Архитектурные стили Санкт-Петербурга: богатство традиций и современности

Петербург своим статусом красивейшего города России обязан в первую очередь талантливым архитекторам, которые разработали генеральный план Северной столицы и в дальнейшем формировали её облик. Однако инициаторами застройки были правители, каждый из которых вносил свои изменения и влияния на архитектуру города.

Первые шаги в архитектурном развитии города были сделаны при Петре I, когда появился стиль, известный как петровское барокко. В этот период ключевую роль в формировании облика города сыграли такие зодчие, как Доменико Трезини, который спроектировал Петропавловский собор, и Жан-Батист Леблон, разработавший генеральный план Санкт-Петербурга с центром на Васильевском острове.

Позднее, в эпоху правления Елизаветы Петровны, стиль барокко достиг своего расцвета, превратившись в елизаветинское барокко. Это время связано с именем архитектора Бартоломео Растрелли, который создал великолепные дворцы и здания, такие как Зимний дворец и ансамбль Смольного собора.

С приходом Екатерины II на трон, стиль архитектуры снова изменился, на этот раз в сторону классицизма. Екатерининский классицизм характеризовался строгими и симметричными формами, отражающими идеи Просвещения. Ведущими архитекторами этого периода стали Антонио Ринальди и Джакомо Кваренги, чьи работы, такие как Мраморный дворец и Академия наук, продолжали формировать уникальный облик Петербурга.

Таким образом, архитектурный стиль города отражает различные эпохи и вкусы правителей, при этом сохраняет свою неповторимую красоту и величие.

Рассмотрим эти направления чуть подробнее на примерах.

Барокко — причудливый

Барокко, архитектурный стиль, распространившийся с конца XVI до середины XVIII века, кардинально изменил подходы, существовавшие до него. Название «барокко» происходит от португальского слова «barroco», что означает «жемчужина неправильной формы», что отражает его склонность к избыточности и сложным формам. Этот стиль развился из ренессанса, но значительно отошел от его идеалов, разрушив их. Вместо гармонии и умеренности на первый план вышли грандиозность и изобилие декоративных элементов. Чувственность и драматизм заняли место рациональности, а античные формы, ранее символизировавшие строгость, начали использоваться для усиления зрелищности и театральности.

Петровское барокко

С появлением Петербурга в 1703 году зародилось и петровское барокко, которое прочно обосновалось в городе на Неве. Этот стиль, возникший под влиянием Петра I, сочетает в себе экстравагантность и строгость, став мостом между традиционной русской архитектурой и западноевропейскими влияниями. Император обожал Голландию — не случайно один из островов в Адмиралтейском районе получил своё название в честь этой страны. Именно архитектура Голландии вдохновила петровское барокко, придав ему особый театральный шарм, экспрессивность и динамичность, однако все это под строгим контролем классической архитектуры и прямых ордерных линий.

Одним из примеров такого стиля является Дом Граббе (доходный дом А. Котомина), расположенный на пересечении Гороховой улицы и набережной канала Грибоедова. На доме Граббе видны типичные для барокко завитки — их ещё называют волютами (да, через букву о). Часть карниза третьего этажа, что находится параллельно воротам, неожиданно изогнулась.

Наличники же вообще чувствуют себя здесь более чем свободно: заостряются, отдаляются от окон, сближаются, а то и совсем сливаются с «соседями» воедино. Все эти свободные движения — истинные барочные черты. Обратите внимание и на пилястры со стороны Грибоедова, напоминающие плоские колонны — это один из любимых элементов петровского стиля.

Елизаветинское барокко

Эксперты выделяют и аннинское барокко, которое проявлялось лишь в 1730–х годах.

Задерживаться на направлении не буду — оно является переходным и представляет собой квинтэссенцию петровского и елизаветинского. Поговорим о последнем, самом пышном.

Взгляды дочери Петра I на архитектуру не сильно отличались от отцовских, поэтому барокко ещё занимает пост любимого направления Петербурга. Но, позаимствовав декоративные черты французского рококо, становится наряднее и объёмнее.

Колокольня Никольского морского собора в Санкт-Петербурге — это величественное воплощение елизаветинского барокко, возвышающееся над водными просторами прекрасного города на Неве. Ее стройные башни, украшенные изящной резьбой и пышной декоративной отделкой, словно играют с солнечными лучами, создавая впечатление живого движения. Фасады собора украшены композициями из камня и мрамора, которые сияют на фоне голубого неба, словно воплощая в себе морскую тему и величие российского флота. Каждая деталь архитектуры напоминает о временах великих морских плаваний и национальной гордости, что делает эту колокольню не только архитектурным произведением, но и символом величия и красоты Петербурга.

Классицизм — образцовый

В 1762 году на престол взошла Екатерина Великая, образованная и талантливая императрица. Ей близко было высказывание, что разум — основа устройства сильного государства. Екатерина высоко ценила в людях великодушие, самоотверженность, благородство и деятельный ум. Только вот незадача: причудливое и эмоциональное барокко едва ли отражало эти черты. Так пришла в Россию эпоха классицизма, и пылкая динамика сменилась сдержанной основательностью.

Новое направление требовало от создателей искусства соблюдения правил. Все элементы классицизма на своих местах — никаких неожиданно изломанных линий или «танцующих» наличников. Обилие декора не приветствуется, исключая разве что аккуратные лепные своды или аккуратно встроенные в композицию скульптуры. Люди жаждали чётких, идеальных линий.

Стало появляться больше таких домов. Один из примеров – особняк Н. Н. Теплова на Галерной улице, в котором сейчас расположен бутик-отель ACADEMIA Особняк TEPLOFF.

В ансамбле культурной столицы много архитектурных стилей. Здания могут быть очень разными, но все они объединены единой, петербургской душой.

Благодарю всех, кто дочитал до конца! Буду признательна за поддержку в виде лайков.

А в следующей статье вас ждут новые увлекательные истории Петербурга.

Путеводитель по архитектурным стилям Петербурга

Основанный в 1703 году, город Санкт-Петербург и его узнаваемый, красочный и эклектичный стиль со временем эволюционировал, создавая изумительный калейдоскоп построек, начиная от зданий в стиле барокко и заканчивая советской архитектурой, от неоклассических сооружений до стиля модерн. Начните свое путешествие по архитектуре Санкт-Петербурга с посещения Домика Петра I. Эта самая старая постройка в городе была командным пунктом, из которого вырос Санкт-Петербург.

Неоклассические сооружения

Если вы хотите провести архитектурный тур по Санкт-Петербургу с несколькими культурными остановками, то изучение неоклассических сооружений города — отличное место для начала такого тура. Этот архитектурный стиль, возвращающий нас к эпохе античности (представьте: строгие, но при этом монументальные и величавые колонны и скульптуры), можно увидеть в некоторых важнейших культурных достопримечательностях Санкт-Петербурга, включая Исаакиевский собор, Елагин дворец, Императорскую Академию художеств и Михайловский дворец, в котором находится Русский музей, и это только некоторые из них.

Здания в стиле барокко

Если говорить о зданиях в стиле барокко в Санкт-Петербурге, одним из самых знаковых является Зимний дворец. Когда-то здесь жили цари, а теперь располагается Государственный Эрмитаж. Зимний дворец представляет собой грандиозное роскошное зелено-белое сооружение, построенное в середине XVIII века.

Декадентский Смольный собор с ярко-синим и белым фасадом и позолоченными луковыми куполами, спроектированный тем же архитектором, что и Зимний дворец, является еще одним замечательным примером архитектуры барокко в Санкт-Петербурге. Внешний вид здесь несколько обманчив: хотя собор имеет экстерьер в стиле барокко, его интерьер на самом деле выполнен в неоклассическом стиле. Строительство продолжалось так долго, что к моменту завершения проекта вкусы изменились.

Ранний (екатерининский) классицизм

Классицизм, пришедший с восточной Европы стал важной частью и без того противоречивого правления Екатерины Великой. Он отличался своей простотой и упорядоченностью, как бы говоря об образованности самой большой европейской страны.

Замечание 1

Одним из первых – в 1766 году — был построен дворец, принадлежавший графу К. Г. Разумовскому (на данный момент это Административный корпус РГПУ). В оформлении строения были использованы элементы ионического и коринфского ордеров, барельефы, аркады, однако можно было отчётливо видеть влияние барокко.

«Архитектура Санкт-Петербурга»

Помощь эксперта по теме работы
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Помощь с рефератом от нейросети

Так же можно выделить и так называемый «строгий классицизм». Его так же можно назвать термином «Екатерининский», так как он подпадал под годы правления Великой императрицы (1762-1796). Для этого ответвления классицизма характерно беспрекословное следование классическим архитектурным ордерам, прямоугольной компоновке строений, обширное применение аркад, колоннад фронтонов и портиков. Часто использовались античные скульптуры.

Русский ампир

Русский ампир являлся на тот момент логическим завершением долгого применения классицизма в архитектуре, его так же считают неотчуждаемым витком спирали в истории классицизма в истории Петербурга XVIII-XIX веков. Начало этого стиля принято обозначать 1812-ым годом, а конец – 1830-ым. Изначально ампир зародился во Франции, дабы подчеркнуть общий дух Великой французской революции, неизмеримые амбиции Наполеона Бонапарта и войны, которые уже успели охватить всю Европу. В России этот стиль потребовался в конце XIX века, чтобы прославлять могущество страны-победителя.

Следуя примеру александровского классицизма, возрастает тяга к парадности, мужественности и монументальности. Здания становятся строго симметричными, торжественны. Вместе с этим можно было наблюдать и внедрение милитаристской символики Древнего мира: лавровые венки, доспехи, орлы и так далее. В городе активно строятся декоративные сооружения: колонны и триумфальные арки.

Какой стиль архитектуры в питере

Нет аккаунта? Зарегистрироваться

QR-код

Путёвые заметки

10 архитектурных стилей Петербурга

  • Aug. 27th, 2011 at 7:01 PM

Как ни странно,за все 300 с лишщним лет в Петербурге по существу существовало лишь 10 архитектурных стилей и направлений.1- Петровское барокко- принесенный в строящийся Петербург архитекторами-иностранцами, приглашенными сюда Петром Первым. Наибольший вклад в формирование современного города из них внес Доменико Трезини, построивший Петропавловский собор, здания внутри крепости, кроншпицы в Гавани и конечно же здание 12 коллегий.

2- на смену строгому барокко пришло Елизаветинское, "высокое" барокко , которому присущи размах,динамичность,вычурность и криволинейные формы. Стремление к парадности, великолепию, пышности отражало интересы придворной знати того времени, и самым известным "певцом барокко" является конечно же Варфоломей Растрелли- по его проектам были построены Воронцовский, Строгановский и Зимний дворцы, а также Смольный монастырь.

3- В 1760е годы на смену барокко пришел строгий классицизм, основанный на наследии античности и Ренессанса. Ему были присущи упорядоченность, гармония и строгость, простота и монументальность. Наибольший вклад в архитектуру города того периода внес Джакомо Кваренги, построивший здания Манежа, Академии наук, дворца Юсуповых, Эрмитажного театра, и первое в стране учебное заведение- Смольный институт.

4- Высшей стадией развития русского классицизма стал ампир, стиль, прославляющий величие и могущество русского государства- победителя Наполеона. среди зодчих того периода наиболее выделяется Карл Росси. По его проектам по сути заново были отстроены все столичные площади- Дворцовая, Сенатская, Манежная, Михайловская, а также создан уникальный ансамбль, центром которого стал Александринский театр.

5- В середине 19 века в архитектуре прекратилось преобладание какого-либо одного стиля, в моду вошло многообразие, смешение различных элементов разных времен, стремление к романтизму и поиск своего , русского стиля. Именно с того времени сохранилось большнство зданий в центре города, ведь отмена крепостного права вызвала бурный рост промышленности и, как следствие, жилого строительства в Петербурге. Однако наиболее характерным архитектором той поры является придворный архитектор Андрей Штакеншнейдер, по проектам которого были возведены Мариинский,Николаевский, Мало-Михайловский дворцы и дворец Белосельских-Белозерских.

6- В конце 19 века на севере страны зародился новый стиль-модерн, с присущими ему рационализмом, ассиметрией, использованием новых материалов- стекла и бетона, а также новыми декоративными сюжетами. Наиболее известны постройки в этом стиле архитектора Александра фон Гогена, которому принадлежит в том числе и авторство особняка Матильды Кшесинской.

7- в начале 20 века перенасытившись "украшательством" в моду вновь входит классицизм- уже неоклассицизм. Наибольший вклад в тот период внес архитектор Леонтий Бенуа, построивший множество доходных домов, здание Велкокняжеской усыпальницы, западный корпус Русского музея, а также институт акушерства им.Отта.

8- Смена общественно-политического строя в стране привнесла в архитектуру новые и динамичные авангардные течения, в числе которых строго-рациональный конструктивизм. Александр Гегелло создал много зданий в этом стиле, в числе которых здание первого в Советской России Дворца Культуры на пл.Стачек.

9- постепенно абстрактный язык и предельная упрощенность архитектурных форм сменилась монументализацией, архитектура стала частью идеологической системы государства, и возник "сталинский ампир". В числе авторов того времени Евгений Левинсон, построивший например здания Калининского райсовета и станции метро "Автово".

10- в условиях "оттепели" вознило новое архитектурное течение, которое можно назвать "минимализмом" или "функционализмом". Это было время массовой застройки, когда дома собирались из минимальных наборов стандартных элементов, без излишних деталей и украшений. Своеобразными "жемчужинами" среди них становились административные здания. Одним из ведущих архитекторов города того времени был Сергей Сперанский, построивший здания телецентра, гостиницы Ленинград, а также ансамбль площади Победы.

В 90е годы к радости горожан на смену утилитарности пришли новые строительные технологии и материалы, конечно, месторасположение новых зданий не у всех вызывает радость, но то что архитектурный облик города развивается и улучшается- в этом сомнений нет.

Архитектурная современность Санкт-Петербурга

В наши дни появилась тенденция к сносу зданий, особенно, в историческом центре. Так были утрачены казармы одного из старейших в России Преображенского полка и сапёрного батальона на Кирочной улице, 5 домов на Невском проспекте, корпус XVIII века и интерьеры дома Чичерина, несколько домов на улице Восстания и Литейном проспекте, дом на Вознесенском проспекте, ряд зданий на Петроградской стороне и др.

Образцы современной архитектуры

Безусловно, в Санкт-Петербурге возводятся одновременно новые здания с уникальными архитектурными решениями. Интересными образцами современной архитектуры, по мнению туристов, являются "Санкт-Петербург Плаза", БЦ "Лидер Тауэр", Вторая сцена Мариинского театра, Новая сцена Александринского театра, БЦ "Quattro Corti", ЖК "Дом у моря", БЦ "Бенуа", ТК "Штрих-код", БЦ "Времена года", "Газпром Арена" и другие.

Также Северная столица обретает новые современные изваяния, такие как памятник менеджеру, сюрреалистическая скульптура супруге Пушкина, памятник кошке блокадного Ленинграда, скульптура "Пушкин ушел", памятник петербургскому поребрику, скульптура "Святые благоверные Петр и Феврония Муромские", памятник шарманщику, гигантский валенок, памятник зубной боли из человеческих зубов, кованая карета на Боровой, музыкальный фонтан "Мир Детям", памятник туристу Петру I и др.

Какой стиль в Санкт-Петербурге?

Некоторые новые памятники, кажется, как будто "брутально" или "насильно" вписаны в общий ансамбль площадей и улиц города. Есть образцы из современных сооружений Петербурга, которые способны поразить, простите, "как обухом по голове", даже маститых архитекторов и видавших виды путешественников. Ведь сегодня в архитектуре города на Неве сложно выделить ведущее направление или единый стиль.

Вот, и строят порой по требованиям горожан, которые желают чего-то очень необычно нового, кардинально отличающегося от старого. Но оно же должно сочетаться с общим фоном застройки Санкт-Петербурга. Исторический центр города на Неве, как известно, выполнен в классическом стиле. Чтобы ему гармонировать, современные градостроители ударяются "в дремучую классику", как полагают сегодня эксперты.

Также петербуржцы ждут от современных архитекторов непременно проектов "под классику", Однако и классика сегодня уникальна, не такая, как была раньше. Ведь, как говорил древнегреческий философ Гераклит: "Всё течёт, всё изменяется" и "В одну реку нельзя войти дважды". Поэтому и она станет неподражаемым отражением нашего времени в архитектуре, которую будут беречь потомки, как это мы делаем сегодня, охраняя старинные памятники и достопримечательности города.

Сохранение ценностей и продолжение темы

В 1990 году исторический центр Санкт-Петербурга и дворцово-парковые ансамбли пригородов включены в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. В 2005 году была принята Петербургская стратегия сохранения культурного наследия. Сейчас в Санкт-Петербурге под охраной государства находятся около 8 тысяч памятников архитектуры.

Приходим к выводу, что в архитектуре Петербург сегодня эклектичен. На фоне уникальных и прекрасных памятников старины спокойно уживаются необыкновенные изыски современности. И в этом город на Неве великолепен. Если его дух принимает новое, тогда всё отлично! Детище Петра Великого остаётся и всегда будет красивейшим городом в мире, центром притяжения и местом для неподражаемых восторгов!

Если интересует, больше информации по теме можно почерпнуть в публикациях Санкт-Петербург центра:

  • "Современные здания Санкт-Петербурга — Архитектура Петербурга в XXI веке"
  • "Новые памятники и скульптуры в Санкт-Петербурге"
  • Памятник менеджеру в Санкт-Петербурге

Также предлагаем, когда возникнет желание, совершить путешествие по маршруту: "Три века петербургской архитектуры" — все изыски зодчества Санкт-Петербурга.

Оцените статью
SPBINFO24.RU
Добавить комментарий