Области знаний: Искусство эпохи барокко и рококо в России, Архитектура Дата создания: 1754 – 1762 годы Историческое государство: Российская империя Современное государство: Российская Федерация Стиль, направление: Барокко
Жилые сооружения Жилые сооружения
Зимний дворец в Санкт-Петербурге
Зи́мний дворе́ц в Санкт-Петербу́рге, памятник архитектуры барокко в России.
До 1917 г. резиденция российских императоров, ныне входит в состав музея Эрмитаж . История императорских зимних резиденций в центре новой столицы начинается со скромных «Зимних маленьких хором» Петра I , построенных на берегу р. Нева предположительно архитектором Д. Трезини в 1708 г. (не более 10 комнат и мастерская; в 1711 этот жилой дом Петра I перевезён на Петровский остров, разобран в 18 в.). В 1711–1712 гг. возведены «Свадебные палаты» Петра I (предположительно, тот же архитектор; разобраны в 1726). В 1716–1720 гг. на этом же участке, ограниченном с запада прорытой в 1718–1720 гг. Зимней канавкой, на месте современного Эрмитажного театра построен новый «Зимний дом» Петра I (архитектор Г. И. Маттарнови ; расширен в 1719–1722); к нему в 1726–1727 гг. пристроены Зимний дворец Екатерины I и служебные корпуса (архитектор Трезини). В 1727 – около 1729 гг. на Васильевском острове на основе дома Ф. Соловьёва, дворецкого светлейшего князя А. Д. Меншикова , сооружён Зимний Преображенский дворец Петра II (архитектор Трезини; достроен в 1759–1761, архитектор И. Г. Борхардт; ныне здание филологического факультета Санкт-Петербургского университета).
В 1730-х – 1760-х гг. строительство императорских дворцов в столице возглавляли К. Б. Растрелли и Б. Ф. Растрелли : в 1732–1736 гг. ими возведён «3имний дом» Анны Ивановны (с использованием фрагментов дворца Ф. М. Апраксина , заложенного в 1716 по проекту Ж.-Б. Леблона ; не сохранился), в 1755 г. – временный деревянный Зимний дворец Елизаветы Петровны на углу Невского проспекта и набережной Мойки (архитектор Б. Ф. Растрелли; разобран в 1765–1768).
Бартоломео Растрелли. Южный фасад Зимнего дворца в Санкт-Петербурге. 1754–1762. Бартоломео Растрелли. Южный фасад Зимнего дворца в Санкт-Петербурге.
1754–1762. Ныне существующий новый каменный Зимний дворец Елизаветы Петровны построен Б. Ф. Растрелли в 1754–1762 гг. на месте дворца Анны Ивановны.
Трёхэтажное здание Зимнего дворца представляет собой замкнутое каре с внутренним двором. Фасады обращены к Неве (длина фасада 137 м; по центру расположен главный вход – Иорданский подъезд, от которого галерея ведёт к Иорданской лестнице, плафон работы Г. Дициани), к Адмиралтейству (Салтыковский, или «Его величества», подъезд выходил на бывшую Разводную площадь, где проводились разводы караулов и смотры войск) и к Дворцовой площади (подъезды «Её величества» и Комендантский).
Иорданская лестница Зимнего дворца в Санкт-Петербурге. Построена по проекту Бартоломео Растрелли в 1754–1762. Перестроена Василием Стасовым в 1838–1839. Иорданская лестница Зимнего дворца в Санкт-Петербурге. Построена по проекту Бартоломео Растрелли в 1754–1762.
Перестроена Василием Стасовым в 1838–1839.
Грандиозные размеры дворца в стиле барокко (первоначально в нём было свыше 1000 помещений, 117 лестниц, более 3800 дверей и окон), сильно выступающие ризалиты , акцентировка ступенчатых углов, изменчивый ритм колонн создают впечатление пластической мощи, торжественности и великолепия. Пышная отделка фасадов (скульптуры из пудожского известняка над парапетами и фронтонами, в 1892–1894 под руководством скульптора М. П. Попова заменённые пустотелыми, выбитыми из листовой латуни; кованые узорные решётки) и расположенных анфиладами парадных залов и жилых покоев подчёркивает репрезентативное назначение Зимнего дворца. Дворцовая церковь Спаса Нерукотворного построена в 1753–1762 гг.; её внутреннее убранство также исполнено итальянскими и русскими мастерами под руководством Б. Ф. Растрелли (живописный плафон работы Ф. Фонтебассо). В эти же годы сооружена Малая (Сретенская) церковь в покоях императрицы (восстановлена после пожара в 1838–1839).
После 1762 г. работу по внутренней отделке продолжили помощники Б. Ф. Растрелли – С. И. Чевакинский и Ю. М. Фельтен ; вскоре были привлечены также Ж.-Б. М. Валлен-Деламот и А. Ринальди . Андрей Воронихин.
Прием Екатериной II турецкого посольства в Большом зале Зимнего дворца 13 октября 1793 года. 1793. Андрей Воронихин. Прием Екатериной II турецкого посольства в Большом зале Зимнего дворца 13 октября 1793 года. 1793.
В конце 18 – начале 20 вв. интерьеры Зимнего дворца неоднократно переделывались. В 1791–1793 гг. создана Невская анфилада, включавшая Аванзал, Большой и Концертный залы (архитекторы Дж.
Кваренги , И. Е. Старов ); во втором этаже нового корпуса (1783–1792, Кваренги), соединившего Зимний дворец с Малым Эрмитажем, были размещены копии росписей Лоджий Рафаэля в Ватикане; в 1795 г. создан парадный Георгиевский (Большой Тронный) зал (Кваренги; колоннада коринфского ордера – 1837–1842, архитекторы В. П. Стасов и Н. Е. Ефимов). В 1826 г. открыта Военная галерея 1812 года (архитектор К. И. Росси ; портреты героев Отечественной войны 1812 работы Дж.
Доу и его помощников). Джакомо Кваренги. Парадный Георгиевский (Большой Тронный) зал. Завершён в 1795. Колоннада коринфского ордера – 1837–1842, архитекторы Василий Стасов и Николай Ефимов. Джакомо Кваренги.
Парадный Георгиевский (Большой Тронный) зал.
Завершён в 1795. Колоннада коринфского ордера – 1837–1842, архитекторы Василий Стасов и Николай Ефимов. В 1822–1837 гг. по проектам О. Р. де Монферрана декорированы залы Марии Фёдоровны (Гостиная с колоннами из яшмы, ныне Малахитовый зал), созданы Ротонда, Петровский и Фельдмаршальский залы. Почти полностью уничтоженные пожаром 17–19 (29–31) декабря 1837 г. интерьеры к 1841 г. восстановлены А. П. Брюлловым и Стасовым при участии многих мастеров; применены металлические конструкции перекрытий (шпренгели, по проекту инженера М. Е. Кларка), частично заменённые в 1886–1887 гг.
Во 2-й половине 18–19 вв. с восточной стороны к Зимнему дворцу пристроены здания, входящие ныне в ансамбль музея Эрмитаж: Малый Эрмитаж с Северным, Южным павильонами и Висячим садом (1764–1775, архитекторы Ж.-Б. М. Валлен-Деламот, Ю. М. Фельтен; четвёртый этаж надстроен в 1840–1843, В. П. Стасов; Павильонный зал – 1851–1858, А. И. Штакеншнейдер ); Большой, или Старый, Эрмитаж (1771–1787, Фельтен; перестроен в 1851–1860, Штакеншнейдер), связанный арочным переходом над Зимней канавкой с Эрмитажным театром (1783–1789, Дж. Кваренги; зал-амфитеатр декорирован колоннами коринфского ордера и нишами со скульптурой; отделка фойе – 1904, архитектор Л. Н. Бенуа ); Новый Эрмитаж (1842–1851, по проекту Л. фон Кленце , под руководством Стасова и Н. Е. Ефимова; портик с атлантами – 1846–1848, скульптор А. И. Теребенёв ).
5(17) февраля 1880 г. народоволец С. Н. Халтурин произвёл в Зимнем дворце взрыв, повредивший подвал, гауптвахту и столовую. После убийства Александра II 1(13) марта 1881 г. Александр III перенёс свою резиденцию в Гатчину и использовал Зимний дворец в основном для парадных церемоний. Большой Аванзал (Николаевский зал) в Зимнем дворце в Санкт-Петербурге.
Перестраивался по проектам архитекторов Джакомо Кваренги (1791–1793) и Василия Стасова (1838–1839). Большой Аванзал (Николаевский зал) в Зимнем дворце в Санкт-Петербурге. Перестраивался по проектам архитекторов Джакомо Кваренги (1791–1793) и Василия Стасова (1838–1839).
С воцарением Николая II (1894) императорская фамилия вернулась в Зимний дворец (бывшие покои Николая I заново отделаны, например библиотека – архитектор А. Ф. Красовский). В 1904 г. Николай II с семьёй переехал в Царское Село . В начале Первой мировой войны 1914–1918 гг. в залах Невской анфилады размещался госпиталь.
С июля 1917 г. Зимний дворец – резиденция Временного правительства ; в ночь с 25 на 26 октября (с 7 на 8 ноября) 1917 г. был захвачен революционными войсками. В 1918 г. переименован во Дворец искусств (название не прижилось). С 1920 г. в части помещений располагался Музей революции. До 1922 г. в Зимнем дворце находились: приёмный пункт для военнопленных, общежитие детской колонии, Штаб по устройству массовых торжеств; Николаевский зал (бывший Аванзал) переоборудован под кинозал. В 1922 г. бóльшая часть Зимнего дворца передана Эрмитажу (целиком передан в 1945).
Широкомасштабные реставрационные работы велись в 1920-х – 1930-х гг. и в 1940-х –1960-х гг., после попадания артиллерийских снарядов и авиабомб во время блокады. В 1946 г. фасады окрашены в первоначальный бирюзовый цвет (в конце 19 в. были тёмно-красными, с 1911 розовыми). В 1971 г. в составе Эрмитажа созданы Реставрационные мастерские, которые ведут все работы по восстановлению и сохранению Зимнего дворца. В 2001 г. для публики открыт внутренний двор, где проводятся летние симфонические концерты.
В составе исторического центра Санкт-Петербурга Зимний дворец включён в список Всемирного наследия .
Павлинов Павел Сергеевич . Первая публикация: Большая российская энциклопедия, 2008.
Императрица Елизавета Петровна утвердила проект Зимнего дворца
Жемчужина Санкт-Петербурга — Зимний дворец (Фото: V_E, по лицензии Shutterstock.com)
27 июня 1754 года российская императрица Елизавета Петровна утвердила проект Зимнего дворца в Санкт-Петербурге, представленный итальянским архитектором Растрелли. Строительство продолжалось 8 лет. Дворец был построен в стиле барокко в виде замкнутого четырехугольника с обширным внутренним двором и фасадами, обращенными к Неве, Адмиралтейству и Дворцовой площади. К числу известнейших интерьеров Зимнего дворца относится расположенная в северо-восточном углу здания парадная Иорданская лестница, украшенная богатым декором. В юго-восточной части второго этажа находился один из памятников рококо, наследие четвёртого Зимнего дворца — Большая церковь Зимнего дворца.
Помимо парадных залов на втором этаже были расположены жилые покои членов императорской семьи. Первый этаж занимали хозяйственные и служебные помещения. На верхнем этаже находились квартиры придворных. Долгое время Зимний дворец был резиденцией российских императоров.
После убийства террористами Александра II царь Александр III перенес резиденцию в Гатчину, а в Зимнем дворце проводились только торжественные церемонии. При Николае II царская семья вернулась во дворец. Однако уже в 1904 году резиденцией стало Царское Село.
Во время революции 1917 года Зимний дворец стал резиденцией Временного правительства, а все ценности и коллекции Эрмитажа были отправлены в Москву и спрятаны в Кремле и в Историческом музее. 7 ноября 1917 года Зимний дворец был захвачен красногвардейцами, солдатами и матросами. Прямым попаданием снаряда, выпущенного из орудия Петропавловской крепости, были повреждены бывшие покои Александра III. Лишь спустя несколько дней советское правительство объявило Зимний дворец и Эрмитаж государственными музеями и взяло их здания под охрану. В 1918 году часть, а в 1922 году всё здание Зимнего дворца было передано Государственному Эрмитажу.
Что посмотреть
Что находится сегодня в Зимнем дворце, а также пристроенных к нему позднее Малом, Старом и Новом Эрмитажах? На этот вопрос легко ответить — коллекции крупнейшего музея России, Государственного Эрмитажа.
Попутно он является одним из самых больших в мире, разумеется. Собрание насчитывает более 3 млн. единиц хранения!
Помимо гигантского собрания картин и скульптур, гобеленов и ваз, ювелирных украшений, Египетской коллекции, посетители могут увидеть оригинальное убранство парадных и жилых анфилад. А равно залов для приемов и балов, камерных помещений для работы и повседневной жизни царственных особ, их родственников и гостей.
- Золотая и Бриллиантовая кладовые посещаются по отдельным билетам и только с экскурсией!
Увидеть все это великолепие за время одного только визита — пустая затея. Куда правильнее запастись терпением и поглощать «торт» кусочками — открывая тайны шедевров Эрмитажа вместе с историком искусства.
История и архитектура
Первоначально на месте, где находится Зимний дворец, располагался особняк адмирала Федора Матвеевича Апраксина. Что вполне логично, ведь поблизости расположено и Адмиралтейство, строившее российский флот.
По воспоминаниям современников, адмиральская усадьба была самой большой и красивой во всем Петербурге. После же смерти флотоводца здания и земли отошли малолетнему императору Петру II, поскольку Апраксины приходились родственниками Романовым.
Первый Зимний дворец
Возвели в глубине участка между Невой и Миллионной улицей. В 1712 году деревянное двухэтажное здание перестроили в камне. В качестве свадебного подарка его преподнес царю Александр Данилович Меншиков.
Резиденцию перестроили и расширили по проекту архитектора Георга Маттарнови в 1716-1720 годах. Строительство велось, в том числе, на насыпной территории, отвоеванной у Невы.
Второй Зимний находился там, где сегодня высится Эрмитажный театр. Интересно, что при перестройке 1783-1787 годов бережно сохранили личные покои Петра I и Екатерины Алексеевны на первом этаже.
Петр переехал в зимнюю резиденцию из своего дома в Летнем саду в 1720 году. И здесь же в 1725 году первый император России и умер (28.01 -8.02 по новому стилю)
Сегодня помещения в Зимнем дворец, где жил Петр I, реконструированы и открыты для посещения.
В 1732-1735 году для императрицы Анны Иоанновны выстроили третий дворец по проекту, созданному отцом Франческо Растрелли, Карло Бартоломео. Он был куда размашистей петровской резиденции. И располагался главным образом по другую сторону Зимней канавки, ближе к Адмиралтейству.
- Какие дворцы Питера стоит посетить
- Куда сходить в Санкт-Петербурге за 3 дня
Эпоха Елизаветы Петровны
Во времена дочери Петра, обожавшей роскошь, к палаццо вовсю пристраивали флигеля и служебные корпуса. Комплекс разрастался вне всякого генерального плана. И все больше походил на какой-нибудь стамбульский Топкапы, нежели на европейскую резиденцию.
В итоге решили, что это недостойно великой империи и приступили к постройке нового дворца
Сохранившийся до наших дней комплекс выстроен по проекту архитектора Растрелли-сына. Заложили его при императрице Елизавете Петровне (1754 год) и в основном закончили (1762 год) лишь при Екатерине II.
Сохранившееся здание считается пятым Зимним дворцом. Поскольку на время его строительства для проживания Елизаветы Петровны был выстроен четвертый — деревянный.
Он находился чуть поодаль: на Невском проспекте, между Мойкой и Малой Морской улицей. Строительство временной резиденции велось весной-летом 1755 года и было закончено к ноябрю.
Личные покои царицы располагались вдоль Мойки. Окна выходили на Строгановский дворец, и по сей день стоящий на другом берегу реки. Флигель в котором жил наследник престола, будущий Петр III, со своей женой Екатериной Алексеевной (будущая Екатерина II), вытянулся вдоль Малой Морской улицы.
- (Краткая) история Строгановского дворца
При Екатерине II
В 1764 году императрица Екатерина II купила коллекцию, положивших начало всемирно известному собранию Эрмитажа. Первоначально полотна размещались в личных покоях дворца и не были доступны для осмотра. А название произошло от французского l’Ermitage, то есть «уединенный».
- Достройка, переделка (Екатерина не жаловала «золотую» пышность своей предшественницы) и расширение дворца продолжалось во все царствование Екатерины Великой (1762-1796)
От времени этой императрицы сохранилось мало — при Николае I после пожара Зимний дворец основательно перестроили. О предпочтениях и вкусах блестящей екатерининской эпохи свидетельствуют разве что:
- великолепные Лоджии Рафаэля, созданные по точнейшим копиям, прибывшим из Ватикана;
- и роскошная Большая дворцовая церковь, в точности воссозданная Стасовым после пожара 1837 года.
Специальное здание для Лоджий вдоль Зимней канавки создал Джакомо Кваренги.
Елизавета въехала в свою новую зимнюю резиденцию задолго до окончания отделки. А вот принимал здание «в эксплуатацию» ее наследник, император Петр III. Обосновавшийся в новых апартаментах в апреле 1762 года.
Анфилада парадных залов занимала всю длину северного, невского фасада дворца. А в северо-восточном ризалите разместилась Посольская или Иорданская лестниц. Напротив нее на Неве на Крещение по традиции прорубали прорубь, в которой освящали воду.
Императрица Екатерина II Зимний дворец, как и свою предшественницу, не очень жаловала
Растрелли немедленно отставили от дел, а работы поручили архитектору Жану-Батисту Валлен-Деламоту. В 1764-1775 годах он в содружестве с Юрием Матвеевичем Фельтеном создал Малый Эрмитаж.
В котором Екатерина устраивала приватные вечера и хранила художественные коллекции. Для прогулок императрицы обустроили Висячий сад.
Роскошный Павильонный зал в торце здания, выходящем на Неву, создали позже, в середине XIX века по проекту Андрея Ивановича Штакеншнейдера. В нем сегодня находятся знаменитые часы в виде павлина и уникальная древнеримская мозаика.
От Павла до Николая II
Павел I вынуждено жил в Зимнем дворце, пока строили его собственную резиденцию, Михайловский замок. А вот два последующих императора: Александр I и Николай I, квартировали преимущественно здесь.
Первый любил путешествовать и потому не видел особой разницы, где ему проживать. Второй же буквально олицетворял себя с мощью России. И не мог помыслить жить в каком-либо ином, меньшем, дворце. Большинство сохранившихся парадных и жилых интерьеров относится ко времени правления Николая I.
В первой трети XIX века по проекту архитектора Карла Ивановича Росси создали Военную галерею в память о героях Отечественной войны, и ряд других помещений.
Пожар 1837 года и восстановление
Кстати, именно при Николае I, в 1837 году, в Зимнем дворце случился грандиозный пожар. После которого резиденцию восстанавливали буквально с нуля.
Трагический инцидент произошел незадолго до Рождества, вечером 17 декабря (29 по новому стилю). Причиной предположительно стал возгорание сажи в печной трубе
При восстановлении применялись новаторские для того времени строительные решения. В частности, железные балки в перекрытиях, и новые системы дымоходов. И, возможно, поэтому дворец после ремонта сохранился в неизменном облике — уж слишком роскошными получились парадные интерьеры…
Работами по восстановлению руководили: Василий Петрович Стасов и Александр Павлович Брюллов. Кстати, брат знаменитого живописца, написавшего эпический «Последний день Помпеи». Ежедневно на стройке трудилось свыше 8 тысяч человек.
Большая часть залов получила иное убранство в стиле зрелого русского ампира. Интерьеры стали намного роскошнее, чем прежде.
При Александре II жилые залы Зимнего дворца основательно переделали, оформив их по моде того времени.
Следующие два царя предпочитали здесь не жить. Александр III с семьей по соображениям безопасности уехал за городом. А когда выезжал из Большого Гатчинского дворца, останавливался в Аничковом на Невском проспекте.
Его старший сын, Николай II, в основном использовал Зимний для роскошных балов. Хотя на втором этаже западной анфилады сохранились и личные апартаменты последнего российского императора.
Бывавшие в Санкт-Петербурге иностранные государи обычно жили здесь, как в отеле. Под нужды очередного гостя отводились целые анфилады залов. В императорской резиденции квартировали и великие князья — места хватало всем.
История создания
Основной императорский дворец видоизменялся в течение всего времени существования. Всего за период 1711—1764 годов возводилось пять зимних дворцов:
- Первый деревянный дворец был возведен для царя Петра I в 1711 году. Потом он был перестроен в каменный дом с черепичной крышей как подарок на свадьбу Петра и Екатерины. Дом имел спуск к набережной.
- Второй дворец построил архитектор Маттарнови по указу императора в 1716 году. В 1720 году император переехал в зимнюю резиденцию из летней, где он прожил до 1725 года.
- Третий Зимний дворец строился по проекту Трезини, который перестроил и расширил Второй дворец.
- Четвертый императорский дом был намного красивее и пышнее предыдущих дворцов.
- Пятый дворец был построен архитектором Растрелли для императрицы Елизаветы Петровны.
В 1837 году случился сильный пожар, который не могли потушить более суток. К восстановлению здания было подключено 6000 рабочих, которые закончили работу за 15 месяцев.
Архитектурный стиль
Зимний дворец выполнен в стиле барокко. Дворец выделяется невероятными по тем временам размерами, необычной отделкой фасада и роскошным внутренним убранством.
Двухъярусные колонны визуально увеличивают высоту и без того немаленького сооружения. Балюстрада кровли по всей длине уставлена различными статуями и вазами. Элементы барокко сохранились далеко не везде из-за ряда перестроек.
Архитекторы Старов и Кваренги внесли в убранство здания классический стиль. Детали пышного стиля остались в интерьере знаменитой парадной Иорданской лестницы. Дворец несколько раз перекрашивали в розовый и желтый цвет. Сейчас дворец темно-бирюзового цвета с белыми колоннами.
Интересные факты
- Высокая резиденция. Долгое время Зимний дворец оставался самым высоким зданием в столице. В 1762 году даже вышел указ, запрещавший строить в городе здания выше императорской резиденции.
- Масштабы впечатляют. Гигантский дворцовый комплекс, в котором около 1500 комнат, занимает площадь 60 000 квадратных метров. В здании были жилая зона и парадные залы, две церкви, театр и музей. Для подсобных помещений и жилья рабочим отводились отдельные комнаты.
- Особая кровля. Известно, что Николай II любил гулять на крыше вместе со своей семьей. А Екатерина II на мансарде дворца устроила обсерваторию, которую полностью разобрали в 1826 году по причине ветхости. Для украшения балюстрады использовали статуи, вырезанные из камня по эскизам Растрелли. Всего для оформления Зимнего замка было изготовлено 176 статуй из пудостского камня. Помимо декоративного предназначения, скульптуры носят функциональный характер. Они закрывают печные трубы.
- Уловка императора. После окончания строительства Зимнего дворца строительный мусор заполонил всю площадь перед замком. Для его уборки рабочим понадобилось бы несколько недель. Но император издал указ, в котором разрешалось каждому жителю города взять с площади все, что там было. Задумка Петра оказалась удачной: уже на следующий день на площади ничего не осталось.
- Фронтонные часы. Часы появились на южном фронтоне дворца в 1796 году. Смонтировал их сложный механизм и следил за исправностью хода гениальный изобретатель И. П. Кулибин. Император Павел I узнал, что пожилой гений сам поднимается на чердак, дабы проверить механизм часов. За это Павел I выдал Кулибину жалованье размером в 1200 рублей за каждый год работы. К сожалению, эти часы сгорели при пожаре в 1837 г.
- Хвостатые охранники. Немалый интерес проявляют туристы и к галерейным охранникам — котам. Они появились во дворце по требованию Елизаветы Петровны, которая для борьбы с грызунами выписала их из Казани. Они были поделены на комнатных и придворных сотрудников. Сегодня во дворце обитают 50 кошек, каждая из которых имеет свой паспорт, ветеринарную карточку и считается «специалистом по ловле крыс». Если животных становится больше, их раздают неравнодушным гражданам города. Про котов был снят фильм немецкого режиссера Яна Хенрика Древса «360° GEO-репортаж: Эрмитаж — дворец котов». А американская писательница Мэри Энн Аллин была настолько впечатлена, что написала книгу «Анна и кошки. Приключения в Эрмитаже».
- Музейное достояние. Зимний дворец входит в двадцатку самых посещаемых музеев. За всю историю существования комплекса в Эрмитаже собрана самая крупная коллекция произведений мировой культуры и искусства. Музейный комплекс хранит самую большую коллекцию полотен Рембрандта. В Эрмитаже 6 огромных зданий, расположенных вдоль Невы. Чтобы увидеть все, что есть в музее, не хватит и нескольких месяцев.
- Во время войны подсобные комнаты и подвалы служили бомбоубежищами. В нескольких помещениях дворца от обстрелов и бомбежек скрывались порядка 2000 человек. Здесь же укрывали некоторые музейные коллекции Эрмитажа. Повреждения от немецких войск получили Малый тронный зал, Гербовый зал и Иорданская лестница. На реставрацию дворца понадобилось 6 месяцев после победы над вражескими войсками.
Зимний дворец — олицетворение целой эпохи правления императоров. Это поистине легендарное сооружение, которое является символом Санкт-Петербурга и главной его достопримечательностью. Впечатления от посещения и погружения в историю дворца остаются на всю жизнь.