Досуг — это время, свободное от профессиональных обязанностей и повседневных обязательств, которое человек может использовать по своему усмотрению. В это время люди занимаются различными активностями, которые приносят им удовольствие, отдых и возможность развиваться.
Суть досуга заключается в том, что он позволяет не только отвлечься от рутины, но и обогатить жизнь, заниматься творчеством, спортом или общаться с близкими. Таким образом, досуг играет важную роль в поддержании психоэмоционального здоровья и общего благополучия.
Досуговая деятельность и её виды
Мы можем определить досуг как осознанную и целенаправленную активную деятельность, направленную на удовлетворение потребностей человека в самопознании и познании окружающего мира. Таким образом, досуг непосредственно связан с человеческой активностью.
27 октября 2019 Чупятова Лариса Владимировна
Разнообразие досуга
Исследование досуговой деятельности и её различных форм
Досуг является предметом изучения широкого круга общественных наук: социологии, философии, психологии, педагогики и других, которые придают особое значение данному понятию. В различных областях знания термины "досуг" и "свободное время" часто используются взаимозаменяемо.
Досуг часто ассоциируется со свободным временем, проведенным вне школы и учебных занятий, а также с нерабочим временем. Понятие "досуг" имеет множество толкований.
Досуг – это часть времени, оставшаяся у человека после выполнения обязательств по непроизводственной деятельности (как, например, дорога на работу и обратно, сон, прием пищи и другие ежедневные бытовые дела).
Свободное время — это общественно-историческое явление, которое является частью социального свободного времени, не занятое делами производственной или жизненной необходимостью.
Досуг — это часть свободного времени, включающая в себя различные занятия, выполняющие функцию восстановления физических и психических сил человека; это также деятельность, осуществляемая ради собственного удовольствия, развлечения, самосовершенствования или достижения других целей, выбранных по собственной воле, а не по материальной необходимости. Таким образом, досуг — это не просто свободное время, а время, заполненное разнообразными занятиями: играми, размышлениями, общением и т.д.
Проведение свободного времени может осуществляться как дома, так и в специальных учреждениях, которые создают необходимые условия для разнообразного досуга. В сферу досуга входят библиотеки, музеи, клубы, учреждения искусств, физкультуры и спорта, туристско-экскурсионные и другие общественные организации, способствующие творческому развитию, развлечению и отдыху.
Таким образом, досуг — это время, связанное с отдыхом, саморазвитием и развлечениями.
Досуг связан с активной деятельностью, которая направлена на удовлетворение потребностей в познании себя и окружающего мира. Поэтому досуговая деятельность представляет собой осознанную и целенаправленную активность человека.
Сфера досуга включает в себя несколько взаимосвязанных групп деятельности:
· образовательная деятельность (посещение культурных мероприятий, музеев, чтение книг, слушание радио, просмотр телевизионных передач);
· любительская и общественная деятельность (хобби, спорт, туризм, экскурсии и т.п.);
· общение с другими (игры с детьми, встречи с друзьями, вечера отдыха и т.д.);
· пассивный отдых.
Организация свободного времени способна объединить отдых и труд. Большая часть досуга в современном обществе занята различными видами отдыха, хотя понятие «досуг» включает в себя и такие виды занятий, как обучение и добровольная общественная работа.
Структура досуга включает в себя самообразование, ознакомление с культурой через чтение и посещение культурных мероприятий, общественную активность, научно-техническое хобби, художественную активность, проведение времени с детьми, общение по интересам и пассивный отдых.
Макс Каплан считает, что досуг — это не только свободное время или виды деятельности, направленные на восстановление. Досуг следует рассматривать как один из центральных элементов культуры, имеющий глубокие и сложные связи с общими проблемами работы, семьи и политики.
Исходя из вышеизложенного, можно выделить основные характеристики досуга:
· досуг охватывает физиологические, психологические и социальные аспекты;
· досуг основан на добровольном выборе занятий и степени активности;
· досуг подразумевает неструктурированную творческую деятельность;
· досуг формирует и развивает личность;
· досуг способствует самовыражению, самоутверждению и саморазвитию через свободно выбранные действия;
· досуг стимулирует творческую инициативу;
· досуг удовлетворяет потребности личности;
· досуг приносит удовольствие и радость;
· досуг способствует самовоспитанию личности.
Эффективное использование свободного времени человеком — важная социальная задача, которая возникает, когда он вовлечен в процесс своего досугового общения с искусством, техникой, спортом, природой и другими людьми. Важно, чтобы он делал это разумно, результативно и творчески.
Учитывая, что дипломная работа посвящена развитию новых секций в детских центрах, мы рассмотрим функции и задачи досуга с точки зрения особенностей организации детского досуга.
Детский досуг — это своего рода "зона невмешательства", необходимая для самооценки и оценки собственной личности. Для подростков досуг — это сфера, в которой они могут полноценно раскрыть свои естественные потребности в свободе, независимости, активности и самовыражении, выступая в новых ролях, отличных от семейных и школьных. Таким образом, детский досуг имеет функцию самореализации.
Путем переживания эмоций дети активно усваивают различные аспекты творческой деятельности, которые оставляют след в их сознании и поведении на долгое время. Можно сделать вывод, что детский досуг способствует развитию творческих способностей.
Самостоятельные кружки по интересам, игровые программы, массовые мероприятия и другие формы досуга создают благоприятную среду для общения между детьми. Детский досуг Выполняет коммуникативную функцию.
Свободное время, проведенное подрастающим поколением, оказывает значительное воздействие на умственную активность детей, подростков и молодежи. Во время свободного от учебы времени они могут узнавать что-то новое в самых различных областях знаний: расширять свой кругозор в области искусства, познавать процессы технического творчества, знакомиться с историей спорта — это означает, что свободное время детей имеет просветительскую функцию.
Одной из главных задач досуга для детей является помощь в выборе будущей профессии. С годами от первых детских лет до подросткового возраста вопрос о выборе профессии становится все более актуальным. Многие дети находят ответ на этот важный вопрос благодаря разнообразным видам досуга. Во время проведения свободного времени, дети читают книги, смотрят фильмы, спектакли и передачи, где им открывается разнообразный мир профессий. Детские учреждения специально проводят профориентационную работу, таким образом, детский досуг выполняет важную профориентационную функцию.
Занятость современной молодежи насыщена и требует значительных физических, психологических и интеллектуальных усилий. В этой ситуации детский досуг, основанный в основном на игровой деятельности, помогает снять напряжение. Именно через досуг молодежи происходит восстановление и воспроизводство их сил, то есть, реализуется рекреационная функция.
Досуг детей, подростков и молодежи развивается в соответствии со своими законами, принципами, которые имеют теоретическое обоснование и применяются на практике. Рассмотрим принципы досуга:
· Принцип всеобщности и доступности — возможность вовлечения всех детей и молодежи в деятельность досуговых учреждений для удовлетворения их творческих потребностей, досуговых запросов и интересов.
Один из важных принципов детского досуга — это развитие самодеятельности у детей на всех уровнях, начиная от простых увлечений до масштабных праздников. Активная самодеятельность способствует достижению высоких результатов как в индивидуальной, так и в коллективной деятельности. Основанная на творческой активности, увлечениях и инициативе, самодеятельность играет важную роль в развитии у детей.
Еще один принцип — это индивидуальный подход к каждому ребёнку, учитывающий его запросы, интересы, способности, а также особенности психофизиологического и социального состояния. Важно учитывать индивидуальность каждого ребёнка при организации и проведении досуговых мероприятий.
· Основной идеей является проведение данной работы на основе планомерного и последовательного сочетания непрерывности и взаимозависимости всех социальных институтов, которые направлены на обеспечение досуга детей, подростков и молодежи. Этот процесс означает изменение человека в общественное существо, в активную и творческую личность, которая живет полной жизнью в гармонии с самой собой и обществом.
· Принцип преемственности подразумевает культурное взаимодействие и влияние различных поколений, а также активную передачу социального опыта и знаний от взрослых к детям для организации разумного досуга. Важно сохранять нормы и традиции при переходе детей из одной группы в другую или из одной учебной среды в другую.
· Принцип занимательности заключается в организации увлекательного и эмоционального общения через игровые и театрализованные формы досуга для детей. Красочное оформление и разнообразные игровые атрибуты превращают досуг детей и подростков в настоящий праздник.
Поэтому, осуществление всех функций позволяет эффективно использовать свободное время как средство для достижения разнообразных целей.
Профессор, ученый, педагог С.А. Шмаков выделяет несколько групп досуговой деятельности:
1. Первая группа направлена на восстановление сил ребенка. К ней относятся прогулки на свежем воздухе, занятия спортом, вечера отдыха, игры и развлечения. Спорт и физическая активность стимулируют физическое развитие детей и способствуют укреплению здоровья, развитию выносливости и ловкости.
2. Второй вид досуга связан с расширением кругозора, погружением в мир духовных ценностей. К нему относятся чтение, просмотр фильмов и телепередач, посещение выставок, музеев, путешествия и т. д. Эти виды досуга стимулируют познавательную активность детей, способствуют усвоению общечеловеческой культуры, исторических и литературных ценностей, а также формированию мировоззрения детей.
3. Третий вид досуга связан с развитием духовных сил и способностей, с активной творческой деятельностью. К этому виду досуга относятся научно-исследовательская деятельность, художественно-театральная, техническая, спортивно-игровая, трудовая и практическая деятельность. Вовлечение детей в этот вид досуга способствует развитию активной жизненной позиции, самоопределению личности и ее саморазвитию в творческой деятельности.
4. Четвертая группа отвечает за удовлетворение потребности в социальном общении. Здесь включаются вечера встреч, танцы, дискотеки, вечеринки, творческие объединения, клубы, кружки. Взаимодействие с другими детьми способствует развитию навыков общения, формирует у ребенка умение использовать различные методы межличностного взаимодействия и быть гибким в различных социальных ситуациях.
5. Пятая группа связана с организованной творческой деятельностью детей. Сюда входят выездные лагеря, смотры, конкурсы, каникулярные объединения, туристические походы, школы актива и т. д. Включение ребенка в пятую группу деятельности играет важную роль в развитии организаторских способностей и формировании навыков организации собственного досуга и привлечения сверстников к содержательной активности.
Органичное сочетание обучения и воспитания — вот в чем суть досуга. Этот вид деятельности способствует развитию различных умений и навыков у детей, а также формированию их мировоззрения. Кроме того, через досуг дети учатся целеустремленности, личностной активности, умению взаимодействовать с другими и планировать свои действия.
Согласно С.А. Шмакову, методы досуговой педагогики представляют собой способ понимания и изменения мира и человека, который в нем обитает. Методы — это набор приемов и способов организации воспитательной деятельности и отношений, с помощью которых воспитатель достигает поставленных перед ним педагогических задач. В своей работе с детьми в организации досуга, С.А. Шмаков выделяет следующие методы сотрудничества и сотворчества:
· методы воспитывающих ситуаций;
Отдых и развлечения как виды досуга также рассматриваются в контексте активного отдыха, при котором напряжение снимается занятиями физкультурой. Для этого способствует спортивное направление в структуре социокультурного сервиса.
Значение слова досуг
1. Одиночное время, свободное от работы или других дел. У него почти нет свободного времени. "Мечтательность. Поток деревенского досуга украшали мечтами ее (Татьяны)." Пушкин.
2. Отдельные моменты свободного времени, перерывы между работой. Он проводит свое свободное время дома. Я посвящаю свои свободные часы чтению.
3. Только во множественном числе. Развлечение, личные занятия в свободное от работы время (устаревшее). В их семье были обычаи музыкальных развлечений.
• В свободное время — в свободное время. Недосуг — см. недосуг.
О словаре
"Толковый словарь русского языка", впервые изданный в 1930-х годах прошлого века под редакцией Д.Н. Ушакова, и до сих пор является одним из самых известных и подробных толковых словарей русского языка. Его популярность можно сравнить разве что с популярностью словаря Ожегова.
Для унификации норм русского литературного языка был разработан словарь в рамках государственного заказа, который претерпел значительные изменения в начале прошлого века. В общей сложности он состоит из 4 томов, содержащих свыше 90 000 слов. В его создании принимали участие ведущие ученые того времени. Этот словарь пригоден для чтения практически для всех возрастов.
Педагогический терминологический словарь
Досуг — это время, когда человек может заниматься разнообразными делами по своему усмотрению. Виды досуговой активности могут быть разделены на пять групп: отдых, развлечения, праздники, самообразование и творчество. Отдых помогает снять усталость и восстановить физическую и духовную энергию.
Пассивный отдых помогает снять напряжение через расслабление, наслаждение природой, размышления и т.д. Активный отдых включает в себя физическую и культурную активность (физкультура, туризм, чтение, прослушивание музыки и т.д.).
Развлечения (просмотр фильмов, посещение театров, концертов, музеев, экскурсии, путешествия и др.) — это способ обновления впечатлений. Праздники предлагают человеку возможность отдохнуть и развлечься, помогая ему почувствовать подъем настроения. Самообразование (чтение, лекции, диспуты, семинары и другие мероприятия) приобщает культурные ценности и сочетает удовольствие от развлечений с приобретением знаний. Творчество создает наивысший уровень досуга. Детский досуг в основном происходит дома, а В специальных учреждениях (библиотеки, музеи, клубы, дома творчества, спортивные секции, любительские объединения по интересам и т.д.).
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 77)
О словаре
Этот лексикон представляет интерес для профессионалов в области образования, психологии, а также для студентов высших учебных заведений.
Функции и значение досуга
Досуг играет значительную роль в нашей жизни, так как выполняет несколько важных функций:
- Восстановление энергии
- Удовлетворение потребностей
- Личностный рост
- Социализация
Во-первых, досуг необходим для восстановления физических и эмоциональных сил после работы и других обязательных занятий. Активный или пассивный отдых в свободное время позволяет нам расслабиться и набраться энергии.
Во-вторых, досуг предоставляет возможность удовлетворять различные потребности в развлечении, познании, творчестве. Человек сам выбирает занятия по своему вкусу.
В-третьих, многие виды досуга способствуют развитию личности, раскрытию способностей. Например, занятия спортом, творчество, образование.
Важно проводить время в компании друзей и близких, так как это способствует укреплению социальных связей и обогащению жизни в обществе.
Виды досуга
Существует немало различных способов проведения свободного времени. Их можно отнести к различным категориям:
- По степени активности
- По месту проведения
- По степени организованности
- По типу деятельности
По степени активности свободное время делится на активное и пассивное. Активное включает в себя физическую и умственную активность (спорт, творчество, обучение). Пассивное — это отдых, например, просмотр фильмов.
По месту проведения можно выделить проведение времени дома, на природе, в общественных местах (кафе, кинотеатр).
По степени организованности — спонтанный (не требующий подготовки) и запланированный.
И, наконец, по типу деятельности существует огромное разнообразие видов проведения свободного времени: спорт, музыка, чтение, прогулки, путешествия, компьютерные игры, рукоделие и многое другое. Каждый выбирает в соответствии со своими интересами.
Примеры досуга
В качестве примеров можно упомянуть различные виды проведения досуга:
- активный отдых, такой как пешие прогулки, спортивные мероприятия, походы и соревнования;
- общение с близкими и друзьями, участие в публичных мероприятиях, свидания и новые знакомства;
- индивидуальное потребление произведений культуры, таких как книги, музыка, фильмы, компьютерные игры;
- коллективное потребление произведений культуры, например музеи, музыкальные концерты, театры, кино, выставки;
- посещение развлекательных заведений, таких как клубы, дискотеки, рестораны;
- туризм различных направлений, включая спортивный, оздоровительный, культурный и исторический.
- участие в клубных мероприятиях (профессиональные, корпоративные, элитарные, спортивные, университетские и другие клубы);
- творчество (музыка, живопись, моделирование, различные ремесла).
Все эти разнообразные виды времяпровождения представляют собой полезную активную деятельность, которая позволяет человеку восстанавливать силы гораздо эффективнее, чем пассивный отдых «на диване».
Основные характеристики досуга
Чтобы более глубоко понять суть досуга и выделить его особенности, давайте перечислим его основные характеристики:
- досуг предполагает осознанный выбор активности в свободное время;
- он не ограничен определенной деятельностью, а открыт различным возможностям;
- связан с психологической, эмоциональной и социальной активностью;
- способствует развитию личности и творческим способностям;
- повышает самооценку через занятие выбранной деятельностью;
- повышает настроение и приносит удовлетворение.
В целом, досуг – это сфера жизни, в которой происходит удовлетворение личных потребностей, не связанных с работой.
Отдых — это то же самое, что и бездействие. Это свободное время; времяпровождение, времяпрепровождение. Противоположность работы. В толковом словаре синонимов русского языка приводятся 6 синонимов для слова "досуг": время (63), времяпрепровождение (3), времяпровождение (3), свободное время (2), теледосуг (1), эндзё-косай (1).
В другом источнике указаны синонимы: время, времяпрепровождение, времяпровождение, свободное время, и антонимы: рабочее время. Досуг — это часть времени, которая остается у человека после выполнения обязанностей вне рабочего времени (путешествия на работу и другие).
Второе приложение представляет собой существо изображенное точно как плод,
В ветвях его косматых рук.
Это чудовище, это урод,
Который в своем досуге находит достаточно удовольствия.
(Велимир Хлебников, «Чудовище — жилец»)
ДОСУГ
(Отдых) — 1. Период времени, свободный от работы и повседневных обязанностей, предназначенный для восстановления сил, расслабления, занятия хобби, отдыха, культурных и художественных занятий. 2. Занятость, занимающая *свободное время*. Теоретики отдыха (см.
К. Ройек *Капитализм и теория отдыха*, 1985) обычно либо подчеркивали *личную свободу* в развлечениях по сравнению с трудовыми и семейными обязанностями, либо обнаруживали ограничения выбора из-за домашних обязанностей (особенно у женщин), и пути формирования таких ограничений, обусловленные культурой потребления и капиталистическим обществом. Интерес социологов к отдыху увеличился в 1980-е годы, исходя из индустриальной социологии изобилия 50-х годов, породившей теорию постиндустриального общества.
В одном исследовании, Дьюбин (1955) утверждал, что досуг заменил работу и стал *основным увлечением* в жизни. Последующие исследования (см. Паркер, 1971; Роберте, 1970) обращали внимание на связь между работой и досугом, показывая, что эти отношения являются сложной моделью и что работа играет центральную роль.
Изучение досуга стало важным с точки зрения двух теоретических подходов: марксистского структурализма и культурных исследований, которые рассматривали досуг в современном обществе как *сферу*, ограниченную капитализмом. Однако новые подходы считают досуг областью, где растет сопротивление товаризации и стандартизации (см. )
Хорн и другие (1987), а также Холл и Джефферсон (1976), Грюно (1983) провели исследования в этой области. Впоследствии социологи начали изучать и другие проблемы, связанные с постмодернизмом, постмодерном и культурой массового потребления. См. также Культурные исследования, Сопротивление через ритуал. Термин *досуг* происходит от латинского слова *licentia*, что означает "быть позволенным", и включает в себя дуализм свободы и контроля, личной воли и принуждения, с которым сталкиваются современные теоретики социологии. См. также Спорт, Игра, Общительность.
Досуг ("Leisure") часто определяется как время, оставшееся после выполнения оплачиваемой работы. Однако, это определение может быть ошибочным для тех, кто не работает за деньги: домохозяйки, безработные, пожилые.
В Великобритании количество времени, которое люди проводят на работе, с начала XX века постепенно уменьшается (сократилось примерно с 53 до 40 часов в неделю для физически трудящихся на производстве), хотя в конце 1990-х годов появились признаки движения в противоположном направлении. Существует большое количество разнообразных способов провести свободное время, но обычно его проводят дома (70% мужчин и 80% женщин), преимущественно перед телевизором.
Все же существуют существенные гендерные и социально-экономические различия в выборе досуга, а также различия, связанные с возрастом. Например, мужчины проводят больше времени вне дома по сравнению с женщинами, и при этом женщины, независимо от наличия оплачиваемой работы, в целом имеют меньше свободного времени.
Большинство профессионалов и менеджеров более всего заинтересованы в различных формах проведения свободного времени, чем представители других социальных классов. Это связано с их более высоким уровнем доходов.
В то время как молодые люди и пожилые люди имеют больше свободного времени по сравнению с другими возрастными группами и, в определенном смысле, они посвящают свою жизнь именно организации досуга. Повышение доходов в Западных странах приводит к тому, что у многих семей появляется больше денег на проведение свободного времени. Это в свою очередь способствует развитию индустрии досуга, которая предлагает множество вариантов проведения досуга. Как следствие, некоторые комментаторы высказывают идею возможного формирования общества потребления, в котором личность человека определяется именно его свободным временем, а не оплачиваемой работой. См. также: Приватизм