Зеленая логистика включает такие понятия, как устойчивое управление цепочками поставок, которое акцентирует внимание на минимизации негативного воздействия на окружающую среду, а также оптимизация транспортных маршрутов для сокращения выбросов углекислого газа. Важным аспектом является использование экологически чистых технологий и источников энергии, что способствует снижению углеродного следа.
Кроме того, зеленая логистика предполагает внедрение переработки и утилизации упаковки, что помогает уменьшить количество отходов. Также значимым является создание эффективных складских процессов, направленных на экономию ресурсов и уменьшение потребления энергии, что в конечном итоге способствует более устойчивому развитию бизнеса.
«Зеленые» технологии в логистике: антикризисный аспект
В последние годы наблюдается рост интереса к таким областям как "зеленые" технологии. Под "зелеными" технологиями понимаются инновационные подходы к переработке и повторному использованию материалов, очистке сточных вод, энергосбережению, контролю за загрязнением воздуха, охране окружающей среды и использованию возобновляемых источников энергии.
Каждый год в мире автомобильной техники, используемой в логистической деятельности, выбрасывается в атмосферу 350 миллионов тонн диоксида углерода, более 50 миллионов тонн различных углеводородов, 150 миллионов тонн диоксида серы. В атмосфере накапливается углекислый газ, уменьшается количество кислорода. Выбросы попадают на растения, почву, вдыхаются людьми, оказываются в организмах людей, в потребляемой пище. Эксплуатируемый на территории Российской Федерации транспорт сжигает ежегодно 110-115 миллионов тонн топлива и 1,2-1,5 миллионов тонн смазочного материала, в том числе при эксплуатации автомобилей происходит загрязнение окружающей среды картерными газами, аккумуляторной кислотой, смазочными и охлаждающими жидкостями, другими эксплуатационными материалами.
В условиях современного мира все больше возникает потребность в использовании в логистике экологически чистых «зеленых» технологий. Это приводит к появлению нового направления – «зеленая» логистика.
«Зеленая» логистика представляет собой организацию хозяйственной деятельности, основанную на применении экологически безопасных «зеленых» логистических технологий.
Экологически чистые технологии в настоящее время находятся в начальной стадии развития, аналогичной тому, как информационные технологии развивались в свое время. Ожидается, что их развитие будет сопоставимо с изменениями, которые произошли в экономике благодаря информационным инновациям. Поэтому сегодня рядом с такими понятиями, как «зеленые» инвестиции, «зеленые» школы, «зеленые» города, появляется и концепция «зеленой» экономики.
«Эко» логистика, если рассматривать ее как часть «зеленой» экономики, имеет право на свое существование. Большой интерес вызывает развитие нового научного направления – «зеленая» логистика, приверженность к проблеме рациональной организации общественной жизни и поддержанию устойчиво-высокого тонуса материального производства взаимосвязи с законом самоорганизации природных систем, высказанные А.А. Богдановым. 1 [1]
В последние годы автомобильный транспорт значительно вырос в предоставлении логистических услуг. Численность автомобильного транспорта в России постоянно растет. С 1991 года она увеличилась почти в 3 раза.
В России ежегодно автомобилями выбрасывается в атмосферу более 10,3 млн. тонн оксида углерода, 1,8 млн. тонн оксидов азота, 344 тыс. тонн окиси серы, 58 тыс. тонн сажи и других вредных компонентов. Удельные выбросы вредных веществ из всех автотранспортных средств России превышают аналогичные показатели развитых стран более чем в 2 раза. Отсюда следует очевидная актуальность и необходимость развития «зеленой» логистики.
«Зеленая» логистика создана с целью уменьшить влияние выбросов автомобильного транспорта на загрязнение воздуха. Известно, что количество, состав и степень вредности отработавших газов зависит от конструкции двигателя, вида и качества топлива, технического состояния и режима эксплуатации автомобиля. Даже одно изменение в настройке автомобильных двигателей может значительно снизить токсичность выхлопных газов.
Развитие "зеленых" технологий в области логистики должно строиться на соответствии автомобильного транспорта в России с современными международными стандартами, а также на комплексном подходе к использованию конструктивных, эксплуатационных и других мероприятий. Например, к 2020 году эффективность внутреннего сгорания двигателей увеличится на 54%, что значительно снизит затраты горючего для среднестатистического автомобиля. Предполагается, что количество выбросов в атмосферу от автомобильного транспорта также сократится на ту же величину.
В сфере логистики необходимо развивать "зеленые" технологии, такие как улучшение рабочего процесса двигателей внутреннего сгорания, повышение качества горючего, смазочных материалов и технических жидкостей, уменьшение отравляющих выбросов, использование передовых методов диагностики технического состояния автомобилей и расширение сети контроля за экологической безопасностью.
В рамках развития "зеленых" технологий в логистике предлагается снижение выбросов вредных веществ путем изменения угла раскрытия форсунок в дизелях на 150 градусов вместо 140, введение промежуточного охлаждения надувочного воздуха, рециркуляции отработавших газов и отключение части цилиндров при малых нагрузках. < / p>
Качество смазочных материалов и горючего в значительной степени Воздействует на состав отработавших газов. Решением этой проблемы может стать применение новых, нетоксичных видов горючего, которые активно ищутся. Например, при использовании газообразного топлива сжатого природного газа вместо бензина и дизельного топлива на автомобильном транспорте, токсичность отработавших газов уменьшается вдвое, а при использовании двигателя, работающего на природном газе, состоящем на 96-99% из метана, выброс токсичных компонентов уменьшается в 4 раза. Это происходит благодаря более полному сгоранию сжиженного нефтяного газа по сравнению с бензиновой смесью.
Одним из перспективных направлений в области "зеленой логистики" является использование высокооктановых метилтребутилового и метилтретамилового эфиров вместо традиционного нефтяного горючего. Добавление 7-15% эфиров к автомобильным бензинам позволяет избавиться от тетраэтилсвинца. Снижение содержания серы и ароматических углеводородов в дизельном топливе также приводит к уменьшению дымности отработанных газов на 30% в среднем.
Другим способом применения "зеленых" технологий в логистике является добавление воды в топливо для получения водотопливных эмульсий. При сгорании таких эмульсий вода становится источником микровзрывов в зоне горения и катализатором химических пламенных реакций, что приводит к более интенсивному смесеобразованию и снижению температуры газов.
Когда используются водотопливные эмульсии и каталитические нейтрализаторы вместе, токсичность отработавших газов снижается на 75% по оксиду углерода, на 60% по сумме углеводородов, на 60-65% по оксиду азота и дымности отработавших газов.
Таким образом, "зеленая" логистика — это логистика будущего, которая основана на "зеленых" технологиях и способствует охране окружающей среды во время логистической деятельности.
Тема: Обсуждение
Когда речь идет об организации цепочки поставок, каждая компания сталкивается с проблемой выбора. С одной стороны, клиенты все больше заинтересованы в доставке "от двери до двери", что возможно только при использовании автотранспорта. С другой стороны, рынок, ориентируясь на западные примеры, понимает, что помимо скорости выполнения заказов необходимо учитывать и экологические аспекты доставки.
Сегодня в России выбросы CO2 при перевозке автомобильным транспортом составляют 81,8 миллионов тонн на один миллион тонно-километров, в то время как при железнодорожной перевозке этот показатель составляет 29,4 миллионов тонн. То есть потребление топлива автотранспортом в три раза выше, чем у железнодорожного транспорта. Тем не менее, большое количество грузов по-прежнему доставляется по автодорогам.
Западной части мира сейчас уделяется большое внимание экологии. В соответствии с Белой книгой, принятой Еврокомиссией в 2011 году, все пассажирские и грузовые перевозки на расстояние более 300 км должны осуществляться по железной дороге. В России же, при организации логистических цепей, в настоящее время учитывается прежде всего параметр рентабельности.
По словам главы транспортно-логистической группы компании Heineken Russia Ильи Семенова, в настоящее время перевозка автомобильным транспортом на расстояние до 2,5 тыс. км является более выгодной, чем транспортировка железнодорожным транспортом.
По мнению И. Семенова, если речь идет о дальних расстояниях, например, о маршруте Санкт-Петербург — Иркутск, то единственным вариантом перевозки будет использование сети РЖД, без альтернатив. Однако в настоящее время клиенты больше заинтересованы в доставке "от двери до двери", и пока что только автотранспорт может им предоставить такую возможность.
Конечно, сегодня сложно заставить владельцев грузов переходить на железную дорогу без какой-либо мотивации. Однако ОАО "РЖД" предлагает своим клиентам зеленые технологии в соответствии с потребностями рынка, а также не исключает мультимодальные цепи поставок. Например, в прошлом году компания приобрела крупного автомобильного оператора — GEFCO, и теперь, комбинируя два вида перевозок, может предложить грузовладельцам доставку "от двери до двери" для штучных, высокодоходных грузов.
Октябрьская железная дорога сообщила, что в прошлом году благодаря внедрению технологии под названием «блок-трейн» удалось убрать с дорог более 10,5 тыс. грузовиков.
Заместитель начальника ОЖД по управлению качеством и маркетингу Кристина Малерян отметила, что даже небольшой рост доли железнодорожных перевозок может положительно сказаться на ситуации на дорогах и окружающей среде. По ее мнению, это позволит сэкономить 15 418 топлива в год (при сейчасшнем потреблении 7114 кг топлива на 1 млн т-км для автомобилей и 2311 кг для поездов), а также уменьшить выбросы СО2 на 13 925 т в год и уменьшить количество грузовиков на автобанах на 47 764 штук в год.
Сегодня ОЖД также занимается организацией продажи вагонных мест в грузовых шаттлах, следующих на Дальний Восток без лишних остановок. Эта технология позволяет забронировать места в грузовом поезде, сформированном на станции Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский и следующем по расписанию. Время путешествия этого поезда до Иркутска, которое сегодня составляет примерно 9 суток и 6 часов, сократится до 5 суток и 20 часов. Таким образом, новый сервис привлечет новых грузоотправителей на железную дорогу.
Понятие «зеленая логистика» может быть связано с концепцией бережливого производства. Опыт ОЖД внедрения программы «Семь шагов» показал, что это позволило существенно сократить эксплуатационные расходы компании. Так, в прошлом году удалось сэкономить 58,9 млн рублей, а за пять месяцев текущего года – 25,5 млн. Программа также привела к разработке новых транспортных сервисов: грузовые экспрессы, комплексная логистика, блок-трейны. По данным ОЖД, эти услуги стали востребованными, и уже заключено более 17 договоров на их предоставление.
По мнению Любови Шепелевой, менеджера по продажам InterRail, ранее основным фактором при выборе способа перевозки грузов был денежный аспект, который сегодня уступает свое место другим критериям. Многие компании осознают это и активно развивают зеленую логистику и бережливое производство в соответствии с западными тенденциями. Однако ясно, что массовое внедрение экологичных концепций в стране пока невозможно без поддержки государства в виде субсидий или скидок.
Кристина Александрова
Текст научной работы
Зелёная логистика — это все усилия по измерению и уменьшению воздействия логистической деятельности на окружающую среду. Логистическая деятельность включает в себя действия, связанные с движением продукции, информации и услуг от точки отправления к месту назначения и обратно.
Основной целью данного процесса является формирование стабильной рыночной стоимости предприятия на основе сочетания экономической и экологической эффективности. Понятие "зеленая логистика" возникло в 80-х годах и представляет собой комплекс логистических систем и подходов, в которых используются передовые технологии и оборудование, позволяющие минимизировать негативное воздействие на окружающую среду во время логистических операций[1]. Термин "зеленая логистика" образован от двух слов — "логистики", которое является основой новой транспортной системы, использующей современные технологии, и части "зеленая", значение которой объясняется в рамках данного понятия. Основная цель логистики, относящейся к "зеленой", заключается в заботе об окружающей среде.
Реализация и применение специального плана управления материальными потоками в развитых странах не только сокращает затраты на транспортировку, увеличивает уровень конкуренции, но и способствует снижению загрязнения окружающей среды, что, в свою очередь, влияет на сохранение государственного бюджета и улучшение качества жизни населения страны. Таким образом, применяя на практике понятие "зеленая логистика", можно решить проблему глобального потепления, которая волнует умы ведущих ученых и политиков из-за серьезного негативного воздействия на образ жизни всех людей[2].
Организации и государство могут значительно сократить влияние логистических процессов на окружающую среду. Компании применяют принципы зеленой логистики, которая, в свою очередь, охватывает различные уровни принятия решений в логистическом процессе. В 1996 году известные эксперты в области логистики Алан МакКиннон и Вудберн выделили четыре таких уровня[3]:
- Стратегические решения, касающиеся численности, местоположения и мощности заводов, складов, магазинов и терминалов.
- Коммерческие решения по продвижению продукции, аутсорсингу подрядных производственных процессов и распределению готовой продукции. Устанавливается структура торговых связей между компанией и её поставщиками, дистрибьютерами и клиентами.
- Срочные решения по управлению производством и распределением товаров, которые конкретизируют коммерческие связи в форме отдельных грузопотоков и влияют на скорость оборота запасов на складах.
- Функциональные решения, связанные с управлением материально-техническими ресурсами, где менеджеры занимаются созданием маршрутов транспортных средств и погрузкой/разгрузкой товаров.
Стандартные характеристики логистических систем обнаруживают несоответствия в отношении смягчения внешних экологических факторов. Они выражаются в виде пяти основных парадоксов:
- Расходы. Основной целью логистики является сокращение затрат, включая транспортные расходы, экономию времени и улучшение надежности обслуживания. Корпорации, занимающиеся физическим распределением грузов, поддерживают стратегии, направленные на снижение транспортных издержек в условиях конкуренции. Эти расходы возникают в различных сферах, начиная от затрат на внутренние цепи поставок и заканчивая расходами на экспорт. Общество все сложнее воспринимает эти расходы, и на правительство и корпорации возрастает давление для того, чтобы серьезно влиять на экологическую составляющую своей деятельности. Примером является цепочка поставок продуктов питания, характеризующаяся низкими транспортными издержками, что способствует диверсификации поставщиков и созданию более сложных транспортных цепочек. Концепция "продовольственных миль" разработана для контроля и сокращения общих издержек, возникающих при распределении продуктов питания, через разработку эффективного маршрута и авторизированного провайдера.
- Роль времени в логистике. Одним из ключевых показателей в логистике является время. Чем меньше времени затрачено на управление потоком, тем эффективнее система распределения. Оптимальный выбор транспортных средств играет ведущую роль в достижении этой цели. Временные ограничения являются результатом увеличения гибкости производственных систем и розничной торговли. Логистика предусматривает оказание услуг "от двери до двери" в сочетании с поставками "точно в срок". Другие виды логистических услуг в данной ситуации менее эффективны. Используя логистические стратегии и принципы "Just-In-Time" и "Door-To-Door", проблемы, связанные с экологическими последствиями, не решаются, а наоборот возрастают.
- Ответственность и сохранность. Еще одним ключевым принципом логистики является ответственность и сохранность груза. Этот принцип заключается в способности доставить груз с минимальными затратами времени и максимальным уровнем сохранности. Логисты обычно выбирают самые надежные и безопасные способы перевозки, оптимизированные по времени, но зачастую они оказывают наибольшее негативное влияние на окружающую среду.
- Складские услуги играют важную роль в процессе глобализации и развития международной торговли. Современные экономические системы основаны на оптимизации запасов и увеличении скорости и надежности поставок, что позволяет избежать необходимости больших складских запасов. Таким образом, логистика способствует уменьшению требований к складскому хозяйству, перемещая управление запасами из сферы складской логистики в сферу транспортной системы. Отсутствие хорошо организованной складской логистики приводит к негативным последствиям, таким как загрязнение окружающей среды и дорожные заторы, поскольку в таких условиях на транспортную логистику возлагается основная нагрузка[4].
- Влияние информационных технологий на розничную торговлю
Информационные технологии привели розничную торговлю на качественно новый уровень благодаря своим размерам. Один из самых динамично развивающихся рынков — это рынок интернет-торговли. Теперь существует возможность создания интегрированных цепей поставок, в которых особое внимание уделяется обмену данных между поставщиками, производством и логистическими операторами.
- Парадоксы зеленой логистики и их влияние на логистическую сферу
Можно утверждать, что парадоксы зеленой логистики усложняют процесс совершенствования логистической сферы из-за стремления к уменьшению отрицательного воздействия на окружающую среду. Внутренние противоречия между обеспечением экологической устойчивости и приоритетом неэкологичных видов транспорта в промышленности вносят непримиримые разногласия в логистическую деятельность.
Экологическая безопасность строительных материалов
- Черкесов М.Т.
Данная публикация посвящена актуальной проблеме экологичности строительных и отделочных материалов, а Вопросам их правильного выбора. Важно провести анализ экологической безопасности существующих материалов для предотвращения возможных экологических рисков.
Рассмотрение некоторых аспектов управления в транспортно-логистической системе
- Мочалин М.С.
- Шамис В.А.
Подход к методике основан на двух концептуальных моделях. Первая модель описывает процессы перемещения и накопления подвижных объектов в транспортно-логистической системе, объединяющих бизнес-процессы, физические процессы передвижения грузов и процессы обработки данных. Вторая модель — информационная, описывающая объекты и процессы в системе, на основе которой происходит формализация пространственных отношений между объектами.
Внедрение «зеленых» технологий
- Иванова В.А.
На пороге ХХI века человечество всё чаще задумывается о том, что запасы природных ресурсов не бесконечны, а окружающая среда становится менее привлекательной для глаз. В процессе добычи, переработки и производства в целях экономической выгоды мы постепенно и систематически разрушаем стены "собственного дома". Согласно данным Всемирного банка, выбросы углекислого газа (CO2) в атмосферу увеличиваются примерно на 1% ежегодно, а к 2025 году около 2 миллиардов человек будут нуждаться в чистой воде. Исследование рассматривает основные причины медленного внедрения "зеленых" технологий, а также мотивацию для начала их использования. В нем приводятся сравнительные данные по компонентам отработавших газов и примеры применения "зеленой" логистики реальными компаниями, а также предлагаются несколько идей по снижению выбросов вредных веществ в атмосферу.
Современные тренды зеленой логистики в условиях глобализации
- Веселова В.Д.
Данный материал посвящен обсуждению проблемы развития "зеленой" логистики и ее влияния на экономику регионов и состояние окружающей среды. В статье подробно рассматриваются такие термины, как "зеленая логистика" и "глобализация", а также показывается их взаимосвязь в современном мире. Автором сделан вывод об необходимости совершенствования логистических технологий и продолжении развития концепции "зеленой" логистики.
Применение энергоэффективных технологий в природообустройстве
- Рустамов Ф.М.
- Хасанова Е.Ш.
Данная статья содержит информацию о передовых технологиях, направленных на снижение потребления энергии и улучшение экологической ситуации, что позволит повысить уровень жизни населения и снизить негативное влияние на окружающую среду.
Список литературы
Зелёная логистика в организации и её парадоксы отражены в работе В.Д. Веселовой. Электронный текст доступен на ресурсе NovaInfo, опубликован в 2016 году, в № 46, на страницах 25-28. Ссылка: https://novainfo.ru/article/6047 (дата обращения: 03.03.2024).
Содержание ресурса рекомендовано для лиц старше 16 лет.
Какой вред могут нанести логистические компании
В процессе осуществления перевозок грузов логистические компании оказывают прямое воздействие на окружающую среду. С учетом этого факта, они могут причинить следующий ущерб:
- Транспортные средства выбрасывают вредные выхлопные газы.
Какие цели ставятся перед зеленой логистикой
При правильной организации логистики в компании можно внести пользу окружающей среде. Для этого ставятся определенные цели, которые необходимо достичь.
Это одна из главных целей логистики, направленной на уменьшение транспортного потока, особенно в крупных городах. Для достижения этой цели компании разрабатывают удобные маршруты, способные решить данную проблему. Сотрудники выбирают адреса и маршруты, которые позволяют избежать перегрузок на дорогах.
Это позволяет быстрее добраться до места назначения, обходя основные транспортные магистрали. Благодаря менее загруженным трассам окружающей среде наносится меньший вред. Компания проявляет большую компетентность в данном вопросе, если следует этим принципам.
Зеленая логистика также нацелена на сокращение выбросов вредных газов, которые могут загрязнять окружающую среду. Современные транспортные средства, работающие на экологически чистом топливе, способствуют достижению этой цели путем уменьшения выбросов газов в атмосферу.
Еще одной важной задачей зеленой логистики является минимизация образования отходов, особенно тех, которые могут нанести вред экологии. Перевозки часто требуют использования различных видов упаковки, включая картон и полиэтиленовую пленку. Логистические компании стараются сократить использование упаковочных материалов насколько это возможно для уменьшения образования отходов.
Также активно внедряется стратегия повторного использования упаковки. Пленка негативно влияет на экологию, поскольку не подлежит переработке, в связи с чем ее использование сокращается. Для сохранения экологического баланса упаковочный материал производится из переработанного сырья.
УЩЕРБ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ
Ущерб от загрязнения природной среды проявляется:
Для реализации политики экологической безопасности принимаются комплексные природоохранные меры, направленные на улучшение экологических характеристик транспортных средств и инфраструктуры. Эти меры можно разделить на четыре группы:
- организационно-правовые мероприятия, включающие формирование нового зеленого права, эффективную реализацию экологической политики государства, создание современного экологического законодательства и нормативной базы для обеспечения экологической безопасности, а также меры государственного, административного и общественного контроля за соблюдением экологических норм;
- Организация планировки города, учитывающая все функциональные зоны (промышленные, жилые, транспортные, санитарно-защитные, зоны отдыха и другие), а также инфраструктуру транспорта и дорожное движение, с целью разработки рационального использования земли, застройки территорий, сохранения природных ландшафтов, озеленения и благоустройства;
- Разработка и внедрение современных инженерных, санитарно-технических и технологических средств для защиты окружающей среды от вредного воздействия на предприятиях и транспортных объектах, а также новые технические решения в конструкции транспортных средств;
- Для поддержания транспортных средств в соответствии с экологическими нормативами проводятся эксплуатационные мероприятия, включающие технический контроль и качественное обслуживание.
Более 300 международных актов были подписаны для уменьшения загрязнения атмосферного воздуха и регулирования отношений в области транспорта с 131 зарубежной страной. Россия, как член международных организаций, обязана выполнять свои обязательства по этим соглашениям.
Эти требования направлены на ограничение выбросов основных токсичных компонентов, содержащихся в отработавших газах карбюраторных и дизельных двигателей.
- Для уменьшения экологических рисков, созданных транспортом, можно воспользоваться программой развития города, включающей архитектурно-планировочные меры. К ним относятся:
- Обеспечение непрерывного движения транспортных средств путем строительства путепроводов, различных уровней транспортных развязок, тоннелей и пешеходных переходов;
- Увеличение количества полос движения на главных магистралях, развитие улично-дорожной сети, ликвидация узких въездов и выездов на шоссе;
- Регулирование транспортных потоков через управляемые компьютером светофоры, внедрение информационных технологий управления дорожным движением, что позволит использовать принцип "зеленой волны" для уменьшения времени простоя транспорта;
- организация движения только в одном направлении на участках городской застройки с узкой проезжей частью, где сложился определенный план;
- определение территорий в центральной части городов, где запрещено или ограничено движение грузовиков;
- строительство жилых зданий в удаленных районах от транспортных магистралей с соблюдением правил санитарной защиты;
- прокладка дорог вокруг заповедников и исторических памятников;
- выделение специальных полос для городского транспорта и велосипедных дорожек для поощрения жителей отказаться от личных автомобилей;
- учет мест размещения зеленых насаждений, способствующих уменьшению загрязнения атмосферы, при планировании городской застройки.
ИНСТРУМЕНТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВОЗДЕЙСТВИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ
Традиционные методы контроля:
- нормативы выбросов загрязняющих веществ в атмосферу; стандарты топлива;
- подход "лучшего результата", который определяет нижнюю границу эффективности на основе лучшей практики, достигнутой одной из организаций в предыдущем периоде;
- введение ограничений на доступ различных видов транспортных средств на определенные территории;
- зоны с низким уровнем выбросов;
- ограничение скорости движения транспортных средств.
Экономические меры:
- торговля выбросами — обмен эмиссионными квотами между организациями, которые смогли снизить свои экологические воздействия, и организациями, которые этого не смогли достичь;
- оплаты за использование транспорта;
- налоги на выбросы углерода;
- налоги на дорожное использование.
Инструменты инфраструктуры:
- строительство парковок для транспорта;
- создание складской и терминальной инфраструктуры на окраинах крупных городов, чтобы избежать въезда большегрузных автомобилей в город; строительство скоростных дорог в обход населенных пунктов.
В общем, применение логистических подходов помогает уменьшить воздействие на окружающую среду, но существуют и расхождения с экологическими подходами. Например, пути должны быть максимально короткими, но при этом дороги, мосты, трубопроводы могут быть проложены в нежелательных с экологической точки зрения районах.
Можно привести несколько примеров того, как «зеленые технологии» помогают экономить деньги и время:
- Применение обратной упаковки и формирование добровольных объединений компаний, использующих эту упаковку;
- Изоляция складов с использованием солнечных батарей; отказ от бумажного документооборота;
- Планирование оптимальных маршрутов и времени осуществления перевозки и развозки;
- Консолидация грузопотоков по направлениям, партионности и разным перевозчикам; использование мультимодальных перевозок, позволяющих оптимально сочетать лучшие свойства различных видов транспорта.
Зелёная логистика
В этой статье исследуется концепция зеленой логистики, которая включает в себя методы снижения негативного экологического воздействия логистической деятельности. Она объединяет действия по прямому и обратному потоку товаров, информации и услуг между пунктом происхождения и пунктом потребления товаров или услуг.
Аннотация:
В данной статье исследуется зеленая логистика, которая включает в себя методы по сведению к минимуму вредного экологического воздействия логистической деятельности. Она объединяет действия по прямому и обратному потоку товаров, информации и услуг между пунктом происхождения и пунктом потребления товаров или услуг.
Ключевые слова:
логистика; экология; поставки; экологистика
Keywords:
logistics; ecology; supplies; ecology
УДК 164
Предисловие. После тщательного анализа различных источников, я пришел к выводу, что "зеленая логистика" может быть определена как метод управления цепями поставок, направленный на сокращение экологического и энергетического следа от перевозок, акцентирующий внимание на обработке материалов, утилизации отходов, упаковке и транспортировке.
Актуальность. Эта тема крайне важна в современном мире, поскольку большинство организаций не осознают важность зеленой логистики и ее потенциальную пользу.
Цель исследования заключается в выявлении факторов, влияющих на деятельность организаций.
Основная цель зеленой логистики заключается в создании устойчивой стоимости компании за счет сбалансированного сочетания экономической и экологической эффективности. Понятие зеленой логистики появилось в конце двадцатого века и было призвано описать логистические системы и подходы, использующие передовые технологии и оборудование для сокращения негативного воздействия на окружающую среду в процессе своей деятельности.
Под зеленой логистикой понимается комплекс деятельностей, связанных с эффективным управлением прямыми и обратными потоками товаров и информации с учетом экологических аспектов. Её основная цель заключается в удовлетворении спроса потребителей и улучшении экологических показателей цепей поставок. Можно также определить зеленую логистику как управление устойчивыми цепями поставок, учитывающими экологические проблемы и интегрирующими их в процессы управления для изменения экологических показателей поставщиков и клиентов.
С учетом концепции устойчивого развития зеленая логистика может быть расценена как "устойчивое производство" и распределение товаров с учетом экологических и социальных аспектов. Такое широкое понимание зеленой логистики соответствует определению устойчивого развития и концепциям корпоративной социальной ответственности. [7]
В прежние времена компании координировали свою логистическую деятельность, включающую грузоперевозки, складирование, упаковку, материальную обработку, сбор и управление данными, чтобы удовлетворить потребности клиентов при минимальных затратах, ограниченных только денежными терминами.
Интерес государственного сектора к этой теме дополняется ростом участия частного сектора в исследованиях зеленой логистики, поскольку бизнес начал разрабатывать экологические стратегии как на корпоративном уровне, так и, в частности, для логистики. Оперативное превращение в стратегическую тенденцию (второй общей тенденцией стало расширение корпоративной приверженности зеленой логистике) от принятия нескольких незначительных операционных изменений до внедрения экологических принципов в стратегическое планирование. [8]
Обратная логистика, которая входит в состав "зеленой логистики", представляет собой процесс передвижения продукции от потребителя обратно к источнику в цепи поставок. Ее основная цель — сокращение отходов, что делает ее важной составляющей "зеленой логистики". В настоящее время термин "зеленая логистика" часто используется как синоним обратной логистики, хотя "зеленая" логистика более охватывает деятельность с экологической точки зрения.
Существует значительное различие, заключающееся в том, что обратная логистика направлена на экономию ресурсов и повышение стоимости путем повторного использования или перепродажи материалов для компенсации потерянной выгоды и сокращения эксплуатационных расходов. С другой стороны, "зеленая логистика" фокусируется на вопросах транспортировки, утилизации и вторичного использования ресурсов.
Зеленая логистика сосредоточена на прямом потоке цепей поставок, в то время как обратная логистика рассматривается как аспект устойчивого развития. Важными экологическими проблемами в зеленой логистике являются потребление не возобновляемых природных ресурсов, а также удаление как опасных, так и неопасных отходов. [9]
Зеленая логистика зависит от различных факторов: компании, клиенты, политика и общество. Потребители имеют свои требования к экологически чистым продуктам и услугам. Некоторым заказчикам особенно важно, чтобы продукция поставлялась с использованием экологически чистых транспортных средств или с минимальными выбросами, что заставляет поставщиков переходить на экологически чистые решения.
Мной были изучены различные исследования, в которых были представлены различные точки зрения на факторы, влияющие на внедрение экологических практик в компании. Обычно можно выделить внешние и внутренние факторы, влияющие на экологическую деятельность.
Среди различных препятствий существуют определенные факторы, которые могут мешать внедрению экологических практик. В рамках одного исследования было выявлено шесть видов барьеров на основе информации, предоставленной руководителями 83 отелей. [2]
Анализ данных показал, что указанные шесть типов препятствий имеют негативное влияние на поведение в отношении окружающей среды: 1) отсутствие знаний и навыков, 2) отсутствие консультаций специалистов, 3) неопределенность результатов, 4) участие сертификации/проверки, 5) нехватка ресурсов и 6) затраты на внедрение и обслуживание.
Хотя организационные и экологические факторы были учтены в нескольких исследованиях по экологическим вопросам, эти факторы оказались редкими в исследованиях управления окружающей средой в сфере логистики. Также стоит отметить опрос, проведенный среди 353 китайских логистических компаний. [3]
32 переменные были предложены для описания 10 аспектов, характеризующих принятие экологически чистых методов в логистических компаниях.
Исследование [3] показало, что давление, связанное с законодательством, государственной поддержкой, организационной поддержкой и качеством человеческих ресурсов, положительно влияет на принятие зеленых практик в китайских логистических компаниях.
Аналогичные результаты были получены в польских исследованиях [4], где указывается на слабую корреляцию между экологической осведомленностью управленческого персонала и экологической эффективностью природоохранных практик.
Для многих компаний улучшение экологических цепей поставок становится все более важной задачей в управлении логистикой. Организация "зеленой" цепи поставок тесно связана с внедрением "зеленой" логистической системы, так как она способствует созданию экологически чистой среды для развития "зеленой" логистики в контексте устойчивого развития. Это в свою очередь способствует установлению "зеленого" маршрута для развития "зеленой" логистики и одновременно поддерживает и продвигает развитие экологически чистой логистики.
Растущее внимание к экологическим решениям не игнорирует логистику, так как она играет очень важную роль в качестве основного источника загрязнения и потребителя ресурсов.
Требование разработки экологически чистых и ответственных операций постоянно возрастает у компаний. Приверженность природной среде также становится важным аспектом в конкурентной борьбе. Организации сталкиваются с различными внутренними и внешними факторами, касающимися зеленой логистики, на корпоративном уровне.
Библиографический список:
1. Кизим А., Кабертай Д. "Современные тренды "зеленой" логистики в условиях глобализации" // журнал "Логистика", — 2013 г.
2. Diabat A., Hsu C. W. "Критические факторы внедрения практики управления «зелеными» цепями поставок: эмпирическое исследование электротехнических и электронных отраслей в Тайване." Журнал по исследованию управления.
4. Ли Су-Йол,
– Производители, применяющие инновационные эко-технологии в управлении цепочками поставок;
– Потребители, увеличивающие спрос на товары и услуги с «зеленым» имиджем из-за их нестандартных характеристик.
В Российской Федерации, несмотря на положительные тенденции в развитии экологических технологий, существует несколько факторов, которые замедляют развитие "зеленых" технологий. Мы выделили наиболее важные из них:
— низкий уровень заинтересованности части населения в "бережливом природопользовании" и безразличное отношение к негативным последствиям вредного влияния неэффективно организованных логистических цепей;
— отсутствие необходимой законодательной базы и механизмов, инструментов, стимулирующих использование зеленых стратегий;
— недостаток альтернативных и более дешевых способов (малая доля предпринимателей, инвестирующих в "зеленые" технологии, не приносящие мгновенных результатов).
В России долгое время экологическая логистика не получала должного внимания из-за увеличения стоимости логистических услуг.
Однако некоторые отечественные и зарубежные компании активно применяют "зеленые" подходы. Например, ОАО "РЖД" в рамках своей "Экологической стратегии" проводит мероприятия по охране атмосферного воздуха, защите от шума, использованию и охране водных ресурсов, обращению с отходами и техническому перевооружению [7].
ПАО "Газпром" — мировая энергетическая компания, занимающаяся транспортировкой, хранением, переработкой и продажей энергоресурсов в России и за рубежом, объявляет о своем приверженности принципам устойчивого развития и охраны окружающей среды для будущих поколений. Компания развивает корпоративную систему экологического менеджмента, соответствующую международному стандарту ISO 14001, и осуществляет промышленный экологический контроль, проводит мониторинг и оценку воздействия своей деятельности на окружающую среду [8].
Особенно стоит отметить опыт работы компании DHL (Deutsche Post DHL Group) — одного из лидеров в мире почтовых и логистических услуг. В своей работе с клиентами, они активно используют "зеленые" решения. Программа GOGREEN в DHL подразумевает, что охрана окружающей среды и успешный бизнес тесно связаны друг с другом, и компания предоставляет широкий спектр решений через своё направление DHL Envirosolutions: рационализацию управления отходами (глобальные системы сбора и утилизации отходов для сокращения затрат и вредных выбросов в атмосферу); расширение ответственности производителя (сбор данных, подтверждающих соответствие местным законам в отношении выброса углерода в атмосферу); увеличение предложения экологически чистых услуг [9].
С нашей точки зрения, внедрение экологических технологий в российский бизнес представляет ряд перспективных направлений:
— инвестирование в формирование и развитие новых логистических и мультимодальных центров, что повысит эффективность транспортных предприятий и грузоперевозок;
— внедрение специализированных техник складского хранения для оптимизации складских помещений и снижения энергопотребления;
— улучшение транспортно-логистической системы, транспортных развязок и дорог;
— замена автомобильных перевозок морскими видами транспорта из-за их экологичности, большей грузоподъемности и уменьшения количества перевозок.
Мы считаем, что применение специальных знаков маркировки упаковки способствует повышению экологической осведомленности потребителей;
Рециклинг отходов и снижение тарифов на утилизацию — это результат улучшения и стимулирования переработки отходов.
Мы убеждены, что внедрение принципов зеленой логистики позволит оптимизировать использование ресурсов предприятия, включая вторичную переработку оборотной тары, сокращение энергозатрат и бумажного документооборота.
Это также приведет к общему улучшению экологической ситуации в стране за счет сокращения вреда, наносимого окружающей среде.
– регулирование предпринимательской деятельности в соответствии с принципами экологии на основе соответствующего законодательства.
– увеличение уровня экологической осведомленности среди хозяйствующих субъектов: как домашних хозяйств, так и производителей.
Учитывая потенциальные результаты внедрения зеленых логистических технологий, таких как: рациональное и эффективное использование всех ресурсов предприятия, увеличение экологической безопасности, снижение вреда для окружающей среды вследствие использования этих методов и технологий зеленой логистики, обучение персонала в экологической сфере и т. д., можно сказать, что переход к "зеленой" логистике является необходимым требованием современного этапа.
В условиях глобализации мировой экономики и оптимизации всех сфер ВЭД, переход к экологически чистому производству и постоянное совершенствование природоохранных мероприятий является важнейшим условием сохранения национальной конкурентоспособности.
- Абрамова, Т.С., Кускова, Е.С., Карпова, Н. П. Экологическое направление развития логистики. Проблемы экономики и менеджмента, 2014. — 6, 21–23 с.
- «Современные тренды «зеленой» логистики в условиях глобализации»// журнал «Логистика», А.Кизим, Д.Кабертай, — 2013 г.
- Григорак, М.Ю., Варенко, Ю. В. Принципы «зеленой логистики» в деятельности логистических провайдеров. В книге Математическое моделирование, оптимизация и информационные технологии. Материалы 4-й международной конференции 2014. (Т. II; 139–146 с.). Кишинев: Эврика.
- Статья "Направления развития зеленой логистики и ее влияние на построение цепей поставок" написана Панюковой В.В. в 2014 году и опубликована в журнале "Экономика и управление в машиностроении", №6, с. 39–41.
- Фролова К.А. и Сярдова О.М. в своей статье "Повышение качества продукции на основе концепции ‘Бережливое производство’" в журнале "Экономика и социум" (2014, №4–6, с. 973–976) рассматривают вопросы улучшения качества продукции.
- В книге "The handbook of logistics and supply chain management" (Родриг, Дж., Слэк, В., Комтуа, С. — 2001) подробно описываются основы логистики и управления цепями поставок.
- Информация об экологической политике ПАО "Газпром" за 2016 год доступна на официальном сайте компании по адресу: http://www.gazprom.ru/nature/ecology/ (дата обращения: 17.12.2016).
- Более подробную информацию об экологических решениях компании DHL можно найти на их сайте по адресу: http://www.dhl.ru/ru/about_us/green_solutions.html.
- ЖуравскаяМ., ТарасянВ. Формирование региональной транспортной сети с учетом выделения альтернативных источников энергии на основе методов искусственного интеллекта // Проблемы транспорта. — М. 2014. — С. 121-130.
Основные термины (генерируются автоматически): окружающая среда, DHL, мировая экономика, ISO, зеленая логистика, компания, особое внимание, российский бизнес, экологическая грамотность.
Стратегии реализации зеленой логистики
- Разработка экологических материалов для упаковки: создание упаковки, которую можно использовать многократно, вернуть или которая биоразлагаема.
- Планирование оптимальных маршрутов с использованием специального программного обеспечения для минимизации расхода топлива.
- Прогнозирование спроса для улучшения управления запасами и сокращения излишков товаров, а также снижения потребности в срочных поставках.
- Применение экологически чистого транспорта, такого как электрические или гибридные автомобили, а также поощрение использования железнодорожного и водного транспорта, которые более экологичны, чем автомобильный и авиационный.
- Установление партнерских отношений с поставщиками и производителями, разделяющими экологические ценности, в целях совместной работы в области устойчивости.
Во-первых, увеличение глобального осознания проблем экологии приводит к более строгим правилам в области охраны окружающей среды, с которыми компании сталкиваются по всему миру. Во-вторых, повышенные требования потребителей к экологической ответственности брендов стимулируют компании к внедрению устойчивых практик. И, наконец, эффективное использование ресурсов и снижение операционных расходов путем уменьшения потребления энергии и материалов приводит к заметной экономической выгоде.
Примеры успешной реализации зелёной логистики
Большие компании, такие как DHL и UPS, активно внедряют устойчивые логистические решения, обновляют свой автопарк на более экологичный транспорт и используют альтернативные источники энергии в своих операциях. Примером может служить IKEA, которая стремится использовать 100% возобновляемую энергию в своих операциях и устойчивые материалы в своей продукции.
Внедрение зеленой логистики становится неотъемлемой частью современной деловой практики, влияя на принятие решений по транспортировке, упаковке, хранению и управлению поставками товаров. Компании, активно осуществляющие внедрение экологически устойчивых логистических методов, не только привносят положительное влияние на окружающую среду, но также могут улучшить свою конкурентоспособность и репутацию за счет повышения доверия со стороны потребителей и бизнес-партнеров.