Актуальные социологические данные о Российской идентичности: основы государственной идентичности в России

Актуальные социологические данные о Российской идентичности: основы государственной идентичности в России

Актуальные социологические исследования показывают, что российская идентичность формируется на основе исторической памяти, культурного наследия и национальных ценностей. В условиях глобализации, россияне все больше акцентируют внимание на уникальности своей культуры, что отражается в восприятии государственной символики и традиций, укрепляя чувство единства и принадлежности к российскому обществу.

Важным аспектом является также восприятие власти как гаранта стабильности и сохранения национальных особенностей. Понимание государственной идентичности у граждан часто связывается с историческими событиями и персонажами, что подчеркивает необходимость сохранения не только территориальной целостности, но и духовной связи с прошлым, представляя собой один из основополагающих элементов российской государственности.

Русская идентичность в мультинациональном государстве — динамика и вызовы в современной России

В России существует уникальная мультинациональная среда, где различные этнические группы уважительно ко существуют друг с другом, что оказывает большое влияние на сохранение и формирование идентичности каждой нации, включая русскую.

Русская идентичность играет важную роль в мультинациональном обществе России, наряду с другими национальными и культурными ценностями. Она отражает богатое историческое наследие и культуру русского народа, включая язык, традиции и обычаи.

Изучение различных аспектов русской идентичности поможет получить более глубокое понимание этого явления. Русский язык, как важная часть культуры, играет важную роль в формировании русской идентичности. Он не только служит для общения, но и передает культурные традиции и ценности. Богатство и разнообразие русской литературной и художественной традиции также способствуют развитию русской идентичности.

Русская идентичность: сохранение в мультинациональной стране

Мультинациональная страна и русская культура

В России существует многочисленные этнические группы и народы, что делает ее уникальной мультинациональной страной. Вместе с этим, русская культура имеет глубокие и давние корни, которые символизируют национальное богатство и культурное наследие страны. Стратегия мультинационального развития России включает в себя сохранение русской культуры и развитие русской идентичности.

Сохранение русского языка и традиций

Один из важных факторов сохранения русской идентичности в разнонациональной стране заключается в поддержании статуса русского языка как государственного и языка межнационального общения. Поддержка и развитие русского языка включают проведение кампаний по его изучению и создание условий для его использования во всех областях общения и образования.

Кроме того, важную роль в укреплении русской идентичности играет сохранение традиций и обычаев русского народа. Поддержка народных праздников, национальных традиций и обрядов способствует сохранению и передаче культурного наследия.

Сохранение национальной культуры Обязанности государства
Поддержка родного языкаПоддержка государственного языка
Сохранение обычаев и традицийОрганизация и проведение национальных праздников
Образование и наукаРазвитие лингвистики и культуры

Сохранение национальной культуры в разнонациональном государстве — это сложная задача, требующая участия всех сфер общества, включая государство, образовательные учреждения и граждан.

Только совместными усилиями и участием каждого человека можно обеспечить сохранение национальной и культурной идентичности страны в условиях разнообразия культур и языков.

Российская идентичность в социологическом измерении

РОССИЙСКИЕ ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ И УСТРЕМЛЕНИЯ

Из чего состоит ядро национальной идентичности россиян? Что для них важно, а что не имеет большого значения? Эти вопросы освещают особенности ценностей россиян, которые остаются стабильными уже 15 лет, несмотря на отдельные колебания. Давайте взглянем на основу их ценностной системы: что является приоритетным для них и какие ценности и нормы они придерживаются в своей жизни.

Семья (см. табл. 1) является наиболее значимой сферой жизни для россиян. Ее важность огромна для людей различных возрастов, доходов и жизненных взглядов — 90-91% опрошенных заявили, что семья очень важна для них, и почти все остальные считают, что она "скорее важна".

Мнения россиян о важности различных сфер их общественной и личной жизни, в %

3. Свободное время

Как видно из табл. 1, для большинства россиян семья, работа и друзья являются важными сферами жизни. Свободное время также имеет немалую значимость, но уступает "трем китам", определяющим бытие наших сограждан. Политика не имеет большого значения для большинства людей, а религия — тем более.

Влияет ли национальная идентичность россиян на их приоритеты? Сравнение с жителями "старой Европы" и США показывает, что нет (см. табл. 2). Семья так же важна для россиян, как и для жителей Великобритании и Швеции, немного менее важна, чем для граждан США, и значительно важнее, чем для жителей Германии. За период 1999-2007 гг. ее значимость для нас выросла — в 1999 г., судя по данным World Value Survey (WVS), картина по России совпала с картиной по Германии.

Мнения жителей разных стран о том, насколько для них важны те или иные сферы их общественной и личной жизни, в %

3. Вероятно, не важно

4. Совершенно не важно

3. Вероятно, не важно

4. Совершенно не важно

3. Вероятно, не важно

4. Совершенно не важно

3. Вероятно, не важно

4. Ничуть не важно

3. Вряд ли это важно

4. Абсолютно неважно

3. Вероятно, не имеет значения

4. Полностью безразлично

Сведения о людях, испытавших затруднения с ответом, не указаны в таблице. Данные о Великобритании, Германии, Швеции и США основаны на исследовании WVS 1999 года. Данные о России (2007 г.) приведены по общей численности населения, а не по возрастным группам до 65 лет, для сопоставимости.

Если рассматривать динамику, то важность отношений с друзьями в последние годы продемонстрировала общий рост и приближение к показателям других стран (за исключением Швеции, где данное значение заметно выше). Среди других особенностей стоит упомянуть, что для жителей России существенно возросло значение свободного времени. По этому показателю наша страна в настоящее время находится между Германией, с одной стороны, и Швецией и Великобританией — с другой, будучи очень близкой к США.

Важно отметить, что россияне проявляют наибольшую активность в работе по сравнению с другими странами. Для 61% населения работа является значимой сферой жизни, а среди занятого населения этот показатель увеличивается до 67%. В 1999 году Россия Выделялась на фоне других стран этим показателем: 58% россиян считали работу очень важной, а еще четверть населения придавала ей большое значение.

С одной стороны, это помогает лучше понять важную роль профессиональных идентичностей в жизни людей. С другой стороны, это может свидетельствовать о том, что национальная идентичность требует особого внимания к работе. Однако, анализируя результаты исследований, можно заметить, что в этом вопросе россияне не уникальны, по данным WVS 1990 года, ситуация была совершенно иной. Тогда работа была очень важна для 46% россиян, 67% шведов и 62% американцев. Однако за последние 17 лет динамика изменений в России, Швеции и США противоположная.

Отношение россиян к политике и религии выделяется своей уникальностью. По восприятию политики Россия не заметно отличается от Германии. Однако, если говорить о религии, то наша страна занимает промежуточное положение между "старой Европой", где религия менее значима, и США, где значение религии намного выше.

Однако, мы видим, что значимость различных аспектов жизни для жителей России не имеет никаких отличительных особенностей по сравнению со ситуацией в других странах. За исключением того, что религия имеет большее значение для людей старшего возраста, а для молодежи — друзья и свободное время, различий между разными возрастными группами не наблюдается. Таким образом, национальная идентичность россиян в сфере ценностей не ограничивается этими аспектами. Их приоритеты становятся более очевидными, когда рассматриваются качества, которые россияне считают важными при воспитании детей (см. таблицу 3).

Что хотите найти?

Актуальные социологические данные о Российской идентичности: основы государственной идентичности в России

На 17 августа 2023 года Москве ВЦИОМ представил данные об опросе, проведенном среди россиян относительно их гражданской идентичности.

Гражданская идентичность играет ключевую роль в формировании коллективного самосознания, интеграции населения и обеспечении устойчивости государства. Вместе с этим развивается и патриотическая идентичность, выражающаяся в любви к Родине, готовности поддерживать и работать на благо своей страны, а также защищать ее интересы. Сегодня шесть из десяти россиян (57%) считают, что Россия лучше других стран, что на 5 п.п. больше, чем пять лет назад (2018 г. — 52%). 32% россиян не согласны с этим утверждением (-8 п.п. к 2018 г.), а 10% не смогли дать ответ (+5 п.п. к 2018 г.).

  • Характеристики россиянина, который разделяет мнение о том, что Россия лучше других стран, свидетельствуют о том, что это в большинстве своем женщины (59% против 53% среди мужчин), люди старше 60 лет (74%), с хорошим материальным положением (66%), живущие в сельской местности (66%) и предпочитающие смотреть телевизор (78%).
  • Профиль россиянина, не согласного с утверждением о превосходстве России перед другими странами, выглядит иначе: чаще это мужчины (35% против 30% среди женщин), возраст до 25 лет (57%) или 35-44 года (44%), с незаконченным высшим или высшим образованием (41%), с плохим материальным положением (43%), живущие в Москве или Санкт-Петербурге (45%), и активные пользователи интернета (47%).

Более половины россиян в настоящее время согласны с утверждением о том, что патриоты всегда должны поддерживать Россию, даже если она не права — 55%, в то время как 36% не согласны с этим. В 2018 году мнения были практически такими же: 54% поддержали этот тезис, 40% — не поддержали.

Как можно улучшить состояние мира?

Каждый второй россиянин считает, что мир стал бы лучше, если бы жители других стран были больше похожи на россиян — 47%, за последние пять лет общественное мнение об этом вопросе практически не изменилось (в 2018 году — 52%), и 40% не согласны с этим утверждением (в 2018 году — 41%). Основные различия в ответах на этот вопрос связаны с возрастом. Чем старше россияне, тем вероятнее они будут соглашаться с этим утверждением — в старшей возрастной группе этот показатель достигает 67%, что в три раза выше, чем у молодежи до 25 лет (21%).

Согласно последнему исследованию, наши соотечественники положительно оценивают воздействие России на другие страны: 49% выражают согласие с тем, что чем сильнее влияние России на другие страны, тем лучше живет их народ. Такого мнения не разделяют 33% опрошенных, что составляет каждого третьего. Пять лет назад показатели были почти такими же – 49% выражали согласие, а доля не согласных сократилась на 6 пунктов – до 39% в 2018 году. Процент опрошенных, затруднившихся с ответом, за это время увеличился более чем в два раза (в 2018 году — 7%, в 2023 году — 16%)

    Оптимистически к Российскому влиянию относятся преимущественно люди старше 60 лет (62%), с высоким доходом (56%) и активные зрители телевидения (64%). В то же время противоположная группа, которая не согласна с этим утверждением, включает в себя людей в возрасте от 25 до 44 лет (40-43%), с незаконченным или высшим образованием (41%), имеющих неблагополучное материальное положение (45%), предпочитающих интернет (47%), а также жителей обеих столиц (45%).

Отцы и дети

Вопрос гражданской идентичности — это, прежде всего, вопрос поколенческий. При разделении опрошенных на группы в зависимости от количества поддержанных утверждений, обнаруживается следующее: 36% старшей когорты (60+) согласны со всеми четырьмя тезисами о России и патриотизме. (против).

Согласно опросу, 21% всех жителей России и 9% людей в возрастной группе 18-24 года согласны с данными высказываниями. Однако среди молодежи до 25 лет каждый третий человек не поддерживает ни одно из этих утверждений — 34% (в сравнении с 20% общего числа россиян и 10% в возрастной группе 60+).

По мнению респондентов, изменение взглядов происходит в возрасте около 45 лет: до этого возраста реже происходит согласие с высказываниями (27-29% среди 25-44 лет), либо происходит согласие только с одним-двумя утверждениями (18-24 лет – 47%, 25-34 лет – 48%, 35-44 лет – 43%). После 45 лет граждане чаще высказывают согласие с тремя (по 23%) или со всеми четырьмя высказываниями (20% среди 45-59 лет). Вероятно, это различие связано с распадом СССР, так как люди моложе 45 лет выросли в новых реалиях России, в то время как поколение старше 45 лет является еще "детьми" Советского Союза. Однако это не означает, что одни чувствуют себя более связанными с гражданской идентичностью, чем другие, это лишь говорит о том, что люди разных поколений по-разному относятся к России.

13 августа 2023 года

Опрос "ВЦИОМ-Спутник" проводится по всей России и предполагает использование телефонной связи

Актуальные социологические данные о Российской идентичности, о настоящем и будущем российской цивилизации, о м

Важная тема — Информация о социологических исследованиях российской идентичности, современном и будущем развитии российской цивилизации, а также об усилиях в поддержку сложившегося цивилизационного наследия. Это предмет, который изучается на первом курсе института биологии в рамках курса истории.

Требуется подготовить доклад на тему "Актуальные социологические данные о российской идентичности, о настоящем и будущем российской цивилизации, о механизмах поддержки сложившегося цивилизационного наследия". Этот доклад предназначен для публичного выступления. Срок представления — понедельник. Так что подготовка должна быть завершена уже к выходным.

Информация о том, что заказчик не использовал рассрочку, и что гарантия сервиса от Автор24 составляет 20 дней. Отмечено, что заказчик воспользовался гарантией для внесения правок на основе комментариев преподавателя. Заказ был завершен 7 декабря 2023 года, и заказчик получил финальный файл с работой.

Последний комментарий, который оставил студент о платформе Автор24, является общей оценкой его работы.

Труд очень хорош. Сотрудничество с автором приносит только удовольствие. Все выполняется вовремя и без задержек. Рекомендую всем. Большое спасибо!

Российская идентичность. От Большой Европы к Большой Евразии

После развала СССР в России начались поиски "национальной идеи". Долгое время эти усилия оставались безуспешными, а понимание новой России оставалось неопределенным. К концу 2000-х годов этот процесс завершился, и в 2014 году его результаты закрепились окончательно. Россия воссоздает советскую версию своей идентичности, из которой исключен социалистический элемент, но сохранен не менее важный патриотический аспект. Следующим шагом в формировании идентичности будет поиск универсальной идеи.

Кто мы на самом деле — это то, что определяет национальную идентичность. Она состоит из трех составляющих.

Во-первых, это представление о своем сообществе — основных принципах, на которых строится наше государство. Во-вторых, это определение "значимых других" — людей, которые являются образцами для подражания или, наоборот, не желательны. В-третьих, это интерпретация нашей истории (светлые и темные стороны), а также представления о желательном будущем.

Идентичность — это идеологический конструкт, формируемый политической и интеллектуальной элитой.

Ясно, что уникальность государства не ограничивается осознанием отдельных граждан. Как сказал Бенедикт Андерсон, речь идет о государстве, как о "воображаемом сообществе". Другими словами, идентичность — это идеологический конструкт, создаваемый политической и интеллектуальной элитой. На его основе государство концептуально создается или "воображается" как единое целое.

Этот конструкт распространяется в общество через систему образования и СМИ, а также репродуцируется общественным мнением и моралью. Однако посылы элит ограничиваются ценностями, культурой и ожиданиями общества. Равно как и конструктами, уже созданными в прошлом и укорененными в общественном сознании. Ожидания общества могут стимулировать элиты к вполне определенному позиционированию государства. Точно угадав запрос общества, элита укрепляет свою легитимность.

REUTERS/Alexander Demianchuk

Иван Тимофеев: Мировой (бес)порядок. Каково преимущество для России?

Именно поэтому было настолько сложно определить "национальную идею" в начале 1990-х годов. Основной задачей было показать Россию как новое демократическое государство. Это означало отказаться от восприятия Запада как враждебного "другого". Напротив, Запад считался примером и основой для подражания, конечной точкой политического и экономического транзита.

Одновременно пересматривалось советское прошлое. В медийном рассказе сделан акцент на репрессии, неэффективность советского режима, плановую экономику и так далее. Тогда как предреволюционное прошлое рассматривалось как своего рода "золотая" легенда — правильный путь, искаженный советским экспериментом.

Интересно, что в похожем формате политика идентичности в начале 1990-х годов развивалась почти в каждой стране посткоммунистического перехода. Почти везде также добавлялся сильный этнически-национальный компонент — ссылка на "кровь и почву", национальные корни. Но результат был далеко не всегда одинаковым.

Бывшие члены Организации Варшавского договора и страны Балтии каким-то образом достигли своих целей в переходе. Они провели политические и экономические реформы, интегрировались в ЕС и НАТО. В некоторых бывших советских республиках возникли авторитарные режимы, основанные на этническом национализме. Страны, такие как Украина, Грузия и Молдова, застряли между двумя путями, серьезно подрывая свою государственность. И, конечно, Россия пошла совершенно уникальным путем.

Уникальность российского пути была обусловлена несколькими факторами.

Во-первых, Россия унаследовала от СССР статус и потенциал великой державы – мирового центра силы. Несмотря на серьезные проблемы, страна сохранила военный потенциал. Само ее географическое положение создавало богатство внешнеполитической повестки.

Россия была значимым участником всех ключевых институтов глобального управления. Несмотря на ограничения в экспортном потенциале, торговля сырьем приносила значительные ресурсы. Другими словами, как и до распада Советского Союза, жизнь России продолжала во многом зависеть от ее международного веса и положения.

Именно поэтому она не могла следовать общепринятому пути, как это делают небольшие или средние страны Восточной Европы. Даже если бы политическая элита захотела такой интеграции, западные партнеры, вероятно, не были бы готовы к интеграции такого огромного гиганта, особенно учитывая объем проблем, связанных с Россией. Они предпочли отложить «российский вопрос» из-за его сложности и сосредоточиться на бывших союзниках СССР. Это решение впоследствии будет воспринято в России (в частности, ошибочно) как намеренный отказ от выполнения обязательств после завершения холодной войны.

Кроме того, даже после распада Советского Союза Россия оставалась многонациональным государством, что делало этнический национализм неприемлемым для построения единой идентичности. Всплеск этнического национализма произошел в ряде российских регионов, особенно в Чеченской республике, где он привел к длительной войне.

Для прекращения этой волны демократические институты оказались бесполезными. В каждом этническом регионе были заключены свои соглашения с центром, часто неформальные. В конечном итоге сохранение целостности страны обошлось Москве очень дорого, что привело к запрету любой этнической доктрины.

Кроме того, важным фактором было российское общество. Распад Советского Союза стал для него тяжелейшей травмой. И здесь речь идет не только о мифических имперских комплексах. Гораздо важнее было резкое разделение с собственными принципами, историей и образом жизни.

Русский человек потерял свою самобытность, стал отверженным, даже если раньше принадлежал к обеспеченному меньшинству. Он был оторван от советского контекста и понимал, что не может стать частью Запада. Он оказался изгнанником как за границей, так и в своей собственной стране. Его жизнь в политическом обществе потеряла смысл.

Он не был охотником за западными ценностями. Он не превратился в яркого националиста, как многие из его бывших соотечественников в соседних республиках. Он даже лишился врага, на которого можно было свалить все обиды и неудачи. Вместо этого он сам стал таким объектом для всех. Для бывших союзников, желающих отделаться от России и упрекающих ее за прошлое.

Не удивительно, что идеологические конструкции первого президентского срока Бориса Ельцина, а Внешнеполитическая доктрина Андрея Козырева не продержались долго. Их ненадежность была очевидна даже самому Борису Ельцину – опытному политику, который чувствительно реагировал на настроения общества. Для него это было временным решением, необходимым, в том числе, для сохранения власти и поддержки со стороны Запада.

Однако Борис Ельцин впоследствии начнет постепенный отход от этой парадигмы. Неоспоримо, его личные властные амбиции также стали важнейшим фактором формирования новой российской идентичности. Конфигурация современной политической системы в России была построена именно под его руководством. Адаптация к новым реалиям элементов советской идентичности была необходима для обеспечения легитимности этой системы. Она должна была компенсировать и слабость политических институтов, которая неизбежно сопровождает суперпрезидентскую власть.

Конфигурация современной российской политической системы была выстроена именно Борисом Ельциным. Адаптация к новым реалиям элементов советской идентичности была продиктована стремлением обеспечить легитимность этой системы.

Основа советской политической идентичности лежала в двух ключевых аспектах. С одной стороны — принципы социалистической идеологии, которая воплощала в себе идею социалистического общества. С другой стороны, противопоставлялся капиталистический и либеральный Запад. Важным аспектом также был рассмотрение исторического процесса как борьбы за освобождение трудящихся.

Тем не менее, необходимо отметить Важность патриотизма, который часто оказывается не замеченным. Патриотизм позволял совместить абстрактные идеи социалистической идеологии с реальными политическими задачами обычного государства, каким был Советский Союз. Он способствовал сохранению исторической непрерывности между историей СССР и имперским периодом России, соединяя их в одну неотъемлемую цепь. В имперском периоде советская историография выделяла своих героев – правителей и деятелей, которые способствовали прогрессу страны, её расширению и достижениям на мировой арене. Тот же нарратив позволял отметить вклад России в сравнении со "значимыми другими".

Именно патриотическая составляющая советской идентичности оказалась наиболее подходящей для формирования идентичности постсоветской России. Это произошло по тем же причинам, которые делали западную идентичность с одной стороны, и национально-этническую — с другой, недоступными.

Она идеально подходила для утверждения России как одного из мировых центров власти. Это позволяло избежать этнических и национальных разделений и предоставить картину мира, которая была бы приемлема для большинства в стране. Это смягчало травму постсоветского человека, создавая для него более знакомую и комфортную среду, делая его жизнь в качестве гражданина более осмысленной.

Она обеспечивала непрерывность как с прошлым советским, так и с имперским, снимала ощущение вины за прошлое. Кроме того, она отлично вписывалась в новые условия капиталистической экономики, которые не отвергала ни элита, ни обычные граждане. Именно поэтому левая альтернатива для новой России оказалась неподходящей.

Игорь Иванов подчеркивает, что Большая Европа находится на закате своего влияния. В новой конфигурации Запад играет роль "значительного друга", но с положительного противопоставления он становится резко отрицательным. Однако намеренного умысла российской элиты в этом нет. Гораздо важнее два фактора.

Первый фактор — нерешенные проблемы европейской безопасности, которые накапливаются и вызывают взаимные подозрения. Второй фактор — укоренившиеся стереотипы в российском общественном сознании относительно Запада.

Использование этих стереотипов в целях объединения общества, подкрепленное реальными политическими проблемами с Западом, сделало его идеальным «значимым другим». Подобное отражение происходило и на Западе. Здесь также традиционно существовали скрытые страхи перед Россией и также было соблазнительно использовать Россию в качестве «другого». Украинский кризис лишь усугубил и, в отдельных случаях, довел до абсурда то, что накапливалось годами и десятилетиями.

Такие формы идентичности коренным образом подрывали идею Большой Европы от Лиссабона до Владивостока.

В современной России отсутствует один важный аспект, который всегда был частью российской идентичности. Речь идет об универсальной идее, о видении развития мира, о проекте, который Россия могла бы предложить другим странам. В Советском Союзе такой проект опирался на социалистические идеи.

Изменение этой идеологии, ее замещение силой, потеря доверия к ней как союзниками, так и собственным народом, стали важным фактором краха СССР. Поэтому лидеры новой России избегали универсальных идей. Однако текущие политические условия могут стать стимулом для поиска такой доктрины.

Украинский кризис лишь усугубил и, в некоторых случаях, привел к абсурду то, что накапливалось годами и десятилетиями.

Одним из вариантов может быть попытка противопоставить идею Большой Евразии идеи Большой Европы. Речь, конечно, не о использовании идей российских евразийцев ХIХ-ХХ вв. Скорее это будет попытка более практичного подхода, создания пространства совместного развития и безопасности на евразийском континенте.

Особенность заключается в том, что эта идея будет соотноситься с аналогичными предложениями из Китая. В этом смысле отказ от идеи Большой Европы из-за маргинальности России в этой концепции может быть заменен идеей, в которой роль и место России также могут оказаться не уникальными. Очевидно, что выбор доктрины будет зависеть от реального политического веса России на евразийском континенте.

Статья впервые опубликована на сайте Russia Direct на английском языке.

Бикинеева, А. В. Феномен самосознания россиян: исторический анализ / А. В. Бикинеева. — Текст : прямой // Молодой ученый. — 2019. — № 32 (270). — С. 72-73. — URL: https://moluch.ru/archive/270/61992/ (дата обращения: 04.03.2024).

Ключевые слова: Россия, советская власть, этническая принадлежность, СССР, идентичность россиян, россиянин

У многих "бывших" империй, таких как Россия, Великобритания, Германия, Турция, Франция, наблюдается кризис национального самосознания. Практика показывает, что отношения империй, империализма и современной идентичности противоречивы. В данной статье будет рассмотрена эволюция самосознания россиян в исторической перспективе.

Уже в 1876 году на Петербургском международном статистическом конгрессе было установлено, что чтобы точно определить этническую принадлежность опрашиваемого, необходимо узнать его самовосприятие, исключив любое воздействие со стороны государственных органов, но последнее условие препятствовало закреплению этого принципа в практике переписей населения [2]. В результате Всероссийской переписи 1897 года концепция триединого русского народа представлена как «русские вообще», а также их три составные части: великороссы, малороссы, белорусы.

Единый русский народ представляет собой объединение великороссов, малороссов и белорусов и является официальной концепцией государствообразования Российской империи [4]. Термин "россияне" впервые появился в начале XVI века, когда Максим Грек использовал его в 1524 году. Этим термином называли всех жителей Великой, Малой и Белой России.

Феофан Прокопович, Пётр Первый, Михаил Ломоносов и Александр Суворов также использовали это понятие. Суворов говорил: "Я горжусь тем, что я — россиянин". В дальнейшем этот термин стал использоваться в основном в торжественной и поэтической форме. Например, Пушкин написал: "О, век военных споров, свидетель славы россиян". В конце XIX века в словаре Брокгауза и Ефрона утверждалось, что "россияне" — искусственная и устаревшая высокопарная форма.

Истории народов — это истории их самоидентификации в качестве субъектов. Мысль о том, что "нации создаются историками", имеет свой смысл.

М. Хальбвакс подчеркивает, что культурная память, передающаяся из поколения в поколение и формирующая особые семиотические образы, обладает священной природой и не передается сама по себе, а имеет своих носителей (жрецов, учителей, профессиональных историков) [3]. Большинство исследователей признают, что россияне до сих пор в значительной степени обладают имперским менталитетом, то есть мышление в глобальных пространственных категориях. В прошлом объединение трех народов (малоросов, великоросов, белоросов) в становлении российской идентичности делалось в основном на основе единой для империи ортодоксального христианства. Таким образом, русская идентичность остается смесью, разделенной на различные локальные идентичности (принадлежность к деревне, городу, семье, ландшафтам и т. д.).

Особенностью современной "историографической мифологии" является утверждение о том, что с распадом империи, победой большевиков в революции и приходом советской власти произошло формирование новой, искусственно созданной идентичности — советской народности [5]. Из первых указов советской власти (обратим внимание лишь на важные с точки зрения рассмотрения темы идентичности россиян) были приняты: декларация прав народов России 2 (15) ноября 1917 года, декрет "О введении нового правописания", декрет "О введении западноевропейского календаря" от 24 января (6 февраля) 1918 года, который отменил юлианский календарь. После издания этого указа он был обсужден Поместным Собором РПЦ; после некоторых дискуссий Церковь отказалась переходить на новый стиль. Переход на новую орфографию стал решающим в закреплении разницы между малороссами, великороссами и белороссами, в чем русский и "новый" русский язык сыграли решающую роль.

СССР был многонациональным государством, в котором пропагандировался принцип дружбы народов. В то же время, равенство всех народов при отсутствии признания какой-либо нации ведет к противоречивому феномену государствообразования. С 1926 года в СССР использовалось самосознание как определитель этнической принадлежности, хотя ответы респондентов по вопросу о своей национальности подвергались обработке и приводились в соответствие с утвержденным списком национальностей. Этнограф П. И. Кушнер отмечает, что национальное (этническое) самосознание относится к "субъективным" признакам, в то время как "объективными" признаками принадлежности к определенной этнической группе являются язык, культурные особенности и религия. Несмотря на это, к середине XX века в странах, в которых проживало 74% населения Европы, признак самосознания не использовался при переписи для определения этнического состава [1].

Большинство отечественных представителей исторической школы анализируют территорию России как идеальную систему, в которой гражданская нация сформировалась на основе пропагандистского мифа о «единой исторической общности». Дискурс, который определяет политическое поле сегодня, переходит в административную сферу. Федеральные чиновники начинают использовать термины "титульная нация", "государствообразующая нация", создавая этическую основу для спекуляций и требований исключительности. Закон о российском народе в определенной мере повторяет идею, зародившуюся в Советском Союзе, где граждане определяли себя как "советский народ", видя идею общности и единства как важные элементы сильного государства.

Стоит отметить, что после распада СССР, нашей дипломатии следовало бы бороться за использование транслитерации Rossia в названии нового государства — Российская Федерация (Federation of Rossia). Такое написание более точно отражает название нашей страны и устраняет нежелательные ассоциации с точки зрения исторической неправомерности руссоцентризма.

  1. Кушенер П. И. Этнические территории и этнические границы. — М.:Издательство АН СССР, 1951— 285 с.
  2. См. Державин Н. Происхождение русского народа — великорусского, украинского, белорусского. М., 1944.
  3. Cм.Хальбвакс М. Коллективная и историческая память // Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре: спец. выпуск. Память о войне 60 лет спустя. 2005. № 2–3; Halbwachs M. La mémoire collective. Paris, 1967.
  4. Терлецкий П. Е. Методы анализа и корректирования данных переписей о национальном составе населения зарубежной Европы // Советская этнография. — 1949. — № 3. С. 144–155.
  5. Этнопанорама. — 2001. — № 4. — С. 2–9.

Основные термины (созданные автоматически): Российская Федерация, идентичность граждан России, власть Советского Союза, СССР, этническая принадлежность, российский гражданин.

Михайлова Н.В. Особенности формирования государственно-гражданской и этнической идентичности россиян в постсоветской России

В наше время в российском обществе происходят ожесточенные споры вокруг понятия идентичности в самых различных формах – государственной, гражданской, коллективной, персональной. Особое внимание уделяется идентификации самой России. Суть проблемы заключается в выборе геополитического и цивилизационного пути нашей страны.

В статье В.В.Путина "Россия: национальный вопрос" и в "Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года", утвержденной Указом президента 19 декабря 2012 года, содержатся политические и методологические указания по решению этих проблем. Однако научные и политические дискуссии продолжаются. Особенно острыми стали споры вокруг идеи евразийства как новой формы интеграции постсоветского пространства и связей с Западом и Востоком. В данной статье подробно изучены некоторые из этих дискуссионных вопросов.

Российская общественная мысль связывает этот тип идентичности с цивилизационным самоопределением России с момента принятия Русью православного христианства. Борьба за выбор цивилизации проходила всегда драматично через всю историю России: Александр Невский против Даниила Галицкого, царь Иван Грозный против боярина Андрея Курбского, славянофилы против западников, коммунисты против диссидентов, сегодня евразийцы против либералов. Интересно, что как царская Россия, так и Советский Союз позиционировали себя не как "государство-нацию" по западным образцам, а как уникальную цивилизацию, сформировавшуюся на основе синтеза культур славян, тюрок, финно-угорцев, монголов, и сохранившую их языки, культуру и верования. Однако сходство царской России и Советского Союза заканчивается, поскольку изменение общественно-политического устройства, идейно-религиозных основ общества, воздействие внешних факторов привели к разрушению старой и формированию новой идентичности государства под названием СССР.

После развала СССР прошло уже 25 лет, однако Россия до сих пор переживает кризис своей идентичности. Та идентичность, которая была сформирована во времена советского правления, потеряла свой смысл, ориентиры и символы, которые принадлежали бывшей имперской России. Особенно острой остается дискуссия о месте и роли России в мире, включая ее цивилизационное положение: на Западе или на Востоке.

Идея двойственности общественного сознания в нашей стране объясняется философом В.М.Межуевым как присутствие в нем двух противоположных идей: уникальности и особенности России с одной стороны, и ее отсталости и недостаточного развития по сравнению с Западом — с другой. Столкновение этих двух идей говорит о том, что вопрос цивилизационной идентичности России остается открытым. По мнению Межуева, новый облик и контуры цивилизационной идентичности России пока только намечаются в духовных поисках ее мыслителей и художников.

Многие согласны с этим выводом известного ученого, по данным социологических опросов. Неопределенность, или точнее "расколотость" общества относительно цивилизационной идентичности современной России проявляется достаточно явно, в том числе и в высших эшелонах власти.

В статье "Россия национальный вопрос" В.В.Путин выразил свое мнение о идентичности России, подчеркнув, что историческая Россия — это не этническое государство и не американский плавильный котел. Он отметил, что Россия возникла и развивалась как полиэтническая цивилизация, объединенная русским культурным ядром. Эта интерпретация нашла отражение в "Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года", однако это не означает, что общественные дискуссии вокруг проблемы идентичности современной России окончены.

Политическая идентичность гражданского общества.

В царской России и Советском Союзе концепция "согражданства" и решение национального вопроса не воспринималась так, как в западно-европейской либеральной традиции. Они придерживались другой концепции, которая исходила из Германии и определяла нацию как культурное и языковое единство, духовное единство (этническая нация).

Исторический образ нации и национального вопроса в России был уникален из-за её сословного, многонационального и многоконфессионального статуса, внутренне разделенного на различные культурные сферы, со своими собственными традициями, обычаями, нравами и верованиями. Идентификация народов и граждан Российской империи, как правило, происходила на основе их вероисповедания, а с середины XVIII века также начало широко применяться понятие "русский". В период советского режима были утверждены две формы идентичности: по согражданству — "советский народ" (хотя эта общность не признавалась как политическая нация), и по национальному происхождению граждан.

Формирование государственно-гражданской идентичности стало объектом государственной национальной политики, в то время как "российская нация" признана объективной реальностью. Сегодня акцент делается на ее укреплении, чтобы все люди, независимо от своей этнической и религиозной принадлежности, осознавали и чувствовали себя гражданами одной страны. Эта цель является ключевой для объединения народов, составляющих российскую нацию. В этом процессе имеют значение и приоритеты.

Этническая (личная и региональная) идентичность и гражданская (политическая) идентичность не исключают друг друга, а скорее дополняют.

Для того чтобы люди чувствовали себя частью общей Родины, необходимо выделить ключевые слова, подчеркивающие активное движение от личной этнической идентичности к региональной принадлежности, и далее к гражданской идентичности. Основной вопрос заключается в том, каким образом можно достичь этой цели и какова должна быть система взаимосвязей и баланса между этими идентичностями.

Первоочередная задача заключается в признании взаимодополняемости различных идентичностей, как указывали старейшины: "Я римлянин, и в то же время галль". Во-вторых, следует учитывать, что гражданская идентичность, привязанность к Родине, невозможно без воспитания любви к родному дому и "родным пенатам" (личная, региональная идентичность). Достижение такого чувства требует постоянного воспитания. Как подчеркивал И.Ильин, "из духа семьи и рода, из духовного и религиозного осмысления принятия своих родителей и предков, истории своего народа родится и утверждается в человеке чувство собственного духовного достоинства и здоровой гражданской позиции, а значит и первичное основание Родины, своего Отечества.

Понятие "российская нация" оказывает значительное воздействие на формирование общественного сознания и требует точного подхода к этническим процессам в современной России.

Политическая гражданская нация не может существовать без базовой основы, которая представляет собой зрелую этнонацию. Это означает, что российская идентичность (российская политическая нация) представляет собой синтез этнических идентичностей народов России. Поэтому необходимо учитывать тесную связь между "нацией" как политической категорией и "нацией" как социально-исторической категорией (этнонацией).

В процессе формирования этноса возрастает осознание собственной этнической принадлежности как основы суверенитета и политического субъекта. Это указывает на двойственную природу этнической идентичности — духовную и политическую, что способствует объединению этнической и гражданской самоидентификации и, следовательно, укреплению российской нации. Очень важно, чтобы этническое самосознание отражало и общие интересы страны наиболее полно. Тогда этничность и гражданственность, являясь дополняющими элементами этнического и общественного сознания, создадут благоприятные условия для развития гражданского общества, в котором права человека и права наций (этносов) будут гармонично взаимодействовать как не противоречащие друг другу элементы одной системы.

В развитии этнического самосознания наблюдается два основных направления: стремление к сохранению этнической идентичности и стремление к формированию гражданской идентичности. Важно поддерживать баланс и наличие общей гуманистической идеи, иначе этническое самосознание может свестись к узким интересам или даже превратиться в агрессивный этнический национализм.

В последние годы религия оказывает значительное влияние на этническое сознание. В истории соперничества (и в некоторых случаях взаимодействия) этих двух идентичностей Западной Европы национальные различия оказались сильнее религиозных, в то время как в мусульманском мире идеи панисламизма и пантюркизма продолжают оставаться актуальными при доминирующей роли религиозной идентичности.

Необходимо учитывать все эти сложные, но очень важные факторы при формировании и укреплении единства российской нации. Эта задача имеет огромное значение для всей страны. Будущее России зависит от ее решения.

Процесс объединения российской нации можно описать как движение, основанное на культурном многообразии России, развитие России как государства-цивилизации. Этот смысловой ориентир может стать важным фактором сближения идентичностей, когда обе самоидентификации — этническая и политическая – будут не конкурирующими, а взаимодополняющими друг друга.

Когда речь заходит о мультикультурализме, наш подход отличается от западного, и из этого вытекают разные задачи (в этом случае, ассимиляция, даже добровольная, вряд ли может быть одобрена). Особенность России, которая отличает ее от западного мира, заключается в открытости и отзывчивости ее духовной составляющей, берущей свое начало из глубоких корней нашей истории.

Интересно, что Великая императрица Екатерина II, принявшая православную веру в молодости, обрела такие качества души, которые даже поразили Вольтера. На его предложение ввести общие законы для всех народов, населяющих Россию, как это было сделано на Западе, последовал ответ: "Подумайте только, что эти законы должны быть одинаково применимы и для Европы, и для Азии; а какие различия в климате, жителях, обычаях, представлениях!"

Сейчас я нахожусь в Азии и наблюдаю все своими собственными глазами. Здесь проживает 20 различных народов, и все они уникальны. Но каждому из них необходимо создать достойную одежду. Легко создать общие принципы, но как насчет деталей? Ведь это целый уникальный мир: его нужно создать, объединить, сохранить».

Очевидно: культурное разнообразие, солидарность, взаимоуважение – вот что присуще россиянам по природе. Мы – один народ с давних времен, начиная от святого князя Александра Невского. Очевидно: идея "россияне" существует уже многие века, но, к сожалению, была отвергнута после 1917 года.

Сегодня эта концепция становится все более актуальной и громкой. Чтобы она стала неотъемлемой частью нашей жизни, необходимо не только усердие государства, гражданского общества и всех традиционных религиозных объединений, но и восстановление памяти о нашем прошлом.

Список использованной литературы:

2. В 2025 году Российская Федерация разработает новую стратегию национальной политики по указанию президента от 19 декабря 2012 года №1666.

3. Л.М. Дробижева исследует социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветской России в своей книге, изданной в Москве в 2009 году.

4. Труды Екатерины II были опубликованы в Москве в 1999 году.

5. И.А. Ильин впервые собрал свои сочинения в 10 томах, первый из которых вышел в свет в Москве в 1994 году. Межуев В.М. рассматривает идею русского мира и его цивилизационные особенности в своей книге "Русский мир как цивилизационное пространство", изданной в Москве в 2011 году.

7. В.А. Михайлов обсуждает государственно-гражданскую идентичность в журнале "Духовные традиции народов" №1/2012.

8. В.А. и Н.В. Михайловы участвуют в дискуссии о проблеме российской идентичности в журнале "Вестник российской нации", №5 (7) 2009.

9. Исследование студенчества в крупных городах России с многонациональным населением: влияние этнического самосознания и межэтнических отношений. М., 2008.

10. Освещение темы "Закат Европы" в работе О. Шпенглера: соотношение выдумки и действительности. М., 1995.

Две трети россиян поддерживают введение в вузах курса «Основы российской государственности»

Согласно данным исследования ВЦИОМа, большинство жителей России поддерживают введение нового предмета в университетах, направленного на "формирование у студентов системы знаний, навыков, умений и ценностей, связанных с осознанием своей принадлежности к российскому обществу и развитием чувства гражданства". Большинство сторонников считают полезным изучение "Основ российской государственности" для получения дополнительных знаний о стране и ее истории (32% и 24% респондентов соответственно), а также для патриотического воспитания студентов (17%).

Вернуться к обычному режиму после просмотра видео

Раскрыть на весь экран

Напомним, в предыдущем опросе ВЦИОМа большинство россиян (63%) высказали положительное отношение к включению в учебную программу школ "разговоров о важном".

Оцените статью
SPBINFO24.RU
Добавить комментарий