиной этого направления в России считаются работы М. Ю. Лермонтова, которого называли "русским Байроном". Философские лирические произведения Ф. И. Тютчева завершили романтическую эпоху в русской литературе.

Романтизм проник во все сферы искусства, включая архитектуру. Интерес писателей к природе, историческому прошлому своей страны и традициям помог разнообразить мировую литературу новыми жанрами и увлекательными произведениями. Творчество писателей-романтиков заставило общество признать чувства и мысли отдельного человека высшей ценностью жизни.

В середине 19-го века романтизм уступил место реализму, однако до конца этого столетия многие писатели продолжали творить в этом жанре. К началу 20-го века возникло новое направление — неоромантизм. Оно стало своеобразной реакцией на реализм и натуралистические тенденции и сохраняло традиции романтизма, отрицая обыденность и обращаясь к иррациональному, но уже на новых, глубоко личных основаниях.

История возникновения

Появление романтизма началось в 1790-х годах: сначала в Германии, а затем распространился по всей Европе. Он возник как результат кризиса рационалистических идеалов Просвещения. Французская революция 1789-1794 годов не принесла ожидаемых результатов, а за ней последовали войны и якобинский террор. Разочарование в революции привело к возникновению романтизма, и поэтому ее можно считать началом этой эпохи.

Основателями романтизма стали Людвиг Тик, Новалис и братья Шлегели.

В каждой европейской стране романтизм в литературе имел свои особенности. В Германии он принял наиболее теоретическую, философскую форму (представители – Гофман, Гейне). В Англии этот жанр характеризовался бунтарскими настроениями (творчество Байрона, Шелли) и вниманием к простому человеку.

Французский романтизм обращает внимание на внутренний мир человека, проблему добра и зла (авторы: Гюго, Дж. Санд). Герои американских поэтов-романтиков проявляют целостность характера, а идея борьбы с темными силами внутри человека раскрывается в произведениях Эдгара По.

Романтизм в России

В России романтизм начал развиваться в первой четверти 19-го века. В этот период возникает ранний русский романтизм в творчестве В.Жуковского, К. Батюшкова. Литературное направление романтизма сменило своего предшественника – сентиментализм, который к началу нового века изжил себя.

Писатели-сентименталисты заслуживают признания за то, что они открыли, что у обычных людей также есть чувства, они способны любить и страдать. Но сентиментализм, построенный на чувствительности, ограничивался описанием и признанием чувств, тогда как человек намного сложнее.

Человеческий характер неоднозначен и противоречив настолько, что иногда сама личность не в состоянии понять и объяснить свои поступки. Сентименталисты показывали человека в черно-белом свете, полностью предаваясь одному чувству – либо хорошему, либо плохому.

В начале 19 века романтики открыли нечто уникальное: они увидели и продемонстрировали, что человек является многогранным существом, способным на добрые и плохие поступки. Невозможно однозначно определить, хороший ли этот герой, или плохой. Это привело к множеству споров вокруг романтических персонажей, таких как Печорин и Онегин, их поведение вызывает много вопросов. Романтики открыли и продемонстрировали многозначность человеческой природы. С приходом романтизма в литературу впервые появилось понимание, что герои не могут быть рассмотрены как положительные или отрицательные личности.

В российской литературе романтизм представлен двумя основными направлениями: революционно-дворянским (творчество декабристов и Пушкина) и пассивно-элегическим (Жуковский, Батюшков). Жуковский считается основоположником романтизма в России.

Что такое романтическое произведение

ВВЕДИТЕ СЛОВО
HOME

Романтизм

Романтизм — это художественное направление, которое прославляет чувства, воображение, природу и традиции. Оно выражает стремление к освобождению личности, утопические идеалы, романтическую любовь и стремление к свободе. Романтизм воплощается в литературе, живописи, музыке и других формах искусства. Это движение оказало значительное влияние на развитие культуры и искусства в XIX и XX веке.

РОМАНТИ́ЗМ

Романтизм представляет собой направление в искусстве, которое возникло в конце XVIII — первой половине XIX века. Начало этому течению было положено в Германии, а термин "романтизм" вошел в русский язык из французского: romantisme происходит от слова romant, что переводится как "роман". Романтизм нашел отражение в различных областях искусства, в основном в живописи, графике, литературе, музыке и театре.

В Российскую живопись романтизм проник в начале XIX века. Художники-романтики придавали большое значение интуиции и вдохновению в работе над картиной, а творческий процесс для них был священным. Особое значение для художников-романтиков имел жанр портрета. Мастера стремились понять и передать индивидуальность человека, раскрыть его внутренний мир.

Их творения представляли своих современников: военных, политиков, монархов и членов их семей, деятелей искусства. Примером романтизма являются картины Ореста Кипренского, такие как портреты писателя Александра Пушкина и художника Петра Басина.

Изображение одинокого творца, погруженного в свои мысли, занимает особое место в искусстве романтизма: не случайно жанр автопортрета приобрел популярность именно в 1820-30-х годах. Художники не подчеркивали внешние признаки статуса человека, а вместо этого фокусировались на передаче его внутреннего состояния через использование различных приемов, таких как изображения бурного неба, античных руин или играющего с волосами ветра.

Оцените статью
SPBINFO24.RU
Добавить комментарий