Чтение по цепочке — это метод, который представляет собой последовательное знакомство с текстами, где каждый новый материал основан на предыдущем. Это позволяет углубить понимание материала и видеть его взаимосвязь, что способствует лучшему запоминанию и усвоению информации. Такой подход особенно полезен в учебном процессе, где необходима последовательность и логика изложения.
Однако у чтения по цепочке есть и свои недостатки. В первую очередь, этот метод может привести к переутомлению из-за необходимости постоянно переключаться между различными текстами и темами. Кроме того, если какой-то материал окажется сложным, это может замедлить общее продвижение и привести к упущению важной информации в следующем тексте. Поэтому важно подходить к этому методу осознанно, учитывая как его преимущества, так и возможные сложности.
Заметка «Организация эффективной работы по обучению учащихся оптимальному чтению»
В статье "Организация эффективной работы по обучению учащихся оптимальному чтению" мы обсудим важность научить детей читать бегло, осознанно и выразительно в начальной школе. Оптимальное чтение — это фундамент, который обеспечивает успех в учебе по всем предметам.
Для решения этой проблемы необходима систематическая работа. Я использую различные методики чтения, такие как: — жужжащее чтение; — чтение про себя; — чтение по "цепочке"; — чтение за диктором. На уроках русского языка, я применяю зрительные и слуховые диктанты, списывание текста, письмо по памяти и другие виды работы.
Для развития навыков быстрого чтения я начала использовать таблицу Шульте, и это дало отличный результат. Таблица представляет собой квадратный лист бумаги, разделенный на 32 ячейки, в которые вписываются числа от 1 до 32 и буквы.
На доске выписываются несколько чисел, и ученик должен быстро соотнести их с буквами, чтобы прочитать получившееся слово или фразу. Это отлично развивает зрительное восприятие, мышление и память, а также помогает в развитии навыков быстрого чтения. На каждом уроке ученики читают вслух одновременно, каждый со своей скоростью, и это тренирует их в течение 5 минут.
Важная роль в достижении цели сыграла данная методика, применяемая в течение последних 3 лет, что привело к хорошим результатам. Из девяти учащихся 6 человек справились с нормой, в то время как 3 ученика успешно преодолели этот уровень. Разнообразие методов и подходов к работе, а также мониторинг развития навыков чтения, способствуют индивидуализации обучения. Автор материала — учитель начальных классов 1 категории Н.Г. Сыздыкова.
Полный текст статьи "Организация эффективной работы по обучению учащихся оптимальному чтению" доступен в скачиваемом файле. На странице представлен только фрагмент.
Благодарим за вашу оценку. Если вы хотите, чтобы ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь и нажмите "Спасибо" еще раз. Ваше имя будет отображено на этой странице.
Хотите высказаться? Напишите свой комментарий
Чтение по цепочке минусы и плюсы
Чтение текста по цепочке является методом, при котором предложения читаются поочередно, абзацами, по эстафете или выборочно.
Формируемые УУД:
Личностные: — эмоциональное вовлечение в текст, выражение эмоций; — понимание чувств других людей, сочувствие; — выражение собственного отношения к героям произведений, их поступкам. Познавательные: — анализ и синтез; — установление причинно-следственных связей; Коммуникативные: — адекватное использование языковых средств для решения коммуникативных задач.
Пример использования:
Перед началом ученики разделены на разные группы. Каждая группа будет выполнять своё задание. Тема: Иваново «Золотое копытце». Мы будем читать сказку по очереди — каждый ученик будет читать один абзац сказки.
Уроки чтения в 3 классе
Можете ли вы, пожалуйста, сказать, это нормально, когда ученики третьего класса проводят большую часть урока по литературному чтению, читая по очереди? Я не могу вспомнить, чтобы они когда-либо анализировали что-то за все эти годы. Редкие уроки, когда они не читают по очереди, либо ученики читают стихотворение наизусть, либо пересказывают отрывок, но это происходит очень редко. И дома — заполнение тетради. Это соответствует новым образовательным стандартам?
АнонимЕсли урок полностью состоит из чтения по очереди, учебник закончится в сентябре.На дом задают чтение произведения, а затем на следующем уроке они его читают по очереди для оценки. На вопросы в конце текста они никогда не отвечают.У нас тоже читают по очереди, вопросы разбирают по тексту. Возможно, это нормально
Аноним
Учителя никогда не проводили уроки вопрос-ответ.
Иногда во время урока во 2 классе они читали по очереди или по запросу. Сейчас, в 3 классе, учитель может попросить кого-то прочитать кусок текста в качестве ответа. Но для моего ребенка литература уже стала серьезным предметом, где анализируется поведение персонажей, основная идея произведения, умение работать с текстом и делать выводы.
Уже не требуют пересказа произведения, это было во втором-третьем классе. Сейчас тренируют устное высказывание (по теме произведения или какому-то вопросу) в четырех-пяти предложениях. Домашняя работа в тетради, подготовка ответов на вопросы, описание главного героя, составление плана произведения и т.д.
Спасибо за ответ! Я так и представляла современный урок чтения и ждала, когда наши дети этим займутся, но, видимо, учитель не хочет напрягаться.
Основная проблема, конечно, в квалификации учителя. Но также зависит и от программы. У нас в первом и втором классах была ШР (Климанова, вроде). Учительница старалась, как могла, что-то своё ещё дать. Учебник, конечно, был "выше всяких похвал".
Сколько ошибок и опечаток мы там с мужем нашли!
Конец второго класса принес массу проблем с МЦКО по чтению. Почти половина учеников получила двойки, лишь один сумел удержаться на пятерку. Моя четверка не утешала меня, так как большинство родителей не удовлетворены ситуацией в этом предмете, ведь разница между обучением и тестами огромна. Мы читаем истории из учебника, вспоминаем свои собственные жизненные ситуации и обсуждаем их с друзьями, но тесты требуют от нас анализ текста.
После разговора с учителем я поняла, что учителя считают приемлемой программу Ефросининой. Мы со своими родителями взяли тесты МЦКО и учебник к заместителю директора, чтобы доказать несостыковки. Теперь мы учимся по программе Ефросининой — ждем результатов тестов, но пока у нас еще не было такой возможности.
Мы сейчас учимся по программе Ефросининой, но в нашем случае не так уж и важно, по какому учебнику мы изучаем материалы, ведь методика проведения уроков одна и та же — последовательное чтение текста.
Но в конечном итоге, что важнее: написать тесты или получить отметки от учителя? Я не понимаю, как можно быть удовлетворенным таким подходом к предмету. Либо общаться с учителем и заместителем директора, либо отправить ребенка в литературный кружок — вот что было бы правильным решением.
У нас всегда происходит анализ текста, разбиение его на части для пересказа, ответы на вопросы и описание героя. Ученики читают либо вслух, либо про себя, но под руководством учителя. Вплоть до первого класса мы используем учебник Ефросининой (программа 21 век).
Чтение «по цепочке»
Удивительно, что даже старшеклассники предпочитают чтение "по цепочке". Один ученик начинает читать абзац (или предложение, пока учитель не остановит), затем следующий продолжает. Чтение продолжается до тех пор, пока весь текст не будет прочитан. В классе много детей, у каждого своя книга или учебник. В домашних условиях этот метод чтения можно использовать во всей семье.
После того, как дети прочитали текст, учителя задают вопросы, на которые нужно будет ответить, перечитав текст еще раз. Я рекомендую родителям делать то же самое дома: спросите у ребенка, какое настроение у главного героя, дайте ему время, чтобы найти нужный абзац или предложение, перечитать его и дать верный ответ. Затем уточните, какие слова помогли ему ответить на вопрос.
Выборочное чтение
Подход, аналогичный предыдущему, но здесь необходимо не задавать вопросы, а устраивать подобные квесты: просить найти определенное слово или абзац в тексте. Попросите ребенка выбрать понравившееся место в тексте (смешное, грустное, важное).
Дети всегда готовы поделиться своими впечатлениями — предоставьте им такую возможность! Конечно, устное высказывание может быть более развернутым, чем то, что они могут записать, поэтому попросите ребенка выразить только одну мысль.
Примером может служить стихотворение про персонажей Буку и Бяку, где описывается ситуация, когда запланированная встреча так и не состоялась. Дети могут размышлять о причинах этого. Задача заключается в том, чтобы придумать, что могли бы сделать Бяка и Бука, чтобы встреча все-таки произошла и была приятной для обоих. Подобные задания помогают вовлечь в интересную деятельность и тренируют навык записи своих мыслей (ведь люди обычно любят давать советы) через прослушивание их наоборот.
Как избавиться от чтения по-цепочке на уроках иностранного языка
Для преподавателей иностранных языков предназначена данная лекция, в которой содержится информация о методах работы с текстом без перевода на уроках иностранного языка. В ней доступно описаны аргументы в пользу данного подхода, который подходит для уроков с любым возрастом. Эта информация будет полезна как молодым специалистам, так и опытным преподавателям.
Текстом
Картинками
Как избежать методики "прочитай текст и запиши новые слова в словарь"? Исторически сложилось, что в школах используется грамматико-переводной метод. Студенты сразу начинают читать текст вслух без подготовки, обычно по цепочке.
Насколько эффективен этот метод и каковы его результаты? Какие недостатки у такого подхода? Такой способ чтения абсолютно неэффективен. Я не против чтения вслух в принципе, но я против того, когда преподаватели не осознают, для чего они просят учеников читать вслух.
Какие цели они преследуют и с какой целью, например, они должны давать возможность ученикам читать про себя? Читая текст по предложению, сосредотачиваясь на каждом слове отдельно, чтобы озвучить его вслух, нужно понимать каждое слово и его произношение, мы не можем читать текст в собственном темпе.
Некоторые люди читают быстро, другие медленно, и каждый воспринимает информацию по-своему. Традиционное чтение вслух в классе, как нам преподавали в советское время, не гарантирует, что тот, кто читает быстро, поможет понять текст. Могу ли я вообще понять на слух не родной для меня язык, когда мой одноклассник, который читает медленно и неправильно, постоянно исправляет его учитель
Это затрудняет понимание текста. Если бы у меня была возможность читать про себя, в своем темпе и останавливаясь там, где нужно, я бы смогла лучше понять. Практика чтения вслух не особо способствует пониманию текста.
Во время экзаменов студентам необходимо продемонстрировать свои навыки понимания текста. Важно уметь читать вслух с пониманием, анализировать и разбирать текст, четко осознавая его смысл и правильно расставляя ударения. Чтение вслух способствует развитию навыков произношения и выразительности. Рекомендуется предварительно прослушать аудио к тексту для лучшего понимания контекста.
При чтении текста без перевода каждого слова, мы учимся не бояться неизвестных слов, так как можно понять смысл текста даже с наличием незнакомых слов. Таким образом, мы развиваем у студентов языковую интуицию, что Важно на экзамене, когда нельзя пользоваться словарем. В итоге, за что учитель оценивает на уроке?
Произношение или понимание текста? Чтение или перевод? Это разные навыки. Если мы проверяем навык чтения, то это необходимо делать без чтения вслух. Если студент читает вслух, учитель должен оценить его произношение.
Есть много способов проверить правильное произношение: читать вслух, выполнять упражнения, где ученик будет высказываться, и учитель будет оценивать его произношение. Но это уже следующий этап после понимания текста. Получение смысла текста — важный навык, который учитель должен развивать у своих учеников.
Нельзя просто читать вслух и сразу задавать вопросы, чтобы убедиться, что студенты все поняли, и потом ставить оценку. Студенты должны читать текст самостоятельно, спокойно и внимательно. Они должны уметь ориентироваться в тексте, находить ключевые слова, антонимы и синонимы, и отвечать на вопросы по тексту.
В процессе работы с текстом студентам необходимо уметь выполнять различные задания, правильно отвечать на вопросы и справляться с задачами типа "правда/ложь". На более высоком уровне они должны уметь обосновывать свои ответы перед учителем. При переводе текста необходимо быть особенно осторожным, если только мы не обучаем будущих переводчиков.
Ведь в повседневной жизни человек должен читать текст и сразу же понимать его содержание. А как учитель можем узнать, понял ли ученик суть данного предложения или абзаца? С помощью дополнительных вопросов.
Не нужно мешать детям развивать важные мозговые процессы, которые в будущем будут им очень полезны, в частности — языковую интуицию и не бояться новых слов, потому что для понимания предложения не обязательно знать каждое слово в нем. Можно догадаться и понять значение одного-двух незнакомых слов.
Однако для перевода предложения нужно знать каждое слово, и это уже сложнее, что может вызвать затруднения у студентов. Как же мотивировать студентов не переводить каждое слово? Как заинтересовать их в чтении и понимании текста? Можно задать всего один вопрос, на который можно быстро найти ответ, пробежав по тексту самостоятельно. Или предоставить картинки к тексту: прочитал — выбрал картинку.
После этого, учитель просит учеников прочитать текст ещё раз и выполнить задания, направленные на понимание. Затем можно позволить им использовать словари и перевести только самые важные слова, необходимые для ответов на вопросы после текста.
В качестве домашнего задания, если мы любим переводы, можно предложить ученикам прочитать текст ещё раз тихо и спокойно, записать интересующие слова, перевести фразы или предложения, все, что вызывает интерес или затруднения при понимании. В русском языке также действуют те же законы. И если задать себе вопрос, как часто мы читаем вслух?
Насколько часто мы в школе читаем вслух? На самом деле, в повседневной жизни мы практически никогда не читаем вслух, если только это не связано с нашей профессией. Или мы можем быть мамами, которые читают детям сказки на ночь. Например, когда мы путешествуем на самолете, мы понимаем, что нам делать сейчас нечего, кроме как почитать журнал.
Как мы решаем, читать ли ту или иную статью? Мы делаем предположения, изучаем картинки, смотрим на название текста и предвосхищаем, о чем он будет, прежде чем решим, стоит ли его читать. Если статья покажется интересной, мы будем внимательно читать каждое слово, или пройдем ее бегло, находя только самое интересное для нас.
Порой требуется читать специфически, например, это может быть инструкция, и нет необходимости читать её с начала до конца. Нужно лишь найти участок, где описано, как включить принтер, или как заправить картридж и извлечь его. Мы находим именно ту информацию, которая нам нужна, и читаем только то, что нам необходимо.
Скимминг — это выборочное чтение, которое учителя должны практиковать в классе. Но также существует так называемое близкое чтение — когда мы читаем настолько внимательно, что обращаем внимание не только на каждое слово, а даже на каждую запятую или точку. Это может быть рецепт приготовления пирога. Здесь каждое слово крайне важно, иначе пирог не получится.
В английском языке 4 широко известных навыка: чтение, письмо, аудирование и речь. Перевод — это отдельный навык, который не связан с другими. Вопрос о том, насколько он нужен ученикам, остаётся открытым.
Если мы готовим переводчиков, то этот навык следует серьёзно развивать, поскольку он важен для будущих переводчиков. В общеобразовательных школах учеников не готовят к работе переводчиками, а формируют как обычных пользователей языка, которым не нужно делать перевод, поэтому важность перевода уменьшается.
Бесспорно, существуют случаи, когда можно перевести отдельные слова или одно-два предложения. Однако такие случаи должны быть редкими, и перевод должен происходить только в тех ситуациях, когда это действительно необходимо для достижения определенной цели, а не становиться регулярной и стандартной практикой.
Перевод — это сложный процесс, и гораздо сложнее научиться переводить, чем говорить на английском. Для того, чтобы стать хорошим переводчиком, необходимы хорошая реакция, отсутствие медлительности по своей природе, лингвистические способности, чувство языка и отличные знания изучаемого языка.
В мозгах происходит сложный процесс, который вовлекает такой большой объем информации, что его нагрузка на школьников не имеет никакого смысла. Сегодня учителям необходимо уделять внимание не только умению хорошо переводить, а также умению хорошо общаться на английском языке, умению коммуницировать, то есть слышать и понимать, что им говорят, говорить так, чтобы их понимали, писать и понимать, что они пишут, чтобы другие понимали, читать и понимать, что они читают, чтобы другие слушали и понимали их чтение.
Обучение детей чтению. Методика Сергея Полякова
(338 оценок)
Многие родители задают вопрос: "Зачем учить детей читать до школы? Разве это не лишает их детства?" Однако, во-первых, не следует лишать ребенка детства; обучение малышей должно проходить через игру и специально разработанные игровые методики. Зачем это нужно, уже многим известно. Известно, что интеллект человека зависит не только от наследственности, но и от активного стимулирования умственной деятельности в период формирования мозга, то есть в возрасте от рождения до шести-семи лет. Раннее обучение чтению признано одним из лучших способов такого стимулирования.
В отличие от других методов, чтение имеет преимущество в том, что ребенок развивается самостоятельно после того, как научился читать, удовлетворяя свою любопытство даже без помощи взрослых. Ребенок, прочитавший несколько сотен книг до начала школы, значительно опережает своих сверстников в развитии. Однако самое важное, что ум, приобретенный в раннем возрасте, остается с ним на всю жизнь.
Автор условно разделил весь процесс обучения чтению детей, начиная с изучения букв до чтения книг, на 7 этапов. Чтобы сделать обучение увлекательным и интересным, на каждом этапе предлагаются только те задачи, которые соответствуют возможностям ребенка. В результате он продвигается от этапа к этапу легко и незаметно для себя.
Интеллект человека зависит не только от генетики, но и от активного стимулирования умственной деятельности в раннем возрасте, когда формируется мозг, то есть от рождения до 6-7 лет. Поэтому раннее чтение является одним из лучших способов такого стимулирования.
Процесс обучения чтению начинается с изучения букв. Благодаря игровой форме обучения, дети быстро, прочно и с удовольствием запоминают все буквы. Например, уже после уроков они твердо знают все десять гласных.
Целью обучения является не только знание всех букв, но и хорошее знание слогов, а также начало чтения по слогам.
Тут нужно объяснить, что такое слог. Слог, в отличие от склада, всегда состоит из одной или не более чем из двух букв и может быть сочетанием согласной с последующей гласной или отдельной согласной или гласной (например, — з ме я — три слога, но один склад). Наши предки учились читать по слогам.
Эта методика обучения была широко известна с XVI по XVIII век, она использовалась даже в XIX и в начале XX века. Самый древний документальный доказательство этого метода обучения детей в России относится к периоду берестяной грамоты № 199, найденной при раскопках средневековой школы в Великом Новгороде экспедицией академика В. Л. Янина в 1956 году. На первой полосе этой бересты была выписана вся азбука от А до Я, а затем следовали склады: БА, ВА, ГА, ДА . и т.д. до ЩА; затем БЕ, ВЕ, ГЕ, ДЕ . и т.д. до ЩЕ; и так далее.
В наши дни метод обучения чтению с использованием складов был возрожден выдающимся педагогом-новатором Н.А.Зайцевым. На его основе Зайцев разработал и внедрил в широкую практику известную теперь многим методику, использующую таблицы и кубики.
В учебном методе Полякова вместо традиционных кубиков и таблиц используются специальные пособия, которые называются "домики для букв". Применение этих "домиков" и специально разработанных игр значительно облегчило процесс обучения, позволяя детям лучше усваивать знания о буквах и их складах. Это значительно улучшило навыки чтения в дальнейшем образовании.
Точно такие же результаты достиг вождь племени чероки, по имени Секвойя, который в 1821 году создал систему письменности для своего родного ирокезского языка, которая базировалась на целых складах, а не на отдельных буквах. Вскоре после введения этой системы письма, большинство индейцев племени чероки научились читать и писать на своем родном языке. Имя этого создателя письменности было увековечено в названии дерева секвойя.
Для детей, изучающих чтение, важно свободно читать слова любой сложности по слогам — от простых двухслоговых слов (таких как РЫ БА, ГУ СЬ, Ю ЛА) до сложных (например, КА С Т РЮ ЛЯ, ВЕ Р Б ЛЮ Д, Э ЛЕ К Т РИ ЧЕ С Т ВО).
Методика С. Полякова считает чтение по слогам лишь отправной точкой, первым этапом в процессе обучения чтению. Овладев навыком чтения по слогам, ребенок еще не сможет самостоятельно прочитать и понять рассказ, сказку или даже более сложное предложение.
Некоторым может показаться захватывающим, но ребенок, который уже читает по слогам, все еще не осознает, что такое слово, что такое предложение. Оба термина для него — просто набор слогов. Для ребенка трудно запомнить такой набор, особенно если предложение длинное. Поэтому смысл прочитанного не всегда доходит до ребенка, а часто даже не до конца. Поэтому обучение чтению не должно заканчиваться, просто научив ребенка читать слова по слогам ("пока этого хватит, в школе научат остальному").
Развитие умения составлять слова из слогов безусловно способствует развитию у ребенка. Однако, чтобы полностью раскрыть его природные способности, необходимо научить его читать и понимать книги, получать удовольствие от чтения. Только таким образом можно привить ребенку любовь к чтению в раннем возрасте, и впоследствии чтение станет не утомительным, а захватывающим занятием (что было подтверждено наблюдениями автора).
Метод чтения по слогам используется автором только как первый этап. В последующих занятиях помогается ребенку избавиться от привычки слагать слова из слогов, и перейти к чтению по слогам и к цельному чтению слов. Если этого не сделать вовремя, то такая привычка начнет мешать и замедлять чтение, затрудняя его восприятие.
Уроки ступеньки обучения рассказывают о том, как быстро и эффективно осуществить переход к чтению, чтобы не утомлять ребенка, используя элементы игры и состязательности.
Автор считает, что его задача не будет выполнена, если он научит ребенка только читать слова, хотя и достаточно свободно. Конечно, родителям приятно, когда ребенок радует их, читая вывески на улице и заголовки книжек дома. Но основная цель методики — научить ребенка самостоятельно читать книжки и получать удовольствие от прочитанного.
Пусть лучше сейчас мамы и папы будут жаловаться на то, что им приходится забирать книжку у своего малыша, чтобы уложить его спать, чем через несколько лет – на то, что им так и не удается заставить своего ученика читать. Ведь не все дети, научившись читать слова, сами с увлечением берутся за книги. Чаще всего этому предшествует усилия учителя и родителей. Процесс обучения проходит по ступенькам.
На первой ступеньке (уроки дети с помощью интересных игр учатся читать предложения, на второй (уроки читать и пересказывать специально написанные автором четыре упрощенные учебные книжки, а на последней, (уроки 16 книжек для самостоятельного чтения, написанных им же.
После этого остается только родителям поддерживать у детей любовь к чтению, предоставляя им увлекательную детскую литературу, чтобы интерес к книгам был таким же сильным, как к просмотру телепередач. И, поверьте, вашему ребенку будут гарантированы лидирующие позиции в будущем, где бы он ни обучался: в любой школе, гимназии, лицее или университете.
https://www.7ya.ru/ Bauskas iela 58A — 7 Rīga LV-1004
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Как реанимировать розу после зимы?
Как поддержать ребенка и помочь ему справиться с непростой ситуацией?
Оставить комментарий к статье "Обучение детей чтению." Методика Сергея Полякова"Не следует забывать о заявленной в самом первом посте главной цели Льва Штернберга, которую он преследует с момента своего появления здесь: скрыть от родителей то, что иудейская педагогика требует начинать обучать чтению ребенка с самого рождения, и к моменту, когда он предлагает начинать обучать ребенка чтению в своей методике, дети в семьях правоверных иудеев (ортодоксов) уже свободно читают. Это я проверял. Так что, к сожалению, Отстающий_на_три года Штернберг продолжает, — несмотря на то, что ему точно указали его место, — пытаться здесь, на конференции "Раннее развитие", пропагандировать свою убогую методику позднего обучения чтению. :(Более того: "иудаизм требует начать воспитание детей ещё до их рождения" (Исраэль Бен Шимон, с. 163). — ну, об этом Отстающий_на_три_года Штернберг вообще умалчивает. Вторая цель, которую явно преследует появившийся за этим Отстающий_на_три_года Штейнерг: предать забвению методику гениального педагога-новатора Николая Зайцева и то, что одинадцать лет тому назад пропагандировала и развивала тут поскладовую методику Лена Данилова. Ну, а врёт наш Отстающий_на-три_года в каждом слове: у меня, например, отсутствует какая-либо побуквенная методика!
В своей недавно предложенной методике обучения по складам он не упоминает Николая Зайцева, чья методика успешно используется с 80-х годов! Проверьте сами: Штернберг врет во всем — даже в мелочах.
Например, Сергей Поляков прямо указывает в этой же статье: "Весь процесс обучения ребенка чтению — от изучения букв до чтения детских книжек — автор условно разбил на 7 ступенек." — то есть, автор предлагает начинать обучение с изучения букв, но Штернберг предпочитает этого не замечать. Может быть этого достаточно, или нужно еще? Ведь это — система, и мы уже разоблачили его, наверное, не в третий, а в 33-ий раз! Ну что же, продолжим — потому что дезинформация, идущая от Штернберга, чрезвычайно опасна для этой телеконференции, так как цель Льва Штернберга давно известна — любыми способами прекратить раннее развитие детей!
Вот так, Стернберг, отставший на три года, заявляет: "Методика С.Полякова не имеет ничего общего с побуквенным чтением", но любой, кто прочитал статью, будет удивлен и раздосадован тем, что Штернберг, кажется, вообще не умеет читать?! Это можно проверить, перейдя по ссылке и прочитав обсуждаемую статью: в ней Сергей Поляков неоднократно подтверждает обратное: "Обучение чтению начинается с изучения букв."
Благодаря использованию оригинальных игр в этой методике, дети быстро, твердо и с удовольствием запоминают все буквы. Достаточно сказать, что уже после 5-ти уроков они прочно знают все десять гласных". Да, была у Отстающего_на_три_года неплохая — самая первая статья, за что я его имел неосторожность похвалить.
Однако, к сожалению, несмотря на все мои попытки, я не могу обнаружить ни единого искреннего слова о "Раннем развитии" — практически в каждой теме и сообщении! Было бы замечательно, если бы вы, Лев Штернберг, получили хотя бы базовую подготовку в области раннего развития, иудейской педагогики или даже мусульманской. Даже изучение методики Домана могло бы вам принести пользу. Помните, я не прощу вам ни одного лживого слова.
Прочтите что-нибудь по раннему развитию! Я буду только рад положительным мыслям и результатам вашего развития и готов отметить их незамедлительно. Ведь вам как никогда нужно получить заслуженную оценку за ваши усилия? Вы же трудились, разрабатывали свою методику — и вовсе не ваша вина, что вас учили вопросам позднего развития.
Пожалуйста, делитесь своими поздними взглядами в телеконференциях по позднему развитию и обучению, а также по некачественному образованию. Я настоятельно рекомендую вас там и только хвалю. Там любая ложь или полуправда кажется истиной. Но здесь, на "Раннем развитии", вы отстаете на три года, и никакая ложь или вымысел не поможет изменить это. "Желание обучать без чтения — путь к безумию" (Конфуций).
2011-08-02, Друг и товарищ
Статья хорошая, а методика, судя по описанию, тоже. 🙂 Я поставил ей высшую оценку! Но мне жаль, что нет ссылок на книги, где были опубликованы все идеи этой методики, объединяющей обучение по буквам и слогам, в 1995-1996 годах: "Читать — раньше, чем ходить" здесь на сайте: [ссылка-1] ; "Как ускорить интеллектуальное развитие ребенка", "Когда начинать воспитывать будущего президента России" (1996), "Считать — раньше, чем ходить" (1998). И также здесь, на сайте "Семья.ру", аналогичная методика, изложенная в книге "Читать — раньше, чем ходить", много раз обсуждалась начиная с 1999 года и была опубликована в различных частях и вариантах "Как развивать ребенка одаренным", — [ссылка-1], "Читатель — ползунок" и во многих постах. Тем не менее, надо поздравить родителей и радоваться: методика обучения по буквам занимает своё заслуженное место и со временем вытеснит несправедливо навязанную ошибочную методику обучения по методу Домана, которая приводит к большим затратам и потере времени.
2011-08-01, Друг и товарищ
Если в учебной программе Полякова есть буквы (и в какой русской методике их нет? даже в моей есть), то это не значит, что Поляков должен упоминать всех других авторов, писавших на эту тему, и тем более не должен давать ссылки на их книги.
"Желание обучать без чтения — путь к сумасшествию" (Конфуций). Конфуций, конечно, говорил о обучении взрослых, а не младенцев.
Евреи начинают обучение чтению не раньше четырех лет. До этого взрослые сами читают детям книги, но это не считается обучением чтению. При этом евреи используют метод чтения по слогам, так как каждая буква в еврейском алфавите представляет собой целый слог, а не отдельный звук.
"иудаизм предписывает начинать воспитание детей ещё до их рождения" (Исраэль Бен Шимон, с. 163) — речь идет о воспитании детей, а не обучении чтению.
2011-08-02, Лев Штернберг
Эта статья действительно замечательная. Но Друг и Товарищ в своих комментариях, как всегда, обязательно где-нибудь соврет. Методика С.Полякова не имеет отношения к побуквенному чтению, потому что базируется на чтении складов. Именно здесь заключается сила методики С.Полякова. А Друг и Товарищ снова использует чужие статьи для рекламы своей собственной методики, которая не работает, и плохой идеи обучать чтению с самого рождения.
2011-08-02, Лев Штернберг
Очевидно, что методика обучения чтению по складам и целыми словами неэффективна. С начала 1988 года дети по методике Тюленева начинают читать в возрасте 1 года и начинают печатать в 1-2 года. Раннее развитие по системе П.В. Тюленева включает методику "Печатать – раньше, чем ходить". На видео видно, как ребенок в возрасте 1 год печатает на ноутбуке: [ссылка-1]
2016-05-25, Vetropa
Раннее развитие детей, начиная с 1988 года, демонстрирует удивительные результаты. Вот пример, где ребенка в 2 года по методике Тюленева научили печатать буквы и слова на компьютере: [ссылка-1]
ВИДЫ ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Данный учебный материал предлагает различные методы и приемы работы на занятиях по чтению в специальной школе для детей с ограниченными возможностями здоровья. Здесь представлены разнообразные виды чтения, которые успешно помогают детям освоить навыки осознанного и выразительного чтения в начальной школе.
Оценить
19962 0
Содержимое разработки
Государственное учреждение образования "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья "Злагода" городского округа Симферополь Республики Крым.
ВАЖНОСТЬ ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Автор: Румянцева Ольга Валерьевна
Учитель начальных классов
Высшая квалификационная категория
2014-2015 учебный год
Занятия по чтению имеют огромное значение в образовательной работе школы для детей с ограниченными возможностями здоровья. Чтение является ключевым средством познания. Именно на уроках чтения постепенно и систематически расширяются представления детей о мире, их наблюдения становятся более богатыми.
Ученики получают основные сведения о жизни, природе и обществе, которые являются основой для формирования моральных, экологических и эстетических убеждений. Чтение способствует развитию связной речи и расширению словарного запаса. Не случайно, что раздел русского языка называется "Чтение и развитие речи". Уроки чтения в начальной школе являются основой для всех последующих обучающих материалов и служат основой для дальнейшего развития.
Навык чтения является универсальным навыком. Сформированность этого навыка определяется следующими характеристиками: осознанность, правильность, выразительность, беглость.
Технику чтения определяют правильность, беглость и выразительность.
Осознание – это основа комплексного восприятия текста. Это умение понимать фактическое содержание текста, его идеи, образы персонажей. Все эти качества проявляются в процессе чтения одновременно, тесно связаны между собой, и развитие одного качества неизбежно ведет к улучшению других.
В начальной школе учат объяснительному чтению. В учебниках 2-4 классов обычно содержатся произведения небольших форм, такие как рассказы, сказки, стихотворения, басни, статьи. В старших классах начинается литературное чтение. Ученики знакомятся с произведениями русских и зарубежных классиков, изучают биографии авторов.
Подготовительная работа в 1 классе включает в себя следующие этапы:
— Беседа по иллюстрациям к тексту.
— Чтение слоговых структур на страницах учебника.
— Изучение слов и их значения через чтение.
— Разнообразные игры и упражнения (кроссворды, загадки и т.п.).
В подготовительной работе со 2-4 классами могут включаться:
— Различные игровые упражнения и задания.
— Обсуждение иллюстраций, картинок и рисунков.
— Посещение экскурсий (музеи, природа, библиотеки и др.).
— Использование технических средств: кино, слайды, музыкальные клипы и т.д.
— Чтение дополнительных литературных произведений.
— Показ натуральных предметов, макетов и рисунков.
— Обсуждение с учащимися и использование их знаний, опыта и наблюдений.
СТРУКТУРА УРОКА ЧТЕНИЯ.
Первое чтение учителем.
Учебники закрыты, т.к. дети должны наблюдать мимику, жесты и глаза учителя.
Аналитическое чтение (подробное изучение в процессе повторного чтения учащихся).
Объяснение прочитанного вслух:
Изучение текста по шагам с пояснениями;
Изучение текста по параграфам с объяснениями;
Последовательное чтение (по одному предложению, по параграфам);
Формулирование вопросов от конкретного к общему (вопросы о воспроизведении текста, первичное воспроизведение текста).
Поиск информации (найти и прочитать слово, фразу, предложение в тексте)
Подбор и чтение предложения к иллюстрации;
Выбор и чтение диалога персонажей.
Выбор и чтение предложений на свой выбор.
Самостоятельное чтение (шепотом вслух, про себя).
Аналитическая работа по тексту (ответы на вопросы, характеристика персонажей, обсуждение ситуации).
Пересказ (по вопросам, по картинкам, по частям и т.д.)
СПОСОБЫ ЧТЕНИЯ могут быть самыми разнообразными:
ЧТЕНИЕ ПО ЭСТАФЕТЕ (дети сами называют следующего читающего)
Чтение вместе с учениками, где голос учителя "выключается", а дети продолжают читать хором. Чтение должно быть слаженным, чтобы учитель мог снова присоединиться.
Один ученик начинает читать, затем называет следующего, кто будет продолжать чтение.
Чтение хором выделенных предложений.
Чтение на "пятерку".
Работа с учителем по индивидуальному чтению.
Использование грамматических игр во время чтения.
Игровое упражнение "Кто внимательный?" (пары слов, отличающиеся одной буквой или слогом).
Игра "Бегущая лента" (ученики должны успеть прочитать "бегущие" слова)
Упражнения для развития дикции и артикуляции.
Разработка навыков выразительного чтения
Выразительное чтение — это способность находить в устной речи средства для передачи идей и чувств, заложенных в тексте произведения. Основными факторами являются понимание содержания текста учащимися, отношение автора к действующим лицам и отношение детей к событиям и героям.
Чтение по ролям — очень эффективный метод для развития выразительности чтения. Ученикам распределяются роли для каждого персонажа, а также назначается ученик, который будет читать за автора.
Драматизация — отличный способ использования при чтении сказок.
Различные способы повторного чтения.
Цель повторного чтения заключается в закреплении содержания, развитии техники чтения, понимании прочитанного текста, а также развитии устойчивого зрительного внимания и самоконтроля.
Постепенное чтение (по одному предложению).
Последовательное чтение (по отдельным абзацам).
Чтение с передачей прочитанного другому.
Частичное чтение в ответ на вопросы учителя.
Выборочное чтение по иллюстрациям.
Разыгрывание ролей при чтении.
Чтение вслух и чтение "про себя".
Понимание содержания произведения осуществляется в процессе его анализа. Важно выявление причинно-следственных связей и закономерностей, так как это имеет большое значение для коррекции.
При обучении чтению я стараюсь уделять особое внимание работе с иллюстративным материалом как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности учащихся и коррекции их недостатков в развитии.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аксенова А.К. и Якубовская Э.В. Дидактические игры для уроков русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. Издательство "Просвещение". 1987 год.
2. Волина В.В. Учимся играя. Издательство "Новая школа". 1994 год.
3. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. Издательство "Просвещение". 1994 год.
4. Заходер Б. Моя Вообразилия. Москва, 1987 год.
5. Кудыкина Н.В. Дидактические игры и занимательные задания для первого класса. Издательство "Радяньска школа", Киев. 1989 год.
6. Маршак С.Я. Про все на свете. Москва, 1979 год.
7. Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика. Издательство "Каро", Санкт-Петербург. 2007 год.
8. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В. Издательство "Просвещение". 2010 год.
« Методы и способы отработки техники чтения в начальных классах» статья по чтению (1, 2, 3, 4 класс) на тему
В работе с учащимися начальных классов значительное внимание уделяется методам и способам отработки навыков чтения, так как это важно для успешного овладения знаниями в будущем.
Основная цель данного исследования заключается в систематизации теоретических знаний и их практического применения в обучении чтению у младших школьников.
Конкретные задачи:
· выявить оптимальные методы отработки навыков чтения;
· систематизировать упражнения, способствующие развитию техники чтения.
Скачать:
![]() | 519 КБ |
Тяжинская средняя (полная) общеобразовательная школа № 1
преподаватель начальных классов: Кофанова Н. А.
первая квалификационная категория
Отчёт о работе:
« Методы и приемы развития навыков чтения в начальной школе»
Навыки чтения и их элементы . 4
Методы и приемы развития навыков чтения . 6
Сложности и их преодоление. 6
Упражнения для развития навыков чтения. 8
Многие выдающиеся отечественные учёные, педагоги и психологи утверждают, что чтение играет огромную роль в процессе образования, воспитания и развития человека. Оно позволяет ученику ознакомиться с литературным языком (как сказал Н. И. Жинкин), развивает его умение умело выражать свои мысли (по словам К. Д. Ушинского) и его способность к анализу и суждениям (как отметил Ф.).
Согласно И. Буслаеву, чтение является основным инструментом начальной школы, способствующим как умственному, так и нравственному развитию учеников, развивая и укрепляя их мысль и любознательность (В школе и дома. М., 1886).
Педагог В. А. Сухомлинский утверждал, что чтение – это окно, через которое дети видят и познают мир и себя самих (Сердце отдаю детям. – Киев, 1969). Он подчеркивал, что умение читать означает быть чутким к красоте слова, и только тот ученик, у которого слово играет, трепещет и переливается всеми красками и мелодиями окружающего мира, действительно "читает".
Одной из ключевых целей начальной школы является развитие у детей навыка чтения, который является основой для всего последующего образования.
Умение читать и навыки чтения развиваются не только как важная форма речевой и умственной деятельности, как средство саморазвития, но и как сложный комплекс умений и навыков, применяемых при изучении практически всех учебных предметов. Комплекс умений и навыков, известный как "навык чтения", может быть представлен следующим образом:
Точность Навык чтения Стиль чтения
Каждый компонент навыка чтения сначала формируется как умение, а затем, через упражнения, постепенно превращается в навык, который осуществляется без усилий, автоматически.
- Прокачка первичных навыков с помощью упражнений помогает развить более сложные умения и навыки.
- Важное внимание в учебной программе для учителей начальных классов уделяется разработке методов техники чтения, так как это основа для усвоения знаний в дальнейшем обучении.
- Цель данного исследования заключается в систематизации теоретических знаний и их практического применения при разработке методов техники чтения на начальных этапах обучения.
- Определение оптимальных методов и способов развития техники чтения.
- Организация методов и упражнений, способствующих развитию навыков чтения.
1. Навыки чтения и их компоненты.
Техническая сторона чтения включает в себя такие аспекты навыка чтения, как способ, точность, выразительность, скорость или темп.
Каждый из аспектов, формирующий в целом технику чтения, имеет свои особенности, которые влияют на весь процесс чтения. Одним из важнейших компонентов, формирующих технику чтения и воздействующих на другие её аспекты, является способ чтения. Существует пять основных способов чтения:
2) Отрывистое слоговое,
- Плавное слоговое,
- Плавное слоговое с целостным прочтением отдельных слов,
- Чтение целыми словами и группами слов.
Два первых подхода считаются не производительными. Их очень не рекомендуется использовать. Последние три метода, наоборот, являются продуктивными. Их нужно постоянно практиковать и поощрять детей переходить от плавного слогового чтения к чтению целыми словами и фразами, что является самым продуктивным способом чтения.
Скорость чтения напрямую зависит от метода чтения и, естественно, от понимания. Существуют определенные показатели скорости чтения и уровня навыка чтения:
Если результат ниже, это сигнал о том, что нужно поработать над навыком. При правильной методике обучения чтению каждый учащийся начальных классов способен не только достичь указанных показателей, но и превзойти их.
Точность чтения заключается в том, что ученик избегает или, наоборот, допускает: замены, пропуски, перестановки, добавления, искажения, повторы букв (звуков), слогов и слов в читаемом тексте; правильно или ошибочно делает ударения в словах.
Ошибки в отношении точности неоднородны. Одни из них возникают из-за непонимания или искаженного понимания текста; другие — из-за непонимания значения слова или смысла предложения; третьи — из-за
Проблема понимания изображения определенных букв учеником; вторая проблема связана с неразличимостью процессов зрительного распознавания букв, их графических элементов, артикуляционных актов и понимания (ученик может правильно декодировать буквы в слове, понимать его значение, но ошибаться из-за спешки или задержки в его произнесении). Возможны ошибки, вызванные желанием ученика подтвердить правильность прочитанного слова или его части (повторы). Такие повторы не желательны, но их трудно считать ошибкой.
Выразительность чтения проявляется в умении обоснованно использовать паузы, логические и психологические ударения, правильно подбирать интонацию в тексте, читать достаточно громко и четко, исходя из его содержания.
При оценке усвоения навыка чтения у учеников младших классов нужно учитывать какова общая эффективность этого навыка и его отдельных аспектов. Оценивать умение читать только по одной его стороне неправильно и неполно.
Окончательное мнение о уровне навыка чтения можно формировать только на основе совокупных данных по каждому из его элементов. При анализе данных как о содержательной, так и технической сторонах чтения.