Базы отдыха на железной дороге в России: классификация и особенности транспортной инфраструктуры

Базы отдыха на железной дороге в России: классификация и особенности транспортной инфраструктуры

Базы отдыха, принадлежащие железной дороге в России, представляют собой специализированные объекты инфраструктуры, которые обеспечивают как отдых, так и восстановление сотрудников транспортной отрасли. Эти базы варьируются от простых лагерей до более сложных комплексов, предлагающих разнообразные услуги, такие как размещение, питание и организацию досуга. Они играют важную роль не только в повышении морального духа работников, но и в поддержании их физического состояния.

Классификация данных объектов может достаточно сильно зависеть от их расположения, доступности транспортной сети и предлагаемых услуг. Например, некоторые базы могут располагаться в живописных местах вблизи водоемов или лесов, что делает их привлекательными для отдыха, в то время как другие могут быть ориентированы на удобное расположение рядом с основными транспортными узлами, обеспечивая доступность для большего числа работников. В целом, такие базы отдыха способствуют созданию комфортной среды для персонала железнодорожного транспорта и их семей.

Railway stations as objects of transport tourist infrastructure

Старший преподаватель кафедры туризма Мордовского государственного университета имени Н.П. Огарёва — Кусерова Анна Ивановна

В данной статье рассматриваются понятия туристской инфраструктуры, транспортной инфраструктуры, железной дороги и железнодорожного вокзала. Также проводится анализ некоторых вокзалов мира как объектов туристской инфраструктуры. На примере железнодорожного вокзала города Саранска делается вывод о том, что объекты транспортной инфраструктуры также имеют отношение к сфере туризма.

Аннотация: В статье описаны концепции туристической инфраструктуры, транспортной инфраструктуры, железнодорожного транспорта, железнодорожного вокзала. Представлен анализ некоторых вокзалов мира как объектов туристической инфраструктуры. На примере железнодорожного вокзала города Саранск доказано, что объекты транспортной инфраструктуры принадлежат к сфере туризма.

Ключевые слова: туризм, туристская инфраструктура, транспортная инфраструктура, железнодорожный транспорт, железнодорожный вокзал

Термин "инфраструктура" в самом общем смысле означает комплекс взаимосвязанных служебных структур или объектов, обеспечивающих основу функционирования определенной системы. Туристическая инфраструктура представляет собой сеть сооружений и социальных объектов, предназначенных для развития туризма, обеспечивающих доступ туристов к ресурсам и их правильное использование. Туристическая индустрия включает в себя гостиницы, транспорт, общепит, развлечения, экскурсионные услуги и другие организации, связанные с туризмом [4].

Исходя из определения, можно утверждать, что туристическая инфраструктура является важной частью туристической отрасли (см. рисунок 1), которую можно разделить на две категории:

1) отрасль гостеприимства, включающая предприятия общественного питания и средства размещения;

2) туристическая инфраструктура, состоящая из трех уровней.

Базы отдыха на железной дороге в России: классификация и особенности транспортной инфраструктуры

Иллюстрация 1. Туристическая инфраструктура в контексте отрасли туризма [1]

На первом уровне инфраструктуры туристической отрасли располагается производственная инфраструктура, включающая в себя действующие здания, транспортные сети и системы, необходимые для предоставления туристических услуг. Сюда входят транспорт, связь, энергетика, коммунальное хозяйство, страхование и безопасность. Остальные уровни туристской инфраструктуры созданы организациями, участвующими в формировании туристического продукта. На втором уровне располагаются компании, способные функционировать без туристов, но их деятельность расширяется в туристских центрах и дестинациях. К таким организациям относятся компании по прокату автомобилей, таксопарки, предприятия общественного питания, музеи, театры, кинотеатры, выставочные залы, цирки, зоопарки, казино и другие.

В рамках туристической инфраструктуры выделяют общую и специфическую инфраструктуру (см. рисунок 2). Общая инфраструктура включает в себя экологическую и социальную компоненты, а также комплекс, известный как инфраструктура туристического рынка. Специфическая инфраструктура подразделяется на два вида: созданная человеком и созданная природой.

Иллюстрация 2. Структура туристической инфраструктуры [4]

Предложенную классификацию можно расширить и уточнить согласно классификации М. А. Морозова и Н. С. Морозовой (см. иллюстрацию 3). Согласно их точке зрения, туристическая инфраструктура представляет собой комплекс взаимосвязанных структурных элементов и туристических ресурсов, направленных на создание благоприятных условий для успешной туристической деятельности. В этом случае в качестве структурных элементов могут выступать как материальные, так и нематериальные объекты [8].

На рисунке 3 представлена общая классификация инфраструктуры туризма [8]

Итак, можно сделать вывод, что по мнению большинства экспертов, транспорт играет важную роль в туристской инфраструктуре, а транспортные услуги в целом – одна из двух основных частей туристского продукта.

Транспортная инфраструктура представляет собой комплекс отраслей и предприятий транспорта, которые образуют основу транспортного комплекса. Она состоит из реальной транспортной сети, используемой для перевозок грузов и пассажиров, а также организационной структуры для управления транспортными средствами и постоянными устройствами. Транспортная сеть представляет собой пути сообщения с различными точечными структурами, такими как вокзалы, терминалы, станции, остановочные пункты, аэропорты и другие объекты [10].

Принимая во внимание описанные понятия и отмечая, что еще не существует общепринятого определения транспортной туристской инфраструктуры, можно предложить следующее: транспортная туристская инфраструктура – это сеть транспортных маршрутов, предназначенных для перевозки туристов, а также организационная система, регулирующая деятельность транспортных компаний, занимающихся туристическими перевозками, а также управление транспортными средствами и объектами транспорта.

Туристская транспортная инфраструктура использует следующие виды передвижения:

  • животные – лошади, слоны, верблюды, ослы, собаки;
  • наземные транспортные средства – велосипеды, автомобили, автобусы, поезда;
  • воздушный транспорт – самолеты, вертолеты, воздушные шары;
  • водный транспорт – лодки, плоты, суда для речных и морских перевозок [5].

Среди всех видов транспорта, используемых в туризме, железнодорожный транспорт играет важную роль как в индивидуальных, так и в групповых туристических поездках. В России у него есть ряд преимуществ перед другими видами транспорта:

  • более низкие тарифы (по сравнению с авиатранспортом) и разветвленная система скидок;
  • независимость от времени года, времени суток и погодных условий;
  • регулярность и массовость перевозок;
  • возможность строительства железных дорог практически на любой сухопутной территории.

Согласно нормам ГОСТ Р 55056-2012, железнодорожная дорога – это полоса земли с рельсами или искусственным сооружением, предназначенная для движения поездов. В России железнодорожный транспорт является частью общей транспортной системы страны, которая обеспечивает перевозку людей, товаров и обеспечивает экономическое развитие [3].

Основные компоненты железнодорожного транспорта включают в себя рельсовый путь, станции, поезда, электроснабжение и средства безопасности. Большие пассажирские станции обычно имеют крупные здания и сооружения [10]. Согласно ГОСТ Р 55056–2012, пассажирская железнодорожная станция — это место обслуживания пассажиров и организации движения поездов, а железнодорожный вокзал — комплекс зданий для обслуживания пассажиров и их багажа [3]. Вокзал обычно содержит билетные кассы, камеры хранения, залы ожидания, медпункт, пункты питания, туалеты и платформы.

Памятные знаки на вокзалах или рядом с ними часто устанавливают в честь событий, произошедших на этой территории. Нередко у вокзалов можно увидеть памятные паровозы, такие как паровоз Еа-3246 в Тынде, установленный в честь 30-летия БАМа, паровоз Л-3451 в Благовещенске — в честь Дня железнодорожника, и паровоз СО17-1600 в Красноярске — как памятник героям Великой Отечественной войны.

На некоторых крупных вокзалах музыкальная композиция сопровождает прибытие и отправление важных поездов, которая связана или ассоциируется с городом, где находится вокзал [6]. Например, отправление поезда из Петрозаводска в Москву сопровождается песней «Долго будет Карелия сниться». Фирменные поезда в Москву из Перми, Владивостока, Ижевска, Кирова, Архангельска, Воронежа и других городов отправляются под марш «Прощание славянки». В Белоруссии при отправлении международных поездов также звучит эта музыка. Прибытие фирменных поездов в Смоленск сопровождается официальным гимном города.

Здания вокзалов, будь то большие, старинные, известные или обладающие исторической и архитектурной ценностью, также становятся ориентирами для туристов, объектами туристического интереса и важной частью туристической инфраструктуры (см. рисунок 4). Например, станция Кингс Кросс в Лондоне была построена к открытию Всемирной промышленной выставки и хотя внешне она не выделяется, она стала известной благодаря серии книг о Гарри Поттере. В настоящее время это один из самых популярных объектов транспортной инфраструктуры среди туристов в Лондоне, даже на вокзале создана фотозона в виде платформы 9 3/4. Центральный вокзал в Нью-Йорке является крупнейшей железнодорожной станцией в мире, архитектурной достопримечательностью города и местом съемок множества фильмов.

Фотография 4. Знаменитые железнодорожные вокзалы по всему миру [4]

Фото 5. Вокзал станции Слюдянка [11]

На территории станции Слюдянка в Иркутской области было построено здание вокзала из мрамора (смотри фото 5). В свою очередь, вокзал в Самаре является самым высоким в строении из всех вокзалов в Европе, благодаря своей вертикальной конструкции, напоминающей ракету (Самара – центр космической промышленности России).

Обычно рядом с вокзалом формируется привокзальная площадь, которая выполняет функции буферной зоны и транспортно-пересадочного узла. На этой площади могут быть расположены другие вокзалы и станции, чаще всего – автовокзалы, а также остановки общественного транспорта, места для размещения, торговые центры и магазины сувениров [6]. Ярким примером является Комсомольская площадь (площадь Трех вокзалов) в Москве, ограниченная Казанским, Ленинградским и Ярославским железнодорожными вокзалами.

В центре города Саранска, рядом с железнодорожным вокзалом, стоит памятник героям-стратонавтам. Он отмечает подвиг трех исследователей, которые в 1934 году установили мировой рекорд, поднявшись на высоту 22 км на стратостате «Осоавиахим-1» и погибли при его крушении. Их подвиг был признан после смерти. Памятник был установлен в 1963 году [2]. Такое место привлекает туристов и делает вокзал и привокзальную площадь популярным местом для экскурсий, что повышает их туристическую привлекательность.

История железнодорожного вокзала в Саранске насчитывает более ста лет. С 1893 года здание пережило несколько реконструкций и модернизаций. Современный вокзал начал свою работу в 2009 году. Он является частью Приинсарской рекреационной зоны в рамках Саранско-Рузаевского рекреационно-туристского комплекса [7]. В 2017 году в связи с подготовкой к Чемпионату мира по футболу–2018 была проведена реконструкция посадочных платформ, построен новый досмотровый павильон [9].

Железнодорожный вокзал г. Саранска выполняет функции туристской инфраструктуры:

1) предоставляет транспортные услуги туристам;

2) оказывает туристические услуги.

Существует возможность ознакомиться с перечнем услуг, которые готовы предоставить туристам на вокзале г. Саранска [2]:

  • поиск, покупка и возврат пассажирских билетов, включая электронные;
  • информационно-поисковые услуги, консультации для туристов (туристическая информационная стойка от ГБУ «Туристско-информационный центр Республики Мордовия» и национального туристического портала Visit Russia с буклетами и туристическими картами);
  • хранение багажа и ручной клади как на короткий период, так и на длительный период;
  • предоставление первой медицинской помощи в оснащенной медицинской пункте, который работает круглосуточно. Здесь всегда дежурит врач;
  • предоставление комнат для временного отдыха;
  • сервис питания (кафе на первом этаже вокзала);
  • бесплатный беспроводной интернет (wi-fi);
  • Развлечения для детей (детская площадка в зале ожидания и отдельная игровая комната для детей);
  • Культурные развлечения, такие как посещение временных выставок и чтение книг (буккроссинг). Например, в октябре 2018 года на вокзале была организована передвижная выставка-лекция компании ОАО «РЖД» – поезд-музей из 12 специальных выставочных вагонов;
  • Дополнительные удобства (автоматы для зарядки мобильных устройств).

Таким образом, современные железнодорожные вокзалы создают все условия для комфортного пребывания пассажиров и туристов. Основное внимание уделяется размещению и питанию. Вокзалы предлагают комнаты отдыха и гостиницы. Кафе, бистро, столовые, закусочные также являются важной частью вокзального комплекса.

В больших городах вокзалы торговые ряды, где можно купить сувениры и товары первой необходимости. Также на вокзалах проводятся различные выставки, культурные мероприятия и даже есть музеи, что, безусловно, сделает ожидание поезда более интересным для любого туриста. Железнодорожный вокзал г. Саранска также соответствует практически всем критериям объекта транспортной туристской инфраструктуры.

Объекты транспортной инфраструктуры

Объекты транспортной инфраструктуры это технологический комплекс, включающий в себя различные группы объектов, перечень которых предусмотрен в статье 1 пункт 5 Федерального закона от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ "О транспортной безопасности". К ним относятся:

  • железнодорожные вокзалы и станции, автовокзалы и автостанции;
  • объекты инфраструктуры внеуличного транспорта, определяемые Правительством Российской Федерации;
  • тоннели, эстакады, мосты;
  • морские терминалы, акватории морских портов;
  • порты, которые расположены на внутренних водных путях и в которых осуществляется посадка пассажиров и/или перевалка грузов повышенной опасности на основании специальных разрешений, выдаваемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по представлению Минтранса России по согласованию с ФСБ России и МВД России;
  • Гидротехнические объекты, используемые для судоходства;
  • Расположенные внутри морских вод Российской Федерации, а В территориальном море, исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе искусственные острова, установки, и другие сооружения, включая плавучие буровые установки и морские платформы, созданные в соответствии с проектной документацией;
  • Аэродромы и аэропорты;
  • Площади автомобильных, железнодорожных и внутренних водных дорог, взлетно-посадочные площадки, а также здания, сооружения и помещения для обслуживания пассажиров и транспортных средств (ТС) и хранения опасных грузов, на перевозку которых требуется специальное разрешение, определенные Правительством РФ;
  • Здания, сооружения, обеспечивающие управление транспортным комплексом, используемые Минтрансом России, а также объекты связи, навигации и управления движением воздушного, железнодорожного, морского и внутреннего водного транспорта РФ, определенные Минтрансом России согласовании с ФСБ России и МВД России.

Редакция публичного права

Информация

Сферы знаний: Юридическое урегулирование в сфере транспорта

Оцените статью
SPBINFO24.RU
Добавить комментарий