«Актуальность основ Российской государственности: краткий конспект ключевых аспектов»

«Актуальность основ Российской государственности: краткий конспект ключевых аспектов»

Основы Российской государственности остаются актуальными в контексте современных вызовов и угроз, с которыми сталкивается страна. Исторический опыт формирует представление о значимости единства, стабильности и эффективного управления, что критически важно для сохранения территориальной целостности и социального согласия.

Принципы, заложенные в основу Российского государства, такие как верховенство права, уважение к культуре и традициям, а также необходимость диалога между различными группами населения, способствуют гармоничному развитию общества. Актуальность этих основ подтверждает стремление страны к устойчивому развитию и процветанию в условиях глобальных изменений.

1. (53) Современная российская государственность

Государственность представляет собой сложный комплекс элементов, структур и институтов публичной власти, которые зависят от уникальных условий жизни конкретного народа на определенном этапе развития общества. Государственность является особенностью состояния общества на определенном этапе его развития. Это система общественных отношений, которая оказывает влияние не только на государственную власть, но и на другие общественные институты.

Компоненты понятия "государственность":

1. Государство – центральное звено, определяющее характер всех политических отношений в обществе;

2. Экономическая структура, где ведущее место принадлежит отношениям собственности;

3. Социальная организация общества, включая национальные, религиозные и другие межличностные отношения;

организация, занимающаяся духовной и культурной сферой общества;

система, ответственная за соблюдение закона;
система, обрабатывающая и хранящая информацию (информация является основным ресурсом в обществе);
человек, играющий важную роль в общественных отношениях и являющийся главной целью функционирования государства;
Российская Федерация – демократическое федеральное государство с республиканской формой правления. Это смешанная (полупрезидентская) республика с сильной представительной властью; существует парламент; имеется правительство; правительство может быть отстранено парламентом; Президент может распустить Государственную Думу; Президент избирается всенародным голосованием; Президент действует независимо от правительства и парламента.
Государственную власть осуществляют: Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, судебная система РФ (принцип разделения властей).

Наличие тоталитарных привычек, отсутствие демократических традиций и слабо развитая партийная система обусловливают смешанную республику.

Одной из наиболее острых проблем государственного устройства является территориальная организация власти, которая заключается в поиске и поддержании оптимального баланса между деятельностью федеральной власти в обеспечении территориальной целостности и единства государства, а также стремлением регионов к большей самостоятельности.

Федерация смешанного типа построена на основе договорно-конституционного правового фундамента. Механизм регулирования федеративных отношений включает в себя заключение двусторонних договоров между органами федеральной власти и субъектами Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий.

Принципы, заложенные в Конституции, гарантируют баланс между децентрализацией и ростом самостоятельности регионов: непоколебимость территориальной целостности государства; равноправие членов Федерации между собой и по отношению к федеральным органам власти; единство основ государственного строя (соблюдение основополагающих принципов народовластия, разделения властей, многопартийности, равных избирательных прав граждан); свободу передвижения людей, распространения информации, перемещения товаров и денег по всей территории государства; превосходство федерального законодательства; неприемлемость действий, направленных на одностороннее изменение статусов членов Федерации.

Конституция установила границы ведения и полномочия между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов на три группы: вопросы ведения РФ; вопросы совместного ведения РФ и ее субъектов; вопросы ведения субъектов РФ.

Политический режим (имеет нестабильный переходный характер) – это либерально-демократический режим, несущий на себе черты тоталитарного режима (элементы всеобщего контроля государственных органов над жизнью граждан, сохранение властных структур чиновников в сфере проживания, передвижения граждан – прописка).

Законы не стали основой политического режима в целом, недостаточна судебная защита прав и свобод граждан, а также ответственность за нарушение законов. Прямое действие Конституции пока не вошло в практику, процедуры прямого применения Конституции правоохранительными органами пока не отработаны.

Особенности российского государства:

Функции российского государства становятся все более общесоциальными, общедемократическими и гуманистическими.

Принцип неотчуждаемости естественных прав человека и правовая защита личности от произвола государственных органов и должностных лиц заменяют приоритет интересов государства.

Современное российское государство является переходным типом, отказываясь от реликтов советского социалистического государства и эволюционируя в направлении либерально-демократического государства. Также эволюционируют все европейские государства бывшего социалистического лагеря, проходя через «бархатные», «мягкие» революции.

В настоящее время в России набирают силу новые общественные группы: предприниматели, частные владельцы, интеллигенция, высококвалифицированные работники (сотрудники с "белыми и синими воротничками"), а также фермеры. Они активно участвуют в борьбе против устаревших политических и экономических структур, которые сформировались во времена партийно-советского режима, и требуют, чтобы государственные органы выражали и защищали их интересы.

Современная форма правления в России можно охарактеризовать как смешанную, с элементами президентской и парламентской республики, при этом президентская форма имеет значительное преимущество в соответствии с Конституцией Российской Федерации, которая определяет Россию как "демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления".

В настоящее время политическая ситуация неустойчива и находится в переходном состоянии. Ее дальнейшее развитие в сторону либерально-демократических принципов вызывает критику у сторонников тоталитарного режима, но одобрение у приверженцев демократических преобразований.

Современное российское государство активно поддерживает производство и инвестиции через налоговые льготы и кредиты. Однако следует признать, что налоговая система все еще далека от идеального состояния, и налогоплательщик еще не играет основополагающей роли в этой системе и не является главным субъектом в отношениях между "гражданин-государство".

В современной России огромное значение приобретают созданные финансово-промышленные группы, их борьба за сферы влияния, перераспределение собственности. Такие группы включают в себя коммерческие банки, крупные акционерные общества, производственные предприятия. У государства возникает новая функция: урегулировать столкновения этих финансово-промышленных групп, когда они выходят за рамки разумной конкуренции и ведут настоящие войны в процессах приватизации. Государство также должно обеспечивать и контролировать сбор налогов от этих групп, противодействовать их попыткам заменить государственные интересы своими групповыми интересами и т.п.

В период перехода к рыночной экономике особенно важной становится роль обеспечения социальной защиты граждан. В Российском государстве для реализации этой функции существуют специальные государственные структуры, которые координируют деятельность местных служб социальной помощи и оказывают влияние на политику правительства по отношению к малоимущим. Министерство социальной защиты населения России занимается вопросами социальной защиты.

В обществе России существовали различия в имущественном положении и ранее, но в последние годы они значительно усилились, особенно после либерализации цен. В целом, социальное расслоение общества является естественным и неизбежным явлением.

В тоталитарном государстве, уравнительная тенденция не стимулировала энергию и предприимчивость людей, не побуждала их к улучшению результатов своего труда. Однако государство должно препятствовать обогащению за счет ущемления других. Правомерно лишь то различение, при котором все доходы получены законно и в основном заработаны трудом, умом, прилежанием, инициативой, предприимчивостью.

Функция поддержки здравоохранения тесно связана с функцией социальной защиты граждан. В условиях рыночной экономики государство не способно полностью обеспечить бесплатную медицинскую систему из-за ограниченных материальных ресурсов. Поэтому необходим переход к системе медицинского страхования, целью которой является улучшение доступности и качества медицинской помощи.

Сегодняшний научно-технический прогресс, включающий в себя информационные технологии, атомную энергетику и другие инновации, приводит к увеличению влияния человека на окружающую природу, что имеет негативные последствия: истощение природных ресурсов, загрязнение почвы, воздуха и водных ресурсов, а также увеличение радиационного фона и др. Эти явления ухудшают качество окружающей среды, жизни людей, и неизбежно приводят к увеличению заболеваемости и смертности, а также создают демографический кризис. Поэтому защита природы и окружающей среды приобретает важное значение для Российского государства, также известное как экологическая функция или функция охраны окружающей среды.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Гуляев Андрей Анатольевич

Возврат к истокам: подходы к преподаванию курса "Основы российской государственности" в высшей школе

Украинская русофобия: истоки и причины

Формирование исторического сознания молодых россиян через историческое образование

Основные ценности "генетического кода" российской государственности

Российская государственность как уникальный тип цивилизации и правления

Не можете найти нужную литературу? Воспользуйтесь нашим сервисом подбора книг.

Надоела реклама? Вы всегда можете отключить баннеры.

THE IMPORTANCE OF A NEW DISCIPLINE «FUNDAMENTALS OF RUSSIAN STATEHOOD» IN UNIVERSITIES

В статье рассматривается важность новой дисциплины «Основы российского государства» в высших учебных заведениях и представляется краткий обзор наиболее актуальной литературы по этой теме. Автор выбрал прогностический метод и принцип историзма в качестве методологической основы исследования.

Знание «Основ российского государства» направлено на повышение уровня знаний студентов о России и их любви к ней. В пяти частях новой дисциплины важное место занимает последняя часть «Вызовы будущего и развитие страны» – прогностическая. Эта часть «Основ российского государства» является самой сложной. Она, помимо прогнозирования сценария будущего России, дает оценку российским ценностям и российской идентичности.

Важность введения нового предмета "Основы российской государственности" в университетах

Аннотация. В данной статье рассматривается важность добавления нового предмета "Основы российской государственности" в учебные планы университетов. Также проведен краткий обзор наиболее актуальных исследований по данной теме. Автором был выбран прогностический метод и принцип историзма в качестве методологической основы для данного исследования.

Цель преподавания дисциплины "Основы российской государственности" — воспитать любовь к Родине у студентов и обогатить их знаниями о стране. В последней, прогностической части, дается оценка российских ценностей и идентичности, а также прогноз будущего развития России. Это самая сложная часть курса.

Введение. Эта статья лишь вводит в изучение значения дисциплины "Основы российской государственности" для высших учебных заведений России. Актуальных исследований по этой теме на данный момент немного.

Необходимо отметить статью группы авторов о том, как российская государственность является важным элементом учебно-методического комплекса "Основы российской государственности", и как эта дисциплина способствует лучшему пониманию России и укреплению патриотизма среди молодежи [Гребенкина et al. 2023]. Важной работой также является статья А.Ю. Мамычева, где проводится теоретико-правовой анализ курса "Основы российской государственности" [Мамычев 2023].

Ранее россияне мало знали о своей стране. Об этом упоминал Н.В. Гоголь в XIX веке, а также Ю.В. Андропов в 1983 году. Н.В.

Гоголь жил во времена формирования русской общественной мысли во второй половине XIX века. Знания о России в то время были благодаря "Истории государства Российского" Н.М.

Карамзин описал [Карамзин 2023]. Однако лишь немногие жители России прочитали эту работу. А.С. Пушкин прочитал "Историю государства Российского", что вдохновило его на написание "Бориса Годунова". В отличие от многих своих современников, Пушкин знал и любил Россию.

История государства Российского Н.М.

Карамзина охватывала период до 1612 года, когда Земский собор избрал царем Михаила Романова.

Лучше понимать Россию стали после реформ Александра II — во второй половине XIX века, в эпоху развития общественной мысли, русской философии, образования и литературы. Однако и здесь существовало разногласие — консерваторы, народники, западники и славянофилы по-разному воспринимали Россию.

В период СССР социальные науки были ориентированы на марксистско-ленинскую парадигму [Долгих 2021: 5], многие ученые были неосведомлены о проблемах СССР, включая советскую экономику. Когда Ю.В. Андропов вступил в должность Генерального секретаря ЦК КПСС в 1982 году, он огорченно отметил недостаточное понимание своей страны со стороны советской партийной и бюрократической элиты. Сегодня мы лучше понимаем Россию, но нужно передать это знание молодому поколению.

Результаты. Курс «Основы российской государственности» представляет Россию как уникальное государство, которое опирается на разносторонний подход к понятию «цивилизация». Россия не вписывается ни в западную цивилизацию, ни в другие формы цивилизаций. В качестве государства-цивилизации, Россия имеет более чем тысячелетнюю историю государственности, собственных героев и универсальные ценности — многонациональность, многоконфессиональность, солидарность, семейные ценности, взаимопомощь, единство и стабильность общества, альтруизм.

Проблемы и вызовы будущего, а также перспективы развития страны — это темы, которые затрагивают Россию и другие страны мира [Осипов и др. 2015]. Россия — огромное государство-цивилизация, обладающее обширными природными ресурсами, которых так не хватает западной цивилизации. Многие стремятся лишить Россию суверенитета и использовать ее природные богатства в своих интересах.

Современные глобальные тренды включают в себя всемирное потепление, техногенные риски, экономические и политические вызовы. Всемирное потепление представляет собой огромную угрозу для человечества, включая россиян. Улучшение экологии и снижение выбросов парниковых газов, в первую очередь диоксида углерода, — это задача всех стран.

Исторические инциденты, такие как авария на Чернобыльской АЭС в 1986 году и авария на АЭС Фукусима-1 в Японии в 2011 году, представляют собой примеры техногенных рисков. Природные катаклизмы также могут привести к значительным техногенным рискам, как это произошло в Фукусиме-1.

Экономические риски возникают в основном из-за проблем в банковском секторе, как это было в США в 2007-2008 годах. Крупнейшие банки США столкнулись с крахом из-за ипотечного кризиса, что привело к финансовому и экономическому кризису не только в США, но и во всем мире, включая Россию.

Существуют серьезные вызовы в области политики, особенно в отношении вмешательства НАТО, которое представляет собой военный союз западной цивилизации и тесно подступился к границам государства-цивилизации России. В результате поддержки правящих националистических сил на Украине, НАТО превратила Украину в «антиРоссию» с неонацистским режимом, где бандеровцы стали героями Украины [Епифанов 2019: 420]. Это представляет собой серьезный политический вызов для России как цивилизации.

Еще одним источником мировых рисков является развитие искусственного интеллекта [Долгих 2020: 18], которое, помимо новых возможностей, также несет новые угрозы.

Солидарность, взаимопомощь и стабильность в российском обществе создают предпосылки для оптимистичного прогноза относительно будущего государства-цивилизации — России. Ключом к солидарности является нахождение компромисса, взаимное уважение и частичное удовлетворение интересов обеих сторон, что в конечном итоге приводит к их взаимовыгодному сотрудничеству. Примирение приводит к сотрудничеству и стабильности в российском обществе [Гребенкина и др. 2023: 25].

Альтруизм россиян проявился в помощи жителям Донбасса, страдающим от неонацистского режима на Украине уже более 8 лет. В 2023 году Россия также проявила альтруизм, предоставив помощь с пожарными самолетами Турции и Греции, пострадавшим от лесных пожаров, вызванных засухой.

Сотрудничество — это еще одно важное направление внешней политики России. Страна заключила договоренность с Турцией о строительстве газопровода через Черное море. Это выгодно и для России, и для Турции, а также для многих других государств.

Ответственность и государственная миссия — это основные ценности российского мировоззрения. Россия, будучи огромной страной, осознает свою ответственность перед миром и несет свою миссию в освобождении народов от империалистического влияния, оказывая бескорыстную помощь другим народам и призывая к многополярности в современном мире.

Представление россиян о неразрывности личного успеха и благосостояния страны Входит в позитивный сценарий будущего России. Для жителей России это неотъемлемая часть их убеждений. Патриотизм является важнейшей и самой сильной чертой россиян. Из этого следует, что будущее России будет успешным, и жители этой страны передадут своим потомкам мощное и уважаемое государство.

Человек идентифицирует себя через различные аспекты: пол, возраст, национальность, государственная принадлежность, культурная принадлежность, профессиональный статус, образование, политические взгляды и другие. Понятие идентичности (от лат. identitas) отражает ментальное представление индивида о себе и его чувство "похожести на других".

Российская самобытность пронизывает более тысячелетний период [Долгих 2010: 9]. Она формировалась на протяжении многих веков и в XXI веке приобрела новые особенности. Российскую самобытность определили величие России, ее впечатляющие природные красоты, уникальность ресурсов и богатств, многонациональный состав народа, его гордость за подвиги предков, память о них и многообразная культура России. В XXI веке к этому добавилась борьба с неонацизмом и американским империализмом [Мамычев 2023: 115].

Итак, делаем вывод. Прогноз о будущем России как государства-цивилизации выглядит очень оптимистично благодаря универсальным ценностям россиян, их патриотизму, самоотверженности и способности преодолевать все трудности. Достаточно вспомнить 1990-е годы с экономическим кризисом, поражением от чеченских террористов, уровнем преступности, наркоманией, "пирамидами". Все это россияне сумели преодолеть и улучшили свою жизнь.

Важную роль в России играет политический лидер, аналогично царю в прошлом. Многое зависит от его личности и способностей в российском государстве. Особенно важна солидарность россиян, справедливость и сотрудничество между народами России. Чеченская Республика, Дагестан, Ингушетия — теперь мирные республики, способствующие благополучию России. Это также связано с политическим лидером.

Одной из наиболее важных черт русского мировоззрения является патриотизм. Мы можем и должны поддерживать его среди молодежи. Молодежь — наше будущее, и нам хочется гордиться им. Для этого необходимо активно участвовать в ее воспитании.

Введение нового предмета «Основы российской государственности» в высших учебных заведениях России направлено на то, чтобы подарить российской молодежи уверенность в будущем России как цивилизованного государства.

Гребенкина А.А., Сергеев С.К., Колесникова О.В., Романников О.Д. 2023. Российская государственность как дидактическая единица учебно-методического комплекса «Основы российской государственности». — Вестник педагогических инноваций. № 1(69). С. 22-31.

Долгих Ф.И. 2010. Практикум по истории отечественного государства и права: учебное пособие. М.: Маркет ДС. 376 с.

Долгих Ф.И. 2020. Уникальная монография о юридическом образовании в России в контексте крупных вызовов. Издана МФПУ «Синергия». Объем — 106 страниц.

Долгих Ф.И. 2021. 322 страницы учебника по истории государства и права России снова доступны для вас. Опубликовано МФПУ «Синергия» в Москве.

Епифанов А.Е. 2019. Статья об организационных и правовых аспектах наказания гитлеровских военных преступников и их пособников в годы Великой Отечественной войны. Книга опубликована РУДН и включает страницы с 418 по 427.

Карамзин Н.М. 2023. Второй том монументального 12-томника "История государства Российского" уже в продаже. Издано издательством "Юрайт" в Москве. Объем — 268 страниц.

Мамычев А.Ю. 2023. Специальный выпуск № 2 журнала "Вестник ТГПИ" представляет вашему вниманию основы российской государственности в теоретико-правовом контексте. Статья охватывает страницы с 110 по 124.

Важность новой дисциплины "Основы российского государственного устройства" в университетах

Осипов Г.В., Рогачев С.В., Левашов В.К., Делокаров С.В., Кравченко С.А., Салыгин В.И., Иванов В.Н., Комаровский В.С., Осадчая Г.И., Чупров В.И., Михеева В.В., Богданов И.Я., Бесхмельницын М.И., Антипов Е.А., Рязанцев С.В., Прокофьев С.Е., Семенов Д.А., Мерзликин Н.В., Орлов В.Б., Милехин А.В. и др. 2015. Россия в новой социально-политической реальности.

Риски: стратегия, практика оптимизации и упреждения: монография. М.: Изд-во ИСПИ РАН. Вып. 1. 288 с.

Резюме. В статье рассматривается важность новой дисциплины «Основы государственности России» в высших учебных заведениях и представлен краткий обзор самой актуальной литературы по этой теме. Автор выбрал прогностический метод и принцип историзма в качестве методологической основы исследования. Знание «Основ государственности России» направлено на улучшение знаний студентов о России и их любовь к ней. В пяти частях новой дисциплины важное место занимает последняя часть «Вызовы будущего и развитие страны» — прогностическая.

Этот раздел "Основы российского государственного строя" является самым сложным. Он, помимо прогнозирования сценария будущего России, дает оценку российским ценностям и российской идентичности. Ключевые слова: государственность, цивилизация, российские ценности, идентичность, глобальные тенденции, сценарии будущего

Зачем нужен предмет "Основы российской государственности"? Плюсы и минусы

Предмет "Основы государственности России" играет важную роль в образовательной программе российских школ и учебных заведений. Его задачей является знакомство учащихся с основами правовой, политической и социальной системы Российской Федерации. В этом тексте мы рассмотрим как плюсы, так и минусы изучения данного предмета.

1. Формирование чувства любви к Родине: Углубленное изучение основ государственности помогает формировать у учащихся глубокое понимание и привязанность к своей стране. Это способствует формированию граждан, готовых действовать в интересах общества и государства.

1. Улучшение компетенций гражданского общества: Предмет "Основы российской государственности" обеспечивает студентам понимание основ конституционного устройства, управления государством, политических структур и процессов в России. Это способствует их становлению как грамотных граждан, что крайне важно для формирования демократического общества.

2. Развитие аналитических способностей: В процессе изучения "Основ российской государственности" студенты проанализируют и оценят законы, политические решения, социальные процессы и экономическую политику. Это способствует развитию критического мышления, логики и аналитических способностей у студентов, что будет полезно для их успехов в будущем.

1. Без разносторонности в политике: При изучении "Основ российской государственности" может отсутствовать критический анализ и обсуждение противоречий в политической системе или решениях государственных органов. Это может привести к формированию узкого мировосприятия и недостатку понимания различных точек зрения.

2. Недостаточное внимание к международным отношениям: В рамках учебного предмета "Основы российской государственности" отношения России с другими странами и международными организациями могут рассматриваться поверхностно или вообще не затрагиваться. Это ограничивает понимание студентов глобальных политических процессов и международных отношений.

3. Учебный материал, устаревший: В процессе изучения основ государственности используется материал, который может быть устаревшим или не соответствовать современной реальности. Это может привести к недостаточной осведомленности студентов о текущих политических и общественных событиях.

В общем, предмет "Основы российской государственности" имеет свои положительные и отрицательные стороны. Несмотря на определенные ограничения, он играет важную роль в формировании патриотического сознания, гражданской компетентности и аналитических навыков у студентов. Однако необходимо учитывать потенциальные недостатки, чтобы обеспечить более объективное и всестороннее освещение темы.

Изменить выражение

Написать статью по запросу

Или попробовать другие режимы нейросети.

Какова цель изучения предмета "Основы российской государственности"? Очевидно, это один из важных аспектов понимания нашей страны, ее структуры и законодательной системы. Данный курс позволяет разобраться в истории и сути Российской Федерации, помогает осознать ее ценности и принципы. Он служит основой для формирования гражданской и национальной идентичности.

Однако, изучение "Основ государственности" может вызвать сложности. В этом случае на выручку придет онлайн нейросеть, способная легко решить эту проблему! Наша нейросеть генерирует тексты, точно и кратко отражая основные идеи и концепции, связанные с российской государственностью. Благодаря нейросети вы сможете получить информативные и увлекательные материалы, которые помогут освоить этот предмет с минимум усилий.

Не тратьте свое время на длительные поиски информации! Переложите эту задачу на нашу нейросеть, и вам будут предоставлены готовые материалы на тему "Основы государственности" в кратчайшие сроки. Доверьте написание текстов профессионалам — наша нейросеть готова помочь вам с этим!

Брянские эксперты оценили актуальность курса «Основы российской государственности» для студентов

«Актуальность основ Российской государственности: краткий конспект ключевых аспектов»

С начала нового учебного года в учебные программы первого курса российских университетов был добавлен новый предмет — "Основы российской государственности". Этот предмет будут изучать студенты бакалавриата и специалитета. Важность введения этого курса была отмечена участниками федерального "Экспертного клуба" в Брянске.

Ректор БГИТУ, почётный работник высшего профессионального образования Валерий Егорушкин утверждает, что междисциплинарные предметы необходимы в любой области знаний.

"Курс "Основы российской государственности" необходим не только методически, чтобы объединить пропедевтические и основные знания в общую картину. Без этого мировоззрения, понимания мира, целостного восприятия реальности невозможно сформировать", — отметил он.

Максим Попов, зампредседателя Общественной палаты Брянской области, подчеркнул, что новая дисциплина имеет ключевое значение как социальное явление, а также как инструмент для установления общих представлений о мире. По мнению эксперта, этот курс является основополагающим, без которого изучение любых предметов и наук будет несостоятельным.

Максим Попов также пояснил, что особенно важно, что гуманитарный курс введен для всех специальностей и специализаций, что позволит создать общий базис для углубленного обучения и приобретения профессиональных умений и навыков.

Юрий Клюев, директор лицея №1 имени А. С. Пушкина в Брянске, выразил надежду, что методическое обеспечение новой дисциплины позволит узким специалистам эффективно войти в общее культурное и общественно-политическое пространство.

Согласно аналитику компании GSA и автору статьи в Forbes, Юрию Лобунову, курс "Основы российской государственности" может играть роль помощника в формировании гражданских качеств. Эксперт предложил вспомнить курс основ научного коммунизма, который изучали советские студенты с 1963 года. Он отметил, что в 90-е годы успешно сдавшие госэкзамен по научному коммунизму были главными оппонентами коммунизма и важными участниками распада Советского Союза. Это показывает, что просто изучение дисциплины не гарантирует привитие правильного мировоззрения и сознательности.

Юрий Лобунов суммирует: "Курс может быть всего лишь пособием, картой, путеводителем, компасом. Но он сможет выполнять свою функцию лишь в том случае, если общественно-политическая реальность совпадает с тем, что предлагается в курсе".

О внедрении вузовского курса «Основы российской государственности» – Аналитический центр РОП

Исследователи отмечают, что курс "Основы российской государственности" имеет высокий уровень востребованности в текущей геополитической ситуации и учитывает разнообразное мировоззрение граждан России, что мешает солидарности, общественной консолидации и развитию устойчивых отношений между человеком, обществом и государством.

Согласно экспертам, основные цели курса заключаются в воспитании подрастающего поколения, формировании их идеологического уровня, а В развитии гражданственности через создание платформы для воспитания настоящих патриотов. Кроме того, курс также направлен на обучение основам российской государственности. По мнению специалистов, патриотическая позиция молодежи должна базироваться на знаниях о формировании и развитии Российского государства, основных социально-политических идей и решаемых проблемах на различных этапах развития.

По мнению специалистов, основное отличие нового курса от других предметов социально-гуманитарного профиля, преподаваемых в вузах, должно состоять в его «определенной идеологической направленности», нацеленности на «формирование определенных мировоззренческих установок». Кроме того, курс должен быть комплексным, системным взглядом на российскую государственность, а также своим прикладным характером – ориентацией «на формирование практических навыков взаимодействия гражданина с государственными структурами», «стимулирование гражданской активности, в том числе в условиях цифровизации (электронное участие, реализуемое посредством цифровых платформ)».

С точки зрения содержания, эксперты рекомендуют уделить особое внимание двум аспектам.

Во-первых, необходимо осветить вопросы международной безопасности в рамках курса — "позиция России в мире в условиях формирования новой геополитической структуры — коллективный Восток, способный противостоять коллективному Западу", "понимание России как одной из Великих держав". Во-вторых, требуется уделить внимание социокультурным вопросам, направленным на укрепление гражданской идентичности молодежи, что предполагает изучение основ государственной политики в области сохранения и укрепления традиционных российских духовно-нравственных ценностей.

Эксперты полагают, что успешность курса зависит от его методического оснащения. По их мнению, важно, чтобы курс не навязывал каких-либо идей, принципов и подходов, так как это может вызвать отторжение у студентов. Взаимодействие со студентами должно быть открытым и дискуссионным, и важно общаться с ними на равных и на понятном им языке. Важно не преподавать материал в строго назидательной форме, не разделяя мир на "мы — хорошие" и "они — плохие", особенно при изучении современных политических процессов. Эксперты считают, что в разумных пределах не стоит бояться обсуждать некоторые политические проблемы современной России.

Существует несколько оптимальных методик, которые могут быть использованы на семинарах по курсу. К ним относятся политические дебаты, мозговые штурмы, майндмэппинг, переговоры, разработка научных и творческих проектов, разбор кейсов, моделирование, проведение круглых столов с представителями общественно-политических организаций и движений и другие.

Несмотря на положительное отношение к внедрению данной дисциплины в учебные программы, эксперты выявляют ряд проблемных моментов:

Эксперты отмечают, что цель включения данного курса в образовательную программу носит расплывчатый, широкий и амбициозный характер не только в рамках обучения в ВУЗе, но и в рамках учебной дисциплины. Например, для формирования интегрального «общенационального кода», способного усилить традиционно сильные стороны российского общества через определенные образы и архетипы, необходимо проверять и подтверждать важность указанных ценностных ориентиров, избегая при этом заклинаний и декламации.

Эксперты настоятельно рекомендуют избегать повторений в содержании курсов, таких как «История», «Обществознание» и другие предметы, которые изучаются в старших классах школ и в ВУЗах. Кроме того, специалисты отмечают, что степень актуальности курса зависит от специфики студентов. «Например, для студентов исторических, политологических и юридических факультетов, где изучаются основы государственности и связанные с ними вопросы, этот курс может показаться излишним из-за достаточного объема изучаемого материала». «В то же время, для студентов технических и естественных факультетов, которые не имеют большого опыта изучения общественных наук, новый курс может быть более ценным».

Эксперты считают, что успех курса во многом зависит от «педагогического мастерства и искренней убежденности преподавателя в теме, о которой он будет рассказывать». Поэтому одним из ключевых вызовов при внедрении нового курса является подготовка преподавателей. «Сложность вопросов, поднимаемых в данном курсе (которые могут быть болезненными для определенных студентов), требует особой квалификации и профессиональной подготовки». Представители академической среды отмечают, что семинары по данной дисциплине будут вести преимущественно ассистенты кафедр – молодые специалисты. В этой связи возникает вопрос: «Насколько мнение молодого преподавателя будет авторитетным в поиске ответов на сложные и неоднозначные вопросы?»

ВВЕДЕНИЕ

Курс «Основы российской государственности» является обязательным для всех направлений подготовки: от гуманитарных до технических, творческих, медицинских и других. Такой подход потребует не только формирования учебной базы и создания учебников, но и подготовки всей инфраструктуры: переподготовки и повышения квалификации преподавателей, кадрового обеспечения (с увеличением нагрузки на преподавателей социо-гуманитарного цикла), возможно, восстановления или создания новых кафедр. Одним из важных направлений данной работы является научное обеспечение процесса. Необходим интенсивный диалог между профессиональными сообществами: историками, политологами, юристами, социологами, культурологами, философами, религиоведами, экономистами, искусствоведами и другими по основным проблемам курса: специфика исторического развития российской цивилизации, мировоззрение и ценности российского общества, архетипы и образы российской политической культуры и многие другие.

Важно отметить, что стремление к укреплению российской идентичности, воспитанию подрастающего поколения, развитию социально-политического просвещения не ограничивается формированием учебных программ в школах и вузах. Это требует комплексного подхода, охватывающего образование, культуру и особенно область массовых коммуникаций. Одной из самых сложных задач является согласование содержания этой работы без существенных расхождений.

СКАЧАТЬ АНАЛИТИЧЕСКИЙ БЮЛЛЕТЕНЬ

УЧАСТНИКИ ОПРОСА ЭКСПЕРТОВ

Ирина Николаевна Алешина — доцент кафедры социологии и социальных технологий Тверского государственного технического университета, кандидат исторических наук, руководитель Тверского областного регионального отделения Российского общества политологов

Артур Леонович Демчук — заведующий кафедрой сравнительной политологии факультета политологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, доктор политических наук, эксперт Российского общества политологов

Зуриет Анзауровна Жаде — заведующая кафедрой теории государства и права, конституционного строительства и политологии Института права Адыгейского государственного университета, доктор политических наук, профессор, руководитель Адыгейского республиканского регионального отделения Российского общества политологов

Александр Александрович Казаков — профессор кафедры политических наук Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г.Чернышевского. Он также является доктором политических наук и экспертом Саратовского областного регионального отделения Российского общества политологов.

Александр Алиевич Керимов, доктор политических наук и профессор кафедры политических наук Уральского федерального университета имени Б.Н. Ельцина, также является руководителем Свердловского областного регионального отделения Российского общества политологов.

Александр Евгеньевич Коньков — доцент, заместитель заведующего кафедрой политического анализа факультета государственного управления Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Он является кандидатом политических наук и экспертом Московского областного регионального отделения Российского общества политологов.

Евгений Коренев, доцент кафедры международных отношений и внешней политики России Института истории и международных отношений Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского, является экспертом Института актуальных международных проблем Дипломатической академии МИД России. Он также является кандидатом исторических наук и экспертом Саратовского областного регионального отделения Российского общества политологов

Игорь Кузнецов, профессор кафедры истории и теории политики факультета политологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова и ведущий научный сотрудник Института научной информации по общественным наукам Российской академии наук, обладает степенью доктора политических наук и занимает должность исполнительного директора Российского общества политологов

Заведующий лабораторией социологических и правовых исследований кафедры политико-правовых дисциплин Мартынов Михаил Юрьевич является также руководителем научно-образовательного центра Сургутского государственного университета Ханты-Мансийского автономного округа-Югра. Он обладает степенью доктора политических наук и является руководителем регионального отделения Российского общества политологов в ХМАО-Югре.

Доцент кафедры российской политики факультета политологии Санкт-Петербургского государственного университета Морозова Светлана Сергеевна, имеющая степень кандидата политических наук, также является экспертом Санкт-Петербургского городского регионального отделения Российского общества политологов.

Профессор кафедры социологии и политологии Волгоградского государственного университета Панкратов Сергей Анатольевич является доктором политических наук и руководителем Волгоградского областного регионального отделения Российского общества политологов.

Евгений Викторович Реутов, доцент кафедры социальных технологий и государственной службы Белгородского государственного национального исследовательского университета, обладает степенью кандидата социологических наук и является экспертом Белгородского областного регионального отделения Российского общества политологов.

Алексей Юрьевич Саломатин, член-корреспондент Международной ассоциации сравнительного права, руководитель кафедрой "Теория государства и права и политология" и НОЦ по проблемам сравнительного федерализма в Пензенском государственном университете. Он также является доктором юридических и исторических наук, а также экспертом Пензенского областного регионального отделения Российского общества политологов.

Петр Юрьевич Самойленко, доцент Школы искусств и гуманитарных наук в Дальневосточном федеральном университете, также является кандидатом политических наук, доцентом и экспертом Приморского краевого регионального отделения Российского общества политологов (г. Владивосток).

Ирина Алексеевна Сорока — доцент кафедры общей и прикладной политологии Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева. Она также является кандидатом философских наук и экспертом Орловского областного регионального отделения Российского общества политологов.

Константин Викторович Старостенко, профессор и заведующий кафедрой общей и прикладной политологии университета имени И.С. Тургенева, также является доктором политических наук и экспертом Орловского областного регионального отделения Российского общества политологов.

Людмила Григорьевна Титова — профессор кафедры социально-политических теорий Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Она также является доктором политических наук, профессором и экспертом Ярославского областного регионального отделения Российского общества политологов.

Алексей Олегович Шуликов, кандидат политических наук, доцент кафедры менеджмента Камчатского государственного технического университета, возглавляющий Камчатское краевое отделение Российского общества политологов

Виктор Михайлович Юрченко, профессор кафедры политологии и политического управления Кубанского государственного университета, доктор философских наук, возглавляющий Краснодарское краевое отделение Российского общества политологов

Илдус Файзрахманович Ярулин, профессор Высшей школы международных исследований и коммуникаций Тихоокеанского государственного университета, доктор политических наук, научный руководитель института социально-политических технологий и коммуникаций, возглавляющий Хабаровское краевое отделение Российского общества политологов

Основы российской государственности – новый тренд в высшем образовании РФ?

С 1 сентября в университетах России начнется обучение новому предмету — «Основы российской государственности». Хочу поделиться интервью с доктором исторических наук Дмитрием Левчиком, который рассказал, какие изменения это принесет

Фотография показывает скульптурную композицию на арке Каланчевского путепровода с изображением герба России. Автор: Мобильный репортер / АГН "Москва"

Андрей Полосин, научный руководитель проекта "ДНК России", отметил, что основной целью этого курса будет формирование у студентов представления о стране, государстве и человеке как создателе и созидателе государства.

Мы спросили у экспертов, что представляют собой основы государственности, почему "ритуальные приседания" ученых, практиковавшиеся в СССР, не так плохи, и как избежать того, чтобы новый курс не повторил судьбу "Научного коммунизма". Ответил на эти вопросы доктор исторических наук Дмитрий Левчик.

– Сначала давайте разберемся с теорией и терминологией, Дмитрий Александрович. Что означают "основы государственности" вообще? Если отбросить чиновничье понимание этого термина

– Давайте начнем с того, что чиновничье представление о том, что нужно студентам, вредно для них. Вы знаете, что такое федеральный государственный образовательный стандарт?

– Примерно знаю.

– Это набор навыков, которые учебные заведения должны дать своим ученикам, студентам и т. д. Этот набор навыков не определяется образовательной системой или учеными. Он определяется Министерством труда, которое говорит, что для определенных специальностей требуется, например, знание истории.

Информация о специальностях передается в Министерство образования. Там разрабатывают стандарты и программы для этих специальностей. В то же время Министерство труда говорит одно, и под это подстраиваются другие, но реальная жизнь и взаимодействия с людьми и другими странами – совсем другое дело.

– Не соответствует реальности?

– Да. И это приводит к странным и смешным искажениям, даже на самом высоком уровне, когда путают Северную и Семилетнюю войну.

Мне кажется, это ужасно, что наша страна сотрудничает с Китаем, Средней Азией, у нас много мигрантов из Таджикистана, Узбекистана, а наши специалисты ничего не знают об истории этих стран. Даже в высшей школе этому уделяется очень мало внимания.

Половина мира неизвестна нам по истории. Даже история нашей собственной страны оставляет желать лучшего. Мы не знаем, как Сибирь была освоена и присоединена, и т.д. С высоких пьедесталов нам говорят отворачиваться от Европы, но при этом наше представление об истории европоцентрично и американоцентрично.

Ну, возможно, это и неплохо.

– Давайте вернемся к курсу "Основы российской государственности". Не достаточно ли сейчас для студентов, изучающих общественные науки, курсов по истории и теории государства и права?

– Ваш первый тезис, который я поддерживаю, заключается в том, что определение основ российской государственности происходит от должностных лиц. Поскольку они сами не всегда понимают, что это такое, то, скорее всего, это будет непонятно и научному сообществу. В результате может возникнуть "чудище обло, озорно и стозёвно".

В перечень компетенций чиновники включат основы, а затем составят учебник по данной теме. Качество учебника будет зависеть от его авторов. Если это будут компетентные люди, например, авторы учебника по «Основам религиозной культуры и светской этики» (который, кстати, содержит лишь две-три ошибки), то результат может быть хорошим. В нем будут описаны исторические основы российской государственности, раздел по истории государства и права, раздел про культурные и правовые основы, включая анализ «Русской правды», судебника Ивана Грозного, возможно, какие-то правовые доктрины большевиков и так далее.

Это смесь исторических и юридических фрагментов. Если авторы будут недальновидные, то это может привести к непредсказуемым последствиям. Все будет зависеть от того, как это будет реализовано. Также стоит учесть, как общество отреагирует на введение этого предмета.

А возможно, это станет ещё большей проблемой, чем научный коммунизм. Ведь у нас есть люди с учёным званием, которые иногда произносят странные вещи. Раньше все писали, что "моя работа основана на учении Маркса-Энгельса-Ленина". Это было нормально.

Если ты создал это и включил цитаты из Ленина, Маркса, Энгельса, Брежнева, Андропова и других, тогда ты свободен писать что угодно. Когда я был студентом (в 70-е годы), мы все знали, кто из ученых был марксистом, а кто нет.

Мы все увлекались книгой Арсения Гулыги "Эстетика истории", понимая, что можно пролистать первые страницы со "ритуальными приседаниями", а затем читать обычный текст. Кому-то повезло меньше. Например, книга Александра Зимина о "Слове о полку Игореве" была опубликована после его смерти.

Тем не менее, он все равно раздробил свою критикованную партийными аппаратчиками книгу на статьи и представил ее научному сообществу. Его точка зрения оставалась неизменной. Таким образом, мы имеем опыт полулегального подпольного сопротивления глупостям чиновников в условиях застоя.

– Можно ли дать краткое объяснение для новичков? В чем разница между историей страны и историей государства? Почему это не одно и то же?

– Вот как: если мы взять известное марксистское определение, что «государство – это аппарат насилия», то это будет история аппарата насилия. Сейчас же дано другое определение государства. Говорят, что государство – это социальный институт, созданный обществом для решения основных экономических и социально-политических задач.

Если это история социального института, который имеет право применять легальное насилие, то это совершенно другое. Это история структур. А история страны многогранна. И история государства занимает в ней весьма скромное место. Конечно, государство – это основной актор истории, но история страны – это история культурных достижений, это история жизни народа, ментальная, социальная история.

Это огромные куски истории, которые либо косвенно связаны с государством, либо вообще не имеют к нему отношения.

– Иными словами, этот новый предмет скорее относится к политическим наукам?

– Понимаете, нормальная политология – это скорее изучение общества, а не государства. У нас просто существует огромное влечение к государству. У чиновников оно безусловно и безгранично, но у многих людей существует мнение, что наша история равна истории Российского государства. Но это далеко не так.

– Разработчики утверждают, что этот новый курс должен нести сильную воспитательную функцию. Интересно ваше мнение как опытного преподавателя университета: не слишком ли поздно воспитывать людей старше 18 лет?

– Воспитывать студентов бесполезно. Это абсолютно бесполезное занятие. Фактически студент может сам себя обучать. Ты можешь лишь направить его в нужном направлении. Можно воздействовать на его мышление с точки зрения методологии, парадигм, источников и концепций.

Есть преподаватель, есть учебник и огромная библиотека – учись, не стесняйся. Высшее учебное заведение должно придерживаться такого подхода. Учебное заведение не должно иметь цели воспитывать. Это, кстати, тоже относится к основам российской государственности. В России высшее образование бесплатно, всесословно и имеет долгую историю, связанную с либерализмом.

А история – это непримиримая наука. Она помнит все. История не выбирает, что помнить, а что забывать – она помнит все, как в замечательной интермедии Винокура, где он показывает, что рыбу заворачивает.

– В любом случае, этот учебник будет представлять собой ещё один источник для изучения истории России в 2023 году.

Игорь Юрасов отметил значимость и актуальность курса «Основы российской государственности»

Ведомство образования утвердило концепцию и методики преподавания предмета "Основы российской государственности". Президент России Владимир Путин подписал указание о разработке и включении этого нового предмета в учебные программы высших учебных заведений в январе.

Основная цель курса заключается в преодолении стереотипов о разрыве между обществом и государством. У общества и государства есть общие идеалы, стремления и цели.

Курс будет внедрен в вузы с сентября 2023 года. В его разработке и обсуждении участвовали 3 тысячи преподавателей из 562 университетов России.

Определены базовые университеты, на основе которых будут созданы межрегиональные (территориальные) научно-методические и информационные центры. Их целью будет разработка содержания, механизмов реализации, а также обеспечение экспертной и информационной поддержки курса.

Александр Харичев, начальник управления Президента Российской Федерации по обеспечению деятельности Государственного совета России, подчеркивает, что этот курс должен стать основой для других общественно-гуманитарных дисциплин.

Он отметил: "Необходимо, чтобы это было взаимодействие, а не просто симбиоз различных дисциплин. Это взаимодействие дисциплины с другими науками о человеке и обществе". Кроме того, он добавил, что после внедрения курса "Основы российской государственности" следующим шагом должен быть пересмотр школьного курса обществознания.

Новый учебный курс, включающий лекции и семинары, продлится 72 часа, из которых 18-20 часов будут посвящены внеаудиторной работе. Согласно доктору политических наук, профессору МГУ имени М.В. Ломоносова, научному руководителю проекта "ДНК России" Андрею Полосину, курс будет состоять из пяти частей: "Понятие России", "Российское государство-цивилизация", "Российское мировоззрение и ценности российской цивилизации", "Политическая система" и "Вызовы будущему и развитие страны".

Игорь Юрасов, директор Центра мониторинга социальных процессов Института регионального развития Пензенской области, профессор ПГУ, выразил мнение на федеральной площадке "Экспертный клуб", отметив, что курс "Основы российской государственности" давно нужен для подготовки людей с высшим образованием.

У русской и советской интеллигенции была традиция "держать фигу в кармане", и не доверять, а не верить власти, государству, его политике и инициативам. Единственно возможным для интеллигентов было фрондерское отношение к своей стране и государству.

Почему мы видим, что наши выпускники вузов имеют недостаточное представление о задачах и функциях государства, а также об основных методах государственного управления? Например, почему тема сталинских репрессий так сильно влияет на нашу культуру и менталитет? Западные и наши собственные пропагандисты успешно используют этот дискурс, обращаясь к российским ценностям — справедливости, состраданию к бедным, гонимым и заключенным. Никто не задумывается о том, что репрессии со стороны государственных органов являются лишь одним из многих методов государственного управления, которые использовались в разные времена.

Этот курс должен разрушить иллюзию, которая циркулирует среди молодежи. Он также должен формировать личность, ориентированную на государство. Через этот курс молодое поколение должно понимать, что управление государством — это сложная и многоаспектная проблема, которую решить не так просто.

Государственное управление имеет свою специфику, и на него не применимы подходы обычной экономики. Государство — это не что-то повседневное, как пивной ларек. Жизнь страны и государства сложна и полна проблем, таких как реализация социальной справедливости, которая часто бывает невозможно на практике. Государственное управление имеет проблемы, которые не всегда имеют решение, или пока не имеют его. Но в любом случае, государство всегда лучше, чем анархия и беспорядок», — подчеркнул Игорь Юрасов.

Оцените статью
SPBINFO24.RU
Добавить комментарий