Понизовая вольница — это явление, которое возникло в России в XVIII-XIX веках. Оно описывает ситуацию, когда крестьяне, освобожденные от барщины, получали право на собственные наделы земли, но находились под сильным контролем местных властей и помещиков.
Таким образом, понижовая вольница представляла собой своеобразный компромисс между свободой и зависимостью, позволяя крестьянам немного улучшить своё положение и уровень жизни, но при этом ограничивая их права и свободы.
Понизовая вольница это что такое простыми словами
Торжественные 110 лет! По новому стилю — 15 октября, по старому — 28 октября В эту "раздвоенную" дату, имевшую место быть со временем революций и реформ, ровно 110 лет назад, в то время ещё юном облачении кинематографа произошло Великое Событие! Именно в этот день 1908 года компания "А.
Дранковъ и Ко" представила зрителям "Понизовую вольницу" — самую первую в истории российского кинематографа игровую ленту. Этот день был установлен как День рождения всего русского художественного кинематографа! Сегодня в "Синескопе" мы расскажем об этом удивительном событии и не только
Французы правили балом В начале XX века в Российской империи французы, подавая экзотические видовые сюжеты, примитивные зрелища-феерии и непритязательные комедийные короткометражки (полнометражных фильмов в то время не было вообще), считались первопроходцами кинематографа.
В тот же год в городе Петербурге на улице Невского проспекта возник и первый в России кинематографический зал.
В России скоро кинохроника получила широкое развитие. Однако с 1905 года рынок начали захватывать французские киноделы. Имена отечественных кинопионеров стали бессмертными: Александр Алексеевич Ханжонков и Александр Осипович Дранков.
Ханжонков, потомственный дворянин Войска Донского, быстро создал национальный кинематограф всего за два-три года. Он понял, что успех на рынке возможен только с отечественными картинами и хрониками, несмотря на засилье иностранных кинофирм.
Второй, Александр Дранков, был танцором, профессиональным фотографом и журналистом. Он увлекся кинематографом и основал свою собственную компанию, кино-ателье "А. Дранковъ и Ко", начав съемочную карьеру как создатель документального кино в России. В дальнейшем он и его операторы всегда принимали участие во всех крупных событиях в Москве и Петербурге во время революции 1917 года.
Самым сенсационным успехом Дранкова в жанре документалистики стала первая киносъемка Льва Николаевича Толстого (1908). Не получив разрешение на проведение съемок от графа, Дранков спрятался с камерой в саду усадьбы Толстых в деревянном… туалете! Через прорезь двери он снял гуляющего писателя. Эти редчайшие кадры Толстого отлично сохранились и до сих пор используются документалистами и телевизионщиками разных стран!
В 1907 году Александр Дранков начал съемки первого отечественного художественного фильма под названием "Борис Годунов". Несмотря на ряд технических проблем, фильм так и не был завершен, но отдельные сцены из него были показаны в кинотеатрах в том же году под названием "Сцены из боярской жизни". Однако это были скорее кинематографические аттракционы, чем полноценный фильм.
Ситуация с российским художественным кино кардинально изменилась уже на следующий год. В июне 1908 года состоялся запуск проекта под названием "Понизовая вольница", над которым работали продюсер, оператор Александр Дранков и режиссер Владимир Ромашков.
Интересно, что исходно "Вольница" задумывалась не как фильм, а как кинематографическое дополнение к театральной постановке о бунтаре Степане Разине. Знаменитый режиссер из Петербурга (позже перешедший в кино) Василий Гончаров обратился за помощью в кино-ателье "А. Дранков и Ко".
Активный глава компании убедил известного театрального деятеля, что из этого материала можно сделать полноценный фильм. Таким образом, кроме театральной постановки, будет также и кинематографическая версия. Сделали сделку.
В начале июля 1908 года на берегах озера Разлив, неподалеку от Петербурга, начались съемки фильма "Понизовая вольница". Главную роль атамана Стеньки Разина исполнял актер Евгений Петров-Краевский, а в остальных ролях принимали участие артисты из труппы Петербургского народного дома.
Сюжет фильма представлял собой экранизацию песни Дмитрия Садовникова "Из-за острова на стрежень". Сценарий был написан Василием Гончаровым, который был также инициатором данного проекта.
Известный разбойник Стенька Разин с своей бандой одержал победу над персами. Атаман захватил красавицу-персиянку в плен и влюбился в неё. Разинцы разгромили Царицын и Астрахань, поэтому их преследуют стрельцы. Стенька ведёт свою ватагу на Дон, но из-за княжны (на экране она выглядит полноватой и не слишком молодой девушкой) они постоянно останавливаются для гулянок
Как всё закончилось, каждому известно из текста известной песни. Хочу заметить, что финальная сцена, где могучий Разин поднимает довольно тяжелую княжну над головой и бросает её в воду, сделана при помощи "спецэффектов" – монтаж скрывает момент, когда актрису заменяют манекеном.
Весь фильм "Понизовая вольница" был снят и смонтирован при помощи длинных кадров и общих планов. Если говорить откровенно, то качество режиссуры оставляло желать лучшего: актёры беспорядочно метались по кадру, широко размахивая руками. Сюжет развивался только благодаря титрам, подробно объясняющим зрителю, как понимать следующий эпизод. Общая длительность фильма составила
8 минут! Однако для кинолент того времени это было в порядке вещей.
Первый российский фильм, который вышел на экраны 15 октября (28 октября) 1908 года под названием "Понизовая вольница" (также известный как "Стенька Разин"), был встречен тёплым приёмом как зрителями, так и не слишком опытной критикой. Кроме того, этот фильм Дранкова и Ромашова стал первым в истории российского кинематографа, который сопровождался оригинальным звуком! Вместе с фильмом в кинотеатрах продавались граммофонные записи музыки, написанной известным композитором Н. М. Ипполитовым-Ивановым для постановки одноименной пьесы Василия Гончарова в театре "Аквариум". И это был первый случай нарушения авторских прав в кинопроизводстве — Дранков не заключил формальный договор ни с автором сценария, ни с автором музыки.
Первая синемареклама. Далее ателье Дранкова представило первую российскую кинокомедию "Усердный денщик" (1908), которая была очень популярна среди зрителей. Инноватор Дранков также придумал новый способ рекламы кино: он первым начал выпускать открытки с кадрами из своих фильмов и размещать сцены из них на афишах — никто в мире до него этого не делал.
Сериалы — это русское дело! Таким образом, русское художественное кино появилось. С самых первых лет своего существования оно удивляло зрителей одним сюрпризом за другим. Например, Россия была одной из первых стран в мире, которая "изобрела" сериалы! Тот же самый Александр Дранков начал выпускать отечественные детективные киносериалы.
Многосерийный фильм "Сонька — Золотая Ручка" (1914-1915), снятый в его ателье, пользовался огромным успехом среди зрителей.
Удивительное открытие!Кинорежиссер Дранков и его постоянный соперник Ханжонков сфокусировались на создании первых популярных учебных фильмов. В 1911 году они представили на суд зрителей первый в мире полнометражный (1 час 40 минут) военно-исторический фильм "Оборона Севастополя".
Этот фильм был снят с привлечением тысяч солдат, офицеров и морских судов Черноморского флота с согласия Николая II. После премьеры русской сенсации 14 ноября 1911 года в Большом зале Московской консерватории с огромным хором и симфоническим оркестром, "Оборона Севастополя" была сразу куплена кинотеатрами всех стран. В XXI веке этот исторический фильм А. Ханжонкова считается настоящим "блокбастером". Конечно, как и любой фильм, "Оборона" не обошлась без забавных случаев. Например, во время премьеры, в эпизоде с погружением корабля "Три Святителя" оркестр непреднамеренно начал играть плясовую мелодию "Барыни". И в другом эпизоде, когда матросы плясали вокруг барышни-маркитантки, звучала молитвенная музыка "Спаси, Господи…"
Все публикации в разделе "Синескоп"
Сергей Балахнин, кинорежиссер и киновед. Иллюстрации автора опубликованы в журнале «Читинское обозрение»№42 (1526) от 17.10.2018 года.
История появления фильма
Для постановки этой исторической былины на сцене театра, по задумке Василия Гончарова, необходимы были "киноиллюстрации". В помощь в создании этих иллюстраций он обратился к кинопредпринимателю Александру Дранкову; последний быстро убедил его, что этот материал следует использовать для создания фильма. Таким образом, помимо театральной постановки, появился ещё и кинотеатральный проект. Все роли в фильме исполнили актёры из труппы Петербургского народного дома.
Съёмки фильма проходили на озере Разлив, в которых приняли участие 150 человек массовки.
Этот фильм стал одним из первых в истории российского кино и вызвал скандал вокруг вопроса признания авторских прав сценариста. Гончаров обратился в Союз драматических и музыкальных писателей с письмом, в котором просил охранять его авторские права во всех кинотеатрах, но получил отказ. Ему было отказано с мотивацией, что его сценарии были признаны "механическими" и "не литературными произведениями", и что развитие кинотеатров идет в ущерб "настоящим театральным предприятиям".
Рекламная кампания
Александр Дранков создал уникальные афиши, посвященные премьере фильма. В них он подчеркнул:
«Используя значительные ресурсы и множество труда и времени, я положил все усилия, чтобы наше кино достигло высочайшего уровня качества как в техническом плане, так и в актерской игре, и самой атмосфере фильма».
Художник Поль Ассатуров создал рекламную афишу киноленты из Санкт-Петербурга.
Интересные факты
Александр Дранков организовал обширную рекламную кампанию для продвижения картины, выпуская специальные афиши, на которых подробно рассказывалось о новаторстве увлекательного зрелища.
Не обошлось и без инцидентов. Сценарист Николай Гончаров, поняв, что фрагмент его пьесы пользуется огромной популярностью в кино, обратился в Союз драматических и музыкальных писателей с просьбой защитить его авторские права и обеспечить их соблюдение во всех кинотеатрах страны. Однако ему было отказано, поскольку его сценарий не считался литературным произведением, а союз выступил против развития кинематографа, считая его вредным для театрального искусства.
Мнения о картине были разнообразны: некоторые похвалили высокое качество технической реализации, другие критиковали бедные декорации, а еще кто-то возмущался жестокостью сюжета. Тем не менее, фильм "Понизовая вольница" занял свое почетное место в истории русского кинематографа.
Презентация о киноленте "Стенька Разин (Понизовая вольница)"
Понизовая вольница
Первый художественный фильм, снятый в Российской империи, называется "Понизовая вольница" (также известный как "Стенька Разин" и "Стенька Разин и княжна").
Этот фильм основан на фрагменте пьесы («исторической былины») Василия Гончарова "Понизовая вольница", который в свою очередь был написан по мотивам известной песни Дмитрия Садовникова "Из-за острова на стрежень".
Сюжет фильма рассказывает о победе знаменитого разбойника Стенька Разина и его ватаги над персами. Стенька влюбляется в красавицу-персиянку, которую они взяли в плен. Вместе с ватагой он бежит от преследования стрельцов, но часто останавливается для гулянок из-за княжны. Есаулы пытаются убедить его продолжить путь на Дон, но безуспешно.
В результате, есаулы принимают решение напоить Разина и подбрасывают ему фальшивое письмо, из которого ясно, что княжна обманывает Разина с каким-то "принцем Хассаном". В своём порыве злобы и ревности, Стенька Разин бросает княжну в Волгу.
Фильм состоит из последовательности сцен, которые иллюстрируют отдельные моменты этого сюжета. Все они сняты и смонтированы в длинных кадрах и общих планах. Режиссура фильма чрезвычайно проста, актёры хаотично бегают в кадре, широко размахивая руками. Сюжет развивается только благодаря интертитрам, подробно сообщающим зрителю, как понимать следующий эпизод. Финальная сцена, в которой "могучий" Разин поднимает довольно тяжёлую княжну над головой и бросает её из челна в воду, снята с использованием "спецэффекта" — монтаж скрывает момент, когда актрису заменяют манекеном.
Для представления этой «исторической былины» на сцене театра, Василий Гончаров решил использовать «киноиллюстрации» и обратился за помощью к кинопредпринимателю Александру Дранкову. Однако Дранков убедил его в том, что этот материал следует использовать для создания фильма. Таким образом было решено создать не только театральное представление, но и кинотеатральное произведение.
Все актёры из труппы Петербургского народного дома сыграли роли в этом фильме.
Съёмки фильма проходили на озере Разлив, в которых приняли участие 150 человек в роли массовки.
Этот фильм является одним из самых первых российских кинопостановок и вызвал скандал из-за вопроса о признании авторских прав сценариста. Гончаров обратился в Союз драматических и музыкальных писателей с просьбой о защите его авторских прав в кинотеатрах, однако его сценарии были признаны "механическими" и "не являющимися литературным произведением". Также было заявлено, что развитие кинотеатров вредит развитию "настоящих театральных предприятий".
15 (28) октября 1908 года прошла первая премьера фильма. Музыка к фильму была написана Михаилом Ипполитовым-Ивановым для спектакля в театре «Аквариум», но владельцы театра посчитали это нарушением их прав. Стоит отметить, что фильм был показан под музыку композитора только один раз, во время премьерного показа.