Что такое организационно-управленческие структуры в учреждениях культуры: краткое определение и значимость

Что такое организационно-управленческие структуры в учреждениях культуры: краткое определение и значимость

Организационно-управленческие структуры в учреждениях культуры представляют собой систему взаимосвязей и взаимодействий между различными элементами организма учреждения, направленных на достижение его целей и эффективное функционирование. Эти структуры определяют распределение ролей, ответственности и полномочий среди сотрудников, а также устанавливают порядок принятия решений и реализацию культурных программ.

В учреждениях культуры такие структуры включают в себя как вертикальные, так и горизонтальные связи, обеспечивая координацию действий различных подразделений. Эффективная организационная структура способствует не только улучшению управления внутренними процессами, но и увеличению качества предоставляемых услуг, что в конечном итоге влияет на развитие культурной жизни общества.

Тема 3.1. Структура и управление СКД

В Российской Федерации сейчас функционируют три уровня власти: федеральный, региональный и муниципальный. Управление сферой культуры на федеральном уровне осуществляется Министерством культуры.

Создана система трехуровневого формирования федеральной власти: министерства, надзорные службы и федеральные агентства.

Государственные и муниципальные, региональные органы власти занимают важное место в структуре социально-культурных институтов. Они выступают в качестве полномочных субъектов разработки и реализации общегосударственной и региональной социально-культурной политики, эффективных программ социально-культурного развития отдельных республик, краев и областей.

Задачей социально-культурной сферы является создание необходимых условий и гарантий для развития ресурсов различных социально-культурных институтов на основе их творческого духовного потенциала у различных возрастных групп — детей, подростков и взрослых — в целях обновления общества.

Культурная политика государства и способы её осуществления отражены в федеральных государственных программах по сохранению и развитию культуры. Государство берет на себя обязательство обеспечить доступность культурной деятельности, культурных ценностей и благ для всех граждан.

Важнейшую роль в государственной политике играет гуманитаризация образования, включая художественное образование. Особое внимание уделяется школам искусств, студиям, курсам и другим специальным учреждениям, а также библиотечным услугам.

Государство несет широкие обязанности в социально-культурной сфере, но не должно допускать административное вмешательство и жесткую регламентацию. Эти принципы лежат в основе государственной социально-культурной политики.

Обязанность государства заключается в поощрении развития и создания различных альтернативных общественных структур в сфере культуры, таких как негосударственные центры досуга, театры, учебные заведения и издательства.

Государственная политика должна учитывать интересы всех слоев населения.

Культурно-досуговая деятельность играет важную роль в социальной жизни, поэтому необходимо постоянно улучшать её содержание и формы, чтобы соответствовать потребностям развивающегося общества.

Вся эта ситуация непременно скажется на увеличении общественного восприятия КДУ. Государство обладает эксклюзивными правами в области охраны культурного национального наследия и сохранения целостности национально значимых музейных коллекций, библиотечных и архивных фондов. Только государство может регулировать вывоз, ввоз и распределение культурных ценностей.

Государство имеет полномочия устанавливать юридический статус культурных национальных центров для уникальных культурных учреждений, находящихся на территории России. В своей политике государство должно обеспечить доступность культурного наследия и СКД для всех граждан. В рамках целевых программ "Культура России" и "Юные таланты" предусматривается развитие.

Основу социально-культурной политики муниципалитета составляет программа развития социальной и культурной сферы региона, которая тесно связана с другими комплексными программами, такими как "Досуг", "Культура", "Здоровье", "Спорт" и т.д. Эти программы определяют подход и тактику общественных сил в регионе по решению проблем культуры и досуга.

В региональных программах социально-культурной сферы включена сложная система профессиональной и непрофессиональной деятельности, целью которой является обеспечение наивысшего уровня удовлетворения растущих потребностей людей в социальной защите, здоровом отдыхе и разумном досуге, а также развитие этих потребностей и интересов. Муниципальная политика реализуется в рамках долгосрочных программ социально-культурного развития региона.

Среди этих аспектов выделяются: взаимодействие в области трудовой, общественной, политической и культурно-досуговой сфер, направленное на социализацию и развитие социально активной личности. Стимулирование активного участия населения и трудовых коллективов в развитии культурно-досуговой сферы региона.

Обеспечение доступности духовных ценностей и культурной деятельности для каждого гражданина.

Интеграция содержательного, организационно-методического и материального обеспечения сферы культуры и досуга.

Тема 3.2. Семья в качестве первоначального социально-культурного института.

Семья в роли социально-культурного института.

Поколения людей сменяют друг друга в течение жизни семьи, в которой рождаются новые люди, продолжая свой род. Формы и функции семьи тесно связаны с общественными отношениями и уровнем культурного развития общества. Культура семьи напрямую зависит от культуры общества.

Семейное воспитание играет важную роль в воспитании, образовании и становлении каждого человека. От того, насколько прочным является этот фундамент, зависит многое в судьбе человека. Родители имеют почти полный контроль над режимом внутри дома, что нельзя сказать о режиме вне его.

Большую часть времени ребенок проводит с друзьями на улице, во дворе, на площадке или ледовой арене, и, иногда, вне дома. С возрастом роль дружеского окружения становится все более значимой для детей.

Родители, конечно, не могут контролировать это влияние полностью. Однако, они имеют возможность наблюдать за этим окружением, что, в большинстве случаев, достаточно, особенно если в семье уже есть опыт взаимоотношений, доверия и правдивости, а также если родительский авторитет установлен должным образом. В этом случае для родителей важно только одно — знать, с кем общается и что окружает их ребенка.

Активное вовлечение родителей в жизнь детей — это не только несложно, но и доставляет удовольствие. Каждая семья разрабатывает свою собственную систему совместного быта, которая лучше всего соответствует ее особенностям. Большую роль в семейном воспитании играет эмоциональный фон в семье, отношения между родителями, их умение поддерживать любовь и тепло друг к другу, а также к детям. Только в здоровой семье, где царит любовь и взаимопонимание, могут вырасти полноценно развитые дети с здоровой психикой и позитивным отношением к жизни.

Проблемы, с которыми сталкивается современная семья.

Исторически сложилось, что семья является одним из старейших институтов общества. Она появилась задолго до религии, государства, армии, образования и рынка. Основная функция семьи заключается в том, чтобы быть единственным и незаменимым производителем человека и продолжением рода. Тем не менее, выполнение этой главной функции часто сопровождается сбоями. И в этом виновато не только сама семья, но и общество в целом.

Семья возникает из потребности удовлетворить личные интересы и нужды индивидуумов. Она является частью общества, которая связывает личные интересы с общественными. Личные потребности формируются на основе принятых в обществе стандартов, ценностей и образцов поведения. Развитие общества значительно усугубило проблему семей, требующих социальной защиты.

Среди её участников — семьи одиноких матерей, военнослужащие срочной службы с детьми; семьи, в которых один из родителей уклоняется от уплаты алиментов; семьи с детьми- инвалидами; взявшие детей под опеку; многодетные с малолетними детьми до трёх лет; студенческие семьи с детьми, социально неблагополучные семьи. Для обеспечения качественного роста человека и подрастающего поколения в семье должны быть созданы соответствующие жизненные условия и материальные средства, включающие в себя уровень образования и культуры, жилищные условия, качество питания, здравоохранения, сферы услуг, возможности отдыха, снятия нервного напряжения.

Семья как социальный институт реализует своё существование через различные области отношений:

1. Социально-биологические отношения — охватывают сферу численности, планирования потомства, родственных связей, наследования.

4. Отношения, основанные на морали — это любовь и обязанность, родительская забота, привязанность к детям, уважение к женской и мужской достоинству.

5. Психологические связи — это психологическое сочетание, преодоление внутренних конфликтов.

6. Эстетические отношения — сохранение культурных традиций, эстетика общения, поведения, речи, искусства в семье.

Семья выполняет определенные функции:

1. Репродуктивная — обеспечение продолжения рода.

2. Хозяйственно-потребительская — управление домашним хозяйством.

3. Воспитательная — формирование личности, воспитание важных нравственных качеств.

4. Восстановительная — поддержание здоровья и организация отдыха.

Роль КДУ в семейном отдыхе.

Организация семейного досуга опирается на основные семейные отношения и учитывает все функции семьи. КДУ играют немаловажную роль в этом процессе, они придают большое значение семейному отдыху. Участвуя в совместных мероприятиях и программах, родители и дети находят близость друг к другу. Важны совместные беседы и конференции с участием специалистов-медиков, психологов, социальных работников, которые помогают поколениям в семье находить общий язык, учиться терпимости и вниманию друг к другу.

Большинство семей в РФ не увлекаются ничем (спорт, туризм, искусство, музыка, танец). Одна треть таких семей считается "неблагополучными", где воспитанию детей уделяется мало внимания, и дети часто ищут замену семье в клубах. Однако есть и семьи, которые активно проводят время вместе: исследования показывают, что такие семьи более сплоченные, менее склонные к конфликтам, и их дети реже становятся асоциальными.

Поделиться с друзьями:

Мы ценим ваше мнение! Была ли информация полезной? Да Нет

studopedia.su — Студопедия (2013 — 2024) год. Все материалы представленные на сайте только для ознакомления читателей и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последние обновления

Время создания страницы: 0.01 секунды.

Лекция 3. Организационные структуры менеджмента социально-культурной сферы

Организация – (франц. Organisation  от позднелатинского organizo – сообщаю стройный вид, устраиваю).

Организация – это система отношений, объединяющая группу людей для достижения определенной цели. Таким образом, для организации характерно: наличие целей; четкой иерархии власти, набора функциональных должностей и ролей, правил, регламентирующих отношения между ролями. Для всех видов организации характерно: 1. Наличие элементов социальной структуры; 2. Определенного типа деятельности; 3. Определенной степени внутренней организованности.

Различные группы функционируют внутри нее – социально-профессиональные, управленческие, формальные; и социально-психологические группы, неформальные. Принцип целесообразности присутствует в формальной организации; доминирует служебные отношения между людьми и функциональная подчиненность. Вертикальная связь и зависимость, объединенные служебными позициями, где каждое подразделение выстроено по иерархии: верхнее – управление – среднее – менеджеры – низшее – работники. В коммерческой организации основная цель – получение прибыли. Коммерческие организации могут быть маленькими, средними, большими.

Социально-культурная сфера, как правило, имеет дело с небольшими и средними организациями. Турфирму нельзя назвать корпорацией.

Существуют также некоммерческие организации, которые нацелены на удовлетворение потребностей граждан путем поддержки их инициативы и социальной активности. Формы таких организаций могут включать фонды, ассоциации, союзы и другие.

Замечательная книга организаций "Введение в организационное поведение и организационное моделирование" была написана Александрой Игоревной Кочетковой. Ее теория организации выделяет следующие характеристики:

  1. Организация отделена от внешней среды, и ее границы могут изменяться со временем.
  2. У организации есть несколько связанных между собой целей, упорядоченных по иерархии.
  3. Члены организации, на которых лежат определенные обязанности, вносят свой вклад в достижение общих целей.
  4. Для этого они устанавливают корпоративные стандарты поведения, которые включают общепризнанные ценности, установки и мотивы поведения персонала внутри организации.
  5. Некоторые компании предусматривают формальную координацию взаимодействия сотрудников.
  6. Структура организации определяет способы распределения задач, формальные механизмы координации и модели взаимодействия в процессе достижения целей. «Организация — это в первую очередь организм, а не механизм. Она действует рационально, органично и целенаправленно» (А.И.Кочеткова).

Таким образом, каждая организация имеет:

  • статутные цели и задачи;
  • структурные подразделения;
  • распределение функций между подразделениями;
  • внешнюю и внутреннюю среду;
  • систему управления;
  • используемые ресурсы.

Для достижения целей любой организации необходима организационная деятельность, которая заключается в распределении ресурсов. Это проявляется в разделении труда между отделами и службами, в официальной линии власти и координации различных задач. Инструментом для этого является организационная структура менеджмента, которая включает определение служебных обязанностей, официальные отношения подотчетности, координацию сотрудников, иерархию и распределение обязанностей.

Самая распространенная структура управления в организации — линейно-функциональная. Она осуществляется по принципу прямого подчинения сверху вниз. Руководители выдают распоряжения подчиненным и контролируют их исполнение, что обеспечивает единство управления и согласованность действий администрации и исполнителей.

Однако, сложность выполнения организацией своих задач и сложность самих задач вводит дополнительно функциональное управление через службы и подразделения, т. е. наделяя их определенными функциями. Однако функции весьма ограничены и централизованы. Вместе с тем, линейно-функциональное управление организацией (по вертикале) обладает достоинствами – простотой и строгостью управления. Но, имеет слабые горизонтальные связи в организации, что затрудняет быстроту и оперативность в решении задач.

Штабная структура управления уже линейной. Она создается по горизонтали и объединяет подразделения по специфике деятельности. Туда, как правило, относят кадровые службы, маркетинговые, исследовательские и иные службы.

Специфика социокультурного менеджмента заключается в работе в творческих организациях, где трудятся креативные люди, для которых характерны: концептуальное мышление, открытость сознания; оригинальность, минимум власти, независимость, уверенность в себе, склонность к игре, любознательность, свободный поиск идей и их самостоятельное воплощение, настойчивость, преданность идее, умение концентрироваться.

Характеристики творческих организаций включают в себя следующее:

  1. Открытые каналы коммуникации, контакты с внешними источниками, отсутствие четких границ между отделами и службами, дискуссии, использование методов мозгового штурма и групповой работы;
  2. Децентрализация, нечеткое определение трудовых обязанностей, отсутствие жесткого контроля, допустимость ошибок, поддерживается ситуация, когда люди бросают вызов боссам.
  3. Свобода выбора и изучения проблем, непостоянный состав команд, культура, в которой ценится игра, отсутствие практицизма, свободное обсуждение идей, долгосрочный горизонт деятельности.
  4. Предоставление ресурсов творческим личностям, работа над проектами не предполагает немедленной оплаты, система вознаграждения стимулирует инновации, освобождение от второстепенных обязанностей.

Инновационные организации могут быть разделены на категории в соответствии со своей социально-культурной направленностью. Например:

Учреждения культурно-досуговой сферы отличаются разнообразием форм предоставляемых услуг, различием внутренних структурных подразделений, объединенных общей целью — созданием условий для индивидуального выбора занятий.

Рекреационно-досуговые учреждения направлены на развитие досуговой самореализации людей, привлечение новых групп посетителей, разнообразие предлагаемых видов занятий, учитывая актуальный спрос на культурные программы.

Музейно-выставочные учреждения являются хранителями культуры, обогащая, просвещая и удовлетворяя познавательные интересы посетителей.

Концертно-зрелищные учреждения имеют основной целью приносить праздничное настроение, зрелищность и релаксацию в ходе проводимых мероприятий.

Театральные учреждения нацелены на распространение искусства, воспитание зрителей, сохранение театральных традиций и апробацию инновационных театральных постановок.

Учреждения социальной защиты осуществляют реализацию социальных программ помощи населению, находящемуся в социально незащищенном положении, и так далее.

По поводу управленческой структуры в организациях сферы творчества, я считаю, что матричная система управления наиболее подходит как по типу сотрудников, так и по особенностям данных организаций в социокультурной сфере.

Во-первых, матричная система управления является аналогом командного управления.

Её главная задача заключается в распределении различных видов деятельности по отдельным проектам, конкурирующим за доступ ко всем ресурсам организации. Проектные группы собираются на определенное время. По завершении работы над проектом сотрудники могут переходить в другие проектные группы внутри этой организации.

Матричное управление включает в себя несколько проектных групп. В такой системе менеджер должен быть адаптирован как внутри своей группы, так и за её пределами. Каждая команда имеет свой уникальный язык общения, стиль отношений и ценности. Однако, существуют и недостатки: размытые роли, возможность конфликтов с линейным руководством и возникновение нездоровой конкуренции. Среди преимуществ матричного управления можно выделить следующее: сосредоточение усилий на проекте, улучшенное планирование и контроль внутри группы, накопление опыта работы в команде, ценность демократических норм, где авторитет определяется знаниями, а не положением в иерархии, увеличение мотивации сотрудников за счёт творческого труда, улучшение коммуникации и контактов между коллегами.

В традиционном управлении компании подразделяются на закрытые и открытые системы. В социокультурной области действуют открытые организации, так как они взаимодействуют с внешней средой. Они зависят от клиентов, заказчиков и потребителей культурной продукции. Системы открытых организаций усложняются с развитием и с течением времени дифференцируются под влиянием внешних условий.

У каждой организации есть свои входные параметры, процессы преобразования и выходные данные. Она получает информацию из внешней среды, преобразует её в новый продукт или услугу и передает потребителю. В этих открытых организациях существует высокая зависимость от окружающей среды:

  1. Мировые рыночные факторы — колебания цен, валютные курсы, изменения международного законодательства;
  2. Политические факторы — конституционные основы, формы собственности, особенности законодательства, политическая нестабильность;
  3. Неожиданные обстоятельства и природные катаклизмы: тайфуны, цейтноты, ураганы, революции, войны и так далее.
  4. Состояние финансово-кредитной системы (экономический кризис) – важный экономический фактор.
  5. Уровень жизни, демографические проблемы, поведение потребителей культурных услуг, принадлежность к социальным группам и другие социально-демографические факторы имеют влияние на ситуацию.
  6. Состояние рынка труда, наличие и качество человеческих ресурсов, наличие природных ресурсов, инфраструктура – важные ресурсные факторы.
  7. Состояние окружающей среды, экологические катастрофы и экологическое законодательство – значимые экологические факторы, оказывающие воздействие.

У каждой компании есть свой жизненный цикл – период становления, развития и упадка. Этот процесс зависит от отраслевой принадлежности бизнеса, напряженности деятельности организации, наличия финансовых ресурсов, наличия конкурентов на рынке, уровня квалификации и профессионализма сотрудников.

Продолжительность жизненного цикла компании во многом зависит от способности адаптироваться и выживать в конкурентной среде. Адаптация связана с поиском и нахождением своей «ниши» на рынке и постоянным приспособлением к постоянно меняющемуся внешнему окружению.

В процессе своей работы мне приходилось открывать новые учебные заведения в различных регионах России. Для этого я изучал рынок образовательных услуг и договаривался с конкурентами о специальностях, которые не представлены в данном регионе. Только после этого я получал разрешение от совета ректоров на открытие филиала. Соблюдение достигнутых договоренностей также играет важную роль во взаимодействии с окружающей средой.

Организация должна быть способной адаптироваться к изменяющимся условиям рынка, иметь внутренний резерв плавучести и запасные варианты для выживания в случае нестыковки параметров выживания. Очень важна четко налаженная система внутриорганизационных процессов – информационных и коммуникационных.

Также организация должна быть гибкой и способной быстро реагировать на изменения внешней среды.

Организационная структура культуры

Классификация видов хозяйственной деятельности объединяет предприятия по принципу выполнения ими однородных функций. Она основана на объективном процессе общественного разделения труда.

Организационная классификация проводится на основе иных принципов и для других практических целей, определяются границы отраслей. В основе структуры отраслей лежит принцип единства: производителей объединяет система управления. Группу организаций, объединенных единым органом управления, называют «ведомство». Организационные границы отрасли связаны с ведомственной принадлежностью организаций. Формирование ведомств направлено на оптимизацию структуры управления, в первую очередь, государственной и муниципальной систем управления.

В современной экономической системе России, существует необходимость ведомств, руководимых отраслевыми министерствами, которые стали обязательной организационной формой, без которой невозможно было бы функционирование государственных организаций — предприятий и учреждений.

Существование внешней управляющей организации (внешнего управляющего лица — физического или юридического) в современной российской экономике характерно в первую очередь для организаций социально-культурной сферы. Это объясняется их местом в системе общественного воспроизводства. В качестве участников процесса перераспределения и потребления национального дохода, созданного в отраслях материального производства, эти организации связаны системой распределительных отношений, включая финансовые.

В первом случае речь идет о государственных и муниципальных учреждениях, включая организации в сфере культуры, которые созданы и финансируются государством или муниципалитетом за счет части национального дохода, перераспределенной через бюджет. Такие организации могут быть учреждены различными государственными органами управления, такими как Министерство культуры, а также другими органами, например, Министерством обороны, которое создало Центральный Академический театр Российской Армии, а также множество гарнизонных Домов офицеров и клубов.

Во втором случае подразумеваются заведения культуры, которые были созданы предприятиями (например, Дворец культуры ЗИЛа), общественными организациями (например, Дом творчества актеров Союза театральных деятелей РФ), а также гражданами (например, Фонд помощи молодым одаренным музыкантам М.Л. Ростроповича) за свой счет, что также является частью национального дохода.

Статус учреждения (или Фонда) как организации, созданной учредителем для достижения определенных социальных целей (в данном случае в сфере культуры), позволяет осуществлять эти отношения между заказчиком (учредителем) и исполнителем (организацией культуры) прежде всего через финансирование со стороны учредителя.

В соответствии с данным статусом, организация может быть финансово поддержана учредителем, передано ей имущество и назначен руководитель. В зависимости от этого, планируется деятельность организации. Таким образом, организация культуры оказывается прочно связанной с учредителем и входит в его ведомство. Поэтому организации культуры могут находиться в составе различных ведомств, включая Министерство культуры РФ (далее Минкультуры РФ).

Это ведомство существует в своем текущем составе с 2011 года. Его структуру можно представить следующим образом:

Министерство культуры РФ
Что такое организационно-управленческие структуры в учреждениях культуры: краткое определение и значимость
Федеральное архивное агентство (Росархив)
Федеральные подведомственные организации культуры, образования, науки, производственные предприятия

Рис.1. Организационная структура культуры федерального уровня

— разработке стратегий в области культуры, искусства, исторического наследия, кинематографии, архивного дела, авторских и смежных прав;- законодательному регулированию сферы культуры, искусства, исторического наследия, кинематографии, архивного дела, авторских и смежных прав;- управлению государственным имуществом;- предоставлению государственных услуг в области культуры и кинематографии;- координации и контролю деятельности подведомственных Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия и Федеральному архивному агентству.

Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент), входящая в состав Министерства образования и науки РФ, осуществляет регулирование отношений в области охраны и использования объектов интеллектуальной собственности, таких как изобретения, товарные знаки, компьютерные программы и другие объекты промышленной собственности.

Федеральное архивное агентство (Росархив) занимается предоставлением государственных услуг, управлением федеральным имуществом в сфере архивного дела. Под его юрисдикцию подпадают 15 федеральных государственных архивов и Всероссийский научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела.

Помимо росархива, федеральные организации (учреждения и предприятия) находятся в ведении Министерства культуры РФ.

Любое ведомство, включая Минкультуры РФ, состоит из следующих типов организаций:

— специализированные для ведомства;

— подготавливающие кадры для специализированных организаций;

— обеспечивающие специализированные организации учебными материалами;

— производящие оборудование для них;

— управляющие специализированными организациями.

Так, в Минкультуре РФ находятся следующие федеральные организации:

— культурные организации — Государственный академический Большой театр, Всероссийское музейное объединение «Третьяковская галерея», Государственный Эрмитаж, Государственный академический Мариинский театр, Государственный исторический музей, Федеральное государственное унитарное предприятие «Киноконцерн »Мосфильм»» и др.

– Научно-поисковые и проектные – Государственный институт изучения искусства, Государственный институт по проектированию театральных предприятий "Гипротеатр", Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева и т. Д.;

– Методические – Научно-методический центр по художественному образованию и другие;

– Производственные предприятия – Московский завод киноаппаратуры, Алтайский киномеханический завод, Зуевский завод по изготовлению аттракционов и театрального оборудования и т. Д.;

– Организация управления — Федеральное агентство

Следовательно, большинство федеральных культурных организаций входят в состав профильного ведомства, возглавляемого Министерством культуры РФ.

Однако упомянутый ранее Центральный театр Российской армии, а также Центральный дом ученых Российской академии наук, Дворец культуры Московского государственного технического университета им. Баумана, федеральное предприятие "Госконцерт", подведомственное Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, Государственная публичная научно-техническая библиотека Министерства образования и науки РФ, и подобные им учреждения культуры и искусства могут быть включены в состав других ведомств. В то же время в составе ведомства Минкультуры, помимо организаций культуры, находятся организации других отраслей, многие из приведенных примеров свидетельствуют об этом. Например, Московский государственный университет культуры и искусств, подведомственный Министерству культуры РФ, относится к отрасли образования; само Министерство культуры входит в состав отрасли государственного управления; Московский завод киноаппаратуры отнесен ОКВЭД к обрабатывающей промышленности.

В структуре ведомства, как и в области, взаимодействие между организациями основано на технологических связях. Однако эти связи подкреплены финансовыми потоками (от учредителя к организации) и административными рычагами (назначение и увольнение руководителя, утверждение устава и т.д.). Именно поэтому модель структуры ведомства достаточно прочная и устойчивая, хотя границы этой модели, включающие различное количество организаций и их типов, не являются постоянными.

В 2008 году произошли кардинальные изменения в структуре федерального ведомства культуры. За период с 2004 по 2008 год Министерство культуры руководило федеральными СМИ при помощи Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Однако средства массовой информации — отрасль со своими уникальными производственными особенностями. Именно этот аргумент послужил основанием для передачи управления федеральными СМИ (издательствами, информационными агентствами, теле- и радиокомпаниями) в 2008 году Министерству связи и массовых коммуникаций РФ, в состав которого теперь входит Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям.

До 90-х годов структура ведомства культуры была жесткой и вертикальной, где каждое звено подчинялось верхнему. Финансовые потоки бюджетных средств были основой этой вертикали, поступая сверху вниз. С принятием новых законов и кодексов бюджетные средства стали доступны каждому уровню. Теперь зависимость уровней стала главным образом горизонтальной, от налогоплательщиков до управления культурой на территории. Поэтому единое ведомство теперь представляет собой множество самостоятельных структур регионального и муниципального уровня.

На рисунке 2 показаны областные организации в сфере культуры, искусства и образования, которые управляются Департаментом культуры Костромской области и формируют организационную структуру культуры на областном уровне. На территории Костромской области также находятся федеральные организации в сфере культуры (например, федеральный мемориальный и природный музей-заповедник "Щелыково"), которые подчиняются Министерству культуры РФ и не входят в состав областной структуры. Муниципалитеты Костромской области, их отделы культуры и муниципальные организации (культурно-досуговые учреждения, музеи, библиотеки) формируют организационные структуры культуры на муниципальном уровне. Таким образом, на территории одной области существуют организации культуры различных уровней подчинения.

Рис. 2. Организационная структура культуры областного уровня

Таблица 1 показывает, как соотносятся организации культуры ведомственного и вневедомственного подчинения. Она содержит информацию о самых развитых сетях учреждений, которые традиционны для культурной отрасли России. Из таблицы видно, что 96,8% таких организаций находятся в ведении Министерства культуры России, и лишь 3,2% — в других ведомствах.

Структура отрасли культуры в 2009 году1

Организации культурыЧисло организацийОтношение организаций ведомства МК РФ к общей численности (в %)
всеговедомства Минкультуры РФдругих ведомств
Культурно-досуговые учреждения
Библиотеки
Музеи
Театры

Таблица 2 отображает изменения в работе культурных организаций в России с 2001 по 2009 год. За эти 8 лет продолжалось сокращение числа общедоступных библиотек, культурно-досуговых учреждений (клубов, домов и дворцов культуры) и киноустановок, основная причина которого — уменьшение сельского населения и сельских населенных пунктов (из общего числа библиотек и клубных учреждений 77% — сельские). Это привело к централизации – созданию межмуниципальных библиотечных и клубных объединений и централизованных систем.

Уменьшение числа кинотеатров привело к значительному снижению государственного финансирования киноиндустрии, что привело к закрытию или частичной приватизации кинотеатров. Рост числа музеев, особенно краеведческих, можно объяснить расширением автономии регионов, что сопровождается увеличением внимания к уникальной культуре каждой территории. Этой всемирной тенденцией является увеличение числа городских зоопарков, о чем свидетельствует появление в России за последние 3 года шести новых зоопарков и экзотериумов (коллекций редких насекомых и рептилий). В театрах и цирках произошел небольшой рост (на 6%).

В отличие от умеренной динамики государственных и муниципальных организаций культуры, отраженной в таблице 2, у частных организаций культуры наблюдается стабильный и значительный рост.

Проектное финансирование культурной деятельности

Enottt 8 лет ago

Финансирование организаций культуры

Enottt 8 лет ago

Организационная структура управления учреждений культуры и искусства

Главная цель данного исследования заключается в выяснении влияния организационной структуры на управленческую деятельность учреждений социально-культурной сферы. Для достижения этой цели ставятся следующие задачи:

— изучение различных типов организационной структуры управления;

— выявление особенностей организационной структуры управления в социально-культурной сфере;

— анализ организационной структуры управления в ДК «Водник»;

— изучение организационной структуры управления в Театре кукол.

Глава 1. Определение организационной структуры управления в сфере культуры……………………………………………………………………..…….7

Виды организационной структуры управления………………………….…7 Специфика организационной структуры управления СКС……………. 13 Глава 2. Технология функционирования организационной структуры управления учреждений культуры и искусства г. Тюмени…………………. 23

Статья 2.1: Структура управления Домом культуры «Водник» — страница 23

Раздел 2.2: Организационная структура работы Театра кукол — страница 28

Содержимое работы — 1 файл

— 190.50 Кб (Скачать файл)

Курсовая работа

по предмету: «Теория и практика СКМ»

на тему: «Организационная структура управления учреждений культуры и искусства»

Глава 1. Определение организационной структуры управления в сфере культуры………………………………………………………… …………..…….7

  1. Виды организационной структуры управления………………………….…7
  2. Специфика организационной структуры управления СКС……………. 13

Глава 2. Технология функционирования организационной структуры управления учреждений культуры и искусства г. Тюмени…………………. 23

2.1 Организационная структура управления ДК « Водник»……………….….23

2.2 Управленческая структура деятельности Театра кукол…………………..28

Культурная сфера — одно из самых важных направлений в жизни общества, которое всегда остается актуальным. Отсутствие культурных связей между жителями определенной территории, непонимание и неуважение традиций, неграмотность и нежелание учить уроки истории могут привести к разрушительным последствиям как для отдельной личности, так и для всего общества. Состояние культуры влияет на духовное развитие людей, оказывающее влияние на их поведение. Оттого, что будет транслироваться через "культурные каналы" и как будет восприниматься, зависит наше будущее и база для построения нового общества, основанного на взаимоуважении, соблюдении законов и моральных норм.

  • Рассмотрения различных типов организационной структуры управления;
  • Выявления особенностей организационной структуры управления в сфере социальной и культурной деятельности;
  • Анализа организационной структуры управления в Доме культуры "Водник";
  • Изучения организационной структуры управления в Театре кукол.

Гипотеза исследования заключается в том, что в каждом культурном учреждении существует своя структура управления. Четкое управление в учреждении СКС достижимо только в том случае, если:

  1. разработка организационной структуры конкретного предприятия с учетом особенностей его деятельности;
  2. создание наглядных (схематических) структур управления с четким распределением обязанностей и подчинения;
  3. проведение адресной информационной работы среди сотрудников предприятия по вопросам функционирования организационной структуры.

Организационная структура управления предприятия тесно взаимосвязана с организационной структурой управления в сфере культуры.

Объектом исследования является организационная структура управления конкретного предприятия или учреждения.

Предмет исследования – особенности управленческой структуры в учреждениях культуры.

Методы исследования:

Методологическая база исследования:

  1. Взгляд А.Б. на управление в организации заключается в том, что это объединение специализированных функциональных подразделений, которые взаимосвязаны в процессе принятия и реализации управленческих решений. [3, c. 17]
  2. Это исследование имеет практическую значимость для специалистов в области культуры и заочных студентов, работающих в этой сфере, которые могут использовать рекомендации данной работы на семинарских занятиях, проанализировать и подготовить доклады и сообщения на эту тему.
  3. Объекты исследования: МАУК ДК «Водник» и Тюменский Театр кукол.
  4. Этапы исследования:
  5. (сентябрь 2009г. – декабрь 2009г.)

Изучение темы исследования, научное обоснование исследования, подбор теоретических источников, определение цели и задач, объекта и предмета, формулирование гипотез исследования.

  1. (январь 2010г. – май 2010г.)

Анализ литературы по выбранной теме исследования, изучение практического опыта учреждений культуры и искусства. Подведение итогов и разработка рекомендаций.

Основные изначальные понятия

Организационная структура управления – это совокупность звеньев управления, находящихся во взаимосвязи и обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. [11, c. 92]

Структура – это архитектоника, наличие отдельных частей и соотношения между ними, степень жесткости/гибкости организационной конфигурации, типы взаимодействий между внутренними элементами. [1, c. 255]

Организация системы — это устройство взаимосвязей и взаимоотношений между её подсистемами и элементами, а также собственно состав этих подсистем и элементов, каждому из которых обычно соответствует определенная функция. [31]

Клубное учреждение — организация, основной целью которой является изучение потребностей, предоставление различных услуг населению социально-культурного, просветительского, здоровьесберегающего и развлекательного характера, создание условий для занятий любительским художественным творчеством. [9, с. 345]

Структура театра — это совокупность специализированных подразделений театра, взаимодействующих в процессе подготовки и показа спектаклей и других публичных представлений.

Театр – это учреждение культуры, занимающееся профессиональной театральной деятельностью для удовлетворения и формирования духовных потребностей зрителей в сфере сценического искусства. [8, c. 225]

Глава 1. Определение организационной структуры управления в сфере культуры

  1. Различные виды организационной структуры управления

Организационная структура управления представляет собой систему управления, взаимосвязанную и соподчиненную, обеспечивающую функционирование и развитие организации как единого целого. Структура управления организацией — это система специализированных функциональных подразделений, связанных в процессе обоснования, выработки, принятия и реализации управленческих решений.

В сочинении Н. А. Зайцевой отмечается, что организационная структура управления предприятием представляет собой систему взаимосвязанных элементов, находящихся в устойчивых отношениях, обеспечивающих их развитие и функционирование как единого целого.[11, c. 92]

Под организационной структурой фирмы понимается её организация из отдельных подразделений с их взаимосвязями, которые определяются поставленными перед фирмой и её подразделениями целями и распределением между ними функций. Организационная структура предусматривает распределение функций и полномочий на принятие решений между руководящими работниками фирмы, ответственными за деятельность структурных подразделений, составляющих организацию фирмы.

Организация управления складывается из компонентов, их соотношений, расположения и взаимосвязей между подсистемами. Создание такой структуры направлено на распределение прав и ответственности между различными подразделениями.

В рамках организационной структуры управления происходит управленческий процесс, в ходе которого распределяются функции и задачи управления между участниками. Организационная структура представляет собой форму разделения и сотрудничества в управленческой деятельности, направленной на достижение целей организации. Структура управления включает все цели, распределенные между различными звеньями, и их взаимосвязь обеспечивает координацию выполнения.

Основные проблемы, возникающие при разработке структур управления:

• Определение целей, условий работы и стимулирование отдельных подразделений для установления правильных взаимоотношений;

• Распределение ответственности среди руководителей;

• Выбор конкретных схем управления и последовательности процедур принятия решений;

• Организация информационных потоков;

• Выбор подходящих технических средств.

Проблема улучшения организационной структуры управления требует определения функций подразделений, прав и обязанностей руководителей и сотрудников, устранения лишней сложности, дублирования функций и информационных потоков. Основная цель заключается в повышении эффективности управления.

Организационная структура фирмы направлена ​​на установление четких взаимосвязей между отдельными подразделениями и распределение прав и ответственности между ними. Она также реализует различные требования к усовершенствованию систем управления, выраженные в различных принципах.

Управленческие структуры промышленных фирм разнообразны и определяются множеством объективных факторов и условий, таких как размеры производственной деятельности, производственный профиль, характер выпускаемой продукции и технология её производства, сфера деятельности, масштабы заграничной деятельности и формы её осуществления, а также характер монополистического объединения. Организационная структура и управление фирмой постоянно изменяются и совершенствуются в соответствии с изменяющимися условиями.

Существуют различные формы организационных структур управления, которые зависят от типа взаимосвязей между подразделениями.

Первая форма — линейная организационная структура, основанная на единстве распределения поручений, согласно которой только вышестоящая инстанция имеет право отдавать распоряжения. Это обеспечивает единство управления и формирует аппарат управления из взаимоподчинённых органов по иерархической лестнице. Каждый подчинённый имеет своего руководителя, а руководитель имеет несколько подчинённых. Непосредственное взаимодействие между руководителями запрещено, они должны общаться через ближайшую вышестоящую инстанцию. Такую структуру часто называют однолинейной.

Билет. Организационно-управленческие структуры и их значение

Организация включает в себя производственную и управленческую деятельность. Это понятие объединяет как структурную, так и поведенческую стороны управления, а также группы людей, совместно осуществляющих деятельность с целью достижения поставленных задач.

Организационная структура представляет собой целостную систему, специально созданную для эффективного достижения поставленных целей. Она должна разрабатываться сверху вниз, а структура управления — это совокупность взаимодействующих органов управления.

Руководители предприятий решают, как организовать работу, чтобы производить товары и услуги, развивать новые продукты и выходить на рынок. Одним из вариантов является линейно-функциональная структура управления. Ее плюсы: низкая стоимость, четкое распределение обязанностей, централизация контроля, общая производственно-творческая политика, оперативное принятие решений. Однако у нее есть минусы: отсутствие связей между подразделениями, зависимость от директора, перегруженность высшего руководства.

Второй дивизион — индивидуальные штабы — "+" каждый штаб выполнит полный цикл производственной и хозяйственной деятельности; каждый штаб ориентирован на конечную цель организации; внутри каждого штаба хорошо скоординирована работа. "-" Это более дорого, ослабляется контроль со стороны генерального директора; дублирование.

3. Проектная — проект создан и распределен, люди со знаниями собираются, плохо то, что эта структура временная. 4 Матричная — форма организации, в которой на обычную вертикальную иерархию накладывается совокупность горизонтальных полномочий, то есть на линейно-функциональную накладывается проектная; "+" не разрушается, разрушается только часть, можно решать глобальные вопросы; "-" — очень дорогая.

12 вопрос Годовой план и его структура

Планирование – это одна из важных функций управления. Оно представляет собой систематическую подготовку к принятию решений о постановке целей, выборе средств и определении последующих действий. В рамках планирования осуществляется определение конечной цели и способов её достижения в определенный период времени.

Структура годового плана включает следующие разделы: титульный лист (с указанием утверждения и согласования), введение (с формулировкой основных целей и задач, определением приоритетных направлений деятельности), перечень мероприятий в различных сферах (культурно-массовая и досуговая деятельность, развитие самодеятельного народного, художественного и технического творчества, работа с детьми, подростками и молодежью, укрепление материально-технической базы и административно-хозяйственной деятельности).

Структура записей в годовом плане предполагает указание: 1) номера по порядку, 2) названия раздела и конкретного мероприятия, 3) сроков проведения, 4) целевой аудитории, 5) места проведения.

Вопрос контроля за сферой культуры государством.

На федеральном уровне управление осуществляется Министерством культуры РФ, которое возглавляет отрасль и осуществляет функции организации, методического руководства, координации, регулирования, информирования и контроля. Подчиняются ему учреждения и предприятия федерального значения, финансируемые из федерального бюджета. В их компетенцию входит: разработка основ государственной культурной политики, программ, перспективных планов и прогнозов, социальных норм и стандартов деятельности; осуществление международного культурного сотрудничества и обмена; реализация кадровой политики; методическое обеспечение организации отрасли; регулирование отношений собственности между подведомственными организациями и местными органами власти.

Уровень управления субъектов федерации: Министерство культуры и комитет по культуре при Правительстве и администрации краев и областей; учреждения культуры и искусства подчиняются субъектам. Их функции аналогичны функциям министерства культуры.

Уровень органов муниципального значения: здесь выделяются 2 уровня — сельские поселения (управляются администрацией муниципального образования, на территории которого размещены данные учреждения, и финансируются из бюджета администрации муниципального образования) и городские поселения (управляются комитетом или отделом по культуре).

Далее рассматривается вопрос функций менеджмента.

Менеджмент – это управление производством, которое включает в себя различные методы, принципы, средства и формы, разработанные и применяемые с целью улучшения производства и получения прибыли.

Менеджмент представляет собой особую форму управления.

Основные обязанности — это набор регулярно повторяющихся шагов руководителя, которые обеспечивают функционирование управленческих процессов в организации.

1. Планирование — это процесс постановки целей и их достижения. Программирование — методы достижения целей, объединяя вокруг них различные ресурсы. Прогнозирование — научный процесс предвидения. Прогнозирование включает: 1) состояние текущей организации. 2) Направление движения, цели, которые необходимо достичь.

3) Что может помешать достижению поставленных задач.

4) Какие ресурсы потребуются для реализации.

2. Организационная деятельность заключается в установлении порядка и условий работы организации. Основные направления включают в себя разработку организационных структур, организацию процесса производства и труда, распределение обязанностей, а Внутрифирменные коммуникации (отношения в коллективе) и установление отношений с внешней средой (с другими организациями).

3. Координация и регулирование

4. Мотивация и стимулирование работников — это заинтересованность работников в выполнении своих обязанностей, создание у них внутреннего побуждения к выполнению своих обязанностей. Существуют две формы воздействия: принуждение и побуждение.

4. Контроль — это инструмент, который позволяет оценить эффективность работы менеджера. Функция контроля связана с тем, чтобы убедиться, что установленные планы выполняются. Контроль характеризуется стабильностью и разработкой системы контроля. Основное в контроле — это методическая поддержка, которая обязательно основана на обратной связи.

Виды контроля: этапный, текущий, итоговый. Координирование — это обеспечение согласованности работы всех элементов.

Вопрос: Как организать управление трудом на предприятиях отрасли К и И?

Организация труда должна быть научной — под технологией производственно-творческого процесса подразумевается конкретные способы создания определенных видов услуг, определенный порядок процесса, последовательность операций, режим работы оборудования и работников — это помогает повысить эффективность и качество труда. Также необходимо внедрение современных технических средств.

Факторы улучшения организации труда: 1. Оптимизация форм сотрудничества и разделения труда 2. Совершенствование условий труда на рабочих местах 3. Рациональное применение методов и приемов работы 4. Повышение качества труда при повышении квалификации 5. Улучшение нормирования труда и системы стимулирования 6. Укрепление дисциплины труда и развитие творческого потенциала (личный пример руководителя демонстрирует дисциплину каждому подчиненному)

Тема: Подготовка персонала для управления и исследований. Цели и задачи.

Решение проблем с кадрами представляет собой систему, включающую: 1) Планирование и организацию подбора и размещения персонала; 2) Создание кадровых резервов; 3) Обучение и подготовку кадров; 4) Расстановку, контроль, учет и оценку работы персонала; 5) Научную организацию труда.

Организационно-управленческие технологии культурной сферы: сущность и особенности

Осуществление задач проекта зависит от тщательного поиска источников финансирования. Это требует от организаторов проведения анализа отрасли, рынка услуг и тенденций развития, а также экспертизы и оценок, на основе которых будут приняты обоснованные решения по привлечению государственной поддержки и спонсорских средств частных лиц и благотворительных организаций (маркетинговый анализ).

В рамках реализации социально-культурных программ и проектов, бизнес может предоставлять поддержку в различных формах, заключая выгодные договоры. Это может включать закупку оборудования, учреждение различных видов поощрений и получение грантов. В свою очередь, руководители проектов обязуются способствовать продвижению спонсирующей организации или её товаров.

Патронаж включает в себя финансовую и организационную поддержку на постоянной основе. Фонды поддержки и попечительские советы предоставляют различные льготы и средства для реализации культурных проектов (например, помещения и финансирование).

Сущность благотворительности (фонды, сообщества) заключается в особом виде филантропии и показывает проявление свободной воли при поддержке проекта без каких-либо обязательств со стороны его руководителей.

Отдельные социальные фонды становятся активными участниками разработки и реализации социальной политики региона, проводят лоббирование проектов и обеспечивают высокий стандарт их осуществления. Такой социальный посредник требует определенных затрат — примерно 10% от стоимости проекта.

Для поддержки проекта часто используется метод фандрайзинга, который включает в себя прямые или письменные контакты организатора с потенциальным спонсором. Основной ключ к успеху в этом деле — привлекательность проекта, будь то коммерческая или имиджевая (реклама, связи с общественностью), а также престиж участия спонсора, подтверждающий или продвигающий его социальный статус.

Планирование управления конкретного проекта учитывает его содержание, виды деятельности, уровень принятия решений и сроки выполнения. В зависимости от:

  • содержания планы могут быть тематическими (по одному из направлений), системными (со множеством направлений) или комплексными (со всеми направлениями);
  • уровня принятия решений планы могут быть федеральными, республиканскими, областными, краевыми, региональными, городскими, планами учреждений и организаций, их подразделений, а также индивидуальными планами;
  • степени директивности планы бывают прогнозными, рекомендательными, директивными (обязательные к выполнению);
  • сроков реализации планы подразделяются на перспективные и текущие (краткосрочные и оперативные).

Одним из ключевых аспектов в организационно-управленческих технологиях является система контроля, которая направлена на выявление успешных практик и недостатков, выявленных в процессе реализации проекта. Этому способствуют учет и отчетность, которые осуществляются в четырех видах: текущий (первичный, оперативный), статистический, бухгалтерский, творческий.

Творческие отчеты отражают уровень выполненной работы и представляют собой привлекательную форму для коллективов, отдельных исполнителей, учреждений, организаций, фестивалей, конкурсов, дней культуры на местном и федеральном уровнях.

Статистические отчеты формируются на основе данных, полученных в ходе текущей работы, обычно в виде специальных таблиц.

Контрольная система предусматривает несколько видов: внутриорганизационный контроль от вышестоящей учреждения-учредителя; государственный контроль от государства через ревизионные органы и общественный контроль со стороны общественных организаций (профсоюзов, творческих союзов, средств массовой информации), а также контроль граждан.

Основные требования к корпоративной культуре организаторов формируют и утверждают облик проекта. Включают в себя стиль управления, культуру общения, формы управления внутрипроектной жизнью, информационный дизайн и возможные ограничения.

Контрольные вопросы:

1. Что входит в понятие «организационно-управленческие технологии»?

2. Какие элементы включает в себя управление социально-культурной деятельностью?

3. Опишите этапы управленческой деятельности при реализации социально-культурного проекта и сравните их с организаторской деятельностью. В чем их сходство и различия?

4. Что представляет собой "организационно-корпоративная культура" и какую роль она играет при реализации проекта?

5. Какие способы работы со спонсорами вам известны?

6. Какие специфические технологии управления субъектами в сфере социально-культурной деятельности вам известны?

Основная литература: 1,3,4,5

Механизмы менеджмента в сфере культуры

Для успешного управления в сфере культуры необходимо понимать и анализировать механизмы управленческой деятельности, а также эффективно осуществлять управленческие функции.

Важно не только понимать понятия принципов менеджмента, целеполагания, функций, методов и т.д., но и применять различные точки зрения на ключевые аспекты управленческой деятельности для полного теоретического освещения характеристик менеджмента.

Авторы учебника по менеджменту в сфере культуры, Г.Л. Тульчинский и Е.Л. Шекова, отмечают, что не все теоретические подходы к менеджменту подходят для практического применения. При начале работы в конкретной организации (например, в музее, театре или выставочном комплексе), менеджеру проще использовать базовые категории, чтобы понимать, какие действия необходимо предпринимать и как решить определенные проблемы организации.

Поэтому авторы предлагают уделить внимание механизмам менеджмента, с фокусом на технологическом или инструментальном подходе к системе управления в сфере культуры. "Это относительно целостное сочетание целей, функций и средств, которые позволяют достигать конкретных результатов".

‒ управление персоналом;

При рассмотрении управления как совокупности работы этих четырех аспектов у будущих менеджеров культуры формируется четкая структура отдельных компонентов управленческой деятельности, по каждой из которых необходимо провести соответствующую работу. Рассмотрим подробнее вышеупомянутые аспекты.

Организационно-управленческий аспект. В сфере культуры данный аспект приобретает ключевое значение на протяжении длительного времени. Работа этого аспекта, также известного как аппарат управления, заключается в системе распределения полномочий (прав и обязанностей), зафиксированных в организационных документах.

Управление без специального оборудования практически невозможно, и здесь самое важное — это правильное распределение полномочий, а также ясность этого распределения (кто кому подчиняется, кто контролирует кого и по каким вопросам и т.д.) в официальных документах.

Официальные документы включают в себя уставы, положения, договоры, должностные инструкции. Учреждения культуры чаще всего оперируют на основе уставов или положений.

Эти документы регулируют все аспекты деятельности учреждений культуры (дома народного творчества, культурно-досуговые учреждения, библиотеки и т.д.). В них указывается организационно-правовая форма учреждения, его цели, направления работы, порядок финансирования, управления и т.д.

Для организации работы каждого сотрудника необходимо разрабатывать инструкции, содержащие описание должности, требования к сотруднику, процесс назначения, а также права, обязанности и степень ответственности.

Штатные расписания также играют важную роль в организационно-административной структуре, устанавливая количество должностей и размеры должностных окладов.

Управление в культурном учреждении не ограничивается только административным процессом. Экономический механизм приобретает значительное значение в вопросах рентабельности и эффективности работы учреждения культуры.

Экономический механизм означает управление материальными и ресурсными потоками (финансовыми, материально-техническими и прочими ресурсами), организацию хозяйственной деятельности, расчеты, экономическое стимулирование (например, заработная плата, материальное поощрение и т. д.).

Современные исследования свидетельствуют о том, что в советское время практика управленческой деятельности различными способами (включая теневые) использовала преимущества экономического механизма.

Однако эти методы экономического регулирования сегодня противоречат организационно-административным механизмам. Например, до сих пор не решена проблема адекватного государственно-правового регулирования деятельности в сфере культуры, которое позволило бы создать благоприятные условия для существования культурных учреждений в условиях рынка.

Государство создает серьезные административные препятствия, которые мешают активному развитию экономических процессов в сфере культуры (управление, "застой" в бюрократической системе, централизация, плановые задания по платным услугам и т.д.).

Работа с персоналом. Работа с персоналом — это работа по подбору и подготовке квалифицированных сотрудников, стимулированию их активности, эффективному и ответственному труду. На современном этапе развития управления отношение к работе с кадровым составом кардинально изменилось.

До недавнего времени считалось, что управление персоналом является всего лишь дополнительным элементом системы управления, и что любой сотрудник может быть заменен другим. Однако современные исследования в области управления подчеркивают важную роль социальных ресурсов, человеческого капитала, то есть талантливых или успешно мотивированных сотрудников, в деятельности любой организации.

В последнее время появились так называемые "персонально-ориентированные технологии", которые способствуют созданию комфортных условий для работы персонала и формируют команду, способную к активному и креативному поведению на рынке.

Поэтому компания создала специальную стратегию — привлекать на свою фирму перспективных и инициативных работников, ориентируясь не на предлагаемую программу, а на их собственную инициативу. Таким образом, они смогут найти интересные проекты, соответствующие их потенциалу.

Главное правило здесь заключается в том, что структура не порождает программы и проекты, а наоборот — структуры создаются под программы и проекты, которые разрабатываются конкретными людьми. Поэтому работа с персоналом является не менее важным механизмом, способным принести ощутимую пользу культурным учреждениям.

Информационный механизм представляет собой систему, объединяющую все предыдущие механизмы для эффективной работы. Он включает в себя работу с актуальной информацией и активизирует все предыдущие механизмы менеджмента. Авторы разъясняют суть данного механизма.

Руководство организацией связано с принятием решений, которые являются основой деятельности менеджмента. Эти решения направлены на достижение целей организации и включают в себя планирование, контроль, учет и отчетность. Все эти процессы связаны с документооборотом — подготовкой, утверждением, использованием и хранением соответствующих документов.

Сущность информационного механизма заключается в соотношении и взаимосвязи управленческих решений, планирования, контроля, учета и отчетности, а также документооборота. Его функционирование связано с генерацией специфической информации и ее оформлением в документы.

По мнению Г.Л. Тульчинского и Е.Л. Шековой, система этих четырех механизмов является неотъемлемой и достаточной для осуществления любого управления.

Тем не менее, отсутствие или неправильное функционирование хотя бы одного из этих механизмов может негативно сказаться на управлении. Поэтому в учреждениях, работающих в области культуры, необходимо обеспечить распределение полномочий, предоставление ресурсов, развитие компетенций и мотивации, а также осуществление принятия и контроля за решениями.

Оцените статью
SPBINFO24.RU
Добавить комментарий