Былины в русской культуре: Значение, История и Влияние на Современность

Былины в русской культуре: Значение, История и Влияние на Современность

Былины занимают важное место в русской культуре, являясь не только литературными произведениями, но и носителями исторической и культурной памяти народа. Они передают дух времени, отражая жизненные реалии, идеалы и ценности общества, в частности, честь, мужество и преданность родной земле.

Кроме того, былины способствуют формированию национальной идентичности и сплоченности, объединяя людей вокруг общих героев и историй. В результате, они становятся важным инструментом передачи традиций и художественного самовыражения, обогащая русскую культуру и литературное наследие.

Вопрос №4: «Былина как жанр фольклора. Воспитательное значение русских былин»

Былины – это народный героический эпос, рассказывающий о подвигах богатырей, который классифицируется по сюжетам и другим признакам.

Существуют былины о:

  1. Защитниках отечества (богатыри и др.);
  2. О землепашцах (и др. тружениках);
  3. О городах (Новгороде…о богатыре Садко);

Слово "былина" происходит от слова "быть"; в них отражены исторически подтвержденные события, существует прототип.

Былины рассказывались или пелись (с сопровождением инструмента, например, гусли) торжественно, мелодично, без спешки.

Герой, как правило, был безупречен и нравственно стоек, защищал честь и достоинство свои и других людей.

Характеристика былин: события развиваются постепенно, медленно, часто повторяются значительные эпизоды; в былинах используются простые эпитеты (синее море, красное солнышко и т. д.); часто встречается числа 3, 7 и другие (3 сына и т. д.); присутствует противопоставление (Илья Муромец просит в пол свиста, пол крика, а соловей делает все в полную мощь).

Илья Муромец – сын крестьянина, 33 года пролежал на печи, он является поздним ребенком, инвалидом с детства; его излечили странники-калики; его предназначение – служить отечеству; он принимает решение отправиться в Киев и служить отечеству.

«Илья Муромец и соловей-разбойник».

«Вольга и Микула».

Былина о Садко.

Сказка – это эпический жанр устного народного творчества. Она имеет волшебный, бытовой, авантюрный характер и рассказывается с целью воспитания и развлечения.

Вопрос 5

Литературная (авторская) сказка – это произведение, созданное в соответствии с литературными правилами и имеющее уникальный текст, отражающий индивидуальность автора, но с опорой на фольклорные традиции.

В России литературная сказка возникла в начале 19 века по ряду причин:

  • Увлечение фольклором;
  • Дискуссии о народности;
  • Публикация европейских литературных сказок;
  • Доминирование романтизма в литературе того времени;
  • Индивидуальные мотивы каждого писателя;
  • Творческие причины: воспроизведение фольклорных традиций, использование фольклорных мотивов в сказочной философии.

Источники сюжетов литературной сказки:

  1. Литературные сказки народов;
  2. Народные сказки;
  3. Реальная жизнь, преображенная в сказку.

Литературные сказки, как правило, имеют множество источников.

Существует несколько жанров литературных сказок:

  1. Волшебные (их больше всего);
  2. Сказки о животных;
  3. Героические (появились в 20-м веке; «о мальчише-кибильтише»);
  4. Сказка-несказка (природоведческая; родоначальник Бианки; в сказочной форме рассказывается о настоящих животных и птицах);
  5. Научно-познавательные.

Антоний Погорельский

(Алексей Алексеевич Перовский)

(1787 – 1836)

Литератор – прозаик. Он создал единственную сказку: «Чёрная курица или подземные жители» — для своего племянника Алеши (Алексея Константиновича Толстого). Современники отмечали, что эта книга является образцом слияния двух наук: литературы и педагогики.

События происходят в пансионе. Главный герой – мальчик Алеша…(см. сказку)

Владимир Федорович Одоевский

(1803 – 1869)

Знаменитый русский писатель, который издавал альманах, был близок к декабристам; также издавал журнал "детская книжка для воскресных дней". В 40-х годах он начал заниматься детской литературой, написав сборник "Сказки дедушки Иринея".

Он стал пионером научно-познавательной детской литературы. Его сказки были наполнены образовательным материалом, захватывающим сюжетом и простым изложением. Он интересовался вопросами воспитания и считал, что в детях нужно в первую очередь видеть людей и воспитывать в них гуманистов. Одоевский утверждал, что дети бывают "проснувшиеся" и "непроснувшиеся". Литература и детская книжка должны пробудить ум и сердце ребенка, внушить ему любовь к книгам и желание читать, а также стремление к знаниям.

Сказка под названием "Мороз Иванович" создана в духе русской народной сказки. В ней присутствуют персонажи с речевыми именами (например, Рукодельница, Ленивица). Этот произведение также несет в себе обучающий контент: о том, как работает фильтр, как правильно готовить, что может стать причиной гибели растений (не мороз, а снег), и зачем нужно закрывать заслонку на печи (чтобы угарный газ ушел).

В сказке "Городок в Табакерке" папа привез домой табакерку (главные герои — сын по имени Миша и мальчик Колокольчик). Также есть элементы обучения: понятие "перспектива", музыкальные и философские концепции (все в мире взаимосвязано).

Значение былин в русской литературе

Былины в русской культуре: Значение, История и Влияние на Современность

В древние времена появились особенные песни, рассказывающие о прошлом. Они получили название «былины», а также «старины» и «старинки». В период до Петра Великого по России бродили толпы певцов и шутов, местных и приезжих, среди которых были ряженые музыканты и скоморохи в коротких туниках с разрезными полами.

В их репертуаре были разнообразные песни, от веселых до серьезных былин о важных событиях и исторических личностях. Былины содержали реальные исторические факты, отражали народные мысли и чувства, черты древности, уже забытые.

Былины были исполнены особенным способом. Сказитель, певец былин, через свой "зачин" вводил слушателей в соответствующее настроение степенной и мирной беседы. Он играл на струнах, вдохновлял как себя, так и слушателей, создавал особую атмосферу перед исполнением былины. Во всех этих "зачинах" прослеживался не только словесно-поэтический, но и музыкальный прием. Когда "зачин" заканчивался, певец приступал к исполнению содержания былины.

Былины — это отражение прошлого, изучаемого и бережно сохраняемого. На прошлом строится будущее.

Какую же роль играют былины в русской литературе?

Исторические, героические, богатырские и социально-бытовые былины обогатили русскую литературу. Эти произведения, лишенные всего искусственного и притворного, передали нам черты древних эпох и особенности драгоценного старого времени.

Былины — это ценный опыт народного творчества, который помог распутать сложные узлы истории, отразив жизнь во всех ее острых конфликтах, поворотах судьбы и событиях.

Они легли в основу литературных произведений героической и исторической направленности.

Какова же роль былин для нас?

Былины пришли к нам вместе с заповедями, традициями и обрядами, которые существовали в древней Руси. Они имеют историческую ценность. Быт и борьба, обычаи и повседневная жизнь стали основой былин. Именно через них мы узнаем, как жили наши предки, русичи, как они работали на земле, что их тревожило и волновало.

Былины передают нам лучшие примеры того, как нужно служить Родине, защищать ее, готовиться к боевым подвигам, воспитывать выносливость и смелость.

Из песенных рассказов-былин мы можем узнать о подвигах воинов, о верности воинскому долгу, о стремлении народа к всему необычному, исключительному, красочному.

Былины рассказывают о старой Руси, об устройстве городов, о русском богатырстве.

О сказителях былин

Пересказчики былин – это особые люди. Некоторые из них могут петь былины, не зная их наизусть, и не в состоянии в точности повторить каждое слово. В каждом новом исполнении былин они добавляют новые приемы: вводят новые детали, опускают, изменяют отдельные строки, удлиняют или сокращают. При этом суть былины сохраняется, она не становится заученной и застывшей в памяти певца.

Напротив, исполнитель вносит свой вклад как свободный импровизатор на заданную тему. Изучение былин ведет нас еще глубже в тайны этой импровизации, где наши пересказчики в значительной степени являются творцами былин.

Рубрика: Рассказы Метки: богатыри Постоянная ссылка

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Значение былин в русской культуре

ПРЕДЛОЖИТЬ СЛОВО
Основной

Былина — это песнь о важных событиях в истории народа. Такие песни исполняли певцы-сказители, изначально под аккомпанемент гуслей, позже — без музыки, что делало их особенно эмоциональными и запоминающимися.

Истоки былин возникли в Киевской Руси, и затем они распространились и на северо-западе государства, после усиления Новгорода. В киевском цикле былин героями выступали богатыри и воины, в новгородском — купцы, гусляры, крестьяне, такие как Василий Буслаев и Садко. Например, к новгородскому циклу можно отнести песню «Вольга и Микула Селянинович», а к киевскому — знаменитые рассказы о подвигах Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича.

Современные ученые, изучающие народную культуру, активно занимаются сбором и анализом древних песен. В художественных текстах, передающих былини, можно найти уникальные детали повседневной жизни крестьян, князей и их воинов, а также описания древнего оружия, обычаев и традиций. В рукописях встречаются имена реальных исторических деятелей, таких как князь Владимир Мономах, татарский хан Батый, воин Пересвет и многие другие.

Кроме того, в текстах былин часто упоминаются названия городов и географических объектов, таких как Киев, Новгород, Муром. При этом мифологические элементы древнего фольклора также остались в них живыми, например, в роли героев выступают фантастические существа, такие как великаны, оборотни, Змей Горыныч и Соловей-разбойник.

В старых былинах описываются разные временные периоды. Певцы рассказывают о важных событиях истории, но не обязательно в хронологической последовательности. Существует примерно сто различных сюжетов, которые можно объединить в несколько категорий: былины о героической борьбе с захватчиками, о свадьбах, о схватках с чудовищами, о спасении семьи, о состязаниях, о богатырях.

Сюжеты и персонажи древних песен оказали влияние на классическую русскую литературу. Например, персонажи былин появляются в поэмах Александра Пушкина "Руслан и Людмила" и Михаила Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича".

Значение былин в русской культуре


Размышления для каждого дня
Давайте каждый день начинать с новыми мыслями, наполнять свой разум позитивом и радостью. Не бойтесь изменений, они делают нас сильнее.

Верьте в свои силы, и каждый день будет наполнен новыми возможностями и достижениями.

Великое будущее строится на подвиге, который является краеугольным камнем.

Источник: Мир Огненный, часть 3, раздел 320

Счастье — иметь возможность оказать помощь

вспоминать и отмечать важные события, связанные с историей и культурой. Помнить о прошлом и уважать его помогает сохранить национальную память и идентичность. Важно помнить, что каждая дата имеет своё значение и символику. Размышляя о прошлом, мы строим своё будущее.

  • Позиция Сибирского Рериховского Общества по вопросам движения рериховцев

Сайты Сибирского Рериховского Общества:

Музей

Трансляции

Книги

Контакты

  • Информация для связи и юридическая информация
  • Обратная связь

Альманах "Призыв времени"

Былины — это проявление Русского Духа

Надежда Пястолова, г. Миасс, Челябинская обл.

Среди сокровищ русской духовной культуры особое место занимают былины, или старины, как их называли сами сказители. Бережно сохраняемые народом на протяжении веков, они запечатлили обширный заповедный мир, где берут начало живительные источники народной нравственности и силы духа. Здесь живет первозданный образ единой Русской земли, защищаемой лучшими ее сыновьями и дочерьми. Кроме самых известных богатырей-защитников, главных героев русского былинного эпоса более пятидесяти.

Судьба народных былин была удивительной. Они жили в народе своей естественной жизнью в виде песен, исполняемых сказителями на один или несколько напевов, характерных для каждого старинщика. Неизвестно, сопровождались ли они игрой на музыкальном инструменте в Древней Руси. По мнению ученых, создание былин началось в 9 веке.

Однако их творчество достигло своего расцвета в 12-13 веках – времени феодальной раздробленности, трагического и разрушительного для нашей земли. Именно в то время, несмотря на княжеские распри, народ начал борьбу за свои идеалы в сфере творческой и духовной жизни. Сотни сказителей вступили в незримую битву с врагами родины за самое ценное – душу русского человека.

В ходе научного исследования было обнаружено свыше 3000 былинных текстов. В этих произведениях описан период русской независимости, славы и величия. Для некоторых былин — это идеализированный период князя Владимира Киевского, для других — эпоха новгородской свободы. Бессмертная Русь, населенная героями и гуслистами, купцами и крестьянами, всеми одаренными лучшими чертами русского характера.

Образы былин воспитали не одно поколение русских, подарив им надежду на восстановление единой и могучей Родины. И как будто в ответ на эту духовную работу, скрытую в глубинах народа, в России появился подвижник, предназначенный примирить многих князей и объединить силы русского общества для сильного противостояния внешнему врагу. Светоч Земли Русской, Сергий Радонежский.

Мы не знаем точно, был ли Сергий знаком с былинами, но, безусловно, он видел в их сердце идеал, который жил в народной душе. Он непрестанно обращался к Высшим Силам, чтобы помочь этому идеалу укрепиться и утвердиться. И в решающий момент он отправил двух своих иноков, чудо-богатырей, на помощь князю Дмитрию.

А жизнь былин, как река, текла через века. Старины не только существовали в народе, они были хорошо известны и в княжеских дружинах. Но общество менялось. После реформ Петра Первого дворянство потеряло связь с национальными корнями, все больше ориентируясь на западный образ жизни и мышления.

Именно поэтому для русских читателей стало сенсацией издание Ф. Якубовича книги "Древние русские стихотворения" в 1804 году. Это событие вызвало огромный интерес к русской культуре и способствовало национальному единению в преддверии войны 1812 года.

С появлением первых изданий началась активная история изучения русского эпоса. Сам термин "былина" был определен в 19 веке фольклористом И.П. Сахаровым. Деятельность ученых и исследователей былин в 19-20 веках помогла сохранить это бесценное наследие. П.В.

Киреевский, П.Н. Рыбников, А.Ф. Гильфердинг, Е.В. Барсова, А.Д.

Григорьева, А.В. Маркова, Н.Е. Ончукова, братья Соколовы, А.М. Астахова — вот люди, чья жизнь и деятельность были связаны с исследованием былин.

Интересно, что большинство былин было сохранено не на местах своего возникновения, а именно на Русском Севере. Ученые предполагают, что былинное наследие принадлежит переселенцам из Новгорода, которые в 11-14 веках отправились на необитаемые земли. Потомки новгородцев, приспособившись к суровым условиям северной природы, отказались от крепостного права. Они отличались чувством собственного достоинства, независимостью и бескорыстностью. Поэтому идеалы русских богатырей для них были особенно близки.

В советское время творческая интеллигенция естественно увидела в былинном наследии мощное средство для воспитания патриотизма. Однако героический эпос необходимо было переработать, преобразовать и сделать доступным для восприятия детей и подростков. Эту задачу взяла на себя Ирина Валериановна Карнаухова, которая посвятила большую часть своей жизни изучению и популяризации народного творчества.

Получив образование в институте Истории искусств в Ленинграде, она стала фольклористом и приняла участие в десяти фольклорных экспедициях, в основном – в труднодоступные районы севера России. Её самоотверженный труд привел к созданию книги «Русские богатыри», где былинный стих превратился в неторопливое повествование, сохраняя при этом самобытность народной речи. Некоторые черты, характерные для героев традиционных былин, – стихийность, необузданность, страстность – были переосмыслены, и акцент был сделан на проявление человечности. Кроме того, были выбраны лучшие сюжеты. Автор предпослала своей книге зачин в духе народного эпоса, отражая основной смысл, объединяющий все деяния богатырей:

Славные и сильные, могучие богатыри На нашей Руси! Не унижать врагов на нашей земле! Не топтать их коней на русской почве! Не затмевать им наше красное Солнце! Века проходят, а Русь – Не падает!

И века стоят неподвижно – ни волосок не шевельнется.

Древние былины обладают уникальными особенностями, которые следует выделить. Давайте обратим на них внимание. Они отличаются выразительной яркостью и обилием проработанных деталей, что делает прослушивание былин увлекательным и жизненно важным занятием. Слушатель активно участвует в процессе, переживая и настраиваясь на значимые для него смыслы и интонации, что делает это времяпрепровождение насыщенным и увлекательным.

При воспроизведении былины исполнитель подбирал различные эпизоды, мотивы, и характеристики, чтобы создать целостный сюжет воображении. Былины не заучивались, а воспроизводились заново, вызывая отклик у слушателей. Мастерство сказителя заключалось в умении укладывать вариации в готовые формы напева и соединять стихи практически мгновенно.

Богатый лексический арсенал русской былины требовал разнообразных словообразовательных приёмов. Этот арсенал постоянно пополнялся за счёт игры слов – изменения ударений, удлинения или усечения словоформ, применения необычных приставок и суффиксов. Примеры таких словообразовательных приёмов можно увидеть в словах: наубел-белой, наусед-седой, полегошенько, поскорёшенько, испостреляны, исполомана. Эта игра словами имела свои правила, и каждый сказитель знал их и умел ими пользоваться.

Важной особенностью былин было уверение слушателей и самого исполнителя в том, что всё, что было спето, – правда. Есть одно важное уточнение: подобные деяния в "наше время", конечно, немыслимы, но ведь богатыри жили давно и это было возможно. Вот как описывается, например, богатырское молодечество:

Видели здесь Добрынюшку и смелого поедучего? Не дорогами он ехал, не воротами, – Через ту стену он ехал, Через ту самую угловую башню.

Гиперболизация – любимый способ сказителей показать исключительность своего героя. Но эта исключительность воспринимается как отражение глубокой и скрытой сути богатырства.

Былины передают народное понимание того, что силу нужно использовать только в реальной опасности, а в обычной жизни ей нет места в отношениях между людьми и демонстрировать её не следует. Богатырская сила – это особый дар, который может быть дан только кому-то, кто осознанно выбирает путь подвига. Можно сказать, что богатырь чувствует свою предназначенность к самым опасным делам. И когда есть выбор, герой останавливается на самом трудном и опасном пути, потому что именно он ему предназначен.

В повседневной жизни богатырь мало в чем отличается от обычных людей, но когда Родина находится в опасности, тогда в нем пробуждаются невероятные способности. Он получает чудесное оружие и помощь высших невидимых сил, если враг превышает его возможности. Однако все это предоставляется богатырю только в том случае, если он верной служит своему народу, защищая справедливость, честь и независимость родной земли. Выполнение своего долга — вот духовная основа богатырской силы. Это глубокая истина, переданная в былинах сквозь века.

Живые голоса сказителей уже навсегда промолкли, кажется, что былины остались лишь в прошлом. Но правда ли это? Это зависит от каждого из нас. Если есть желание ощутить Русский Дух и прикоснуться к нему, одним из прекрасных и доступных способов является чтение былин. Уникальное произведение А.С. может служить музыкальной настройкой на былинный лад.

Музыкальное произведение «Фантазия на темы Рябинина» для фортепиано с оркестром, написанное Аренским, было создано после его выступления в Москве, где композитор записал и использрал народные напевы для написания этой композиции.

Былины, в которых заложены народные мудрые слова, сегодня поддерживают всех, кто защищает Родину. В наше время, когда Россия борется за свою независимость, важно увидеть и почерпнуть духовное богатство, которое есть у нас, вновь обратиться к этим источникам.

1. Василий Петрович Даниленко. Картина мира в былинах русского народа. Санкт-Петербург, 2018.

2. Борис Николаевич Путилов. Застава Богатырская. Ленинград, 1990.

3. Русские народные сказители. Москва, 1989.

4. Сокровища русского фольклора. Былины. Москва, 1991.

Рассказать друзьям:


Весь финансирование СибРО осуществляется за счет добровольных пожертвований, доход от продажи билетов в музей значительно ниже расходов. Пожалуйста, помогите нам любым пожертвованием:

Герои былин

Среди многочисленных летописей и сказок русского народа особенно выделяются рассказы о таких легендарных героях, как Илья Муромец, Садко и Добрыня Никитич. Эти персонажи олицетворяют идеалы храбрости и героизма.

Илья Муромец, возможно, самый известный из русских богатырей. Его истории часто повествуют о защите русских земель от вражеских налетов и о схватках с различными чудовищами.

Садко — персонаж новгородских легенд, торговец и музыкант, который совершает удивительные путешествия и встречается с морским царем. Он символизирует предприимчивость, ум и талант.

Добрыня Никитич известен своей смелостью и благородством. Добрыня воплощает идеал рыцаря-защитника, который не только силен, но и обладает высокими моральными качествами.

Если у вас нет времени на подготовку к тесту по истории Древней Руси, не беспокойтесь! Воспользуйтесь саммари «Династия Рюриковичей: как разобраться в истории Древней Руси», чтобы подготовиться всего за 4 часа. После этого у вас еще останется время на просмотр мультфильма про Добрыню Никитича. Используйте промокод BLOG30, чтобы получить бесплатный доступ ко всем саммари на целый месяц!

Агиография, жития святых — это уникальный и важный жанр, где описывается жизнь и подвиги святых. Подробнее можно узнать из данной статьи:

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2011

Былинные песни — это стихи, рассказывающие о подвигах смелых героев, сражающихся с монстрами или вражескими войсками, проявляющих свою силу, удаль и храбрость в загробном мире или в других испытаниях.

Былинный эпос — это устное искусство, воплощающее в себе героические события или эпизоды, достойные восхищения и подражания, сохраненные в народной памяти.

Героический эпос, вероятно, имеет свои корни в древних временах первобытных общин. Мы знаем лишь о небольшой части древних былин, возникших в тысячелетиях и сохранившихся благодаря особым историческим условиям русского Севера.

Из городов, о которых часто упоминают, следует упомянуть: Киев, Чернигов, Новгород и Муром (вероятно, изначально Моровск на Десне). В некоторых былинах упоминаются также другие города, названия которых сильно искажены. В былинах упоминаются в основном южнорусские реки: Днепр, река Пучай (Почай-река в Киеве), река "Смородина" (Снепород, левый приток Днепра) и т.д. География всех героических былин и большинства новеллистических связана с Киевом и южной предстепной русской полосой; часть новеллистических былин связана с Новгородом.

В основе былин лежит образ богатыря, который является олицетворением идеала преданности, честности и любви к Родине и народу. Его не пугают вражеские силы, не пугает даже смерть! Сказители показывают его сражающимся в одиночку против темных сил врага для подчеркивания его силы и величия подвига. Таков Илья Муромец, такие же и другие богатыри — Добрыня Никитич, Алеша Попович, Дунай-сват, Василий Каземирович.

В былинах можно выделить несколько основных категорий:

  1. Былины о старших богатырях, таких как Святогор, Волхв Всеславьевич, Михаил Потык, Вольга Святославич.
  2. Былины о главных персонажах русского эпоса, таких как Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович.
  3. Былины героического цикла, такие как "Василий Каземирович", "Суровец Суздалец", "Сухман" и другие.
  4. Эпические песни киевского цикла («Дунай», «Соловей Будимирович», «Дюк Степанович», «Чурила Плёнкович», «Ставр Годинович» и другие).
  5. Эпические песни новгородского цикла (о Садко и Василии Буслаеве).

Среди героев-богатырей часто выделяют "старших" и "младших". К "старшим" обычно относят Святогора и Волха Всеславьича.

Значительная часть эпических песен посвящена схватке героя-богатыря с чудовищем или вражеской армией. Герой-богатырь в эпических песнях чаще всего действует в одиночку, идет навстречу страшной опасности и всегда в конечном итоге одолевает противника. Однако помимо желания проявить свою отвагу и удивить "богатырское сердце" героями эпоса движет и стремление защищать людей и веру. Их враги причиняют вред людям — похищают, убивают — и ведут себя несправедливо.

Любовь в былине обыкновенно трагическая

У богатырей редко бывало удачное вступление в брак, истории любви в былинах чаще всего заканчивались трагически и кроваво: злодеи отрубали неверным женам руки, ноги и губы или рвали их, прикрепив к коням, а также убивали детей, вырезая их из чрева. Почему так происходило — вопрос, на который нет однозначного ответа. Возможно, это связано с отношением к женщинам в русской церковной культуре. Этой теме посвящен эпизод «Три науки молодецкие».

Рецепты из былин и этнографических экспедиций доступны в материале «Как присушить парня».

Святого Илии Печерского никогда не существовало

Илья Муромец – образец из русских былин, который многие люди сегодня считают реальным. Особенно после того, как некий Илья Печерский был канонизирован Православной церковью, его житие полностью соответствует биографии Ильи Муромца. Это можно увидеть в эпизоде "Как Илья Муромец стал святым".

В 1874 году Илья Репин посетил Париж на первой крупной выставке импрессионистов, был удивлен (хотя техника хороша, но смысла нет) и написал своего "Садко". Затем за ним последовали Поленов, Васнецов, Врубель, Рябушкин — и все пошло на лад. Подробнее – в материале "Герои былин в русской живописи".

Русский героический эпос: былины

Согласно фольклористу Ф. М. Селиванову:

Былины — это эпические произведения древнерусской эпохи, описывающие подвиги богатырей, которые являются воплощением лучших качеств народа, и их героические деяния, разрешающие конфликты общественного значения. Былины возникли задолго до крещения Руси.

В XI веке появился киевский или Владимиров цикл былин, рассказывающий о подвигах богатырей, служивших при дворе князя Владимира. В XII веке начинает формироваться новгородский цикл былин, главными героями которого были Садко, Василий Буслаев и другие.

Появившись как проявление исторического сознания русского народа IX–XIII веков, былины отражают реальные события с фантастическими элементами. Они приобрели свои поэтические формы с особым ритмом и обилием эпитетов, гипербол и повторяющихся образов. Первые записи былин появились в начале XVII века.

В 1804 году был издан первый сборник былин «Древние российские стихотворения», собранный казаком Киршей Даниловым на Урале и в Западной Сибири. Это послужило началом изучения русского героического эпоса. В течение полувека это было единственное полноценное издание былин, которое высоко ценили А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, и о котором писал В. Г. Белинский. Последние записи былин datированы 40-ми годами XX века.

Былины, или старины, – устно передаваемые из поколения в поколение русские народные повествовательные песни-поэмы о сильных богатырях и народных героях. Их создавали безымянные певцы-сказители в древние времена. Изначально они назывались старинами и старинками, а в научной литературе они назывались богатырскими поэмами и сказками. Термин "былина" впервые появился в научном обиходе в 1830–1840-е гг. благодаря русскому фольклористу И. П. Сахарову.

На первый взгляд, былины можно разделить на две главные категории: богатырские — о подвигах древнерусских богатырей Ильи Муромца, Алеши Поповича и Добрыни Никитича, и историко-бытовые, невоенного характера — о жизни героев народных сказаний Святогора, Микулы Селяниновича, Садко, Василия Буслаева.

В образах главных героев былин — богатырей — отражались патриотические подвиги, борьба за родную землю, любовь к Родине и удаль народную, справедливость, сочувствие, ясный ум, стойкий характер, прямота, неподкупность — лучшие черты русского характера. Богатыри — обладали чертами, которыми не обладал обычный человек: невиданной силой, безграничной смелостью, храбростью, честностью, особым умением или талантом.

Великие бойцы и защитники, вступавшие в поединки с ужасными чудовищами или враждебными силами, всегда готовы были защищать свою родную русскую землю. Среди них принято было выделять "старших" и "младших". "Старшие" герои получили свое название из-за своего возраста, они старше других воинов и представляют собой более древний, архаичный тип героя, которому нет равных на земле, он уникален. К "старшим" воинам, обычно, относились Святогор и Волх Всеславич. Святогор обладал абсолютно невиданной силой и мощью. Даже Илья Муромец, по сравнению с ним, казался бессильным.

Илья Муромец — основной персонаж русского былинного эпоса, герой былин киевского цикла, сильный воин, воплощение лучших качеств человека и совершивший множество подвигов. Этот фольклорный образ имел реальный прототип. Исторически Илья Муромец родился в селе Карачарово рядом с Муромом.

По церковной легенде, Илья был прикован к постели с детства, он сидел "сиднем" и чудесным образом исцелился, когда ему исполнилось 33 года, обрел "силушку великую" и спрыгнул с печи. Произвлекши на службу киевскому князю, стал известен своими военными подвигами. Получив благословение родителей, отправился в Киев.

По пути он встретил Святогора, они соревновались в силе, и Святогор одержал победу. Богатыри сдружились, а затем Святогор скончался, передав Илье свою могучую силу. И только после этого Илья стал настоящим богатырем. Он продолжил свой путь в Киев и одолел Соловья-разбойника.

Далее он совершил и другие подвиги — защитил Чернигов от врагов и построил мост через реку Смородину.

Киев, Чернигов, Брянские леса, Моровейск, река Смородина (недалеко от Карачева), где находится село Девятидубье (получившее имя от девяти дубов, на которых сидел Соловей-разбойник), село Соловьев Перевоз — все эти места упоминаются в былинах и находятся на северо-востоке Руси. Как герой эпоса, он присутствует в историях, связанных с черниговско-брянскими землями.

Былины показывают все этапы жизни Ильи. Он изображается как символ мужества, силы и народной мудрости в различных былинах, таких как "Илья Муромец и Идолище Поганое", "Илья Муромец и Соловей-разбойник" и других. Победив Соловья-разбойника и Калину-царя, Илья Муромец стал лидером богатырской тройки вместе с Добрыней Никитичем и Алешей Поповичем.

Илья считал, что его место рядом с дружинниками. Он улаживал конфликты между Добрыней и Дунаем, помогал Алеше Поповичу и Дюку Степановичу. Не боясь последствий, Илья предостерегал князя Владимира от ошибок (как в былине о Сухмане). В традиционном представлении об Илье, он изображается как мудрый и опытный человек.

Ему всегда приписывают эпитет "старый"; его изображают как седобородого старца, едущего по полю на белом коне. Так он известен из картины В.М. Васнецова "Богатыри".

Легендарный герой, обычно, действует в одиночку, идет навстречу опасности и всегда одерживает победу. Перед тем как столкнуться с разбойниками, Илья Муромец избирает себе путь:

Мне направо идти – быть богатым,Мне налево идти – быть женатым,Мне прямо идти – быть убитым.Мне не нужно старое богатство,Не хочется замуж старому, –Я пойду прямо-напрямо…

Также подвиги ищут другие герои. Добрыня, несмотря на запрет матери, отправляется к Почай-реке, где обитает змей. Помимо желания проявить свою смелость и развеселить "геройское сердце", герои поэм подталкивает стремление защитить людей и веру. Их оппоненты приносят беду людям – похищают, убивают и проявляют недобросовестное поведение. Например, враг Тугарин Змеевич, "чудище противное", которого победил младший по возрасту богатырь Алеша Попович:

Собака не молится богу, князю не кланяется, боярам не челом бьем.

Это возмутило Алешу. Вражеское войско, которое уничтожают богатыри, часто изображено как угроза для князя или людей, как помеха для самого героя.

Старинные былины о трех богатырях – источник национальной гордости. Победа над чудовищем, олицетворяющим мировое зло, является сердцевиной русского героического эпоса. Каждый из богатырей отражает определенные черты русского характера.

Икона Ильи Муромца имеет свои корни в преданиях о библейском пророке Илии. После своей смерти Илья Муромец был признан святым Илией. Он предпочел служение Богу над земными богатствами и принял монашеский постриг в Киево-Печерском монастыре, где ушел из жизни в 1188 году. Его нетленные мощи поныне находятся там, и он был канонизирован Русской православной церковью.

Известный ученый-фольклорист Владимир Пропп считал, что явное влияние земли в образе Ильи также связывает его со святым Илией, покровителем плодородия.

Обычно в былинах перед рассказом идет вступление или вступительная часть. Иногда повествование заканчивается особым развязыванием или разрешением. Былинный стих, с помощью которого народ передает былину наизусть, называется также напевным стихом и состоит из трех или двух ударений в строке. Одной из характерных особенностей является отсутствие рифмы, которую русский народный стих, за редкими исключениями, не применяет.

Российские ученые записали, изучили и опубликовали множество былин. Древнерусская литература упоминает о певцах, которые исполняли свои песни на гуслях. Один из таких скоморохов-певцов, Боян, упоминается в "Слове о полку Игореве", где он воспевал героических воинов прошлых времен. Можно предположить, что речь идет о скоморохе-сказителе, находившемся при княжеском дворе.

В конце XIX и особенно в XX веке ученые начали обращать внимание не только на сбор текстов, но и на личность исполнителя. Среди сборщиков былин в XIX-XX веках были П. В. Киреевский, П. Н. Рыбников, А. Ф. Гильфердинг, А. В. Марков, Н. Е. Ончуков и другие. Наибольшее количество былин было обнаружено в районах русского Севера.

Знаменитые рассказчики включают в себя: Т. Г. Рябинина, И. Т. Рябинина, М. Д. Кривополенова, А. М. Крюкова. Трофим Григорьевич Рябинин (1791–1885), рассказчик былин и крестьянин из деревни Середки Петрозаводского уезда, знал множество былин и пел их во время работы, занимаясь починкой сетей и изготовлением рыболовных принадлежностей.

Этнограф Павел Николаевич Рыбников (1832–1885), находившийся на службе в Олонецкой губернии, увлекся сбором фольклора и нашел множество народных певцов, от которых записал древние былины и песни. В 1860-х годах они были опубликованы в отдельном издании. Рыбников записал 23 былины от Рябинина, включая "Илью и Калина-царя", "Илью и Соловья-разбойника", "Добрыню в борьбе со змеем". Рассказчиком былин стал также сын Рябинина, Иван Трофимович.

К концу XX века, как форма фольклора, былины практически исчезли из устного народного творчества и продолжали свое существование только в письменном виде. В монографии "Русский героический эпос", опубликованной в 1958 году, ученый-фольклорист В. Я. Пропп, проанализировав тексты всех известных ему былин, обнаружил связь "развития эпоса с ходом развития русской истории", разъяснил множество загадок в былинах, описал специфику былинных героев и раскрыл особенности поэтики этого жанра. Мотивы былин нашли отражение в работах ряда русских писателей, таких как, А. К. Толстой, художников В. М. Васнецова, И. Е. Репина, композитора Н. А. Римского-Корсакова.

Цитаты:

Из того ли из города из Мурома,Из того ли села да КарачаеваБыла тут поездка богатырская.Выезжает оттуль да добрый молодец,Старый казак да Илья Муромец,На своем ли выезжает на добром конеИ во том ли выезжает во кованом седле…

«Три поездки Ильи Муромца»

Илья не испугался страшного рассказа. Он решил поехать прямой дорогой и вот уже издалека увидел Соловья-разбойника, сидящего на дубе. Его крик и свист были ужасны, и от них конь под Ильей почувствовал страх.

Илья решил усмирить Соловья. Он взял лук, натянул тетиву, нацелился и выпустил стрелу прямо в глаз разбойнику. Соловей упал с дуба, и Илья пристегнул его к своему стремени, чтобы дальше ехать в своем пути.

Это был знаменитый поход Ильи Муромца против Соловья-разбойника.

Когда солнце катилось за высокие горы и небо осыпалось звездами, родился молодой богатырь Вольга Всеславьевич. Его мать уложила его в резную колыбель, завернула в красные пеленки, и затем пела ему песню.

Лишь только проснулся Вольга после часового сна, растянулся и тут же разорвались его золотые пояса, красные пеленки и днище резной колыбели выпало. Тогда Вольга встал на ноги и обратился к своей матери:

"Матушка сударыня, не пеленай меня, не обвивай, а лучше одень меня в крепкие латы, золотой шлем и дай в правую руку па́лицу, чтобы её вес был сто пудов…"

Он научился летать как сокол, обвиваться как серый волк, и скакать как олень по горам.

Вот и наступил пятнадцатый день рождения Вольги. Он собрал вокруг себя товарищей и набрал дружину из двадцати девяти человек, сам Вольга был тридцатым. Все они были могучими богатырями в возрасте пятнадцати лет, у них были быстрые кони, меткие стрелы и острые мечи…

В степи Цицарской, недалеко от Киева, стояла могучая застава, защищаемая богатырями. На посту стоял старый Илья Муромец, а Добрыня Никитич и Алеша Попович помогали ему. Их дружинники были смелыми и отважными, и никто не мог пройти мимо заставы, чтобы попасть в Киев.

Даже звери не рисковали приближаться к заставе, а птицы оставляли свои перья, пролетая мимо. Однажды горностайка бежала мимо заставы и даже оставила свою шубу. Такова была могучая застава богатырей.

«На заставе богатырской»

Высокий богатырь Святогор возвышается над темным лесом, его голова достигает облаков, когда он прыгает по горам — они трясутся под ним, когда он влетает в реку — вся вода из нее выливается. Он ездит дни, другие, третьи — останавливается, разбивает шатер — отдыхает, и снова его конь идет по горам. Скучно и грустно старому богатырю Святогору: в горах ему некому поговорить, некому измериться силой.

Ему хотелось бы отправиться в Русь, погулять со своими соратниками, сразиться с врагами, проявить свою силу, но земля не выносит его, лишь святогорские скалы не рушатся под его тяжестью, их хребты не трещат под копытами его коня. Святогору тяжело нести свою силу, он носит ее, как тяжелое бремя, он был бы рад отдать половину своей силы, но нет никого, кто мог бы ее принять. Он был бы рад справить самую тяжелую работу, но такой работы не найти. Что бы он ни попытался сделать — все разлетается на крошки, раздавливается до каши.

Отзывы читателей

Мне всегда казалось, что самый беспощадный эпос — скандинавский. Однако, прочитав Проппа, я осознала: я просто плохо знала русские былины… Безжалостная непоколебимость героев напоминает легенды Древнего Рима, всех этих Сцевол и Регулов… герой былины, русский богатырь, имеет ценность для эпоса, только когда он служит… Хотя, конечно, в свободное время он может освобождать девушек от Змея или искать себе противников, но в былинах такие поступки не считаются подвигами…

Те, кто хорошо знаком с текстом былин, с особенностями былинного языка, да и вообще древнерусской литературой, обязательно оценят… Однако более бережное отношение к слову, к стилю, к плавности и певучести былинного языка вы не найдете в других изданиях. Просто лучше нет…

Когда мои дети достигли трех лет, я решил познакомить их с нашим историческим прошлым, а также с народным творчеством — былинами. Дети заинтересовались этим. Они начали называть друг друга "Добрыня Никитич" и "Илья Муромец", и до сих пор иногда зовут меня "Святогор".

Пропп, В. Я. Собрание трудов : русский героический эпос / В. Я. Пропп. – Москва : Лабиринт, 1999. – 636 с.

Былины. – Ленинград : Лениздат, 1984. – 398 с. : ил. – (Библиотека народно-поэтического творчества).

Былины // Энциклопедия для детей / глав. ред.: М. Д. Аксенова. – Москва : Аванта+, 1998. – Т. 9: Русская литература. Ч. 1: От былин и летописей до классики XIX века. – С. 68–76 : ил. – Библиогр.: с. 662–665.

Вы можете получить читательский билет для использования библиотечных ресурсов ЛитРес в Отделе электронных ресурсов ЧОУНБ на пр. Ленина, 60, зал № 5. Книги из библиотеки доступны для чтения онлайн на сайте ЛитРес или через приложения для Android, iPad и iPhone.

Автор материала: Наталья Удовицкая, главный библиограф ИБО

Оцените статью
SPBINFO24.RU
Добавить комментарий