Культура — это совокупность материальных и духовных ценностей, норм, обычаев и знаний, которые формируют образ жизни людей в определенной социальной группе. Она охватывает искусства, религию, традиции, язык и повседневные практики, определяя человеческое взаимодействие и восприятие мира.
Культура возникла в древности, когда человеческие сообщества начали осознанно создавать и передавать свои достижения и опыт. Ее развитие связывают с процессами социализации и коммуникативной практики, где каждый народ и группа вносили свой вклад, формируя уникальные культурные традиции и символику.
Что такое культура где она возникла кто ее создал
Вторая лекция
Эволюция представлений о культуре
Понятие «культура» является многозначным и одним из наиболее часто используемых в научных и повседневных обсуждениях.
Слово «культура» происходит от латинского глагола «colere», который имел множество значений: обитать, обрабатывать, чтить и другие, некоторые из которых со временем превратились в отдельные слова.
Изначально слово «культура» имело следующие значения:
· выращивание чего-либо, обычно растений или животных;
· возделывание, обработка земли;
· чтение, поклонение, служение чему-либо.
Римский оратор и философ Марк Тулий Цицерон (106-43 г. до н. э.) в своем труде «Тускуланские беседы» (45 г. до н. э.) использовал слово «культура» в переносном смысле: обработка, улучшение, развитие, упорядочение души и ума.
Постепенно термин "cultura" в латинском языке, обозначавший что-то искусственное, стал противопоставляться понятию "natura", как чему-то естественному.
В современных европейских языках можно выделить четыре основных значения (за исключением сельскохозяйственного и естественнонаучного значения):
· абстрактное обозначение процесса интеллектуального, духовного и эстетического развития;
· описание состояния общества, основанного на законе, порядке, мягкости нравов и т. д.;
· абстрактное указание на особенности способа существования или образа жизни, характерных для определенного общества, группы людей или исторического периода;
· абстрактное обозначение форм и продуктов интеллектуальной и, прежде всего, художественной деятельности.
Понятие культуры прошло долгий путь становления.
В старой Греции существовало понятие "пайдейя" (древнегр. – воспитание ребенка), которое обозначало процесс подготовки граждан в древнегреческом городе-государстве. Содержание гражданского идеала в древнегреческой культуре не раз менялось, но неизменным оставалось представление о том, что поведение воспитанного человека (прошедшего процесс пайдейи) соответствует определенным правилам и принципам. Именно "упорядоченность" отличала, по мнению древних греков, человека от животного, эллина от варвара, свободного от раба. Похожие представления отразились в латинском понятии "humanitas" (человечность), обозначавшем качества, свойственные только человеку, которые, по мнению древних римлян, достигались напряженным трудом, доблестью, образованием и воспитанием.
Согласно средневековым взглядам, культура представляет собой внеземное, воплощенное божественное откровение. Она представляет собой Божественную способность преодоления ограниченности человеческой природы через постоянное внутреннее совершенствование.
Эпоха Возрождения привнесла новое понимание культуры как результат свободной творческой активности человека, закрепленной в общественных явлениях и в явлениях духовного и материального мира.
В Новое время понятие культуры связывалось с высоким уровнем человеческой деятельности, основанной на принципах рациональности. Оно может быть достигнуто только через процесс самовоспитания личности.
В эпоху Просвещения культура была признана важным аспектом общественной жизни. Приверженцы этого движения полагали, что культурные явления (мораль, искусство, обычаи и т. п.) возникают как результат человеческой воли и являются неотъемлемой частью общества.
Итальянскому мыслителю Д. Вико (1668-1744) и немецкому просветителю И. Г. Гердеру (1744-1803) принадлежит заслуга в разработке принципа историзма, согласно которому необходимо рассматривать каждое культурное явление в контексте исторического развития.
И. Г. Гердер видел культуру как способ жизнедеятельности, который придает человеку сверхприродные качества. Он сыграл важную роль в развитии культурологии и первым использовал термин «культуры» во множественном числе, признавая существование различных уникальных культурно-исторических образований.
Иммануил Кант (1724-1804), основатель немецкой философии, выделял "мир природы" и "мир свободы" (культуру), который формируется человеком. Он определил культуру как "приобретение разумным существом способности ставить любые цели вообще" и осуществление имеющихся задатков.
В работах немецкого философа Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831) культура рассматривается как явление, развивающееся в соответствии с рациональными принципами.
Карл Маркс (1818-1883), немецкий философ, впервые назвал материальное производство основанием культурной эволюции в социогуманитарных науках, считая, что состояние культуры зависит от уровня развития экономики.
В XVIII-XIX веках культура часто рассматривалась как организм, где социальные институты сравнивались с органами и частями тела, а социокультурные процессы – с физиологическими процессами. Такой взгляд был свойственен, например, английскому социологу Г. Спенсеру (1820-1903).
Особую значимость в развитии культурологии имеют исследования культуры в рамках культурной антропологии. Можно выделить три основных этапа в развитии культурной антропологии:
1800-1860 гг. – этнографический. На этом этапе был собран значительный научный материал, описывающий разнообразные типы культур.
1860-1895 гг. – эволюционистский. В это время в науке возникли первые теории культуры, в которых осуществлялось обобщение собранного фактического материала: эволюционизм, диффузионизм, функционализм.
В период с 1895 по 1925 год – это был период исторических перемен. Именно в это время были сформулированы культурологические теории, которые критиковали идею линейной эволюции культуры.
Проводя интенсивные этнографические исследования в XIX веке, был сделан вывод о том, что культура не ограничивается только самыми высокими достижениями общества, а Включает в себя значения и смыслы, определяющие повседневную жизнь людей.
Английский антрополог Э. Б. Тайлор (1832-1917) считается основателем эволюционизма в культурологии. Его школа рассматривает культуру как живой организм и полагает, что культурные организмы развиваются от простых форм к более сложным. Эволюционные взгляды на культуру разделяли также американский этнограф Л. Г. Морган (1818-1881), английский этнолог Д. Д. Фрейзер (1854-1941) и другие.
Л. Уайт представляет собой сторонника современной концепции неоэволюционизма. Он определяет культуру как способ взаимодействия с окружающим миром, изменения и контроля над естественными процессами с использованием символов. Все аспекты культуры являются отражением её материально-технического состояния, и главная роль в культурной эволюции принадлежит улучшению техники, развитию науки.
Диффузионизм – это направление в культурной антропологии, утверждающее, что различные социокультурные явления или культуры в общем могут иметь общий источник, мигрировать, распространяться путем диффузии и наложения друг на друга. Особое внимание диффузионизм уделял проблеме аккультурации – процессу взаимодействия культур. Немецкий этнолог Ф. Гребнер разработал "теорию культурных кругов", согласно которой все элементы культуры принадлежат определенным "культурным центрам" («кругам»), взаимодействуют между собой в географическом пространстве, распространяются путем миграции или смещения. Представителем диффузионизма является немецкий этнограф Л. Фробениус (1873-1938).
Б. Малиновский (1884-1942), известный как пионер функциональной школы в культурологии, считал, что культура представляет собой единую и гармонично функционирующую систему, где каждый элемент выполняет ключевую роль. Он понимал функцию как удовлетворение потребности в действии, в процессе которого люди объединяются. Б. Малиновский уделял значительное внимание анализу возникновения и значения различных социальных институтов.
Р. Редклифф-Браун (1881-1955), также известный как основоположник функциональной школы, полагал, что любое социокультурное образование следует рассматривать как структуру, состоящую из взаимосвязанных элементов. Изучение культуры должно обязательно включать анализ функций ее составляющих частей в отношении друг к другу и к целому.
Понятие функции, разработанное французским социологом Э. Дюркгеймом (1858-1917), отражает соответствие социокультурных явлений определенным потребностям общества.
Т. Парсонс (1902-1979), американский социолог, занимает важное место в современной социогуманитарной науке. Он создал теорию человеческого действия, согласно которой все действия человека определяются общепринятыми нормами, субъективными переживаниями и символическими механизмами регуляции (культурными смыслами, такими как язык, мифология и т.д.).
Согласно функционализму, культура рассматривается как живой организм, в котором различные взаимосвязанные органы выполняют определенные функции.
Франц Боас (1858-1942), американский этнограф, отверг возможность сделать обобщения в исследовании культур из-за уникальности каждого культурно-исторического явления. Он предложил свой исторический метод изучения культуры, что заложило основы исторического подхода в культурной антропологии.
В рамках исторического подхода были разработаны теории циклических культур. Н.Я. Данилевский (1822-1885) стал автором такой теории в России, О. Шпенглер (1880-1936) – в Германии, А. Тойнби (1889-1975) – в Англии, а П. Сорокин (1889-1968) – в США. По мнению их авторов, мировая культура разделяется на множество уникальных культурно-исторических явлений, каждое из которых проходит через естественный цикл развития: становление, процветание, упадок, и угасание.
Революционным достижением в области культурной антропологии является концепция структурализма, основанная на работах французского этнолога К. Леви-Стросса (р. 1908). Согласно структуралистической теории, культура интерпретируется как продукт способности и желания человека особенным образом отражать своё окружение, что делает культурные явления элементами коммуникативного процесса в обществе.
Открытия в области культурной антропологии привели к переходу от эмпирического изучения культуры к её философскому анализу.
Становится очевидным, что классические теории, в отличие от современных культурологических концепций, стремились к рациональному пониманию культуры.
Таким образом, мы убедились, что история культурологии имеет древние корни и занимает важное место в общественном сознании. Многие ученые и мыслители пытались раскрыть суть культуры и выявить ее влияние на духовное развитие человека. История культурологической мысли лежит в основе исторической культурологии, определяя ее методологию и теоретические основы.
При изучении культурологии необходимо ознакомиться с трудами выдающихся авторов, чьи идеи и концепции оказали влияние на развитие этой науки. Эволюция представлений о культуре протекала в различных направлениях, и это разнообразие частично описано в данной лекции. Концепции и теории культуры не исключали друг друга, а лишь обогащали знания об этом сложном явлении.
Эти теории часто содержат субъективные предпочтения авторов, но это отражает реальность культуры, которая всегда связана со субъективным восприятием и отношением к жизни.
Возникновение и развитие культуры
Основные этапы развития культуры:
- Зарождение культуры
- Первобытная культура
- Мифологическое сознание
- Античная культура
- Культура Средневековья
- Культура Возрождения
- Культура индустриального общества
- Современная культура
Что такое культура где она возникла кто ее создал
Продолжаем изучать учебник)) Понятие "культура" играет ключевую роль в культурологии. В своем современном понимании оно стало частью современного европейского мышления с конца XVIII века, несмотря на то, что идея культуры возникла намного раньше.
Происхождение слова "культура" связано с латинским словом, которое означает обработку земли, ее улучшение, то есть изменения созданные человеком в природной среде в отличие от изменений, вызванных естественными процессами. Уже в этом первоначальном значении слова заложена важная особенность — единство культуры, человека и его деятельности, хотя это понятие может иметь различную интерпретацию. Например, древние греки видели в воспитанности свое основное отличие от "диких", "некультурных варваров". — Кто такие эллины? — Это же древние греки. — Почему они называют себя "эллины"? — Видимо, это было их собственное название. — Как будет "культура" на древнегреческом языке? — Зачем это узнавать? — Просто интересно.
Эллины (греч. Hellenes) — это самоназвание греков, которое было широко распространено в античную эпоху. Впервые это слово встречается у Гомера, однако оно относилось только к одному племени, заселявшему небольшую область в южной Фессалии — Эллада; Аристотель уточняет его местоположение в Эпире. Согласно мифологии, родоначальником эллинов был Эллин, сын Девкалиона и Пирры.
Термин "эллины" как название всех греков был впервые использован поэтом Архилохом (VII в. до н.э.). В период Греко-персидских войн этот термин стал относиться ко всей материковой Греции, а во времена А. Македонского распространился по всей территории, на которой обитали греки. — дальше про эллинов тут.
— Интересно, что древние греки имели культуру, но не имели слова для ее обозначения? О_о — Почему не имели? Возможно, у них было такое слово. Древнегреческое))) — А какое? — Вот оно: Πολιτισμός — Но это же современный греческий язык! — Ну и что.
Главное — понять, что они этими символами написали)) — Это что-то похожее на "политикос"! Или, может быть, "политизмос")) — Так у древних римлян культура связана со сельским хозяйством, а у греков — с политикой? О_о — Зачем нам эти языковедческие дебри? — Просто интересно: у нас слово "культура" происходит от латинского языка, а у греков слово "политика" 🙂 У них свое слово, не из латинского корня!
Почему так? — Почему обязательно должно быть наоборот? Мне кажется, что именно римляне позаимствовали у греков их культуру, а не наоборот. — То есть для древних греков "некультурный человек" — это тот, кто не разбирается в политике? :)) — Да. Интересно, что они имели в виду под "политикой" 🙂 — Кстати: оказывается, слово "политика" происходит из ГРЕЧЕСКОГО!
Вот: Πολιτικά (Гугл переводил)) — Это открытие)) Значит, культура — слово латинское, а политика — греческое. Но в Древней греции политика — это и была культура)) — Ну, это мы не знаем. — Но у меня сложилось такое впечатление. Что для древних греков культура = воспитание, поэтому и варвары "некультурные", потому что невоспитанные! "Политически необразованные")) — Но для "воспитания" у греков другое слово есть. — Ну и что, у "воспитания" много значений, одно из них — образованность в смысле напичканности знаниями, а другое — культура. — Куда-то нас в дебри понесло. Давай выруливать к тексту!
В Средние века слово "культура" ассоциировалось с личными качествами, с признаками личного совершенствования. — Доказательства где. — Ну, наверное, когда будем "проходить" культуру Средних веков, сами найдем)) В эпоху Возрождения под личным совершенством начинают понимать соответствие гуманистическому идеалу. — А это что за вас ист дас — гуманистический идеал? — Идеал — это то, что ДОЛЖНО быть, гуманистический = человеческий; значит, "гуманистический идеал" = "идеал человека", идеальный человек. — В представлении КОГО? — В представлении ГУМАНИСТОВ)))) — А чиста конкретна? — Чиста конкретна из эпохи Возрождения я никого, кроме Леонардо да Винчи, сейчас не помню. Но чтоб он вот так себя "гуманистом" заклеймил — не было такого)) — А кто был гуманистом эпохи Возрождения? — О, нам еще предстоит это узнать)) Но во всяком случае, то, что никого конкретно здесь не упомянули, означает только то, что эти граждане ничего не сделали для науки культурологии)) — Правда? — Ну, это я так ДУМАЮ.
Историки культуры утверждают, что культурология стала самостоятельной дисциплиной во второй половине XVIII века. — Нет, это не совсем правда! Скорее всего, они имели в виду, что ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ "стало широко используемым в современном европейском мышлении во второй половине XVIII века", а не то, что сама культурология стала наукой. — Но кто же вообще начал эту дисциплину? Кто первым употребил слово "культурология"?
О_о . И что означает "понятие культура стало широко используемым"? — Европейцы, пишущие о культуре, начали активно использовать это понятие во второй половине XVIII века. — Но кто конкретно были этими европейцами? Помимо Дж.Вико, нам никто другой не известен 🙁 — Вико УШЕЛ ИЗ ЖИЗНИ, еще когда не наступила вторая половина XVIII века. Так что он был скорее "предтечей", а все основное началось уже после него. Ладно, давайте продолжим читать!
Согласно просветителям XVIII века, культура подразумевала "разумность". Джамбаттиста Вико (1668-1744), Иоганн Готфрид Гердер (1744-1803), Шарль Луи Монтескьё (1689-1755), Жан Жак Руссо (1712-1778) утверждали, что культура проявляется в разумности общественных порядков и политических учреждений, а измеряется достижениями в области науки и искусства. — Может быть, они все-таки имели одинаковое мнение?
Где такое написано? Почему я не видела такой информации раньше? — Видимо, недостаточно искала или читала. А про первоисточники вообще молчу. Придется принять на веру. — Хочу найти их произведения, где это было сказано! — Не сейчас.
Цель культуры и высшее предназначение разума совпадают: делать людей счастливыми. Эта концепция культуры была названа эвдемонической (*)
Начиная с середины XIX века, понятие "культура" приобретает статус научной категории и перестает означать только высокий уровень развития общества. Оно все чаще начинает пересекаться с категориями "цивилизация" и "общественно-экономическая формация". Понятие "общественно-экономическая формация" было введено Карлом Марксом (1818-1883) и является основой материалистического понимания истории. — Я знаю это))) — А кто ввел понятие "цивилизация" в научный оборот? — Этого я не знаю. Возможно, оно всегда было там))
Иммануил Кант (1724-1804) впервые провел границу между понятиями "культура" и "цивилизация", которые долгое время считались тождественными. А в начале ХХ века Освальд Шпенглер (1880-1936) вовсе противопоставил их.
В научных представлениях о культуре романтизм и высокая духовность утратили свое значение, исчезая из ее определения. Но Жан Поль Сартр (1905-1980) указывал, что культура не спасает и не оправдывает никого. Религия, согласно его словам, является частью культуры. Однако, несмотря на это, они остаются разными понятиями.
Культура — это дело человека, в которой он ищет свое отражение и узнает себя. Только в этом критическом зеркале он может увидеть свое лицо или другие части тела.
Николай Рерих (1874-1947) дал оригинальное определение термина "культура". Он интерпретировал его как "культ" — почитание, "ур" — свет, то есть — почитание света. Это можно сказать в стиле Задорнова, или наоборот. Таким образом, его девиз "Мир через культуру" можно определить как "Мир через почитание света", то есть через утверждение светоносного начала в душах людей.
В этой книге история возникновения и развития понятия "культура" завершена. Далее автор рассказывает о том, что мы должны понимать под культурой, но это обсудим в следующей "статье"))
Давайте пока подведем краткие итоги. ИТОГО (мои выводы, я не подглядывала!): 1) термин "культура" появился в Древнем Риме, где и возникло само слово, которым потом стали обозначать понятие "культура".
В XIX веке появился Карл Маркс с его "Капиталом", материализмом и общественно-экономическими формациями, омрачивший этот период. Он считал культуру вторичной и производной от "экономического базиса". И.Кант начал отделять понятие "культура" от понятия "цивилизация", а О.Шпенглер завершил это в XX веке. Ж.П.Сартр сказал: "Культура — не религия, а зеркало".
Рерих догадался, что культура несет свет, вернув нас в эпоху Просвещения. Он сказал: "Культура = культ + ура", намекая, что это не только знания. А что такое "культура"? Об этом мы поговорим в следующий раз.
Происхождение понятия культура
Понятие культуры является одним из самых распространенных в размышлениях о вечных философских проблемах. Существует множество различных определений культуры и подходов к ее изучению. Обычно культуру понимают как достижения науки и искусства, а также как усвоенные в процессе воспитания образы поведения.
Слово "культура" появилось в латинском языке (cultura — возделывание, уход) и сначала относилось к обработке земли. Римский оратор Цицерон впервые использовал слово "культура" в переносном смысле для подчеркивания человеческого мышления: "Философия есть умная культура". Понятие культуры ассоциируется с понятием "природа" (natura — природа) и противопоставляется ему. Человек, изменяя природу, создает культуру и, тем самым, формирует самого себя.
Современная культура изучается целым рядом наук: историей, археологией, этнографией, антропологией, религиоведением, социологией, искусствоведением и так далее. Каждая из этих наук выбирает свой взгляд на изучение культуры, исследует один из аспектов культуры в целом (например, политология изучает политическую культуру, а социология — социальные отношения).
На рубеже XIX-XX веков возникла даже специальная наука — культурология, поставившая перед собой задачу изучения не отдельных элементов культуры, а культуры как системы. Ситуация диалога культур требовала новых подходов к изучению культуры, таких как социологический и антропологический. Несмотря на то что культура изучается как культурологией, так и рядом социальных и гуманитарных наук, философский анализ культуры сохраняет свое значение. Философия культуры уже давно стала неотъемлемой частью философского понимания бытия, мира и человека в мире.
Б. Этапы развития определения культуры в философии.
История философии культуры выделяет три основных этапа. Первый этап, начавшийся в античной философии и продолжившийся до XVIII века, был периодом зарождения понимания культуры. Ни в античности, ни в средние века, ни в эпоху Возрождения, ни даже в XVII веке; культура как специфическое явление не становилась предметом особого изучения.
Тем не менее, независимо от того, использовали ли мыслители различных времен понятие культуры или же употребляли близкие по смыслу термины, такие как цивилизация или образование, обсуждаемые проблемы оставались неотъемлемой частью философского знания. Например, в античности центральное положение занимало воспитание.
Видимо, воспитание считалось естественным процессом, поскольку древнее представление о культуре включало в себя идею о врожденной природе человека. Античные греки обозначали процесс воспитания граждан в городском государстве, формирование зрелого мужчины из неопытного ребенка, используя термин "пайдейя".
В Древнем Риме в первую очередь говорили о "человеческом достоинстве", которое связывали с гражданскими достоинствами. В средневековье также не было понимания культуры как самостоятельного явления, создаваемого человеком. Под культурой понималась богословская ученость и глубокие знания в вопросах теологии.
Важным вторым этапом является превращение культуры в объект самостоятельного философского анализа. Философское осмысление культуры проводилось в различных областях и проблемах философии, включая теорию познания, философию человека, социальную философию, этику и эстетику. Многие мыслители XVII-XVIII веков уверены в огромных возможностях научного знания и разработали программу развития разума. Именно эта программа оказала значительное влияние на развитие философии культуры.
Идея улучшения ума была основана на предположении, что каждый индивидуальный субъект может достичь познания, в то время как появление проблемы "естественного и искусственного" в конце XVII-XVIII веков привело мыслителей к обсуждению социальных вопросов. Например, Т. Гоббс различал естественное (существующее по природе) и искусственное (созданное людьми). Он считал, что общество и государство созданы для ограничения эгоистических интересов людей. Понимание культуры как искусственного элемента стало ключевым в последующих теориях культуры. В свою очередь, мыслители XVIII века (Руссо, Вико и Гердер) обратили внимание на историческое измерение культуры и её развитие.
Знания о культуре были такими же разнообразными, как и философская мысль в целом: достаточно упомянуть имена, такие как Гегель, Ницше и Шпенглер на Западе, и Данилевский, Розанов и Бердяев в России.
На третьем этапе достигается максимальная научность. Вместо анализа философских вопросов о взаимоотношениях культуры с другими сферами бытия, такими как природа, общество и человек, исследователи обращаются к анализу конкретных явлений культуры (исторических, социальных, этнических). Помимо философии культуры возникают конкретные исследования культуры в рамках различных гуманитарных и социальных наук. Таким образом, появляется отдельная наука — культурология.
Однако, независимо от того, насколько широкий объем знаний о культуре накапливается благодаря различным наукам, изучающим конкретные исторические, этнические, социальные и профессиональные аспекты культуры (например, древнегреческую и средневековую, эскимосскую и итальянскую, крестьянскую и рыцарскую культуры), раскрывающим различные механизмы ее функционирования (экономические, социологические, психологические и семиотические), они так и не дают ответов на основные вопросы: "Что такое культура?", "Почему возникает такой образ человеческого существования?", "Как работает культура?", "Какие законы управляют ее историческим развитием?", "Как понимается культура?".
Философский характер этих вопросов и ответов на них заключается в их объединении объективного познания реальности и ценностного его осмысления.
В. Многовариантность понятия культура.
Что такое культура? Рассмотрим несколько вариантов ответов, которые существуют в современной философии культуры.
1. Культура представляет собой искусственную среду, созданную человеком. По такому пониманию, культура противопоставляется природе ("натуре").
2. Культура — это обучаемое поведение (то есть не генетически наследуемое, а приобретенное в процессе социализации).
3. Культура — это специфическая человеческая деятельность. Любое человеческое действие является вкладом в культуру.
4. Культура — это ценностная деятельность, способствующая развитию человека и человечества. Культурой можно считать только то, что направлено на благо человека. При таком понимании культура противопоставляется антикультуре.
5. Культура — это хранительница памяти человечества, средство сохранения и передачи опыта и традиций.
6. Культура — это новаторство, творчество, свободная деятельность.
7. Культура представляет собой символическую форму деятельности.
Разнообразие теорий культуры объясняется многосложностью самой культуры и различными функциями, которые она выполняет.
Понравилась статья? Сохраните ее (CTRL+D) и поделитесь с друзьями:
Что такое культура где она возникла кто ее создал
Приветствуем вас, уважаемые любители чтения!
Представляем вашему вниманию четвёртый выпуск рассылки «Культура и культурология» от 08.10.2002.
Значение слова "культура"
В 18 веке философы Просвещения столкнулись с необходимостью объяснить особенности образа жизни человека и его бытия. Для этой цели они начали широко использовать термин "культура", противопоставляя его слову "природа". Культура была понята как средство для подъёма человека, улучшения его духовной жизни и моральности, иборьбы недостатков общества. То есть, к культуре относилось только то, что способствовало развитию и самосовершенствованию человека. Таким образом, не все, что было результатом человеческой деятельности, могло считаться "культурой".
В европейской научной сфере понимание культуры развивалось очень медленно. К концу XVIII века оно имело двойное значение: первое — управление природой с помощью знания и мастерства, второе — духовное обогащение личности. Наличие нового термина еще не укоренилось, о чем свидетельствует, например, тот факт, что два огромных немецких философа, Кант и Гегель, почти не использовали слово "культура". Гегель заменял его словом "Buildung" (образование), а Кант, хотя и иногда использовал его, сводил культуру к дисциплине разума. По мнению Канта, суть культуры заключается в превосходстве морального долга над проявлениями эмоций.
Появление слова "культура" в России
Слово "культура" вошло в русский язык относительно недавно — в середине 30-х годов XIX века. Появление этого слова в русском языке было зафиксировано в выпущенной И.Ренофанцем в 1837 году "Карманной книжке для любителя чтения русских книг, газет и журналов". В этом словаре было указано два значения слова "культура": сельское хозяйство и уровень образования.
Немного позже в 1845 году понятие "культура" появилось и в "Карманном словаре иностранных слов" Н. Кириллова. Однако за год до этого в России была опубликована работа, автор которой не только упомянул понятие "культура", но и дал ему развернутое определение и теоретическое обоснование. Эта работа принадлежит академику и профессору Императорской Санкт-Петербургской медико-хирургической академии Даниле Михайловичу Велланскому (1774-1847) "Основные начертания общей и частной физиологии". Именно он ввел термин "культура" в научный обиход, тем самым способствуя развитию культурно-философских идей в России.
"Природа, писал Велланский, — возделанная духом человеческим, есть Культура, соответствующая Натуре так, как понятие сообразно вещи. Предмет Культуры составляют идеальные вещи, а предмет Натуры суть реальные понятия. Деяния в Культуре производятся с сосведением, произведения в Натуре происходят без сосведения.
Посему Культура есть идеального свойства, Натура имеет реальное качество. — Обе, по их содержанию, находятся параллельными; и три царства Натуры: ископаемое, растительное и животное, соответствуют областям Культуры, заключающим в себе предметы Искусств, Наук и Нравственного Образования". В конце концов, философ приходит к выводу: "Вещественным предметам Натуры соответствуют идеальные понятия Культуры, которые, по содержанию их знаний, суть телесного качества и душевного свойства. Объективные понятия относятся к исследованию физических предметов, а субъективные касаются происшествий духа человеческого и эстетических его произведений".
Однако широкое использование слова "культура" было не распространено. Вместо этого употреблялись синонимичные слова "образованность", "просвещение", "разум", "воспитанность". И в словаре русского языка времён Пушкина нет слова "культура": его полностью заменяет слово "просвещение", к которому он относился весьма двусмысленно. С одной стороны, Пушкин признавал положительное влияние европейского Просвещения:
С другой стороны у Пушкина прозвучало сильное романтическое неприятие "оков просвещения", сближения просвещения и тирании:
Таким способом, Белым устанавливается его собственное место в "культуре" в жизни каждого индивида и в жизни нации. Это означает, что "культура" в ХХ веке становится объектом изучения, исследования и выявления общих закономерностей.
Ссылки по теме: (все открывается в новом окне)
Приглашаем всех, у кого есть интересные книги или публикации по теории или истории культуры (а Возможно, Вам есть собственные работы) и вы можете их отсканировать, на сотрудничество! Присылайте отсканированные тексты в любом текстовом формате! Также приветствуются интересные ссылки на сайты, посвященные нашей теме. Вместе мы сможем создать наиболее полный ресурс по культурологии в интернете!
На сегодня все.
Культура
Культура (от лат. cultura – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) – это исторически сложившийся уровень развития общества, творческих способностей человека, выраженный в типах организации жизни и деятельности людей, их взаимоотношениях, а В создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
Понятие "культура" используется для характеристики определенных периодов в истории (например, античная культура), конкретных общностей, народов и наций (например, культура майя), а также определенных сфер жизни и деятельности (например, трудовая культура, политическая культура, художественная культура); в более узком смысле — это сфера духовной жизни людей. В нее входят материальные результаты человеческой деятельности (техника, постройки, достижения науки, произведения искусства, нормы морали и права и т.д.), а также интеллектуальные и духовные способности, проявляющиеся в деятельности (знания, умения, уровень интеллекта, развитие морали и эстетики, мировоззрение, формы коммуникации).
Культурное наследие — это совокупность обычаев и убеждений, передаваемых по наследству и определяющих основы нашей жизни. В третьей группе ученых подчеркивалась важность правил, регулирующих поведение людей в рамках культуры. В других случаях культуру понимали как способ адаптации общества к природной среде, либо отмечали, что она – результат человеческой деятельности. Иногда ее рассматривают как сумму поведенческих форм, характерных для определенной группы или общества и передаваемых из поколения в поколение.
В зарубежной литературе существует несколько школ и течений, в рамках которых сформулированы десятки определений, но ни одно из них не считается единственно верным. Люди, жившие в дописьменную эпоху, уже осознавали, что они отличаются друг от друга в обычаях, языке и верованиях.
Культуролог Л.Уайт спрашивал, что определяет саму культуру, если поведение людей задано культурой. Он пришел к выводу, что культуру следует рассматривать как процесс sui generis, т. е. имеющий причиной самого себя.
Другими словами, культурология изучает только те культурные явления, которые порождены культурными причинами, в то время как социология культуры изучает социальные причины. Например, атом нельзя понять, рассматривая только его компоненты. Атом — это система, которую следует понимать в терминах ее самой.
Нельзя объяснить живую клетку через ее составляющие молекулы, так же как нельзя описать биологический организм через клеточное вещество. Индивиды или организмы не проявляют свойства общества. Каждая система существует через свою уникальную структуру и функционирование, через свои собственные принципы и законы. Люди и общества представляют собой социокультурные системы, которые должны анализироваться через свои собственные термины.
В области социологии культуры понятие культуры используется по меньшей мере в трех различных контекстах.
Во-первых, под культурой понимается определенная сфера общества, которая получила институциональное закрепление.
В различных странах существуют органы управления культурой, такие как министерства или департаменты, ведущие разнообразные мероприятия и программы. Они включают в себя высшие и средние учебные заведения, специализирующиеся на образовании в области культуры, а также журналы, общественные организации, клубы, театры, музеи и другие учреждения, занимающиеся духовным развитием.
Культура представляет собой совокупность норм и ценностей, характерных для определенной социальной группы, общества, народа или нации. Также мы говорим о различных типах культуры — элитарной, национальной, молодежной, рабочего класса и других. Культура отражает высокий уровень развития духовной сферы. Мы используем термины, такие как "культурный человек" в значении воспитанного, и "культура рабочего места" в значении ухоженного, чистого пространства.
Для многих из нас культурным человеком является тот, кто способен говорить о творчестве Бетховена, произведениях Достоевского и работах Пикассо. Такое понимание, возникшее в ХУ111 веке, фактически сводит "культурность" к "образованности" и "цивилизованности". Нет такого общества, нации, группы людей или отдельного индивида, который бы был не обременен культурой.
В Древнем Риме, откуда происходит это слово, под культурой (cultura) в первую очередь понимали обработку земли. Улучшение почвы, сельскохозяйственные культуры — это понятия, связанные с трудом фермера. Только в ХУ111-Х1Х веках для европейцев культура приобрела духовный оттенок. Она стала символизировать совершенствование человеческих качеств.
Культурным называли человека, образованного и изысканного в манерах поведения. До сих пор в нашем сознании слово "культура" ассоциируется, например, с изящной словесностью, картинной галереей, оперным театром и хорошим воспитанием.
Хотя понятие "культура" впервые было зафиксировано в "Карманном словаре иностранных слов" Н.Кириллова (1845), оно не получило широкого распространения в России в середине XIX века. Вместо этого употреблялись схожие по значению слова "образованность", "просвещение", "разум", "воспитанность".
Например, А.С.Пушкин, Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов, Д.И.Писарев не использовали его, в то время как И.В.Киреевский включал в "просвещение" всё то, что мы сегодня понимаем под понятием "культура": вопросы религии, науки, языка, государства и образования. Только в 1860-х новый термин вошел в русские словари, а в 1880-х утвердился в научной и художественной литературе. Интересно, что в европейских языках — немецком, английском и французском — слово "культура" изначально было сельскохозяйственным термином (обработка, культивирование земли), а в философской, научной и художественной литературе использовалось скорее как метафора. Много десятилетий потребовалось, чтобы из метафоры сделать строгое научное понятие и философскую категорию. В России, куда слово "культура" проникло вместе с переводными книгами, оно изначально относилось к сельскому хозяйству.
Подтверждением того, что новый термин еще не прижился, служит факт, что даже Кант (1724–1804) и Гегель (1770–1831), великие немецкие философы, почти не употребляли слово "культура". Гегель предпочитал использовать термин "Bildung" (образование), а Кант, хотя и иногда употреблял это слово, сводил культуру к умственной дисциплине.
По мнению Канта, суть культуры состоит в превосходстве морального долга над проявлениями чувств. В XX веке антропологи, изучающие примитивные общества, придали этому слову новый смысл. У австралийских аборигенов или африканских бушменов, живущих по первобытным законам, нет ни оперного театра, ни картинной галереи.
У них есть то, что объединяет их с самыми цивилизованными народами мира – это система норм и ценностей, выраженная через соответствующий язык, музыку, танцы, традиции и обычаи, а также манеры поведения, которые помогают организовать жизненный опыт и управлять взаимодействием людей. Все это является частью образа жизни общества в целом или его отдельной части. Материальные памятники, окружающие людей в повседневной жизни, представляют собой наследие прошлой культуры. Обычаи и памятники бережно сохраняются и передаются из поколения в поколение.
Культура в общем понимании включает в себя все обычаи, явления и институты, существующие в современном обществе. Однако сторонники узкого подхода к понятию культуры считают неправильным его применение ко всем общественным явлениям. Многие аспекты общества нельзя считать частью культуры из-за их негативного или неэстетичного характера.
Наркомания, преступность, фашизм, проституция, войны, алкоголизм – все эти феномены порождены человеком и относятся к сфере общественных явлений. Но можно ли назвать их частью культуры?
Изучением культуры занимаются различные области науки: философия культуры, эстетика, этика, педагогика, искусствознание, литературоведение, архитектура, музыка, социология, социология культуры, социология труда, социология города, социальная психология, культурология, культурная антропология, социальная антропология, психологическая антропология, археология, этнография, этнология (рис. 1.).
Рис. 1. Науки, изучающие культуру
Исследования в области культуры, ведомые этнографами, филологами, социологами (которые сегодня могут претендовать на звание культурологов), позволяют рассматривать культуру как сложное многомерное образование, а не просто одномерную величину. Полное понимание культуры возникает при использовании антропологических, гуманитарных и социологических знаний.
Этот материал еще не написан, но вы можете сделать это.
Происхождение культуры
Вопрос о происхождении культуры является одной из наиболее сложных проблем для научного и философского познания. Историко-археологические исследования показывают взаимосвязь между происхождением человека, общества и культуры. Этот процесс, рассматриваемый как единое целое, получил название антропосоциокультурогенез. На сегодняшний день еще не существует общепринятой теории антропосоциокультурогенеза. Однако можно выделить несколько основных подходов к объяснению происхождения человека, общества и культуры: религиозный, научный и философско-социальный.
В истории одним из первых учений о сотворении мира и человека богом в течение недели стало богословское толкование, особенно популярное среди верующих христиан. Сегодня никто не рискнет понимать традиционное библейское учение буквально, считая его скорее поэтической метафорой или зашифрованной информацией. Любая конкретно-научная проблема (например, моногинии или полигинии — происхождение человечества от одной пары предков или большего числа) здесь решается с учетом религиозных догматов. Если рассматривать только нормативную сторону, то можно считать Бога создателем культуры, введшим первый запрет для Адама и Евы на употребление плодов с древа познания.
Уникальную концепцию в сфере религиозной ориентации представил П. Тейяр де Шарден. Французский палеонтолог отверг статичные взгляды, приняв идею эволюции как органического, так и неорганического мира, включая человека. Он делает упор на целеустремленном сознании как движущей силе этой эволюции, а показателем ее является возрастание духовной энергии, которая присуща всему сущему. Человек и его культура играют исключительную, космическую роль в формировании ноосферы в ходе своего исторического развития, что предполагает создание разумной духовной оболочки Земли как воплощение второго пришествия Христа.
Независимо от того, является ли общественное представление о культуре традиционным или современным, оно всегда отвечает на вопрос о целях возникновения культуры, а не на вопрос о ее причинах. Религиозная интерпретация культурогенеза обосновывает свое существование именно таким образом.
Согласившись с утверждением о росте влияния религии в конце XX века, необходимо отметить, что научное и философское изучение проблем происхождения культуры представляется более логичным, последовательным и фактически обоснованным. Со второй половины XIX века широкое распространение получает конкретно-научное, биологическое и социобиологическое толкование проблемы антропосоциогенеза. В этом контексте возникновение культуры рассматривается как особый этап эволюции высокоорганизованных животных, ведущих подвижный образ жизни в изменчивой среде. Основным критерием здесь выступает экологическая целесообразность характеристик наших далеких предков, так, например, переход к прямоходящему образу передвижения объясняется изменением климата и усилением солнечного излучения. Развитие бинокулярного зрения связывается с эволюцией передних конечностей и усложнением структуры головного мозга у приматов.
Эти условия привели к постепенному увеличению численности наших предков, которое не контролировалось экологическими факторами, такими как популяционные волны, как у других животных. Поэтому, для сохранения естественного баланса, необходимо было разработать средства контроля численности этого вида, которые не свойственны другим высокоразвитым животным; таким средством стали орудия коллективного производства, а точнее, уровень их технического развития.
Однако многие особенности культурной эволюции первобытного человека, включая формирование сознания и речи, не могут быть однозначно объяснены с помощью биологии и биосоциологии. Именно поэтому философско-социальные концепции происхождения культуры имеют большой авторитет в науке. Наиболее известна теория антропосоциогенеза, разработанная в марксизме.
Согласно данной концепции, человек, общество и культура возникли благодаря труду. В процессе трудовой деятельности человек изменяет природные объекты, одновременно изменяясь сам. Инструменты труда, созданные им, служат для достижения общих целей.
Труд укрепляет общность людей за пределами биологических связей, постепенно изменяя все межчеловеческие отношения. Поскольку труд всегда предполагает наличие определенной цели, это должно было приводить к существенным изменениям в сознании наших далеких предков. Творческий характер трудовой деятельности является первичным свойством культуры, лежащим в основе всех последующих форм культурной деятельности человечества.
Однако многие не согласны с такой оценкой роли труда в формировании культуры. Существует точка зрения, согласно которой основным фактором культурного развития было появление и развитие языка. Если сравнивать, то можно увидеть, что общины, занимавшиеся простейшей трудовой деятельностью, развивались значительно медленнее, чем те, где кроме труда существовало и языковое общение. Действительно, с момента начала использования орудий до появления языка прошло почти полтора миллиона лет с незначительными культурными достижениями. Одновременно развитие речи способствовало расцвету древней культуры.
В последнее время появилась концепция «двух скачков», объединяющая трудовую теорию антропосоциогенеза и учение о культурной роли языка. Она предполагает влияние двух факторов: первичного, представленного орудийной деятельностью архантропов и палеоантропов (древних предков человека), и вторичного — речевого общения, который привел к появлению мышления и воли у неоантропов (предков современного человека).
Некоторые ученые, например Т. Роззак, считают, что источником культуры была магия. В эпоху палеолита мистические песнопения и танцы выражали первые «человеческие» чувства и определяли сущность человеческой природы. Американский культуролог предположил, что древний человек сначала духовно освоил мир как мечтатель, искатель смысла, творец видений, а затем стал человеком «творящим». Он описывает этапы жизни человека первобытного общества: сначала посещали различные мистические видения, вызванные таинственностью окружающего мира, затем появились первые орудия труда, потом человек выучил использовать огонь для приготовления пищи, затем начал ориентироваться по звездам и поклоняться им, затем приручил животных, стал земледельцем и, наконец, властителем природы. Молитвенное восприятие жизни привело к возникновению различных религиозных верований (магия, фетишизм, тотемизм, анимизм), которые, по мнению ряда исследователей, предшествовали практическому освоению жизни в эпоху палеолита.
Известный культуролог Л. Мамфорд утверждает, что концепция трудовой теории развития человека и культуры ошибочна. Он считает, что процесс создания элементарных орудий труда из камня или дерева не требует значительной остроты мысли, так как и другие биологические виды способны создавать оригинальные устройства. Бобры строят запруды (плотины), пауки плетут паутины, муравьи создают муравейники. По его мнению, некоторые биологические виды даже более изобретательны, чем человек. Он считает, что древнему человеку дали достаточное время для развития нематериальных элементов его культуры, которые значительно обогатили его технологию, возможность выживать без использования инородных орудий труда.
Л. Мамфорд подчеркивает, что относиться к человеку как к животному, создающему инструменты труда, — значит, упускать существенный этап человеческой предыстории, который имел решающее значение для развития его умственных способностей. Сначала человек научился осознавать и создавать символы. По мнению ученого, именно они стали западней для развития культуры. А символы возникали благодаря способности человека обратить внимание на себя, сделать себя особым, выделить себя из окружающего мира.
Это лишь некоторые точки зрения на происхождение культуры и ее генезис. Очевидно, что каждая из них несет в себе часть истины. Однако ни одна из них не способна полностью раскрыть тайну превращения обезьяны в человека и объяснить наши социальные отношения. Поэтому вопрос о происхождении человека во всех деталях остается открытым. Тем не менее, явление культуры, ее возникновение и развитие рассматривается всеми теориями как радикальный поворот в становлении человечества и исторического процесса.
Источник:
1.Культурология в вопросах и ответах. Методическое пособие для подготовки к зачетам и экзаменам по курсу «Украинская и зарубежная культура» для студентов всех специальностей и форм обучения. / Отв. Редактор Рагозин Н. П. – Донецк, 2008, — 170 с.
2.Афонин В. А., Афонин Ю. В. Теория и история культуры. Учебное пособие для самостоятельной работы студентов. – Луганск: Элтон-2, 2008. – 296 с.
Учебник "Теория и история культуры" написан В. А. Афониным и Ю. В. Афониным и предназначен для самостоятельной работы студентов. Он был опубликован в Луганске в 2008 году и содержит 296 страниц.