Былины о музыке — это народные эпические произведения, в которых музыка играет важную роль как в повествовании, так и в создании эмоционального настроения. Они отражают богатую музыкальную культуру, традиции и обычаи народа, передавая уникальные образы и события через песни и мелодии.
В таких былинах музыка становится не только сопровождением, но и активным участником сюжета, подчеркивающим лирические моменты, храбрость героев и великие свершения. С помощью музыкального материала былины передают чувства и переживания, связывая слушателей с историей и культурной идентичностью народа.
БЫЛИНА
Былины — это жанр русской эпической поэзии. Термин "былина" является литературоведческим и был введен И. П. Сахаровым в 1839 году; некоторые исследователи и литературоведы (например, А. М. Астахова) считают его народным. На русском Севере былины и исторические песни называются "стбрины". Былины повествуют о значительных общественных событиях далекого прошлого, в основном 11-16 веков, и отличаются монументальностью художественных образов и форм.
Самые ранние известные записи былин относятся к 17 веку. Первый рукописный сборник былин с напевами — сборник Кирши Данилова, датируется приблизительно серединой 18 века (26 приведенных в нём текстов былин опубликовано в 1804 году, первое издание сборника с нотными записями относится к 1818 году). Всего было опубликовано около 2500 текстов былин, часто совпадающих по сюжетам, из которых насчитывается свыше.
В России было создано большое количество музыкальных произведений, однако публикаций этой музыки было значительно меньше. Большинство из них, переданных устной традицией крестьянства, относятся к так называемому "киевскому" (или "Владимирову") циклу, их истоки уходят ещё во времена Киевской Руси. Эти героические песни центрированы вокруг образов богатырей Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алёши Поповича и других; некоторые из песен отражают мощь русского народа, который мечтал о государственном единстве и независимости родины в эпоху феодального раздробления.
Новгородские песни воспевают певца-гусляра Садко, бунтаря Василия Буслаева и других. Также известны песни о богатыре-земледельце Микуле Селяниновиче. Помимо героических песен, особую группу составляют так называемые "скоморошины". В прошлом эти песни исполнялись по всей Руси. К к 19 веку они сохранились в основном на русском Севере (Заонежье, Пинега, Мезень, Печора, побережье Белого моря и других местах).
В средней полосе России в это время встречались лишь единичные примеры Баллад. Уникальные разновидности Баллад формировались на юге России, особенно среди донских и терских казаков. Северные Баллады имеют одноголосную (сольную) традицию исполнения, в то время как южные — многоголосную (хоровую).
Южные Баллады часто относят к жанру условно, так как они обладают не столько повествовательным, сколько лирическим характером. По композиции, поэтическому стилю и музыке они связаны с широко распеваемыми донскими протяжными песнями, в которых каждому тексту соответствует своя мелодия. Сольная (реже ансамблевая) традиция органично воплощает особенности эпического повествования — медленное, размеренное декламирование-пения. Мелодии былин тесно связаны со структурой стиха и строфы Балаад. Наиболее распространены однострочные мелодии, соответствующие отдельным строкам стиха:
"История о том, как народ татар вторгся в нашу землю". Коллекция "Песнь о Илье Муромце" (Москва-Ленинград, 1958, приложение). Также существуют двухстрочные и, реже, трёхстрочные напевы (например, в Заонежье), которые наилучшим образом отражают структуру поэтических строф. Последняя мелодическая фраза повторяется столько раз, сколько требуется по смыслу текста, подчеркивая смысл повествования:
"Жил Святослав.". Напев И. Т. Рябинина, нотация А. С. Аренского. Сборник "Русское народное музыкальное творчество" (Москва, 1958). Степень речитативности и песенности былинных напевов может быть различной. Преобладают секундовые и терцовые мелодические ходы, обычно укладывающиеся в диапазон кварты или сексты, часто с срединной каденцией на II ступени лада.
При неоднократном исполнении мелодия варьируется на ходу, завися от логических ударений текста; наиболее постоянными являются начало и конец мелодии. В северной-русской
Были выделены 3 типа мелодий: 1) однострочные мелодии для стихов длиной 12-14 слогов с тремя основными ударениями ("полный эпический размер" по А. Л. Маслову), которые существуют на Мезени и Печоре; 2) мелодии-скороговорки "скоморошьего" размера (8-11 слогов с двумя основными ударениями); 3) мелодии, близкие к песням и связанные с многосложными словами, характерные для печорской традиции. В сольной традиции мелодии не привязаны к определенным текстам. Исполнитель может применить одну-две мелодии для всего своего былинного репертуара.
Даже в различных районах есть уникальные мелодии (например, на Печоре). Они не выражают текстов, но помогают восприятию, привлекая внимание слушателя к содержанию Б. Среди северо-русских сказителей Б.: И. Т. и Т. Г. Рябинины, М. Д. Кривополенова, В. П. Щеголёнок, А. М. и М. С. Крюковы.
Работы Б. постоянно включались в сборники русских народных песен для исполнения с фортепиано, составленные крупнейшими русскими композиторами — М. А. Балакиревым, Н. А. Римским-Корсаковым и другими. Б. входит в оркестровую обработку К. А. Лядова "Восемь русских народных песен". Б. оказали большое влияние на русскую классическую и современную музыку, способствуя развитию в ней эпического начала (опера "Садко", творчество А. П. Бородина, А. К. Глазунова, Ю. А. Шапорина, С. С. Прокофьева и других). Русские и советские композиторы широко использовали в своих произведениях сюжеты и мелодии Б. (оперы "Снегурочка", "Борис Годунов", Фантазия на темы И. Т. Рябинина для фортепиано с оркестром Аренского, Симфония-былина "Илья Муромец" Глиэра, "Эпическая поэма" Галынина, "Былина про Ленина" Попова, "Северные сказы" Трамбицкого, "Былина про Илью Муромца и Идолище поганое" Мокроусова и другие).
Существуют несколько сборников былин: например, сборник Кирши Данилова, выпущенный в Санкт-Петербурге в 1901 году, последнее издание вышло в Москве и Ленинграде в 1958 году; также известен сборник под названием "Илья Муромец", составленный А. Астаховым и другими, а нотные образцы были составил Ф. А. Рубцов, издан В Москве и Ленинграде в 1958 году; также существуют архангельские былины и исторические песни, собранные А. Д. Григорьевым в 1899-1901 годах, изданные в Москве в 1904 году (т. 1), в Праге в 1939 году (т. 2) и в Санкт-Петербурге в 1910 году (т. 3); а еще былины Печоры и Зимнего Берега, собранные А. Астаховой и другими, нотные образцы составил В. Ф. Соколов, изданы в Москве и Ленинграде в 1961 году; также песенный фольклор Мезени, составленный Н. Колпаковой и другими, музыкальные образцы составил Б. Добровольский, издан в Ленинграде в 1967 году; а еще известны песни донских казаков, первый том части 1 издан в Москве в 1949 году, а также готовится к печати сборник былин, составленный Б. Добровольским и В. Коргузаловым.
Исследования в области русского народного стихосложения: Скафтымов А. Н., Поэтика и генезис былин, М.-Саратов, 1924; Штокмар М. П., Исследования в области русского народного стихосложения, М., 1952; Пропп В. Я., Русский героический эпос, М., 1958; Астахова А. М., Былины. Итоги и проблемы изучения, М.-Л., 1966; Ухов П. Д., Атрибуции русских былин, М., 1970.
Исследования в области музыковедения: Маслов А., исследование былин, их происхождение, ритм и мелодия, в сборнике: Труды музыкально-этнографической комиссии, том II, Москва, 1911; Янчук Н., о музыке былин в контексте их изучения и истории, в сборнике: Былины. Под редакцией М. Сперанского, том 2, Москва, 1919, с. 527-72; Гиппиус Е. В., Эвальд З. В., несколько замечаний о напевах мезенских и печорских былин, в сборнике: Былины Севера, том 1. Записи, вступительная статья и комментарии А. М. Астаховой, Москва-Ленинград, 1938; Попова Т., русское народное музыкальное творчество, том 1, Москва, 1962, глава V; Коргузалов В., структуры сказительской речи в русском эпосе, в сборнике: Русский фольклор, том X, Москва-Ленинград, 1966; Дубравин В. В., музыкальный эпос севернорусской народной традиции, Ленинград, 1972.
И. И. Земцовский.
ИСТОРИИ, БЫЛИНЫ О МУЗЫКЕ И МУЗЫКАНТАХ
В древности в терем зашёл Снежный Вихрь и унёс Настю-Льняную Косу. Огорчился её сын Иванушка, и решил он отправиться искать свою матушку. Прошёл он через три царства — Медное, Серебряное, Золотое. Преодолел просторы полей, высокие горы, густые леса. Нигде не было Насти-Льняной Косы.
Иванушка отправился на остров Буян, где скрывалась пленница Снежного Вихря. Идет он по острову, по неизведанной тропе, и слышит: в зарослях камышей, среди ив, и в чаще рябины играет музыка. Сделает он шаг — слышит стук барабанов, еще один ? звучат дудочки, побежит бегом — невидимая рука щиплет струны. Но когда он ворвётся в кусты, музыка затихнет.
Когда Иванушка снова отправится в путь, он услышит знакомые звуки. Как только он подошёл к зеленому холму, зазвенели бубенцы, запели трубы, ударили барабаны. Иванушка увидел, как Настя-Льняная Коса сидит на белом камне, отражаясь о своей горькой участи, песню.
Добрый парень догадался, что невидимая музыка звучала не зря — она помогала ему найти его мать.
В древнем городе Киеве жил знаменитый богатырь Добрыня Никитич. Старики и молодые знали о его подвигах. Он освободил город от Змея Горыныча — чудовища с двенадцатью головами, спас из плена племянницу князя Владимира — Забаву Путятичну, смело плавал по реке Пучай, где первая вода была ласковой, вторая — быстрой, третья — огненной. Добрыня любил демонстрировать свою силу и отправлялся в поле не для драки и кровопролития, а для молодежной развлекухи.
Певцы поют хвалебные песни о его мужестве, Добрыня был спокоен, вежлив, начитан, умел общаться с иностранными гостями, знал искусные игры. Особенно людям полюбилось, как Добрыня пел о военных подвигах под звуки старых гуслей.
Весной Добрыня Никитич вернулся из похода за реку Пучай. Он надел простое платье молодца, взял яровчатые гусли и отправился на пир к князю Владимиру. Княжеские слуги не хотели пускать незваного гостя во дворец. Но гусляр-богатырь не смутился и поступил так: от дверей отталкивал приворотничков, а от ворот — придворничков.
На пиру Добрыню посадили на самое последнее место, незаметное и невыгодное, где света почти не было.
Когда гусляр потрогал струны, все гости умолкли. Добрыня играл на разные лады — то грустно, то весело, так что все начали танцевать. Гости были поражены звуком гуслярских струн и сказали:
"Мы жили веками,
Но такой игры не видели,
Не слышали об этом в мире."
Тогда князь Владимир предложил Добрыне:
"За твои веселые игры,
Садись с нами за стол,
Поешь с нами сладкую еду,
Попей меду с нами."
Гусляра посадили в почетное место — в красный угол. И тогда собравшиеся увидели, что на пир пришел не просто хороший музыкант, а могучий богатырь — Добрыня Никитич.
Славился своим мастерством игры на гуслях Садко, живший в Новгороде на берегу Волхова. Он регулярно посещал пиры и праздники, доставляя радость местным жителям своей музыкой. Садко был любим и уважаем, его имя веками упоминалось в народных рассказах. Во время одного путешествия он столкнулся с водяным царем, который попросил музыканта сыграть на гуслях и порадовать его музыкой.
Садко начал играть плясовую, и царь вод пришел в такой восторг, что начал подпрыгивать вместе со своей свитой так сильно, что морская вода начала бурлить и смешиваться с песком, корабли начали тонуть в этом беспорядке.
Как остановить водяного плясуна? Как спасти корабли? Садко был вынужден оборвать струны на своих гуслих, чтобы прекратить музыку. Он оборвал струны и сказал царю вод: "Теперь довольно!"
У меня струны в гуслях порвались, А шпильки в гитаре сломались, А запасных струн не оказалось, А шпилек не хватило.
И вот затихло море. Садко жил, это факт. И даже церковь в Новгороде построилась Садко Сатнычем. Но его больше помнят как Садко — гусляра.
Однажды скоморохи пришли в дом к крестьянской вдове Нениле и позвали с собой скоморошить сына — Вавилу, сказав, что предстоит долгий и тяжелый путь:
“Мы идем в царство Инишое
Чтобы победить царя Собаку,
Его сына Перегуду,
Его зятя Пересвета,
Его дочь Перекрасу”.
Мать с трудом расставалась со своим сыном, но Ненила знала — охота была сильнее воли. И так Вавила ушел странствовать со скоморохами. В каждом селе прохожие пугали потешных ребят, рассказывая, что у царя Собаки двор окружен железным забором — тыном, а на каждом тынке-столбе торчат человечьи головы. Но скоморохи не испугались, не отступили. Они не боялись никого, их кроме селян — пахарей, птиц и разных животных никто не помогал.
Когда злой человек обидел скоморохов, его наказали голуби: прилетели они стаей и склевали у него горох в огороде. А молодица, полоскавшая белье и пожелавшая скоморохам доброго пути, была награждена за свою доброту: ее грубые домотканые полотна превратились в шелковые и атласные.
В своем царстве царь Собака обнаружил веселых скоморохов. Распорядился своим слугам открыть на реках запруды, пустить воду и утопить всех скоморохов. Вода начала подступать со всех сторон к музыкантам, но скоморохи не потерялись.
"Вавила заиграл в гудочек,
И зазвучал переладец,
А Кузьма с Демьяном приспособились.
И тут пошли быки стадами,
И табунами тут,
Начали пить воду,
И вода начала убывать".
Несмотря на все усилия царя Собаки победить пришельцев, у него ничего не получилось: вода не тонет, огонь не сжигает. Но когда скоморохи пришли к царю Собаке в его залы и начали играть на своих инструментах, царь Собака и все его слуги умерли от злости. Так Вавило, сын крестьянина из царства Гудошни-ку, занял его место и привез свою мать, которая не боялась отпустить сына путешествовать со скоморохами. И Ненила поняла, что нет ничего сильнее скоморошьей музыки.
Молодой пастух Лель гулял по лесам и лугам, играя на своей свирели. Он садился под березой и начинал играть на свирели. Летний ветерок переставал шелестеть в траве и листьях, и слушал волшебную мелодию. Вокруг Леля стадо собиралось, птицы собирались, и дикие звери выходили из леса — все слушали его волшебную дудочку.
Из-под замшелого пня вылезла старая змея, и ей нравились звуки, которые извлекал пастушок из своей дудочки. Лель глядел вокруг и радовался — все его слушали. Хозяйки из деревень приносили пастуху-музыканту самые вкусные куски пирога, угощали молоком, малиной, сладкими пряниками и слушали его. Матерью Леля была Весна-Лада. Она наградила своего сына даром музыкальным.
Лада слушала, как Лель играл на свирели, собирала цветы на лугах и плела венок для своего сына. Потом она надевала венок Лелю на голову, и он шел по весенней земле, играя на своей свирели. Где проходил Лель, там внезапно наступал мир, добро и дружеское согласие.
В одном селе жил пастух, который был великим мастером игры на рожке. Сам композитор Бородин слушал его деда. Александр Порфирьевич писал тогда оперу "Князь Игорь" и специально приезжал в село Весь, чтобы послушать здешних рожечников.
Сегодня мы можем услышать звуки рожков, когда из Большого театра передают оперу "Князь Игорь". Многие композиторы черпали вдохновение из народной музыки, и сегодня эти мотивы украшают русскую оперу и балет.
Застава охраняла родную землю от вражеского нападения. Ни кони, ни пешие воины не могли подойти к заставе незамеченными. Рано утром один из богатырей поднимался на холм возле заставы и звучно трубил в медную трубу. В ответ к трубачу прилетели птицы. Богатырь обратился к ним: "Птицы, не видали вы наших врагов?"
В обед на холм приходил другой герой и играл на серебряной трубе. Со всех сторон ползли муравьи. Богатырь спрашивал: "Дорогие муравьи, вы не видели и не слышали о наших врагах?" — "Мы слышим, мы слышим, — отвечали муравьи, — их кони топают". Они медленно затачивали железные клинки и готовили железные колчаны.
К вечеру на холмик поднимался третий богатырь, играющий на золотой трубе. Из темных лесов бежали серые волки, косолапые медведи и быстроногие зайцы. Трубач спрашивал грозным голосом:
"Лесные звери, вы не видели и не слышали, где наши враги?" — "Их кони пьют в реке". Богатыри садились на своих гривастых коней, ехали к реке, нападали на врагов и уничтожали их несметную силу.
Звук трубы собирал воинов для похода. Под звуки трубы собирались богатыри для битвы. Трубы анонсировали возвращение воинов домой с победой.
Царь созвал народ и заявил: "Тем, кто будет радостно играть, я дам много наград". Музыканты собрались и начали играть. Иванушка, сын крестьянина, купил себе балалайку и так прекрасно заиграл, что весь народ удивился и начал танцевать.
И за свою искусную игру балалаечник получил яблоки молодости, живую воду и шапку золота и серебра.
"Съешь яблоко — не состаришься, выпей воды — не умрешь".
На одной из больших дорог, между Москвой и Ярославлем, на берегу озера Неро, расположен город Ростов Великий. Стены ростовского Кремля, терема, палаты, церковные купола и звонницы отражаются в воде, украшая этот город. Люди называют его "сказочным городом".
Однако, самое примечательное в этом городе — это колокольные звоны. Ростовские колокола — это словно древний русский оркестр под открытым небом. Когда они звучат, люди останавливаются, чтобы послушать. У каждого колокола есть свое имя: Большой Сысой, Лебедь, Баран. Самый крупный колокол весил две тысячи пудов, и его звук слышен на далекое расстояние.
Этот колокол был отлит триста лет назад мастером Флором Терентьевым. О нем говорили: "Рявкнул вол — на семь сел".
Мастера ливрали из меди колоколы, добавляя олово и серебро. У колоколов крепили уши для подвески, и внутри них находился "язык". К "языку" прикрепляли веревку, и звонарь, раскачивая им, ударял по стенкам колокола.
И колокол звенел.
Звонари были искусными музыкантами. От отца к сыну, от деда к внуку передавалось искусство звонить в колокола. Мастера звонили о красоте и мудрости русского народа, о его силе и отваге.
В старые времена на Ивановской звоннице в Московском Кремле висел колокол. Для звонки его раскачивали 24 человека. Весил он более двух тысяч пудов.
Во время одного из пожаров колокол упал. Умелый московский мастер по литью колокольных изделий, Чохов, отлил новый колокол, весивший уже более восьми тысяч пудов. Когда звонили в него, гул был над столицей невиданным.
В центре Кремля возвышается Царь-колокол. Его вес превышает 12 тысяч пудов. Мастера отца и сына Моториных создали этот шедевр, украшенный изысканным орнаментом. Жители Москвы со всех уголков столицы приходили в Кремль, чтобы любоваться этим величественным колоколом, словно рождается новый герой в огромной яме возле церкви Ивана Великого.
Но несчастье постигло этот шедевр — ужасный пожар. Во время пожара колокол то нагревался, то остывал, под его ударами прогорали древесные бревна.
Более ста лет Царь-колокол пролежал в земле. И когда в прошлом веке его наконец начали поднимать из ямы, от него откололся огромный кусок весом в 12 тонн.
Хотя Царь-колокол теперь стоит возле колокольни Ивана Великого в Кремле, ни разу никто не услышал звон его.
Тема статьи: | Михаил Глинка и его любовь к колоколам |
Михаил Александрович Глинка, великий русский композитор, наслаждался звучанием колоколов и умел воспроизводить их звон на рояле. Когда он написал свою знаменитую оперу "Иван Сусанин", в хоре "Славься!" зазвучал колокольный перезвон в честь русского народа.
ИСТОЧНИК: Л.П. Васильченко Природа славян. — Томск, 2002. Информация взята из источника: OrpheusMusic.Ru
Рубрики: | учителю музыки |
Былины о музыке что такое
ПРЕДЛОЖИТЬ СЛОВО |
ГЛАВНАЯ |
Былина – это песня, рассказывающая о значимом событии в древности. В народе такие песни называли «старинами», потому что они рассказывали о реальных событиях истории. Изначально былины исполнялись певцами-сказителями при сопровождении гусель, а позже и без музыкального сопровождения. Слова былин часто исполнялись медленным речитативом или пение.
Первоначально былины появились на Киевской Руси в составе знати, близкой к князю. Позже старины начали писать и на северо-западе государства после укрепления Новгорода. Героями песен киевского цикла были богатыри и воины, а новгородского – купцы, гусляры, крестьяне, например, Василий Буслаев и Садко. К новгородскому циклу относится песня «Вольга и Микула Селянинович», а к киевскому – известные истории о подвигах Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича.
Современные исследователи фольклора занимаются изучением и сбором старинных песен. В эпических текстах можно найти детальное описание быта крестьян, князей, их воинов, старинного оружия, обычаев и традиций. В них можно встретить имена известных исторических деятелей, таких как князь Владимир Мономах, татарский хан Батый, воин Пересвет и многие другие.
Кроме того, в текстах былин фигурируют названия городов и географических объектов, таких как Киев, Новгород, Муром. Эпические тексты также унаследовали мифологические черты древнего фольклора, что проявляется в появлении в них фантастических персонажей, таких как великаны, оборотни, Змей Горыныч и Соловей-разбойник.
В народных былинах изображались разные периоды. Рассказчики описывали значимые события истории, но не обязательно в порядке их происхождения. Ученым известно около ста различных сюжетов, которые разделяются на несколько категорий: былины о героической борьбе с захватчиками, о сватовстве, о сражениях с чудовищами, о спасении семьи, о состязаниях, о богатырях.
Мотивы и персонажи старинных песен оказали влияние на классическую русскую литературу. Например, персонажи былин появились в поэмах Александра Пушкина "Руслан и Людмила" и Михаила Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича.".
Что такое былины 7 класс?
Былина — это специфический жанр русского фольклора, включающий в себя песни и рассказы о подвигах богатырей и народных героях, которые были созданы и передавались в устной форме на протяжении XI-XVI веков. Былины отражают исторические события и реалии того времени и являются ярким примером устного народного творчества.
Былина (также известная как старина) представляет собой эпическую песню, рассказывающую о героических событиях и важных моментах национальной истории России с XI по XVI век. Обычно былины сочинены в тонической форме со двумя-четырьмя ударениями.
Что такое былина признаки былин?
Эпосы были созданы народным стихом, который также называется былинным стихом. Они объединяют в себе реальные исторические образы (например, образ Киева, стольного князя Владимира) с фантастическими образами (например, Змей Горыныч, Соловей-разбойник).
Согласно сюжетам эпосов, Добрыня Никитич был образованным человеком, который умел петь и играть на гуслях, и обладал добрым нравом. Его имя упоминалось в 53 сюжетах русских сказаний, и в 6 из них он был центральным персонажем.
План урока по музыке "Былина" для 3 класса
Тема урока: "Жанр былины" для 3 класса
- Формирование знаний о русском народном музыкальном творчестве
- Познакомиться с жанром "былина" и сравнить его с русской народной песней
- Развитие памяти, слуха, внимания и тембрового слуха
- Развивать ритм и общеучебные навыки
- Воспитание чувства прекрасного и слушательской культуры
- Расширение музыкального кругозора
Цель: разработать методику обучения для третьего класса, основанную на ФГОС, включающую в себя такие универсальные учебные действия, как осознанное чтение, анализ, обобщение, сравнение, установление причинно-следственных связей, представление информации в различных формах. Оборудование: презентация, записи на доске, иллюстрации к жанру "былина".
Аудиоаппаратура: видео из оперы Глинки "Руслан и Людмила", отрывок из симфонической картины "Садко" Римского-Корсакова, песня "Солнце, луна померкли" из оперы "Борис Годунов" Мусоргского.
Ход урока. 1. Организационный момент. На экране показан гусляр. Слышен звук гуслей. "Здравствуйте, добрые люди. Присаживайтесь и слушайте.
Мы собрались здесь, чтобы поговорить на интересные и важные темы".
Пожелаю, чтобы мир и согласие царили у нас. Также желаю вам активного участия в беседе и внимательного слушания. Всё, что вы услышите, может вам пригодиться. 2. Мотивация. Целеполагание
На экране появляется поговорка: "Славна богатырями земля русская". — Какой текст на доске?- Что означает поговорка? Какие другие виды устного народного творчества вы знаете? (загадки, пословицы, поговорки)- Приведите пример загадки.- Послушайте мою загадку: Ладно скроен, Крепко сшит, За землю русскую стоит. (Богатырь) Учитель: — Так, значит, о ком у нас пойдёт речь?
3. Основная часть — Каких вы знаете богатырей? (Илья Муромец; Алеша Попович; Святогор; Добрыня Никитич; Микула Селянинович; Садко).
— К былинным персонажам относится — Боян.
— Кто-нибудь знает, кто такой Боян?
(Боян, или Баян, — это древнерусский персонаж, которым был певец и сказитель. Скорее всего, он был реальным человеком).
— Посмотрите на этот слайд, здесь изображены древнерусские Бояны.
— На чем они играют? (на гуслих)
Гусли — это один из древнейших инструментов славян, который появился почти 2 тысячи лет назад. В былинах их называли яворовыми, так как обычно изготавливали из белого клена — явора.
— Поэтому их также называли гуслистами.
— Уже много сотен лет назад на Руси стало обычаем петь былины и рассказывать сказки. Они передавались от предков вместе с обычаями и обрядами, с такими навыками, без которых нельзя было построить избу, добыть мед, вырезать ложку.
Как происходило исполнение былин?- Былины исполнялись нараспев, мягко и часто в сопровождении гуслей. Мастера на гуслях играли.Высока ли высота поднебесная,Глубока ли глубина океан — моря,Быстры – светлы реки русские.А и сильные, могучие,Богатыри на славной Руси.
-Вы знаете, кто создал эту работу? (Ви́ктор Миха́йлович Васнецо́в -русский представитель изобразительного искусства-художник-живописец и архитектор, мастер исторической и фольклорной живописи).
-Посмотрите на картину под названием «Боян».
-Что изображено на картине?
На картине изображен холм, на котором разместились воины в доспехах после боя.
Справа на картине Васнецов изобразил самого рассказчика Бояна, в руках которого находятся гусли).
-Осмотрите картину на слайде и ответьте на вопросы:
1.Кто изображен на картине?
Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович — великие русские богатыри.
2.Какова их легенда и как их называют?
(Эти герои — защитники своей земли и народа).
3.Как вы считаете, что такое богатырь? (Сильный, храбрый воин).
4.Каким образом изображен каждый из богатырей? Обратите внимание на выражение лица каждого из них? (Один — сила, другой — ум, третий — доброта).
5.По вашему мнению, что важнее для богатыря из этих качеств? (Только сила, ум и доброта вместе).
6.А в наше время кто может быть назван богатырем?
-Сейчас, давайте послушаем былину о Илье Муромце.
-О чем данная былина?
-Какие чувства она вызвала у вас?
Многие российские музыканты обращались к былинам. Например, Михаил Иванович Глинка в своей опере "Руслан и Людмила", основанной на сказке Пушкина, вывел на сцену Бояна, который на свадебном пиру прославляет жениха и невесту.
Давайте посмотрим видеофрагмент оперы. Подумайте, в каком темпе исполняется былина?
Какая это былинная мелодия? (композиторская, очень близка к народной песне, медленная, неторопливая).
Былина очень похожа на историческую песню. А что вы думаете, в чем отличие между былиной и исторической песней?
— изображают события, которые сохранились в памяти народа;
-общие художественные приемы (повторения, сравнения, постоянные эпитеты).
-сказочный сюжет (это связано с тем, что события, изображенные в былине, почти стерлись в памяти людей);
-достаточно большой объем;
Сюжеты изображают события, произошедшие в более позднее время, поэтому они описывают их более точно;
Главные герои – исторические личности определенного исторического периода.
Все встаем вместе – раз, два, три – Теперь мы все как настоящие богатыри. Руку к глазам приложим, Ноги широко разведем. Поворачиваясь вправо, смотрим величественно, Затем налево смотрим сквозь руки, И на другую сторону через левое плечо. Раздвигаем ноги, образуя букву "Л", Руки на боках, словно в танце, Наклоняемся влево, потом вправо, Получается отлично!
5. Продолжение темы.
Часто русские музыканты, вроде Н.А.Римского-Корсакова и М.П.Мусоргского, заимствовали мелодии из былин, аранжировали их и включали в свои произведения. Н.А.Римский-Корсаков воплотил былины в своей симфонической композиции "Садко". Идея написания этой композиции возникла из древнерусской былины "Садко", где Садко (Богатый гость) — главный персонаж новгородского цикла. Эту былину Н.А.Римский-Корсаков услышал и записал в Петрозаводске, в Карелии. Послушаем отрывок из симфонической композиции "Садко" Н.А.Римского-Корсакова.
В опере "Борис Годунов" М.П.Мусоргского также присутствует былинное пение. В третьей сцене четвертого акта в начальном хоре звучит подлинная народная мелодия величальной песни "Не сокол летит по поднебесью", а также это относится к Песне Варлаама и Мисаила "Солнце, луна померкли". Послушаем её. Слушание Песни Варлаама и Мисаила "Солнце, луна померкли" из оперы "Борис Годунов" М.П.Мусоргского.
Обзор прослушанных мелодий.
5. Заключительная часть
- Рефлексия (Лист самооценки)
- Обобщение. -Какова главная идея былины?- Что такое былина?- Каких былинных героев знаете?- Какими качествами должен обладать былинный герой? (Здоровье, сила, ум, доброта)- Чему учит нас былина? (любить свою родину, защищать её, быть добрым)-С творчеством каких композиторов мы с вами познакомились?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гончарное ремесло Кубани (из цикла уроков «Ремесла Кубани») Конспект урока во 2 классе
Задачи: 1. Популяризация гончарного ремесла на территории Кубани; 2. Вовлечение учащихся в изучение кубанской культуры; 3. Содействие развитию самостоятельных навыков исследовательской работы в изучении материала.
Конспект урока математики 2 класс по системе Занкова (И.И.Аргинская) Тема урока: Умножение
Создание учебного материала соответствует стандартам Федерального государственного образовательного стандарта.
Презентация к разработке урока по математике 1 класс Конспект урока по математике1 класс по программе "Школа 2100", авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Тема: Уравнения с неизвестным вычитаемым.
В рамках урока математики для первого класса по программе "Школа 2100" будет проведена презентация, разработанная авторами Демидовой Т.Е., Козловой С.А., Тонких А.П. Основная тема: изучение уравнений с неизвестным вычитаемым.
КОНСПЕКТ УРОКА "Сантиметр" 1 класс. Урок с применением ИКТ.
Наименование урока: Сантиметр для первоклассников. Вид занятия: Урок с использованием информационно-коммуникационных технологий. Цель урока: Предоставить возможность детям усвоить новые знания и сформировать представление об единице измерения длины — сантиметре.
Конспект урока ИЗО 4 класс. Тема урока: «Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Круглый японский веер» (обобщающий урок)
Изучение художественной культуры Японии в рамках программы по изобразительному искусству для учащихся 4 класса школы России, разработанной Б.М Неменским. На уроке будет рассмотрен образ художественной культуры Японии через изучение круглого японского веера и его символику.
План-конспект урока ОРКСЭ. 4 КЛАСС. Тема урока:"Добро и зло"
Сфокусируемся на вопросе: зачем нужно творить добро и как отличить добро от зла? Ответим на вопрос, почему совесть и раскаяние являются важными аспектами в нашей жизни. Наша цель — помочь учащимся сформировать представление о понятиях добра и зла, а также осознать важность совести и долга как основных морально-этических принципов поведения.
Конспект урока по математике Класс: 1 «б» УМК: Начальная школа 21 века, В.Н. Рудницкая «Математика» , ч.2, стр.53-57 Тип урока: Урок изучения нового материала Тема: Вычитание числа 3 (закрепление)
Содержание урока по предмету математика.
Краткое резюме
Ученые обнаружили в древних хрониках практически всех персонажей песенного народного эпоса, что подтверждает их историческое существование. Неуязвимые русские воины напоминают нам о воинской доблести и подвигах наших предков.
Былины о русских богатырях – отличное чтение для будущих защитников Отечества.
Всего доброго! Ждем вас на страницах нашего блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
- Binance — лучшая криптобиржа в мире
- Эксмо — лучшая криптобиржа в рунете
- ⛏ ВоркЗилла — удаленная работа для всех
- Etxt — платят за написание текстов
- ✍ Кьюкоммент — биржа комментариев
- 60сек — выгодный обмен криптовалют
- Вктаргет — заработок в соцсетях
- Смотреть все.
Виктор
В славянских былинах, повествующих о исторических событиях и личностях, содержится слишком много мифов и легенд. Это объясняется тем, что былины передавались из уст в уста, и каждый новый рассказчик вносил свои изменения, искажая первоначальный смысл.
Жду ваших комментариев или отзывов
Слайд 11
На слайде изображено начало симфонии, которая полна могучей силы, одновременно угрожающей и величественной. Возникающий образ наполнен богатырской удали и бесстрашия, который напоминает о героях русского былинного эпоса. Внезапно раздается громкий унисон смычковой группы, подкрепленной медными инструментами. Эта музыкальная тема словно боевой клич богатырей. В ней есть что-то древнее, былинное.
Слайд 12
Новый текст:
Описание слайда:
Вторая тема начинается с приятного звучания виолончелей, а затем переходит к флейтам и кларнетам. Это прекрасный пример лирики Бородина! Однако чувство здесь, вы это почувствуете четко, не имеет личного характера, оно светлое и спокойное, как и должно быть в выражении национального духа.
Она так же разнообразна и протяжна, как русская народная песня, как просторы полей, глубина русского неба и разлив русских рек. Вторая тема начинается с теплого звучания виолончелей, а затем переходит к флейтам и кларнетам. Это прекрасный образец бородинской лирики! Но чувство здесь, вы это ощутите ясно, не носит личного характера, оно светлое и спокойное, как и должно быть в выражении народного духа. Она так же богата и протяжна, как русская народная песня, как просторы полей, глубина русского неба и разлив русских рек.
Слайд 21 Не богат, не чванлив молодой гусляр Садко, не ладит он
Известные купцы Новгородские, в своих песнях Садко не воспевает их богатство и достоинство, а мечтает о далёких странах, неизведанных реках и морях, о морских путешествиях, которые прославят его родной Новгород. Если бы у него была золотая казна и сильные воины, он бы не сидел здесь, а купил бы товары и отправился бы к «синему далёкому морю». Садко поёт умеренно, в эпическом стиле.
Слайд 22
Музыкальный текст, в который включены различные фрагменты былин, песен, заговоров и причитаний. Например, история о Волхве Всеславиче и песнь о Соловье Будимировиче взяты прямо из фольклора, лишь с некоторыми изменениями. Поэтому в тексте оперы часто сохранены особенности былинного стиля.
Давайте перефразируем данный текст, сделав его уникальным,