Цель и идея романтизма в России: Погружение в мир мечты и внутренней свободы

Цель и идея романтизма в России: Погружение в мир мечты и внутренней свободы

Цель и идея романтизма в России заключались в поиске новых форм самовыражения и рефлексии над внутренним миром человека. Романтики стремились отразить индивидуальные чувства, уникальность каждого человека и его связь с природой, что стало важным аспектом в противовес рационализму предшествующих эпох.

Русский романтизм насытил литературу и искусство глубокими философскими размышлениями о жизни, свободе, любви и патриотизме. Он акцентировал внимание на идеале героического, показывая, как личные переживания соотносятся с историческими событиями и культурными традициями, что способствовало формированию национального самосознания.

Самобытность развития культуры России в особенностях русского романтизма

В конце XVIII — начале XIX века произошло утверждение ценности творческой, духовной жизни и появление сильных, одухотворенных личностей. Это период истории получил название "романтизм". Особенности русского романтизма не полностью подчинялись влиянию западноевропейского романтизма, который противопоставлялся идеям Просвещения и классицизма.

Практика русского романтизма часто отвергала антипросветительские и антирационалистские идеи и выражала это через подражание традициям готического романа и углубление просветительства. Уникальные черты русского романтизма развивались на почве особых условий формирования этого направления в России.

Пока в Европе было разочарование в Великой французской буржуазной революции, в России народ находился под влиянием идей новой организации государства. Это было во времена Отечественной войны 1812 года, Венского конгресса и движения декабристов. Самые значительные черты романтизма в литературе были сформированы именно декабристами. Романтизм в поэзии получил гражданскую и общественную направленность.

Преобладание "духовной" сферы над "материальной" как идея романтизма было совмещено с темами народной истории, патриотизма и героизации. Все эти условия повлияли на формирование особенностей русского романтизма. Субъективное начало стало приобладать над объективным. Примером такого явления можно назвать поэму М.Ю. Лермонтова "Мцыри".

Внимание автора сфокусировано на внутреннем мире, а не на внешних обстоятельствах жизни. Поэма представляет собой монолог-исповедь, и это не автор рассказывает историю героя, а сам герой. Он рассказывает не о фактических событиях, а о своем субъективном восприятии.

Для русских романтиков важнее не то, что произошло в реальности, а то, какие мысли и мечты жили в сердце героя. Лермонтовский романтизм представляет отдельное направление в русском романтизме, со своими уникальными особенностями, присущими в основном только творчеству этого поэта. Герой Лермонтова часто борется не с абстрактной несправедливостью, а защищает конкретные политические свободы («Жалобы турка», 1829).

Например, "Бородино" подчеркивает героизм как качество, присущее всему народу. Это идеальный романтический герой, воплощенный в концепции народности. Таким образом, одной из особенностей романтизма является то, что действительность в произведениях не воссоздается в первоначальном виде, а пересоздается такой, какой видит ее герой.

Это действительность, в которой герой несогласен с окружающим миром, разочарован и готов разорвать связи с такой жизнью. Это творчество В.А. Жуковского и К.Н. Батюшкова. В живописи особенности стиля проявляются в интересе к субъективному, внутреннему, а не внешнему, искусство выражает интерес к личности без учета ее происхождения и общественного положения.

Для художника важны эмоции, страсть, драматизм и борьба. Герои сражаются против жестокой и непреклонной природы, и поэтому массовые сцены с чертами классицизма являются распространенными для русского романтизма в изобразительном искусстве. Работы О.А. Кипренского отлично выражают черты романтизма портретной живописи первой половины 19 века. Портрет А.С.

Пушкина (1827) представляет собой произведение, которое позволяет увидеть сразу двух мастеров — художника и поэта. Это не просто друг, не просто мечтатель, а вдохновленный опытом поэт с грустными глазами, находящийся на пике творческого развития. Он пережил многое и его ум занят множеством мыслей.

Для русского романтического героя, нет необходимости уезжать за границу или искать счастье в отдаленных местах, чтобы бороться за идеал справедливого мира, свободного от зла и серости повседневности. Величественные, вечные и непокорные моря и горы – мечта романтика – находятся рядом, на Кавказе. Здесь привлекает не только своеобразная культура, но и честь и долг. В романтизме через темы национальной борьбы проникают черты реализма. Эстетика русского романтизма объединила в себе патриотическое стремление к свободе силы личности и народа и борьбу с природой.

Воспользуйтесь поиском на нашем сайте. Здесь вы найдете все об истории.

Наш урок будет посвящен романтизму в русской литературе. Это направление занимает важное место в литературе XIX века, отличается особым взглядом на мир, эмоциональностью и желанием свободы и самовыражения. Влияние романтизма на развитие и формирование литературных течений было значительным в русской литературе. Давайте более подробно рассмотрим основные черты и примеры романтизма в русской литературе.

Нужна помощь с написанием работы?

Мы — платформа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует выполнение работы в срок без плагиата. Бесплатные правки включены.

Определение романтизма

Романтизм – это художественная и литературная течение, которое появилось в конце 18 века и достигло своего расцвета в 19 веке. Оно отличается от классицизма и рационализма, которые преобладали ранее, своим эмоциональным и фантастическим подходом к искусству.

Романтизм стремится к выражению индивидуальности, свободы и внутреннего мира человека. Он отвергает строгое следование правилам и нормам, предпочитая экспериментировать и выражать свои эмоции и чувства. Романтические произведения часто имеют сильную эмоциональную нагрузку и обращаются к темам любви, природы, смерти, свободы и мистики.

Романтизм также характеризуется интересом к идее национального самосознания и национальной истории. Многие романтические произведения посвящены героям и событиям из истории страны, а также отражают национальные традиции и обычаи.

Основные характеристики романтизма включают:

  • Чувственность и субъективность
  • Фантазия и мистика
  • Индивидуализм и свобода
  • Увлечение природой и ее символикой
  • Идеализация прошлого и национальной истории

Романтизм сильно повлиял на развитие русской литературы, внося новые темы, стили и подходы к искусству, открывая перед писателями и поэтами новые перспективы. Многие известные русские писатели, такие как Александр Пушкин, Михаил Лермонтов и Федор Достоевский, были отличными представителями романтизма и оставили неизгладимый след в мировой литературе.

Примеры романтических произведений в русской литературе включают “Евгений Онегин” Александра Пушкина, “Герой нашего времени” Михаила Лермонтова и “Преступление и наказание” Федора Достоевского.

Русский романтизм имел свои особенности, отличавшие его от западноевропейского в связи с исторической ситуацией и культурной традицией. Нельзя считать, что французская революция была причиной возникновения романтизма в России, так как очень немногие люди возлагали надежды на ее результаты, и эти результаты разочаровали.

В начале XIX века вопрос о капитализме в России не стоял, поэтому он не мог стать причиной романтизма. Настоящей причиной стала Отечественная война 1812 года, где проявилась сила народной инициативы. Однако после войны народ не получил свободы. В декабре 1825 года лучшие представители дворянства вышли на Сенатскую площадь, несогласные с реальностью.

Этот поступок также существенно повлиял на творческую интеллигенцию. Послевоенные годы стали временем, в котором формировался русский романтизм.

Вот какие особенности имел русский романтизм:

 Просвещению не было противостояния со стороны романтизма. Идеи Просвещения ослабли, но не обрушились, как это произошло в Европе. Идеал просвещенного монарха не утратил своей актуальности.

 Романтизм развивался одновременно с классицизмом, иногда переплетаясь с ним.

 Романтизм в России проявил себя по-разному в различных областях искусства. В архитектуре он вообще не отразился. В живописи его влияние иссякло к середине XIX века. В музыке он проявился лишь отчасти. Возможно, только в литературе романтизм проявился последовательно.

Романтизм, особенно национальный, сформировавшийся и проявившийся в наши уникальные формы, был не только литературным явлением, но и жизненной эпохой морального развития, она имела свой особенный оттенок, внедрявший особое видение в жизнь. Несмотря на то, что романтизм пришел из западной жизни и литературы, он нашел плодородную почву в русской природе, способную к восприятию, и потому проявился в явлениях, вполне оригинальных, как считал поэт и критик Аполлон Григорьев — уникальное культурное явление, и в его описании отражена существенная сложность романтизма, из глубины которого вышел молодой Гоголь и который был связан с ним не только в начале своего писательского пути, но и на протяжении всей своей жизни.

Аполлон Григорьев совершенно верно охарактеризовал влияние романтической школы на литературу и жизнь, а также на современную прозу: это было не просто заимствование, а сильное и характерное воздействие, которое привнесло в молодую русскую литературу совершенно уникальные явления.

Историки искусства обычно разделяют русский романтизм на несколько этапов: начальный (1801-1815), зрелый (1815-1825) и период послереволюционного развития. Однако относительно начального периода данная схема кажется условной. Ведь заря русского романтизма связана с именами Жуковского и Батюшкова – поэтов, чье творчество и мировоззрение сложно ставить на одну полку и сравнивать в рамках одного временного периода, так различны их цели, стремления и темпераменты. В стихах обоих поэтов еще присутствует влияние прошлого – эпохи сентиментализма, но если Жуковский все еще глубоко укоренен в ней, то Батюшков ближе к новым течениям.

Герои литературных произведений романтизма представлены как поэтические натуры, чья душа стремится к высокому и прекрасному. Однако существует враждебный мир, который препятствует им почувствовать свободу и оставляет их непонятыми. Именно из-за этого грубого мира поэтические души убегают в другой, где присутствует идеал, и стремятся к вечному. Романтизм основан на этом конфликте.

Однако поэты по-разному оценивали эту ситуацию. Жуковский, Пушкин, Лермонтов – все они, исходя из одного и того же, строили по-разному отношения своих героев с окружающим миром, и поэтому пути к идеалу у их героев были различными.

Поиск идеала является главной чертой романтизма. Эта черта проявлялась в творчестве Жуковского, Пушкина и Лермонтова. Они вносили новые понятия, создавали новых персонажей и представляли новые идеалы, давая полное представление о свободе и настоящей жизни. Каждый из них представлял свой собственный путь к идеалу, давая каждой личности право на выбор.

Возникновение романтизма было очень тревожным. В центре всего мира теперь стояла человеческая индивидуальность. Человеческое "я" трактовалось как основа и смысл всего бытия. Жизнь человека стала восприниматься как художественное произведение искусства. В XIX веке романтизм был очень распространен.

Однако не все поэты, называвшие себя романтиками, отражали сущность этого течения.

На закате XX века мы можем разделить романтиков прошлого века на две группы. Одна из них, вероятно, наиболее многочисленная, объединяет "формальных" романтиков, которых сложно обвинить в неискренности, наоборот, они очень точно передают свои чувства. Среди них выделяются Дмитрий Веневитинов (1805-1827) и Александр Полежаев (1804-1838), которые использовали романтическую форму, считая ее наиболее подходящей для достижения своей художественной цели.

Творчество Пушкина представляет два различных варианта романтической темы: героический романтический герой ("Пленник", "Разбойник", "Беглец"), отличающийся твёрдой волей, прошедший через жестокие страсти, и страдающий герой, в котором тонкие душевные переживания несовместимы с жестокостью внешнего мира ("Изгнанник", "Узник").

Можно сказать, что у Пушкина и Лермонтова не получилось стать романтиками (но Лермонтов сумел соответствовать романтическим законам в своей драме "Маскарад"). Своими экспериментами поэты показали, что в Англии индивидуалистическая позиция могла быть успешной, в то время как в России — нет. Несмотря на то, что Пушкину и Лермонтову не удалось стать романтиками, они открыли путь для развития реализма. В 1825 году было опубликовано первое реалистическое произведение: "Борис Годунов", а затем "Капитанская дочка", "Евгений Онегин", "Герой нашего времени" и многие другие.

  1. Одним из ключевых моментов, оказавших влияние на развитие русского романтизма, стала Отечественная война в 1812 году;
  2. Еще одним значительным событием было восстание декабристов в 1825 году.

Великие умы того времени стали разочаровываться в идеях Просвещения и предчувствовали грядущие изменения в общественно-политической жизни России. Они выступали за создание совершенно нового общества, основанного на принципах справедливости.

Суть романтизма в русской литературе заключается в признании ценности личности человека.

Творчество романтиков отражает не реальный мир в его реальности, а вселенную чувств, переживаний и внутренних конфликтов основного персонажа. Герой не может мириться с мелочностью и обыденностью реальности, не подчиняется её морали и законам.

Один из основоположников романтизма в России — поэт В.А. Жуковский. Его баллады, поэмы, элегии, послания и романсы, наполненные глубоким философским смыслом и стремящиеся к нравственному идеалу, полностью выражали романтические ценности.

Произведения романтического В.А. Жуковского:

  • «Ундина»;
  • «Лесной царь»;
  • «Светлана»;
  • «Сельское кладбище»;
  • «Славянка».

После Жуковского к романтизму обратились Н.В. Гоголь и М.Ю. Лермонтов. Их творчество относится к другому этапу в жизни Российской империи. В 1825 году движение декабристов было разгромлено, что вызвало идеологический кризис в обществе.

В романтических произведениях начали появляться мотивы разочарования реальной жизнью и попытки уйти от неё в мир идеальный.

Особенно ярко эти идеи отразились в творчестве Лермонтова. Писатель открыто сопереживал потерпевшим поражение декабристам.

Замечание 2

Для романтизма было характерно обращение к фольклору и народной тематике.

Романтические произведения М.Ю. Лермонтова:

  • «Мцыри»;
  • «Песнь про купца Калашникова»;
  • «Измаил-бей».

Александр Сергеевич Пушкин творил романтические произведения. Он был сторонником декабристов и разделял их идеалы. В начале XIX века, в эпоху романтизма, он не мог остаться в стороне от этого литературного направления.

Произведения романтического направления от А.С. Пушкина:

  • «Пиковая дама»;
  • «Евгений Онегин»;
  • «Во глубине сибирских руд. »

Евгений Баратынский, Киприан Рылеев, Василий Киприянович Кюхельбекер и другие также являются писателями-романистами.

Романисты часто создавали баллады и драмы, а также утверждали новое предназначение поэзии — как пространство для выражения высших стремлений и человеческих желаний.

Романтический герой

В XVIII веке революции радикально изменили европейский образ жизни. В этом новом мире люди чувствовали себя одинокими и испытывали страх. Романтизм впитал в себя исторический контекст и на страницах произведений писателей-романистов начал показывать жизнь как игру, в которой всегда есть победители и побеждённые.

Почувствовав, что они беззащитны в мире, где всё зависит от денег и случая, романтики создавали героев, чья главная трагедия заключалась в их потерянности, стремлении к лучшему миру и противостоянии обществу.

Романтический герой — это личность, находящаяся в исключительных обстоятельствах.

Романтический герой часто оторван от реальности и не интересуется обыденной жизнью. Он всегда обладает глубокими и высокими чувствами и переживаниями, что ведёт к их личной трагедии.

В основе каждой романтической источницы лежит конфликт между главным героем и обществом, в котором он живет. Личность этого героя настолько отличается от окружающих, что приводит к неизбежному столкновению. В результате этого конфликта, герой не способен жить настоящим, предпочитая воспоминания о прошлом или мечты о будущем.

Понятие "лишнего человека" возникло на основе идей романтизма.

Определение 3

"Лишний человек" — это герой, который не соответствует обществу, выбивается из его общества и находится в идеологическом конфликте с ним.

Примеры русских романтических героев:

  1. Мцыри («Мцыри», М.Ю. Лермонтов). Хочет покинуть монастырь и вернуться в родные места, испытывает глубокие переживания. Изображен с сильным лирическим пафосом;
  2. Евгений Онегин (поэма А.С. Пушкина). Он не вписывается в общество и затрудняется найти свое место.
  3. Григорий Печорин (из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»). Многие исследователи отмечают сходство между образами Онегина и Печорина. Печорин — эгоист, который выступает против общества;
  4. Александр Чацкий (из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»). Подобно Онегину и Печорину, Чацкий является лишним человеком, переживающим конфликт с окружающим его обществом, а Внутренний конфликт.

История возникновения

Зарождение романтизма произошло в 1790-х годах в Германии, после чего он начал распространяться по всей Европе. Кризис рационалистических идеалов Просвещения послужил предпосылкой для его возникновения. Великая Французская революция 1789-1794 годов не принесла ожидаемых результатов, за ней последовали войны и якобинский террор. Разочарование в итогах революции послужило толчком для возникновения романтизма. Поэтому можно считать, что Французскую революцию можно считать началом эпохи Романтизма.

Основателями романтизма стали Людвиг Тик, Новалис, и братья Шлегели.

В каждой из стран Европы темы романтизма в литературе имели собственные особенности. В Германии романтизм приобрел наиболее теоретическую и философскую форму (представители – Гофман, Гейне). В Англии этот жанр характеризовался бунтарскими настроениями (творчество Байрона, Шелли) и вниманием к простому человеку.

Французский романтизм уделяет большое внимание внутреннему миру, вопросам добра и зла (Гюго, Дж. Санд). Американские поэты-романтики создают героев с прочным характером, а тема борьбы с темными силами в душе человека раскрывается в творчестве Эдгара По.

Романтизм в России

Романтизм в России начал свое развитие в первой четверти 19 века и проявился в творчестве В.Жуковского и К. Батюшкова. Новое литературное направление романтизма сменило сентиментализм, который к началу нового века утратил свою актуальность.

Писатели-сентименталисты заслужили признание за то, что они открыли для людей возможность любить и страдать. Однако сентиментализм, ориентированный на чувствительность, не уделял должного внимания более глубоким аспектам человеческой натуры.

Человеческий характер настолько многогранен и противоречив, что порой сам человек не может понять и объяснить свои поступки. Сентименталисты же изображали человека либо полностью хорошим, либо полностью плохим, не учитывая всю сложность его внутреннего мира.

Одним из ключевых открытий романтиков начала 19 века является признание многогранности человеческой природы. Они показали, что человек способен на различные поступки, и нельзя однозначно определить, является ли герой хорошим или плохим. Это привело к множеству споров вокруг романтических персонажей, таких как Печорин и Онегин. Романтики открыли неоднозначность в человеческой природе, и с появлением романтизма в литературе исчезло понятие четкого деления на положительных и отрицательных героев.

В русской литературе романтизм проявил себя через два основных направления: революционно-дворянское (творчество декабристов и Пушкина) и пассивно-элегическое (Жуковский, Батюшков). Жуковский считается одним из основоположников романтизма в России.

Цель и идея романтизма в России: Погружение в мир мечты и внутренней свободы

Русский романтизм

Классицизм и сентиментализм как целостные направления исчезли к концу 18 века. В это время начало зарождаться новое направление, которое позже получило название предромантизма, вместо отживавших свой век классицизма и сентиментализма.

Предромантизм является общеевропейским явлением в литературе на рубеже 18 и 19 веков. В начале 19 века предромантизм проявился в творчестве поэтов и прозаиков, объединившихся в 1801 году в «Вольное общество любителей русской словесности, наук и художеств». В него вошли такие литераторы, как И.П. Пнин, А.Х. Востоков, В.В. Попугаев, А.Ф.

Мерзляков, К.Н. Батюшков, В.А. и Н.А.

Радищевы, Н.И. Гнедич. Русский предромантизм сформировался под влиянием идей французских просветителей Руссо, Гердера и Монтескье.

Между двумя литературными направлениями — предромантизмом и романтизмом, существуют два ключевых различия, которые связаны с характером героя. В то время как романтический герой обычно выступает как бунтарь, испытывающий внутренние противоречия, герой предромантизма не вступает в борьбу с окружающим миром, хотя и испытывает конфликт. Герой романтизма — личность с противоречиями, а герой предромантизма — страдающая и одинокая личность, но при этом целостная и гармоничная.

Алексей Федорович Мерзляков (1778–1830) выделяется как одна из самых ярких фигур предромантизма. Он был профессором Московского университета, переводчиком и учителем Вяземского, Тютчева и Лермонтова. Основным жанром в его лирике стала российская песня, стихи которой близки по эстетике к народным песням.

Мир поэта наполнен особым великолепием: его стихи часто содержат образы красного солнца, светлого месяца, алых роз, шумных ключей, зеленых садов и чистых рек. Герой поэзии Мерзлякова – одинокий молодой человек, страдающий от отсутствия любви и понимания со стороны близких. Героиня поэзии Мерзлякова – прекрасная девушка, обладающая естественной красотой и уподобляемая птицам и зверям.

Среди выдающихся работ Мерзлякова стоит выделить такие произведения, как "Среди долины ровныя", "Не липочка кудрявая", "Соловушко", "Ожидание". В его творчестве преобладает личностно-субъективный подход, и в этом аспекте Мерзляков можно считать предшественником поэта А.В. Кольцова.

Василий Андреевич Жуковский (1783 – 1852) считается основателем русского романтизма, и именно во втором десятилетии 19 века начал складываться этот литературный жанр в России благодаря его творчеству, а также творчеству К.Н. Батюшкова.

Родившись в семье крупного помещика и секунд-майора в отставке Афанасия Ивановича Бунина, Жуковский был усыновлен своим крёстным отцом, обедневшим помещиком Андреем Григорьевичем Жуковским, так как был рождён вне брака. Его матерью стала турчанка Сальха (после крещения — Елизавета Дементьевна Турчанинова), захваченная в плен при штурме крепости Бендеры (в то время — Османская империя, ныне — Приднестровье).

Жуковский сформировал свою поэтическую философию в 1800-х годах под влиянием творчества Державина, Карамзина и немецкой романтической лирики. Основной темой его поэзии была судьба, властвующая над человеческой жизнью. Жуковский работал в различных жанрах, включая баллады, элегии, поэмы, сказки и романтические повести.

Элегии Жуковского первыми в русской литературе показали человеческую душу, исполненную страданиями, проникнутую философией. Основная идея его элегий – размышления о бренности и тайнах жизни («Море», «Вечер», «Сельское кладбище»).

Баллада — уникальный литературный жанр.

Во-первых, это жанр, который сочетает в себе лирическую и эпическую составляющие (наряду с эпической поэмой). Во-вторых, этот жанр был характерен только для западноевропейской литературы, в то время как в русской литературе существовали близкие к балладе жанры исторической песни и былины. Однако в былинах и исторических песнях не было элементов фантастики. Именно благодаря свободным переводам Жуковским немецких баллад начался русский романтизм.

Отличительные особенности баллады как жанра:

  • заряженный напряжением сюжет, полный драматизма;
  • в балладе главный персонаж заметно выделяется среди остальных: показаны практически исключительно его действия и переживания, в то время как остальные персонажи являются эпизодическими;
  • сюжетная линия начинается с события, требующего от главного героя решительных действий;
  • Пытаясь достичь своей цели, герой отправляется в опасное путешествие;
  • Образ пути сопровождается психологическим пейзажем;
  • В балладе переплетаются реальность и фантастика;
  • В финале герой либо страдает разрушительным поражением, либо одерживает убедительную победу.

Самые известные баллады Жуковского — "Людмила" (1808) и "Светлана" (1813) — основаны на сюжете баллады немецкого поэта Готфрида Бюргера "Ленора" (1773).

Главная героиня первой баллады ожидала возвращения жениха с войны, но он так и не вернулся. Она тосковала по своей горькой судьбе. Однажды ночью к ней пришел всадник, представляясь её женихом, и увёз её к себе в "жилище", которое оказалось могилой. Людмила была наказана за потерю надежды на милость Божью.

Свой пик романтизм достиг в творчестве Е.А. Баратынского, Д.В. Веневитинова, поэтов-декабристов и раннего А.С. Пушкина. Спад русского романтизма связывают с творчеством М.Ю.

Лермонтова и Ф.И. Тютчева.

Основные черты романтизма в качестве художественного метода.

1. Основная тенденция романтизма заключается в неприятии окружающего мира, в его отрицании. Для романтического героя существуют два мира: мир реальный, но несовершенный, и мир мечты, идеальный. В сознании героя эти миры трагически разделены.

2. Романтический герой — это герой-бунтарь. Его борьба за осуществление мечты заканчивается либо крахом мечты, либо гибелью героя.

3. Герой романтического произведения находится вне общественно-исторических связей. Его характер, как правило, сформирован сам по себе, а не под влиянием эпохи, исторических обстоятельств.

4. Романтический персонаж – это воплощение авторской личности, поэтому часто между персонажем и автором устанавливают равенство.

5. Романтический герой живет и действует в уникальных, часто экстремальных условиях – в ситуациях несвободы, войны, опасных путешествий, в экзотических странах и т.д.

6. Для поэзии романтиков характерно использование символических образов. Например, у поэтов философского направления роза – символ быстро увядающей красоты, камень – символ вечности и неподвижности; у поэтов гражданско-героического направления кинжал или меч – символы борьбы за свободу, а имена тираноборцев намекают на необходимость противостоять неограниченной власти монарха (как, например, Брут, убийца Юлия Цезаря, который рассматривался поэтами-декабристами как положительная историческая личность).

7. Романтизм подвержен субъективному восприятию. Творения романтиков отличаются исповедальным тоном.

Константин Николаевич Батюшков является одним из выдающихся представителей русского романтизма.

Этот период искусства выделяет 4 основных направления: а) философское, в которое входят такие поэты как Батюшков, Баратынский, Веневитинов, Тютчев; б) гражданско-героическое, представленное Рылеевым, Кюхельбекером, Вяземским, Одоевским; в) элегическое, связанное с творчеством Жуковского; г) лермонтовское.

Первые два направления – философское и гражданско-героическое – были в оппозиции друг к другу, так как преследовали разные цели. Вторые два направления – элегическое и лермонтовское – представляли собой уникальные модели романтизма.

Кондратий Фёдорович Рылеев

Творчество поэтов, принадлежавших к философскому направлению, было основано на идеях английского и немецкого романтизма. Они утверждали, что романтическая поэзия должна затрагивать только вечные темы — любовь, смерть, искусство, природу. Все мирское, временное рассматривалось как недостойная внимания тема для поэта.

В этом плане они противостояли поэтам гражданско-героического направления, которые считали своим особым призванием обращаться в поэзии к общественным проблемам, пробуждать и воспитывать у читателей патриотические чувства, призывать их к борьбе против самодержавия и социальной несправедливости. Любые отступления от гражданской тематики декабристы считали неприемлемыми для настоящих романтиков.

Основные черты и принципы романтизма

Основным признаком романтизма считается преобладание чувств над разумом. По мнению автора, читатель либо погружается в идеальный мир, либо в мир, вымышленный автором, покидая реальный мир. Еще одним признаком является двойственность. Она создается по принципу "романтической антитезы".

Романтизм можно справедливо назвать экспериментом, в котором фантастические образы искусно переплетены в произведениях. Как средство ухода от реальности эскапизм достигается мотивами прошлого и мистики. По словам автора, в качестве способов ухода от действительности он выбирает фантастику, прошлое, фольклор или экзотический материал.

Где сформировался романтизм?

Зародилось движение романтизма в Германии. Предтечей романтизма стал сентиментализм в литературе.

Если для просветителя характерен почитание разума и цивилизации, созданной на его основах, то в романтизме на первый план выходит почитание природных качеств человека и природы. В период романтизма появляются явления пикника, туризма и альпийского альпинизма, направленные на восстановление гармонии между человеком и природой. Образ "мудрого простолюдина", обладающего "простодушием" и не сквернословием цивилизации, становится очень популярным.

Известно, что романтизм как литературное направление зародилось в конце XVIII века, но наибольшее расцвет пришелся на 1830-е годы. Середина XIX века стала временем постепенного угасания романтизма, однако его особенности сохранялись до конца столетия. Романтизм лег в основу символизма, декаданса и нон-романтизма.

Главной особенностью романтизма в литературе является конфликт и затрагиваемые им идеи. Практически в каждом произведении основной идеей является постоянное перемещение литературного героя в пространстве. Это вызывает волнение в душе героя, его постоянные размышления и изменения в окружающей реальности.

Однако, как и для любого другого вида искусства, у романтизма существует свой собственный конфликт.

Эта концепция основана на сложных отношениях между главным героем произведения и миром, который его окружает. В центре сюжета находится эгоцентричный главный герой, который бунтует против материальных и социальных аспектов жизни. Это проявляется в его действиях, мнениях и идеях.

Примеры такого поведения можно увидеть в произведениях, таких как "Паломничество Чайльд-Гарольда" Дж. Байрона и "Герой нашего времени" Лермонтова. Эти произведения отражают разрыв между реальностью и идеализированным миром, который является характерным для романтизма.

Подписи к слайдам:

Романтизм в литературе

Мировой литературный процесс означает изменение творческих методов. Метод (художественный) — это совокупность основных принципов создания художественной реальности. Пожалуйста, укажите: эстетические принципы изученных литературных направлений; выдающиеся представители и их произведения

Понимание терминов «романтик», «романтизм»?

Романтизм возник в период, когда Европа переживала серьезные трудности и глубокое разочарование.

РОМАНТИЗМ — это направление в европейской и американской литературе и искусстве в конце 18 века — первой половине 19 века. В 18 веке под романтическим понималось все фантастическое, необычное, странное, которое можно встретить только в книгах, но не в реальной жизни.

Ключевой идеей романтизма является борьба между добром и злом, которая является основой развития всего живого. Интерес романтиков лежит во взаимоотношениях между людьми, между человеком и обществом, между человеком и искусством, а Во внутреннем мире человека.

Основная задача писателя заключается в том, чтобы раскрыть сложный и внутренне противоречивый мир человека, показать диалектику его души. Диалектика души влечет за собой процессы зарождения и формирования чувств, мыслей, настроений, ощущений человека, отражение психического процесса (например, симпатия, перерастающая в любовь). Диалектика — это движение.

«Романтизм – это не стиль, не живописная манера, а определенный эмоциональный настрой» — Шарль Бодлер

Проявление романтизма можно увидеть в различных видах искусства.

Город Париж

Один из ключевых элементов романтизма — это обращение к современности, особенно в его раннем героическом периоде. Композиция становится более свободной, ритм — более стремительным. В произведениях Делакруа цвет начинает играть доминирующую роль.

Его картина "Резня на острове Хиос" вызвала острую критику сторонников классицизма, но молодые художники восприняли её с восторгом, увидев в Делакруа открывателя новых путей в искусстве. Сцена из Греции, умирающей на развалинах Миссолунги. 1827 год. Резня на Хиосе. 1824 год.

Уильям Тёрнер — английский художник-пейзажист, один из ведущих представителей английского романтизма. Он в основном рисовал морские пейзажи, картины с библейскими, историческими и мифологическими сюжетами, проявляя склонность к романтической фантастике. "Большой канал в Венеции", "Музыкальная комната в Петергофе".

Иван Константинович Айвазовский – выдающийся художник, специализирующийся на морских пейзажах. Его известные произведения включают "Девятый вал", "Море" и "Радуга". Море было любимой темой для романтиков и стало вдохновением для многих художников и писателей.

Романтизм в музыке возник в 20-е годы 19 века под влиянием романтической литературы. Он развивался в тесной связи с литературой и искусством в целом, включая оперу, песню, инструментальную музыку и музыкальные программы. Романтизм отличается вниманием к внутреннему миру человека, обращением к субъективному и эмоционально-напряженному, что сделало музыку и лирику важными аспектами этого направления.

Среди известных представителей романтизма в живописи были Эжен Делакруа и художник Портрет Паганини. В музыке важную роль сыграли композиторы Фредерик Шопен, Франц Шуберт и Роберт Шуман.

Русские романтики также принесли весомый вклад в европейскую культуру, включая композитора Михаила Глинку и его оперы "Иван Сусанин" и "Руслан и Людмила".

В Англии романтики включают в себя "бурных" поэтов Байрона и Шелли, а также созерцательных поэтов "озерной школы" — Вордсворта, Колриджа и Саути. Вальтер Скотт считается основоположником исторического жанра. Во Франции можно выделить Констана, Шатобриана, Ламартина, Гюго, Мюссе, Жоржа Санда. В России также есть свои поэты, такие как В. Жуковский, Д. Веневитинов, Е. Баратынский, А. Дельвиг, Ф. Тютчев, К. Рылеев, В. Кюхельбекер, А. Одоевский, а также А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов, а в прозе Бестужев-Марлинский и В. Одоевский.

Искусство зарубежного романтизма породило новый тип героя — "байронического", который отражает разочарование, бунтарство и одиночество, страдания, бросающего вызов Богу и всему миру, переживающего трагический разлад с окружающим миром. Этот феномен, называемый байронизмом, включая "русский" байронизм начала 19 века, можно видеть в творчестве многих современников, таких как А. С. Пушкин в "Цыганах", М. Ю. Лермонтов в "Герое нашего времени" и у А. Мицкевича.

Как изгнанный из рая, грешник смотрел на свой будущий темный путь, замирая от страха, и жаждал вернуть прошлое. Затем, путешествуя по разным странам, он учился скрывать боль и страх, стремясь забыть о прошлом и желанном в заботах и делах, — вот так я, отвергнутый судьбой, убегаю от твоего обольщения, чтобы не печалить тебя, чтобы не называть дни невозвратными, чтобы блуждать из края в край и убить змею в своей груди. Могу ли я мучиться у рая и не стремиться быть в раю! ДЕВУШКЕ, КОТОРАЯ СПРОСИЛА, ПОЧЕМУ Я УЕЗЖАЮ ИЗ АНГЛИИ ВЕСНОЙ

Вальтер Скотт – английский писатель, автор романов, которые, как правило, описывают важные исторические события, а их герой оказывается в центре событий перед решающей битвой (как это показано в романе "Айвенго"). В литературе романтизма вместе с универсальными философскими идеями появилось интерес к истории. Это проявилось не только в изменении представлений о личности, но и в том, что история общества стала одной из главных тем этого периода. Романы В. Скотта впервые связали жизнь государства с жизнью главных персонажей.

Летний день был ярким и солнечным. Вода несмущенно тихо шумела под воздействием ветра. На горизонте собирались облака, напоминающие плавающие горы — серебряные тучи. Небосвод сверкал над головой бескрайней, словно вечность, голубизной. Все вокруг радовалось: лес, река, поля.

Листья ивы мерцали в лесу. В тишине слышен был шелест столетних дубов. II Зима была такой суровой, что с веток падали белые комочки, словно воробьи. Рыбы задыхались в ледяных глыбах в речных глубинах. На теплых озерах до сих пор не замерзший ил стал покрыться морщинами.

В такую ночь пламя пылающих печей освещало дом и тепло стало источником уют и радости для хозяина, его семьи и друзей, собравшихся вместе около огня.

Но было горько тем, кто был без уюта и тепла!

Представители русской романтики: В.А.Жуковский (автор баллад), М.Ю.Лермонтов (писатель произведений «Мцыри», «Герой нашего времени»), Н.В.Гоголь (автор «Вечера на хуторе близ Диканьки»)

В центре художественной системы стоит личность. Основной конфликт заключается в противоречии между личностью и обществом. Романтическая личность проявляется как страстная личность. Страсти романтики делятся на высокие (всепоглощающая любовь) и низкие (зависть, жадность, честолюбие). Романтический герой обладает сильным характером, превосходящим окружающих.

Часто в романтических произведениях герой представлен в облике художника. Романтический герой непримирим со средой повседневной жизни. Любимой романтической темой является история и экзотика.

Изображение развития романтического героя означает, что динамика его души отображается; он несет отпечаток своего времени, способен разорвать исторические и социальные связи, противостоять обществу и оказывать существенное влияние на его жизнь. Оппозиция обществу — основа романтического индивидуализма. Он обычно одинок, часто в пути, является сильной личностью, одержим страстью, демонстрируется в нестандартных и экстремальных ситуациях; может быть как положительным, так и отрицательным.

Характерный для романтизма пейзаж включает море, горы, небо. У человека сложные отношения с природой: с одной стороны, она соответствует его страстной натуре, с другой стороны, он часто вынужден с ней бороться. Романтический символ — отображение от конкретного к абстрактному.

Основные черты романтизма: Идея двух миров: несовершенный реальный мир и идеальный мир фантазии героя, его духовный мир; Недостижимость идеального мира; Идеализация природы (романтический пейзаж), искусства; Тема борьбы, бунта (часто против обыденности, против законов общества); (Главный враг романтиков – обыватель, считающий материальное благополучие смыслом существования) Отражение реальности в её типичных проявлениях (т.е. в отдельных фактах отражается общее, характерное); Ценность человеческой личности заключается в способности увидеть ДУШУ человека, вещей, понять, что именно душа является главным; Частое несоответствие внешнего вида внутренней сути героя; Принцип исторического романтизма: обращение к прошлому с целью понять настоящее.

Изменение поэтических жанров: новые направления; звуковое и цветовое восприятие (ассонанс, аллитерация); использование символических образов (море, буря, стихия и др.). Основные направления в литературе: эпический жанр — роман, лиро-эпический жанр — поэма, драматический жанр — драма.

Основные черты русского романтизма: акцент на понятии чести; уважение к предкам; человеческая ответственность перед государством и своей страной; проблема воздействия денег на человеческую жизнь.

Василий Андреевич Жуковский (1783-1852) — известный как "Литературный Колумб Руси" (по выражению В.Г. Белинского).

Начало литературной карьеры В.А. Жуковского связано с его переводом в 1801 году элегии английского поэта Т. Грея и написанием "Сельского кладбища" в 1802 году. Эти произведения принесли В.А. Жуковскому успех у читателей и широкую известность. Участие поэта в журнале "Вестник Европы", основанном Карамзиным, содействовало распространению романтической эстетики в русской литературе.

В августе 1912 года поэт вступил в ряды Московского народного ополчения, а его поэзия откликнулась на Отечественную войну 1812 года в произведении "Певец во стане русских воинов". Наполеоновская тема, имеющая своим корнем эти события, также нашла отражение в его работах: "Ночной смотр" (1836), "Четыре сына Франции" (1849). В мае 1817 года Жуковский переехал в Петербург, где активно участвовал в литературной и общественной жизни столицы. В те годы Жуковский был одним из ведущих литераторов России и другом А. С. Пушкина.

После трагической гибели А. С. Пушкина, которую он старался предотвратить, Жуковский оказался в разногласиях со своими чиновниками при дворе. Он ушел в почетную отставку в 1841 году, переехал жить в Германию, где женился на дочери своего друга художника Е. Рейтерна по имени Елизавета. В 1852 году Жуковский умер в Баден-Бадене и был похоронен в Петербурге.

конспект урока по теме "Внешность, черты характера", 6 класс

Ниже представлен план подготовки и проведения заключительного урока в 6 классе с использованием элементов проектной технологии и вовлечением учащихся в процесс.

Лучшие черты русского народного характера, воплощенные в образе Герасима. (По рассказу И.С.Тургенева «Муму»)

В образе Герасима из рассказа И.С.Тургенева «Муму» проявляются наилучшие черты русского народного характера.

Технологическая карта по теме "Черты характера" 7 класс

Материал о чертах характера для учеников седьмого класса УМК «Forward» Вербицкой, Гаярделли, Редли и других авторов представлен в технологической карте.

Черты характера 5 класс

Характеристики личности ученика пятого класса.

Урок литературы в 9 классе.Черты русского сентиментализма в литературе и изобразительном искусстве.

Искусство сентиментализма включает в себя сочетание литературы и изобразительного искусства, примером которого может послужить повесть Н.М.Карамзина "Бедная Лиза" и художественные полотна известных мастеров.

Конспект урока "Черты характера",10 класс.

Программа — запись курса английского языка для старших классов.

Технологическая карта урока по литературе на тему: В. А. Жуковский – родоначальник русского романтизма. Счастье и судьба в балладе «Светлана»

В 9 классе мы будем изучать литературу, а именно тему: В. А. Жуковский – основоположник русского романтизма. Будем разбирать понятия счастья и судьбы в его балладе «Светлана».

Оцените статью
SPBINFO24.RU
Добавить комментарий