Балет как спектакль: уникальные особенности и魅力 искусства танца

Балет как спектакль: уникальные особенности и魅力 искусства танца

Балет как спектакль представляет собой уникальное синтез искусств, где танец, музыка, и сценография соединяются в одном целом, создавая неповторимую атмосферу. В отличие от традиционных театральных постановок, здесь акцент делается на выразительность движений и эмоциональное наполнение, что позволяет донести сюжет и идеи без слов, полагаясь на язык тела и музыкальный язык.

Особое внимание в балете уделяется эстетике и визуальному восприятию. Хореография, костюмы и декорации работают в гармонии, подчеркивая характеры персонажей и их внутренний мир. Используя необычные движения и техники, балетные артисты способны передать самые тонкие эмоциональные нюансы, что делает каждую постановку уникальной и запоминающейся.

Культурный ход: в чем смысл балета?

Искусство балета занимает особое место среди других танцевальных жанров. Оно открывает перед танцором множество возможностей для совершенствования своего мастерства и в других стилях танца. Не обязательно становиться прима-балериной или премьером, чтобы почувствовать преимущества балетной техники и правил. Балет является фундаментальным для большинства других видов танцев и без него их движения никогда не были бы столь эффектными.

Может показаться странным, но освоение балета полезно как для поклонников хип-хопа, так и для любителей чечетки. Это вид танцевального искусства делает акцент на дисциплине, прилежности и внимательности, что значительно облегчает изучение других танцевальных стилей. Поверьте или нет, но базовые движения балета, такие как плие и тондю, часто используются в контемпорари, джазе, народных танцах и многих других стилях!

Что такое балет?

Балет — это особый вид академического танца, основанный на стандартных пяти позициях ног и использующий уникальный набор движений, разработанный с 17-го века, происходящий от королевских танцев. Это вид театрального представления — он демонстрируется на сцене перед зрителями с использованием костюмов, декораций и света. Он может рассказывать историю или выражать мысль, концепцию или чувство. Балетный танец может быть волшебным, захватывающим, вызывающим или тревожным.

В 21 веке балет все еще зависит от иерархической организации театра и оперы. Благодаря сложному разделению труда, театр предоставляет балетной труппе все необходимое для бесперебойной работы — от билетной кассы до планирования репетиций, от бухгалтерии до продажи еды и сувениров во время антрактов, от отделов рекламы и связей с общественностью до драматургии, от освещения для декораций до костюмов.

Вместе с классическим репертуаром до наших дней дошел и еще один важный аспект балета: система звезд и строгая иерархия, в которой существует четкое разделение между примами и премьерами, солистами и кордебалетом. Публика восхищается и даже почти боготворит выдающихся танцоров и прославленных хореографов в самых известных труппах.

Галина Уланова в спектакле "Жизель"
Фото: ТАСС

Слава танцовщика истаивает быстро, но некоторые звезды останутся в сердцах зрителей навсегда, среди них русские балерины Галина Уланова, Майя Плисецкая и Наталья Дудинская; кубинка Алисия Алонсо; датчанин Эрик Брун и американка Мария Толчиф.

Балет как вид искусства, слагаемые балетного спектакля (роль хореографа, композитора, художника и исполнителя)

Основой для развития балета является сценарий, в котором описываются основные события, определяется идея, конфликт и персонажи. Часто сценарии основаны на литературных произведениях и создаются с учетом их возможного музыкального и хореографического воплощения.

В отличии от драматической пьесы, этот текст является предварительным эскизом будущего музыкально-хореографического представления. Обычно сценарий пишут специальные драматурги балета, но его автором также может быть балетмейстер, композитор, художник, артист или даже несколько создателей балетного спектакля (например, художник М.И. Курилко написал сценарий для балета "Красный мак", а художник В.В. Дмитриев сотрудничал с драматургом Н.Д. Волковым над сценарием "Пламя Парижа" и другими произведениями).

В балетном спектакле художник создает изобразительное оформление хореографического действия. Он воплощает идею балета в работе художника, а декорации и костюмы не только характеризуют среду и эмоциональную атмосферу действия, но и подчиняются специфике хореографии. Они должны оставлять сцену свободной для танца, помогать развертыванию танцевальной композиции и подчеркивать танцевальные движения. Важно, чтобы декорации, костюмы, освещение и все компоненты изобразительного решения создавали образное единство, воплощающее музыкально-хореографическое действие.

Руководство выполнением балета осуществляется дирижером, который контролирует интерпретацию музыки и её соответствие танцевальному действию.

Термин "балет" в основном относится к европейскому танцевальному искусству, которое развивалось с 16 по 19 века. В 20 веке это определение стало более широким, включая восточные танцевальные выступления. Европейский балет прошел долгий исторический путь, в процессе которого он многократно изменялся, отдельные его черты постепенно устаревали. Остались лишь завоевания, ставшие основой современного балета.

До того, как балет как искусство определился, танец в образе был важной частью синтетического зрелища. Как и многие другие современные виды искусства, он возник в период Возрождения. Еще в те времена танец играл большую роль в театральных постановках и религиозных обрядах, в праздничных шествиях и в выступлениях мифологических персонажей на придворных пирах. В то время, когда термин "балет" еще не был закреплен, появилось понятие "балет" на основе латинского слова "ballo" — танец.

В составе музыкально-драматического придворного спектакля балет вошел во Франции в XVI веке и занял важное место в жанре английской "маски". В XVII веке, когда в Париже была основана Королевская Академия танца (1661), балет вышел за пределы дворцовых залов на профессиональную сцену и стал самостоятельным театральным жанром, отделившись от оперы.

Примерно в то же время возникла новая форма танца, которую называли классической. Она была сложной, так как, с одной стороны, театральный танец отделялся от влияния дворового бального танца, а с другой стороны, в него начали вводить элементы виртуозной техники народного театра. Эти элементы отбирались и объединялись с помощью абстрагирования с целью создания танца, способного выражать различные состояния, мысли, чувства и отношения человека с окружающим миром, подобно музыке.

Балетмейстер — это автор и режиссер балетов, концертных номеров, танцевальных сцен и отдельных танцев в опере, драматических спектаклях, оперетте, мюзиклах и других видах театрального искусства. В основном, балетмейстер имеет опыт танцовщика-исполнителя и знание различных видов танцев.

В соответствии с особенностями своего искусства, балетмейстер отображает реальность через систему хореографических образов, создаваемых для спектакля. Он основывается на литературном сценарии (либретто), музыкальной тематике и структуре, а также живописно-декоративном оформлении спектакля, чтобы создать режиссерскую композицию и хореографический текст балета, используя выразительные средства танца и пантомимы.

В процессе подготовки балетного спектакля балетмейстер активно взаимодействует с композитором, дирижёром, художником и сценаристом, совершенствуя отдельные элементы произведения в интересах его художественной целостности. Балетмейстер напрямую связан с танцовщиком-актёром, чья творческая индивидуальность часто оказывает влияние на конечный образ в спектакле.

Иногда в создании балета балетмейстер работает с режиссёром драматической сцены, который в таких случаях становится соавтором. Помимо хореографии балетмейстер может Восстанавливать ранее существовавшие постановки.

Также существует специальность балетмейстера-репетитора, который занимается обучением и репетициями балетной хореографии с артистами, созданной балетмейстером-постановщиком. В России такие специальности представлены в Институте театрального искусства им. А.В. Луначарского (с 1946) и в Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А.

Римского-Корсакова (с 1962).

Особенности балета как спектакля

Что же представляет собой балет и какова его история?

Как сказала Галина Уланова: "Мы не просто хотим танцевать, мы хотим выражать себя через танец".

Балет как спектакль: уникальные особенности и魅力 искусства танца

Удивительный, восхитительный и многогранный мир балета не может оставить никого равнодушным. Впервые это слово было произнесено в Италии, а сам жанр возник во Франции. Кроме того, балет является истинной гордостью России, именно русский спектакль, созданный П.И. Чайковским в XIX веке, стал эталоном.

Узнайте больше об истории балета и его значении для культурного обогащения человека на нашей странице.

Что представляет собой балет?

Это жанр музыкально-театрального искусства, в котором тесно переплелись несколько видов искусств. Музыка, танец, живопись, драматическое и изобразительное искусство объединяются, чтобы создать гармоничный спектакль, разворачивающийся перед зрителями на сцене театра. Слово "балет" происходит от итальянского слова, означающего "танцевать".

Когда балет возник?

Истоки балета уходят в XV век, когда придворный танцовщик Доменико да Пьяченца предложил объединить несколько танцев для очередного бала, написав к ним торжественный финал и назвав это сочетание балетом.

Тем не менее, сам жанр возник позже в Италии. Важным моментом стал 1581 год, когда в Париже Бальтазарини создал свой спектакль, основанный на танце и музыке. В XVII веке началось популяризация смешанных представлений (опера-балет), при этом музыке уделялось большее внимание, чем танцу. Только благодаря реформаторской деятельности французского балетмейстера Жана Жоржа Новера жанр приобрел свои классические черты и уникальный «хореографический язык».

Формирование жанра балета в России

Известно, что первое исполнение «Балета об Орфее и Эвридике» состоялось в феврале 1673 года при дворе царя Алексея Михайловича. Огромный вклад в развитие этого жанра внес балетмейстер Шарль-Луи Дидло. Однако, настоящим реформатором считается знаменитый композитор П.И. Чайковский. Именно благодаря его творчеству произошло становление романтического балета.

Чайковский уделил особое внимание музыке, превратив ее из сопровождающего элемента в мощный инструмент, помогающий танцу тонко передавать эмоции и чувства. Композитор изменил форму балетной музыки и создал единое симфоническое развитие.

К активному развитию балета значительный вклад внесли творчество А. Глазунова (автор балета «Раймонда»), И. Стравинского (сочинитель балетов «Жар-птица», «Весна священная», «Петрушка»), а также деятельность балетмейстеров М. Петипа, Л. Иванова, М. Фокина. В новом веке особенно выделяется наследие С. Прокофьева, Д. Шостаковича, Р. Глиэра, А. Хачатуряна. В XX веке композиторы начинают активно искать новые пути для преодоления устаревших традиций и установленных норм.



Кто такая балерина?

Ранее не каждого, кто танцует в балете, называли балериной. Это высшая ступень, которую получали только после накопления определенного количества артистических заслуг и нескольких лет работы в театре. Поначалу все выпускницы Театрального училища принимались за танцовщиц кордебалета, за исключением немногих, которых принимали в солистки. Некоторым удавалось стать балериной уже через два-три года работы, а некоторым приходилось ждать этого до пенсии.

Основные элементы

Основными элементами балета являются классический танец, характерный танец и пантомима. Классический танец возник во Франции и отличается невероятной пластичностью и изяществом. Одиночные танцы принято называть вариациями и адажио. Например, знаменитое адажио из балета "Лебединое озеро" П. И. Чайковского.

Кроме того, эти номера могут встречаться в ансамблевых танцах.

Помимо солистов, в спектакле участвует кордебалет, который создает массовые сцены. Часто танцы кордебалета относят к характерным. Например, "Испанский танец" из "Лебединого озера". Этим термином обозначают народные танцы, включенные в спектакль.

Фильмы о балете

Балет — это очень популярное выражение искусства, которое нашло свое отражение и в кинематографе. О балете снято много прекрасных фильмов, которые можно разделить на три основные категории:

  1. Документальные фильмы — это записи балетных постановок, которые позволяют познакомиться с творчеством великих танцоров.
  2. Фильмы-балет — такие фильмы также показывают сам спектакль, но действие происходит уже не на сцене. Например, "Ромео и Джульетта" (1982) режиссера Пауля Циннера, где главные роли исполнили Рудольф Нуреев и Карла Фраччи; "Сказка о коньке-горбунке" (1961) с Майей Плисецкой в главной роли.
  3. Фильмы, связанные с миром балета, увлекательны и захватывающи. Они могут показать нам как кулисы театра, так и жизнь его участников. Один из таких фильмов — "Авансцена", выпущенный в 2000 году и снятый американским режиссером Николасом Хитнером.
  4. Также, стоит отметить биографические фильмы, посвященные знаменитым балеринам, такие как "Марго Фонтейн" (2005) и "Анна Павлова".

Нельзя не упомянуть фильм "Красные башмачки" 1948 года от режиссеров М. Пауэла и Э. Прессбургера. Этот фильм позволяет зрителям окунуться в захватывающий мир балета, показав спектакль по сказке Андерсена.

В 2001 году режиссер Стивен Долдри выпустил фильм «Билли Эллиот», рассказывающий историю 11-летнего мальчика из шахтерской семьи, мечтающего стать танцором и поступающего в Королевскую балетную школу.

Фильм «Мания Жизели» (1995) от режиссера Алексея Учителя знакомит зрителей с легендарной русской танцовщицей Ольгой Спесивцевой, известной как Красная Жизель.

В 2011 году вышел фильм «Черный лебедь» Даррена Аронофски, показывающий жизнь балетного театра изнутри.

Современный балет и его перспективы

Современный балет отличается от классического более смелыми костюмами и свободной интерпретацией танца. В классическом балете движения были строгими, в то время как в современном балете они акробатичные. Выбор хореографии зависит от темы спектакля. В современных постановках движения могут быть заимствованы из национальных танцев, новых видов пластики и ультрасовременных танцевальных направлений. Интерпретация также может быть сделана в новом ключе, например, в постановке "Лебединое озеро" Метью Берна, где женские роли заменили мужчины.

Творчество хореографа Б. Эйфмана представляет собой настоящую философию в танце, поскольку каждый из его балетов несет в себе глубокий смысл. Еще одной тенденцией в современном спектакле является размытие границ жанров, и правильнее его называть многожанровым. Он более символичен, чем классический балет, и использует множество цитат и ссылок. Некоторые спектакли используют монтажный принцип построения, где постановка состоит из разрозненных фрагментов (кадров), которые все вместе составляют общий текст.

Современная культура проявляет большой интерес к различным ремейкам, включая балет. Многие хореографы стремятся представить классические постановки с новой, оригинальной перспективы, что часто встречает положительные отклики и успех у зрителей.

Пантомима — это искусство выразительной игры с использованием жестов и мимики.

В современных постановках хореографы расширяют рамки классического балета, добавляя гимнастические и акробатические элементы, а также современные танцы, такие как модерн и свободный танец. Эта тенденция началась еще в XX веке и остается актуальной в настоящее время.

Балет — это сложный и многогранный жанр, в котором переплетаются несколько видов искусств. Невозможно остаться равнодушным к грациозным движениям танцоров, их выразительной игре и чарующим звукам классической музыки. Представьте только, как балет может украсить любое торжество, он станет настоящей жемчужиной любого мероприятия.

Нравится страница? Поделитесь с друзьями:
Балет "Лебединое озеро"

Особенности балета как спектакля

Каким образом создается балетное представление?

Сценарий. Это основа балетного спектакля – своеобразный балетный либретто. Здесь описывается драматический смысл представления, характеры героев и их основные конфликты. Это краткое изложение цели и того, что автор хотел передать зрителям при помощи танца.

Балет – это спектакль с определенным смыслом, драматической сутью. Хотя бывают и балеты без сюжета, обычно это небольшие постановки.

Музыка. Ни одно балетное представление не обходится без музыки – благо, что хороших композиторов существует больше, чем хороших хореографов-постановщиков.

Организация. Одним из ключевых элементов являются танцы. Этим занимается хореограф-постановщик. Он создает уникальные танцы, каждый талантливый хореограф вносит нечто новое и вдохновляющее в историю балета.

В то же время репетиторы-хореографы находят образы для каждого исполнителя и развивают индивидуальность танцовщика на основе уже созданных танцев, помогая донести замысел первоначального спектакля, установленного хореографом-постановщиком.

Кордебалет. Вспомогательные роли в спектаклях, где танцуют группами. Например, если нужно, чтобы на сцене было десять лебедей по сюжету, или рота солдат, то кордебалет занимается именно этим — танцами в массовых сценах. В конечном итоге кордебалет придает яркость и полноту всему представлению.

Сложно придумать увлекательное представление продолжительностью более двух с половиной часов без его участия.

Сольные исполнители. Именно от их выступления зависит успех спектакля. Они играют главные роли и ведут события на сцене. Неважно, насколько хороши либретто, музыка или хореография — если исполнитель не справляется с ролью, все остальное померкнет. Поэтому такую ответственную задачу доверяют только самым талантливым артистам.

Тем не менее, действительно великие танцовщики могут притянуть на себя внимание и заставить зрителей забыть обо всем остальном. Это действительно редкий дар, но такие таланты есть в истории балета. Прикоснувшись к ним, можно почувствовать всю магию балета.

Основной артист — это ключевая фигура в балетном представлении. Если хотя бы один из них обладает талантом, то спектакль можно считать удачным. Редко бывает, чтобы все вместе были идеальны.

Прочие мелочи. Декорации, костюмы, грим, свет, эффекты — все эти элементы играют немаловажную роль в создании будущих шедевров или, возможно, еще чего-то более великого.

С чего начать

Если вы окончательно решили заняться балетом, то лучшим способом будет записаться в хореографическую школу. Опытные педагоги, которые сами являются артистами балета и хореографами, помогут вам освоить все тонкости этого искусства и научат вас вашему первому танцу. Не стоит бояться выглядеть неуклюжей на занятиях, потому что группы формируются в зависимости от уровня подготовки учеников. Поэтому можно записываться на балет как с нулевым опытом, так и с определенным танцевальным или спортивным багажом.

Вначале нужно изучить базовые положения рук и ног, заняться улучшением гибкости и растяжкой мышц, развитием координации и чувства равновесия. Упражнения у станка сыграют большую роль в освоении классической хореографии.

В современной эпохе цифровых технологий можно обучаться балету даже на расстоянии, используя специально созданные видеоролики и другие материалы. Однако этот способ займет намного больше времени, и нет гарантий, что он принесет заметные результаты. Ведь никто не сможет заметить и исправить ошибки в позировании рук, ног, торса, головы, обратить внимание на неточности в выполнении движений и так далее. Поэтому, если нет возможности посещать балетную студию, но вы все равно хотите заниматься балетом, лучше выбрать онлайн-уроки. Они, конечно, не заменят работы с хореографом в студии, но все же будут приносить гораздо больше пользы, чем самостоятельные занятия.

Необходимо посещать занятия балетом не менее 2 раз в неделю, но лучше 3 раза. Также новичкам рекомендуется уделять по 15 минут ежедневно для самостоятельной отработки позиций перед зеркалом. Благодаря этому можно быстро достичь заметных результатов.

Особенности занятий

Занятия по классической хореографии или балету строятся в соответствии с определенным планом, который адаптируется под возможности конкретной группы. Традиционно они включают в себя следующие этапы:

  • разминка у станка;
  • разминка на средине зала;
  • адажио;
  • аллегро;
  • упражнения на пальцах (только для женщин).

Каждая тренировка начинается с разминки и заканчивается заминкой, что помогает подготовить тело к нагрузкам, снизить вероятность травм и восстановить работу сердечно-сосудистой и дыхательной системы.

Прежде чем пробовать станцевать на пуантах, необходимо тщательно подготовить ноги и голеностопный сустав. Обычно на это уходит около года занятий. Однако если вы не планируете танцевать на пуантах, это тоже нормально. Обычно преподаватели хореографических школ предлагают изучать эту часть балета только тем, кто это действительно хочет, но только после тщательной подготовки.

Балет

Балет в течение многих веков претерпел разнообразные изменения в зависимости от его происхождения, стиля, техники исполнения, жанра и так далее. В традиционном балете различают классический и характерный танец, а в каждом из них могут быть сольные, ансамблевые и массовые номера, часто сочетающиеся и переходящие друг в друга. В современном балете используются различные виды танца, техники и жанры.

Развитие театрального танца, начавшееся в 14-15 веках на роскошных празднествах Италии, привело к появлению балета, который до 1-й половины 17 века включал в себя не только танец и пантомиму, но также словесный текст и пение. Во второй половине 16 века во Франции были поставлены первые спектакли с единой сюжетной линией (например, "Комедийный балет Королевы" Б. де Божуайё, 1581 год).

В 17 веке жанр придворного балета развивался в основном во Франции, где была создана «благородная» школа танца под руководством балетмейстера П. Бошана. В 1661 году в Париже была создана Королевская академия танца, которая определяла тематику и форму балетных спектаклей. Окончательное формирование балета как самостоятельного вида искусства произошло в 18 веке.

Главную роль в этом процессе сыграли Г. Анджолини и особенно Ж.-Ж. Новерр, который поставил множество спектаклей, близких к классицистической драме («Медея и Язон» с музыкой Ж.-Ж. Родольфа, 1763; «Горации и Куриации» с музыкой Й. Штарцера, 1774; и др.), а также теоретически обосновал необходимость реформ – отказ от изобразительности в пользу действенного балета («Письма о танце и балетах», 1760).

В России регулярные балетные спектакли начали ставиться с середины 1730-х годов.

История балета

Истоки балета уходят в эпоху Возрождения. Во Франции после $1830$ года он переживал затишье, но продолжал развиваться в Дании, Италии и России. В России балет зародился во второй половине $17$-го века и продолжал развиваться в течение $19-20$-го веков. Огромный вклад в формирование русской балетной школы внесли Шарль Луи Диддли, М. И. Петипа, Анна Павлова, Михаил Фокин, Сергей Дягилев.

В $20$-м веке балет оказал значительное влияние на другие танцевальные жанры.

Балет — одна из древнейших танцевальных техник, которая легла в основу всех других стилей танца.
Балет характеризуется строгой формой тела и открытым положением стопы, что означает вращение всей ноги из бедра наружу на 90 градусов.

Балетная техника не допускает применение силы и резких движений — все движения должны выполняться под контролем.

Стили

Итальянское Возрождение стало зародышем стилистических изменений, которые появились и развивались в области балета. Ранее, классические вариации были в основном связаны с географическим происхождением, таким как русский балет, французский балет и итальянский балет. Более поздние вариации, такие как современный балет и неоклассический балет, включают как классический балет, так и нетрадиционную технику и движения.

"Балет"

Получи помощь эксперта по теме работы

Получи решение задач от ИИ за 2 минуты

Найди решение своей задачи среди 1 000 ов

Что нужно знать о балете, чтобы не прослыть полным валенком

Предположим, у вас возникла мысль расширить свои культурные горизонты, или ваша подруга упомянула, что обожает балет, и вы хотите сделать ей приятное — в общем, вы решили посетить балет. В этом случае вам пригодится данное краткое руководство.

1. Знакомство с историей

Несмотря на то, что балетовидный жанр появился в Европе, его высшего совершенства достигли именно в России во второй половине 19 века.

Истинный классический балет — это наша национальная гордость. Мариус Петипа, француз, который работал в России, стал героем этой темы.

Именно он довел классическую хореографию до совершенства. Как Лев Толстой отражает русскую литературу, так и Петипа олицетворяет русский балет. Ни один начинающий балетоман не может не знать этого имени.

Итак, поскольку балет создает не только балетмейстер, но и композитор, вторым героем нашей темы является Пётр Ильич Чайковский. Все русские люди слышали о его шедеврах. "Лебединое Озеро" наверняка знает каждый. И "Щелкунчик" тоже.

А еще у нас есть "Спящая Красавица".

Кстати! Если вы придете на "Лебединое Озеро", не ожидайте увидеть знаменитую сцену Умирающего Лебедя. Об этом знайте, что это совсем другой балет!

2. Кто танцует

В коллективе балетного театра существует сложная иерархия. На первый взгляд важно знать лишь три уровня: кордебалет (это гармоничные синхронные ряды танцовщиц, создающие на сцене прекрасные композиции и узоры), солисты (они исполняют второстепенные роли) и премьеры: прима-балерина и премьер (они исполняют главные роли).

Обратите внимание, по штатному расписанию театра только примы имеют право носить это почетное звание – балерина.

Среди новых постановок можно выделить настоящих звезд. На их спектакли непросто попасть. Но все-таки запомните хотя бы пару знаменитых имен. Просто не говорите, что вы знакомы только с Волочковой. Пожалуйста, избавьтесь от этого имени и запомните новых балетных звезд: Ульяну Лопаткину и Диану Вишневу.

Первые танцовщики в классическом балете – это не главные фигуры. Их задача поддерживать балерину во всем. Их мастерство определяется сильным и свободным прыжком.

Вы, возможно, слышали о двух выдающихся танцорах – Рудольфе Нурееве и Михаиле Барышникове. Хотя это уже прошлое, но если вы запомните их имена, будет здорово.

Внимание! Пожалуйста, не называйте танцоров балерунами всерьез! Если это унизительное слово вырвется из ваших уст, ваша репутация истинного ценителя балета будет не восстановима.

3. Как называется то, что они танцуют

В классическом балете существуют два вида танцев: классический и национальный (характерный). В национальном танце есть своя система движений, а также национальные костюмы.

В классическом танце все гораздо сложнее. Запомните самое важное:

Сольный танец – это вариация. Парный – па-де-де. Трио – па-де-труа.

Знаменитое вращение балерины на одной ноге, с выбрасыванием в сторону другую – фуэте. Она должна совершить полный оборот 32 раза, не выходя за линию мысленно очерченного пяточка диаметром приблизительно в полметра. Фуэте – это такая демонстрация технического уровня балерины и больше ничего. Если она еще при этом держит руки на талии, то тогда вообще – рекорд! Чистый спорт, в принципе.

В балете существует также пантомима с характерной системой жестов. Здесь всё должно быть понятно. Если танцовщик отводит руку в сторону партнерши, а потом прикладывает ее к сердцу, это означает… ? Правильно. «Я люблю эту девушку». Если он обводит ладонью вокруг своего лица, это значит, что она очень хороша собой.

4. Во что они одеты

У танцовщиков ничего интересного — просто трико. У танцовщиц классического балета есть два типичных атрибута костюма. Пачка и пуанты.

Пачка – это нарядная юбочка из множества слоев тюля. В каждом балетном представлении пачки имеют различные стили. Они бывают как длинные и пышные, похожие на колокола, так и более короткие, а также совсем короткие, как в балете "Лебединое озеро". Каждый слой тюля (иногда до 20 метров на одну пачку) тщательно пришивается к трусикам, пришпаривается, и порой укрепляется тонким металлическим обручем для лучшей фиксации.

Пуанты – это особая обувь для классического танца, предназначенная для танцев на цыпочках.

Внутри пуантов нет никакой пробки. Твердость носка достигается за счет обклеивания несколькими слоями деревянной колодки (каждая балерина имеет свою индивидуальную) кусочками мешковины и бязи. Слой ткани — слой клея (специально приготовленного из двух видов муки), и так далее.

Ручное пришивание кожаной подошвы к атласному футлярчику туфельки — это один из этапов производства пуант. Мастер тщательно выравнивает и уплотняет мысок точными ударами профессионального молоточка, а затем приклеивает стельку. После этого изделие сушится в специальной печи.

Однако процесс изготовления пуантов не заканчивается на этом. В большинстве случаев сама танцовщица пришивает атласные ленточки к пуантам и делает их максимально удобными для себя.

Во время сложного балетного выступления одна пара пуантов прослужит примерно сорок минут (продолжительность балетного акта). После этого они могут быть использованы только в качестве сувенира. Балерина выходит на сцену в новой паре пуантов после антракта, и этот процесс повторяется через каждые сорок минут.

5. Когда аплодировать

• когда в оркестровой яме появляется дирижёр • и когда занавес открывается перед красиво декорированной сценой • В балете принято "хвалить" танцовщиков после каждого номера.

Однако в столичных театрах обычно есть клака, специально обученные люди из балетных коллективов, которые организуют успешный прием публики для "своих" солистов. Они аплодируют в нужный момент и кричат "браво" особыми голосами.

Слово "браво" переводится с итальянского как "молодец".

6. Неужели вся эта классика дошла до нас в неприкосновенности?

Не так давно балет был совершенно другим. Танцовщицы были невысокими и изящными, их пачки были длиннее, а ноги поднимались не выше 90 градусов. В то время балерины были популярны у высшего света и императорского двора.

Однако в начале 20 века с появлением Анны Павловой танцовщицы стали все выше и стройнее. Теперь идеалом считается тощая балерина с длинными конечностями, маленькой головкой и выразительным лицом. Вот фотографии для сравнения.

Слева на фотографии изображена Мария Кшесинская, известная своими балетными достижениями и красотой, а также тем, что она была любовницей нескольких членов императорской семьи.

А посмотрите на кордебалет из постановки Лебединого озера 1892 года. Обратите внимание на крупных танцовщиц в левом углу. Каждая как две Волочковых. Также заметьте пачки. Они совсем не такие, как сейчас.

Прошло более ста лет. Теперь балерины стали такими хрупкими (как, например, Диана Вишнева).

Лебединое озеро прекрасно отличается своим кордебалетом.

7. Как определить качество балета.

Если на сцене вы видите кордебалет, где танцовщицы разного роста и телосложения, нет синхронности, если прима коренастая и тяжелая, если премьер красиво водит руками, но плохо прыгает, то это низкое качество.

Если балет высокого качества, то вы это сразу поймете без всяких анализов. Вы просто будете восхищаться этой красотой. И помните, сколько труда вложено в это зрелище! Спектакль среднего уровня также заслуживает ваших бурных аплодисментов.

8. И последнее.

Никогда не ходите на слабые балетные спектакли. Вся гениальность классики проявляется только в хорошем исполнении. Особенно стоит избегать гастрольных команд, которые путешествуют с одним спектаклем и танцуют под фонограмму.

Рубрики:Танец
Оцените статью
SPBINFO24.RU
Добавить комментарий