Рок-опера — это музыкальный жанр, который сочетает элементы рок-музыки и театра. В отличие от традиционной оперы, в рок-опере используются современные музыкальные инструменты и стили, что делает её более доступной для широкой аудитории.
Сюжет рок-оперы, как правило, основан на драматических или литературных произведениях и рассказывается через песни, которые исполняются актёрами. Этот жанр активно развивался с 1960-х годов и стал важной частью культурной сцены, привнося новые формы выражения в музыкальное искусство.
РОК-ОПЕРА
Рок-опера — это жанр, сочетающий в себе элементы рока и оперы. Это результат стремления рок-музыкантов к усложнению своего жанра и желания композиторов-академистов приблизиться к широкой аудитории. Таким образом, рок-опера стала своеобразным явлением в музыкальной индустрии.
Если ранее сочинения рок-музыкантов были представлены песенными циклами, не похожими на классические оперы, то рок-оперы композиторов приближались к традициям Брехта и Вайля. Они заменяли традиционные арии, дуэты и хоры более мелодичными номерами, называемыми "зонгами". Одной из первых отечественных рок-опер стала "Орфей и Эвридика" А. Журбина и Ю. Димитрина, исполненная в 1975 году группой "ПОЮЩИЕ ГИТАРЫ".
С течением времени число рок-опер стало увеличиваться, но лишь немногие из них заслуживали внимания. К ним относятся "Фламандская Легенда" Р. Гринблата в исполнении той же группы, "Сказание о Емельяне Пугачеве" от "АРИЭЛЯ", а также "Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты" и "Юнона и Авось" А. Рыбникова, поставленные Московским театром Ленкомом при участии группы "АРАКС".
Поделитесь информацией о:
Каково понятие рок-оперы?
Рок-опера — это жанр музыки и драмы, основанный на рок-музыке. Проще говоря, это смесь оперы и рока. Рок-оперы могут выпускаться как аудиозаписи в виде музыкальных альбомов на различных носителях и онлайн-платформах, так и представлять театральные постановки или фильмы.
Главное отличие между оперой и рок-оперой заключается в стиле исполнения музыки: в классической опере используются традиционные музыкальные инструменты и академический вокал, в то время как рок-опера отличается более бунтарским подходом: использование электроинструментов, острых звуков, вокал через микрофон, отличного от оперного. В рок-вокале часто используются различные техники, включая экстремальные, такие как growl (рычание) или screaming (крик).
Жанр рок-оперы является символом свободы. Его зарождение произошло в Великобритании в конце 1960-х, время которого было богато молодежными и сексуальными революциями, а также появлением новых волн в искусстве. В этот период рок-музыка стала чрезвычайно популярной и оказала влияние на кино, театр и моду. В 1969 году группа The Who выпустила альбом "Томми" о слепоглухонемом человеке, предназначенном стать Мессией, и определила его как рок-оперу. Альбом моментально стал популярным среди слушателей и вызвал восторг у музыкальных критиков, которые оценили его как настоящий музыкальный прорыв.
Влияние рок-оперы на музыкальную и театральную культуру
Рок-опера, как жанр, оказала значительное влияние на культуру и вкусы зрителей, став экспериментом, который завоевал сердца. Ее поклонники варьируются от любителей высокого искусства до панков, что подчеркивает ее универсальность и многогранность. Появление и расцвет рок-оперы в значительной степени расширили возможности для музыкальных артистов и в целом внесли свой вклад в музыкальное искусство.
- Раскрыла новые горизонты для музыкального искусства. Рок-опера стала новым направлением, объединив оперное и рок-искусство воедино.
- Представила популярные темы в новом свете. Рок-оперы охватывают широкий спектр сюжетов от исторических до современных, что делает их привлекательными для широкой аудитории и позволяет каждому найти что-то свое.
- Молодые музыканты были глубоко вдохновлены рок-операми, которые послужили для них источником вдохновения. Они начали создавать свои собственные музыкальные произведения, подражая пионерам этого жанра. Теперь у них появилась возможность раскрыть свой творческий потенциал не только в отдельных песнях, но и в целых альбомах, объединённых общей историей, концепцией и персонажами. Таким образом, музыкальные альбомы стали настоящими мировыми вселенными и микромирами.
Что такое рок-опера, и чем она отличается от концептуального альбома
В 60-х годах прошлого века произошла уникальная революция в мире рок-музыки. Pink Floyd выпустили величественный альбом, полный космических приключений, The Beatles начали использовать индийский ситар и другие экзотические инструменты, а The Doors полностью погрузились в мир органной музыки. Не удивительно, что именно в это время зародились первые рок-оперы. Мы расскажем вам, что это за жанр и почему его нельзя просто списать как набор отдельных песен, объединенных одной общей идеей.
Поделиться:The Kinks
Концептуальный альбом — это коллекция композиций, объединенных общей идеей или сюжетом. Обычно в каждой песне фигурирует основной персонаж, с которым происходят какие-то события. Чтобы лучше понять, о чем идет речь, вы можете почитать наши материалы с примерами таких альбомов из-за границы и у нас на родине.
The Who
Рок-опера — это нечто вроде концептуального альбома, только с ролями. Можно сказать, что это мюзикл без танцев. За основоположников этого жанра официально считают британскую группу The Who. В 1969 году они выпустили альбом Tommy, рассказывающий историю слепоглухонемого мальчика, видящего только свое отражение в зеркале.
Однако до этого попытки создания рок-оперы предпринимались и ранее. В 1967 году группа Nirvana (не та, в которой был Курт Кобейн, а другая) записала альбом The Story of Simon Simopath. Это была прекрасная сказка о мальчике, мечтающем научиться летать, но вынужденном провести свою жизнь за серой офисной работой. Не расстраивайтесь, если вы узнали в этом персонаже себя: в конце концов он все-таки улетел на другую планету и встретил там свою любовь.
В 1968 году еще одна британская группа, The Pretty Things, начавшая свой путь как небрежная R 2) музыкальные инструменты низкого регистра: туба-бас, контрабас, а также народный инструмент – басоля (укр.), басетля (белорус.); 3) низкое звучание аккорда.
Дирижёр
(от франц. руководить) – лицо, осуществляющее руководство музыкальным коллективом (оркестром, хором и прочими) во время изучения и публичного исполнения музыкальных произведений. Во время концертов это руководство осуществляется при помощи специальных жестов и мимики. Стиль дирижирования отражает индивидуальные особенности дирижера, его понимание музыкального произведения. В данном контексте синонимами являются термины капельмейстер (в XVI–XVIII вв. – руководитель хоров, инструментальных и вокально-инструментальных капелл, а с XIX в. – театральных, военных, симфонических оркестров) и хормейстер (руководитель хора, хоровой дирижер).
Микст
Категория вокального регистра, в которой сочетаются грудное и головное резонансы.
- Хард-рок
- Комическая опера
- Эйерс-Рок
- Диапазон
- Артикуляционный аппарат
- Болеро (исп. Bolero)
- Дирижер
- Знаменное пение
- Интонация
- Купюра (фр. Coupure ‘вырезка, сокращение’)
- Месса (фр. Messe, лат. Missa)
- Меццо-сопрано
- Микст
- Музыкальная деятельность школьников
- Невмы
- Опера-seria (ит. Opera seria — серьезная опера, в отличие от комической)
- Партитура (ит. Partitura ‘деление, распределение’)
- Симфония (от греч. Symphonia ‘созвучие’)
- Терцет (от лат. Tertius ‘третий’)
- Труппа (нем. Truppe)
Повышай знания с онлайн-тренажером от Автор24!
- Напишите термин
- Выберите определение из предложенных или загрузите свое
- Тренажер от Автор24 поможет вам выучить термины с помощью удобных и приятных карточек
Все самое важное и интересное в Telegram
Все сервисы Справочника в вашем телефоне! Просто напишите Боту, что вы ищете, и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для вас!
Перейти в Telegram Bot
Подписаться через qr-код
Telegram Bot
- Научные статьи
- Лекторий
- Методические указания
- Справочник терминов
- Статьи от экспертов
- Отзывы об Автор24
- Последние статьи
- Помощь эксперта
- Справочник рефератов
- Нейросеть для решения задач
- Генерация рефератов с использованием нейронных сетей
- Подбор преподавателя для занятий
- Информация для владельцев авторских прав
- Вакансии для преподавателей
- Вакансии для репетиторов
- Программа для партнеров
- Возможности размещения рекламы на сайте
Возможность формировать собственные термины в процессе разработки
Совсем скоро ты сможешь создавать определения на платформе Автор24. Оставь почту, и мы вышлем уведомление о новых возможностях ☺️
Включи камеру на своем смартфоне и отсканируй Qr-код. Кампус Хаб бот автоматически откроется на устройстве
Привет! Мы рады, что наш термин был для тебя полезен
Для копирования текста подпишись на Telegram бота. Теперь удобный поиск учебных материалов доступен на твоем мобильном устройстве
Вкратце всё, что ты хотел знать о рок-операх
Рок-опера — это древний, но до сих пор экспериментальный формат современной музыки. Суть его заключается в том, что это подмножество концептуальных альбомов, где основное отличие заключается не только в наличии сюжета, но и расписанных по ролям песнопений. Некоторые рок-оперы изначально задумывались как представления, но это не является нормой, так как большинство рок-опер существуют только в музыкальной форме.
Исследователи, погруженные в эту тему (и ты можешь стать одним из них), считают, что первым шагом к появлению рок-опер стал не альбом, а многочастный девятиминутный трек группы The Who "A Quick One, While He’s Away" 1966 года. Эта история, полностью написанная в рок-аранжировке, была записана без скрипки из-за отсутствия средств, из-за чего артистам пришлось петь "Cello cello cello cello" в соответствующей партии.
Группа The Who включила эту песню в свои концертные программы и выпустила множество версий, но самой лучшей считается та, что была исполнена на киношоу The Rolling Stones "Rock and Roll Circus" в 1968 году. Это шоу стоит увидеть хотя бы раз в жизни, но, к сожалению, на YouTube этот ролик почему-то заблокирован, и его можно найти только в плохом качестве.
В 1967 году британская группа Nirvana (да-да, она же, которая потом успешно судилась с Куртом Кобейном) записала концептуальный альбом "The Story of Simon Simopath", который часто называют предшественником полнометражной рок-оперы. Как можно понять из названия, сюжет оперы основан на истории жизни и смерти Саймона Саймопата.
Таким же путем пошла другая британская рок-группа — The Pretty Things, которая выпустила лонгплей "S.F. Sorrow" в 1968 году, повествующий о жизни вымышленного персонажа Себастьяна Ф. Сорроу. Этот альбом стал одним из самых прекрасных, но незаслуженно неизвестных произведений шестидесятых годов.
Оба этих психоделических концептуальных эксперимента прошли практически незамеченными, и только в 1969 году появилась рок-опера, которая изменила восприятие общества и стала частью массовой культуры и сознания. Это была "Tommy" от The Who. Интересно, что сюжет либретто был также биографическим рассказом о "глухом, недоразвитом и слепом парне" (как выразился Пит Тауншенд). "Tommy" впоследствии был поставлен на сцене не одним разом. Именно этот двойной альбом стал основанием для использования термина "рок-опера".
Есть те, кто вспоминает, что еще до "Томми" в 1967 году появился популярный рок-мьюзикл "Волосы". Музыку написал Гэлт Макдермот, слова — Джеймс Рэдо и Джером Раньи.
Но ни "Томми", ни "Волосы" не получили такой популярности в России, как "Иисус Христос — суперзвезда" Эндрю Ллойда Уэббера и Тима Райса, впервые записанный в 1970 году. Он задумывался как театральное шоу, но из-за отсутствия финансирования сначала была выпущена пластинка с участием вокалиста Deep Purple Иэна Гиллана. Немногие знают, что на этой записи также присутствует вокал Гэри Глиттера, хотя он указан в кастинге под именем Пол Рэйвен.
В 1973 году культовый треш-культурный мьюзикл Ричарда О’Брайэна "Шоу Рокки Хоррора" впервые вышел на сцену. В киноверсии 1975 года с Тимом Карри, Сьюзан Сарандон и певцом Митом Лоуфом в главных ролях его знают лучше под названием "The Rocky Horror Picture Show". Этот спектакль является одним из самых легендарных и знаковых в истории рок-н-ролла, но именно на его примере стало очевидно различие между рок-мьюзиклом и рок-оперой.
На самом деле существует огромное количество рок-мьюзиклов, поставленных как на сцене, так и на экране — более ста, и, вероятно, многие из них тебе неизвестны, и не факт, что все они заслуживают внимания.
Фильм Алана Паркера "The Wall" основан на концептуальном альбоме Pink Floyd и часто относится к числу рок-опер и мьюзиклов. Также, несколько постановок были созданы для второй рок-оперы The Who "Quadrophenia".
В мире металла рок-опера также имеет свое место, существуют даже те, кто посвятил свою жизнь этому виду творчества. Например, Кинг Даймонд создал монументальные хоррор-концепты "Abigail", "Them" и "Conspiracy". Также стоит упомянуть Savatage, которые также создали дэт-метал и блэк-метал оперы.
Не стоит удивляться, что даже панки обратили внимание на рок-оперы — в 2010 году бродвейская постановка "American Idiot" на основе альбома Green Day сделала немало шума. Через пять лет панк-рокер Фэт Майк из NOFX представил свою версию рок-оперы под названием "Home Street Home: Original Songs From the Shit Musical" и выпустил саундтрек к ней. Рекомендую всем ценителям.
И не забудем, что даже в СССР этот жанр нашел свое отражение. В 1976 году фирма грамзаписи "Мелодия" выпустила знаменитый концептуальный альбом Давида Тухманова под названием "По волне моей памяти". Впрочем, можно спорить, насколько он соответствует определению рок-оперы.
Что касается музыкальной композиции "Юноны и Авось" 1979 года, написанной композитором Алексеем Рыбниковым на слова поэта Андрея Вознесенского, здесь не возникает никаких сомнений относительно её жанровой чистоты. Это лишь два известных примера, в то время как реальный список можно продлить произведениями, такими как "Орфей и Эвридика" (группа "Поющие гитары", 1975), "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты" (Алексей Рыбников, 1975) и несколькими операми от Александра Градского.
Презентация "Рок опера"
Рок-опера — это жанр оперы, который написан в стиле рок-музыки автором или авторами. Основной особенностью рок-оперы является музыкальное и сценическое исполнение, в котором вокалисты исполняют эпизоды по ролям, раскрывая сюжет. Арии в рок-опере сочинены в стиле рока, а на сцене могут присутствовать гитаристы, клавишники и другие музыканты, сопровождающие исполнителей.
Рок-опера может быть как записью, так и постоянным спектаклем с постоянно меняющимся или неизменным составом исполнителей. Основное отличие рок-оперы от концептуального и обычного альбома заключается в использовании разработанного сюжета и ролей. Для живого исполнения или записи рок-оперы часто приглашают солистов из самых известных рок-групп.
Жанр "рок-опера" был упомянут в 60-х годах прошлого века и считается придуманным Питом Таунсендом, гитаристом и лидером английской рок-группы The Who. В 1969 году коллектив выпустил альбом "Томми", на обложке которого впервые появилось название этого жанра.
Тем не менее, изобретателями жанра также считается британская группа The Pretty Things, которая выпустила альбом "S.F. Sorrow" в 1968 году, записанный в 1967 году, но не имевший такого же успеха, как альбом "Томми" группы The Who.
Основные черты большинства рок-опер заключаются в их большом размере, включающем как вокальные, так и речевые части, а также инструментальные вставки, а В философском и историческом содержании. В случае российских рок-опер, также присутствует связь с основными российскими традициями (Рыбников и Аргонов).
За последние годы в России стали популярны фолк-рок-оперы, такие как "Тампль", "Жанна д’Арк" и другие, а также рок-опера, основанная на основных мотивах книг жанра фэнтези, такая как "Дорога без возврата".
Во времена Советского Союза, рок-оперы не получили широкой популярности. Например, рок-опера "Преступление и наказание" композитора Эдуарда Артемьева, над которой автор работал почти три десятилетия, была почти незамечена при её выходе в 2007 году, несмотря на мировую известность автора.
Единственным театром в России, специализирующимся на постановке рок-опер, является театр «Рок-опера» в Санкт-Петербурге. Русскоязычные рок-оперы — это произведения времени Советского Союза, такие как «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», «Стадион», «Орфей и Эвридика», «Юнона и Авось», «Алые паруса», а также более новые произведения: «2032: Легенда о несбывшемся грядущем», «Эльфийская рукопись», «Паганини», «Последнее испытание», «Кентервильское привидение», «Царь-Девица». Презентацию подготовили ученицы 9 «А» класса Балабина Алина и Иванова Татьяна. АОУ школа №9 город Долгопрудный Учитель Теплых Т.Н. Конец.
Рок-н-ролл в деле
Необычно, но рок-опера — это оперный жанр, объединенный с рок-музыкой. Он сочетает в себе элементы классической оперы и мюзикла, включая увертюры, интерлюдии, сюжет и персонажей. Рок-оперу можно разделить на акты и партии для исполнителей. Ему не чужды и классические инструменты, такие как скрипки и виолончели, которые соседствуют с электрогитарами и другими рок-инструментами.
В 1960-х годах появились первые рок-оперы, но они не имели отношения к театральной сцене. Зарождение этого нового направления было естественным результатом экспериментов, проводившихся в то время различными музыкантами. Кроме того, рок-оперы возникали из концептуальных альбомов. Так, группа из Британии The Pretty Things, которая выпустила альбом под названием S.F. Sorrow, считается первопроходцем этого жанра. В альбоме рассказывается о жизни и страданиях вымышленного персонажа по имени Себастьян Ф.
Послушайте S.F. Sorrow — The Pretty Things на Яндекс Музыке
Однако настоящим прорывом в этом направлении стал альбом Tommy британской группы The Who, который был высоко оценен как поклонниками, так и критиками. Именно лидер группы — Пит Таунсенд — придумал сам термин "рок-опера", определил его границы и громогласно разместил на обложке альбома.
Для данного музыкального жанра важны не только рок-музыка и объединение всех песен вокруг одной темы и персонажа, подобно S.F. Sorrow. Здесь главное — наличие сюжета и исполнение по ролям. Например, альбом Tommy рассказывает историю о слепоглухом мальчике, который может видеть только свое отражение в зеркале, и его судьба — стать новым Мессией.
Позднее опера несколько раз возрождалась и вдохновляла на создание чего-то нового. В 1971 году произведение исполняла труппа Сиэтлской оперы. В 1972 году The Who вместе с продюсером Лу Райзнером записали оркестровую версию своего творения.
В 1975 году вышел одноименный фильм, за который Пит Таунсенд был номинирован на кинопремию «Оскар» за музыку. В 1992 году история Томми была адаптирована в мюзикле на знаменитой сцене Бродвея.
Одним из знаменитых музыкальных произведений в мире стала рок-опера The Wall от группы Pink Floyd. Сюжет альбома повествует о парне по имени Пинк, потерявшем отца во время Второй мировой войны.
Как возникла рок-опера?
Сразу после выхода Tommy Андрю Ллойд Уэббер вместе с Тимом Райсом создали рок-оперу "Иисус Христос — суперзвезда", которая по сей день пользуется популярностью во многих театрах мира. Сюжет охватывает события от въезда Иисуса в Иерусалим до его распятия на Голгофе. Несмотря на то, что Jesus Christ Superstar скорее является мюзиклом с элементами рока, в последнее время его чаще относят к рок-опере из-за размытых жанровых рамок. Спор возникает из-за того, что рок-оперы обычно создают музыканты, не имеющие отношения к театру, в то время как мюзиклы пишут профессиональные композиторы в сотрудничестве с драматургами и либреттистами, ориентируясь на реалии театральной сцены.
Однако "Иисус Христос — суперзвезда" представляет собой уникальный случай и поразительное исключение. Ведь сначала опера была записана в студии в 1970 году, где главную роль исполнил вокалист группы Deep Purple Иэн Гиллан.
Через год произведения были представлены на сцене Бродвея. Это стало началом новой жизни рок-оперы, ведь они были поставлены в различных постановках и трактовках. Уэббер и Райс постарались придерживаться библейского текста, но им также было важно показать последнюю неделю жизни Иисуса глазами негативных персонажей — Иуды Искариота и Понтия Пилата.
Авторы стремились создать человеческие образы, которые отличались от того, что мы знаем из Евангелия. Они позволили себе показать сомнения и раскаяния в душе Пилата и Иуды, а также добавили новые аспекты в отношениях Иисуса с другими персонажами, предложив вольные трактовки событий.
Основной персонаж — Иисус Христос — не изображается как Бог, хотя его божественность не вызывает сомнений. Однако Христос становится символом добра, человеком, который стремился к лучшему для всех. Даже то, что название рок-оперы включает в себя слово "суперзвезда", свидетельствует об этом. Премьера на Бродвее была далека от спокойной — здание театра было окружено недовольными.
После показа Уэббер и Райса получили массу беспощадных отзывов критиков, которые осуждали авторов за антисемитизм и "неправильные" религиозные взгляды и концепции, противоречащие священным текстам. Однако зрители восторженно встретили рок-оперу. Возможно, именно народная любовь спасла постановку — она продолжила свое существование и стала классикой.
В современной России можно посмотреть рок-оперу "Иисус Христос — суперзвезда", например, в театре им. Моссовета в Москве. Тексты песен представляют собой вольный перевод на русский язык, сохраняя при этом основную идею оригинала.
Особенности в СССР и на территории России
Современная опера, как утверждает Алексей Рыбников, — это его произведения. Виктор Аргонов также обратил внимание на это явление. Он определил свою работу "2032: Легенда о несбывшемся грядущем" как опера в стиле техно.
Большинство подобных произведений характеризуется связью с классическими традициями, исторической и философской направленностью, а также наличием инструментальных, речевых и вокальных частей, и большой формой. Это особенно характерно для работ Артемьева и Рыбникова.
В России особую популярность приобрели фолк-рок-оперы, среди них произведения ордена "Тампль". Некоторые работы основаны на мотивах произведений в жанре фэнтези, включая "Дорогу без возврата".
Произведения из советского периода стали широко известными. Современные работы этого жанра часто не имеют коммерческого успеха. Хорошим примером может служить опера "Преступление и наказание" Эдуарда Артемьева, написанная им почти тридцать лет назад, но вышедшая лишь в 2007 году и практически не замеченная широкой публикой, несмотря на мировую известность автора.
Постановки этого жанра обычно проходят в театрах других направлений, однако в России есть специализированное заведение — Санкт-Петербургский театр "Рок-опера". Далее мы подробнее рассмотрим произведения этого жанра.
Наиболее известные постановки
Одно из самых известных произведений рока "Юнона и Авось" было создано в СССР и посвящено рок-опере. Ее автором является Алексей Рыбников, а стихи для нее были написаны Андреем Вознесенским.
В основе либретто лежит поэма "Авось", но для театрального постановления были созданы дополнительные сцены и арии. Премьера рок-оперы состоялась в 1981 году в Московском театре имени Ленинского комсомола и по сей день продолжает входить в его репертуар.
Рок-опера "Суперзвезда" (оригинальное название Jesus Christ Superstar) — это творение Тима Райса и Эндрю Ллойда Уэббера, созданное в 1970 году. Год спустя она была поставлена на Бродвее. На одноименном альбоме, выпущенном в 1970 году, главную партию исполнил вокалист Deep Purple по имени Иэн Гиллан. В записи также приняли участие другие известные исполнители: Ивонн Эллиман, Пол Рэйвен, Виктор Брокс, Майк Д’Або, Мюррей Хэд.
В 1973 году Норман Джуисон, режиссер мюзикла, экранизировал его. Фильм был снят в Израиле, на местах исторических событий, связанных с зарождением христианства. Это произведение получило высокие оценки кинокритиков.
Проект столкнулся с критикой со стороны различных религиозных группировок. В 2000 году австралийскими кинематографистами была снята новая версия оперы под названием Millennium Version, с участием других актеров и под новым режиссерским взглядом.