10 основных признаков государственности в России: ключевые аспекты и значения

10 основных признаков государственности в России: ключевые аспекты и значения

Государственность в России формируется через систему институциональных и правовых структур, обеспечивающих стабильность и управление обществом. Основными признаками являются наличие суверенитета, четко определённых границ, централизованной власти и единой правовой системы, которая регулирует отношения внутри страны и с внешним миром.

Кроме того, важным аспектом российской государственности является государственное устройство, основанное на федерализме, что позволяет учитывать многообразие региональных интересов и культур. Участие граждан в政治ическом процессе и наличие гражданских свобод также играют важную роль в укреплении государственной системы и обеспечении её легитимности.

Признаки и особенности РФ, как федерации. Правовой статус РФ

1. РФ является независимым государством, обладающим всей полнотой государственной власти на своей территории: поскольку она суверенное государство, у нее есть Конституция и федеральное законодательство (ст. 4);

2. территория государства включает в себя территорию ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними (ст. 67);

3. субъектами Российской Федерации являются национальные государства — республики (их 21); государственно-территориальные образования (края — 9, области — 6, города федерального значения — 2); национально-государственные образования (автономная область — I. автономные округа — 4);

4. Государственная власть в Российской Федерации распространяется на всю ее территорию. Преимущество имеют Конституция и федеральные законы. Параллельно функционируют органы власти субъектов, обладающие полномочиями государственной власти в своей компетенции и правом принятия нормативных актов, соответствующих Конституции РФ и федеральным законам;

5. В дополнение к гражданству Российской Федерации существует гражданство республик в составе РФ;

6. Происходит разграничение ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов (п. 3 ст. 5);

7. Наличие двухпалатного парламента — Федерального Собрания, одна из палат которого (Совет Федерации) представляет интересы субъектов;

8. В отношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ равноправны между собой.

Конституционно-правовой статус Российской Федерации представляет собой совокупность прав и обязанностей государства как участника конституционно-правовых отношений. Этот статус определяется несколькими ключевыми моментами:

1) Российская Федерация является суверенным государством, признанным только в отношении Российской Федерации, а не ее субъектов. Процламация республик государствами в статье 5 Конституции РФ не соответствует определению государства в конституционном и международном праве;

2) Российская Федерация имеет определенную территорию, на которую распространяется ее суверенитет. Согласно статье 67 Конституции РФ, территория Российской Федерации включает:

— территорию ее субъектов (сухопутная территория);

— Внутренние воды — это водные пространства морских портов, заливов, бухт, губ, лиманов, "исторических вод" и других, расположенных вблизи берега от исходных линий, от которых отсчитывается территориальное море;

— Территориальное море — это прилегающий к сухопутной территории или внутренним морским водам морской пояс шириной до 12 морских миль;

— Воздушное пространство над сухопутной территорией, внутренними водами и территориальным морем высотой до 100 км.

Суверенные права и юрисдикция на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации принадлежат Российской Федерации. На континентальном шельфе находятся морское дно и недра подводных районов, которые простираются за пределы ее территориального моря вдоль берега до внешней границы подводной окраины материка или на расстояние 200 морских миль от берега, если внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние. Если шельф выходит за пределы 200 миль, то его внешняя граница не может простираться далее 350 морских миль от берега или далее 100 морских миль от 2500-метровой изобаты, которая соединяет глубины в 2500 метров.

Уникальная экономическая зона представляет собой морскую территорию, которая примыкает к территориальному морю и распространяется на ширину до 200 морских миль от берега. В этой зоне прибрежное государство имеет суверенные права для осуществления разведки, разработки и охраны природных ресурсов — как живых, так и неживых — в водах, покрывающих морское дно, на морском дне и в его недрах. Кроме того, в этой зоне государство имеет право на управление этими ресурсами и осуществление других видов экономической деятельности.

В континентальном шельфе и исключительной экономической зоне государство не обладает суверенитетом, поскольку эти территории не включаются в территорию государства. Однако на этих территориях государство имеет суверенные права и юрисдикцию для осуществления разведки, разработки и сохранения природных ресурсов, находящихся в водной толще, на дне и в его недрах.

3) Русский язык является официальным государственным языком Российской Федерации на всей ее территории, согласно статье 68 Конституции РФ. В то же время республики имеют право определить свои собственные государственные языки, которые используются вместе с русским языком в органах государственной власти, органах местного самоуправления и государственных учреждениях республик;

4) Гражданство Российской Федерации является единым. В соответствии со статьей 6 Конституции РФ, гражданство Российской Федерации является универсальным и одинаковым независимо от способов его приобретения. Каждый гражданин Российской Федерации обладает всеми правами и свободами на территории страны и несет одинаковые обязанности.

6) Конституция РФ обладает высшей правовой силой и распространяется на всю территорию Российской Федерации. Правовая система России включает в себя Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, а также законы субъектов РФ. Она Включает общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ.

7) единое экономическое пространство. В Российской Федерации товары, услуги и финансовые средства свободно перемещаются на всей ее территории. Запрещено устанавливать таможенные границы, пошлины, сборы и другие препятствия для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Российская Федерация имеет единую денежную систему, где рубль — денежная единица. Эмиссию денег осуществляет только Центральный банк Российской Федерации. Использование и выпуск других валют на территории Российской Федерации запрещены;

8) Уникальные символы Российской Федерации. Российская Федерация имеет свой собственный флаг, герб, гимн и столицу. В соответствии со статьей 70 федеральные законы должны регулировать государственные символы Российской Федерации. В настоящее время Закон Российской Федерации от 15 апреля 1993 года "О статусе столицы Российской Федерации" регулирует статус столицы Российской Федерации. Описание и порядок официального использования государственного флага, герба и гимна определяются указами Президента РФ от 11 декабря 1993 года "О Государственном флаге Российской Федерации", от 30 ноября 1993 года "О Государственном гербе Российской Федерации", от 11 декабря 1993 года "О государственном гимне Российской Федерации";

9) Возможность участия в межгосударственных объединениях предоставляется Российской Федерации в соответствии со статьей 79 Конституции РФ. Это право позволяет Российской Федерации вступать в межгосударственные объединения и делегировать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, при условии, что это не нарушает прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации.

Основные черты Российской Федерации как государства

1) Российская Федерация характеризуется наличием своей собственной Конституции, а также разветвленным законодательством, регулирующим практически все общественные отношения в стране. Одной из особенностей России является принцип верховенства федеральных законов.

2) Российская Федерация обладает собственной территорией и территориальным верховенством. Территория России включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, а Воздушное пространство. Россия осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне.

  • Внешнеполитический аспект заключается в том, что никто извне не может распоряжаться территорией России или осуществлять какие-либо изменения на ней.
  • Один из аспектов территориального верховенства заключается в том, что изменения в территории Российской Федерации могут быть произведены только с ее участием, и органы субъектов РФ не имеют на то права.

3) Российской Федерации как федеративному государству присуще единое гражданство, а также полномочия по приему в гражданство и решению вопросов, связанных с прекращением гражданства. Согласно ФЗ «О гражданстве РФ» (2002), установлено только единое гражданство РФ, а вопросы приема в гражданство и выхода из него являются компетенцией РФ.

4) Федеральная система государственных органов включает в себя Президента, Федеральное Собрание, Правительство, Конституционный суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, нижестоящие суды общей и арбитражной юрисдикции, Генерального прокурора, Центральную избирательную комиссию и другие.

  • Согласно Конституции (ст.78), федеральные органы исполнительной власти имеют право создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц для осуществления своих полномочий.
  • Конституцией разрешается федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов РФ передавать друг другу часть своих полномочий по обоюдному соглашению.
  • Президент и Правительство обеспечивают осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией.
  • 5) РФ, как федеративное государство, характеризуется единой внутренней и внешней политикой, формируемой с участием субъектов РФ и осуществляемой органами РФ. РФ имеет международное признание и участвует в международных отношениях;

    6) В Российской Федерации существует централизованная система Вооруженных Сил, которая подчиняется Верховному Главнокомандующему Вооруженными Силами Российской Федерации — Президенту Российской Федерации. Формирование вооруженных сил на уровне субъектов Российской Федерации запрещено.

    7) Российская Федерация имеет унифицированную систему служб безопасности и внутренних дел. Органы безопасности созданы с учетом территориальной структуры государства и подчиняются вертикальной иерархии. Руководители органов внутренних дел субъектов Российской Федерации назначаются Президентом Российской Федерации по представлению министра внутренних дел Российской Федерации;

    8) Государство Российская Федерация обладает уникальной денежно-финансовой системой с одной национальной валютой, системой налогообложения, денежным обращением, Центральным банком Российской Федерации и так далее. Согласно статье 75 Конституции Российской Федерации, национальной валютой в Российской Федерации является рубль.

    9) Россия характеризуется наличием общей экономической системы, основанной на разнообразии форм собственности, свободе экономической деятельности и конкуренции.

    10) Российскую Федерацию отличает наличие государственного языка. Как федеративное государство, Россия имеет право регулировать вопросы использования языка и языковые отношения на всей своей территории.

    11) В Российской Федерации имеются все необходимые символы государства — флаг, герб, гимн, столица. Законы РФ «О государственном гимне РФ» (2000), «О государственном гербе РФ» (2000), «О государственном флаге РФ» (2000) устанавливают эти символы. Столицей РФ является город Москва (закон РФ «О статусе столицы РФ» — 1993 год).

    Правовое государство

    Правовое государство — это государство, которое в своей деятельности подчиняется закону и признает своей основной целью защиту прав и свобод человека.

    Отличительной чертой правового государства является высокий авторитет законности, реальное превосходство права, гарантирующее все права человека и гражданина, а также превосходство закона во всех сферах жизни и деятельности.

    Российская Федерация имеет социальный характер, поскольку общество обладает преимуществом перед государством.

    Определение 2

    Право в Российской Федерации отражает объективные результаты исторических процессов, устанавливает определенные рамки справедливости и свободы, поддерживается государственным аппаратом и находит свое выражение в международных нормах, Конституции РФ, законах и подзаконных актах.

    Важной характеристикой правового государства является его секулярность. В таком обществе не может быть принудительной религии, никто не может быть заставлен принимать или отказываться от веры, и не допускается дискриминация из-за религиозной принадлежности.

    В Российской Федерации гарантируются права и свободы личности, что представляет собой реализацию демократических принципов, поскольку только в стране, где признаются и защищаются права человека, можно говорить о том, что власть принадлежит народу.

    Социальное государство

    Социальное государство — это государство, стремящееся обеспечить достойные условия жизни для своих граждан. Оно обязано выполнять ряд функций:

    • охрана здоровья и безопасности труда;
    • гарантированный минимальный уровень оплаты труда;
    • поддержка семьи, детства, материнства, отцовства, пожилых и инвалидов;
    • развитие социальных служб;
    • выплата пенсий и пособий;
    • и другие виды социальной поддержки.

    Теоретико-исторические аспекты определения государственности: понятие, типы, основные черты современной и российской государственности

    Аннотация: В данной статье исследуется тема государственности с точки зрения теории и истории. Автор выделяет основные характеристики этого явления.

    Государственность рассматривается как качественная особенность общества, неотъемлемо связанная с возникновением государства и его функционированием. В рамках работы проводится анализ различных типов государственности, а также изучается основные черты данного феномена в современных странах.

    В данной научной публикации проводится анализ особенностей российской государственности с применением разнообразных методов исследования, охватывающих как общенаучные, так и специфические научные дисциплины (общая теория государства и права, политология, философия, социология). Основным методологическим подходом, используемым в данной работе, является диалектический метод.

    Помимо основ диалектики, в статье применяются такие общенаучные методы исследования, как анализ и синтез, абстрагирование, сравнительный метод, метод перехода от абстрактного к конкретному и обратно, системно-структурный подход к изучению государственности. Кроме того, особое место занимают специфические и частно-научные методологии вроде исторического метода, формально-юридического метода, метода сравнительного государствоведения и правоведения, а также метода моделирования государственности и права.

    В статье объясняется понятие государственности и выделяются ее ключевые особенности. На основе анализа исторических данных и изучения основных политических и правовых идей, выделяется типология государственности в зависимости от экономических условий, социокультурной идентичности общества и уровня его развития.

    При анализе современного общества можно выделить несколько основополагающих характеристик государственности. Автор приходит к выводу, что на данном этапе развития государства и общества большинства стран присутствует правовая организация их жизнедеятельности, относительная стабильность, мультикультурность, экономическая, территориальная и политико-правовая стабильность, участие в межкультурных процессах, а также другие факторы. Исходя из исторических фактов, можно сделать вывод о том, что российская государственность имеет свои специфические черты, отражающие политико-правовые процессы в современной России. Статья выделяет монархичность, высокую духовность, общинность, сочетание государственности европейской и восточной политико-правовых культур.

    Ключевые слова:

    В данной статье рассматривается тема государственности в теоретическом и историческом ключе. Категория государственности рассматривается через выделение основных характеристик этого явления. Государственность рассматривается как аспект качества общества, который диалектически связан с понятием государственности и обеспечением ее функциональности. Автор пытается рассмотреть отдельные типы государственности. Предметом исследования является также изучение основных характеристик государственности современных стран, а также отдельные черты российской государственности.

    На основе исторических материалов и изучения основных правовых политических идей автор выделяет типологию государственности: в зависимости от экономических условий, социокультурной идентичности общества и уровня социального развития. Автор приходит к выводу, что настоящая стадия развития государства и общества большинства наций характеризуется юридической организацией его жизнедеятельности, относительной стабильностью, мультикультурализмом, экономической и территориальной стабильностью, участием в межкультурных процессах и рядом других аспектов.

    общество, состояние общества, государство, государственность, уровень государственности, признаки государственности, государственность России, современная государственность, юриспруденция, публичное управление

    I. Понятие и основные параметры государственности

    Термин «государственность» является одним из самых сложных для понимания и изучения в отечественной юриспруденции. Это связано с тем, что в правоведении данная категория так и не получила всеобще принятого значения. В некоторых научных исследованиях и учебной литературе встречаются точки зрения, в соответствии с которыми, юридические термины государства и государственности отождествляются, то есть им придается одинаковый смысл и значение [1] . Однако, понятия «государство» и «государственность» являются совершенно разнопорядковыми, они имеют разное лексическое и, соответственно, смысловое значение. Значение исследования категории государственности видится понимании смысла данного явления в отечественном законодательстве [2] , политико-правовой практике современной России [3] и в дальнейшей проработке применительно к научному осмыслению данной категории в рамках историко-правовой и теоретико-методологической науки [4] .

    Теоретическая наука о праве и государстве достаточно подробно изучила государство, несмотря на некоторые "технические" отличия в формулировке данного термина. Термин государственный — это имя, указывающее на свойство того или иного явления. В самом упрощенном виде это слово обозначает принадлежность к государству (например, государственные флаг, герб и гимн Российской Федерации (ч. 1 ст. 70 Конституции Российской Федерации [5] , государственный или муниципальный контракт (ст. 527 Гражданского кодекса Российской Федерации [6] ).

    Следуя от производного суффикса «ность», понятие государственности приобретает совершенно иную смысловую окраску. Упомянутый суффикс обозначает признак, отделённый от объекта, а также характеристику и состояние [7], то есть выступает как свойство какого-либо явления («качество, признак, составляющий отличительную особенность чего-либо» [8]). Как производное от государства (государственного) слово государственность в общем виде представляет собой определённые свойства общества, то есть его состояние, его способность проявиться в государственной организационно-правовой форме. Таким образом, «государство» — это организация, «государственный» — это свойство, а «государственность» — это состояние.

    Необходимо выделить следующие характеристики государственности.

    1) Государственность свойственна именно обществу. Этот аспект является отправной точкой данной статьи. Общество выступает необходимой основой для возникновения и функционирования государства, как указывается в научных исследованиях данной тематики [9]. Поэтому государство признается политической организацией общества.

    3) Государственность — это признак устойчивой политико-правовой организации общества. Современная юридическая наука значительно продвинулась в понимании этого понятия. Например, первобытное общество не обладало основными признаками государственности.

    Родовая община образовывала специфику устойчивости отношений внутри общества. Родовые связи обеспечивали слабую степень стабильности социальных связей, отсутствие организационных предпосылок для формирования сплоченности на основе институтов.

    Современная наука связывает постепенный переход к государственно организованному обществу с эпохой неолита, когда началось разложение первобытно-общинного строя (8-13 тыс. лет до н.э.). Некоторые признаки государственности появились в это время, что называется "протогосударство". Появление верховного вождя (политическая предпосылка), увеличение производительности труда (экономическая предпосылка), возникновение городов (территориальная предпосылка) стали элементами зарождения государственности в обществе. Однако это не означает, что только эти признаки привели к появлению государства. Только с учетом дальнейшего развития параметров государственности, их стабильности, длительности и возможности воспроизводства, становится возможным появление современного государственно организованного общества.

    4) Один из признаков государственности отражает степень организованности общества через его внешние проявления и политико-правовую организацию. Это означает, что признаки государственности могут проявляться в формализации общественных связей. Появление городов, систем управления общественными отношениями (например, родоплеменные советы), разделение собственности, сотрудничество в трудовой деятельности, классовое разделение общества, установление "мононорм", правовые обычаи и другие явления приводили к установлению порядка внутри общества. Происходила постепенная формализация отношений внутри общества, возникали различные общественные организации и институты.

    5) В определенной фазе развития общества появляется государственность, а, как результат, возникает современное понимание государства. Например, приблизительно 5 тысяч лет назад появились условия для возникновения государственности в долинах крупных рек: Нила, Тигра, Евфрата и других. Одним из главных условий возникновения государственности на востоке (восточный путь формирования государства) стало резкое увеличение производительности сельского хозяйства благодаря появлению ирригационных сооружений. Это привело к необходимости их управления. В это время на востоке появились государственно-правовые образования именно из-за появления основных признаков государственности.

    6) Последний и довольно значимый признак государственности заключается в том, что это свойство отражается в возникновении и функционировании государства. Государственность, как предпосылка появления государства, ведет к формированию необходимых элементов государства. Кроме того, государственность наполняет государство специфическими характеристиками, обеспечивает его функционирование и отражает специфику его деятельности.

    Таким образом, учитывая вышеперечисленные характеристики, можно дать следующее определение государственности — это качественная характеристика общества, отражающая степень и формы его политико-правовой организации на определенном этапе развития, выражающаяся в появлении и поддержании функционирования государства.

    ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ: ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ

    Термин "государственность" применяется в различных областях, таких как политика, экономика, политология, социология и юриспруденция. В государственно-правовой сфере некоторые ученые считают, что государственность и государство можно отождествить1, в то время как другие проводят между ними различие. Автор данной статьи поддерживает мнение И.Л. Бачило, Н.С. Бондарь, Л.А.

    Морозовой, В.Е. Чиркина и других о необходимости разграничения государства от государственности. Государство и государственность связаны, но не идентичны: термин "государственность" не равнозначен понятию "государство". В рамках государственности государство является высшей формой и центральным элементом2.

    В своей книге «Общее учение о государстве» Г. Еллинек не обсуждает вопрос о государственности. Софоклов цитирует его следующим образом: «По общепризнанной государственно-правовой концепции Г. Еллинека, государство характеризуется наличием народа, территории и государственной власти, и если несколько властей не подчиняются друг другу, это автоматически приводит к потере государственности». – Ю. Н. Софоклов.

    Статья "Принципы разделения властей: история, заблуждения, вызовы современности" опубликована в журнале "Сравнительное конституционное обозрение". № 6 (91). 2012. С.100; можно отметить, что в справочных изданиях термин "государственность" не выделяется – "Российская государственность в терминах IХ — начала ХХ века. М., "Крафт". 2001.

    В исследовании Л.А. Морозовой "Национальные аспекты развития российской государственности" (1995) исследуется влияние национальных факторов на развитие государственности.

    Далее, в автореферате "Современная российская государственность: Проблемы теории и практики" (1998) рассмотрены актуальные проблемы российской государственности, а В учебном пособии "Проблемы современной российской государственности" (1998) дано более детальное описание указанных проблем. В свою очередь, В.Е. Чиркин в работе "Современное государство" (2001) и Н.С. Бондарь в книге "Конституционная модернизация российской государственности" (2014) рассматривают современные тенденции и проблемы государственности в России. Одновременно подчеркивается необходимость разграничения понятий "государство" и "государственность".

    Здесь говорится о понимании государства в узком и широком смысле. В узком смысле под государством понимается аппарат, механизм, собственно государственная власть. В широком смысле государство рассматривается как этносоциальная (национальная) коллективность.

    Важные факторы, влияющие на государственность, рассматриваются в работах ученых Бачило И.Л., Морозова Л.А., Бондарь Н.С. и других.

    Для более полного понимания темы государственности можно обратиться к словарям, таким как "Современный толковый словарь русского языка" Ефремовой Т.Ф.

    Как государственность олицетворяет собой сущность как индивида, так и коллектива, она неотделима от общества, функционирует и обладает относительной самостоятельностью. Идея государственности основана на защите интересов индивида, коллектива и общества от случайностей. В реализации государственность представляет собой установление порядка и обеспечение безопасности, создание системы образования и институтов, укрепление обычаев и законов.

    Государственность, как вид общественных отношений, осуществляется через социальную регуляцию. В этом контексте государственность — это совокупность запретов, традиций, обычаев, разрешений, обязательств и форм ответственности. В общем, государственность — это организация общества. По своей сути государственность — это защита общества от случайностей. Вкратце о основных признаках государственности.

    Первый показатель – это объединение (единство) государства с обществом. Государственность не выделяется из жизни и интересов индивидов и групп, а происходит от них. Государственность начинает формироваться на определенной территории, заселенной конкретной группой людей. В узком смысле государственность не только выражает управление, поддержание порядка и безопасности, но и формирует их. При этом государственность ориентирована на естественное соблюдение правил обеспечения жизни индивидами, группами и обществом.

    Становление государственности можно рассматривать как аналогичный процесс развития личности. Некоторые утверждают, что "пока нет достаточных данных, которые позволили бы "расставить по порядку" компоненты антропосоциогенеза"8. Таким образом, происхождение государственности развивалось параллельно с формированием человека в качестве социального субъекта.

    Это объясняет, почему государственность имеет как социальную, так и биологическую основу в своем происхождении. Истоки государственности связаны с объединением защиты человека как биологического вида и субъекта социальных отношений. В процессе развития общества государственность выступает как средство защиты социальных отношений, управления и обеспечения безопасности. Однако защита и обеспечение безопасности индивида всегда остаются важными аспектами в деятельности государства.

    Третий признак связан с тем, что государственность в силу своей двойственной природы и разнообразного развития помимо всего прочего выступает как способ накопления знаний, умений, опыта, традиций, преданий, обычаев, правил, практических актов, предпринятых как отдельными людьми, так и обществом в целом. Такая разнообразная практика сохраняется в устных преданиях, сказаниях, могут содержаться в сведениях фольклора, а В виде описаний фактов и явлений в эпических произведениях9.

    Многие из них становятся частью истории этноса и народа, местности и территории, социальной общности и общества. Возможно, что некоторые из них обретают черты императивности и обязательности. Определяют смысл правил, морально-этических норм, правовых установлений. Таким образом, участвуют в формировании историко- культурной основы данного народа, общества.

    Государственность формирует режимы выживания, развития, обновления и восстановления общества. В качестве накопительного канала "всех испытаний и достижений" людей и их организаций государственность выступает историческим ресурсом как для личности, так и для коллектива и общества. Не случайно каждый народ сохраняет память о подвигах отдельных героев, а также героических коллективных действиях населения, жителей поселений, городов и т.д.

    7 Белинский В.Г. Полн. собр. соч. СПб., 1901. Т.4. С.408.

    Данная цитата из работы — Грачев Н.И. Происхождение суверенитета. М.,2009. С.60. Русский ученый В.Н.

    Лешков, в свою очередь, обосновывал место и роль общественной власти в жизни и развитии общества. — Лешков В.Н. Русский народ и государство. СПб. 2004.

    8 Тарасенко В.Г. Постулаты права. М., Городец. 2009. С.16.

    В различных законодательных актах, первых кодификациях, исторических текстах, таких как Законы Хаммурапи и Законы ХП Таблиц, можно найти правила, нормы и обычаи, которые были известны народам до образования государства. Даже в Кодексе Наполеона отражен компромисс между традиционными обычаями и писаным правом (Цвайгерт К., Кѐтц Х. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права. Т.1. М., 1998. С.135).

    Примеры влияния обычаев на законодательство России до 1917 года многочисленны (Лешков В.Н. Русский народ и государство. СПб. 2004.). И в настоящее время этот процесс продолжается.

    В России, например, это отражается в обычаях коренных малочисленных народов, нормах обычаев и обычного права других народов, сохраняя правовую традицию и культуру.

    Естественно, несмотря на различные аспекты, в современном мире суверенитет является неизменным положением. Третий вариант заключается в том, что государственность определяет народ и общество как носителей определенной культуры, например, европейское общество или китайское население. Следует отметить, что народ и общество могут претерпевать различные изменения, как, например, в истории России — от отношений с Золотой Ордой до централизованного государства, имперского развития, советского периода и современной России.

    Разнообразие субъектов является еще одной характеристикой государственности. Формы, способы, режимы, состояния, структуры, институты и связи, заключенные в государственности, являются разнообразными и подвержены изменениям. Это определяется эволюцией общества и его отношением к государству.

    Во многом положение общества зависит от культурных традиций нации и её менталитета. Исторически даже в рамках одной страны список субъектов государственности различен. Субъекты государственности имеют разные возможности, степень определенности полномочий и источники их установления. В настоящее время субъектами государственности являются отдельные лица, коллективы, сообщества и общества, а также этносы, народы, население, общественные объединения, политические партии, территориальные образования и т.д. В качестве источников, где содержатся возможности и полномочия субъектов в этих отношениях, выступают обычаи, традиции, предания, моральные и другие нормы, а также правовые установления.

    Список литературы

    1. Исследование Н.С. Бондаря "Конституционная модернизация российской государственности" было опубликовано в Москве в 2014 году.

    2. В книге И.В. Лексина "Территориальное устройство современного государства: конституционно-правовые проблемы", изданной в 2013 году в Москве, рассматриваются вопросы территориального устройства государства.

    3. В работе В.Н. Лешкова "Русский народ и государство", выпущенной в Санкт-Петербурге в 2004 году, рассматривается взаимоотношение русского народа и государства.

    4. Л.А. Морозова в своей книге "Современная российская государственность: Проблемы теории и практики", представленной в Москве в 1998 году, рассматривает проблемы современного российского государства.

    5. В работе "Расцвет и упадок государства" Мартина Ван Кревельда, опубликованной в Москве в 2006 году, рассматривается история развития государства.

    Правовая страна

    Страна считается правовой, так как все ее действия направлены на соблюдение прав и свобод, считая это основной целью своего существования.

    Государство правового типа характеризуется высоким уровнем авторитета государства, действительным властью права, строгим соблюдением всех законов во всех сферах жизни и деятельности граждан. Описание Российского государства, как социальной страны, определяется преобладанием общества над государством, поэтому страна может быть названа социальной.

    Под правом в РФ понимается результат исторических процессов, закрепленный в определенных рамках свободы и справедливости, который обеспечивается государственным аппаратом, находящим выражение в международных нормах, законах, актах и Конституции.

    Государство с соответствующим законодательством обязательно включает признаки мирского государства. В таком государстве нет единственной обязательной религии, никто не принуждается принимать какую-либо веру или отказываться от нее. В России нет дискриминации по признаку религиозной принадлежности или отсутствия таковой.

    Конституционные черты российского государства включают гарантию полного соблюдения прав и свобод личности. Эта черта является одним из методов реализации демократии. Государство, обеспечивающее полное соблюдение прав и свобод людей, имеет право на заявления о народовластии в стране.

    Если у вас остались вопросы, напишите, в чем вам нужна помощь. Я готов вам помочь.

    Социальная страна

    Особенности конституционного статуса Российской Федерации в качестве социального государства заключаются в установлении целей и задач, направленных на создание условий, обеспечивающих достойный уровень жизни для граждан. Индикаторы социальной направленности государства включают в себя следующие:

    • Защита труда и здоровья граждан;
    • Гарантированный минимум оплаты труда;
    • Поддержка семей, отцовства, материнства и детства;
    • Поддержка пожилых людей и инвалидов;
    • Постоянное развитие системы социального обслуживания;
    • Бесперебойная выплата пенсий и пособий;
    • Комплексное обеспечение социальной защиты.

    Современные технологии, на которых построен интернет-сервис Студворк, не могут полностью поддерживать текущий браузер.

    10 основных признаков государственности в России: ключевые аспекты и значения

    Желаете установить другой браузер?

      Попробуйте Google Chrome

    Или скачайте Яндекс Браузер

    Получить

    Opera

    Загрузить

    Firefox

    Загрузить

    новый Microsoft Edge

    Если вы нажмете эту кнопку, вы подтверждаете, что сайт может отображаться неправильно в вашем браузере. Если у вас возникли проблемы, вы можете связаться с нашей службой поддержки

    Мы работаем по будням с 8.00 до 18.00 по московскому времени

    Оцените статью
    SPBINFO24.RU
    Добавить комментарий