Частушки в воспитании: Как народное творчество помогает формировать ценности у детей

Частушки в воспитании: Как народное творчество помогает формировать ценности у детей

Частушки, народные короткие песенки с юмористическим содержанием, являются важным аспектом воспитательного процесса, так как они формируют не только культурное наследие, но и развивают художественный вкус у молодого поколения. Эти забавные и остроумные произведения позволяют детям погружаться в традиции своего народа, учат слушать и понимать юмор, а также способствуют развитию чувства ритма и мелодичности.

Кроме того, частушки нередко используются в образовательных целях, что делает их эффективным инструментом для расширения кругозора. Обучая детей сочинять и исполнять частушки, можно привить им навыки общения, творческого самовыражения и умение работать в команде, что в конечном итоге позитивно сказывается на их социальной адаптации и культурной идентичности.

Частушки как один из аспектов воспитательного процесса

Когда появился жанр частушки?

Исследователи этого направления склонны датировать появление частушки 50-60-ми годами XIX века. Короткие песни с юмористическим содержанием, состоящие из нескольких строк, начали выделяться среди других лирических песен и стали восприниматься народом как отдельный музыкальный жанр. Именно в середине прошлого века эти небольшие песенки распространились повсеместно и, живя в народе, менялись, изменялись.

Понятие "частушка" впервые было введено в русскую литературу Глебом Успенским. В своем эссе "Новые народные стишки" (1889) он описывал частушку как самостоятельный жанр, отмечая "огромное количество" этих произведений народного творчества, которые "появляются практически каждый день и обязательно в каждой деревне".

В конце 19-го века частушки стали одним из самых популярных жанров современного фольклора, распространяясь из Европейской России на Украину и в отдаленные районы Восточной Сибири. В 1902 году собиратель и исследователь русского фольклора А. Балов отметил: "Без преувеличения можно сказать, что частушка завоевала симпатии всего русского народа "от хладных финских скал до пламенной Колхиды".

Изучение фольклора и материалы исследований показывают, что частушка возникла там, где переплелись две разные культуры — крестьянская традиция и городская литературная поэзия. Это были небольшие уездные города, активные села на торговых путях и пригороды больших городов. Именно здесь, на стыке города и деревни, под влиянием литературы, начал формироваться жанр частушки.

Вскоре частушечное творчество приобрело широкую популярность. И уже сейчас частушки звучат в крупных городах; эти маленькие песенки проникают в каждый уголок России. Активная миграция населения России к началу ХХ века сыграла значительную роль в распространении этого жанра. Особое влияние на этот процесс оказали люди, занимающиеся отхожим промыслом.

Тем не менее, каким способом и в каких обстоятельствах частушка стала отдельным жанром? Каким образом фольклорные и литературные песни так близко переплелись между собой, что возник жанр частушки?

Известный советский фольклорист С. Г. Лазутин, изучая богатый материал фольклора и этнографии, пришел к выводу, что "частушка возникла в местах молодежного увеселения: в хороводах, на беседах и т. п.". Он обратил внимание, что короткие плясовые, игровые и хороводные песни XVIII — начала XIX века являются прототипами частушек. С. Г. Лазутин также отметил, что именно с середины XIX века "различного рода романсы и песни литературного происхождения" начали проникать в хороводы и на деревенские посиделки (большую роль в этом процессе сыграли песенники, получавшие все большее распространение). Эти новые песни сталкивались с традиционными, что привело к их трансформации, сокращению и иногда даже разделению на короткие песенки. Во время хороводов, посиделок и молодежных игр традиционные песни не только изменялись, но и создавалось множество новых песенок [Лазутин, 54-62].

К слову, стихи, написанные в период с 1850 по 1870 год, были длинными и завершались игровыми, "поцелуйными" строками. Их в народе называли "трясогузками", "походенками". Вот пример "поцелуйной" частушки из сборника А. Можаровского "Святочные песни и гадания Казанской губернии" (1873 г.):

Милый мой, милый мой,

Что за душечка такая!

Щечки розаном покрыты,

Еще брови да глаза, –

Это просто чудеса!

Поцелую раз – другой,

Распрощаюсь с тобой.

После этой песенки Можаровский пишет: "Девушки поют эту песню для какого-нибудь хорошенького мальчика. После песни одна из девушек подходит к нему и целует. Мальчик уходит на свое место, а девушка остается посередине" [цит. по: Лазутин, 63].

С 80-х годов XIX века частушка начала отрываться от хороводов и посиделок («походенок»), и его игровой, «поцелуйный» конец исчез. Теперь её назначением стало не сопровождение игры, а передача какого-либо факта, выражение мысли, эмоции, настроения.

В 90-е годы частушку стали услышать повсюду. Она стала короче, чаще всего сокращаясь до 4-х, а иногда даже до 2-х строк. Темой частушки стало не только любовь, хотя любовная тематика осталась ведущей, но и всё, что волнует народ. В неё вторглась злободневность, разнообразные социальные мотивы. Частушка стала поистине живой энциклопедией народной жизни.

Знакомство детей с народным искусством.

«Изучение частушки» (подготовительная группа).

Подробный план предоставлен воспитателем подготовительной группы

МДОАУ д/с № 5 города Свободный

Имя: Ирина Николаевна Мычкина.

Тема: Возможно обойтись без частушек, но они придают особый колорит жизни».

Публикация «Приобщение детей к народному искусству: „Без частушек прожить можно, да чего — то не живут“» размещена в разделах

  • Традиционные элементы культуры
  • Русские народные песни и стихи
  • Плясовые песни
  • Конкурс для учителей и педагогов «Лучший урок (урок деятельности)» март 2015

Виды детских занятий: исследовательская, общение, игровая, творческая, музыкально — художественная.

Цель: познакомить с особенностями песенных жанров. Познакомить с народными плясовыми песнями и песнями разных регионов России. Воспитать желание петь народные песни и интерес к ним.

Расширение словарного запаса: страдания, лирическая песня, застольная песня, припевка.

Дети сидят на поклоне перед домом (декорации). Входит учитель в русском национальном костюме (сарафане). Поет песню.

Я пойду, да разойдусь

По зеленой траве бежит ручей.

Все кругом прекрасно.

Воспитатель: Ребята, что я только что спела, песню или частушку?

Ответы от детей.

Воспитатель: Правильно, песню частушкой не перепутаешь. Частушки — это короткие плясовые песенки. В разных частях России их называют по-разному: "припевки", "вертушки", "коротушки", другими словами — бодрые песенки. Быстрые плясовые песни народ называл "частыми". Вот поэтому и появилось название для этих песенок — частушки.

Ребята, давайте послушаем частушки, которые дети приготовили дома.

Эй, девчонки хохотушки,

Запевайте частушки,

Чтобы порадовать гостей.

Шире круг, шире круг,

Дайте круга пошире

Не одна я пришла танцевать,

Нас пришло четверо.

Не хотела я уходить,

Стояла и стеснялась,

А гармошка заиграла,

Не удержусь, песню запою.

Но без воды не было б и кружки.

И без девчат не было б частушек.

Ребята, где же поют частушки?

Частушки исполняются на посиделках, на гуляньях. Они о любви, о подшучивании, о жизни.

Тут девочка в сарафане поет.

На моем сарафане

Расшитыми петухами.

И когда вырасту большая –

В частушках подшучивают над всеми – над парнями, над девушками, над соседями.

Дети из детского сада подражают моде, но на их грязных шеях видны белые рубашки.

Ох, девчонки, что за невзгоды случились!

Мошкара наседала на всех ребят.

Остались только те,

Кого пылью посыпало.

Воспитатель: Ребята, а что еще поют в частушках? Кто может спеть такие песенки?

Дети отвечают.

Дети: Есть шутливые частушки, где высмеивают нерадивых людей, и есть печальные частушки.

Воспитатель: и по сей день люди сочиняют много частушек.

Девочка поет частушку.

Какие у наших мальчишек

Головы разбитые

И коробка с запчастями!

Ребята, после этой частушки, что вы скажете?

Дети: Эта частушка о наших мальчиках. Потому что они любят играть с машинками и запчастями.

Воспитатель: Правда, частушкам много лет. Почему, вы думаете? (ответы детей). И сейчас люди сочиняют и поют частушки.

На полке магазина

Встали встричку волосы

У меня родной брат

Сидит на горшке целый день

Говорит этому наша мама:

«Теперь знаю все про “Раму”!»

Учитель: Ребята, какие это песенки? Они современные или нет?

Дети: Да, это современные песенки. В магазинах подорожали все продукты, по телевизору много рекламы показывают.

Учитель: Может, кто-нибудь из вас знает песенки?

Дети исполняют песенки (Молодцы)

Учитель: Чаще всего встречаются плясовые песенки. У них другой ритм, подходящий для быстрой танцевальной музыки. По смыслу они мало отличаются от обычных. Но они чаще говорят о танце, о гармонисте, они чаще шутливые и озорные.

Все равно пойду танцевать,

Хоть и маленький.

Дети вместе повторяют стихи под музыку. Делая танцевальные движения.

Воспитатель: дети, что самое важное в танце.

Воспитатель: точно, поэтому важно хлопать в ладоши, когда танцуют "русскую" пляску.

Мальчик и девочка в национальных костюмах исполняют.

Разойдись, народ,

Меня пляс берет,

Себя людям покажу.

Дайте крынку молока,

Воспитатель: Как можно охарактеризовать стихи. Какие они!

Дети: Шуточные, веселые, озорные. Показывают радость.

Воспитатель: В разных местностях поют разные стихи на разные мотивы. Есть стихи, которые называются "Семеновна"

(прослушивание музыки со стихами)

Сорву я веточку, сорву зеленую;

Сыграй, гармонист, спою Семеновну.

Как Семеновна сидит на лесенке,

А про Семеновну поются песенки.

Воспитатель объясняет, что есть определенные частушки под названием «Ярославские ребята», они поются в Ярославской области.

Но на реке Волге поются песенки о страданиях.

Известно, что «страдать» означает любить.

Петь о страданиях хорошо весной

Под зелеными соснами.

Также хорошо страдать у печки –

Согреть ножки в тепле.

Воспитатель интересуется, в чем разница между частушками о страданиях и танцевальными мелодиями?

Дети отвечают, что разница заключается в ритме. Частушки о страданиях исполняются медленно и долго, в отличие от танцевальных мелодий, под которые хочется танцевать.

Воспитатель спрашивает, какие передачи они смотрят по телевизору, где исполняют частушки?

Дети называют такие передачи как «Играй гармонь», «Семеновна», «Шутка за шуткой».

Воспитатель заявляет, что в гостях у них ансамбль «Девчушки – веселушки». Давайте их встретим!

Мальчики приоделись в русские народные сарафаны.

Один ребенок просит разрешения спеть им частушки. Могу я?

Воспитатель соглашается без колебаний.

У нас такое мнение, сказали два ребенка.

Песенка :

Разойдись, народ,

Танец меня покоряет.

Пойду, потанцую, покажу себя.

Эй, постучи ногою, постучи прямо,

Все равно я пойду танцевать, хоть и маленькая.

Говорят, что я боевая,

Боевая и что с того?

Моя мама боевая,

Ну, а в кого же я тогда?

На кухне я нашел веник

И всю квартиру вымел.

Но от него остались

Три соломинки всего.

У речки, у быстрой

Фиалочки весятся.

Без частушек можно жить

Но что-то не хватает.

Ночь влажная, трава в росе,

И пора спать, все частушки.

Ой, детки, печальная история

Нам пора заканчивать.

Нет времени на частушки,

Нам пора на прогулку.

Дети выходят из зала под веселые частушки.

Публикации по теме:

Частушки в воспитании: Как народное творчество помогает формировать ценности у детей

В городе Белогорск Амурской области расположена башня, где занимается Подготовительная логопедическая группа под названием «Вьюнки» в МДОАУ 12. Наша группа специализируется на логопедической работе с детьми.

В преддверии Нового года в школьных группах общеразвивающих занятий МБОУ Сунской средней общеобразовательной школы прошла выставка-конкурс "Символ 2015 года". Родителям вместе.

  • Этнокультурное наследие
  • Песни и пляски
  • Традиции
  • Соревнование среди воспитателей и учителей "Лучший план урока (НОД) март 2015"

Школьная частушка как малый жанр русского фольклора

Этот научный труд может быть полезен учителю для организации внеурочного мероприятия. Цель исследования — определить значение школьной частушки как небольшого жанра русского фольклора. Задачи исследования включают: 1. Выяснить различия между частушкой и другими небольшими жанрами фольклора. 2. Выявить характерные особенности частушки.

3. Оценить значение школьной частушки в нашей жизни. 4. Применить полученные знания на практике.

Текстом

Картинками

Измалковская частушка как элемент народной речи

С ростом уровня образования у населения происходят изменения в устном народном творчестве. Среди множества его жанров особенно любимой у народа остается частушка! Русская частушка – уникальный жанр русского народного словесно-музыкального творчества. Нет ничего подобного во всей мировой литературе!

В частушке отражается история нашей нации, не упускаются из виду вечные человеческие темы. Сначала частушки исполнялись только на молодежных вечеринках, сопровождаемых танцами. Затем они стали распространяться и в других обстоятельствах. Изначально частушки сочинялись в основном молодыми людьми.

Позже инициатива в их создании все больше переходила к девушкам. С конца 19 века частушка становится женским жанром фольклора не только в создании, но и в бытовании.

Было сочинено множество русских песен и частушек, которые были исполнены и перепеты русским народом. Наши традиции истекают из глубокой истории веков и неотъемлемо связаны с историей нашей Великой Родины — России.

Поколения сменяют друг друга, но песни и частушки, созданные нашими предками, продолжают звучать над просторами страны: на вечеринках, прогулках, вечеринках, пикниках и просто на семейных праздниках. Где звучит музыка, там живет и светится хорошая жизнь. Злым людям не место под песни.

В Измалковском районе было много веселых гармонистов. Их мастерство было известно не только в родных селах, но и дальше. Все они были увлекательные, талантливые и креативные люди, но, главное, они были преданы русской песне и гармошке.

Люди, принимающие участие в мероприятии под названием "Танцуй под аккордеон"

Каверин, Александр Петрович

Александр Каверин, родившийся в 1958 году в селе Жилое Измалковского района, был известным гармонистом в своей местности. Он был неотъемлемой частью любого праздника или свадьбы, проходившей в Измалковском районе, и его мастерство на гармошке было вне конкуренции.

Александр Каверин, из села Недоходовка, был первым парнем на деревне, который начал заниматься игрой на гармошке. Его умение играть на этом инструменте было непревзойденным, и сейчас уже редко услышать переливы гармони на улицах, а также найти хороших гармонистов, таких как он.

Тарасов Александр Иванович (1948 – 2017 гг.)

Александр Иванович Тарасов увидел свет 1 октября 1948 года в деревне Чермошное, расположенной в Измалковском районе Липецкой области. В 1961 году он семьей переехал в деревню Измалково. После окончания 8-го класса поступил в училище культуры и просвещения в городе Задонске, где освоил игру на баяне. Но не успел закончить училище, так как был призван в Советскую Армию. Проходил службу три года в Карелии, на финской границе, в пограничных войсках.

В свободное время он продолжал играть на баяне. В 1973 году окончил школу прапорщиков и начал служить в рядах советской армии в городе Днепропетровске. Из-за природы своей службы ему пришлось часто менять место проживания. Он побывал в ГДР и был ликвидатором аварии на Чернобыльской атомной электростанции. В 1996 году, после увольнения в запас, вернулся на родину.

Достаточно времени нашлось, чтобы вспомнить о прошлом, приобрести баян и начать осваивать этот музыкальный инструмент заново. Спустя несколько месяцев я уже мог исполнять вальсы, танго и некоторые народные мелодии. Меня часто приглашали на праздники, семейные торжества, я часто участвовал в конкурсах гармонистов. Особенно тепло ко мне относилось старшее поколение, которое любило петь старые песни под аккомпанемент любимого баяниста. Из-за плохого здоровья на 69-м году (2017) меня уже нет.

Трошин Александр Алексеевич (1953 – 2020 гг.)

С 10 лет Александр Трошин, будущий мастер, обладал страстью к музыке. К 12 годам его часто приглашали на различные мероприятия, такие как концерты, свадьбы и проводы. В возрасте 13 лет его старший брат подарил ему баян, который он легко освоил. С тех пор он не расставался с этим инструментом, занимаясь его реставрацией и изготовлением.

Используя свое мастерство на елецкой рояльной гармони, он завоевывал сердца зрителей, заставляя их плясать под его музыку. Он также неоднократно участвовал в различных творческих соревнованиях и фестивалях, таких как «Играй, гармонь».

Егорович Срослов

Евгений Егорович Срослов родился в 1942 году в селе Печеро-Выселки Сызранского района Куйбышевской области во время военных действий. После окончания средней школы в 1959 году он работал транспортным рабочим, маляром, плотником и столяром-сборщиком.

С 1961 по 1964 год он служил в армии, где участвовал в освоении целинных земель. После этого он работал на заводе ЖБИ. Однако в глубине души у него всегда жило желание стать врачом. Эту мечту он осуществил, поступив в 1967 году в Московский институт стоматологии. Он успешно закончил учебу в 1973 году и получил направление в Ясногорскую ЦРБ Тульской области.

Но судьба распорядилась так, что в 1974 году Евгению Срослову пришлось переехать в село Измалково. Он работал в Измалковской ЦРБ более четверти века, занимая должности врача-стоматолога и врача-рентгенолога.

Евгений Срослов — любитель участвовать в художественной самодеятельности, он великолепно исполняет народные мелодии на гармошке. Он с удовольствием играет для своих близких и друзей. Игра на гармони стала его жизненной потребностью и увлечением.

Жуликов, А. Желаем вам прожить до ста лет без старости! [о враче-стоматологе Е. Е. Срослове] //Сельский восход. – 2002 г. – 26 января.

Дяченко, А. Пусть ваша душа остаётся молодой: [ об Е. Е. Срослове]/А. Дяченко. -2011. — 26 янв.

Мы предлагаем вам ознакомиться с текстами частушек, которые были услышаны и записаны в Измалковском районе Липецкой области в период с 1960 по 2020 год.

Измалковские частушки как элемент народной речи.

В селе много магазинов,

Строится еще один новый.

Но когда взглянешь на цены,

Рот от удивления открыть не сможешь.

У нас есть свет и газ,

Но когда начинаешь считать счета,

Это тяжелый случай.

Наша молодёжь не гуляет,

Они в интернете провисают.

Давно забыли

О прогулках и кино.

Мой сосед купил автомобиль,

Теперь сам не помнит,

Был ли это джип или Волга?

У нас молодёжь крута,

Не танцуют в ДК,

А пьют в кафе.

Летом все ходят в шортах

И коротких майках.

Почему не на Чернаве,

А где-то на Ямайке.

У нас есть певцы, танцоры,

И музыканты.

Нельзя подсчитать

В нашем родном крае

Все любят трудиться,

Поэтому о нас

Знают даже в столице.

Индийское кино

Мы уже не смотрим.

Мы расстались,

Но штаны остались.

Их носят наши парни,

И гордятся этим.

У девушек все они

В большом авторитете.

У меня был возлюбленный,

А я думала, мечтала,

Навсегда он будет моим,

У меня был парень,

Он сильно меня любил,

Алкоголь не употреблял

И не курил сигареты.

Люди судят, люди судят,

Но я не поддаюсь им.

У меня есть на это

Не судите, люди, нас,

У вас же есть дочери,

Они вырастут такими же,

И даже хуже нас.

Я полюбила водителя,

Покаталась с ним в кабине,

А его законная жена

Прогуливалась вокруг машины.

У меня был парень,

Звали его Михаил.

Может, вы знаете такого –

С открытым ртом ходил?

Ах, подруга, не суди,

Но на любимого друга

Не кидай взгляды.

У меня было два парня,

Это вполне обычно.

Если Вася не провожает,

Как Юра стоит под окном,

Мы топаем ногами,

И не любим его,

А сами едим конфеты.

Хотя я маленькая,

Нашла я высокого парня.

Никогда он меня не обнимет,

Он ходит со своей гармошкой,

И его руки всегда заняты.

Мой милый приходит, он приходит,

Мы встречаемся в течение целого года,

Он угощает меня конфеткой,

И быстро прощается.

А мой милый изменил мне,

И не пошла со мной на мероприятие,

Я осталась дома спать.

Я купила белое платье,

Мой милый подарил мне перстень.

Мы планировали свадьбу завтра,

Но вчера он изменил мне.

Карагод, карагод,

Весело в Карагоде,

Девчонки там веселятся,

Под свои песни.

Мой любимый обманщик —

Ни любви, ни нежности,

Я хочу выцарапать глазки

Конкурентке.

Восемь девушек, восемь девушек.

Восемь девушек, и только я.

Восемь девушек, восемь девушек.

Куда идут девушки — туда и я.

Я иду, а мне навстречу –

Машины и машины,

Почему любовь не исцеляют

Никакие врачи?

Ты, моя гармонь, – гармонь золотая,

Я проводил свою любимую

Из веселой компании.

Моя милая девушка –

Тянула меня за рукав,

А я еще лучше –

Не посмотрела на него.

Мне говорил милый,

Говорил и повторил:

Ты меня довела, моя родная,

Больше никто не будет мне дорог.

Я не скажу, кого люблю,

Не скажу — кого из них,

У отца четыре сына,

Обожаю темнобрового.

Голубые, голубые,

Небеса голубые,

Почему у моей возлюбленной

Глаза не голубые?

Я была влюблена, я была влюблена,

Взяла и бросила,

Милого, хорошего

Довела до крайности.

Но я пойду на вершину

Расставлю ленту голубую,

Ещё придаю свой голос –

Он сам зайдет на голос.

Почему ты, дорогой, удивляешься,

Что пальто себе приобрел,

Но я не сомневалась –

Ты носил фуражку?

Моя дорогая подружка,

Почему пропал твой голосок?

Я так часто пела,

И песок катился с горы.

Ох, ты, моя золотая мамочка,

Не ругай молодого,

Вспомни, мамочка, как ты ходила,

Когда папа бегал за тобой.

Артист гармони, артист гармони,

Рубаха в горошек,

Не играй так, артист гармони,

С таким упорством.

Полюбила артиста гармони,

Заругала меня мама,

Не сердись на меня, мамаша,

Веселым будет зять.

Гармонист, о гармонист,

Тонкая шейка у тебя,

Твои дудочки растудыты,

Играй хорошо.

Любить, так по-настоящему любить,

Для того чтобы вызывать страх у всех,

Для того чтобы отчим и мачеха

Лежали под столом.

У моего милого

Имеется аккуратный носок:

Восемь курочек сели

А девятый — петушок.

Дамы стоят недорого,

А мужчины стоят дороже,

Когда решаются жениться,

Выбирают тех, кто дороже.

Частушка – Веселушка

Частушка — это небольшая народная песня с рифмой (независимо от того, как быстро или медленно она исполняется). Этот жанр устного народного творчества относительно новый как по содержанию, так и по форме.

Частушки появились во второй половине XIX века. Этот термин был введен писателем Г. И. Успенским в его очерке "Новые народные песни" в 1889 году. В этой работе Г. И. Успенский описывал народные стихи.

Истоки частушек — это игровые и плясовые припевки, "сборные" хороводные песни, скоморошьи прибаутки, свадебные "дразнилки" и городские песни. Частушки отличаются актуальной тематикой, неожиданными метафорами и рифмами, напевно-речитативным стилем мелодии, импровизацией на основе устойчивых музыкальных форм.

Малыши из предварительных классов изучили разнообразные частушки, а комический актер помог сделать Фестиваль веселым и увлекательным. Загадки, игры и сами частушки звучали в зале, мероприятие прошло положительно и увлекательно!

Исследовательская работа «Частушка в современном мире»

Частушка — это популярный и распространенный жанр устного народного творчества, отражающий российскую историю с точки зрения молодого поколения. Поэтому читайте, пойте и веселитесь вместе со своими детьми как можно чаще.

Актуальность: частушки являются одним из самых популярных направлений в фольклоре, поэтому данная тема очень актуальна.

Проблема: современный мир постепенно теряет интерес к фольклору, хотя он является частью нашей культуры, поэтому молодое поколение должно сохранить его.

Цель: узнать больше о частушках и донести информацию о них до школьников.

Задачи:

  1. Проанализировать различные источники информации о частушках.
  2. Выделить различные виды частушек.
  3. Изучение различных методов: анализ литературы, изучение других источников, проведение экспериментов, практические наблюдения.

Формирование жанра частушки как один из этапов развития народной поэзии (На материале Архангельской области) Дранникова, Наталья Васильевна

Диссертация кандидата филологических наук Дранниковой Натальи Васильевны посвящена формированию жанра частушки как одного из этапов развития народной поэзии в Архангельской области. Работа была защищена в Москве в 1994 году и содержит 20 страниц с иллюстрациями.

Введение к работе

Частушка — это один из самых распространенных жанров народной поэзии, и его достаточно долгий возраст позволяет рассмотреть его генезис и эволюцию объективно.

Несмотря на большое количество литературы о частушке, до сих пор существуют дискуссионные вопросы в области ее изучения. А.А.Горелов отмечает, что "История частушки еще не написана."*

Уникальность научного исследования заключается в постановке проблемы и последовательном генетическом анализе частушки и некоторых жанров народной поэзии. Исследование проведено на материале фольклора Архангельской области, где народная культура представляет собой смесь "ранней" и в значительной степени "поздней архаики". В работе доказывается, что Русский Север стал не только заповедной сокровищницей фольклора, но и областью, где архаичные формы продолжали развиваться и изменяться.

Тема исследования актуальна по нескольким причинам: отсутствие в фольклористике полной генетической картины жанра и недостаточное изучение поэтических особенностей частушки, основанных на генетическом принципе.

Автор диссертации ставит перед собой следующие задачи:

  1. Выявить поздний временной характер возникновения частушки в качестве отдельной жанровой системы.
  2. Подтвердить идею о полигенетической концепции формирования частушки.
  3. Провести диахронический и поэтический анализ частушки; показать ее связь с традиционными жанрами русского фольклора и развитие в ней как жанра, так и образной системы народной поэзии.
  4. Углубить распространенное в фольклористике представление о традиционных основах частушки.

Основная цель диссертации заключается в подтверждении полигенезиса частушки как позднего фольклорного явления методом функци- I Горелов А.А. „Поэзия частушки / Русская народная поэ- зия.*/1ирическая поэзия./ Cocs. ^подгат.текста.предисл.к разд. комм*ент.А.Горелова,- Л.:Худож,лит.,198^.- С.336,

Исследуется уникальный и поэтический анализ данного жанра; в разработке новой геве-гико-функционзльной классификации изучаемого типа творчества.

Основной метод работы – сопоставительно-сравнительный, базирующийся на наблюдениях и анализе функций и художественных схем частушки и других жанров народной песни; с использованием метода табличной репрезентации; исторического сравнительного анализа.

Исследование основано на севернорусском материале. В результате исторических и социально-экономических процессов на Русском Севере произошел сохранение народной культуры. Анализ севернорусского материала позволяет углубленно изучить жанровые связи частушки. При необходимости также используются тексты из других регионов.

Важность диссертационного исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы при преподавании курса лекций по фольклору, при проведении различных занятий с учителями (в институте повышения квалификации учителей), а также при разработке специальных курсов и семинаров.

Экспериментирование с диссертацией проходило через презентации на научных конференциях: в Петрозаводском педагогическом институте (1980 г.), в Московском областном педагогическом институте имени Н.К.Крупской (1981 г.), в Архангельском педагогическом институте имени М.В.Ломоносова (1980 и 1981 гг.), на 7-м Международном Соловецком форуме (1993 г. в Архангельске-Соловках), на конференции молодых ученых МГУ имени М.В.Ломоносова (1993 г.), в аспирантском объединении МПГУ имени В.И.Ленина (1992 г.), на конференции "Судьбы отечественной словесности XI-XX вв." в Душкинском Доме (г.Санкт-Петербург, 1994 г.), при чтении лекций по курсу фольклора в Поморском международном педагогическом университете имени М.В.Ломоносова (г.Архангельск) и в Архангельском областном институте повышения квалификации учителей. Основные

идеи диссертации были опубликованы (см. список в конце автореферата).

Организация труда. Текст диссертации включает введение, две главы (со внутренним делением на параграфы), заключение, два приложения и список литературы (305 наименований).

Оцените статью
SPBINFO24.RU
Добавить комментарий